ставляющая в психологических исследованиях опирается на категории «профессионализм», «профессионализация личности», «акме», «творчество», «самореализация», «рефлексия», «акмеологические факторы продуктивности деятельности» и др.
Поскольку проблема самореализации личности имеет многофакторную природу, ак-меологический подход интегрирует в себе методологические подходы и принципы, сложившиеся в системе различных наук в области современного гуманитарного знания. Он базируется на общеметодологических подходах (системном, комплексном, субъектном); на общеметодологических принципах (принцип детерминизма, генетический принцип, принцип единства сознания и деятельности); на специальных методологических принципах (принцип субъекта деятельности, принцип потенциального и актуального, принцип оптимальности, принцип моделирования, принцип обратной связи, операционно-технологический принцип). Диагностические методы, применяемые в психолого-акмеологических исследованиях (метод независимых характеристик, методы рейтинга и ауторейтинга, контент-анализ, тесты креативности, личностные опросники, методика парных сравнений и др.) соответствуют требованиям надежности и валидности.
Расширяя в ходе преподавания психологии акмеологическую проблематику творческой самореализации личности, мы исходим из убеждения в том, что предоставление молодежи широких возможностей творческого самовыражения в сфере образования развивает, прежде всего, само общество. И, наоборот, не участвуя в этом процессе, провозглашая профессиональную самореализацию молодых людей их личным делом, общество повышает риск нисходящей динамики и обрекает себя на постепенную, но неизбежную деградацию. Психолого-акмеологическая подготовка будущих педагогов, актуализирующая их потенциал саморазвития, развивающая рефлексивную культуру, совершенствующая навыки самоорганизации деятельности, повышающая уровень мотивации достижений, может оказать значительную пользу выпускникам вузов в их профессионально-личностном росте.
Литература_________________________________________________________________________
1. Дьяченко М.И., КандыбовичЛ.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Мн., 1998.
© Зобнина ТВ., 2005
О.А. Идобаева, Т.А. Подольская
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
инамика современной жизни требует, чтобы профессиональное (прежде всего — высшее профессиональное) образование во всех его многообразных формах рассматривалось не только как процесс усвоения знаний и формирование профессиональных навыков и умений. Его необходимо определить и как процесс становления характера, как процесс личностного развития профессионала. А. Маслоу писал: «Как же следует приступать к обучению, например, инженеров? Ответ очевиден: мы должны научить людей быть креативными, именно в том смысле, чтобы они были готовы принять новое, умели импровизировать. Они должны не бояться перемен, уметь сохранять спокойствие в бурном течении нового и по возможности приветствовать все новое. В самом основном это относится и к подготовке руководителей, лидеров и администраторов в бизнесе и индустрии. Это должны быть люди, способные взять под контроль стремительное и неизбежное устаревание только
что внедренного в производство продукта, только что освоенного способа производства» [4, с. 681]. Иными словами речь идет о личности самореализующейся и самоактуализи-рующейся. В современной психологии в настоящее время активно обсуждаются различные аспекты проблемы самореализации, самоактуализации личности, разрабатываются принципы, параметры и методы научного исследования когнитивных механизмов влияния самоактуализации в системе регуляции социального поведения личности. «Самоактуализация» занимает место ключевого понятия в современной западной гуманистической психологии и сохраняет содержание, вложенное в него основателями течения. Понятия «самореализация» и «самоактуализация» неразрывно связаны с проблемой здоровья. В гуманистической психологии разрабатывается целостный подход к проблеме здоровья, в котором физическое и психическое здоровье представляются взаимосвязанными и более того, оказываются связанными с высшими ценностями, целями, потребностями человека, со спецификой человеческого существования. А это проблемы выбора, критериев этого выбора, условий, способствующих и препятствующих личностному росту, проблемы отношений человека и общества. С развитием здоровой личности связывается физическое выживание человеческого рода в современном мире, где стремительный технологический и экономический прогресс во многом сочетается с забвением духовной стороны жизни. И если мы говорим о подготовке креативной, самоактуализирующейся личности, мы должны выявить условия и факторы, которые этому процессу способствуют или препятствуют. Одним из наиболее актуальных направлений эмпирических исследований в контексте гуманистической психологии является изучение осмысленности жизни как важнейшей предпосылки и характеристики здоровья. Проводится выделение основных источников жизненных смыслов, исследуется связь осмысленности жизни с проявлением тревожных и депрессивных симптомов, подверженностью воздействия стресса. В частности, Дж. Исаксен обнаружил, что переживание человеком смысла своей профессиональной деятельности позволяет снизить уровень стресса, выраженность симптомов депрессии, повышает самооценку, интерес к выполняемой работе и жизни в целом [9]. Исследование Д.Л. Дебатса показало, что у молодых людей, обращавшихся за помощью к психологу, значимо менее выражены как наличие, так и реализация жизненных целей и смыслов, менее представлен один из основных источников смысла жизни — «взаимоотношения» [8]. В отечественной психологии в гуманистической парадигме разрабатываются методологические основания исследования проблемы самореализации личности; происходит развитие идеи реализации Я в контексте проблем психологии творчества, социальной адаптации, профессионального роста, личностного роста, гендерных различий [1, 6].
Профессиональная деятельность на определенном этапе социализации и развития личности становится ведущим видом деятельности человека. Только органичное сочетание профессиональных и экзистенциальных смыслов личности обеспечивает удовлетворенность собственной жизнью и самоактуализацию человека. Поэтому профессиональное становление личности должно быть «встроено» в общую систему жизненных планов и целей. Профессиональное становление личности изучается с различных сторон: как профессиональное самоопределение, особенности обучения и становления профессионала, этапы и кризисы этого становления, стратегии и способы профессионализации и т. д. Перечисленная проблематика находит отражение в работах К.А. Абульхановой-Славской, А.Е. Го-ломштока, А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Н.С. Пряжникова, Ю.В. Синягина, Л.А. Степновой, С.Н. Чистяковой, и др.
Общим для большинства исследований в этой области является признание этапности процесса профессионализации. В настоящее время в исследованиях профессионализации постепенно усиливается внимание к личностному компоненту; особую актуальность приобретают работы, направленные на изучение самоактуализации личности в профессии, то есть тех личностных смыслов, которые человек вкладывает и реализует в процессе собственной профессионализации. Самоактуализация личности в профессии предстает как реализация потребностей человека, оформленная как социально значимая деятельность, в которой ор-
ганично слиты все компоненты личности: когнитивный, аффективный, поведенческий.
Стратегии профессионализации, как выбранные и реализуемые личностью пути профессионального развития, предусматривают прохождение личностью нескольких этапов: обучение, практическая деятельность, освоение дополнительной специальности. На каждом из этих этапов личность решает проблемы, связанные с интеграцией социального опыта, профессиональных требований в систему личностных смыслов, формированием профессиональной идентичности, носящий противоречивый характер, потому как обусловлен взаимодействием различных видов имеющихся в образе Я-идентичностей.
Становление человека как субъекта профессиональной деятельности осуществляется в процессе профессиональной подготовки, освоения профессии и последующего самостоятельного осуществления профессиональной деятельности. Итогом профессионального развития человека является присвоение им норм и ценностей данной профессиональной общности, овладение специальными качествами и умениями, достижение широкой ориентации в своей профессиональной области, универсализма, способности самостоятельно и творчески решать сложные производственные задачи, выработка индивидуального стиля профессиональной деятельности и, в конечном итоге, через учеников и единомышленников приобретение возможности персонифицироваться — осуществлять вклад в других людей. Следовательно, можно сказать, что достижение человеком высокого уровня развития своего профессионального Я является одним из основных путей его самоактуализации. И наоборот: достижение того или иного уровня самоактуализации может являться серьезным индикатором эффективности различных форм профессиональной подготовки специалистов: базового высшего профессионального образования, второго высшего образования, переподготовки и повышения квалификации.
По А. Маслоу, к характеристикам самоактуализирующийся личности относятся: принятие себя и других такими, какими они есть, объективное восприятие реальности, свобода от стереотипов, потребность в самостоятельности, независимость, нонконформизм, увлеченность и преданность какому-либо делу, находящемуся вне ее самой, умение осуществлять выборы, возникшие в силу необходимости и умение отвечать за последствия принятого решения, поиск в жизни высших ценностей (истина, красота, добро, совершенство, всесторонность), наличие «социального интереса», творческий подход к жизни, нахождение нового в известном, простота и естественность поведения, спонтанность, доброжелательное отношение к окружающим, устойчивые внутренние моральные нормы, интенсивный опыт «высших» переживаний, устойчивость к фрустрирующим воздействиям.
Нетрудно предположить, что для людей, находящихся на разных стадиях онтогенетического процесса, связь этих двух параметров — характера и качества профессиональной подготовки, с одной стороны, и уровня самоактуализации, с другой, будет различной. Ясно, что характеристики самоактуализации для молодых людей студенческого возраста (переход от юношеского к ранне-зрелому возрасту), получающих высшее образование по очной форме, будут отражать содержания и степень решения иных задач развития, чем аналогичные характеристики, полученные для зрелых, тридцати-сорокалетних людей, в силу тех или иных жизненных обстоятельств включенных в ситуацию получения второго высшего образования, либо проходящих профессиональную переподготовку. Также можно ожидать получение различий в особенностях этой связи и при сопоставлении характеристик испытуемых, находящихся в литических и критических периодах своего жизненного цикла. Это предположение определило главную задачу исследования: сравнить показатели самоактуализации у людей, находящихся на разных этапах жизненного цикла, и, соответственно, включенных в существенно различные формы профессионального образования
— получение высшего (первого) образования в юношеском возрасте и прохождение профессиональной переподготовки и повышения квалификации в зрелых возрастах.
При конкретизации проблемы самоактуализации личности представляется важным обращение к тем личностным проявлениям, которые свидетельствуют о наличии препятствий в реализации этого процесса. Одним из таких проявлений является тревожность. Современная жизнь предъявляет достаточно высокие требования к стрессоустойчивости человека,
которые очень часто оказываются нереализованными, в силу чего такая черта как тревожность все чаще встречается в качестве устойчивого новообразования. Тревожность в свою очередь негативным образом влияет на протекание целого ряда психических процессов, а также на многие личностные характеристики. Тревожность как черта личности формируется в онтогенезе. В качестве источников ее возникновения могу выступать различные причины в зависимости от различных возрастных периодов развития ребенка. А.М. Прихожан, Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова и ряд других авторов указывают, что повышенная тревожность распространяется обычно на сферы, связанные с ведущими видами деятельности и основными новообразованиями каждого возраста [5]. Начиная с подросткового возраста, источником тревожности могут быть особенности самооценки развивающейся личности, противоречие между уровнем притязаний и реальными результатами достижений. В юношеском возрасте тревога в большей мере связана с субъективной оценкой перспектив на будущее. Значительная часть исследований посвящена вопросу соотношения тревожности и таких психологических образований, как самосознание, вероятность достижения успеха, соответствие социальным нормам, принятие решения.
В связи с вышеизложенным можно считать, что тревога способствует привлечению внимания к возможным препятствиям на пути к достижению цели, обеспечивая тем самым мобилизацию активности и достижение наилучшего результата. В связи с этим нормальный или оптимальный уровень тревожности следует рассматривать как необходимый элемент осуществления деятельности. Тревожность при этом выступает как одно из условий прогнозирования возможных трудностей при осуществлении деятельности. Однако чрезмерно высокий уровень тревожности, также как и слишком низкий ее уровень или даже полное отсутствие необходимо рассматривать как явление, мешающее нормальной адаптации и самореализации личности.
При высоком уровне тревожности и ригидности поведение субъекта достаточно стереотипно, стандартно. Также при высокой личностной тревожности человек не способен принять себя таким, как есть, и, следовательно, адекватно оценить свои недостатки (в частности, саму тревожность) [2].
В какой степени обнаружится связь личностной тревожности как устойчивой характеристики личности и уровня самоактуализации при сравнении разных категорий испытуемых, находящихся как на различных этапах жизненного пути, так и включенных в различные формы профессионального обучения? Для ответа на этот вопрос и было организовано и проведено наше исследование.
В своем исследовании мы поставили цель выявить связь уровня личностной тревожности и степени самоактуализации у трех групп испытуемых:
- студентов 4-го курса одного из московских вузов, обучающихся по очной форме;
- слушателей отделения переподготовки, обучающихся в том же вузе;
- группы государственных служащих, проходящих в том же вузе повышение квалификации.
Т а б л и ц а 1 Состав выборки
Для проведения исследования нами были отобраны следующие методики:
1. Самоактуализационный тест (САТ) Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза, М.В. Латинской. САТ измеряет самоактуализацию по двум базовым шкалам (шкала компетентности во времени, шкала поддержки) и 12-ти дополнительным (ценностных ориентаций, гибкости поведения, сензитивности к себе, спонтанности, самоуважения, самопринятия, представлений о природе человека, синергии, принятия агрессии, контактности, познавательных потребностей, креативности).
Практика использования САТ в различных исследованиях и психотерапевтической работе показала, что «диапазон самоактуализации» может рассматриваться в пределах 55-70 Т-баллам; шкальные оценки в 40-45 Т-баллов и ниже характерны для невротических состояний и различных пограничных психических расстройств; диапазон 45-55 Т-баллов составляет психическую и статистическую норму.
2. Самооценка тревожности Спилбергера—Ханина.
Полученные результаты позволили составить следующую таблицу.
Т а б л и ц а 2
Сравнение средних величин Т-баллов САТ у испытуемых трех различных групп
Как видно из табл. 2, в группе студентов нет средних величин, относящихся к диапазону менее 45 Т-баллов. По шкале 7 (шкала самоуважения) средние величины относятся к диапазону самоактуализации (свыше 55 Т-баллов). В группе слушателей курсов повышения квалификации к диапазону менее 45 Т-баллов относятся средние величины по следующим шкалам: базовые шкалы — компетентность во времени и поддержка, гибкость поведения, спонтанность, контактность. Диапазону свыше 55 Т-баллов не соответствуют средние величины ни по одной шкале.
В группе слушателей отделения переподготовки к диапазону менее 45 Т-баллов относятся средние величины по следующим шкалам: компетентность во времени, контактность, креативность. К диапазону свыше 55 Т-баллов относятся средние величины по шкале представления о природе человека.
Важно подчеркнуть, что при схожести общей конфигурации показателей по шкалам у трех групп испытуемых (эта конфигурация обнаруживает чуть ли не линейную корреляцию при сравнении трех групп), имеет место высокая статистическая значимость (р < 0,01) различий между показателями самоактуализации студенческой группы, с одной стороны, и показателями «взрослых» испытуемых, с другой. В то же время, различия между группами слушателей отделения переподготовки и курсов повышения квалификации оказались статистически незначимы. Эта тенденция сохраняет силу и при сравнении по каждой из шкал в отдельности (статистически значимые различия между студентами и слушателями групп повышения квалификации отсутствуют лишь в отношении шкалы 9).
Как можно оценить данную часть полученных данных? Можно ли рассматривать явное превышение показателей самоактуализации у представителей студенческой группы по сравнению с остальными группами, участвовавшими в нашем исследовании, как показатель действительно более высокой личностной зрелости, их большего психологического благополучия? Разумеется, нет. Мы считаем, что значительно более высокие показатели самоактуализации у студентов отражают прежде всего факт наличия существенно различных возрастных задач развития, успешность решения которых и проецируется на уровень самоактуализированности личности. Можно предположить, что поступление и успешное обучение в одном из престижных московских вузов оказывается, в целом, достаточной предпосылкой для ощущения самоактуализированости у испытуемых из студенческой группы, в то время как полный набор сложнейших жизненных задач — как профессиональных, так и семейно-личных, существующих у многих слушателей из групп повышения квалификации и переподготовки, создает у большинства из них ощущение недореализованности, способствует возникновению переживания кризисности данного жизненного этапа, что, в конечном счете, и отражается в низких показателях шкал самоактуализации.
Теперь рассмотрим показатели личностной тревожности у обследованных нами групп испытуемых (табл. 3, 4).
Т а б л и ц а 3
Уровень личностной тревожности у сравниваемых групп (средние значения)
Т а б л и ц а 4
Процентное соотношение лиц, имеющих высокий уровень личностной тревожности у сравниваемых групп выборки
Отметим, что, как и по показателям самоактуализации, сравнение характеристик личностной тревожности обнаружила высокозначимые (р < 0,01) статистические различия между студентами, с одной стороны, и слушателями групп повышения квалификации и переподготовки, с другой.
Т а б л и ц а 5
Корреляция личностной тревожности со шкалами САТ (студенты)
№ п/п Категория Кол-во хеловек Средний возраст Муж- чины Жен- щины
1. Студенты 50 20 12 38
2. Слушатели курсов повышения квалификации 182 41 67 115
3. Слушатели отделения переподготовки 48 39 8 40
Шкалы САТ Средняя арифметическая — Т-баллы
Студенты Слушатели курсов повышения квалификации Слушатели отделения переподготовки
1-я 47,60 44,87 43,88
2-я 52,03 44,41 46,08
3-я 52,80 47,98 45,92
4-я 51,43 43,96 46,75
5-я 51,49 45,69 46,29
6-я 51,91 44,28 47,50
7-я 59,49 51,37 53,67
8-я 53,60 49,03 51,67
9-я 53,86 54,86 57,13
10-я 50,91 49,26 46,46
11-я 49,54 45,45 46,71
12-я 48,17 44,34 43,58
13-я 53,31 49,02 49,92
14-я 49,74 45,64 42,71
Группы испытуемых Среднее арифметическое
Студенты 40,2
Слушатели курсов повышения квалификации 44,6
Слушатели отделения переподготовки 43,8
Шкалы CAT Коэффициент корреляции
Компетентность во времени -0.660**
Поддержки -0.382*
Ценностных ориентаций -0.564**
Гибкость поведения -0.419*
Спонтанность -0.472**
Самоуважение -0.346*
Самопринятие -0.472**
Синергии -0.370*
Контактности -0.367*
*- р < 0,05, ** — р < 0,01
Т а б л и ц а 6
Корреляция личностной тревожности со шкалами САТ (слушатели курсов повышения квалификации)
Шкалы CAT Коэффициент корреляции
Компетентность во времени -0.444**
Поддержки -0.504**
Ценностных ориентаций -0.379**
Гибкость поведения -0.462**
Спонтанность -0.401**
Самоуважение -0.568**
Самопринятие -0.403**
Принятия агрессии -0.349**
Контактности -0.359**
Познавательных потребностей -0.170*
Креативности -0.234**
*- р < 0,05, ** — р < 0,01
Т а б л и ц а 7
Корреляция личностной тревожности со шкалами САТ (слушатели отделения переподготовки)
Шкалы CAT Коэффициент корреляции
Компетентность во времени -0.310**
Поддержки -0.384**
Ценностных ориентаций -0.355**
Спонтанность -0.287**
Самоуважение -0.426**
Самопринятие -0.279**
Принятия агрессии -0.194**
Контактности -0.147*
Креативности -0.215*
*- р < 0,05, ** — р < 0,01
Как видно из таблиц 5 7, тревожность и самоактуализация находятся в обратной связи (с ростом значений одной переменной значения другой уменьшаются и, соответственно, с уменьшением значений первой переменной значения другой увеличиваются). Как следует из приведенных данных, практически по всем шкалам корреляционная связь с тревожностью высокозначима.
Обращает на себя внимание и то, что в группе слушателей курсов повышения квалификации и в группе слушателей отделения переподготовки ко всем шкалам, по которым наблюдается корреляция с уровнем личностной тревожности в группе студентов, добавляется еще и корреляция по шкале креативности.
Необходимо отметить, что к особенностям креативной личности, в основном, относят
следующие характеристики: иное видение окружающего мира, адекватность восприятия окружения и себя; повышенное чувство справедливости, поисковая активность; критичность и самостоятельность мышления; объективность отношений к себе и другим, честность в оценках, свобода от предвзятости; произвольность и свобода поведения; альтруизм; глубокие человеческие отношения; реализм восприятия мира, отсутствие предрассудков; умение четко различать цели и средства достижения; целеустремленность; чувство юмора; стремление к саморазвитию и самоактуализации (А.А. Деркач, Л.В. Маркелова, А.С. Гусева, В.В. Козлов и др.) Условия развития и совершенствования творческой индивидуальности специалиста выражаются в становлении профессиональной позиции, ощущении противоречий, оригинальности их решения, спонтанности и созидательности процесса самоактуализации.
Из полученных нами результатов следует, что для повышения уровня самоактуализации и, в частности, развития креативности, необходимо снижать уровень личностной тревожности. Это заключение ведет за собой вывод о том, что программы подготовки и переподготовки специалистов должны включать наряду с фундаментальными дисциплинами также и спецкурсы, предназначенные для стимулирования развития личности. На этот момент уже обращали внимание отечественные специалисты [7]. Непосредственным следствием полученных нами результатов и проведенного анализа явились изменения, внесенные нами в программу подготовки как студентов, так и слушателей курсов повышения квалификации и лиц, обучающихся по программе профессиональной переподготовки. Так, в программу подготовки студентов, был включен курс «Психология здоровья», изучаемый во втором семестре 4-го курса. Программа курса составлена таким образом, чтобы сформировать у студентов умения и навыки, позволяющие выработать здоровый образ жизни (не столько в плане привычек, а в плане мировоззрения, базовых установок), овладеть способами оптимизации своих функциональных состояний и навыками саморегуляции и самоуправления состоянием.
В свою очередь в программы обучения на факультете повышения квалификации и переподготовки кадров был включен блок спецкурсов, направленных на повышение психологической компетентности слушателей, овладение навыками и умением борьбы со стрессом, навыками саморегуляции состояний и деятельности, развитие творческих способностей. «Мы должны стремиться стать другими, ... людьми, которые с уверенностью смотрят в неведомый завтрашний день, людьми, настолько уверенными в своих силах, чтобы с воодушевлением смотреть в лицо грядущим переменам и жить, импровизируя и приспосабливаясь к ним. Это и есть новый тип человека. Гераклитовский тип, если хотите. Общество, взрастившее таких людей, сможет выжить; общество, которое не сможет вырастить такого человека, обречено» [4, с. 661].
Напряженность учебного процесса не позволила нам измерить уровень самоактуализации и личностной тревожности после изучения студентами и слушателями указанных курсов, однако проводившиеся нами наблюдения и выборочные интервью и анкетирование в ходе и после проведения курсов позволяют сделать оптимистические выводы. Так о положительном эффекте воздействия курсов свидетельствуют изменения внешний вид (сокращение вегетативных проявлений, свидетельствующих о негативных эмоциях и наличии стресса), поведенческие (значительно меньшая зажатость и скованность жестов и движений) и коммуникативные проявления (мимика и жесты, тембр и интонации речи, доброжелательность и т.д.), а также субъективные ощущения испытуемых.
Мы далеки от утверждения, что введение в учебный план именно данных спецкурсов способно полностью решит проблему личностного развития студентов и слушателей. Однако воздействие на тревожность как фактор, влияющий, в свою очередь, на процесс самоактуализации, несомненно может активизировать этот процесс, дать толчок к проявлению и развитию творческого потенциала личности.
Литература___________________________________________________________________________
1. Байер И.В., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления. — М., 1997.
2. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. 1993. № 1.
3. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: Учебное пособие. — СПб., 2003.
4. МаслоуА. Потребность в креативных людях. // Психология зрелости. — М., 2003.
5. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.
— М., 2000.
6. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. — Запорожье, 1992.
7. Степнова Л.А. Методы активизации аутопсихологического ресурса в системе профессиональной переподготовки государственного служащего // Личностно-профессиональное развитие персонала /Под общ. ред. А.А. Деркача. — М., 2002.
8. Debats D.L. Sources of meaning: An investigation of significant commitments in life // J.Hum. Psychol. 1999. V. 39 (4). P. 30—57.
9. Isaksen J. Constructing meaning despite the drudgery of repetitive work // J.Hum. Psychol. 2000.
V. 40 (3). P. 84—107.
© Идобаева О.А., Подольская ТА., 2005