Научная статья на тему 'Профессиональный имидж психолога-консультанта'

Профессиональный имидж психолога-консультанта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3927
659
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ ПСИХОЛОГА / ДОВЕРИЕ / ИМИДЖОБРАЗУЮЩИЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / IMAGE OF THE PSYCHOLOGIST / TRUST / IMAGE-DEVELOPING QUALITIES / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елисеева О.О.

В статье предложена модель имиджа психолога как фактора доверия клиента. Актуальность проблемы обусловлена фундаментальной значимостью данного фактора. Результаты исследования могут быть применены в процессе психологического консультирования в области вузовского образования, в имиджпросвещении и имиджелогическом воспитании специалистов сферы «человекчеловек».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональный имидж психолога-консультанта»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

О. О. Елисеева

Аннотация. В статье предложена модель имиджа психолога как фактора доверия клиента. Актуальность проблемы обусловлена фундаментальной значимостью данного фактора. Результаты исследования могут быть применены в процессе психологического консультирования в области вузовского образования, в имидж-просвещении и имиджелогическом воспитании специалистов сферы «человек-человек».

Ключевые слова: имидж психолога, доверие, имиджобразующие качества, профессиональная компетентность.

Summary. The article presents a model of the psychologist's image as factor of the customer's trust. The timeliness of the problem is explained by the fundamental importance of the given factor. The research results can be used in psychological consulting, in university education, and in professional image education of specialists in the sphere of «person-to-person».

Ф #

Keywords: image of the psychologist, trust, image-developing qualities, professional competence.

Эффективная психологическая помощь населению является актуальной проблемой современной общественной жизни. Осознанно сформированный имидж повышает качество профессиональной деятельности психолога как содержательно - через социальные роли и позиции, уровень которых достигается субъектом, - так и «в темпокорректирующем плане» [1]. Вместе с тем проблема формирования и управления имиджем психолога как фактором доверия в процессе психологического консультирования теоретически и экспериментально разработана явно недостаточно. Раскрытие условий приобретения позитивного имиджа отвечает необходимости

включения результатов подобных исследований в процесс обучения специалистов сферы «человек-человек», что содействует повышению престижа соответствующих профессий.

В теоретическом плане актуальность исследования имиджа психолога тесно связана с непреходящей значимостью изучения процессов инте-рио ризации-экстериоризации образа «я» человека и экспрессии-импрессии личности [там же]. Интерпретация невербального поведения - сложная методологическая проблема современной социальной психологии. Методологическими основами исследования в нашей работе являются: культурно-исторический, социально-

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ

332

перцептивный, психосемантическии и психосемиотический подходы. Исследование имиджа психолога основывается на фундаментальных принципах психологии социального познания и психологии общения: системности, субъектности и целостности, а также на принципах синергетики.

С позиций психосемантического подхода в нашей работе анализируются изменения структуры обыденного сознания, на основе чего раскрываются содержательные взаимосвязи отдельных житейских представлений, классифицируемые в связи с предметом исследования как стереотипные. При системном подходе отношения доверия и недоверия психолога и клиента рассматриваются в их взаимосвязи и взаимопроникновении, когда при изменении одного из компонентов изменяются другие. Согласно принципу целостности, содержание имиджа не сводится к сумме отдельных его компонентов, причем каждый компонент не полностью входит в целое, тем не менее, полноценно его представляя. Становление имиджа на основе системного подхода предполагает линейность, непрерывность и, вместе с тем, смену стадий и закономерностей развития.

В связи с активно разрабатываемым в настоящее время синергетиче-ским подходом, в исследовании отношений психолога и клиента анализируется неравномерность развития отношений доверия и недоверия, образующих единую систему имиджа психолога. Благодаря формирующимся в этой системе новообразованиям, имидж как система переходит на качественно новый уровень развития. При этом изменяется структура имиджа, анализируемая с позиций двух основ-

ных подходов: изоморфного, согласно которому имидж отражает реально сложившуюся ситуацию отношений психолога и клиента, и гештальтист-ского, представляющего имидж сферическим образом, как целостную и устойчивую структуру, в центре которой находятся наиболее значимые, а на периферии - наименее значимые, ситуативные качества и характеристики его компонентов.

Адекватно основным закономерностям социальной перцепции, раскрываемым в психосемиотическом подходе, профессиональный имиджа психолога рассматривается нами как отражение в массовом сознании образа определенной профессии. Визуально-семиотические проявления внешнего облика, по мнению Е. А. Петровой, представляют полифункциональный компонент профессионального общения, поскольку имидж человека - это «...интеграция его социальных, профессиональных, психологических и собственно относящихся к внешнему облику характеристик», складывающаяся прямо и косвенно [там же, с. 7].

На основе теоретического анализа мы предполагаем, что внешний облик является важным компонентом профессионального имиджа психолога, влияющим на оценку личностных и профессиональных качеств, то есть существуют стереотипные априорные суждения о его профессионализме. Внешний облик психолога создает те или иные установки клиента в процессе психологического консультирования. Становление и технологии формирования имиджа определяются особенностями субъекта и объекта восприятия, целями и задачами создания имиджа. По нашему мнению, технологии формирования имиджа пси-

Преподаватель XX

2 / 2011

холога должны быть основаны прежде всего на понимании сущности феномена имиджа с учетом особенностей внешнего облика инципиента. Необходимо осознание индивидуально-психологических особенностей в конкретных условиях профессионального общения и деятельности. Не менее важно определение характера предметной среды и целевой аудитории, включая особенности психологии конкретного клиента и социально-психологической ситуации его состояния. В формировании отношений доверия клиента особенно существенны основные имиджобразующие качества психолога.

Необходимо учитывать, что виды межличностного доверия представляют собой ситуативные и динамичные явления, обладающие различными характеристиками и в разных, и в сходных ситуациях взаимодействия [2]. Современными исследователями показано, что феномены доверия и недоверия не являются одними только противоположными явлениями единого континуума. Феномены одновременно существуют в мультиплексных отношениях: доверие может существовать в одних отношениях при одновременном существовании недоверия в других. Кроме того, доверие и недоверие может существовать временами. Наличие у воспринимаемого человека противоречивых качеств -основная причина проявления доверия и недоверия, при этом неоднозначно проявляющаяся в различных аспектах межличностных отношений. Так, могут быть определены качества личности, вызывающие одновременно и доверие, и недоверие.

Учитывая многоаспектность отношений доверия и недоверия, мы пред-

лагаем следующую модель имиджа психолога как фактора доверия ему клиента. По нашему мнению, компонентами имиджа психолога являются: внешний облик психолога (габитус, экспрессивное поведение, голос); запахи и социальное оформление личности (одежда и аксессуары); предметная среда (фон восприятия); индивидуально-психологические особенности психолога; особенности профессионального общения психолога; особенности профессиональной деятельности психолога.

Компонентами доверия клиента психологу являются: когнитивный (представления и ожидания клиента, связанные с поведением психолога), эмоциональный (оценки клиентом процесса взаимодействия с психологом) и поведенческий (готовность клиента к определенным действиям в отношении психолога и сложившихся условий взаимодействия).

В соответствии с приведенными методологическими основаниями были определены необходимые методы и методики исследования имиджа как фактора доверия в отношениях психолога и клиента, включающие контент-анализ, факторный и частотный анализ, психосемантические методики, а также авторские методики критериев доверия/недоверия и оценки типов имиджа психолога-консультанта.

Согласно теоретико-методологическому подходу Е. А. Петровой в отношении эмпирических исследований внешнего облика, нами была применена соответствующая методика (Е. А. Петрова, 1998), позволившая описать следующие знаковые системы как компоненты профессионального имиджа психолога:

333

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ

334

1. Мужчина-психолог, вызывающий доверие:

• форма лица - прямоугольное

• габитус - среднее телосложение

• костюм - деловой стиль

• прическа - стрижка, короткие волосы

• жесты - открытые, приглашаю щие

• мимика - улыбающееся лицо

2. Женщина-психолог, вызывающая доверие:

• форма лица - овальное

• габитус - среднее телосложение

• костюм - деловой стиль

• прическа - стрижка, средней дли ны волосы

• жесты - открытые, приглашающие

• мимика - улыбающееся лицо

3. Мужчина-психолог, вызывающий недоверие:

• форма лица - круглое

• габитус - полное телосложение

• костюм - свободный стиль

• прическа - длинные волосы

• жесты - указательные

• мимика - печальное лицо

4. Женщина-психолог, вызывающая недоверие:

• форма лица - круглое

• габитус - полное телосложение

• костюм - спортивный стиль

• прическа - длинные не уложенные волосы

• жесты - запрещающие

• мимика - печальное лицо

5. Мужчина - типичный российский психолог (сложившийся образ-представление):

• форма лица - прямоугольное

• габитус - среднее телосложение

• костюм - деловой стиль

• прическа - стрижка, короткие волосы

• жесты - открытые, приглашающие

• мимика - спокойное лицо

6. Женщина - типичный российский психолог (сложившийся образ-представление):

• форма лица - овальное

• габитус - среднее телосложение

• костюм - деловой стиль

• прическа - стрижка, средней длины волосы

• жесты - открытые, приглашающие

• мимика - спокойное лицо

На основании данных эмпирического исследования была уточнена теоретическая модель структуры личностных критериев доверия и недоверия психологу-консультанту. В ходе анализа результатов эмпирического исследования обнаружилось, что различие в образах психолога, вызывающего доверие, и типичного российского психолога касается мимики и идет от положительного полюса до нейтрального положения. При этом нет различий в особенностях профессионального имиджа типичного российского психолога-мужчины и психолога-женщины, за исключением нерезкого различия в форме лица (прямоугольное - овальное) и длины волос (стрижка, короткие волосы - стрижка, средней длины волосы), что, на наш взгляд, определяется стереотипными представлениями. Соответственно, те же особенности мы видим, сравнивая психолога-мужчину и психолога-женщину, вызывающих доверие и недоверие, кроме нерезкого различия в стиле костюма (свободный стиль - спортивный стиль) и стиле жестикуляции (указательные жесты - запрещающие жесты).

Факторные структуры явно обнаруживают, какие особенности лично-

Преподаватель XX

2 / 2011

сти и поведения недопустимы в позитивном процессе становления имиджа и какие, наоборот, весьма необходимы, будучи основаны на глубоком профессионализме психолога-кон сультан-та, уверенного в своем призвании, таланте и способностях. В результате факторного анализа по методу главных компонент были построены соответствующие факторные модели, конкретизирующие теоретическую модель структуры личностных критериев доверия и недоверия психологу-консультанту. Одновременно подтвердились выводы современных социально-психологических исследований, в которых доверие другому определяется как частный случай доверия миру, связанного с доверием себе [2; 3].

Наше исследование показало, что доверие возникает при наличии готовности к его проявлению у одного из партнеров как результата восприятия другого как значимого, надежного и безопасного и собственной субъективной значимости и безопасности. В формировании доверия на основе индивидуального опыта и стереотипов социального взаимодействия могут быть выделены три этапа установления эмоциональных отношений, начиная от уровня социально-перцептивных процессов к определению меры сходства с партнером и до установления ролевого соответствия/несоответствия. Установленные в процессе психологического консультирования особенности имиджа психолога, вызывающего доверие, обнаруживают возможность формирования мультиплексных отношений [3]. Выявленные особенности имиджа психолога, вызывающего доверие, могут быть детерминированы возрастными особенностями изучаемой груп-

пы (19-27 лет). Отношения доверия/недоверия в этом возрасте часто амбивалентны: высокое доверие другому часто сочетается с представлением о нем как о непредсказуемом, неприятном, не понимающем и не представляющем, что доверие не следует обманывать.

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы:

1. Существует устойчивая связь профессионального имиджа психолога-консультанта с характеристиками его личности и профессиональной деятельности.

2. Дифференцированные по содержанию представления клиентов о характеристиках личности и профессиональной деятельности психолога-консультанта с разным профессиональным имиджем имеют структур но-универсальный характер.

3. С целью формирования доверия клиента и обеспечения эффективности психологической помощи рекомендуется принимать во внимание основные, имиджобразующие качества личности профессионального психолога-консультанта.

4. Результаты исследования могут быть применены в процессе психологического консультирования, в области вузовского образования, а также в имиджпросвещении и имиджелоги-ческом воспитании специалистов сферы «человек-человек».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Петрова Е. А. Имиджелогия: избранные труды. - М., 2009.

2. Скрипкина Т. П. Психология доверия. -М., 2000.

3. Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. - М., 2008. ■

335

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.