Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ТРЕНЕРА СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ КАК ФАКТОРА КАЧЕСТВА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА'

ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ТРЕНЕРА СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ КАК ФАКТОРА КАЧЕСТВА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ ТРЕНЕРА СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ / ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ТРЕНЕРА / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загородникова Анастасия Юрьевна

Цель исследования - разработать технологию совершенствования профессионального имиджа тренера спортивной школы как фактора качества учебно-тренировочного процесса. Исследование проводилось на базе Физкультурно-спортивного объединения «Юность Москвы» и Спортивной школы олимпийского резерва «Спортивная школа № 102» Москомспорта. В содержании разрабо танной технологии отражены цели, задачи, методы, формы педагогической деятельности и ожидаемые результаты каждого из четырёх этапов: информационно-диагностического, проектировочного, реализационного и контрольно-оценочного. В ходе педагогического эксперимента доказана эффективность разработанной технологии в решении задач повышения качества учебно-тренировочного процесса, совершенствования профессионального имиджа тренера спортивной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Загородникова Анастасия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF IMPROVING THE PROFESSIONAL IMAGE OF A SPORTS SCHOOL COACH AS A FACTOR OF THE QUALITY OF THE TEACHING AND TRAINING PROCESS

The purpose of the study is to develop the technology for improving the professional image of the sports school coach as a factor in the quality of the educational and training process. The study was carried out on the basis of the Physical Culture and Sports Association "Youth of Moscow" and the Sports School of the Olympic Reserve "Sports School No. 102" of Moskomsport. The content of the developed technology reflects the goals, objectives, methods, forms of pedagogical activity and the expected results of each of the four stages: information and diagnostic, design, implementation and control and evaluation. In the course of the pedagogical experiment, the effectiveness of the developed technology was proved in solving the problems of improving the quality of the educational and training process, improving the professional image of a sports school coach.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ТРЕНЕРА СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ КАК ФАКТОРА КАЧЕСТВА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА»

ЛИТЕРАТУРА

1. Милевская, Н.А. Методика обучения игре в хоккей с мячом спортсменов начальной подготовки / Н.А. Милевская, Г.Я. Галимов // Вестник Бурятского государственного университет. -2014. - № 13. - С. 133-135.

2. Динамика физической подготовленности спортсменов в хоккее с мячом / В.П. Усенко, В.Е. Могилёв, Н.Ю. Пальчикова, В.А. Шестаков // Теория и практика физической культуры. - 2017. - №7. - С. 78-82.

3. Могилёв, В.Е. Технология совершенствования двигательных действий юных спортсменов в хоккее с мячом / В.Е. Могилёв, С.С. Добровольский, Н.Ю. Пальчикова // Физическая культура и спорт в современном обществе. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции:- Хабаровск, 2018г. - С. 221-228.

4. Мезенцев, В.В. Динамика изменения показателей психомоторных способностей юных хоккеистов в хоккее с мячом на этапах многолетней подготовки / В.В. Мезенцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 12 (154). - С. 182-184.

5. Характеристика соревновательной деятельности хоккеистов с мячом высокой квалификации / О.З. Зиганшин, П.Б. Кононенко, В.П. Усенко, В.М. Шишенков // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 5. - С. 69.

6. Off-Ice Anaerobic Power Does Not Predict On-Ice Repeated Shift Performance in Hockey / B.J. Peterson, J.S. Fitzgerald, C.C. Dietz, and E.M. Snyder, - doi: 10.1519/JSC.0000000000001341 // Journal of Strength and Conditioning Research. - 2016 . - Vol. 30, No. 9 - P. 2375-2381.

REFERENCES

1. Milevskaya, N.A. and Galimov, G.Ya. (2014), "Method of training in the game of hockey with the ball of athletes of initial training", Bulletin ofBuryatState University, No. 13, pp. 133-135.

2. Usenko, V.P., Mogilev, V.E., Palchikova, N.Yu. and Shestakov, V.A. (2017), "Dynamics of physical fitness of athletes in ball hockey", Theory and practice ofphysical culture, Vol. 7, pp. 78-82.

3. Mogilev, V.E., Dobrovolsky, S.S. and Palchikova, N.Yu. (2018), "Technology for improving the motor actions of young athletes in ball hockey", Physical Culture and Sports in Modern Society, collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Khabarovsk, March 23-24, 2018. pp. 221-228.

4. Mezentsev, V.V. (2017), "Dynamics of changing the psychomotor abilities of young hockey players in ball hockey at the stages of long-term training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (154), pp. 182-184.

5. Ziganshin, O.Z., Kononenko, P.B., Usenko, V.P. andShishenkov (2015), "Characterization of competitive activities of hockey players with a high-qualification ball", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 69.

6. Peterson, B.J., Fitzgerald, J.S., Dietz, C.C. and Snyder, E.M. (2016), "Off-Ice Anaerobic Power Does Not Predict On-Ice Repeated Shift Performance in Hockey", Journal of Strength and Condi-tioningResearch, Vol.30, No. 9, pp. 2375-2381, doi: 10.1519/JSC.0000000000001341.

Контактная информация: kos-jom83@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.11.2021

УДК 796.011.1

ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ТРЕНЕРА СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ КАК ФАКТОРА КАЧЕСТВА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Анастасия Юрьевна Загородникова, старший преподаватель, Российский государственный социальный университет, г. Москва

Аннотация

Цель исследования - разработать технологию совершенствования профессионального имиджа тренера спортивной школы как фактора качества учебно-тренировочного процесса. Исследование проводилось на базе Физкультурно-спортивного объединения «Юность Москвы» и Спортивной школы олимпийского резерва «Спортивная школа № 102» Москомспорта. В содержании разрабо-

танной технологии отражены цели, задачи, методы, формы педагогической деятельности и ожидаемые результаты каждого из четырёх этапов: информационно-диагностического, проектировочного, реализационного и контрольно-оценочного. В ходе педагогического эксперимента доказана эффективность разработанной технологии в решении задач повышения качества учебно-тренировочного процесса, совершенствования профессионального имиджа тренера спортивной школы.

Ключевые слова: имидж тренера спортивной школы, технология совершенствования профессионального имиджа тренера, учебно-тренировочный процесс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p145-148

TECHNOLOGY OF IMPROVING THE PROFESSIONAL IMAGE OF SPORTS SCHOOL COACH AS A FACTOR OF THE QUALITY OF THE TEACHING AND

TRAINING PROCESS

Anastasiya Yurievna Zagorodnikova, the senior teacher, Russian State Social University, Moscow

Abstract

The purpose of the study is to develop the technology for improving the professional image of the sports school coach as a factor in the quality of the educational and training process. The study was carried out on the basis of the Physical Culture and Sports Association "Youth of Moscow" and the Sports School of the Olympic Reserve "Sports School No. 102" of Moskomsport. The content of the developed technology reflects the goals, objectives, methods, forms of pedagogical activity and the expected results of each of the four stages: information and diagnostic, design, implementation and control and evaluation. In the course of the pedagogical experiment, the effectiveness of the developed technology was proved in solving the problems of improving the quality of the educational and training process, improving the professional image of a sports school coach.

Keywords: image of coach, technology of improving the professional image of coach, educational and training process.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из перспективных направлений развития физической культуры и спорта в Российской Федерации выступает приведение процесса подготовки трудовых ресурсов к запросам рынка труда, формирование высокопрофессионального тренерского состава, способного организовать качественный учебно-тренировочный процесс [3]. В современных реалиях профессиональный имидж выступает многофакторным феноменом, однако большинство физкультурно-спортивных организаций не организуют работу по совершенствованию профессионального имиджа специалиста.

Цель исследования - разработать технологию совершенствования профессионального имиджа тренера спортивной школы как фактора качества учебно-тренировочного процесса.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе ГБУ «ФСО "Юность Москвы"» и ГБУ СШОР «Спортивная школа № 102» Москомспорта. Ориентирами для разработки технологии совершенствования профессионального имиджа тренера как фактора качества учебно-тренировочного-процесса послужили результаты предыдущих исследований [1,2 ]. В содержании разработанной технологии отражены цели, задачи, методы, формы работы и ожидаемые результаты каждого из четырёх этапов: информационно-диагностического, проектировочного, реализационного и контрольно-оценочного.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Целью первого этапа (информационно-диагностического) является создание информационной базы для разработки программы совершенствования профессионального

имиджа тренера спортивной школы как фактора качества учебно-тренировочного процесса. На данном этапе осуществляется диагностика текущего имиджа тренера, устанавливаются отличительные (позитивные, негативные, нейтральные) характеристики, присущие тренеру спортивной школы, по мнению воспитанников и их родителей или законных представителей, составляется текущий имиджевый профиль тренера.

Цель второго (проектировочного) этапа - разработка программы совершенствования профессионального имиджа тренера спортивной школы. Задачи данного этапа: определить основные направления и формы работы, перечень мероприятий, ожидаемые результаты и способы оценки результативности работы.

На третьем (реализационном) этапе производится внедрение и реализация мероприятий программы по совершенствованию профессионального имиджа тренера спортивной школы как фактора качества учебно-тренировочного процесса. Основные направления:

1) работа со спортсменами (беседа, тематический час, диалог, дискуссия, анализ конкретных ситуаций, просмотр и анализ видео материалов, кейс-стади, фестиваль, экскурсия, создание портфолио, мастер-класс, флешмоб, привлечение к организации мероприятий, день самоуправления, поддержание/создание традиций, встречи с титулованными спортсменами, конкурсы, материальное стимулирование и др.);

2) работа с родителями спортсменов (дни открытых дверей, презентация спортивной школы, форум, индивидуальная и групповая консультация, наблюдение за спортсменами на тренировках, родительские собрания, анкетирование и др.);

3) работа с тренерами (круглый стол, тренинги, дискуссия, семинары, проектная работа, деловая игра и др.);

4) наглядно-информационная работа с использованием средств массовой информации и коммуникации.

Четвертый этап (контрольно-оценочный) предусматривает оценку результативности программы совершенствования профессионального имиджа тренера спортивной школы как фактора качества учебно-тренировочного процесса. На данном этапе осуществляется сравнение текущих результатов с запланированными. Основные методы данного этапа: анализ плановой и отчётной документации спортивной школы (физкуль-турно-спортивной организации), сравнительно-сопоставительный анализ опросов (анкетирование, интервьюирование) до и после внедрения технологии совершенствования профессионального имиджа тренера, метод индексов, метод составления оценочных карт и др. В программу допускается внесение коррективов при значительном отклонении запланированных и фактических результатов для обеспечения их максимального соответствия. В ходе педагогического эксперимента, проведённого на базах ГБУ «ФСО "Юность Москвы"» и ГБУ СШОР «Спортивная школа № 102» Москомспорта доказана высокая эффективность разработанной технологии совершенствования профессионального имиджа тренера спортивной школы как фактора качества учебно-тренировочного процесса. В результате апробации предложенной технологии:

- индекс реализованности профессионального имиджа тренера спортивной школы увеличился с 77,2% до 95,7%.

- шесть показателей качества учебно-тренировочного процесса переместились из квадранта «сосредоточиться на этом» карты «важность-исполнение» в квадрант «успешный результат»;

- в ГБУ СШОР «Юность Москвы» зафиксирован рост: количества спортсменов, включенных в списки сборных команд города Москвы, с 8,3% до 16,2%; стабильности состава занимающихся с 93,8% до 99,8%; количества выполненных разрядов и званий с 47,0% до 66,4%;

- в ГБУ СШОР «Спортивная школа № 102» отмечено увеличение: количества спортсменов, включенных в списки сборных команд города Москвы с 8,3% до 16,2%;

стабильности состава занимающихся с 84,6% до 96,2%; количества выполненных разрядов и званий с 54,2% до 67,4%; успешных выступлений спортсменов на региональных, всероссийских и международных соревнованиях (количество занятых призовых мест) с 8,7% до 17,1% от общего числа воспитанников спортивной школы, проходящих спортивную подготовку на тренировочном этапе и этапе спортивного совершенствования.

ВЫВОДЫ

В ходе педагогического эксперимента доказана эффективность разработанной технологии в решении задач повышения качества учебно-тренировочного процесса, совершенствования профессионального имиджа тренера спортивной школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Детерминанты качества тренировочного процесса юных спортсменов / А.Ю. Загород-никова, О.Н. Степанова, В.И. Шалупин, Е.С. Куманцова // Теория и практика физической культуры.

- 2021. - № 8. - С. 69-71.

2. Загородникова А. Ю. Статистическая модель имиджа тренера спортивной школы: результаты опроса юных спортсменов / А.Ю. Загородникова // Педагогический имидж. - 2020. - № 3.

- С. 436-445.

3. Эффективность - перспективное направление развития физической культуры и спорта в Российской Федерации / В.А. Кудинова, Н.Д. Лысаков, В.Ю. Карпов, А.А. Кудинов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3 (193). - С. 228-232.

REFERENCES

1. Zagorodnikova A.Yu., Stepanova O.N., Shalupin V.I. and Kumantsova E.S. (2021), "Determinants of the quality of the training process of young athletes", Theory and Practice of Physical Culture, No. 8, pp. 69-71.

2. Zagorodnikova A.Yu. (2020), "Statistical model of the image of a sports school coach: results of a survey of young athletes", Pedagogical Image, No. 3, pp. 436-445.

3. Kudinova V.A., Lysakov N.D., Karpov V.Yu and Kudinov A.A. (2021), "Efficiency is a promising direction for the development of physical culture and sports in the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 193, No. 3, pp. 228-232.

Контактная информация: anastasiazagorodnikova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.11.2021

УДК 796.926

ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРА PNEUBOUNDER ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ГОРНОЛЫЖНИКОВ

Николай Алексеевич Зиновьев, кандидат педагогических наук, доцент, Надежда Дмитриевна Алексеева, старший преподаватель, Александр Сергеевич Смирнов, преподаватель, Александр Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова, г. Санкт-

Петербург

Аннотация

Введение. В данном исследовании мы рассмотрели возможность применения тренажера Pneubounder для физической подготовки горнолыжников. Цель исследования: определить эффективность и целесообразность применения тренажера Pneubounder для развития скоростно-силовой выносливости горнолыжников 14-15 лет. Организация исследования. Было проведено педагогическое тестирование, далее спортсмены были разделены на две равные группы. В экспериментальной группе был применен тренажер Pneubounder, в контрольной - батут. Для оценки результатов было проведено повторное педагогическое тестирование. Результаты исследования и их обсуждение. Спортсмены обеих групп достоверно улучшили результаты за период проведения эксперимента,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.