Научная статья на тему 'Динамика личностно-профессионального развития социальных работников, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций'

Динамика личностно-профессионального развития социальных работников, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
295
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И КАЧЕСТВА / АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ / МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / PROFESSIONAL IDENTITY / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONALISM / PROFESSIONALIZATION / PROFESSIONAL FEATURES AND QUALITIES / ADAPTIVE MODEL / MODEL OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL INDIVIDUAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Холодцова Мария Евгеньевна

В статье представлен анализ особенностей личностно-профессионального развития работников социальной сферы, осуществляющих свою профессиональную деятельность в условиях чрезвычайных ситуаций. А также показана динамика их личностно-профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of lichnostno-professional development of the social workers who were taking part in liquidation of consequences of emergency situations

The article analyzes the characteristics of personal-professional development of social workers, carrying out their professional activities in emergency situations. And also shows the evolution of their personal and professional development.

Текст научной работы на тему «Динамика личностно-профессионального развития социальных работников, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций»

УДК 159.9

Холодцова Мария Евгеньевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ДИНАМИКА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ, ПРИНИМАВШИХ УЧАСТИЕ В ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В статье представлен анализ особенностей личностно-профессионального развития работников социальной сферы, осуществляющих свою профессиональную деятельность в условиях чрезвычайных ситуаций. А также показана динамика их личностно-профессионального развития.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, личностно-профессиональное развитие, профессионализм, профессионализация, профессиональные особенности и качества, адаптивная модель, модель профессионального развития, профессиональный потенциал личности.

В современных условиях процесс формирования профессиональной идентичности предъявляет все новые требования к профессиональному развитию и совершенствованию человека как специалиста. Что во многом обусловлено социально-экономическими, политическими и духовными изменениями и преобразованиями, интенсивность и напряженность которых определяет необходимость не только своевременного освоения актуального социально-экономического и профессионального опыта специалистами любого профиля, но и становления активной, гибкой жизненной и профессиональной позиции. Так как именно она должна стимулировать их к использованию всех имеющихся потенциальных способностей для успешной социализации, самореализации и личностного роста.

В большей степени это касается работников социальной сферы в связи непосредственной необходимостью осуществлять свою деятельность в сложных ситуациях и в связи с относительной молодостью профессии (Т. Глебович, 1992). В этом случае как отмечает Г.М. Митина, появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества. Кроме того, она указывает на болезненный процесс ломки претерпевающих изменения традиционных стереотипов профессионализации (Г.М. Митина, 2002). Особо актуальным это становится на современном этапе в связи с социальными и политическими преобразованиями, происходящими во всем мире и часто влекущими за собой разного рода стихийные или преднамеренные массовые движения и акции, вплоть до террористических актов. А также в связи с при-

родными и техногенными катаклизмами и катастрофами, так как все это предъявляет высокий уровень требований к профессионализму социальных работников, к профессиональному росту и развитию. И тем самым определяют новый круг научных и практических проблем социальной сферы. Их своевременное и эффективное решение позволит обеспечить создание психологических условий для индивидуализации развития личности профессионалов социальной сферы и профилактики проблем их личностно-профессионального развития.

Социальная работа направлена на развитие и реабилитацию индивидуальной или социальной субъектности, характеризующей жизненные силы человека. Под социальной субъектностью понимается накопление и реализация индивидом способности к существованию во всех основных сферах общества (Е.И. Холостова, Н.Б. Шмелева, Л.В. Бадя). Работа направлена на оказание социальной помощи людям, находящимся в «слабой» позиции (дети, молодежь, пожилые, инвалиды, семьи) и объективно нуждающиеся в получении помощи со стороны государства и негосударственных структур. Иными словами, соцработа является связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом. За время становления профессии соцработ-ника были сформированы её основные методы, эффективные способы помощи клиентам, различные системы работы с социально незащищенными слоями населения. При этом исследований, которые затрагивают профессиональные проблемы самих социальных работников недостаточно.

Актуальность исследования профессиональных особенностей представителей данной профессии обусловлена и необходимостью выпол-

нения ими особой миссии, выполнить которую можно только при условии формирования особых личностных и профессиональных качеств. В разработанной творческим коллективом психологов под руководством Г.М. Митиной концепции, фактором развития профессионализма является внутренняя среда личности, её активность и потребность в самореализации (Г.М. Митина, 2002). При этом личность включает реальную оценку своих возможностей и уровня квалификации, понимание своих личностных характеристик, способность к объективной самооценке, постоянную рефлексию при взаимодействии с клиентом (Е.С. Романова, 2003). Профессионализм в целом - это особое свойство людей системно, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях, отражающее степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, соответствующей общественным стандартам и объективным требованиям. И это не только достижение высоких производственных показателей, но и особенности профессиональной мотивации, система устремлений, ценностей, смысла труда для самого человека (С.А. Дружилов, 2003).

Как показывает практика, реализации профессионального потенциала препятствуют и объективные условия, поскольку формирование профессионализма зависит и от того, в какой степени общество, та или иная его сфера имеют потребность в профессионалах и могут соответствующим образом их оценить и стимулировать к работе. Важно и то, какова ценность, значимость в обществе той сферы, в которой работает человек, в связи с развитием мотивации к успеху. Значимо также наличие соответствующих норм, эталонов, на базе которых формируются требования к работнику, причем необходима постоянная их корректировка с учетом современного состояния развития профессии и требований рынка труда. Нечеткие нормы и образцы профессиональной деятельности, во многом заниженные квалификационные требования обусловливают неадекватную самооценку профессиональных качеств, что также снижает уровень профессионализма соцработников в целом. Поэтому важно учитывать то, насколько сама профессия создает условия для развития и проявления потенциала (А.И. Ляшенко, 1994).

Развитие профессионализма представляет собой длительный, развёрнутый во времени про-

цесс овладения профессией; в ходе развития профессионализма происходит изменение определенных качеств личности как субъекта деятельности (Н.Б. Шмелева, 2004). Под развитием профессионализма социального работника можно понимать высокую подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности, формируемую в динамичном, направленном, непрерывном процессе, детерминированном внутренней активностью личности и внешними факторами, к числу которых относятся конференции, семинары, круглые столы и т.д., способствующие удовлетворению потребности личности в самореализации. Под профессиональным развитием, как процессом и динамикой, понимают профессию или профессиональную деятельность в контексте жизненного развития. Или происходящий в онтогенезе человека процесс социализации, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков.

В литературе представлены работы, характеризующие специфику профессиональной деятельности представителей профессий системы «человек-человек», в число которых входит и профессия соцработника. Решающее значение в них приобретает нравственная ответственность. Так, исследования по соцработе представлены рядом отечественных авторов: Л.В. Бадя, В.Г. Бочарова, Л.Г. Гуслякова, С.И. Григорьев, Л.Д. Демина, И.А. Зимняя, А.И. Ляшенко, А.М. Панов, Л.В. Топ-чий, Е.И. Холостова, Т. С. Чуйкова и др. Известен также ряд исследований зарубежных авторов: Г. Бернхер, Ю. Гриз, М. Доуэл, Д. Ринглер, Н. Ро-зелли, Й. Тепфер, С. Шадлоу, Т. Л. Юннсон и др.

Развитие профессионализма соцработника является активным саморегулируемым и управляемым процессом, источником которого выступают многообразные противоречия, в том числе внутренние; проявляется в стадиях, фазах, уровнях; детерминируется множественными факторами и условиями и, в первую очередь, активностью самого человека (Л.И. Анцыферова, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.С. Огнев, А. Мас-лоу и др.). Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда. Наряду с этим профессионализм соцработника включает в себя и ряд личностных качеств в связи

со значимостью моральных и нравственных аспектов взаимодействия с клиентами. Важными качествами выступают гуманность, справедливость, ответственность, коммуникативность, тактичность, рефлексивность, гибкость, оперативность, способность к самообразованию, терпимость, готовность прийти на помощь, эмпатий-ная устойчивость (Н.Б. Шмелева, 2004; Т.Д. Ше-веленкова, 1997; Е.С. Романова, 2003). Анализ личных и профессиональных качеств, необходимых соцработнику для осуществления эффективной деятельности показывает неделимость, взаимодополняемость этих характеристик. Так личностный и профессиональный аспекты Я-концепции рассматривают как целостный, единый процесс.

Анализ научных подходов к профессиональному развитию выявил существование двух моделей профессионального труда: модели адаптивного поведения и, что более значимо в контексте данной работы, модели профессионального развития. В первом случае речь идет о подчинении специалистом в своей профессиональной деятельности внешним обстоятельствам с соблюдением требований и норм, а также о невосприимчивости к новому наряду с возможным снижением показателей здоровья, о существовании за счет прошлого опыта и достижений, способствующих снижению профессиональной активности и роста. Во второй модели специалист способен превратить свою деятельность в предмет преобразования с преодолением собственных возможностей и трудностей, стимулирующих дальнейшее развитие. Он стремится осознавать свои потенциальные возможности, перспективы личностного и профессионального роста, побуждающие к постоянному экспериментированию и творчеству (Г.М. Митина, 2002). Здесь можно говорить о трех стадиях психологической перестройки личности: самоопределение, самовыражение и самореализация, на которых специалистом осуществляется анализ различных граней собственного «Я» (А. Маслоу, 1999). Важно, что модель профессионального развития характеризует конструктивный путь личности в профессии (пусть успешной, конкурентоспособной личности), тогда как модель адаптивного поведения определяет деструктивный путь стагнации и невротизации специалиста.

Целостное познание и развитие профессионализма социального работника необходимо предполагает выделение системы его детерми-

нант. В связи с чем остро встает необходимость более глубокого психологического исследования составляющих профессионального потенциала личностных возможностей соцработников, который может быть использован для решения задач преодоления трудностей и достижения цели. Что особо актуально в связи с необходимостью реализации соцработниками своей профессиональной деятельности не только в условиях повседневной жизни, но и в сложных условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС). Так как они представляют собой «внешне неожиданную, внезапно возникшую обстановку, характеризующуюся неопределенностью и сложностью принятия решения, ос-троконфликтностью и стрессовым состоянием населения, человеческими жертвами, необходимостью крупных людских, материальных и временных затрат на проведение работ и ликвидации негативных последствий» (Б.Н. Порфирьев, 1989). Сложность работы в подобных условиях обусловлена не только сопутствующей стрессо-генностью, психической напряженностью и эмоциональными расстройствами пострадавших, но и возможным возникновением на этом фоне у соцработников симптомов эмоционального выгорания.

Эмпирическое исследование данной проблемы осуществлялось в период с 2005 по 2009 год в рамках реализации проекта Союза Социальных работников и социальных педагогов и Британского благотворительного Фонда САР «Социально-психологическая поддержка соцработников г. Беслана, выполнявших профессиональную деятельность в чрезвычайных ситуациях». Выборку составили 60 специалистов социальной сферы, принимавших участие в ликвидации последствий ЧС, в частности, теракта в Беслане и военной агрессии в Северной Осетии. Целью исследования было изучение их личностной, коммуникативной и эмоциональной сфер и прогнозирование проблем личностно-профессионального развития с последующей разработкой программы его пси-холого-акмеологического сопровождения.

Основная гипотеза исследования заключалась в том, что одним из факторов успешного личностно-профессионального развития соцра-ботников выступает его комплексное психолого-акмеологическое сопровождение с учетом возрастных и индивидуальных особенностей специалистов, стрессогенности ЧС и характера работы с заложниками. Сбор эмпирических данных осу-

10

11

12

13

14

□ ДО

46,2

41,3

43,7

38,1

44,8

43,8

48,5

45,9

50,5

47,3

41,2

44

46,3

44,9

□ ПОСЛЕ

46,4

42,8

44,7

39,6

47,4

44,4

48,9

46,3

52,3

45,2

45

43,8

46,7

47,9

Диаграмма 1. Динамика средних показателей самоактуализации.

1 - ориентация во времени, 2 - поддержка, 3 - ценностная ориентация, 4 - гибкость поведения,

5 - сензитивность к себе (р=0,071*), 6 - спонтанность, 7 - самоуважение, 8 - самопринятие,

9 - представление о природе человека, 10 - синергичность, 11 - принятие агрессии (р=0,010***), 12 - контактность, 13 - познавательная потребность, 14 - креативность (р=0,063*)

ществлялся посредством следующих методов: самоактуализационного теста; теста смысложизненных ориентации (Д.А. Леонтьев); методик диагностики межличностных отношений (Т. Лири), «Индекса жизненного стиля» / Life Style Index (Келлермана-Плутчика) и диагностики уровня эмоционального (выгорания В.В. Бойко). А также опросника выраженности психопатологической симптоматики (Simptom Check List-90-Revised-SCL-90).

На первом этапе исследования были изучены особенности самоактуализации соцработни-ков, ориентации во времени, самопринятии, особенности мировосприятия, преобладающие механизмы психологической защиты и типы отношений к людям, характер межличностных отношений, эмоциональное состояние (посттравма-тические расстройства и симптомов эмоционального выгорания). Второй этап содержал разработку и реализацию программы сопровождения личностно-профессионального развития социальных работников, осуществляющих свою деятельность в условиях ЧС. Сопровождение представляет собой особую форму осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи, предполагающей поиск скрытых ресурсов развития человека, опору на его собственные возможности (Н.Г. Осухова, 2001). На третьем этапе был осуществлен анализ динамики личностно-профессионального развития социальных работников, участвовавших в мероприятиях программы психолого-акмеологическо-го сопровождения.

Сравнение посредством критерия U-Манна-Уитни средних показателей самоактуализационного теста, полученных на I-м («До») и Ш-м («После») этапах, показало положительную динамику по всем его критериям (диаграмма 1). Однако ста-

тистически улучшение средних показателей доказано по сензитивности к себе (с Хср=44,8 до Хср=47,4), принятию агрессии (с Хср=41,2 до Хср=45,0) и креативности (с Хср=44,9 до Хср=47,9).

Соцработники, участвовавшие в реализации программы психолого-акмеологического сопровождения их личностно-профессионального развития, стали больше отдавать себе отчет в своих потребностях и чувствах, лучше их ощущать и рефлексировать, более конструктивно понимать и принимать своё раздражение, гнев, что позволило проявлять свою творческую направленность. Перечисленные изменения в отдельных параметрах самоактуализации обусловили положительную динамику в распределении испытуемых по уровням её выраженности. Что было обеспечено уменьшением числа соцработников с низким уровнем (57% до и 27% после) за счет их перехода в подгруппу со средним уровнем (соответственно с 34% до 65%), число испытуемых с высоким уровнем выраженности самоактуализации осталось неизменным (8%).

Также положительная динамика в результатах соцработников была выявлена и при повторной диагностике особенностей их мировосприятия и мироотношения. Наглядно улучшение средних показателей методики «Смысложизненные ориентации» дано в таблице 1. Однако статистически достоверные различия были выявлены по целям жизни и по общему ОЖ.

Обнаруженная положительная количественная динамика произошла благодаря росту числа испытуемых либо с высоким, либо со средним уровнями выраженности смысложизненных ориентаций и, соответственно, снижению числа соц-работников с низким их уровнем. В отношении качественных изменений можно отметить то, что

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Таблица1

Динамика средних показателей СЖО соцработников

Критерии ДО ПОСЛЕ /-уа1ие Р

среднее среднее

цели жизни 11,1 12,4 -1,602 0,109*

процесс жизни 11,3 12,3 -1,328 0,184

результативность жизни 9,8 10,3 -1,005 0,315

локус контроля 7,8 8,4 -1,390 0,165

локус контроля - жизнь 12,4 13,3 -1,480 0,139

общий ОЖ 39,7 43,1 -1,963 0,050**

(*p<0,1; **p<0,05; ***p<0,01).

они обусловлены снижением уровня воздействия психотравмирующих ситуаций в связи с течением времени, ростом профессионализма и эмоционально-волевой устойчивости специалистов. Большее количество соцработников стали определяться с целями и перспективами жизни, конкретизировать их для себя и вербализировать, у них возрос интерес к жизни, удовлетворенность самореализацией, понимание и расширение возможности свободы выбора в конструировании и управлении своей жизнью, которая стала более эмоционально насыщенной.

Повторная диагностика преобладающих механизмов психологической защиты, используемых испытуемыми для выхода из чрезвычайных ситуаций, и сравнение её результатов со средними показателями, полученными на 1-м этапе исследования, показали положительную динамику в активизации ими отрицания реальности и проецирования. А также отрицательную динамику в использовании таких защитных механизмов, как компенсация, вытеснение и рационализация (табл. 2). Испытуемые стали чаще использовать в работе в условиях ЧС и в трудных жизненных ситуациях отрицание реальности и проекцию как защитные механизмы. Наряду с этим реже

стали прибегать к использованию компенсации, вытеснения и рационализации.

Учитывая специфику социальной работы в целом и условия ЧС, в частности, немаловажно было проследить возможные изменения в коммуникативной сфере испытуемых. Нами была повторно проведена методика Т. Лири, а её результаты показали достоверное снижение проявления агрессивного типа взаимодействия соц-работников с окружающими. Что, в свою очередь, опосредовало значительное улучшение среднего показателя по такому фактору, как дружелюбие. Средние показатели по всем остальным типам взаимоотношений с окружающими, отраженные в таблице 3, демонстрируют улучшение общей картины профессиональной и личной коммуникации испытуемых. Они в целом стали менее авторитарны, эгоистичны, подозрительны и зависимы в установлении и поддержании контактов.

Как видно из диаграммы 2, уменьшилось число соцработников с экстремальным (с 2,6% до 1,7%), высоким (с 15,3% до 13,3%) и средними (с 66,8% до 50,0%) уровнями проявления агрессивного типа отношений за счет количественного роста низкого (от 15,3% до 35,0%). Что касается

Таблица2

Динамика показателей использования защитных механизмов

Критерии ДО ПОСЛЕ /-уа1ие Р

среднее среднее

реактивные образования 6,6 6,4 -0,591 0,554

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отрицание реальности 5,6 6,3 -1,676 0,094*

замещение 6,9 6,8 -0,476 0,634

регрессия 4,6 5,1 -1,229 0,219

компенсация 10,6 6,4 -6,748 0,000***

проекция 4,1 6,6 -5,475 0,000***

вытеснение 7,2 6,5 -2,571 0,010***

рационализация 7,5 6,0 -3,646 0,000***

(*p<0,1; **p<0,05; ***p<0,01).

Таблица3

Динамика показателей по типам отношений

Критерии ДО ПОСЛЕ /-уаіие Р

среднее среднее

I. Авторитарный 7,6 7,1 -1,040 0,298

II. Эгоистичный 5,2 4,7 -1,553 0,120

III. Агрессивный 6,8 5,7 -2,088 0,037**

IV. Подозрительный 6,5 5,9 -1,423 0,155

V. Подчиняемый 9,1 9,0 -0,076 0,939

VI. Зависимый 8,6 8,3 -0,541 0,588

VII. Дружелюбный 9,6 9,6 -0,240 0,810

VIII. Альтруистический 10,9 10,7 -0,573 0,567

ДОМИНИРОВАНИЕ - 0,5 - 0,86 -0,219 0,827

ДРУЖЕЛЮБИЕ 8,0 9,83 -1,694 0,090*

(*p<0,1; **p<0,05; ***p<0,01).

агресс-й (ДО) агресс-й (ПОСЛЕ) зависимый (ДО)

зависимый

(ПОСЛЕ)

□ эксрем-й □ высокий 0 средний □ низкий

Диаграмма 2. Соотношение динамики типов отношений (%)

зависимого стиля отношений, то несколько выросло число испытуемых с экстремальным уровнем (с 7,7% до 8,3%) и низким (от 5,1% до 8,3%) параллельно со снижением числа соцработников с высоким (с 41-40%) и средним (с 46,2-43,4%) уровнями. Кроме того, в процентном соотношении выросшее среднее число по фактору дружелюбия выглядит на Ш-м этапе следующим образом: было 82,1%, стало 83,3% испытуемых, проявляющих дружелюбные тенденции во взаимоотношениях с окружающими.

Преобразования стали возможными, в том числе, благодаря развитию у испытуемых в ходе совместной работы способности к большей эмоциональной децентрации, выступающей основой для эмпатии. Что наглядно иллюстрировали содержание и характер их сочинений с описанием какого-либо значимого для них или психологически сложного случая из практики своей профес-

сиональной деятельности. Например, отрывок из описания случая заведующей отделением социальной помощи на дому: «.. .Люди уставшие от окружающей тревожной обстановки и неустроенности, не могли даже толком объяснить свое положение. Дети были более активны отвечали на вопросы, а у взрослых даже не находилось слов рассказать о пережитом. Из горящего Цхинвала смогла вырваться мой клиент с пожилыми родителями и с двумя детьми. Она с трудом подбирала слова, чтобы воссоздать ту жуткую череду событий, которые ей вместе с земляками пришлось увидеть, пережить и почувствовать на родной земле многострадальной Южной Осетии. Мой клиент, обняв детей, постоянно плакала. Я очень старалась отвлечь её и задавала разные вопросы, но она твердила и повторяла, что там, в Южной Осетии у неё брат и муж. После долгого общения она успокоилась и уложила детей

Таблица4

Динамика средних показателей выраженности посттравматических расстройств

у социальных работников

Критерии ДО ПОСЛЕ /-уа1ие Р

среднее среднее

Соматизация 1,46 1,57 -0,203 0,839

Обессивность 1,61 1,14 -3,142 0,002***

Межличностная сензитивность 1,83 1,05 -4,963 0,000***

Депрессия 1,12 1,04 -1,279 0,201

Тревожность 1,14 1,00 -1,596 0,100*

Враждебность 1,8 0,76 -6,480 0,000***

Фобическая тревожность 0,44 0,61 -0,341 0,733

Паранойяльные тенденции 1,72 0,87 -5,192 0,000***

Психотизм 1,00 0,72 -2,665 0,008***

Дополнительные вопросы 1,37 1,25 -0,929 0,353

Индекс тяжести 1,33 1,02 -3,491 0,000***

(*p<0,1; **p<0,05; ***p<0,01).

спать.... Внимание и тепло окружающих людей многих выводило из стрессового состояния. Это можно было прочитать на лицах возвращающихся домой людей, но в глазах была глубокая печаль и страх того, что их там ждёт. Эти отважные люди боялись не своего врага, а того, что они застанут на израненной родной земле. Где их родные, которые остались защищать её? Зов Родины «особенно такой многострадальной и гордой как маленькая Осетия» выше всякого страха и заставляет думать о завтрашнем дне».

Описание случаев из практики ярко отражало эмоциональное состояние авторов на момент работы в ЧС и демонстрировало осознание происходивших с ними трансформаций в эмоциональном плане. «... Уйдя от клиента, я чувствовала тревогу, неуверенность в правильности своих действий» или «.еще я поняла, что каждая очередная ЧС, которая случается в республике, трогает меня все меньше. Не могу сказать, что я становлюсь черствой, бездушной. Просто начинаешь к этому привыкать», «.Я научилась по-другому смотреть на проблемы. Я не могу назвать себя профессионалом, но стала намного лучше разбираться в психологии личности. Я стала другой».

В связи с этим необходимо было провести диагностику эмоционального состояния и степени возможных посттравмирующих расстройств. Так результаты методики <^СЬ-90» подтвердили статистически достоверную положительную динамику почти по всем критериям, кроме сома-тизации и фобической тревожности, средний показатель которой увеличился (табл. 4).

Так у соцработников стали менее выраженными обессивность, межличностная сензитив-ность, тревожность, враждебность, паранойяльные тенденции, психотизм и в целом индекс тяжести. Результаты показали в целом оптимизацию психоэмоционального состояния испытуемых. О чем свидетельствуют и результаты повторного проведения методики <^СЬ-90» и методики исследования эмоционального состояния (Бойко В.В.).

Сравнительный анализ выраженности синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у испытуемых показал снижение средних показателей почти по всем его симптомам (табл. 5). Однако статистически достоверно разница подтвердилась по таким симптомам, как неудовлетворенность собой, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезорганизация, редукция профессиональных обязанностей, психосоматические и психовегетативные нарушения. Испытуемые стали более уверены в себе, организованы и эмоциональны, ответственны по отношению к своим профессиональным обязанностям, стали задумываться о профессиональном росте. Наблюдалась большая эмоциональная включенность, эмоциональная децентрация, о чем свидетельствует статистически достоверное отличие по симптому эмоциональная отстраненность.

Выше указанные изменения в симптомах СЭВ и фазах стали возможными также за счет возросшей эмоционально-нравственной организации и самообладания, активизируемых защитных механизмов, снижения тревожности и переживания

Таблица5

Динамика показателей симптомов и фаз СЭВ

Критерии ДО ПОСЛЕ /-уа1ие Р

среднее среднее

Переживание психотравмирующих обстоятельств: 10,0 7,8 -1,565 0,118

Неудовлетворенность собой: 20,1 12,0 -8,251 0,000***

«Загнанность в клетку»: 9,0 5,8 -1,351 0,177

Тревога и депрессия: 9,1 7,5 -,381 0,703

«НАПРЯЖЕНИЕ» 48,1 33,0 -3,995 0,000***

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: 11 7,3 -4,111 0,000***

Эмоционально-нравственная дезорганизация: 14,5 9,1 -4,557 0,000***

Расширение сферы экономии эмоций: 14,0 11,0 -2,410 0,016

Редукция профессиональных обязанностей: 10,0 7,3 -3,223 0,001***

«РЕЗИСТЕНЦИЯ» 50,0 35,0 -4,418 0,000***

Эмоциональный дефицит: 6,0 3,9 -1,527 0,127

Эмоциональная отстраненность: 12,1 14,0 -1,733 0,083*

Личностная отстраненность (деперсонализация): 12,0 10,0 -,042 0,966

Психосоматические и психовегетативные нарушения: 5,3 3,5 -3,072 0,002***

«ИСТОЩЕНИЕ» 35,1 32,1 -,547 0,585

итоговый показатель СЭВ 133,0 100,0 -3,152 0,002***

(*p<0,1; **p<0,05; ***p<0,01)

психотравмирующих обстоятельств и т.д. Однако нельзя в данном случае не отметить фактор времени. Все факторы в совокупности обусловили снижение общего уровня СЭВ.

Относительно содержания психолого-акмео-логического сопровождения личностно-профессионального развития соцработников можно отметить, что в его контексте было организовано пространство, в котором они могли проанализировать собственное профессиональное состояние, отрефлексировать профессиональный опыт и наметить новые пути совершенствования. Каждый испытуемый должен был получить новые знания об общих проблемах людей, находящихся в ЧС, фазах реагирования на них, технологиях процесса оказания помощи людям. Они обучались умению применять различные приемы активного слушания, умению создавать контакт с клиентом во время беседы и т.д. и применять техники самопомощи. Поставленная цель достигалась через анализ различных явления и фактов из практики социальной работы посредством различного рода заданий, задач, ситуаций, предлагаемых самими участниками, и в ходе тренингов, круглых столов, се-

минаров-практикумов, работы Клуба соцработни-ков и т.д. Кроме того, обучение в рамках программы сопровождалось комплексным обеспечением процесса соответствующими учебными пособиями, дидактическими материалами (методическими рекомендациями, методическими пособиями, справочниками). Учитывая ситуацию, в которой оказываются соцработники, целесообразно было уделять достаточно времени решению личных проблем специалистов.

Таким образом, актуализация у соцработников дополнительных личностных и профессиональных возможностей и резервов, развитие такого жизненного качества, как адаптивность обусловили возможность поиска новых путей выхода из затруднительных проблемных ситуаций, повышения профессионализма, оптимизации эмоциональной и коммуникативной сфер, и в целом, личностно-профессионального развития соцработников.

Библиографический список

1. Глебович Т. Специалист по социальной работе: принципиально новая профессия // Социальная работа. - 1992. - N° 1. - С. 73-78.

2. Дружилов С.А. Психология профессионализма субъекта труда: интегративный подход // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов: В 8 т. - СПб.: Изд-во СПбГУ 2003. - Т. 3. -С. 153-161.

3. Ляшенко А.И. Профессиональное становление социального работника: Дис. ... канд. пси-хол. наук. - М., 1994.

4. Маслоу А.Г. Мотивация и личность (перевод с англ). - СПб.: Евразия, 1999.

5. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2002.

6. Осухова Н.Г. Психологическое сопровожде-

ние семьи и личности в кризисной ситуации // Школьный психолог: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». - 2001. - N° 31. - С. 1-16.

7. Порфирьев Б.Н. Организация управления в чрезвычайных ситуациях // Наука и техника управления. - 1989. - № 1. - С. 20.

8. Романова Е. С. 99 популярных профессий: Психологический анализ и профессиограммы. -СПб.: Питер, 2003.

9. Шевеленкова Т.Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной характеристики // Социальная работа. - 1997. - № 2.

10. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. - М.: Изд. «Дашков и К», 2004.

УДК 316.334

Ильченко Елена Валентиновна

Северо-Кавказский государственный технический университет, г. Ставрополь

Elena 1 chirk@ Yandex.ru

КРИТЕРИИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

В статье представлена разработка критериев и индикаторов институционального анализа социального обслуживания людей с инвалидностью.

Ключевые слова: социальный институт, социальное обслуживание, критерии, индикаторы социального обслуживания.

Проблема инвалидности является одной из важнейших социальных проблем современного общества. В связи с тем, что число инвалидов возрастает, увеличивается и значимость социального обслуживания данной категории населения.

Элементами социальной структуры, функционирование которых направлено на удовлетворение важных потребностей общества, являются социальные институты. Социальные институты обеспечивают реализацию основополагающих потребностей общества, связанных с его материальным обеспечением, интеграцией социальных групп, воспроизводством и сохранением духовных ценностей и т. д. Благодаря их наличию обеспечивается воспроизводство населения, материальных и духовных благ, социализация человеческих индивидов, преемственность поколений и многое другое.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теоретические основы взаимодействия социальных институтов разработаны в работах классиков социологической науки: Т. Парсонса,

Р. Мертона, З. Баумана, Н. Лумана, П. Бурдье, Р. Будона, Г. Спенсера и других.

Институт социального обслуживания характеризуется наличием инфраструктуры служб и учреждений, осуществляющих деятельность по предоставлению социальных услуг нуждающимся категориям населения, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Структурная сложность института социального обслуживания, его функциональная специфика затрудняют отнесение данного института к одной сфере общественной жизни. Институт социального обслуживания взаимодействует с другими социальными институтами, которые помогают решать проблемы людей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В решении проблем инвалидности институт социального обслуживания наиболее тесно взаимодействует с институтом семьи, который выполняет свои специфические функции. Помимо общих функций (воспитательная, репродуктивная, хозяйственно-бытовая, экономическая) се-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.