Научная статья на тему 'Синдром эмоционального выгорания у врачей в контексте личностно-профессионального развития: симптомы и предпосылки'

Синдром эмоционального выгорания у врачей в контексте личностно-профессионального развития: симптомы и предпосылки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2172
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / СТРЕСС / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SYNDROME OF EMOTIONAL BURNING-OUT / STRESS / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PSYCHO-ACMEOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яркина О. С.

В статье показано, что в картине синдрома эмоционального выгорания у врачей доминируют симптомы фазы «резистенции». Основными факторами, определяющими формирование и степень выраженности СЭВ у врачей, являются алекситимия, регрессия и ориентация на деньги. Также говорится о необходимости психолого-акмеологического сопровождения всего уклада трудовой деятельности специалистов сферы здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Syndrome of emotional burning-out in doctors in the context of personal-professional development: symptoms and preconditions

The clause shows that symptoms of a phase «resistance» dominate in the picture of a syndrome of emotional burning-out in doctors. Thus the major factors defining formation and degree of expres-siveness of the syndrome of emotional burning-out in doctors are regression, alexithymia and orientation to money. Necessity of psycho-acmeological support of all ways of labour activity of specialists in the sphere of public health services is also mentioned.

Текст научной работы на тему «Синдром эмоционального выгорания у врачей в контексте личностно-профессионального развития: симптомы и предпосылки»

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВРАЧЕЙ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: СИМПТОМЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ

О.С. Яркина

В статье показано, что в картине синдрома эмоционального выгорания у врачей доминируют симптомы фазы «резистенции». Основными факторами, определяющими формирование и степень выраженности СЭВ у врачей, являются алекситимия, регрессия и ориентация на деньги. Также говорится о необходимости психолого-акмеологического сопровождения всего уклада трудовой деятельности специалистов сферы здравоохранения.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, стресс, личностно-профессиональное развитие, психолого-акмеологическое сопровождение.

Проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов [1-6]. Известно, что существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. Профессиональный анализ подобных случаев выявил особый психологический феномен - синдром эмоционального выгорания (СЭВ). Иногда СЭВ обозначается понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов [7]. Термин «психическое выгорание» был впервые введен американским психологом Н. Рге1<!епЬе^ег в 1974 г. в связи с анализом требований, предъявляемых к социальным профессиям, основное содержание которых составляет межличностное взаимодействие [1]. Им обозначается ухудшение психического и физического самочувствия у представителей таких профессий. Симптомы ЭВ указывают на характерные черты длительного стресса и психической перегрузки, которые могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер и прежде всего - эмоциональной [5, 8]. Генезис синдрома носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоциональномотивационной сфере, социальных факторах, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека [4, 5].

Исследования показывают, что особой «группой риска» являются медицинские работники, профессиональная деятельность которых предполагает эмоциональную на-

сыщенность и большое количество факторов, вызывающих стресс, что создает угрозу для личностного развития и формирования синдрома «выгорания белого халата» у представителей данной социальной профессии.

Объект данного исследования - особенности эмоциональной сферы врачей. Предмет исследования - симптомы эмоционального выгорания и их предпосылки у врачей.

Цель нашего исследования состояла в выявлении симптомов и факторов, влияющих на формирование синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников.

Исследование было проведено на выборке врачей, в которую вошли специалисты различных направлений медицинской деятельности. Из них 87,13 % - женщины, средний возраст врача составил 46,34 ± 8,40 лет, а стаж профессиональной деятельности - 19,77 ± 10,69 лет.

В соответствии с целью, для диагностики уровня эмоционального выгорания у врачей мы использовали методику В.В. Бойко, для исследования личностных особенностей применялись Торонтская Алекситимическая Шкала, методика диагностики индекса жизненного стиля (LSI), методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере

О.Ф. Потемкиной и другие. Статистическая обработка результатов осуществлялась при помощи компьютерной программы «SPSS 11.5 for Windows».

Диагностика уровня эмоционального выгорания у врачей позволила выявить значительный процент медицинских работников, у которых сложились те или иные симптомы ЭВ (рис. 1).

симптомы ЭВ

□ не сложившийся симптом

□ складывающийся симптом

□ сложившийся симптом

Рис. 1. Распределение показателей выраженности симптомов СЭВ у медицинских работников (в %). По оси абсцисс - симптомы ЭВ: 1 - переживание психотравмирующих обстоятельств; 2 - неудовлетворенность собой; 3 - «загнанность в клетку»; 4 - тревога и депрессия; 5 - неадекватное избирательное эмоциональное реагирование; 6 - эмоционально-нравственная дезориентация; 7 - расширение сферы экономии эмоций; 8 - редукция профессиональных обязанностей; 9 - эмоциональный дефицит; 10 - эмоциональная отстраненность; 11 - личностная отстраненность (деперсонализация); 12 - психосоматические и психовегетативные нарушения

Таблица 1

Распределение показателей по фазам формирования СЭВ у врачей (в %)

Стадия формирования / Фаза Напряжение Резистентность Истощение

не сформировалась 50 38,64 59,09

в стадии формирования 38,64 20,45 34,09

сформировалась 11,36 40,91 6,82

На основе анализа показателей выраженности симптомов СЭВ у медицинских работников в зависимости от фазы формирования стресса можно говорить, что в картине синдрома ЭВ у врачей доминируют симптомы фазы «резистенции». Это проявляется в тенденции к неадекватному избирательному эмоциональному реагированию на пациентов, расширением сферы экономии эмоций, отсутствием эмоциональной вовлеченности и контакта с клиентами, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей. Также достаточно выражены психосоматические и психовегетативные нарушения, личностная отстраненность (деперсонализация) (фаза «истощение»), переживание психотравмирующих обстоятельств, а также тревога и депрессия (фаза «напряжение»), что проявляется в тенденции к ощущению физических и психологических перегрузок, напряжению на работе, наличию конфликтов с руководством, коллегами, пациентами (табл. 1). По мнению К. Маслач, синдром

профессионального выгорания составляют три главные составляющие: эмоциональное истощение, неудовлетворенность профессиональной деятельностью, обезличивание интерперсональных отношений. По статистике, в нашей стране у 26 % врачей-тера-певтов отмечен высокий уровень тревожности и у 37 % - субклиническая депрессия [9].

Анализ распределения показателей по степени сформированности фаз синдрома ЭВ свидетельствует о том, что у 11,4 % и примерно 7 % медицинских работников из общей выборки сформировались стадии «напряжения» и «истощения» соответственно. Фаза «резистентности» сформировалась у 34 % врачей. При этом у 39 % медиков стадия «напряжения» и примерно у трети врачей фаза «истощения» находятся в стадии формирования. По литературным сведениям, почти 80 % психиатров, психиатров-нарко-логов, психотерапевтов имеют различной степени выраженности признаки синдрома профессионального выгорания, а 7,8 % - резко выраженный синдром. По другим данным,

среди психологов-консультантов и психотерапевтов признаки СЭВ различной степени выраженности выявляются у 73 %, выраженную фазу истощения имеют 6 %. При этом самые высокие показатели синдрома профессионального выгорания отмечаются у сотрудников государственных медицинских учреждений, а самые низкие - у лиц, работающих в частных учреждениях, университетах, научно-исследовательских институтах [9].

Корреляционный анализ выявил отрицательные связи между общим показателем СЭВ и интернальностью в области достижений, семейных взаимоотношений, производственной сфере (г = -0,541, г = -454, г = -0,428 соответственно при р < 0,01), а также ориентацией на свободу (г = -0,557 при р < 0,01) и власть (г = -0,422 при р < 0,05), целями жизни (г = -0,526 прир < 0,01) (тест СЖО). То есть, чем более выражен СЭВ у медицинских работников, тем в меньшей степени они склонны считать себя ответственными за значимые ситуации собственной жизни. При этом, чем более выражены симптомы ЭВ у врачей, тем в меньшей степени для них характерна ориентация на независимость, проявление своей воли как субъектов, власть и наличие в жизни целей в будущем, которые придают ей осмысленность, направленность и временную перспективу. По данным литературы именно отношение к себе, умение ставить перед собой цели достижения определенного уровня профессионального и личностного совершенствования, нравственная зрелость личности позволяют успешно осуществлять профессиональную деятельность и избегать состояния «утраты себя», которое может быть вызвано психотравмируюшим влиянием профессии [2]. Были выявлены положительные корреляционные связи между общим показателем СЭВ и проекцией (г = 0,342 при р < 0,05), бегством, дистанцированием (г = 0,352, г = 0,351 соответственно при р < 0,05) (опросник Лазаруса). То есть, чем более выражены симптомы ЭВ, тем чаще врачи склонны наделять других людей собственными неприемлемыми чувствами, избавляться от переживаний по поводу своих недостатков путем приписывания их другим людям, что ослабляет стресс и тревогу. Согласно данным литературы феномен ЭВ имеет место тогда, когда у субъекта труда возникают негативные, отрицательные отношения

к объекту своего труда, однако при этом объективные условия профессий типа «человек-человек» требуют положительного и внимательного отношения к нему. В результате, приходится на предсознательном уровне сдерживать свои отношения, подавлять их, заменять на противоположные, что может привести к неудовлетворенности своим трудом, собой, к эмоциональной разрядке на своих близких, дезорганизуя и профессиональную деятельность, и межличностные отношения [7].

Согласно данным корреляционного анализа, чем более выражен СЭВ, тем чаще врачи используют когнитивные и поведенческие усилия, направленные на избегание проблемы и отдаление от ситуации и, тем самым, уменьшающие ее значимость. Корреляционная связь между общим показателем ЭВ и стажем профессиональной деятельности (г = -0,367 прир < 0,05) свидетельствует, что чем меньше стаж работы врача, тем более выражены у него симптомы ЭВ. По данным А.А. Юриковой, выраженность симптомов ЭВ у психологов-практиков возрастает по мере увеличения стажа специалистов, наибольшая наблюдается у психологов со стажем профессиональной деятельности от 4 до 7 лет [6]. Возможно, результаты нашего исследования можно объяснить тем, что большая выраженность симптомов СЭВ, характерная для молодых специалистов, связана не с синдромом как таковым, а с нестабильностью эмоциональной сферы в период адаптации к профессиональной деятельности, что требует дополнительного изучения.

По мнению В.В. Бойко, СЭВ - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Это стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения, отчасти адаптивный, т. к. позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, возможны и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на профессиональной деятельности и отношениях с партнерами [10].

Мы использовали регрессионный анализ, чтобы выявить факторы, влияющие на общий показатель ЭВ у медицинских работни-

ков. В результате нами было получено следующее уравнение регрессии:

ЭВ = -43,132 + 1,493А + 9,883ОД + 0,516Р,

где ЭВ - общий показатель эмоционального выгорания; А - значение по шкале алексити-мии (Торонтская Алекситимическая Шкала); ОД - показатель по шкале «ориентация на деньги» методики О.Ф. Потемкиной, Р - значение по шкале регрессии (методика Индекс жизненного стиля).

Данное уравнение свидетельствует, что эмоциональное выгорание у врачей тем более выражено, чем выше уровень алексити-мии, ориентации на деньги и регрессии. То есть, чем труднее врачам вербализовать свои чувства и переживания, а их мышление в данном случае имеет более «конкретный» тип, связанный с текущим моментом и ориентированный на конкретные реальные вещи, почти не затрагивающий внутренние объекты, чем в большей степени медицинские работники ориентированы на деньги, а также чем чаще они прибегают к инфантильным формам реагирования, ограничению возможностей альтернативного поведения, аффективным реакциям в качестве способа снятия тревоги в случае невозможности сов-ладания с некоторыми жизненными ситуациями, тем в большей степени они подвержены формированию СЭВ. Построенное уравнение позволяет предсказать влияние выявленных факторов на формирование и выраженность СЭВ у врачей.

Таким образом, СЭВ характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, психосоматической и социальной сферах жизни и является комбинацией физического, эмоционального и когнитивного утомления, при этом главный фактор - эмоциональное истощение.

В целом результаты работы позволили выявить ряд характеристик эмоциональной сферы врачей, которые находят свое отражение в особенностях их эмоциональной, когнитивной и психосоматической сферах. Так, у 11,4 % и около 7 % медицинских работников из общей выборки сформировались стадии «напряжения» и «истощения» соответственно. Фаза «резистентности» сформировалась у 34 % врачей. При этом у 39 % медиков стадия «напряжения» и около у трети врачей

фаза «истощения» находятся в стадии формирования. Полученные данные позволяют говорить, что в картине синдрома эмоционального выгорания у врачей доминируют симптомы фазы «резистенции». Это проявляется в тенденции к редукции профессиональных обязанностей, неадекватном эмоциональном реагировании на пациентов, отсутствии эмоциональной вовлеченности и контакта с клиентами, утрате способности к сопереживанию им, усталостью. Также достаточно выражено переживание психотравмирующих обстоятельств, психосоматические и психовегетативные нарушения, тревога и депрессия.

При этом, чем более выражен СЭВ у медицинских работников, тем в меньшей степени они склонны считать себя ответственными за эмоционально положительные ситуации собственной жизни, за отношения, складывающиеся в семье и производственной сфере. Также, чем более выражены симптомы ЭВ у врачей, тем в меньшей степени для них характерна ориентация на независимость, проявление своей воли как субъектов и наличие в жизни целей в будущем. Также для них характерно наделение других людей собственными неприемлемыми чувствами, избавление от переживаний по поводу своих недостатков путем приписывания их другим людям, что обеспечивает бессознательную компенсацию неспособности совладать с некоторыми жизненными ситуациями и ослабляет, связанные с ними стресс и тревогу. Чем более выражен СЭВ, тем чаще врачи используют такие неконструктивные копинг-стратегии в трудных жизненных ситуациях, как когнитивные и поведенческие усилия, направленные на избегание проблемы и отдаление от ситуации и, тем самым, уменьшающие ее значимость. Показано, чем меньше стаж работы врача, тем более выражены у него симптомы ЭВ, что может быть связано с напряжением эмоциональной сферы медицинских работников в период адаптации к профессиональной деятельности, а не с проявлением СЭВ как таковым.

Основными факторами, определяющими формирование и степень выраженности СЭВ у врачей, являются их личностные особенности, в частности, уровень алекситимии, регрессии, как механизма психологической защиты, а также ориентация на деньги, как со-

циально-психологическая установка личности в мотивационно-потребностной сфере.

Представленные данные позволяют говорить о необходимости профилактических и психокорекционных мероприятий для специалистов сферы здравоохранения, направленных на снятие стрессогенных факторов, оптимизацию психической устойчивости, а, следовательно, и профессиональной деятельности. Профессиональное развитие и самосовершенствование также являются одним из способов предупреждения синдрома профессионального выгорания. Профилактика

стресса у сотрудников должна стать одной из важных задач деятельности руководителей лечебных учреждений. При этом необходимо применять современные психотехнологии не только саморегуляции, но и технологии пси-холого-акмеологического сопровождения

всего уклада трудовой деятельности. В частности, врачам будет полезным использование методов мышечной релаксации, формирования психической толерантности, приемы аутогенной тренировки, а также участие в балинтовских группах, что позволит им научиться регулировать свое эмоциональное состояние, адаптироваться к трудным ситуациям, а также привлечет их внимание к психологическим аспектам работы с пациентами, к отношениям в диаде «врач-больной» и, в конечном счете, будет способствовать совершенствованию их личностно-профессионального развития.

1. Freidenberger H.J. Staff burn-out // J. of Social Issues. 1974. V. 30. P. 159-165.

2. Абрамова Г.С. Психология в медицине. М., 1998.

3. Крапивина О.В. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у пенитенциарных служащих: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Тамбов, 2004.

4. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Псих. журнал. 2002. Т. 23. № 3. C. 85-95.

5. Хетагурова А.К. Профессиональное выгорание // Сестринское дело. 2004. № 4-5. C. 21-22.

6. Юрикова А.А. Исследование выраженности синдрома эмоционального выгорания психо-логов-практиков с различным стажем профессиональной деятельности // Психотерапия. 2005. № 1. С. 39-40.

7. Сидоров П.А. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета. 2005. 8 июня.

8. Paine W.S. Job Stress and Bornout. Beverly Hills, 1982.

9. Сидоров П.А, Новикова И.Н. Профилактика синдрома профессионального выгорания в медицинской среде // Медицинская газета. 2006. 3 марта. C. 8-9.

10. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 2004.

Поступила в редакцию 16.01.2008 г.

Yarkina O.S. Syndrome of emotional buming-out in doctors in the context of personal-professional development: symptoms and preconditions. The clause shows that symptoms of a phase «resistance» dominate in the picture of a syndrome of emotional burning-out in doctors. Thus the major factors defining formation and degree of expressiveness of the syndrome of emotional burning-out in doctors are regression, alexithymia and orientation to money. Necessity of psycho-acmeological support of all ways of labour activity of specialists in the sphere of public health services is also mentioned.

Key words: syndrome of emotional burning-out, stress, personal and professional development, psycho-acmeological support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.