УДК 159.9: 316.6
ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СИТУАЦИИ
ВЫНУЖДЕННОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ Султанова Наиля Даутовна,
зав. кафедрой педагогики и психологии, кандидат психологических наук, доцент Шишкина Светлана Михайловна,
старший преподаватель кафедры биомеханики и естественнонаучных дисциплин
Филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта
и туризма, г. Набережные Челны, Россия nds1959@yandex. ru
В ситуации вынужденной смены места жительства для мигрантов характеристики самоактуализирующейся личности могут обеспечить введение в новую жизнь, достижение профессиональных вершин.
В проведенном исследовании выявлена тенденция к снижению самоактуализации в группе людей зрелого возраста при вынужденной смене места жительства.
Ключевые слова: вынужденные переселенцы; зрелый возраст;
самоактуализация; саморазвитие; шкалы теста.
PECULIARITIES OF SELF ACTUALIZATION OF A PERSON IN THE SITUATION OF FORCED EMIGRATION Nailya Sultanova,
head of the department of pedagogies and psychology, candidate of psychological science, associate professor
Svetlana Shishkina,
senior teacher of the department of the biomechanics and natural sciences
Povolzhskaya State academy of physical education, sport and tourism,
Naberezhnye Chelny, Russia nds1959@yandex. ru
In the situation of forced change of residence for migrants, testimonial of residence for migrants, testimonial of selfactualizating of personality is able to provide the social adaptation, achievement of professional tops.
In the held investigation was found out the tendency to reduction of selfactualization in the group of mature age in the situation of forced change of residence.
Keywords: forced migrants; mature age; self actualization; self development; scale of the test.
В самосознании исключительная роль принадлежит направленности личности на саморазвитие, в которой проявляется стремление человека к полному выявлению и развитию своих личностных возможностей в процессе социализации и воспитания. Идея саморазвития является основной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных психологических концепций о человеке: А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, А. Маслоу, Е.Б. Моргунов, К. Роджерс, Э. Фромм и др. [1,2,3,4,5] . Благодаря саморазвитию личность может свободно ориентироваться в сложных условиях жизни, включать новые способы осуществления деятельности и внедрять различные психологические и акмеологические технологии.
Потребность в саморазвитии есть основополагающая составляющая зрелой личности, обеспечивающая целенаправленное, прогрессивное и восходящее развитие в процессе жизни. Являясь показателем личностной зрелости, она одновременно выступает условием ее достижения. Поэтому актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и
самореализации представляют собой огромную ценность в сложном процессе развития человека в зрелом возрасте. Акмеологи и психологи в актуальной потребности в саморазвитии видят источник долголетия человека, считают, что от нее зависит достижение высшего оптимального уровня развития человека как личности, индивидуальности, субъекта деятельности.
Особенности саморазвития проявляются в самоактуализации личности, которую А. Маслоу понимает как «...стремление к самоосуществлению, точнее, тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенций. Эту тенденцию можно назвать стремлением человека стать все более и более тем, кем он способен стать» [3].
Самоактуализирующиеся личности проявляют устойчивость, чувство юмора, креативность в обычных условиях и под воздействием фрустрирующих, неблагоприятных факторов. В ситуации вынужденной смены места жительства характеристики самоактуализирующейся личности обеспечивают социальную адаптацию, достижение профессиональных вершин, психическое и физическое здоровье. Так, например, наиболее прогрессивной линией для людей данной группы служит направленность на самораскрытие потенциала и самореализацию способностей в той или иной профессиональной деятельности, актуализацию резервных и скрытых возможностей на новом месте жительства. Оптимальный уровень ее развития и проявления определит гармоничное, полноценное развитие людей в ситуации вынужденного переезда. В противном случае можно наблюдать регрессивную линию в развитии вынужденных переселенцев в новой среде.
В нашем исследовании были изучены особенности самоактуализации 55 вынужденных переселенцев (далее - ВП) зрелого возраста из Средней Азии и Казахстана. Результаты ВП сравнивались с таковыми 35 добровольных внутренних социально-экономических мигрантов (далее - ВСЭМ) и 56 местных жителей г. Набережные Челны Республики Татарстан. Группу ВСЭМ представляют люди, которые меняют место жительства из-за изменений в жизни (брак, развод), выбора места работы и учёбы в другом населенном
пункте и т.п. Оставаясь в том же регионе, республике, государстве, они перемещаются в одном территориальном пространстве. Отметим, что испытуемые ВП и ВСЭМ были протестированы в период от года до трех лет после переезда, то есть, они прошли начальный период вхождения в новую социальную среду. Результаты тестирования в данный постмиграционный период показывают особенности самоактуализации мигрантов и наметившуюся тенденцию к самоосуществлению после переезда.
Как было сказано выше, нами изучалась самоактуализация людей зрелого возраста. Это связано со многими причинами, среди которых выделим две: доминирование доли мигрантов зрелого возраста и значимость людей данной возрастной группы для выполнения социальной, экономической и психологической функций в каждой отдельной семье и обществе в целом.
Особенности самоактуализации людей зрелого возраста в трех социальных группах были изучены с помощью психодиагностической методики «Самоактуализационный тест» (САТ) Л.Я. Гозмана, М.В. Кроз, М.В. Латинской [6], которая состоит из двух базовых шкал (компетентность во времени (Tc) и поддержка (I) и ряда дополнительных (блок ценностей - ценностные ориентации (SAV) и гибкость поведения (Ex); блок чувств - сензитивность к себе (Fr) и спонтанность (S); блок самовосприятия - самоуважение (Sr) и самопринятие (Sa); блок концепции человека - представление о природе человека (Nc) и синергия (Sy); блок межличностной чувствительности -принятие агрессии (A) и контактность (C); блок отношения к познанию -познавательные потребности (Cog) и креативность (Cr). По каждой шкале в группах были определены уровни самоактуализации: низкий, зона нормального распределения, высокий и псевдо- уровни. Для оценки различия в средних показателях групп применялся t-критерий Стьюдента.
Результаты исследования особенностей самоактуализации в трех изучаемых нами группах представлены на рисунке.
Рис. Показатели самоактуализации испытуемых по шкалам теста
Примечание. Базовые шкалы: компетентность во времени (Tc) и
поддержка (I). Дополнительные шкалы: блок ценностей - ценностные
ориентации (SAV) и гибкость поведения (Ex); блок чувств - сензитивность к себе (Fr) и спонтанность (S); блок самовосприятия - самоуважение (Sr) и самопринятие (Sa); блок концепции человека - представление о природе человека (Nc) и синергия (Sy); блок межличностной чувствительности -принятие агрессии (A) и контактность (C); блок отношения к познанию -познавательные потребности (Cog) и креативность (Cr).
Результаты исследования самоактуализации местных жителей свидетельствуют, что 10 шкал теста входят в зону нормального распределения, в которой представлены данные по двум базовым шкалам: Компетентность во времени (Tc) и Поддержка (I). Высокие значения были получены по шкалам Спонтанность (S), Самоуважение (Sr), Принятие агрессии (A) и Креативность (Cr), которые демонстрируют особенности самоактуализации местных жителей по сравнению с мигрантами. Обратим внимание, что низкие результаты по шкалам самоактуализации отсутствуют. Постоянство места жительства, устроенный быт, стабильная социальная сеть и многое другое укрепляют и обеспечивают направленность местных жителей на самоактуализацию.
В группе ВСЭМ в зону нормального распределения вошли данные по следующим семи шкалам: Компетентность во времени (Тс), Поддержка (I), Ценностные ориентации ^АУ), Сензитивность к себе ^г), Контактность (С), Познавательные потребности (Cog) и Креативность (Сг). Сюда вошли две базовые шкалы и отдельные шкалы следующих блоков: ценностей, чувств, межличностной чувствительности и отношения к познанию. Низкие значения получены по разным блокам и шкалам теста: Ех, S, Sг, Sa и №. Наибольший спад в направленности на самоактуализацию наблюдается по шкалам Гибкость поведения, Спонтанность, Самоуважение, Самопринятие и Представление о природе человека. В области низкого уровня находятся две шкалы из блока самовосприятия (Самоуважение и Самопринятие), которые показывают наибольшее снижение способности ценить свои достоинства, уважать себя и принимать себя таковыми как есть при добровольной смене места жительства.
Высокие значения, полученные по шкалам Синергия и Принятие агрессии, которые указывают на способность добровольных мигрантов к целостному восприятию мира и людей, поиску оптимального пути адаптации к новым условиям жизни. Вместе с тем для оправдания своих проступков они склонны использовать раздражение, гнев и агрессивность и объяснять это как естественное проявление человеческой природы (шкала Принятие агрессии). Предполагаем, что результаты по данной шкале показывают, что поступки мигрантов не всегда несут позитивное начало. Они не всегда способны корректировать свое поведение и исправлять ошибки в разных ситуациях постмиграционного процесса.
В зоне нормального распределения в группе ВП находятся результаты шести шкал теста: основной блок (I) и дополнительные блоки: ценностей, самовосприятия и концепции человека ^АУ, Ех, Sг, №, Sy). По данным шкалам отмечаются отдельные сходства в среде мигрантов. В диапазоне низких значений находятся результаты исследования по следующим шкалам: Компетентность во времени, Сензитивность к себе, Спонтанность, Самопринятие, Контактность, Познавательные потребности и Креативность.
Обращает внимание наличие здесь одной из базовых шкал (Компетентность во времени), а также шкалы двух дополнительных блоков (чувств и отношения к познанию), которые свидетельствуют о снижении стремления к самоосуществлению во временном и других параметрах. Общими в диапазоне низких значений в обеих группах мигрантов являются шкалы Спонтанность и Самопринятие, которые демонстрируют скованность в поведении, страх вести себя естественно и раскованно, свободно выражать свои чувства. Также выявлено слабое принятие мигрантами себя такими, какие они есть, вне зависимости от оценки их достоинств и недостатков.
Высокие показатели в группе ВП получены по шкале Принятие агрессии, как и у испытуемых группы ВСЭМ. Проведенное нами исследование не раскрывает причину усиления показателей мигрантов по данной шкале самоактуализации. Предполагаем, что для изучения влияния смены места жительства, тех или иных индивидуальных особенностей мигрантов на принятие агрессии в поступках необходимо применить другой план исследования. Например, план для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием.
В целом можно сказать, что ВП, испытывающий стресс, растерянность после переезда, соприкоснувшийся с резко отличающимся бытом, климатом и т.п., в начальный период вхождения в новую среду не включает программу на самоактуализацию, реализацию и раскрытие своих возможностей на новом месте жительства. Зачастую он и не задумывается о другом, продуктивном алгоритме включения в жизнь после переезда. После процессов реадаптации и ресоциализации (через 5-10 лет) мигранты начинают предпринимать действия, направленные на то, чтобы изменить жизнь, включиться в процесс самоактуализации, но потеря времени, физических и духовных сил могут сказаться на полноценном раскрытии творческого и духовного потенциала ВП.
Отсутствие самоактуализации в начальный постмиграционный период связано и с другими объективными причинами. Как известно, в пирамиде потребностей А. Маслоу первоначально должны быть удовлетворены базовые
потребности, вслед за которыми идут потребности роста. Направляя силы на удовлетворение базовых (естественных и материальных) потребностей, ВП отодвигают на второй план программу на самоактуализацию после переезда.
Другой образ жизни, культура, непривычный климат и т.д. в начальный период вхождения в жизнь на новом месте жительства разрушают привычные жизненные схемы, меняют смысложизненные ориентации, оказывают отрицательное влияние на всестороннее и непрерывное саморазвитие мигрантов, реализацию их сил и возможностей. Неудивительно, что не только ВП, но и добровольные мигранты начинают сомневаться в своих потенциях, способностях. Новые схемы и ориентации еще не до конца сформированы, что определяет неадекватность их поведения и сниженный уровень самоактуализации по сравнению с местными жителями. Многое из того, что способствовало бы саморазвитию, самоактуализации личности ВП, перекрывается переездом.
Результаты обработки данных тестирования по методике САТ с помощью ^критерия Стьюдента представлены в таблице.
Блоки Г руппы Шкалы ВП - местные жители ВП - ВСЭМ местные жители -ВСЭМ
Базовый блок компетентность во времени (Tc) 5,05** 3,32** 1
поддержка (I) 1,61 0,27 1,48
Дополнительные блоки Ценностей ценностные ориентации (SAV) 0,24 0,08 0,15
гибкость поведения (Ex) 0,54 2,54* 3,02**
Чувств сензитивность к себе (Fr) 4,62** 1,78 2,22*
спонтанность(S) 5,81** 0,81 * * (N, 5,
Самовосприятия самоуважение (Sr) 5,69** 2,4* 8,76**
самопринятие(Sa) 6,77** 4,02** 11,16**
Концепции человека представление о природе человека (Nc) 3,62** 1,09 4,66**
синергия (Sy) 0,97 1,88 1,21
Межличностной чувствительности принятие агрессии (A) 3,88** 1,06 4,34**
контактность (C) 5,83** 3,21** 2,39*
Отношения к познанию познавательные потребности (Cog) 7,73** 9,26** 1,98
креативность (Cr) 6,16** 2,53** 3,37**
* - уровень статистической значимости p<0,05;
** - уровень статистической значимости р<0,01.
Сравнение средних показателей ВП и местных жителей выявило значимые различия по многим шкалам теста (р<0,05; р<0,01), кроме базовой шкалы Поддержки и следующих трех дополнительных шкал - Ценностных ориентаций, Гибкости поведения (блок ценностей) и шкалы Синергии (блок концепции человека). По этим шкалам у ВП и местных жителей наблюдаются общие тенденции, схожие проявления в направленности на самоактуализацию.
Выявлены значимые различия между средними показателями ВСЭМ и ВП по следующим шкалам: Компетентность во времени, Гибкость поведения, Самоуважение, Самопринятие, Контактность, Познавательные потребности и Креативность (р<0,05; р<0,01). Предполагается, что в процессе адаптации по данным направлениям будут наблюдаться существенные различия в направленности на самоактуализацию людей в ситуации вынужденной или добровольной смены места жительства.
Значимые различия между показателями местных жителей и ВСЭМ получены по многим шкалам теста, кроме четырех: Компетентности во времени, Поддержки, Ценностных ориентаций и Синергии (р<0,05; р<0,01). Именно по данным шкалам можно наблюдать соответствие в представлениях о поведении самоактуализирующихся личностей в среде местных жителей и ВСЭМ.
Гипотеза о специфике проявления способности самоактуализации в ситуации смены места жительства подтвердилась. В силу многих обстоятельств у ВП наблюдается отказ от программы на саморазвитие, что продемонстрировали низкие значения по многим шкалам методики «Самоактуализационный тест» (компетентность во времени, сензитивность к себе, спонтанность, самопринятие, контактность, познавательные потребности и креативность) по сравнению с данными ВСЭМ и местных жителей. Многие составляющие процесса самоактуализации в ситуации вынужденной смены места жительства снижены.
Так как потребности в саморазвитии и самоактуализации являются основными составляющими зрелой личности, то полученные данные следует рассматривать как отражение особенности развития личности в ситуации вынужденного переезда. Отсутствие у большинства из них данной потребности в начальный постмиграционный период оказывает негативное влияние на успешность их развития как субъектов профессиональной деятельности. В некотором смысле можно говорить, что активность, связанная с достижением профессионального «акме», возможностью реализовать личностные и смысловые перспективы уходят на второй план.
Как показывают психологические исследования, самоактуализация может быть осуществлена через увлеченность человека значимой работой (А. Маслоу) [3], через служение делу или проявление любви и привязанности к другому человеку (В. Франкл) [7,8], стране, местности и т.д. При вынужденном переезде такого рода связи в основном нарушены, идет процесс, при котором начинает складываться новая структура развития личностных качеств после переезда.
Как показывает практика, саморазвитие проходит в основном стихийно и зависит от многих внешних и внутренних (индивидуальных особенностей и предпочтений) факторов, которые наряду с положительными содержат негативные тенденции в самоактуализации и неоптимистические начала в отношении саморазвития мигрантов после переезда. У ВП проявляется неудовлетворенность собой и новым местом жительства. Учитывая то, что человек обладает огромными внутренними ресурсами для саморазвития и самоактуализации, а доступ к ресурсам создается при определенных благоприятных условиях, необходимо ставить вопрос об оптимизации условий для самоактуализации личности ВП после переезда, которое должно осуществляться не стихийно, а целенаправленно, с учетом психологических и акмеологических закономерностей.
На основе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Подлинная самоактуализация предполагает создание благоприятных социальных условий в начальный период после переезда для поддержания стремления к самоосуществлению, актуализации того, что содержится в качестве потенций у людей, меняющих место жительства.
2. Выявлены особенности в способности самоактуализации в разных группах мигрантов. Отмечается тенденция к снижению самоактуализации людей зрелого возраста в ситуации вынужденной и добровольной смены места жительства.
3. Низкий уровень самоактуализации ВП по многим шкалам не говорит об изначальном отсутствии стремления к самоосуществлению и тенденции актуализировать то, что содержится в качестве потенций. Ситуация вынужденного переселения в некоторой степени блокирует стремление к саморазвитию и самоактуализации в начальный период вхождения в среду.
4. На современном этапе развития общества встает необходимость в разработке специальной программы, направленной на раскрытие и актуализацию потенций ВП после переезда [9]. Усиление стремления к самоактуализации может обеспечить конструктивность преобразований в
сознании ВП в постмиграционный период, способствовать полному выявлению и развитию личностных возможностей.
Литература
1. Брушлинский, А.В. Проблема субъекта в психологии / А.В. Брушлинский // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л.В. Куликов. - СПб. : Питер, 2000. - С. 230-236.
2. Зинченко, В.П. Человек развивающийся : очерки российской
психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. - М., 1994. - 368 с.
3. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. - пер. с англ. -СПб. : Евразия, 1999. - 478 с.
4. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию : становление человека / К. Роджерс. - пер. с англ. - М. : МГУ, 1994. - 416 с.
5. Э. Фромм. Человек для самого себя. Пер. с англ. Э. Спировой. — М.: АСТ: АСТ Москва, 2008. — 352 с.
6. Самоактуализационный тест : учеб. пособие / под ред.
М.И. Черкасской. - М., 1995. - С. 43.
7. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Смысл, 1990.
8. Франкл, В. Доктор и душа / В. Франкл. - СПб. : Ювента, 1997. - С. 242279.
9. Султанова, Н.Д. Разработка основных принципов и структуры программы социально-психологической адаптации вынужденных переселенцев в Республике Татарстан / Н.Д. Султанова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2009. - Т. 11. - № 4 (30). - С.146-152.
Рецензент:
Сулейманов Р.Ф., доктор психологических наук, профессор