УДК 159.9
Холодцова Мария Евгеньевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ДИНАМИКА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ, ПРИНИМАВШИХ УЧАСТИЕ В ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В статье представлен анализ особенностей личностно-профессионального развития работников социальной сферы, осуществляющих свою профессиональную деятельность в условиях чрезвычайных ситуаций. А также показана динамика их личностно-профессионального развития.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, личностно-профессиональное развитие, профессионализм, профессионализация, профессиональные особенности и качества, адаптивная модель, модель профессионального развития, профессиональный потенциал личности.
В современных условиях процесс формирования профессиональной идентичности предъявляет все новые требования к профессиональному развитию и совершенствованию человека как специалиста. Что во многом обусловлено социально-экономическими, политическими и духовными изменениями и преобразованиями, интенсивность и напряженность которых определяет необходимость не только своевременного освоения актуального социально-экономического и профессионального опыта специалистами любого профиля, но и становления активной, гибкой жизненной и профессиональной позиции. Так как именно она должна стимулировать их к использованию всех имеющихся потенциальных способностей для успешной социализации, самореализации и личностного роста.
В большей степени это касается работников социальной сферы в связи непосредственной необходимостью осуществлять свою деятельность в сложных ситуациях и в связи с относительной молодостью профессии (Т. Глебович, 1992). В этом случае как отмечает Г.М. Митина, появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества. Кроме того, она указывает на болезненный процесс ломки претерпевающих изменения традиционных стереотипов профессионализации (Г.М. Митина, 2002). Особо актуальным это становится на современном этапе в связи с социальными и политическими преобразованиями, происходящими во всем мире и часто влекущими за собой разного рода стихийные или преднамеренные массовые движения и акции, вплоть до террористических актов. А также в связи с при-
родными и техногенными катаклизмами и катастрофами, так как все это предъявляет высокий уровень требований к профессионализму социальных работников, к профессиональному росту и развитию. И тем самым определяют новый круг научных и практических проблем социальной сферы. Их своевременное и эффективное решение позволит обеспечить создание психологических условий для индивидуализации развития личности профессионалов социальной сферы и профилактики проблем их личностно-профессионального развития.
Социальная работа направлена на развитие и реабилитацию индивидуальной или социальной субъектности, характеризующей жизненные силы человека. Под социальной субъектностью понимается накопление и реализация индивидом способности к существованию во всех основных сферах общества (Е.И. Холостова, Н.Б. Шмелева, Л.В. Бадя). Работа направлена на оказание социальной помощи людям, находящимся в «слабой» позиции (дети, молодежь, пожилые, инвалиды, семьи) и объективно нуждающиеся в получении помощи со стороны государства и негосударственных структур. Иными словами, соцработа является связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом. За время становления профессии соцработ-ника были сформированы её основные методы, эффективные способы помощи клиентам, различные системы работы с социально незащищенными слоями населения. При этом исследований, которые затрагивают профессиональные проблемы самих социальных работников недостаточно.
Актуальность исследования профессиональных особенностей представителей данной профессии обусловлена и необходимостью выпол-
нения ими особой миссии, выполнить которую можно только при условии формирования особых личностных и профессиональных качеств. В разработанной творческим коллективом психологов под руководством Г.М. Митиной концепции, фактором развития профессионализма является внутренняя среда личности, её активность и потребность в самореализации (Г.М. Митина, 2002). При этом личность включает реальную оценку своих возможностей и уровня квалификации, понимание своих личностных характеристик, способность к объективной самооценке, постоянную рефлексию при взаимодействии с клиентом (Е.С. Романова, 2003). Профессионализм в целом - это особое свойство людей системно, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях, отражающее степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, соответствующей общественным стандартам и объективным требованиям. И это не только достижение высоких производственных показателей, но и особенности профессиональной мотивации, система устремлений, ценностей, смысла труда для самого человека (С.А. Дружилов, 2003).
Как показывает практика, реализации профессионального потенциала препятствуют и объективные условия, поскольку формирование профессионализма зависит и от того, в какой степени общество, та или иная его сфера имеют потребность в профессионалах и могут соответствующим образом их оценить и стимулировать к работе. Важно и то, какова ценность, значимость в обществе той сферы, в которой работает человек, в связи с развитием мотивации к успеху. Значимо также наличие соответствующих норм, эталонов, на базе которых формируются требования к работнику, причем необходима постоянная их корректировка с учетом современного состояния развития профессии и требований рынка труда. Нечеткие нормы и образцы профессиональной деятельности, во многом заниженные квалификационные требования обусловливают неадекватную самооценку профессиональных качеств, что также снижает уровень профессионализма соцработников в целом. Поэтому важно учитывать то, насколько сама профессия создает условия для развития и проявления потенциала (А.И. Ляшенко, 1994).
Развитие профессионализма представляет собой длительный, развёрнутый во времени про-
цесс овладения профессией; в ходе развития профессионализма происходит изменение определенных качеств личности как субъекта деятельности (Н.Б. Шмелева, 2004). Под развитием профессионализма социального работника можно понимать высокую подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности, формируемую в динамичном, направленном, непрерывном процессе, детерминированном внутренней активностью личности и внешними факторами, к числу которых относятся конференции, семинары, круглые столы и т.д., способствующие удовлетворению потребности личности в самореализации. Под профессиональным развитием, как процессом и динамикой, понимают профессию или профессиональную деятельность в контексте жизненного развития. Или происходящий в онтогенезе человека процесс социализации, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков.
В литературе представлены работы, характеризующие специфику профессиональной деятельности представителей профессий системы «человек-человек», в число которых входит и профессия соцработника. Решающее значение в них приобретает нравственная ответственность. Так, исследования по соцработе представлены рядом отечественных авторов: Л.В. Бадя, В.Г. Бочарова, Л.Г. Гуслякова, С.И. Григорьев, Л.Д. Демина, И.А. Зимняя, А.И. Ляшенко, А.М. Панов, Л.В. Топ-чий, Е.И. Холостова, Т. С. Чуйкова и др. Известен также ряд исследований зарубежных авторов: Г. Бернхер, Ю. Гриз, М. Доуэл, Д. Ринглер, Н. Ро-зелли, Й. Тепфер, С. Шадлоу, Т. Л. Юннсон и др.
Развитие профессионализма соцработника является активным саморегулируемым и управляемым процессом, источником которого выступают многообразные противоречия, в том числе внутренние; проявляется в стадиях, фазах, уровнях; детерминируется множественными факторами и условиями и, в первую очередь, активностью самого человека (Л.И. Анцыферова, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.С. Огнев, А. Мас-лоу и др.). Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда. Наряду с этим профессионализм соцработника включает в себя и ряд личностных качеств в связи
со значимостью моральных и нравственных аспектов взаимодействия с клиентами. Важными качествами выступают гуманность, справедливость, ответственность, коммуникативность, тактичность, рефлексивность, гибкость, оперативность, способность к самообразованию, терпимость, готовность прийти на помощь, эмпатий-ная устойчивость (Н.Б. Шмелева, 2004; Т.Д. Ше-веленкова, 1997; Е.С. Романова, 2003). Анализ личных и профессиональных качеств, необходимых соцработнику для осуществления эффективной деятельности показывает неделимость, взаимодополняемость этих характеристик. Так личностный и профессиональный аспекты Я-концепции рассматривают как целостный, единый процесс.
Анализ научных подходов к профессиональному развитию выявил существование двух моделей профессионального труда: модели адаптивного поведения и, что более значимо в контексте данной работы, модели профессионального развития. В первом случае речь идет о подчинении специалистом в своей профессиональной деятельности внешним обстоятельствам с соблюдением требований и норм, а также о невосприимчивости к новому наряду с возможным снижением показателей здоровья, о существовании за счет прошлого опыта и достижений, способствующих снижению профессиональной активности и роста. Во второй модели специалист способен превратить свою деятельность в предмет преобразования с преодолением собственных возможностей и трудностей, стимулирующих дальнейшее развитие. Он стремится осознавать свои потенциальные возможности, перспективы личностного и профессионального роста, побуждающие к постоянному экспериментированию и творчеству (Г.М. Митина, 2002). Здесь можно говорить о трех стадиях психологической перестройки личности: самоопределение, самовыражение и самореализация, на которых специалистом осуществляется анализ различных граней собственного «Я» (А. Маслоу, 1999). Важно, что модель профессионального развития характеризует конструктивный путь личности в профессии (пусть успешной, конкурентоспособной личности), тогда как модель адаптивного поведения определяет деструктивный путь стагнации и невротизации специалиста.
Целостное познание и развитие профессионализма социального работника необходимо предполагает выделение системы его детерми-
нант. В связи с чем остро встает необходимость более глубокого психологического исследования составляющих профессионального потенциала личностных возможностей соцработников, который может быть использован для решения задач преодоления трудностей и достижения цели. Что особо актуально в связи с необходимостью реализации соцработниками своей профессиональной деятельности не только в условиях повседневной жизни, но и в сложных условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС). Так как они представляют собой «внешне неожиданную, внезапно возникшую обстановку, характеризующуюся неопределенностью и сложностью принятия решения, ос-троконфликтностью и стрессовым состоянием населения, человеческими жертвами, необходимостью крупных людских, материальных и временных затрат на проведение работ и ликвидации негативных последствий» (Б.Н. Порфирьев, 1989). Сложность работы в подобных условиях обусловлена не только сопутствующей стрессо-генностью, психической напряженностью и эмоциональными расстройствами пострадавших, но и возможным возникновением на этом фоне у соцработников симптомов эмоционального выгорания.
Эмпирическое исследование данной проблемы осуществлялось в период с 2005 по 2009 год в рамках реализации проекта Союза Социальных работников и социальных педагогов и Британского благотворительного Фонда САР «Социально-психологическая поддержка соцработников г. Беслана, выполнявших профессиональную деятельность в чрезвычайных ситуациях». Выборку составили 60 специалистов социальной сферы, принимавших участие в ликвидации последствий ЧС, в частности, теракта в Беслане и военной агрессии в Северной Осетии. Целью исследования было изучение их личностной, коммуникативной и эмоциональной сфер и прогнозирование проблем личностно-профессионального развития с последующей разработкой программы его пси-холого-акмеологического сопровождения.
Основная гипотеза исследования заключалась в том, что одним из факторов успешного личностно-профессионального развития соцра-ботников выступает его комплексное психолого-акмеологическое сопровождение с учетом возрастных и индивидуальных особенностей специалистов, стрессогенности ЧС и характера работы с заложниками. Сбор эмпирических данных осу-
10
11
12
13
14
□ ДО
46,2
41,3
43,7
38,1
44,8
43,8
48,5
45,9
50,5
47,3
41,2
44
46,3
44,9
□ ПОСЛЕ
46,4
42,8
44,7
39,6
47,4
44,4
48,9
46,3
52,3
45,2
45
43,8
46,7
47,9
Диаграмма 1. Динамика средних показателей самоактуализации.
1 - ориентация во времени, 2 - поддержка, 3 - ценностная ориентация, 4 - гибкость поведения,
5 - сензитивность к себе (р=0,071*), 6 - спонтанность, 7 - самоуважение, 8 - самопринятие,
9 - представление о природе человека, 10 - синергичность, 11 - принятие агрессии (р=0,010***), 12 - контактность, 13 - познавательная потребность, 14 - креативность (р=0,063*)
ществлялся посредством следующих методов: самоактуализационного теста; теста смысложизненных ориентации (Д.А. Леонтьев); методик диагностики межличностных отношений (Т. Лири), «Индекса жизненного стиля» / Life Style Index (Келлермана-Плутчика) и диагностики уровня эмоционального (выгорания В.В. Бойко). А также опросника выраженности психопатологической симптоматики (Simptom Check List-90-Revised-SCL-90).
На первом этапе исследования были изучены особенности самоактуализации соцработни-ков, ориентации во времени, самопринятии, особенности мировосприятия, преобладающие механизмы психологической защиты и типы отношений к людям, характер межличностных отношений, эмоциональное состояние (посттравма-тические расстройства и симптомов эмоционального выгорания). Второй этап содержал разработку и реализацию программы сопровождения личностно-профессионального развития социальных работников, осуществляющих свою деятельность в условиях ЧС. Сопровождение представляет собой особую форму осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи, предполагающей поиск скрытых ресурсов развития человека, опору на его собственные возможности (Н.Г. Осухова, 2001). На третьем этапе был осуществлен анализ динамики личностно-профессионального развития социальных работников, участвовавших в мероприятиях программы психолого-акмеологическо-го сопровождения.
Сравнение посредством критерия U-Манна-Уитни средних показателей самоактуализационного теста, полученных на I-м («До») и Ш-м («После») этапах, показало положительную динамику по всем его критериям (диаграмма 1). Однако ста-
тистически улучшение средних показателей доказано по сензитивности к себе (с Хср=44,8 до Хср=47,4), принятию агрессии (с Хср=41,2 до Хср=45,0) и креативности (с Хср=44,9 до Хср=47,9).
Соцработники, участвовавшие в реализации программы психолого-акмеологического сопровождения их личностно-профессионального развития, стали больше отдавать себе отчет в своих потребностях и чувствах, лучше их ощущать и рефлексировать, более конструктивно понимать и принимать своё раздражение, гнев, что позволило проявлять свою творческую направленность. Перечисленные изменения в отдельных параметрах самоактуализации обусловили положительную динамику в распределении испытуемых по уровням её выраженности. Что было обеспечено уменьшением числа соцработников с низким уровнем (57% до и 27% после) за счет их перехода в подгруппу со средним уровнем (соответственно с 34% до 65%), число испытуемых с высоким уровнем выраженности самоактуализации осталось неизменным (8%).
Также положительная динамика в результатах соцработников была выявлена и при повторной диагностике особенностей их мировосприятия и мироотношения. Наглядно улучшение средних показателей методики «Смысложизненные ориентации» дано в таблице 1. Однако статистически достоверные различия были выявлены по целям жизни и по общему ОЖ.
Обнаруженная положительная количественная динамика произошла благодаря росту числа испытуемых либо с высоким, либо со средним уровнями выраженности смысложизненных ориентаций и, соответственно, снижению числа соц-работников с низким их уровнем. В отношении качественных изменений можно отметить то, что
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Таблица1
Динамика средних показателей СЖО соцработников
Критерии ДО ПОСЛЕ /-уа1ие Р
среднее среднее
цели жизни 11,1 12,4 -1,602 0,109*
процесс жизни 11,3 12,3 -1,328 0,184
результативность жизни 9,8 10,3 -1,005 0,315
локус контроля 7,8 8,4 -1,390 0,165
локус контроля - жизнь 12,4 13,3 -1,480 0,139
общий ОЖ 39,7 43,1 -1,963 0,050**
(*p<0,1; **p<0,05; ***p<0,01).
они обусловлены снижением уровня воздействия психотравмирующих ситуаций в связи с течением времени, ростом профессионализма и эмоционально-волевой устойчивости специалистов. Большее количество соцработников стали определяться с целями и перспективами жизни, конкретизировать их для себя и вербализировать, у них возрос интерес к жизни, удовлетворенность самореализацией, понимание и расширение возможности свободы выбора в конструировании и управлении своей жизнью, которая стала более эмоционально насыщенной.
Повторная диагностика преобладающих механизмов психологической защиты, используемых испытуемыми для выхода из чрезвычайных ситуаций, и сравнение её результатов со средними показателями, полученными на 1-м этапе исследования, показали положительную динамику в активизации ими отрицания реальности и проецирования. А также отрицательную динамику в использовании таких защитных механизмов, как компенсация, вытеснение и рационализация (табл. 2). Испытуемые стали чаще использовать в работе в условиях ЧС и в трудных жизненных ситуациях отрицание реальности и проекцию как защитные механизмы. Наряду с этим реже
стали прибегать к использованию компенсации, вытеснения и рационализации.
Учитывая специфику социальной работы в целом и условия ЧС, в частности, немаловажно было проследить возможные изменения в коммуникативной сфере испытуемых. Нами была повторно проведена методика Т. Лири, а её результаты показали достоверное снижение проявления агрессивного типа взаимодействия соц-работников с окружающими. Что, в свою очередь, опосредовало значительное улучшение среднего показателя по такому фактору, как дружелюбие. Средние показатели по всем остальным типам взаимоотношений с окружающими, отраженные в таблице 3, демонстрируют улучшение общей картины профессиональной и личной коммуникации испытуемых. Они в целом стали менее авторитарны, эгоистичны, подозрительны и зависимы в установлении и поддержании контактов.
Как видно из диаграммы 2, уменьшилось число соцработников с экстремальным (с 2,6% до 1,7%), высоким (с 15,3% до 13,3%) и средними (с 66,8% до 50,0%) уровнями проявления агрессивного типа отношений за счет количественного роста низкого (от 15,3% до 35,0%). Что касается
Таблица2
Динамика показателей использования защитных механизмов
Критерии ДО ПОСЛЕ /-уа1ие Р
среднее среднее
реактивные образования 6,6 6,4 -0,591 0,554
отрицание реальности 5,6 6,3 -1,676 0,094*
замещение 6,9 6,8 -0,476 0,634
регрессия 4,6 5,1 -1,229 0,219
компенсация 10,6 6,4 -6,748 0,000***
проекция 4,1 6,6 -5,475 0,000***
вытеснение 7,2 6,5 -2,571 0,010***
рационализация 7,5 6,0 -3,646 0,000***
(*p<0,1; **p<0,05; ***p<0,01).
Таблица3
Динамика показателей по типам отношений
Критерии ДО ПОСЛЕ /-уаіие Р
среднее среднее
I. Авторитарный 7,6 7,1 -1,040 0,298
II. Эгоистичный 5,2 4,7 -1,553 0,120
III. Агрессивный 6,8 5,7 -2,088 0,037**
IV. Подозрительный 6,5 5,9 -1,423 0,155
V. Подчиняемый 9,1 9,0 -0,076 0,939
VI. Зависимый 8,6 8,3 -0,541 0,588
VII. Дружелюбный 9,6 9,6 -0,240 0,810
VIII. Альтруистический 10,9 10,7 -0,573 0,567
ДОМИНИРОВАНИЕ - 0,5 - 0,86 -0,219 0,827
ДРУЖЕЛЮБИЕ 8,0 9,83 -1,694 0,090*
(*p<0,1; **p<0,05; ***p<0,01).
агресс-й (ДО) агресс-й (ПОСЛЕ) зависимый (ДО)
зависимый
(ПОСЛЕ)
□ эксрем-й □ высокий 0 средний □ низкий
Диаграмма 2. Соотношение динамики типов отношений (%)
зависимого стиля отношений, то несколько выросло число испытуемых с экстремальным уровнем (с 7,7% до 8,3%) и низким (от 5,1% до 8,3%) параллельно со снижением числа соцработников с высоким (с 41-40%) и средним (с 46,2-43,4%) уровнями. Кроме того, в процентном соотношении выросшее среднее число по фактору дружелюбия выглядит на Ш-м этапе следующим образом: было 82,1%, стало 83,3% испытуемых, проявляющих дружелюбные тенденции во взаимоотношениях с окружающими.
Преобразования стали возможными, в том числе, благодаря развитию у испытуемых в ходе совместной работы способности к большей эмоциональной децентрации, выступающей основой для эмпатии. Что наглядно иллюстрировали содержание и характер их сочинений с описанием какого-либо значимого для них или психологически сложного случая из практики своей профес-
сиональной деятельности. Например, отрывок из описания случая заведующей отделением социальной помощи на дому: «.. .Люди уставшие от окружающей тревожной обстановки и неустроенности, не могли даже толком объяснить свое положение. Дети были более активны отвечали на вопросы, а у взрослых даже не находилось слов рассказать о пережитом. Из горящего Цхинвала смогла вырваться мой клиент с пожилыми родителями и с двумя детьми. Она с трудом подбирала слова, чтобы воссоздать ту жуткую череду событий, которые ей вместе с земляками пришлось увидеть, пережить и почувствовать на родной земле многострадальной Южной Осетии. Мой клиент, обняв детей, постоянно плакала. Я очень старалась отвлечь её и задавала разные вопросы, но она твердила и повторяла, что там, в Южной Осетии у неё брат и муж. После долгого общения она успокоилась и уложила детей
Таблица4
Динамика средних показателей выраженности посттравматических расстройств
у социальных работников
Критерии ДО ПОСЛЕ /-уа1ие Р
среднее среднее
Соматизация 1,46 1,57 -0,203 0,839
Обессивность 1,61 1,14 -3,142 0,002***
Межличностная сензитивность 1,83 1,05 -4,963 0,000***
Депрессия 1,12 1,04 -1,279 0,201
Тревожность 1,14 1,00 -1,596 0,100*
Враждебность 1,8 0,76 -6,480 0,000***
Фобическая тревожность 0,44 0,61 -0,341 0,733
Паранойяльные тенденции 1,72 0,87 -5,192 0,000***
Психотизм 1,00 0,72 -2,665 0,008***
Дополнительные вопросы 1,37 1,25 -0,929 0,353
Индекс тяжести 1,33 1,02 -3,491 0,000***
(*p<0,1; **p<0,05; ***p<0,01).
спать.... Внимание и тепло окружающих людей многих выводило из стрессового состояния. Это можно было прочитать на лицах возвращающихся домой людей, но в глазах была глубокая печаль и страх того, что их там ждёт. Эти отважные люди боялись не своего врага, а того, что они застанут на израненной родной земле. Где их родные, которые остались защищать её? Зов Родины «особенно такой многострадальной и гордой как маленькая Осетия» выше всякого страха и заставляет думать о завтрашнем дне».
Описание случаев из практики ярко отражало эмоциональное состояние авторов на момент работы в ЧС и демонстрировало осознание происходивших с ними трансформаций в эмоциональном плане. «... Уйдя от клиента, я чувствовала тревогу, неуверенность в правильности своих действий» или «.еще я поняла, что каждая очередная ЧС, которая случается в республике, трогает меня все меньше. Не могу сказать, что я становлюсь черствой, бездушной. Просто начинаешь к этому привыкать», «.Я научилась по-другому смотреть на проблемы. Я не могу назвать себя профессионалом, но стала намного лучше разбираться в психологии личности. Я стала другой».
В связи с этим необходимо было провести диагностику эмоционального состояния и степени возможных посттравмирующих расстройств. Так результаты методики <^СЬ-90» подтвердили статистически достоверную положительную динамику почти по всем критериям, кроме сома-тизации и фобической тревожности, средний показатель которой увеличился (табл. 4).
Так у соцработников стали менее выраженными обессивность, межличностная сензитив-ность, тревожность, враждебность, паранойяльные тенденции, психотизм и в целом индекс тяжести. Результаты показали в целом оптимизацию психоэмоционального состояния испытуемых. О чем свидетельствуют и результаты повторного проведения методики <^СЬ-90» и методики исследования эмоционального состояния (Бойко В.В.).
Сравнительный анализ выраженности синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у испытуемых показал снижение средних показателей почти по всем его симптомам (табл. 5). Однако статистически достоверно разница подтвердилась по таким симптомам, как неудовлетворенность собой, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезорганизация, редукция профессиональных обязанностей, психосоматические и психовегетативные нарушения. Испытуемые стали более уверены в себе, организованы и эмоциональны, ответственны по отношению к своим профессиональным обязанностям, стали задумываться о профессиональном росте. Наблюдалась большая эмоциональная включенность, эмоциональная децентрация, о чем свидетельствует статистически достоверное отличие по симптому эмоциональная отстраненность.
Выше указанные изменения в симптомах СЭВ и фазах стали возможными также за счет возросшей эмоционально-нравственной организации и самообладания, активизируемых защитных механизмов, снижения тревожности и переживания
Таблица5
Динамика показателей симптомов и фаз СЭВ
Критерии ДО ПОСЛЕ /-уа1ие Р
среднее среднее
Переживание психотравмирующих обстоятельств: 10,0 7,8 -1,565 0,118
Неудовлетворенность собой: 20,1 12,0 -8,251 0,000***
«Загнанность в клетку»: 9,0 5,8 -1,351 0,177
Тревога и депрессия: 9,1 7,5 -,381 0,703
«НАПРЯЖЕНИЕ» 48,1 33,0 -3,995 0,000***
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: 11 7,3 -4,111 0,000***
Эмоционально-нравственная дезорганизация: 14,5 9,1 -4,557 0,000***
Расширение сферы экономии эмоций: 14,0 11,0 -2,410 0,016
Редукция профессиональных обязанностей: 10,0 7,3 -3,223 0,001***
«РЕЗИСТЕНЦИЯ» 50,0 35,0 -4,418 0,000***
Эмоциональный дефицит: 6,0 3,9 -1,527 0,127
Эмоциональная отстраненность: 12,1 14,0 -1,733 0,083*
Личностная отстраненность (деперсонализация): 12,0 10,0 -,042 0,966
Психосоматические и психовегетативные нарушения: 5,3 3,5 -3,072 0,002***
«ИСТОЩЕНИЕ» 35,1 32,1 -,547 0,585
итоговый показатель СЭВ 133,0 100,0 -3,152 0,002***
(*p<0,1; **p<0,05; ***p<0,01)
психотравмирующих обстоятельств и т.д. Однако нельзя в данном случае не отметить фактор времени. Все факторы в совокупности обусловили снижение общего уровня СЭВ.
Относительно содержания психолого-акмео-логического сопровождения личностно-профессионального развития соцработников можно отметить, что в его контексте было организовано пространство, в котором они могли проанализировать собственное профессиональное состояние, отрефлексировать профессиональный опыт и наметить новые пути совершенствования. Каждый испытуемый должен был получить новые знания об общих проблемах людей, находящихся в ЧС, фазах реагирования на них, технологиях процесса оказания помощи людям. Они обучались умению применять различные приемы активного слушания, умению создавать контакт с клиентом во время беседы и т.д. и применять техники самопомощи. Поставленная цель достигалась через анализ различных явления и фактов из практики социальной работы посредством различного рода заданий, задач, ситуаций, предлагаемых самими участниками, и в ходе тренингов, круглых столов, се-
минаров-практикумов, работы Клуба соцработни-ков и т.д. Кроме того, обучение в рамках программы сопровождалось комплексным обеспечением процесса соответствующими учебными пособиями, дидактическими материалами (методическими рекомендациями, методическими пособиями, справочниками). Учитывая ситуацию, в которой оказываются соцработники, целесообразно было уделять достаточно времени решению личных проблем специалистов.
Таким образом, актуализация у соцработников дополнительных личностных и профессиональных возможностей и резервов, развитие такого жизненного качества, как адаптивность обусловили возможность поиска новых путей выхода из затруднительных проблемных ситуаций, повышения профессионализма, оптимизации эмоциональной и коммуникативной сфер, и в целом, личностно-профессионального развития соцработников.
Библиографический список
1. Глебович Т. Специалист по социальной работе: принципиально новая профессия // Социальная работа. - 1992. - N° 1. - С. 73-78.
2. Дружилов С.А. Психология профессионализма субъекта труда: интегративный подход // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов: В 8 т. - СПб.: Изд-во СПбГУ 2003. - Т. 3. -С. 153-161.
3. Ляшенко А.И. Профессиональное становление социального работника: Дис. ... канд. пси-хол. наук. - М., 1994.
4. Маслоу А.Г. Мотивация и личность (перевод с англ). - СПб.: Евразия, 1999.
5. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2002.
6. Осухова Н.Г. Психологическое сопровожде-
ние семьи и личности в кризисной ситуации // Школьный психолог: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». - 2001. - N° 31. - С. 1-16.
7. Порфирьев Б.Н. Организация управления в чрезвычайных ситуациях // Наука и техника управления. - 1989. - № 1. - С. 20.
8. Романова Е. С. 99 популярных профессий: Психологический анализ и профессиограммы. -СПб.: Питер, 2003.
9. Шевеленкова Т.Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной характеристики // Социальная работа. - 1997. - № 2.
10. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. - М.: Изд. «Дашков и К», 2004.
УДК 316.334
Ильченко Елена Валентиновна
Северо-Кавказский государственный технический университет, г. Ставрополь
Elena 1 chirk@ Yandex.ru
КРИТЕРИИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
В статье представлена разработка критериев и индикаторов институционального анализа социального обслуживания людей с инвалидностью.
Ключевые слова: социальный институт, социальное обслуживание, критерии, индикаторы социального обслуживания.
Проблема инвалидности является одной из важнейших социальных проблем современного общества. В связи с тем, что число инвалидов возрастает, увеличивается и значимость социального обслуживания данной категории населения.
Элементами социальной структуры, функционирование которых направлено на удовлетворение важных потребностей общества, являются социальные институты. Социальные институты обеспечивают реализацию основополагающих потребностей общества, связанных с его материальным обеспечением, интеграцией социальных групп, воспроизводством и сохранением духовных ценностей и т. д. Благодаря их наличию обеспечивается воспроизводство населения, материальных и духовных благ, социализация человеческих индивидов, преемственность поколений и многое другое.
Теоретические основы взаимодействия социальных институтов разработаны в работах классиков социологической науки: Т. Парсонса,
Р. Мертона, З. Баумана, Н. Лумана, П. Бурдье, Р. Будона, Г. Спенсера и других.
Институт социального обслуживания характеризуется наличием инфраструктуры служб и учреждений, осуществляющих деятельность по предоставлению социальных услуг нуждающимся категориям населения, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Структурная сложность института социального обслуживания, его функциональная специфика затрудняют отнесение данного института к одной сфере общественной жизни. Институт социального обслуживания взаимодействует с другими социальными институтами, которые помогают решать проблемы людей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В решении проблем инвалидности институт социального обслуживания наиболее тесно взаимодействует с институтом семьи, который выполняет свои специфические функции. Помимо общих функций (воспитательная, репродуктивная, хозяйственно-бытовая, экономическая) се-