УДК 37
М.Е. ХОЛОДЦОВА
АНАЛИЗ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ, РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В связи с природными катастрофами, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни, растущим числом войн и террористических актов, в частности катастрофой в Южной Осетии, повышается роль специалистов, которые принимают участие в ликвидации трагических последствий. Эта категория граждан, с одной стороны, выполняет свой профессиональный долг, а с другой, сама подвергается разрушительному воздействию несчастий.
Опыт показывает, что социальные работники России изначально не подготовлены к тому, что им придется стать участниками ЧС, которые примут на себя немалую часть работы по ликвидации последствий катастроф. В связи с этим возникает необходимость не только социально-психологической поддержки этих специалистов, но и необходимость способствовать развитию социальных работников как профессионалов, несмотря на то, что многие из них после работы в чрезвычайных ситуациях подвергаются синдрому «профессионального выгорания», а часть людей уходят из профессии. Причем разрушающему воздействию подвергаются все сферы: личностная, эмоционально-волевая, когнитивная, мотивационная, коммуникативная.
Исследование посвящено выявлению психологических последствий катастроф у социальных работников и возможности психологической, социальной и акмеологической поддержки социальных работников, работающих в чрезвычайных условиях.
Методологической основой исследования выступают основные принципы, разработанные в общественных, естественных и технических науках усилиями отечественных и зарубежных учёных, которые использует и развивает акмеология: принципы системности, активности, развития, детерминизма, единства сознания и деятельности, личностного подхода и др.; специальные и конкретные методологические принципы акме-ологии: принцип субъекта деятельности (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов,
Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова); принцип жизнедеятельности, (К.А.Абульханова-Славская, Б.ГА-наньев, Л.И.Анцыферова, А.А.Бодалёв, А.Н.Ле-онтьев, В.Н.Мясищев и др.); принцип потенциального и актуального (А.А. Деркач, С.Л. Рубинштейн и др.); принцип моделирования (А.А. Деркач,); принцип оптимизации (А.А. Деркач.); ак-меологические исследования развития и профессионального становления личности (Н.В.Кузьми-на, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Е.А.Климов, А.К.-Маркова, В.Д.Шадриков и др.).
Важное значение в личностно-профессиональном развитии социальных работников, принимающих участие в чрезвычайных ситуациях, имеют и индивидуальные особенности специалистов, в частности, особенности эмоциональной, личностной и коммуникативной сфер.
Конкретной основой модели изучения социально-психологических последствий катастрофы у социальных работников послужила система социально-психологических компонентов личности (В.С. Мухина, Г. Олпорт). В данной статье мы освятим результаты диагностики по параметрам самоактуализации, в частности компетентность во времени, самоуважение и самопринятие. Для оценки этих компонентов мы использовали са-моактуализационный тест (САТ) (Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская). САТ измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Такая структура опросника была предложена Э.Шостромом для Р01 и сохранена в данном тесте. Базовыми являются шкалы «компетентности во времени» и «поддержки». Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов. 12 дополнительных шкал составляют 6 блоков - по 2 в каждом. Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и в одну базовую. Дополнительные шкалы фактически включены в основные и содержательно состоят из тех же пунктов.
Говоря о степени воздействия ЧС, необходимо учитывать и такие факторы как возраст людей, специфику профессий и профессиональной
подготовки, стаж работы, характер эмоциональной и личностной устойчивости, коммуникативные особенности и т.д. В связи с этим основным критерием данной экспериментальной работы выступил фактор профессиональной подготовки социальных работников посредством реализации специально разработанной программы психолого-акмеологического сопровождения их личностно-профессионального развития. Её разработка и внедрение в практику социальной работы осуществлялось с учетом возрастного фактора (возраст и стаж работы по специальности).
На I-м этапе экспериментального исследования нами был проведен сравнительный анализ полученных данных по двум основным линиям:
1) особенности личностно-профессионального развития социальных работников и испытуемых других специальностей;
2) особенности личностно-профессионального развития социальных работников разных групп (по возрасту, по наличию/отсутствию в их работе заложников из круга родственников, знакомых, соседей и т.д.).
В связи с чем средние показатели двух независимых выборок, составивших 60 социальных работников и 40 других специалистов, участвовавших в ЧС, были подвержены анализу с помощью непараметрического метода (критерия U-Манна-Уитни), позволившие выявить значимые различия между ними. Состав экспериментальной группы был представлен социальными работниками (СР) в возрасте от 22-70 лет среднего и высшего образования с различным стажем работы (от 1 года до 30 лет). Вторая выборка состояла из испытуемых других специальностей (ДС), среди которых психологи, психотерапевты, заведующие отделением, работники министерства и т.д. в возрасте 26-56 лет, также со средне-специ-альным, средне-техническим и высшим образованием и стажем работы от 1 года до 20 лет. В гендерном отношении обе выборки были представлены женщинами, принимавшими участие в ликвидации последствий теракта в Беслане и военной агрессии в Северной Осетии.
Первоначально нами были изучены личностные особенности испытуемых обеих выборок. Так результаты самоактуализационного теста (САТ), отраженные в таблице 1, показали наличие значимых статистически достоверных различий по критериям самопринятия и принятия агрессии, более выраженных у испытуемых дру-
гих специальностей (Хср=49,3 и Хср=45,8 соответственно). Тогда как у социальных работников данные показатели составили самопринятие Хср=45,2 и принятие агрессии Хср=40,9.
Иными словами, у социальных работников степень принятия себя такими, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков (возможно, и вопреки им) ниже, чем у испытуемых других специальностей, у которых также более выражена способность принимать своё раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Полученные данные объясняются тем, что в процентном соотношении отличается выраженность среднего, высокого и низкого уровней самопринятия социальными работниками и другими специалистами, а также принятия агрессии (см. Диаграмму 1).
Как видно из таблицы 1, средние показатели почти по всем критериям самоактуализационно-го теста у социальных работников ниже, чем у других специалистов, кроме представлений о природе человека, синергичности и креативности. То есть социальные работники склонны более целостно воспринимать мир и людей, а природу человека в целом как положительную, возможно творчески подходя к этому. В свою очередь, другие специалисты более независимы в своих ценностях и поведении от воздействия извне, т.е. гибки в их реализации, более контактны, спонтанны и непосредственны в выражении своих чувств. У них несколько более выражены самоуважение, самопринятие и познавательные потребности. Однако данные различия не были подтверждены статистически.
Вторая линия анализа полученных на 1-м этапе исследования данных предполагала определение особенностей личностно-профессионального развития социальных работников разных групп. Основаниями для качественного анализа были взяты возраст и наличие/отсутствие в их работе заложников.
Относительно возрастного фактора социальные работники были подразделены на две группы: «до 50 лет» (57% от всей выборки) и «старше 50 лет» (43%). Соответственно результаты обеих подгрупп были также подвержены сравнению с помощью непараметрического метода (критерия и-Манна-Уитни) по всем методикам. Тоже было сделано и с результатами социальных работников, у которых в заложниках были род-
ственники, соседи, друзья или они сами и т.д. (61%), и тех, у кого заложников не было (39%).
Таблица 1.
Средние показатели особенностей самоактуализации испытуемых (в баллах
Критерии социальные работники (СР) другие специалисты (ДС) z-value P
среднее среднее
Ориентация во времени 45,7 46,0 -0,113 0,910
Поддержка 41,2 43,4 -1,013 0,311
Ценностная ориентация 43,4 45,1 -0,549 0,583
Г ибкость поведения 37,3 41,5 -1,307 0,191
Сензитивность к себе 44,2 45,2 -0,217 0,828
Спонтанность 43,3 45,6 -1,016 0,310
Самоуважение 47,7 49,4 -0,834 0,404
Самопринятие 45,2 49,3 -1,646 0,100*
Представление о природе человека 50,8 48,8 -0,842 0,400
Синергичность 47,5 46,4 -0,777 0,437
Принятие агрессии 40,9 45,8 -2,279 0,023**
Контактность 43,4 45,3 -0,630 0,528
Познавательная потребность 46,5 48,1 -0,911 0,362
Креативность 44,75 44,0 -0,255 0,799
(* р<0,1; ** р<0,05; *** р<0,01).
Диаграмма 1.
Сравнительный анализ уровней самопринятия и принятия агрессии испытуемыми (%)
Результаты самоактуализационного теста (таблица 6.), обнаружили статистически достоверные различия по таким критериям, как гибкость поведения (Хср=41,1 против Хср=33,1), принятие агрессии (Хср= 43,8 против Хср=37,0) и контактность (Хср= 45,3 против Хср=41,9), оказавшихся выше у социальных работников младше 50 лет. То есть, они отличаются большей гибкостью по-
ведения, контактностью и способностью принимать своё раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы.
Самопринятие оказалось статистически достоверно выше у социальных работников, у которых не было заложников на момент проведения исследования. У них оно составило Хср=48,7 в сравнении с теми, у кого были заложники
(Хср=43,9). По остальным критериям (основным: ориентация во времени, поддержка и дополнительным: ценностная ориентация, гибкость поведения, сензитивность к себе, спонтанность, самоуважение, представление о природе человека,
синергичность, принятие агрессии, контактность, познавательная потребность и креативность) результаты данных подгрупп статистического подтверждения не нашли.
Таблица 6.
Средние показатели самоактуализации социальных работников (в баллах)
Критерии по возрасту по заложникам
среднее г-уа1ие Р среднее г-уа1ие Р
до 50 лет старше 50 лет заложник и есть заложнико в нет
Ориентация во времени 46,4 45,9 -0,401 0,688 45,1 47,5 -1,181 0,237
Поддержка 42,8 39,0 -1,240 0,215 41,2 42,7 -0,454 0,650
Ценностная ориентация 43,6 43,8 -0,009 0,993 44,0 42,4 -0,594 0,553
Г ибкость поведения 41,1 33,1 -2,385 0,017** 37,1 40,6 -0,773 0,439
Сензитивность к себе 44,8 44,7 -0,167 0,868 44,5 44,7 -0,086 0,932
Спонтанность 45,1 42,0 -1,050 0,294 42,8 44,1 -0,351 0,725
Самоуважение 48,7 48,1 -0,052 0,958 47,7 48,0 0,000 1,000
Самопринятие 47,4 43,6 -1,268 0,205 43,9 48,7 -1,799 0,072*
Предст-е о природе чел-ка 49,2 52,6 -1,125 0,260 50,9 50,3 -0,535 0,592
Синергичность 46,4 48,7 -0,450 0,652 47,2 47,7 -0,185 0,853
Принятие агрессии 43,8 37,0 -2,715 0,007*** 39,8 42,2 -1,292 0,196
Контактность 45,3 41,9 -1,662 0,097* 44,5 44,5 -0,021 0,983
Познават-я потребность 44,9 48,8 -1,606 0,108 44,7 48,2 -1,451 0,147
Креативность 43,9 46,0 -1,206 0,228 45,0 45,0 -0,193 0,847
(* р<0,1; ** р<0,05; *** р<0,01).
Сравнительный анализ результатов исследования определил необходимость разработки и внедрения II этапа исследования - специальной программы психолого-акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития социальных работников с учетом полученных эмпирических данных. Говоря о психолого-акмеологическом сопровождении социальных работников, осуществляющих свою деятельность в условиях ЧС мы подразумеваем специально организованный процесс взаимодействия социального работника, руководства, психологов, в ходе которого у социального работника могут быть актуализированы дополнительные личностные и профессиональные возможности, способности, резервы, позволяющие найти новые пути выхода из затруднительных проблемных ситуаций, повысить профессионализм. Психолого-ак-меологическое сопровождение призвано обеспе-
чить пространство, в котором социальный работник сможет проанализировать собственное профессиональное состояние, отрефлексировать прежний профессиональный опыт и наметить новые пути личностно-профессионального развития, увидеть процесс своей деятельности в целом и превратить собственное личностно-профессиональное развитие в предмет практического преобразования.
Большое значение в личностно-профессиональном развитии, как показал теоретический анализ проблемы влияния экстремальных ситуаций на социальных работников и проведенная экспериментальная работа, имеет фактор их профессиональной подготовки и оказания им своевременной помощи. Прежде всего, это относится к оптимизации эмоционального состояния социальных работников, своевременному информированию об особенностях работы в чрезвычай-
ных ситуациях в целях предотвращения личностных деформаций и возможности проявления профессионального и эмоционального выгорания. Немаловажную роль также играет и возможность конструктивного взаимодействия социальных работников разных уровней и стажа работы с целью взаимообмена опытом и личными переживаниями и профилактики отклонений в коммуникативной сфере, как в личном плане, так и в отношениях с клиентами.
Дальнейшая реализация экспериментального исследования по проблеме сопровождения личностно-профессионального развития социальных работников, осуществлявших свою деятельность в чрезвычайных ситуациях, предполагала прове-
дение следующего Ш-го этапа - постдиагностики. Её целью было изучить динамику их личностно-профессионального развития, а содержанием стала те же диагностическая методика, что использовалась и на 1-м этапе.
Постдиагностика была реализована в 2009 году. В связи с её целью все полученные на 1-м («До») и Ш-м («После») этапах результаты были подвержены сравнительному анализу посредством критерия и-Манна-Уитни.
Сравнение средних показателей самоактуали-зационного теста показало положительную динамику по всем его критериям, о чем свидетельствуют данные диаграммы 6.
Диаграмма 6.
Динамика средних показателей самоактуализации социальных работников (в баллах)
50 - т ¡И Н ІИЙ І1ІИ ІІІУ ЙНШ 1151 ИМ 1 н гвэ
і 3 4 5 б 7 8 9 10 И 12 13 14
В ДО 46,2 41,3 43 Л 38,1 44,8 43,8 48,5 45,9 50,5 47,3 41,2 44 46,3 44,9
ЯДО &ПОС.Ш
где 1 - ориентация во времени, 2 - поддержка, 3 - ценностная ориентация, 4 - гибкость поведения, 5 - сензитивность к себе (р=0,071*), 6 - спонтанность, 7 - самоуважение, 8 - самопринятие, 9 - представление о природе человека, 10 - синергичность, 11 - принятие агрессии (р=0,010***), 12 - контактность, 13 - познавательная потребность, 14 - креативность (р=0,063*).
Однако статистически достоверные различия отмечены только по сензитивности к себе, принятию агрессии и креативности. То есть, статистически доказано улучшение средних показателей сензитивности к себе (с Хср=44,8 до Хср=47,4), принятия агрессии (с Хср=41,2 до Хср=45,0) и креативности (с Хср=44,9 до Хср=47,9).
Данные подтвердили, что социальные работники, участвовавшие в реализации программы психолого-акмеологического сопровождения их личностно-профессионального развития, стали
больше отдавать себе отчет в своих потребностях и чувствах, лучше их ощущать и рефлексировать, более конструктивно понимать и принимать своё раздражение, гнев и агрессивность, проявлять свою творческую направленность. Это стало возможным преимущественно за счет увеличения числа испытуемых со средним уровнем выраженности данных критериев и снижения процентного соотношения по низким уровням. О чем наглядно свидетельствуют данные диаграммы 7.
Диаграмма 7.
Динамика средних показателей сензитивности к себе, принятия агрессии и креативности (в баллах)
А именно, проведения сравнительного анализа эмпирических данных с позиции возраста испытуемых (социальных работников) и условий (специфики) работы с заложниками.
Таким образом, проведенное исследование позволило определить наиболее оптимальные методы и средства психолого-акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития социальных работников с учетом выявленных возрастных и индивидуальных особенностей и сделать следующие выводы:
1. У социальных работников специфика самоактуализации нашла отражение в низких средних показателях самопринятия и принятия агрессии. Иными словами, у них степень принятия себя такими, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков ниже, чем у других специалистов, отличающихся также и способностью принимать своё раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы.
Возрастные особенности социальных работников обусловили гибкость поведения, принятие агрессии и контактность, которые оказались выше у тех, кто моложе 50 лет. В свою очередь те, кто старше 50 лет показали большую активизацию проекции, как защитного механизма, и более высокие средние показатели по эгоистическому, дружелюбному и альтруистическому типам отношений. А также у них более выраженным оказался фактор «доминирования».
2. Значимым фактором, опосредующим психические особенности социальных работников, выступило наличие или отсутствие в их работе заложников из числа родственников, знакомых или их самих. Так, те, кто столкнулись с пробле-
мой заложников, продемонстрировали более низкий средний показатель по самопринятию, более активное использование таких защитных механизмов, как замещение и вытеснение, и таких типов отношений, как эгоистичный и дружелюбный. Кроме того, именно у них более выражены такие посттравматические расстройства, как соматиза-ция, тревожность и соответственно общий индекс ПТС, но при этом у них в меньшей степени проявляются паранойяльные тенденции.
3. Одним из эффективных факторов оптимизации личностного, эмоционального и коммуникативного благополучия социальных работников выступает своевременная и эффективная помощь, заключающаяся в разработке и внедрении специальной программы психолого-акмеологи-ческого сопровождения их личностно-профессионального развития.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968.
3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - N° 1.
4. БодалёвА.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. - М., 1998.
5. ДеркачА.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5. Кн. 4: Развитие ценностной сферы профессионала. -М.: Изд-во РАГС, 2001.
6. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологи-ческие проблемы профессионализма. - М., 1993.
7. Климов Е.А. Психология профессионала. Избр. психол. труды. - М.; Воронеж, 1996.
8. Кузьмина Н.В., Деркач А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. -М.: РАУ, 1993.
9. МарковаА.К. Психология профессионализма. - М.: Педагогика, 1996.
10. МухинаВ.С. Возрастная психология. - М., 2002.
11. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л.: ЛГУ 1960.
12. Олпорт Г Личность в психологии. - М.; СПб., 1988.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Изд-во Питер, 2000.
14. ШадриковВ.Д. Способности человека: Избранные психологические труды. - М. - Воронеж: Изд-во «Институт практ. психологии»; НПО «МО-ДЭК», 1997.
УДК 378.147.88 О.В. БАРКУНОВА
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
В статье предлагается теоретическое обоснование понятия «компетентность социального педагога». В своем исследовании, автор указывает на важную роль непрерывной педагогической практики как средства формирования компетентности специалиста. Статья будет интересна педагогам, преподавателям, занимающимся профессиональной подготовкой специалистов образования и социальной сферы.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность социального педагога, непрерывная педагогическая практика.
В современном обществе работа социального педагога как никогда востребована. Социально-педагогическая деятельность предполагает преобразование окружающей среды, создание гуманных отношений в социуме, поиск и реализацию механизмов компетентного влияния на социальную действительность. Она необходима в социальных и образовательных учреждениях: в школах, в интернатах, детских домах, приютах, в социально-образовательных, реабилитационных и коррекционных центрах, в центрах культуры и досуга.
Новые приоритеты в области образования выдвигают повышенные требования к профессиональной деятельности социального педагога: компетентность, способность адаптироваться и самореализовываться в условиях существующего рынка труда, профессиональную эрудицию,
способность к инновационной деятельности, профессиональную умелость.
В последние годы расширился круг исследований, рассматривающих зависимость формирования компетентности специалиста образования от уровня его практической профессиональной подготовки (О.А. Абдуллина, Е.А. Бондаревская,
Э.А. Васильева, В.А. Сластенин, и т.д.). Эти исследования объединяет общность понимания того, что приобретение компетентности, овладение студентами необходимыми умениями социально-педагогической работы как ее основными компонентами в период обучения должно происходить в процессе непрерывной практической деятельности.
Одной из важных особенностей современного образования стала разрабатываемая многими учеными концепция компетентностного подхо-