Научная статья на тему 'Психолого-акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития социальных работников, осуществляющих деятельность в чрезвычайных ситуациях'

Психолого-акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития социальных работников, осуществляющих деятельность в чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
508
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СТРЕСС / SOCIAL WORKERS / EMERGENCY / PSYCHOLOGICAL-ACMAEOLOGICAL MAINTENANCE / STRESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Холодцова Мария Евгеньевна

В статье рассмотрено содержание психолого-педагогического сопровождения социальных работников, осуществляющих деятельность в чрезвычайных ситуациях, дан анализ диагностических данных, показывающих результативность проведенной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Холодцова Мария Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content of psychological-pedagogic maintenance of social workers acting in emergency is examined, analysis of diagnostic data showing effectiveness of the conducted work is given in the article.

Текст научной работы на тему «Психолого-акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития социальных работников, осуществляющих деятельность в чрезвычайных ситуациях»

УДК 159.9 : 355 / 359 Холодцова Мария Евгеньевна

Психологический институт РАО, г. Москва kholodtsova_m@mail.ru

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

В статье рассмотрено содержание психолого-педагогического сопровождения социальных работников, осуществляющих деятельность в чрезвычайных ситуациях, дан анализ диагностических данных, показывающих результативность проведенной работы.

Ключевые слова: социальные работники, чрезвычайная ситуация, психолого-акмеологическое сопровождение, стресс.

Социальная работа в экстремальных ситуа- Выбрав психолого-акмеологическое сопровож-

циях, как системная совокупность требований, предъявляемых к социальному работнику, охватывает комплекс конкретных практических действий при оказании правовой, экономической, психологической помощи. Работа в таких условиях неизменно сопровождаются стрессом, когда у специалиста возникает острый внутренний конфликт между жесткими требованиями, которые налагает на него ответственность, и объективной невозможностью их выполнить.

В области практической психологии и акмео-логии существуют средства, помогающие успешно справляться с негативными состояниями и актуализировать возможности дальнейшего профессионального продвижения. Среди них наиболее часто используемыми можно назвать систему тренинговой работы, профессиональное консультирование, психолого-педагогическое просвещение, различные формы психотерапии и т. д. Наиболее эффективным для использования в процессе осуществления деятельности в чрезвычайных ситуациях социальными работниками нам представляется психолого-акмеологическое сопровождение.

Сопровождение - это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи, которая предполагает поиск скрытых ресурсов развития человека, опору на его собственные возможности (Ю. В. Слю-сарев, 1992; М. Р. Битянова, 1997; Н. Г. Осухо-ва, 2001). Понятие сопровождение близко таким понятиям, как содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей. Идеи сопровождения в наибольшей степени соответствуют прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы.

дение личностно-профессионального развития как форму работы со специалистами социальной сферы, осуществляющими свою деятельность в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС), мы подразумевали специально организованный процесс взаимодействия социального работника, руководства, психологов. Его целью выступала актуализация у соцработников дополнительных личностных и профессиональных возможностей, способностей, резервов, позволяющих найти новые пути выхода из затруднительных проблемных ситуаций, повысить профессионализм.

Для достижения данной цели в контексте реализованного нами психолого-акмеологическо-го сопровождения было организовано пространство, в котором соцработники могли проанализировать собственное профессиональное состояние, отрефлексировать профессиональный опыт и наметить новые пути личностно-профессионального развития, увидеть процесс своей деятельности в целом и превратить собственное личностно-профессиональное развитие в предмет практического преобразования.

В работе над составлением и реализацией программы мы руководствовались следующими принципами психолого-акмеологического сопровождения: принцип индивидуального подхода к человеку (поиск его внутренних ресурсов и опора на них); принцип реальности, согласно которому необходимо подвести соцработника к принятию необратимости трудных жизненных ситуаций; принцип реалистичности, согласно которому психолог не берет на себя задачи «переделать клиента» и «обеспечить ему жизненное благополучие» (он лишь помогает ему преодолеть «разрывы жизни», перейти пустыню отчуждения от себя

и мира и принять ответственность за свою жизнь); принцип события, согласно которому в сопровождении акцент ставится на создание пространства совместного бытия, в условиях которого человек осознает и перестраивает себя в своих отношениях с миром (субъективный образ мира), и осваивает продуктивные способы взаимодействия с людьми и социальными структурами, а не на воздействие (Н. Г. Осухова, 2005).

Психолого-акмеологическое сопровождение в нашем исследовании было основано на процессуальном анализе, определении динамики, состоящей из стадий, ступеней и шагов, как на каждой встрече с социальными работниками, так и на всем его протяжении. Оно обязательно предполагало:

1. Осознание не только внешних, но и внутренних причин негативного состояния работников социальных служб.

2. Освоение индивидуальной системы адекватных средств преодоления негативных состояний. Умение справляться с ними, с агрессией, чувством брезгливости, раздражительностью: умение не реагировать эмоционально на открытую провокацию со стороны клиентов, не принимать её на свой счет. Особое внимание обращалось на формирование защитных механизмов у каждого соцработника. Как правило, это удавалось сделать только с помощью серии тренинговых групп, так как основные защитные механизмы формируются при осознании и принятии целей, методов, своей роли (и её границ), концепции помощи в чрезвычайной ситуации. Каждый должен был ответить на вопросы: «Что я делаю?», «Кто я такой?», «Зачем я помогаю?», «Как?».

3. Развитие у соцработников ценностного отношения к происходящему.

4. Эффективное и планомерное овладение соцработниками необходимыми жизненными стратегиями и тактиками поведения.

5. Совместное составление и принятие соц-работниками личного профессионального плана, являющегося важным регулятором профессионализации личности, обобщая их представления о целях и перспективах профессиональной деятельности, основных этапах, путях и средствах её эффективности и продуктивности, возможных препятствиях и способах преодоления профессиональных трудностей и кризисов.

6. Преодоление дезинтегрированного сознания (то есть вытеснение так называемых «мотивов ложной самоактуализации», которые порождают

несбыточные цели, мечты в ущерб стабильной целостности человека).

7. Становление и поддержка активной профессиональной позиции. В связи с тем, что наличие четкой и осознанной жизненной перспективы дает человеку мощные стимулы к творчеству, рождает оптимистическое мироощущение, формирует интерес к будущему как полю самореализации. В работе по формированию лично-стно- и социально-значимых стратегий профессиональной деятельности большое значение имело использование биографического метода, так как он побуждает человека к анализу своей жизни, деятельности, планов на будущее, позволяет корректировать жизненную программу.

8. Развитие готовности к постоянному самоиз-менению, лабильность установок и корректировки жизненных и профессиональных ценностей.

9. Знание собственной индивидуальности и использование её в профессиональной жизни. Мы учитывали, что профессиональный и личностный сценарии социального работника тесно взаимосвязаны. Карьера - это сознательно выбранный и реализуемый соцработником путь профессионального продвижения к намеченному статусу, что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение в соответствии с уровнем его квалификации. Не исключалось в работе и влияние на карьеру внешних факторов: профессиональной среды, типа профессиональной организации, случайности и т. д.

Программа психолого-акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития социальных работников содержала в себе следующие мероприятия:

1. Создание рабочей группы из руководящего состава.

В рамках программы с 29 мая по 4 июня 2005 г. рабочая группа из 15 социальных работников -руководителей различных подразделений Управления социальной защиты населения администрации города Беслан и аналогичных специалистов из Владикавказа прибыла в Москву с целью проведения специальных реабилитационных и образовательных мероприятий.

2. Тренинг «Точка опоры» в Москве.

Цель: дать возможность участникам осознать,

что произошло с ними, как трагедия повлияла на их жизнь.

Задачи: диагностика состояния участников; обучение приёмам саморегуляции; предоставление и реализация возможности встраивания

чрезвычайной ситуации в контекст собственной жизни участников и осознания значимости проводимой работы, обоснование её необходимости для социальных работников Беслана.

3. Круглый стол «Социально-психологическая помощь социальным работникам Беслана» проходил после тренинга «Точка опоры».

По его результатам были вынесены следующие предложения: 1) разработать и провести программу подготовки социальных работников к экстремальной ситуации с учетом культурных особенностей; 2) создать тесное профессиональное сообщество, где социальному работнику окажется поддержка на разных уровнях; 3) провести подготовку к первому сентября.

4. Тренинг «Точка опоры» в Беслане.

Цель: дать возможность участникам осознать,

что произошло с ними, как трагедия повлияла на их жизнь.

Задачи: диагностика состояния участников; предоставление и реализация возможности встроить чрезвычайную ситуацию в контекст собственной жизни участников тренинга; обучение приемам саморегуляции.

5. Семинар-практикум «Профилактика профессионального выгорания».

Работа семинара в городе Владикавказ предполагала реализацию двух стратегических целей: обучающих и развивающих.

Обучающие цели: сформировать у участников семинара представление о синдроме профессионального выгорания, необходимые для его диагностики и самодиагностики, а также проектирования работы по профилактике профессионального выгорания и оказания первичной помощи; освоить методы и приемы профилактики профессионального выгорания, самопомощи и помощи коллегам на ранних стадиях выгорания. Кроме того, предполагалось обучение участников группы умению описания cases (случаев) из собственной практики оказания помощи клиентам - в трудной жизненной или в ситуации преодолении последствий ЧС (в соответствии с целями и задачами проекта); обучение методике проектирования и проведения тренинга или семинара-практикума «Профилактика профессионального выгорания» с социальными работниками своего региона.

Личностно-развивающие цели: стимулирование внутренней работы участников семинара, направленной на осознание собственных психологических особенностей (как способствующих

профессиональному выгоранию, так и позволяющих предупредить развитие этой профессиональной деформации); «оживление» жизненных ресурсов и принятие позиции «ответственности и заботы о себе и других»; выделение членов группы с развитым СЭВ и восстановление их связи с самими собой и другими людьми.

6. Организация клуба социальных работников.

Клуб был создан в 2005 году при Центре дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов во Владикавказе под патронажем регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников России» в Республике Северная Осетия-Алания при организационно-технической, методической и финансовой поддержке Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания.

Клуб - это место, где социальные работники могут овладеть навыками преодоления стрессов, депрессивных состояний и повышенной тревожности, выявлять наличие или отсутствие синдрома профессионального выгорания, работая в условиях чрезвычайных ситуациях и не только, а также проходить курс реабилитации и оздоровления с целью сохранения их профессионального долголетия и социально-психологической устойчивости. Обустройство и оснащение Центра позволяет обеспечить деятельность Клуба социальных работников на высоком материально-техническом и кадровом уровне.

Система отбора для прохождения курса реабилитации социальных работников включает анкетирование, тестирование по следующей тематике: 1) психологическое состояние и 2) соматическое состояние.

Критерии: тревожность; психосоматические и психовегетативные нарушения; раздражительность; снижение самооценки; повышенная раздражительность на мелкие события; злоупотребление алкоголем, применение психотропных и наркотических средств; обострение хронических заболеваний; увеличение частоты простудных и инфекционных заболеваний; рост числа нерабочих дней в связи с болезнью.

8. Круглый стол «Социальная работа в чрезвычайных ситуациях».

В сентябре 2005 года по итогам проделанной работы был организован круглый стол «Социальная работа в чрезвычайных ситуациях»,

который состоялся во Владикавказе с участием представителей Союза социальных педагогов и социальных работников, руководителей и специалистов социально-психологических служб Владикавказа, а также заинтересованных министерств и ведомств, оказывающих помощь пострадавшим в результате трагедии.

9. В 2006 году была осуществлена подготовка и выпуск сборника: Помощь помощникам: социально-психологическое сопровождение социальных работников : научно-методический сборник статей. - М. : Амиго-пресс, 2006. В сборник вошли статьи всех участников программы, в том числе и автора данной работы.

10. В 2007 году началась реализация проекта «Повышение эффективности работы женщин - социальных работников, пострадавших от стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций».

Главная задача - обеспечить социальным работникам благоприятные условия для эффективной профессиональной и общественной деятельности в условиях чрезвычайной ситуации, научить их предотвращать конфликты и грамотно справляться со стрессом. Прежде всего, это касается женщин - социальных работников, которые по роду своей деятельности предоставляют населению социальные, психологические и медицинские услуги.

11. В рамках программы был проведен ряд тренингов для тренеров.

Тренинги - мероприятия, проводимые в рамках проекта, предполагающие обучение специалистов методам поддержки социальных работников и самоподдержки, саморегуляции и подготовка специалистов, которые могут самостоятельно провести такой тренинг.

Участники: психологи и заведующие центрами социальной помощи.

Основная цель тренинга - подготовка специалистов, которые могут оказывать поддержку другим, обучая методикам и навыкам социально-психологической работы в кризисных ситуациях, передавая информацию о причинах, проявлениях и профилактике профессионального выгорания и. Проект предполагает проведение двух тренинговых сессий в каждом из регионов проекта. Первый тренинг посвящен работе с синдромом профессионального выгорания, а второй - работе в кризисных ситуациях. Тренинг предполагает активное вовлечение в проект

специалистов, которые будут практиковать и передавать другим полученные знания.

12. Проведение фокус-групп в 2008-2009 гг.

Фокус-группа - мероприятие, проводимое

в рамках программы, направленное одновременно на передачу и сбор информации, а также на обмен опытом участников. Фокус-группа также является методом измерения эффективности проводимых мероприятий по поддержке социальных работников и общей обстановки в регионе - осведомленности, методов самоподдерж-ки, специфики влияния чрезвычайных ситуаций в регионе на работу и общее состояние специалистов помогающих профессий

Цель фокус-группы - информирование участников об эффективных технологиях работы в чрезвычайных ситуациях и профилактике профессионального выгорания у специалистов социальной сферы и сбор информации об опыте работы в ЧС и по профилактике профессионального выгорания.

13. Проведение круглых столов «Менеджмент в условиях чрезвычайных ситуаций», «Процесс переживания горя и поддержка пострадавших», «Синдром «профессионального выгорания» социальных работников: симптомы и профилактика».

Цели: создание условий для обмена информацией специалистов разных областей (мульти-аспектный подход); обобщение информации из разных источников и установление четкой позиции и функций социального работника во избежание выполнения чужих обязанностей; рассмотрение модели обеспечения поддержки социальным работникам.

Программа социально-психологической помощи и психолого-акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития реализовывалась посредством использования активных методов совместной работы с клиентами. Среди них можно назвать такие техники, упражнения и приемы, которые применялись в работе, как упражнение самопомощи, телесноориентированная терапия, арттерапия, эриксоновский гипноз, психосинтез, символдрама, нейро-лингвистическое программирование.

Изменения в личностно-профессиональном развитии социальных работников в результате реализации программы психолого-акмеологическо-го сопровождения были изучены в ходе постдиагностики. Применялись те же диагностические

методики, которые использовались до начала реализации программы. Дополнительно была проведена только проективная рисуночная методика «Жизненный путь» (И. Л. Соломин). Полученные на «До» и «После» этапах результаты были подвержены сравнительному анализу посредством критерия и-Манна-Уитни.

Сравнение средних показателей самоактуа-лизационного теста показало положительную динамику по всем его критериям. Однако статистически достоверные различия отмечены только по сензитивности к себе, принятию агрессии и креативности. То есть, статистически доказано улучшение средних показателей сензи-тивности к себе (с Хср = 44,8 до Хср = 47,4), принятия агрессии (с Хср = 41,2 до Хср = 45,0) и креативности (с Хср = 44,9 до Хср = 47,9).

Данные подтвердили, что социальные работники, участвовавшие в реализации программы психолого-акмеологического сопровождения их личностно-профессионального развития, стали больше отдавать себе отчет в своих потребностях и чувствах, лучше их ощущать и рефлексировать, более конструктивно понимать и принимать своё раздражение, гнев и агрессивность, что позволило проявлять свою творческую направленность. Это стало возможным преимущественно за счет увеличения числа испытуемых со средним уровнем выраженности данных критериев и снижения процентного соотношения по низким уровням.

Перечисленные изменения в отдельных параметрах самоактуализации обусловили соответственно положительную динамику в распределении испытуемых по уровням её выраженности. Что было обеспечено уменьшением числа соцработни-ков с низким уровнем её развития (57% до прохождения программы и 27% после) за счет их перехода в подгруппу со средним уровнем (соответственно с 34% до 65%). Тогда как число испытуемых с высоким уровнем выраженности самоактуализации осталось неизменным (8%).

Также положительная динамика в результатах социальных работников была выявлена и при повторной диагностике особенностей их мировосприятия и мироотношения, то есть по критериям методики «Смысложизненные ориентации» (цели, процесс и результативность жизни, локус контроля, локус контроля - жизнь и общий ОЖ). Однако статистически достоверные различия были выявлены по целям жизни и по общему ОЖ.

Большее количество социальных работников стали определяться с целями и перспективами жизни, конкретизировать их для себя и вербали-зировать, у них возрос интерес к жизни, удовлетворенность самореализацией, понимание и расширение возможности свободы выбора в конструировании и управлении своей жизнью, которая стала более эмоционально насыщенной.

Повторная диагностика преобладающих механизмов психологической защиты, используемых испытуемыми для выхода из чрезвычайных ситуаций, и сравнение её результатов со средними показателями, полученными на первом этапе экспериментального исследования, показали положительную динамику в активизации ими отрицания реальности и проецирования. А также отрицательную динамику в использовании таких защитных механизмов, как компенсация, вытеснение и рационализация.

Результаты по методике Т. Лири показали статистически достоверное снижение проявления агрессивного типа взаимодействия социальных работников с окружающими от Хср = 6,8 до Хср = 5,7. Что, в свою очередь, опосредовало значительное улучшение среднего показателя по такому фактору, как дружелюбие (от Хср = 8,0 до Хср = 9,83). Средние показатели по всем остальным типам взаимоотношений с окружающими демонстрируют улучшение общей картины профессиональной и личной коммуникации социальных работников. То есть, можно сказать, что они в целом стали менее авторитарны, эгоистичны, подозрительны и зависимы в установлении и поддержании социальных контактов. Что, однако, статистически достоверно утверждать нет возможности.

Результаты повторного проведения методики <^СЬ-90» подтвердили статистически достоверную положительную динамику почти по всем критериям, кроме соматизации, которая была более выражена у социальных работников, имевших заложниками кого-либо из родных, знакомых и т. д. А также кроме фобической тревожности, средний показатель которой увеличился. Так у социальных работников, прошедших программу психолого-акмеологического сопровождения их личностно-профессионального развития, стали менее выраженными обессивность (с Хср = 1,61 до Хср = 1,14), межличностная сензитивность (с Хср = 1,83 до Хср = 1,05), тревожность (с Хср = 1,14 до Хср = 1,0), враждебность

(с Хср = 1,8 до Хср = 0,76). А также паранойяльные тенденции (с Хср = 1,72 до Хср = 0,87), пси-хотизм (с Хср = 1,0 до Хср = 0,72) и в целом индекс тяжести (с Хср = 1,33 до Хср = 1,02).

В процентном соотношении по этим критериям положительные изменения произошли за счет уменьшения числа испытуемых с высоким их уровнем и снижению степени их выраженности до средней или низкой степени. Полученные результаты показали в целом оптимизацию психоэмоционального состояния социальных работников, об этом же свидетельствуют и данные проведенной проективной рисуночной методики «Мой жизненный путь».

Сравнительный анализ выраженности синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у социальных работников до и после реализации программы социально-психологической помощи показал снижение средних показателей почти по всем его симптомам. Однако статистически достоверно разница подтвердилась по таким симптомам, как неудовлетворенность собой (Хср = 20,1 до и Хср = 12,0 после реализации программы помощи), неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (соответственно Хср = 11,0 и Хср = 7,3), эмоционально-нравственная дезорганизация (Хср = 14,5 и Хср = 9,1), редукция профессиональных обязанностей (Хср = 10,0 и Хср = 7,3), психосоматические и психовегетативные нарушения (Хср = 5,3 и Хср = 3,5). Испытуемые стали более уверены в себе, организованы и эмоциональны (при этом эмоции стали соответствовать ситуациям и воздействующим факторам), ответственны по отношению к своим профессиональным обязанностям, стали задумываться о профессиональном росте и совершенствовании. Кроме того, у них наблюдалась большая эмоциональная включенность, ранее упоминаемая эмоциональная децентрация, о чем свидетельствует статистически достоверное отличие по симптому эмоциональная отстраненность (Хср = 12,1 и Хср = 14,0). Кроме наблюдения данные изменения подтверждались содержанием сочинений и рисунков испытуемых.

Выше указанные изменения в симптомах СЭВ обусловили и преобразования в его фазах. Так снизились в целом средние показатели напряжения у социальных работников (Хср = 48,1 и Хср = 33,0), что, в свою очередь, опосредовало возможность меньшего сопротивления различным стрессовым факторам, то есть изменился

показатель резистенции в сторону снижения (Хср = 50,0 и Хср = 35,0). Это стало возможным в определенной степени за счет возросшей эмоционально-нравственной организации и самообладания, активизируемых защитных механизмов, снижения тревожности и переживания психотравмирующих обстоятельств и т. д. Однако нельзя в данном случае не отметить фактор времени. Все факторы в совокупности обусловили снижение общего уровня синдрома эмоционального выгорания или итоговый его показатель от Хср = 133,0 до Хср = 100,0 баллов.

Качественный сравнительный анализ фаз СЭВ также показал улучшение общего эмоционального состояния социальных работников, так как выявил отсутствие испытуемых со сформированным напряжением, резистенцией и истощением на момент окончания реализации всех мероприятий по программе социально-психологической помощи работникам социальной сферы. Тогда как на первом этапе такие испытуемые были отмечены: со сформированным напряжением 26,7%, резистенцией 33,3 и истощением 20%. Как видно из диаграммы 13, изменились также и все остальные показатели фаз в сторону более благоприятного эмоционального самочувствия испытуемых.

Проследив результаты экспериментальной работы, можно сделать следующие выводы.

1. Современное состояние проблемы личностно-профессионального развития специалистов, работающих в экстремальных условиях, характеризуется разнообразием определений и теоретических подходов, отсутствуем единства, нерешенностью практических задач психолого-акме-ологического сопровождения лиц, принимающих участие в ликвидации последствий ЧС, недостаточностью изучения их социально-психологических последствий у лиц помогающих профессий, в частности у социальных работников.

2. Полученные сравнительные данные позволяют констатировать возможность оптимизации личностно-профессионального развития социальных работников посредством использования социально-психологических методов воздействия на их психику (тренинговые сессии, психотерапевтические методы: телесная терапия, ар-ттерапия, музыкотерапия и т. д., консультации, совместные обсуждения, НЛП, символдрамы и др.). Использование этих методов направлено на личностную, эмоциональную, мотивационную

и коммуникативную сферы участников программы оказания социально-психологической помощи в их профессионализации и совершенствовании в контексте работы в экстремальных ситуациях. Об этом же свидетельствуют и результаты наблюдения за ними в ходе реализации программы.

3. В тоже время в контексте оптимизации эмоционального состояния работников социальной сферы, принимавших участие в ликвидации последствий ЧС, значение имеет и фактор времени. То есть с течением времени у людей, попавших в ЧС, снижается уровень тревожности, фобических реакций, враждебности, эмоциональной напряженности и т.д. Но, не смотря на это, существует острая необходимость в реализации психологической помощи социальным работникам в силу специфики их профессии -высокой моральной ответственности, постоянными контактами с клиентами и их проблемами, возможным наслоением эмоционального напряжения, вплоть до истощения, с каждой последующей стрессовой ситуацией.

Библиографический список

1. Александровская Э. М., Кокуркина Н. И., Ку-ренкова Н. В. Психологическое сопровождение школьников. - М. : Изд. центр «Академия», 2002.

2. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 1. - С 3-18.

3. Асеева И. Н. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и стратегий преодоления стресса у социальных работников : Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Самара, 2007.

4. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М. : Совершенство, 1997.

5. Бодалёв А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. -М., 1998.

6. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5. Кн. 4: Развитие ценностной сферы профессионала. - М. : Изд. РАГС, 2001.

7. Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. - М., 2001.

8. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1. - № 2. - С. 15.

9. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. - М., 2005. - С. 70.

10. Психология экстремальных ситуаций : хрестоматия. - М, 2000.

11.Рудестам К. Групповая психотерапия. - М., 1993.

12. Слюсарев Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности : Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1992.

УДК 15999 Зверякова Светлана Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вологодский государственный педагогический университет

ZSVSVETA@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧИТЕЛЯ НА ХАРАКТЕР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С УЧАЩИМИСЯ

В работе рассматривается проблема индивидуализации деятельности учителя в различных аспектах, основное внимание уделяется анализу индивидуального стиля деятельности учителя (рассматриваемого в аспекте деятельностного подхода), и прежде всего по отношению к сфере межличностного общения.

Ключевые слова: Индивидуальная деятельность учителя, компоненты педагогической деятельности, дифференциация обучения, стили профессиональной деятельности, уровни общительности.

В практике своей работы учитель неизбеж- себя, но и своего партнера в общении. Ведь для

но сталкивается с проблемой самооценки сво- того, чтобы оценить возможности своих усилий

их профессиональных усилий в воздействии на (эффективность педагогического воздействия),

личность ученика, вообще людей, с которыми необходимо особенно хорошо знать качества

он общается. Учитель должен учитывать боль- тех, с кем имеешь дело, общаешься. Следует

шое количество факторов, оценивая не только отметить, что воспитательную деятельность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.