9. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психол. журн. 1995. № 1-2.
10. КозловаН.Н. Социально-историческая антропология. М., 1999.
11. КозловаН.Н., Сандомирская И.И. «Я так хочу назвать кино». «Наивное письмо»: опыт лингво-социологического чтения. М., 1996.
Таганрогский институт управления и экономики 16 июня 2005 г.
© 2006 г. Ю.В. Саенко, Т.В. Бюндюгова
ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ПСИХОЛОГА НА ОСНОВЕ МИФОВ, СВЯЗАННЫХ С ЕГО ПРОФЕССИЕЙ
Актуальность темы формирования имиджа психолога обусловлена низким уровнем обращаемости широкого круга лиц за психологической помощью, недостаточной популярностью психологического консультирования среди населения. Подобный дефицит признания не может объясняться самодостаточностью, зрелостью, ответственностью, гармоническим развитием личности и т.п. свойствами, снижающими остроту потребности в психологической диагностике и коррекции, особенно в период экономического, социального и духовного кризиса. Проблема невостребованности практического психолога как носителя научных знаний становится особенно важной на фоне огромной популярности у потенциальных клиентов услуг разного рода гадалок, ясновидящих, знахарей, колдунов и других аналогичных им представителей оккультных «наук».
Необходимость решения вопроса об эффективной конкуренции на рынке услуг по влиянию на личность клиента ставит перед нами задачу разработки позитивного образа психолога-практика, способного удовлетворить ряд значимых потребностей представителей различных социальных групп. Создание имиджа психолога требует тщательного изучения и активного применения в пропагандистской работе мифов о профессии психолога, распространенных в обыденном общественном сознании.
В современном мире мифы, несмотря на свое доисторическое происхождение, не потеряли своей практической значимости. Миф - форма общественного сознания, характерная для ранних этапов развития общества, в которой знание замещается образами, вымыслами и верой в них [1]. Е.М. Мелетинский заключает, что миф является архаичной и очень живучей формой творческой фантазии [2]. Не содержа в себе проблем и противоречий, он обеспечивает целостное, недифференцированное восприятие мира [2]. В мифологическом способе мышления преобладает чувственное, эмоциональное отношение к миру [4]. В. Л. Райков рассматривает миф как плод фантазии, выдаваемый за объективную реальность, восполняющий недостаток объективных знаний. Функцией мифа является организация мировоззрения, а также представления о должном, идеальном, правилах и нормах жизнедеятельности [5].
Б. Малиновский утверждает, что в примитивной культуре миф оправдывает и проводит в жизнь моральные принципы и содержит практические правила, направляющие человека [6]. Д. П. Пашинина характеризует миф как неосознаваемое и не поддающееся логическому объяснению коллективное представление. Любой миф требует принятия некоей гипотезы на веру и безразличного отношения к противоречию между верой человека и его собственным восприятием [7]. Р. Барт полагает, что миф поддерживает образ однородного мира, не знающего развития и изменений, ограждающего человека от волнений и соблазнов «мечты» [8].
Важной особенностью мифа является то, что он не требует каких-либо специальных знаний и подготовки и доступен каждому человеку, поэтому он легко принимается значительным количеством людей. В целом миф искажает окружающую действительность, но в нем сохраняются некоторые целостные характеристики объекта. Миф имеет непосредственный характер, так как связан с чувственно-эмоциональным отражением действительности [9].
В современном мире миф можно рассматривать как некую компенсацию и дополнение недостающей, но важной для человека информации. Кроме того, миф всегда эмоционально окрашен и способствует формированию соответствующего эмоционального отношения. Таким образом, с помощью мифов можно конструировать и создавать определенную стратегию поведения и отношения к миру в целом.
Обобщая все вышеперечисленные особенности и определения мифа, можно сказать, что миф - это упрощенный, эмоционально окрашенный способ восприятия окружающего мира, компенсирующий недостаток информации. Являясь продуктом иррационального мышления и творческого воображения, миф организует деятельность и мировоззрение человека на основе образов, лишенных противоречий и представляющих мир как сверхъестественный.
Известно, что профессия психолога в нашей стране является в значительной степени мифологизированной и ассоциируется в обыденном сознании с множеством стереотипов и слухов - в отличие от западных стран, где психологическая помощь населению носит достаточно массовый характер и является устоявшейся и привычной. В целом, все мифы о психологах можно разделить на три большие группы [10]:
1. Психолог выполняет медицинские функции: он должен лечить больных, нормальным же и здоровым людям (без отклонений в развитии и поведении) психолог не нужен. В соответствии с этим мифом психолог и психиатр рассматриваются неискушенными в психологии лицами как одна и та же профессия, причем у самого психолога клиентами предполагаются серьезные психологические проблемы.
2. Психолог реализует педагогические (обучающие и воспитательные) обязанности: он поучает, дает клиентам советы, которым те будут следовать. Соответственно, возникает ожидание от психолога быстродействую-
щих рецептов в затруднительных ситуациях. Способность быть психологом понимается как врожденное качество, дар природы - возможность и умение всегда, сразу и быстро находить решение возникающих проблем, а также оказывать помощь в любой ситуации.
3. Психолог - это волшебник, истина в последней инстанции, человек, который может решить все проблемы и притом довольно быстро. В соответствии с этим мифом психолог в представлении окружающих обладает сверхспособностями, он может преодолеть любые трудности, у него самого личных психологических проблем нет, он настолько мудрый и знающий человек, что он не может и не должен ошибаться. Настоящего психолога представляют как человека терпеливого, не выходящего из себя, т.е. как идеальную совершенную личность [9].
Одним из вариантов использования мифов для формирования определенного образа и его эмоционального переживания является создание имиджа. При его построении мифы как носители общей упрощенной эмоционально окрашенной информации лучше всего использовать в отсутствии полноты знаний реципиентов о субъекте имиджа. Следует отметить, что имидж - это целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо с целью популяризации [11]. Это всегда образ субъекта, оформленный с помощью некоторого языка как синтаксического (включая невербальные знаки), так и символического (включая не только предметные значения, но и символические), т.е. имеет знаковую природу [12]. Важнейшими характеристиками имиджа являются: экспрессивность, изменчивость, информативность, управляемость, привлекательность.
Он создается в процессе специфической деятельности - общения и направлен на некоторую социальную группу людей.
Создавая иллюзорное пространство с помощью внушаемых установок, имидж приобретает значительную регулирующую силу [12]. Основной функцией имиджа является создание положительного образа субъекта имиджа (организации, человека, товара).
По мнению А. С. Ковальчук, имидж обусловливает самореализацию личности, выступая как людское признание, как их оценочное отношение [13]. Е.Б. Перелыгина указывает на то, что в любом имидже должен присутствовать элемент уникальности, иначе он воспринимается как неполный [12]. Другими словами, специфика построения имиджа заключается в выделении некоторой черты или комплекса черт, которые присущи субъекту имиджа. Это должны быть такие черты, которые отличали бы этого субъекта от других, обладающих сходными характеристиками.
Говоря о структуре имиджа, А. С. Ковальчук отмечает его внешний и внутренний аспекты [13]. Внешний аспект имиджа включает в себя прическу, одежду, а также мимику, жесты, походку и пр., внутренний отражает особенности человека как личности. Это интересы, ценности, потребности субъекта.
Имидж психолога можно рассматривать как эмоционально окрашенную совокупность черт, характеризующую его как субъекта деятельности. При разработке имиджа психолога следует выделить внутренний и внешний аспекты:
1. Внешний - построение взаимоотношений с потенциальными клиентами, убеждение их в собственном профессионализме и значимости психологического консультирования. Этот аспект и будет основываться на мифах о профессии психолога, так как потенциальные клиенты являются достаточно обширной целевой аудиторией, а необходимая информация, содержащаяся в мифах, носит обобщенный и упрощенный характер.
2. Внутренний - формирование непосредственных взаимоотношений психолога и клиента. Сюда относятся: личные качества консультанта, основные проявления его поведения, его внешний облик.
Обобщая существующие подходы к созданию имиджа, предлагаем следующую модель формирования имиджа практического психолога, включающую работу по двум направлениям, каждое из которых имеет два аспекта - внешний и внутренний.
1. Работа с потенциальными клиентами:
А. Внешний аспект работы осуществляется с помощью распространения информации о деятельности практического психолога, которая носит как рекламный характер - прямое предложение воспользоваться его услугами (объявление), так и просто доносит необходимые сведения о его деятельности до сознания целевой аудитории.
Б. Внутренний аспект работы предполагает заложить в основу восприятия положительного образа практического психолога наиболее конструктивные мифы.
2. Работа с непосредственными клиентами:
А. Внутренний аспект основан на работе с личностными и профессионально важными качествами психолога.
Б. Внешний аспект включает в себя поведенческие проявления и внешний облик в целом, который базируется на создании образа, внушающего доверие и представляющего психолога как человека, у которого нет психологических проблем и внутриличностных конфликтов или они уже решены им самим. Внешний аспект также содержит в себе окружающую обстановку, т.е. то место, где психолог ведет прием клиентов - его кабинет.
Цель нашего исследования - создать позитивный образ практического психолога, основываясь на мифах о его профессиональной деятельности и апеллируя к целевой аудитории. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: сформировать образ идеального психолога; используя выявленные мифы о психологе, изменить установки аудитории по отношению к психологу в позитивную сторону.
Мы предположили, что на основе разработанной нами модели имиджа практического психолога с помощью опровержения мифов и активных методов изменения представлений о психологе, последние становятся более
положительными. Объектом исследования выступили потенциальные и актуальные клиенты практического психолога в возрасте от 18 до 45 лет обоих полов. Предметом изучения стали представления о психологе В своей работе мы использовали такие методы, как формирующий эксперимент, основанный на техниках самоубеждения и вакцинации, полуструктурированное интервью, фокус-группу, контент-анализ, статистические методы обработки данных и шкалирование.
Выборку составили 82 человека, 49 из которых - студенты разных специальностей вузов г. Таганрога, в частности студенты исторического факультета ТГПИ (21 девушка и 15 юношей) и юридического факультета ТИУиЭ (5 девушек и 8 юношей), в возрасте от 18 до 21 года. Остальную часть выборки (33 человека) составили молодые люди в возрасте от 22 до 30 лет, работающие специалистами на разных предприятиях и имеющие высшее образование.
Вначале мы собрали информацию о том, каким должен быть психолог, к которому люди хотели бы идти, т.е. попытались создать образ идеального психолога. В ходе интервьюирования мы выявили личностные и профессиональные качества психолога, которые, по мнению опрошенных, необходимы для повышения эффективности его деятельности и привлечения новых клиентов. Качества, отмеченные большинством респондентов, относятся к сфере непосредственного взаимодействия (табл. 1).
Таблица 1
Качества, необходимые психологу для эффективной деятельности
Качество Количество испытуемых, %
Умение слушать 84
Понимание 79
Доброжелательность 77
Профессионализм 74
Спокойствие 68
Остальные качества и умения практического психолога, упомянутые опрошенными, можно разделить на следующие группы (по частоте упоминания):
1) качества, связанные с установлением контакта: вызывающий доверие, приветливый, настраивающий на «нужную волну», вежливый, улыбчивый. Об этих качествах упомянули 58 % респондентов;
2) качества, обусловленные процессом консультирования и оценкой клиента: умение навести человека на решение проблемы, заставить его размышлять, давать советы, не давить на клиента и не критиковать его, не рассуждать много, непредвзятость. Эти свойства были названы 54 % наших испытуемых;
3) качества, связанные с личностью психолога: понимание, личное обаяние, тактичность, ответственность, терпимость. На эти свойства сослались 46 % опрошенных;
4) качества, связанные с процессом общения между психологом и клиентом: четкая речь, умение поддержать разговор, не говорить постоянно, не перебивать клиента - 39 % испытуемых.
В результате интервьюирования клиентов, ранее обращавшихся к психологу, были получены сведения об особенностях его внешнего облика и поведенческих характеристиках (табл. 2). Включенные в интервью вопросы были направлены на выявление: а) общего впечатления о консультанте и консультировании; б) особенностей поведения консультанта; в) особенностей его внешнего облика, таких как одежда, макияж, аксессуары.
Таблица 2
Особенности внешнего облика, поведения и личностные качества психолога, вызвавшие у клиентов положительное или отрицательное отношение
Особенности Положительное отношение Отрицательное отношение
внешнего облика - в одежде преобладают спокойные тона; - легкий макияж - ярко, вычурно одет; - дорогие золотые украшения; - яркий макияж
поведения а) невербального: речь небыстрая, негромкая; отсутствие обильной жестикуляции; выражение лица доброжелательное и спокойное; легкая улыбка; б) вербального: в общении позиция на равных, т.е. без наставлений; больше слушает, чем говорит; не навязывает своего мнения; четко объясняет задания а) невербального: речь чересчур эмоциональная; долгие паузы; лицо напоминает маску; б) вербального: в общении пристройка сверху; постоянные советы, указания, иногда даже осуждения
Представления о желаемых личностных качествах консультанта, поведенческих проявлениях, его внешнем облике были собраны нами также в ходе проведения фокус-группы (8 девушек и 4 юношей), где в одном из заданий испытуемым было предложено из 6 рисунков, изображавших фигуры практических психологов, выбрать наиболее понравившуюся или не-понравившуюся и объяснить свой выбор. 3 рисунка представляли мужчин и 3 - женщин, одетых в разных стилях. Деловой стиль представлен на рис. 1 и 4, молодежный - на рис. 2 и 5, смешанный - на рис. 3 и 6.
Испытуемые чаще всего выбирали рисунок, изображавший женщину, одетую в смешанном стиле. Свой выбор объясняли тем, что у нее не слишком строгий или легкомысленный вид. Смешанный стиль, по мнению опрошенных, вызывает доверие; говорит о доброжелательности; деловой указывает на профессионализм и образованность, но устанавливает дистанцию; молодежный стиль подчеркивает общность возраста, но снижает вероятность успешного консультирования из-за возможной неопытности консультанта. Внешний облик и возраст изображенной на предпочитаемом рисунке (испытуемые отмечали, что ей около 30 лет) внушают доверие. Женщин-психологов испытуемые предпочитали в 68 % случаях.
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6
Реже всего в качестве предпочитаемых выступили как мужчина-, так и женщина-психолог, одетые в молодежном стиле. Отрицательный выбор испытуемые объясняли тем, что они слишком молоды, несерьезны и у них нет достаточного опыта консультирования.
Обобщая результаты, полученные в ходе интервью и фокус-группы, можно говорить о том, что внешний облик и поведение психолога должны выражать спокойствие, доброжелательность, равенство, наличие опыта и, таким образом, вызывать доверие. Можно говорить о том, что образ практического психолога должен быть нейтральным, ориентированным на большинство клиентов, т. е. быть неким собирательным образом обычного, рядового человека.
Данные относительно того, как должен выглядеть кабинет, где проходит психологическое консультирование, мы так же собрали в ходе проведения фокус-группы. Мы попросили испытуемых нарисовать такой кабинет психолога, в котором они чувствовали бы себя максимально комфортно. Чтобы создавать максимальное удобство, пространство для консультирования должно выглядеть следующим образом: не очень большое помещение с мягкой мебелью; несколько шкафов с книгами; мебель светлых, спокойных тонов. Из аксессуаров испытуемые предпочитали 2-3 картины на стенах, чаще всего пейзажи (8 %), музыкальный центр (67), аквариум (62), цветы (56 %). Почти все из них отмечали, что в кабинете должно быть уютно, тихо (или немного легкой музыки).
На втором этапе исследования в ходе эксперимента мы изменяли установки испытуемых по отношению к психологу с помощью следующих шкал: 1. Какова вероятность того, что я обращусь к психологу в случае необходимости? (от 1 - «не обращусь никогда» до 5 - «обязательно обращусь»). 2. Насколько эффективно психологическое консультирование? (от 1 - «не эффективно совсем» до 5 - «эффективно всегда»). Обнаружилось, что 82 % испытуемых имеет положительные, а 18 - отрицательные установки по отношению к психологу; 59 % испытуемых считает психологическое консультирование эффективным, 41 % - не эффективным.
При проведении фокус-групп использовались техники самоубеждения и вакцинации [14]. Техника самоубеждения заключается в том, что испытуемый пытается убедить другого в том, в чем он сам не уверен, и через какое-то время эту точку зрения он принимает как свою собственную. Применение нами данной техники состояло в том, что испытуемые должны были убедить «друга» пойти к психологу, включая в свою аргументацию 3 основных пункта: а) объяснение того, кто такой психолог вообще; б) аргументацию по поводу того, почему нужно обращаться к нему; в) описание тех выгод, которые получаешь, когда пользуешься услугами психолога. Вакцинация - это прививка установок: слабая атака на установки людей подготавливает почву для сопротивления более сильным атакам в дальнейшем. Техника вакцинации предполагала вовлечение участников фокус-группы в дискуссию, включающую: а) целенаправленное ознакомление с аргументацией, направленной против психолога и психологического консультирования; б) последующее разоблачение этих аргументов.
Измерив установки вторично после написания сочинения и дискуссии на основе вакцинации, мы обнаружили, что положительные установки сохранились без изменений, а отрицательные изменились в положительную сторону. Проверка полученных результатов с помощью биномиального критерия показала, что различия достоверны на уровне значимости 0,01
(Шэмп = 1, Щщ = 12).
Кроме того, в ходе исследования выявлена специфика информации, которую должен предъявлять психолог о себе потенциальным клиентам (в частности, в рекламном объявлении). С помощью анкетирования («Зачем нужен психолог в современном обществе?», «Кто такой психолог?») и фокус-группы выяснены представления испытуемых о психологе и тем для чего он нужен в современном обществе. Проанализировав ответы с помощью контент-анализа, мы обнаружили, что психолог помогает: «справиться со сложной ситуацией (отношения с другими, стрессы, депрессия)» (74 % опрошенных); «разобраться в себе, во внутренних конфликтах» (61 %); «обрести душевный покой» (40 %); «в ситуациях, когда нужно выговориться и кому-то довериться» (73 и 39 %). Он рассматривается нашими респондентами как «специалист, профессионал» (74 %), «человек со специальным образованием» (54 %).
В основу текста объявления, предназначенного для привлечения клиентов к практическому психологу, мы положили несколько наиболее распространенных мифов о его профессии: 1. Психолог - это человек, который может помочь в любой ситуации. 2. Психолог и психиатр - это одна и та же профессия. 3. Психолог должен давать советы и быть наставником для клиента. 4. Психологом надо родиться. Качества, необходимые ему для работы - врожденные. 5. У самого психолога нет личностных проблем.
6. Психолог - терпеливый, мудрый человек, который не может ошибаться.
7. Психолог обладает сверхъестественными способностями. Затем мы пред-
ложили испытуемым выбрать из следующих объявлений наиболее привлекательное:
№ 1. Все болезни из-за нервов! Психолог исправляет акцентуации характера, избавляет от сексуальной дисгармонии и лечит депрессию и бессонницу нетрадиционными психоаналитическими методами. Обращаться по тел. 33-58-14.
№ 2. Обрести мир в душе, избавиться от сердечной тоски, определить энергетический потенциал, открыть третий глаз, развить шестое чувство Вам поможет парапсихолог, член Международной Академии Биоэнергетики. Обращаться по тел. 33-58-14.
№ 3. Решить психологические проблемы? Внутренние конфликты? Узнать себя и других? Чтобы изменить мир вокруг - начните с себя самих! В этом Вам поможет квалифицированный специалист - психолог с большим опытом работы. Обращаться по тел. 33-58-14.
№ 4. Опытный психолог с высшим образованием проводит консультации по всем направлениям: семейная терапия, личностное консультирование, отношения между супругами, детско-родительские отношения и пр. Избавляет абсолютно от всех проблем психологического характера и дает советы во всех областях жизни. Обращаться по тел. 33-58-14.
№ 5. У меня нет проблем. Я могу справиться с любой ситуацией, привлечь к себе внимание и симпатии других. Обучу влиять на других людей. Хотите быть успешными? Приходите! Обращаться по тел. 33-58-14.
Наиболее предпочитаемым оказалось объявление № 4, а наименее -объявление № 2. Меньше всего испытуемым нравились объявления, в которых давалось обещание исцелить от всего и сразу, а также перегруженные терминологией. Таким образом, чтобы привлечь клиентов, объявление о предоставляемых психологических услугах не должно быть перегружено терминологией, должно быть оптимистичным и обещать помощь почти по всем вопросам.
На основе собранных данных можно сформулировать следующие рекомендации по созданию позитивного имиджа практического психолога. Его образ в целом должен быть нейтральным и подходить большинству клиентов. Это не значит, что психолог должен лишать себя индивидуальности, но слишком акцентировать внимание на себе не стоит. Он должен излучать благополучие и спокойствие. Это как бы должно говорить клиенту: «Посмотрите, у меня все хорошо и этому я смогу научить Вас». Обстановка кабинета должна напоминать скорее домашнюю, чем офисную. Клиент должен чувствовать себя комфортно и уютно. Жестикуляция психолога должна быть умеренной, речь - спокойной, выражение лица - доброжелательным, взгляд - заинтересованным. Стиль одежды необходим смешанный, чтобы не создавать чрезмерной дистанции (которую задает деловой стиль) или не смущать яркостью и необычностью (которую создает молодежный стиль). От психолога требуется внимательное слушание, без на-
ставлений и осуждений, отсутствие категоричности. Учитывая наиболее популярные мифы о профессии психолога, последнему следует выглядеть в глазах клиента благополучным человеком без нерешенных внутренних проблем и конфликтов.
Пытаясь ответить на вопрос: «Каким должен быть образ практического психолога, чтобы люди хотели к нему обращаться?», мы пришли к выводу, что, безусловно, формирование его образа чем-то похоже на создание образа политика, преподавателя, певца. Самое главное здесь - выделить комплекс личностных черт, связать его с манерой поведения, умением одеваться и, выгодно расставив акценты (апеллируя к качествам или к услугам), представить его аудитории. Создавая имидж практического психолога, необходимо сформировать образ человека, не имеющего психологических проблем, внутриличностных конфликтов и сложностей в семейной жизни. С одной стороны, он должен быть примером для подражания, а с другой -обычным человеком. Практический психолог должен выглядеть человеком, который гармонично развит, решает все свои проблемы самостоятельно и может научить этому своих клиентов. Именно эту информацию должен сообщать о себе психолог потенциальным клиентам в рекламе.
В процессе формирования имиджа практического психолога могут возникнуть следующие трудности. Первая сложность проявляется в том, что практический психолог, в отличие от певца или политика, после презентации своего имиджа потенциальным клиентам (аудитории) будет вынужден непосредственно общаться с ними, а следовательно, он не сможет прятаться за искусственно созданной маской постоянно. Поэтому создаваемый образ должен пересекаться с реально имеющимися чертами личности психолога, манерой поведения или обещанными в рекламе результатами консультирования. Другая сложность связана с большой дистанцией между формируемым образом и представлениями о психологе и его деятельности, существующими у аудитории.
Создание имиджа психолога на основе мифов о том, что он способен решать любые - как свои, так и чужие проблемы, находить выход из любой ситуации, и в силу своих уникальных врожденных особенностей лучше других познающий окружающих и изменяющий их внутренний мир и поведение, предполагает формирование сообщений рекламного и пропагандистского характера, публикуемых в различных средствах массовой коммуникации и направленных на различные целевые группы.
Ориентация на определенные целевые группы означает включение в рекламное сообщение указаний на возможность решения специфических проблем, характерных именно для данной группы. Например, если имидж психолога призван воздействовать на группу взрослых с высоким уровнем образования и интеллекта, он должен содержать тезис о помощи психолога по решению задач самореализации, развитию способностей и творчества. Людям одиноким можно предлагать помощь в развитии коммуникативных навыков и создании круга общения. Информация такого рода должна но-
сить регулярный, постоянно повторяющийся по содержанию, но меняющийся по форме характер. Рекламные сообщения, формирующие имидж психолога, необходимо воплощать и в малых формах - объявлениях, наклейках, листовках и т. п. Не исключено также и использование неофициальных путей передачи информации о возможностях психолога, в частности слухов, целенаправленно распространяемых под видом сообщений, исходящих из незаинтересованных и независимых источников.
Ориентация в процессе создания положительного образа психолога на целевые группы означает также выявление и учет мотивов данной социальной общности по отношению к психологической помощи. В частности, воздействие имиджа психолога на группу людей, подчеркивающих свою самостоятельность и независимость от посторонней помощи, будет эффективным при целенаправленном акцентировании способности и готовности психолога создавать такие условия работы с клиентом, которые поощряют его свободно и автономно выбирать и принимать решение, а также нести за него ответственность.
Следует также опереться на нереализованные у части населения потребности в признании, одобрении, подтверждении, самовыражении, фрустри-рованные по причине резких временных и пространственных ограничений в коммуникации, связанных с сенсорно-информационными перегрузками современного общения. Имеется в виду недостаток у ряда лиц близкого окружения, готового выслушать вербализованные переживания и мысли субъекта, поддержать и принять его индивидуальные особенности. Психолог-практик и выступает в качестве профессионала, с которым любой индивид может обсудить темы, вызывающие у него тревогу и напряжение, и на основе этого проговаривания принять наиболее оптимальное решение, за которое он готов нести ответственность.
Не нарушая основополагающих этических принципов в ходе построения своего имиджа, психолог на современном этапе развития общества, насыщенном мистическими и мифологическими верованиями, суевериями и предрассудками, может позволить себе оказывать консультативную помощь некоторым социальным группам в форме готовых советов, решений, директив, внушающих воздействий, предъявляя их клиентам в авторитарном виде. Условием эффективности подобной направленности психологической деятельности является высокий уровень внушаемости клиента, низкий уровень самостоятельности, зрелости, ответственности, относительно низкий уровень развития абстрактного мышления; безоговорочное, некритичное отношение к психологу как авторитетному лицу.
Литература
1. Вельм И.М. Миф и мифологическое мышление в структуре этнического менталитета // Мир психологии. 2003. № 3.
2. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.
3. Сайко Э.В. Миф - феномен социальной эволюции, этап становления и способ организации мышления // Мир психологии. 2003. № 3.
4. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.
5. Райков В.Л. Психологические истоки мифа и его эволюционный смысл // Мир психологии. 2003. № 3.
6. Малиновский Б. Магия, наука и религия. СПб., 1996.
7. Пашинина Д.П. Миф как основание и феномен культуры // Мир психологии. 2003. № 3.
8. Барт Р. Мифологии. М., 1996.
9. Психология сознания: Хрестоматия / Сост. Л.В. Куликов. СПб., 2000.
10. Саенко Ю.В. Условия эффективности взаимодействия школьной психологической службы и педагогического коллектива // Совершенствование содержания и структуры повышения квалификации и переподготовки работников образования. Ростов н/Д, 1998.
11. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы «Паблик Рилейшенз». СПб., 2003.
12. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. М., 2002.
13. КовальчукА.С. Основы имиджелогии и делового общения. Ростов н/Д, 2003.
14. МайерсД. Социальная психология. СПб., 1998.
Таганрогский институт управления и экономики 16 июня 2005 г.