ДЕТЕРМИНАНТЫ КАЧЕСТВА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
УДК/UDC 796.015
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 08.05.2021 г.
А.Ю. Загородникова1
Доктор педагогических наук, профессор О.Н. Степанова1, 2 Кандидат педагогических наук, профессор В.И. Шалупин3 Е.С. Куманцова3
1Российский государственный социальный университет, Москва 2Московский педагогический государственный университет, Москва 3Московский государственный технический университет гражданской авиации, Москва
YOUTH SPORTS TRAINING SERViCE QUALiTY DETERMiNANTS ANALYSiS
A.Yu. Zagorodnikova1
Dr. Hab., Professor O.N. Stepanova1, 2 PhD, Professor V.I. Shalupin3 E.S. Kumantsova3
1Russian State Social University, Moscow
2Moscow Pedagogical State University, Moscow
3Moscow State Technical University of Civil Aviation, Moscow
Аннотация
Цель исследования - определить детерминанты качества тренировочного процесса юных спортсменов.
Методика и организация исследования. На первом этапе исследования были опрошены более 200 воспитанников спортивных школ 14-18 лет, 70 родителей юных спортсменов и 12 тренеров. Респондентам было предложено высказать свои ассоциации и суждения о показателях качества тренировочного процесса. На основании полученных данных от респондентов и данных по результатам контент-анализа нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в области физической культуры и спорта, была разработана анкета с расширенным перечнем показателей качества тренировочного процесса юных спортсменов. На втором этапе исследования респондентам было предложено оценить по 5-балльной шкале степень важности показателей (от 5 - исключительно важно, до 1 - абсолютно не имеет значения). Для разработки статистической (факторной) модели показателей качества тренировочного процесса юных спортсменов полученные данные были сведены в единую матрицу и подвергнуты факторному анализу с ротацией референтных осей по Varimax-критерию. Результаты исследования и выводы. В результате полученных данных был определен перечень показателей качества тренировочного процесса юных спортсменов. Статистическая (факторная) модель показателей качества тренировочного процесса юных спортсменов включает в себя четыре компонента (фактора): «результативные показатели тренировочного процесса», «результативные показатели тренировочного процесса, реализуемые тренером», «процессуальные показатели тренировочного процесса», «процессуальные показатели тренировочного процесса, реализуемые тренером».
Ключевые слова: имидж тренера, детерминанты качества тренировочного процесса юных спортсменов.
Abstract
Objective of the study was to analyze and rank the youth sports training service quality determinants.
Methods and structure of the study. We sampled for the first-stage questionnaire survey the 14-18 year-old sports school trainees (n=200), their families (n=70) and coaches (n=12) to find their opinions on and expectations as to the training service quality. The survey data were verified by a content-analysis of the relevant legal and regulatory framework to produce an updated second-stage version of the questionnaire survey form with a special emphasis on the youth sports training service quality. The new questionnaire survey ranked the training service quality factors on a 5-point scale (from 1-point unimportant to the 5-point extremely important elements). The questionnaire survey data and rankings were used to develop a factor model for the training service quality that puts the training service quality factors and elements into a single matrix to facilitate a factorial analysis with the Varimax rotation test.
Results and conclusion. The training service quality elements and combined factors analyzed above are unlikely inclusive enough; and we would recommend further studies to correct, amend and complement the training service quality rating and ranking database and analyses.
The training service quality profiling data and analysis may be recommended as benchmarks for the coaching personality and expertise excellence and junior athletes' sports training service quality improvement initiatives.
Keywords: coach's image, junior athletes' training service quality determinants.
Введение. В настоящее время наблюдается рост конкуренции на мировой спортивной арене. В современном спорте спортсмен не всегда может гарантировать себе высокий спортивный результат лишь за счет постоянного увеличения тренировочных нагрузок. Одной из составляющих, необходимых для поддержания высокого уровня конкурентоспо-
собности, выступает качественная работа кадров, отвечающих за подготовку спортивного резерва страны - тренеров спортивной школы [3].
Большинство научных, научно-исследовательских работ, посвященных проблеме качества тренировочного процесса, рассматривает качественный тренировочный процесс в кон-
тексте результата, достигнутого спортсменом на спортивных соревнованиях, а также показателей его физического развития, за конкретный период, что не всегда объективно характеризует качественную составляющую тренировочного процесса [1, 2]. Исходя из этого, авторы видят актуальным определить детерминанты качества тренировочного процесса юных спортсменов.
Цель исследования - определить детерминанты качества тренировочного процесса юных спортсменов.
Методика и организация исследования. На первом этапе исследования опрошены более 200 воспитанников спортивных школ 14-18 лет, 70 родителей юных спортсменов и 12 тренеров. Респондентам было предложено высказать свои ассоциации и суждения о показателях качества тренировочного процесса. На основании полу-
ченных данных от респондентов и данных по результатам контент-анализа нормативной и правовой документации в области физической культуры и спорта разработана анкета с расширенным перечнем показателей качества тренировочного процесса юных спортсменов. На втором этапе исследования респондентам было предложено оценить по 5-балльной шкале степень важности каждого показателя (от 5 - исключительно важно до 1 - абсолютно не имеет значения).
Для разработки факторной модели показателей качества тренировочного процесса полученные данные были сведены в единую матрицу и подвергнуты факторному анализу с ротацией референтных осей по Varimax-критерию.
Результаты исследования и их обсуждение. Был определен перечень показателей качества тренировочного про-
Статистическая (факторная) модель показателей качества тренировочного процесса юных спортсменов
Удельный вес фактора, %
Наполнение фактора с указанием величины нагрузки
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
а
■
с
га
^
О (и .с Н
27,46
21,72
15,44
7,61
72,23 %
Результативные показатели тренировочного процесса
- уровень сформированности спортивной мотивации у занимающихся - 0,862
- регулярность посещения тренировочных занятий занимающимися - 0,860
- успешное освоение занимающимися программ спортивной подготовки - 0,822
- улучшение (как минимум, сохранение) физического и психического состояния здоровья занимающихся - 0,820
- соответствие уровня подготовленности воспитанников требованиям федерального стандарта и программы спортивной подготовки по виду спорта - 0,806
- наличие у занимающихся медицинского допуска к участию в соревнованиях - 0,741
- положительная динамика результатов участия воспитанников в спортивных соревнованиях различного уровня
- 0,687
- положительная динамика спортивных достижений спортсмена за три года - 0,670
- успешное выполнение тренировочного плана занимающимися - 0,669
- успешное выполнение воспитанниками контрольно-переводных нормативов в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки - 0,658
- соблюдение занимающимися этических норм в области спорта - 0,618
- сохранность контингента занимающихся в течение года - 0,550
- наличие позитивных сдвигов в показателях физической подготовленности занимающихся - 0,529
- достижение воспитанниками личных краткосрочных и долгосрочных целей спортивной подготовки - 0,513
- наличие позитивных сдвигов в показателях функциональной подготовленности занимающихся - 0,510
Результативные показатели тренировочного процесса, реализуемые тренером
- наличие обоснованной системы планирования периодов отдыха спортсменов в соответствии с требованиями ФССП - 0,782
- улучшение (как минимум, сохранение) физического и психического состояния здоровья занимающихся - 0,738
- наличие обоснованной системы планирования тренировочных и соревновательных мероприятий - 0,628
- уровень сформированности спортивной мотивации у занимающихся - 0,562
- наличие и качество работы по формированию умений и навыков организации самоконтроля у занимающихся -0,555
- наличие и качество воспитательной работы со спортсменами - 0,541
- соблюдение занимающимися антидопинговых правил- 0,540
- наличие и качество работы по формированию культуры питания у занимающихся - 0,527
- наличие и качество организации работы тренера над духовно-нравственным воспитанием спортсменов - 0,524
- соблюдение занимающимися этических норм в области спорта - 0,501
Процессуальные показатели тренировочного процесса
- качество материально-технического и ресурсного обеспечения тренировочного процесса - 0,796
- наличие и уровень финансового обеспечения тренировочного процесса - 0,773
- применение в тренировочном процессе средств восстановления занимающихся - 0,658
- нацеленность тренировочного процесса на формирование спортсмена как гармонично развитой личности -0,614
- положительный морально-психологический климат в спортивном коллективе - 0,514
Качество тренерского состава Профессиональная компетентность тренера
- уровень мотивации тренеров к профессиональной деятельности - 0,518
- систематическое повышение квалификации тренера - 0,504 Личностные качества тренера
- положительные личностные качества тренера - -0,773
- гармоничность и адекватность взаимоотношений тренера и воспитанников - -0,569
Суммарный вклад факторов в общую дисперсию
Примечание: приведены компоненты с нагрузкой более 0,5.
70
http://www.teoriya.ru
№8^ 2021 Август | August
№
2
3
4
цесса юных спортсменов и их степень важности (значимости).
В рамках данного исследования была построена статистическая (факторная) модель показателей качества тренировочного процесса юных спортсменов (см. таблицу).
Как видно из таблицы, статистическая модель показателей качества тренировочного процесса юных спортсменов включает в себя четыре компонента (фактора).
Первый фактор с удельным весом 27,46 % идентифицирован как «Результативные показатели тренировочного процесса»: «достижение воспитанниками личных краткосрочных и долгосрочных целей спортивной подготовки»; «успешное выполнение тренировочного плана занимающимися»; «сохранность контингента занимающихся в течение года»; «наличие позитивных сдвигов в показателях физической подготовленности занимающихся»; «положительная динамика спортивных достижений спортсмена за три года»; «улучшение (как минимум, сохранение) физического и психического состояния здоровья занимающихся».
Факторная нагрузка второго компонента равна 21,72 %. Данный компонент включает следующие показатели: «наличие обоснованной системы планирования периодов отдыха спортсменов в соответствии с требованиями ФССП»; «улучшение (как минимум, сохранение) физического и психического состояния здоровья занимающихся»; «уровень сформированности спортивной мотивации у занимающихся»; «соблюдение занимающимися антидопинговых правил»; «соблюдение занимающимися этических норм в области спорта», что позволяет обозначить его как «Результативные показатели тренировочного процесса, реализуемые тренером».
Третий фактор «Процессуальные показатели тренировочного процесса» имеет удельный вес 15,44 0% и представлен такими характеристиками, как «наличие и уровень финансового обеспечения тренировочного процесса»; «качество материально-технического и ресурсного обеспечения тренировочного процесса»; «применение в тренировочном процессе средств восстановления занимающихся»; «нацеленность тренировочного процесса на формирование спортсмена как гармонично развитой личности»; «положительный морально-психологический климат в спортивном коллективе».
Четвертый компонент «Качество тренерского состава» представлен двумя группами с вкладом в общую диспер-
сию 7,61 % и имеет в составе характеристики: «уровень мотивации тренеров к профессиональной деятельности» и «систематическое повышение квалификации тренера», позволяющей интерпретировать фактор как «профессиональная компетентность тренера»; вторая группа «личностные качества тренера» включает показатели «положительные личностные качества тренера», «гармоничность и адекватность взаимоотношений тренера и воспитанников».
Представленные показатели качества тренировочного спортсмена не является исчерпывающими, последующая корректировка и дополнение данных будет являться объектом дальнейших научных изысканий авторов.
Выводы. Полученные данные - детерминанты качества тренировочного процесса юных спортсменов - могут послужить ориентирами для разработки программы управления имиджем спортивного тренера, а также для контроля и оценки качества тренировочного процесса юных спортсменов.
Литература
1. Калинин А.Д. Определение критериев оценки психолого-педагогической деятельности тренера по морскому многоборью /
A.Д. Калинин, В.Ю. Карпов // Известия сочинского государственного университета. - № 3-21. - 2012. - С. 137-143.
2. Петров А.Б. Критерии эффективности тренировки квалифицированных самбистов и борцов дзюдо / А.Б. Петров, С.П. Бодько,
B.К. Сейсебаев и др. // Теория и практика физической культуры. - № 8. - 2019. - С. 98.
3. Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081 «Об утверждении стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года» - URL: https://minsport.gov. ru/documents/.
References
1. Kalinin A.D., Karpov V.Yu. Opredelenie kriteriev otsenki psikhologo-pedagogicheskoy deyatelnosti trenera po morskomu mnogoboryu [Criteria for assessing psychological and pedagogical activity of maritime all-around coach]. Izvestiya Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2012, no. 3, pp. 137-143.
2. Petrov A.B., Bodko S.P., Seisebayev V.K. et al. Kriterii effektivnosti trenirovki kvalifitsirovannykh sambistov i bortsov dzyudo [Training process efficiency criteria in professional sambo and judo sports]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. No. 8. 2019. P. 98.
3. Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 24 noyabrya 2020 g. # 3081-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya fizicheskoy kultury i sporta v RF na period do 2030 goda» [Order of the Government of the Russian Federation of November 24, 2020 No. 3081-r "On approval of the Strategy for the development of physical education and sports in the Russian Federation for the period up to 2030"]. Available at: https:// minsport.gov.ru/documents/.
НОВЫЕ КНИГИ
чинкин с.с. методика преподавания футбола в вузЕ: учебное пособие / с.с. чинкин, и.х. ВАХИТОВ, а.в. изосимовА [и др.]. - Казань: кгавм им. Баумана, 2020. - 103 с.
Учебное пособие составлено в соответствии с учебным планом по направлению подготовки бакалавров и специалистов 36.03.02 «Зоотехния», 35.03.07 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», 36.05.01 «Ветеринария», 36.03.01 «Ветеринарно-санитарная экспертиза» предназначено для студентов очной формы обучения факультета биотехнологии и стандартизации, факультета ветеринарной медицины, заочной формы факультета дополнительного профессионального и заочного обучения. В учебном пособии излагаются теоретико-методические основы спортивной игры в футбол, его роль и место в системе физического воспитания и спорта, в профессиональном физкультурном образовании; представлена методика обучения базовой спортивной игре - футболу. Учебное пособие предназначено для преподавателей, учителей физкультуры, тренеров команд по спортивным играм и студентам вузов. Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями программы по предмету «Физическая культура» для студентов вузов. Оно предназначено и адаптировано для студентов института физической культуры и учителей физической культуры. В учебное пособие вошли основы техники игры в футбол, включенный в программу вузов, история их возникновения и развития, методика обучения, основные правила соревнований по футболу.