УДК 159.9 : 355 / 359 Холодцова Мария Евгеньевна
Психологический институт РАО, г. Москва kholodtsova_m@mail.ru
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
В статье рассмотрено содержание психолого-педагогического сопровождения социальных работников, осуществляющих деятельность в чрезвычайных ситуациях, дан анализ диагностических данных, показывающих результативность проведенной работы.
Ключевые слова: социальные работники, чрезвычайная ситуация, психолого-акмеологическое сопровождение, стресс.
Социальная работа в экстремальных ситуа- Выбрав психолого-акмеологическое сопровож-
циях, как системная совокупность требований, предъявляемых к социальному работнику, охватывает комплекс конкретных практических действий при оказании правовой, экономической, психологической помощи. Работа в таких условиях неизменно сопровождаются стрессом, когда у специалиста возникает острый внутренний конфликт между жесткими требованиями, которые налагает на него ответственность, и объективной невозможностью их выполнить.
В области практической психологии и акмео-логии существуют средства, помогающие успешно справляться с негативными состояниями и актуализировать возможности дальнейшего профессионального продвижения. Среди них наиболее часто используемыми можно назвать систему тренинговой работы, профессиональное консультирование, психолого-педагогическое просвещение, различные формы психотерапии и т. д. Наиболее эффективным для использования в процессе осуществления деятельности в чрезвычайных ситуациях социальными работниками нам представляется психолого-акмеологическое сопровождение.
Сопровождение - это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи, которая предполагает поиск скрытых ресурсов развития человека, опору на его собственные возможности (Ю. В. Слю-сарев, 1992; М. Р. Битянова, 1997; Н. Г. Осухо-ва, 2001). Понятие сопровождение близко таким понятиям, как содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей. Идеи сопровождения в наибольшей степени соответствуют прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы.
дение личностно-профессионального развития как форму работы со специалистами социальной сферы, осуществляющими свою деятельность в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС), мы подразумевали специально организованный процесс взаимодействия социального работника, руководства, психологов. Его целью выступала актуализация у соцработников дополнительных личностных и профессиональных возможностей, способностей, резервов, позволяющих найти новые пути выхода из затруднительных проблемных ситуаций, повысить профессионализм.
Для достижения данной цели в контексте реализованного нами психолого-акмеологическо-го сопровождения было организовано пространство, в котором соцработники могли проанализировать собственное профессиональное состояние, отрефлексировать профессиональный опыт и наметить новые пути личностно-профессионального развития, увидеть процесс своей деятельности в целом и превратить собственное личностно-профессиональное развитие в предмет практического преобразования.
В работе над составлением и реализацией программы мы руководствовались следующими принципами психолого-акмеологического сопровождения: принцип индивидуального подхода к человеку (поиск его внутренних ресурсов и опора на них); принцип реальности, согласно которому необходимо подвести соцработника к принятию необратимости трудных жизненных ситуаций; принцип реалистичности, согласно которому психолог не берет на себя задачи «переделать клиента» и «обеспечить ему жизненное благополучие» (он лишь помогает ему преодолеть «разрывы жизни», перейти пустыню отчуждения от себя
и мира и принять ответственность за свою жизнь); принцип события, согласно которому в сопровождении акцент ставится на создание пространства совместного бытия, в условиях которого человек осознает и перестраивает себя в своих отношениях с миром (субъективный образ мира), и осваивает продуктивные способы взаимодействия с людьми и социальными структурами, а не на воздействие (Н. Г. Осухова, 2005).
Психолого-акмеологическое сопровождение в нашем исследовании было основано на процессуальном анализе, определении динамики, состоящей из стадий, ступеней и шагов, как на каждой встрече с социальными работниками, так и на всем его протяжении. Оно обязательно предполагало:
1. Осознание не только внешних, но и внутренних причин негативного состояния работников социальных служб.
2. Освоение индивидуальной системы адекватных средств преодоления негативных состояний. Умение справляться с ними, с агрессией, чувством брезгливости, раздражительностью: умение не реагировать эмоционально на открытую провокацию со стороны клиентов, не принимать её на свой счет. Особое внимание обращалось на формирование защитных механизмов у каждого соцработника. Как правило, это удавалось сделать только с помощью серии тренинговых групп, так как основные защитные механизмы формируются при осознании и принятии целей, методов, своей роли (и её границ), концепции помощи в чрезвычайной ситуации. Каждый должен был ответить на вопросы: «Что я делаю?», «Кто я такой?», «Зачем я помогаю?», «Как?».
3. Развитие у соцработников ценностного отношения к происходящему.
4. Эффективное и планомерное овладение соцработниками необходимыми жизненными стратегиями и тактиками поведения.
5. Совместное составление и принятие соц-работниками личного профессионального плана, являющегося важным регулятором профессионализации личности, обобщая их представления о целях и перспективах профессиональной деятельности, основных этапах, путях и средствах её эффективности и продуктивности, возможных препятствиях и способах преодоления профессиональных трудностей и кризисов.
6. Преодоление дезинтегрированного сознания (то есть вытеснение так называемых «мотивов ложной самоактуализации», которые порождают
несбыточные цели, мечты в ущерб стабильной целостности человека).
7. Становление и поддержка активной профессиональной позиции. В связи с тем, что наличие четкой и осознанной жизненной перспективы дает человеку мощные стимулы к творчеству, рождает оптимистическое мироощущение, формирует интерес к будущему как полю самореализации. В работе по формированию лично-стно- и социально-значимых стратегий профессиональной деятельности большое значение имело использование биографического метода, так как он побуждает человека к анализу своей жизни, деятельности, планов на будущее, позволяет корректировать жизненную программу.
8. Развитие готовности к постоянному самоиз-менению, лабильность установок и корректировки жизненных и профессиональных ценностей.
9. Знание собственной индивидуальности и использование её в профессиональной жизни. Мы учитывали, что профессиональный и личностный сценарии социального работника тесно взаимосвязаны. Карьера - это сознательно выбранный и реализуемый соцработником путь профессионального продвижения к намеченному статусу, что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение в соответствии с уровнем его квалификации. Не исключалось в работе и влияние на карьеру внешних факторов: профессиональной среды, типа профессиональной организации, случайности и т. д.
Программа психолого-акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития социальных работников содержала в себе следующие мероприятия:
1. Создание рабочей группы из руководящего состава.
В рамках программы с 29 мая по 4 июня 2005 г. рабочая группа из 15 социальных работников -руководителей различных подразделений Управления социальной защиты населения администрации города Беслан и аналогичных специалистов из Владикавказа прибыла в Москву с целью проведения специальных реабилитационных и образовательных мероприятий.
2. Тренинг «Точка опоры» в Москве.
Цель: дать возможность участникам осознать,
что произошло с ними, как трагедия повлияла на их жизнь.
Задачи: диагностика состояния участников; обучение приёмам саморегуляции; предоставление и реализация возможности встраивания
чрезвычайной ситуации в контекст собственной жизни участников и осознания значимости проводимой работы, обоснование её необходимости для социальных работников Беслана.
3. Круглый стол «Социально-психологическая помощь социальным работникам Беслана» проходил после тренинга «Точка опоры».
По его результатам были вынесены следующие предложения: 1) разработать и провести программу подготовки социальных работников к экстремальной ситуации с учетом культурных особенностей; 2) создать тесное профессиональное сообщество, где социальному работнику окажется поддержка на разных уровнях; 3) провести подготовку к первому сентября.
4. Тренинг «Точка опоры» в Беслане.
Цель: дать возможность участникам осознать,
что произошло с ними, как трагедия повлияла на их жизнь.
Задачи: диагностика состояния участников; предоставление и реализация возможности встроить чрезвычайную ситуацию в контекст собственной жизни участников тренинга; обучение приемам саморегуляции.
5. Семинар-практикум «Профилактика профессионального выгорания».
Работа семинара в городе Владикавказ предполагала реализацию двух стратегических целей: обучающих и развивающих.
Обучающие цели: сформировать у участников семинара представление о синдроме профессионального выгорания, необходимые для его диагностики и самодиагностики, а также проектирования работы по профилактике профессионального выгорания и оказания первичной помощи; освоить методы и приемы профилактики профессионального выгорания, самопомощи и помощи коллегам на ранних стадиях выгорания. Кроме того, предполагалось обучение участников группы умению описания cases (случаев) из собственной практики оказания помощи клиентам - в трудной жизненной или в ситуации преодолении последствий ЧС (в соответствии с целями и задачами проекта); обучение методике проектирования и проведения тренинга или семинара-практикума «Профилактика профессионального выгорания» с социальными работниками своего региона.
Личностно-развивающие цели: стимулирование внутренней работы участников семинара, направленной на осознание собственных психологических особенностей (как способствующих
профессиональному выгоранию, так и позволяющих предупредить развитие этой профессиональной деформации); «оживление» жизненных ресурсов и принятие позиции «ответственности и заботы о себе и других»; выделение членов группы с развитым СЭВ и восстановление их связи с самими собой и другими людьми.
6. Организация клуба социальных работников.
Клуб был создан в 2005 году при Центре дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов во Владикавказе под патронажем регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников России» в Республике Северная Осетия-Алания при организационно-технической, методической и финансовой поддержке Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания.
Клуб - это место, где социальные работники могут овладеть навыками преодоления стрессов, депрессивных состояний и повышенной тревожности, выявлять наличие или отсутствие синдрома профессионального выгорания, работая в условиях чрезвычайных ситуациях и не только, а также проходить курс реабилитации и оздоровления с целью сохранения их профессионального долголетия и социально-психологической устойчивости. Обустройство и оснащение Центра позволяет обеспечить деятельность Клуба социальных работников на высоком материально-техническом и кадровом уровне.
Система отбора для прохождения курса реабилитации социальных работников включает анкетирование, тестирование по следующей тематике: 1) психологическое состояние и 2) соматическое состояние.
Критерии: тревожность; психосоматические и психовегетативные нарушения; раздражительность; снижение самооценки; повышенная раздражительность на мелкие события; злоупотребление алкоголем, применение психотропных и наркотических средств; обострение хронических заболеваний; увеличение частоты простудных и инфекционных заболеваний; рост числа нерабочих дней в связи с болезнью.
8. Круглый стол «Социальная работа в чрезвычайных ситуациях».
В сентябре 2005 года по итогам проделанной работы был организован круглый стол «Социальная работа в чрезвычайных ситуациях»,
который состоялся во Владикавказе с участием представителей Союза социальных педагогов и социальных работников, руководителей и специалистов социально-психологических служб Владикавказа, а также заинтересованных министерств и ведомств, оказывающих помощь пострадавшим в результате трагедии.
9. В 2006 году была осуществлена подготовка и выпуск сборника: Помощь помощникам: социально-психологическое сопровождение социальных работников : научно-методический сборник статей. - М. : Амиго-пресс, 2006. В сборник вошли статьи всех участников программы, в том числе и автора данной работы.
10. В 2007 году началась реализация проекта «Повышение эффективности работы женщин - социальных работников, пострадавших от стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций».
Главная задача - обеспечить социальным работникам благоприятные условия для эффективной профессиональной и общественной деятельности в условиях чрезвычайной ситуации, научить их предотвращать конфликты и грамотно справляться со стрессом. Прежде всего, это касается женщин - социальных работников, которые по роду своей деятельности предоставляют населению социальные, психологические и медицинские услуги.
11. В рамках программы был проведен ряд тренингов для тренеров.
Тренинги - мероприятия, проводимые в рамках проекта, предполагающие обучение специалистов методам поддержки социальных работников и самоподдержки, саморегуляции и подготовка специалистов, которые могут самостоятельно провести такой тренинг.
Участники: психологи и заведующие центрами социальной помощи.
Основная цель тренинга - подготовка специалистов, которые могут оказывать поддержку другим, обучая методикам и навыкам социально-психологической работы в кризисных ситуациях, передавая информацию о причинах, проявлениях и профилактике профессионального выгорания и. Проект предполагает проведение двух тренинговых сессий в каждом из регионов проекта. Первый тренинг посвящен работе с синдромом профессионального выгорания, а второй - работе в кризисных ситуациях. Тренинг предполагает активное вовлечение в проект
специалистов, которые будут практиковать и передавать другим полученные знания.
12. Проведение фокус-групп в 2008-2009 гг.
Фокус-группа - мероприятие, проводимое
в рамках программы, направленное одновременно на передачу и сбор информации, а также на обмен опытом участников. Фокус-группа также является методом измерения эффективности проводимых мероприятий по поддержке социальных работников и общей обстановки в регионе - осведомленности, методов самоподдерж-ки, специфики влияния чрезвычайных ситуаций в регионе на работу и общее состояние специалистов помогающих профессий
Цель фокус-группы - информирование участников об эффективных технологиях работы в чрезвычайных ситуациях и профилактике профессионального выгорания у специалистов социальной сферы и сбор информации об опыте работы в ЧС и по профилактике профессионального выгорания.
13. Проведение круглых столов «Менеджмент в условиях чрезвычайных ситуаций», «Процесс переживания горя и поддержка пострадавших», «Синдром «профессионального выгорания» социальных работников: симптомы и профилактика».
Цели: создание условий для обмена информацией специалистов разных областей (мульти-аспектный подход); обобщение информации из разных источников и установление четкой позиции и функций социального работника во избежание выполнения чужих обязанностей; рассмотрение модели обеспечения поддержки социальным работникам.
Программа социально-психологической помощи и психолого-акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития реализовывалась посредством использования активных методов совместной работы с клиентами. Среди них можно назвать такие техники, упражнения и приемы, которые применялись в работе, как упражнение самопомощи, телесноориентированная терапия, арттерапия, эриксоновский гипноз, психосинтез, символдрама, нейро-лингвистическое программирование.
Изменения в личностно-профессиональном развитии социальных работников в результате реализации программы психолого-акмеологическо-го сопровождения были изучены в ходе постдиагностики. Применялись те же диагностические
методики, которые использовались до начала реализации программы. Дополнительно была проведена только проективная рисуночная методика «Жизненный путь» (И. Л. Соломин). Полученные на «До» и «После» этапах результаты были подвержены сравнительному анализу посредством критерия и-Манна-Уитни.
Сравнение средних показателей самоактуа-лизационного теста показало положительную динамику по всем его критериям. Однако статистически достоверные различия отмечены только по сензитивности к себе, принятию агрессии и креативности. То есть, статистически доказано улучшение средних показателей сензи-тивности к себе (с Хср = 44,8 до Хср = 47,4), принятия агрессии (с Хср = 41,2 до Хср = 45,0) и креативности (с Хср = 44,9 до Хср = 47,9).
Данные подтвердили, что социальные работники, участвовавшие в реализации программы психолого-акмеологического сопровождения их личностно-профессионального развития, стали больше отдавать себе отчет в своих потребностях и чувствах, лучше их ощущать и рефлексировать, более конструктивно понимать и принимать своё раздражение, гнев и агрессивность, что позволило проявлять свою творческую направленность. Это стало возможным преимущественно за счет увеличения числа испытуемых со средним уровнем выраженности данных критериев и снижения процентного соотношения по низким уровням.
Перечисленные изменения в отдельных параметрах самоактуализации обусловили соответственно положительную динамику в распределении испытуемых по уровням её выраженности. Что было обеспечено уменьшением числа соцработни-ков с низким уровнем её развития (57% до прохождения программы и 27% после) за счет их перехода в подгруппу со средним уровнем (соответственно с 34% до 65%). Тогда как число испытуемых с высоким уровнем выраженности самоактуализации осталось неизменным (8%).
Также положительная динамика в результатах социальных работников была выявлена и при повторной диагностике особенностей их мировосприятия и мироотношения, то есть по критериям методики «Смысложизненные ориентации» (цели, процесс и результативность жизни, локус контроля, локус контроля - жизнь и общий ОЖ). Однако статистически достоверные различия были выявлены по целям жизни и по общему ОЖ.
Большее количество социальных работников стали определяться с целями и перспективами жизни, конкретизировать их для себя и вербали-зировать, у них возрос интерес к жизни, удовлетворенность самореализацией, понимание и расширение возможности свободы выбора в конструировании и управлении своей жизнью, которая стала более эмоционально насыщенной.
Повторная диагностика преобладающих механизмов психологической защиты, используемых испытуемыми для выхода из чрезвычайных ситуаций, и сравнение её результатов со средними показателями, полученными на первом этапе экспериментального исследования, показали положительную динамику в активизации ими отрицания реальности и проецирования. А также отрицательную динамику в использовании таких защитных механизмов, как компенсация, вытеснение и рационализация.
Результаты по методике Т. Лири показали статистически достоверное снижение проявления агрессивного типа взаимодействия социальных работников с окружающими от Хср = 6,8 до Хср = 5,7. Что, в свою очередь, опосредовало значительное улучшение среднего показателя по такому фактору, как дружелюбие (от Хср = 8,0 до Хср = 9,83). Средние показатели по всем остальным типам взаимоотношений с окружающими демонстрируют улучшение общей картины профессиональной и личной коммуникации социальных работников. То есть, можно сказать, что они в целом стали менее авторитарны, эгоистичны, подозрительны и зависимы в установлении и поддержании социальных контактов. Что, однако, статистически достоверно утверждать нет возможности.
Результаты повторного проведения методики <^СЬ-90» подтвердили статистически достоверную положительную динамику почти по всем критериям, кроме соматизации, которая была более выражена у социальных работников, имевших заложниками кого-либо из родных, знакомых и т. д. А также кроме фобической тревожности, средний показатель которой увеличился. Так у социальных работников, прошедших программу психолого-акмеологического сопровождения их личностно-профессионального развития, стали менее выраженными обессивность (с Хср = 1,61 до Хср = 1,14), межличностная сензитивность (с Хср = 1,83 до Хср = 1,05), тревожность (с Хср = 1,14 до Хср = 1,0), враждебность
(с Хср = 1,8 до Хср = 0,76). А также паранойяльные тенденции (с Хср = 1,72 до Хср = 0,87), пси-хотизм (с Хср = 1,0 до Хср = 0,72) и в целом индекс тяжести (с Хср = 1,33 до Хср = 1,02).
В процентном соотношении по этим критериям положительные изменения произошли за счет уменьшения числа испытуемых с высоким их уровнем и снижению степени их выраженности до средней или низкой степени. Полученные результаты показали в целом оптимизацию психоэмоционального состояния социальных работников, об этом же свидетельствуют и данные проведенной проективной рисуночной методики «Мой жизненный путь».
Сравнительный анализ выраженности синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у социальных работников до и после реализации программы социально-психологической помощи показал снижение средних показателей почти по всем его симптомам. Однако статистически достоверно разница подтвердилась по таким симптомам, как неудовлетворенность собой (Хср = 20,1 до и Хср = 12,0 после реализации программы помощи), неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (соответственно Хср = 11,0 и Хср = 7,3), эмоционально-нравственная дезорганизация (Хср = 14,5 и Хср = 9,1), редукция профессиональных обязанностей (Хср = 10,0 и Хср = 7,3), психосоматические и психовегетативные нарушения (Хср = 5,3 и Хср = 3,5). Испытуемые стали более уверены в себе, организованы и эмоциональны (при этом эмоции стали соответствовать ситуациям и воздействующим факторам), ответственны по отношению к своим профессиональным обязанностям, стали задумываться о профессиональном росте и совершенствовании. Кроме того, у них наблюдалась большая эмоциональная включенность, ранее упоминаемая эмоциональная децентрация, о чем свидетельствует статистически достоверное отличие по симптому эмоциональная отстраненность (Хср = 12,1 и Хср = 14,0). Кроме наблюдения данные изменения подтверждались содержанием сочинений и рисунков испытуемых.
Выше указанные изменения в симптомах СЭВ обусловили и преобразования в его фазах. Так снизились в целом средние показатели напряжения у социальных работников (Хср = 48,1 и Хср = 33,0), что, в свою очередь, опосредовало возможность меньшего сопротивления различным стрессовым факторам, то есть изменился
показатель резистенции в сторону снижения (Хср = 50,0 и Хср = 35,0). Это стало возможным в определенной степени за счет возросшей эмоционально-нравственной организации и самообладания, активизируемых защитных механизмов, снижения тревожности и переживания психотравмирующих обстоятельств и т. д. Однако нельзя в данном случае не отметить фактор времени. Все факторы в совокупности обусловили снижение общего уровня синдрома эмоционального выгорания или итоговый его показатель от Хср = 133,0 до Хср = 100,0 баллов.
Качественный сравнительный анализ фаз СЭВ также показал улучшение общего эмоционального состояния социальных работников, так как выявил отсутствие испытуемых со сформированным напряжением, резистенцией и истощением на момент окончания реализации всех мероприятий по программе социально-психологической помощи работникам социальной сферы. Тогда как на первом этапе такие испытуемые были отмечены: со сформированным напряжением 26,7%, резистенцией 33,3 и истощением 20%. Как видно из диаграммы 13, изменились также и все остальные показатели фаз в сторону более благоприятного эмоционального самочувствия испытуемых.
Проследив результаты экспериментальной работы, можно сделать следующие выводы.
1. Современное состояние проблемы личностно-профессионального развития специалистов, работающих в экстремальных условиях, характеризуется разнообразием определений и теоретических подходов, отсутствуем единства, нерешенностью практических задач психолого-акме-ологического сопровождения лиц, принимающих участие в ликвидации последствий ЧС, недостаточностью изучения их социально-психологических последствий у лиц помогающих профессий, в частности у социальных работников.
2. Полученные сравнительные данные позволяют констатировать возможность оптимизации личностно-профессионального развития социальных работников посредством использования социально-психологических методов воздействия на их психику (тренинговые сессии, психотерапевтические методы: телесная терапия, ар-ттерапия, музыкотерапия и т. д., консультации, совместные обсуждения, НЛП, символдрамы и др.). Использование этих методов направлено на личностную, эмоциональную, мотивационную
и коммуникативную сферы участников программы оказания социально-психологической помощи в их профессионализации и совершенствовании в контексте работы в экстремальных ситуациях. Об этом же свидетельствуют и результаты наблюдения за ними в ходе реализации программы.
3. В тоже время в контексте оптимизации эмоционального состояния работников социальной сферы, принимавших участие в ликвидации последствий ЧС, значение имеет и фактор времени. То есть с течением времени у людей, попавших в ЧС, снижается уровень тревожности, фобических реакций, враждебности, эмоциональной напряженности и т.д. Но, не смотря на это, существует острая необходимость в реализации психологической помощи социальным работникам в силу специфики их профессии -высокой моральной ответственности, постоянными контактами с клиентами и их проблемами, возможным наслоением эмоционального напряжения, вплоть до истощения, с каждой последующей стрессовой ситуацией.
Библиографический список
1. Александровская Э. М., Кокуркина Н. И., Ку-ренкова Н. В. Психологическое сопровождение школьников. - М. : Изд. центр «Академия», 2002.
2. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 1. - С 3-18.
3. Асеева И. Н. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и стратегий преодоления стресса у социальных работников : Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Самара, 2007.
4. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М. : Совершенство, 1997.
5. Бодалёв А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. -М., 1998.
6. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5. Кн. 4: Развитие ценностной сферы профессионала. - М. : Изд. РАГС, 2001.
7. Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. - М., 2001.
8. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1. - № 2. - С. 15.
9. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. - М., 2005. - С. 70.
10. Психология экстремальных ситуаций : хрестоматия. - М, 2000.
11.Рудестам К. Групповая психотерапия. - М., 1993.
12. Слюсарев Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности : Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1992.
УДК 15999 Зверякова Светлана Витальевна
Вологодский государственный педагогический университет
ZSVSVETA@mail.ru
ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧИТЕЛЯ НА ХАРАКТЕР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С УЧАЩИМИСЯ
В работе рассматривается проблема индивидуализации деятельности учителя в различных аспектах, основное внимание уделяется анализу индивидуального стиля деятельности учителя (рассматриваемого в аспекте деятельностного подхода), и прежде всего по отношению к сфере межличностного общения.
Ключевые слова: Индивидуальная деятельность учителя, компоненты педагогической деятельности, дифференциация обучения, стили профессиональной деятельности, уровни общительности.
В практике своей работы учитель неизбеж- себя, но и своего партнера в общении. Ведь для
но сталкивается с проблемой самооценки сво- того, чтобы оценить возможности своих усилий
их профессиональных усилий в воздействии на (эффективность педагогического воздействия),
личность ученика, вообще людей, с которыми необходимо особенно хорошо знать качества
он общается. Учитель должен учитывать боль- тех, с кем имеешь дело, общаешься. Следует
шое количество факторов, оценивая не только отметить, что воспитательную деятельность