УДК 159.9
ПАРАМЕТРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
Елена А. Панасенко1'2 @1, Ирина С. Морозова1' @
1 Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6
2 Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет), Россия, 650056, г. Кемерово, б-р Строителей, 47
@1 [email protected] @ [email protected]
Поступила в редакцию 29.01.2016. Принята к печати 14.04.2016.
Ключевые слова: механизмы психологической защиты личности, студенты первого курса, личностные особенности, самоактуализация, личностный потенциал.
Аннотация: В статье рассматривается проблема взаимосвязи параметров психологических защит и личностных особенностей студентов. Выявлено, что если личность при разрешении трудных жизненных ситуаций прибегает к использованию таких защитных механизмов, как вытеснение, регрессия, компенсация, замещение или реактивное образование, это приводит к уменьшению гибкости поведения, отказу принимать себя таким, какой есть, увеличивает зависимость от мнения окружающих, препятствует адекватному восприятию времени. Определены доминирующие механизмы психологической защиты среди студентов первого курса: механизм «проекции», «отрицание» и «интеллектуализация». Доказано, что для самоактуализирующейся личности характерны изменения своего поведения в соответствии с ситуацией, естественное проявление эмоций и чувств, обращение за поддержкой к окружающим.
Для цитирования: Панасенко Е. А., Морозова И. С. Параметры психологических защит студентов первого курса во взаимосвязи с личностными особенностями // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 4. С. 176 - 180. DOI: 10.21603/2078-8975-2016-4-176-180
Система современного российского высшего образования претерпевает изменения в связи с реформированием всей образовательной структуры. В процессе этих изменений возникает необходимость учитывать существующие тенденции всего современного мира, в том числе и интенсивность протекания всех экономических, социальных и политических процессов. Ведь задача каждого образовательного учреждения заключается в обеспечении условий для подготовки компетентного специалиста, который в будущем эффективно решит необходимые производственные или иные трудовые задачи. В данной ситуации немаловажное значение приобретает и личностное становление студента.
Обучаясь на первом курсе вуза, студент уже имеет некоторые сформированные в рамках общего или среднего профессионального образования не только определенные понятия и представления об окружающем мире, но и жизненные цели, установки и принципы, руководствуясь которыми молодой человек и выбирает соответствующую его взглядам профессию, а также направление подготовки. В дальнейшем личностные структуры претерпевают изменение, и на данный процесс оказывает влияние среда, сформированная в рамках вуза, в том числе сам процесс подготовки будущего специалиста, учебный график, ближайшее окружение и т. д. При этом психика студента-первокурсника (большинство относятся к возрастной категории 17 - 19 лет) достаточно пластична, что позволяет воздействовать не только на объем знаний по конкретной специальности, но и формировать лично-
стные характеристики. Значимым понятием в этой связи становится понятие «самоактуализации».
Концепция самоактуализирующейся личности возникла в психологии в XX веке в рамках гуманистического направления. Впервые термин «самоактуализация» встречается в трудах Абрахама Маслоу, где автор пытается уточнить его понимание как «стремление к самоосуществлению, точнее, тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенций. Эту тенденцию можно назвать стремлением человека стать все более и более тем, кем он способен стать» [4].
Но определение самоактуализации по-прежнему не однозначно. В психологических и философских работах по настоящее время ведутся дискуссии по поводу определения содержания данного понятия. Здесь сталкиваются понимание самоактуализации как глубоко внутреннего процесса (А. Маслоу [4]) в противоположность внешнему проявлению в деятельности (Е. Е. Вахромов [2]), акцентируется внимание на статических характеристиках или процессных аспектах самоактуализации (Э. П. Бак-шеева [1]), уделяется внимание семантическому различению сходных понятий (Е. В. Селезнева [8]), проводится комплексный анализ понятия с точки зрения философии образования (Н. В. Овчаренко [7]) т. д.
Мы считаем важным подчеркнуть, что процесс самоактуализации обеспечивает становление таких личностных характеристик (в том числе ценностных, временных, творческих и т. д.), которые позволяют не просто загадывать будущие пути развития, но и соотносить их в на-
стоящем времени в контексте жизненного пространства с тем, чего уже добился человек и чем он будет обладать в ближайшей перспективе. Все это в совокупности позволит не просто совершить ряд определенных действий, требуемых системой, в которую попадает человек, но и определяет возможность человека в полной мере проявить собственный внутренний потенциал [5].
Исследование показателей самоактуализации проводилось среди студентов первого курса Кемеровского технологического института пищевой промышленности (КемТИПП). Общее число студентов в исследовании -109 человек. В качестве методики для изучения показателей самоактуализации использовался опросник личностных ориентаций Э. Шострома (Personal Orientation Inventory, E. Shostrom), созданный в 1963 г. Данная диагностическая методика была адаптирована в МГУ (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, М. В. Загика, М. В. Кроз) и получила название «Самоактуализационный тест» (CAT) [3]. Опросник включает в себя 126 пунктов, каждый из которых предполагает выбор одного суждения из пары представленных. В результате выявляются 2 базовые и двенадцать дополнительных шкал самоактуализации.
Базовые шкалы включают в себя следующие:
1. Шкала ориентации во времени (балл по этой шкале позволяет судить о способности человека жить в настоящем времени, то есть насколько четко личность определяет протекающую событийность, не затягивая себя как прошлыми, уже пережитыми фактами, так и будущими, еще не свершившимися, о чем могут свидетельствовать низкие баллы).
2. Шкала поддержки (определяет степень необходимости сторонней поддержки для личности. Чем выше балл, тем более независим субъект от внешних опор, сам свободен определять свое направление. Такая позиция вовсе не предполагает конфронтационного поведения личности).
Дополнительные шкалы, позволяющие более глубоко охарактеризовать личностные особенности, обеспечи-
вающие самоактуализацию личности, разделены на шесть блоков.
Блок ценностей:
- шкала ценностной ориентации (позволяет судить о степени соответствия ценностей данной личности с ценностями самоактуализирующейся личности);
- шкала гибкости поведения (насколько пластично поведение человека для адаптации к меняющимся условиям для реализации своих целей).
Блок чувств:
- шкала сензитивности (анализ чувств, в том числе с позиции потребностей личности);
- шкала спонтанности (определяет выражение чувств, способность вести себя непосредственно).
Блок самовосприятия:
- шкала самоуважения (определяет человека с позиции оценки самого себя и умения уважать себя);
- шкала самопринятия (отражает степень принятия личностью себя как таковой).
Блок концепции человека:
- шкала представлений о природе человека (склонность в целом воспринимать природу человека, чем выше балл по данной шкале, тем человек более склонен к положительной оценке);
- шкала синергии (способность человека к целостному восприятию всего мира и людей в нем).
Блок межличностной чувствительности:
- шкала принятия агрессии (принятие своего раздражения и агрессии как части себя);
- шкала контактности (способность человека к налаживанию глубоких связей с другими людьми).
Блок отношения к познанию:
- шкала познавательных потребностей (показывает стремление к познанию, приобретению нового знания);
- шкала креативности (творческая направленность личности).
Полученные данные по методике САТ выявили личностные особенности студентов-первокурсников Кем-ТИПП (таблица 1).
Шкала Среднее значение Максимальные значения
(студенты первого курса) по методике САТ
Ориентация во времени 7,4 17
Поддержка 46 91
Ценностная ориентация 11,6 20
Гибкость поведения 12 24
Сензитивность 6,3 13
Спонтанность 6,9 14
Самоуважение 8,7 15
Самопринятие 10,1 21
Представления о природе человека 5,4 10
Синергия 3,9 7
Принятие агрессии 7,8 16
Контактность 9,3 20
Познавательные потребности 4,9 11
Креативность 6,7 14
Таблица 1. Результаты исследования студентов первого курса по методике САТ
Table 1. Results of the examination of first-year students by the Self-Actualisation Test (SAT) procedure
Согласно полученным данным, студенты первого курса по всем шкалам имеют средний уровень показателей. Несколько ниже среднего - «ориентация во времени» (7,4 из 17), «познавательная потребность» (4,9 из 11). На уровне выше средних показателей представлены параметры «ценностная ориентация» (11,6 из 20), «самоуважение» (8,7 из 15). Результаты показывают достаточно высокий уровень самоактуализации, оценки себя, своего творческого потенциала. Студенты-первокурсники, только поступившие в высшее учебное заведение, имеют высокую степень оценки реализации своих возможностей. Им пока не достает более четкой ориентации во времени, что, возможно, связано с быстропротекающими событиями в данный возрастной период (окончание школы/техникума, поступление в вуз, приобретение новых знакомств и др.). А также снижена познавательная потребность, что, вероятно, связано с усталостью от эмоционально и психологически тяжелого процесса подготовки к поступлению в вуз. Отмечаем, что шкала «ценностная ориентация», то есть в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности, выше среднего показателя. Это дает широкие перспективы для дальнейшего становления личности студента-первокурсника, что подкрепляется высоким показателем по шкале «самоуважение».
В процессе становления личность не только переживает положительные аспекты учебной и иной деятельности, а также преодолевает ряд трудностей, которые в свою очередь влияют и на определение личностных особенностей, отвечающих за самоактуализацию. При этом в процессе преодоления трудностей используются различные сознательные и бессознательные стратегии поведения. Одним из таких механизмов являются механизмы психологической защиты личности [6].
Механизм психологической защиты «отрицание» прямо коррелирует со шкалами САТ: сензитивность (г = 0,21), самоуважение (г = 0,22), представление о природе человека (г = 0,22); и обратно коррелирует со шкалой контактности (г = -0,2). Чем более выражено отрица-
Среди испытуемых студентов было также проведено исследование психологических защит личности (таблица 2).
Таблица 2. Механизмы психологической защиты студентов 1 курса
Table 2. Mechanisms of psychological defence demonstrated by the first-year students
Механизмы психологи- Количество баллов
ческой защиты (студенты 1 курс)
Отрицание 6,1
Вытеснение 3,9
Регрессия 5,6
Компенсация 4,4
Проекция 8,8
Замещение 4,4
Интеллектуализация 6,0
Реактивное образование 4,0
Согласно полученным данным, наиболее выраженным механизмом психологической защиты среди студентов первого курса выступает механизм проекции (8,8 баллов). Менее выраженными являются такие механизмы, как «отрицание» и «интеллектуализация» (6,1 и 6,0 баллов соответственно). Далее в порядке уменьшения выраженности следуют механизмы регрессии (5,6 баллов), компенсации и замещения (4,4 балла). Наименее выраженными являются «реактивное образование» (4,0 балла) и вытеснение (3,9 балла).
Механизмы психологической защиты личности, используемые в процессе преодоления жизненных ситуаций студентами, бессознательно взаимосвязаны с личностными особенностями, в том числе и в процессе самоактуализации (таблица 3).
ние, тем выше сензитивность, самоуважение, представление о природе человека и ниже контактность студента. Таким образом, когда студент отказывается от своих чувств, прежде всего негативных, он лучше анализирует ситуацию и все с ним происходящее, лучше способен
Таблица 3. Значимые корреляционные связи между шкалами САТ и механизмами психологической защиты Table 3. Important correlation relationships between the SAT scale and the self-defence mechanisms
Механизмы психологической защиты
Шкалы САТ отрица- вытесне- регрессия компен- проек- замеще- реактивное
ние ние сация ция ние образование
Ориентация во времени 0,18 -0,14 -0,35 -0,34 -0,04 -0,19 0,09
Поддержка 0,02 -0,00 -0,29 -0,30 -0,13 -0,03 -0,22
Ценностная ориентация 0,19 -0,17 -0,27 -0,14 -0,10 -0,15 0,03
Гибкость поведения -0,08 0,02 -0,28 -0,33 -0,28 -0,12 -0,33
Сензитивность 0,21 -0,02 -0,02 -0,11 0,12 0,06 -0,07
Спонтанность -0,07 -0,02 -0,14 -0,27 -0,13 -0,05 -0,37
Самоуважение 0,22 -0,12 -0,38 -0,18 -0,18 -0,30 -0,08
Самопринятие -0,10 0,14 -0,22 -0,32 -0,14 -0,00 -0,25
Представление о природе человека 0,22 -0,21 -0,25 -0,02 -0,02 -0,17 0,14
Синергия -0,03 0,04 -0,21 -0,16 -0,03 -0,02 -0,05
Принятие агрессии -0,02 0,13 -0,11 -0,20 0,04 0,18 -0,01
Контактность -0,20 0,07 -0,14 -0,14 -0,06 0,10 -0,14
проанализировать и свои потребности, которые тесно взаимосвязаны с чувствами, в связи с чем повышается самоуважение к себе, при этом оценка окружающих более позитивная, акцентируется внимание на положительных сторонах. Но при этом утрачивается способность к установлению более близких отношений, по принципу -«все люди хороши на расстоянии».
Механизм вытеснения связан только со шкалой «представление о природе человека» (г = -0,21). Чем более выражен этот механизм, тем ниже шкала «представление о природе человека». Попытка забыть, вытеснить неприемлемые мысли или события приводит личность и к неспособности адекватно оценить аналогичные события в жизни других людей, что и приводит к более низкой оценке природы человека.
Механизм защиты «регрессия» обратно коррелирует со шкалами: ориентации во времени (г = -0,35), поддержки (г = -0,29), ценностной ориентации (г = -0,27), гибкости поведения (г = -0,28), самоуважения (г = -0,38), самопринятия (г = -0,22), представления о природе человека (г = -0,25) и синергии (г = -0,21). Чем менее выражен у испытуемого этот механизм защиты, тем более выражены у него перечисленные шкалы. Следовательно, чем реже личность обращается к простым формам реакции (например, обидеться, уйти, не разговаривать и т. п.), тем более высокий уровень самоактуализации проявляет в процессе жизнедеятельности.
«Компенсация» обратно коррелирует с ориентацией во времени (г = -0,34), поддержкой (г = -0,3), гибкостью поведения (г = -0,33), спонтанностью (г = -0,27), самопринятием (г = -0,32) и принятием агрессии (г = -0,2). Чем выше у студента ориентация во времени, поддержка, гибкость поведения, спонтанность, самопринятие и принятие агрессии, тем менее выражен у него механизм психологической защиты «компенсация». Таким образом, чем меньше человек стремится найти замену недостающим явлениям в своей жизнедеятельности, тем лучше личность оценивает свои шансы на реализацию возможностей благодаря принятию себя «как есть», независимости своей позиции, большей гибкости поведения, более адекватной оценки настоящего.
Механизм защиты «проекция» обратно коррелирует с гибкостью поведения (г = -0,28). Чем более выражена проекция, тем ниже гибкость поведения. Вместо того чтобы изменить свое поведение, человек просто приписывает негативные явления другим людям.
Замещение обратно коррелирует с самоуважением (г = -0,3). Чем более выражена шкала самоуважения, тем реже используется данная защита, то есть личность, уважающая себя, понимает, что в ней присутствуют как положительные, так и негативные черты, принимая себя такой, какая есть, не пытаясь выместить на другом.
Реактивное образование обратно коррелирует со шкалами поддержки (г = -0,22), гибкости поведения (г = -0,33), спонтанности (г = -0,37), самопринятия (г = -0,25). Чем менее выражен этот механизм защиты, тем более выражены поддержка, гибкость поведения, спонтанность, самопринятие. Для самоактуализирующейся личности характерно не подавление неприемлемых мыслей с созданием противоположных, а изменение своего поведения в соответствии с ситуацией, естественное проявление эмоций и чувств, обращение за поддержкой к окружающим.
Обобщая результаты проведенного исследования, можем отметить тесную взаимосвязь используемых механизмов психологической защиты с личностными особенностями. При обучении студента в вузе возможно учитывать взаимовлияние этих параметров с целью преодоления неосознаваемых психологических защит, которые создают препятствия на пути самоактуализации личности, блокируя такие важные характеристики, как «принятие себя», «принятие других», «адекватная оценка ситуации» и др. Не имея возможности напрямую воздействовать на бессознательные защитные механизмы, мы способны регулировать среду с целью изменения показателей, входящих в процесс самоактуализации, это в свою очередь позволит преодолеть принятие неконструктивных методов преодоления трудных ситуаций, что будет способствовать становлению самоактуализирующейся личности, проявляющей себя в соответствии со своими потребностями и возможностями.
Литература
1. Бакшеева Э. П. Опыт реализации педагогической поддержки самоактуализации студентов в условиях педвуза // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2010. № 1. С. 39 - 44.
2. Вахромов Е. Е. Вершины жизни и пути их достижения. Самоактуализация, акме и жизненный путь человека // Прикладная психология. 2001. № 4. С. 18 - 23.
3. Гозман Л. Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. М.: Рос. пед. агентство, 1995. 43 с.
4. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2010. 352 с.
5. Морозова И. С., Киенко Е. В. Структурные компоненты самореализации личности // Вектор науки Тольяттин-ского государственного университета. (Серия: Педагогика, психология). 2011. № 3. С. 207 - 210.
6. Морозова И. С., Панасенко Е. А. Взаимосвязь механизмов психологических защит с копинг-стратегиями у студентов-первокурсников // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 345 - 349.
7. Овчаренко Н. В. Сравнительный анализ понятий «самореализация» и «самоактуализация» как составляющих категориального аппарата философии образования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 3-3(53). С. 141 - 144.
8. Селезнева Е. В. Самоактуализация как интегративная личностная компетентность // Мир психологии. 2011. № 1. С. 179 - 192.
THE PARAMETERS OF PSYCHOLOGICAL DEFENSE OF FIRST-YEAR STUDENTS IN CORRELATION TO THEIR PERSONAL CHARACTERISTICS
Elena A. Panasenko1,2 m, Irina S. Morozova1 @2
1 Kemerovo State University, 6, Krasnaya street, Kemerovo, Russia, 650000
2 Kemerovo Technological Institute of Food Industry (University), 47, Stroitelei, Kemerovo, Russia, 650056 @1 [email protected]
Received 29.01.2016. Accepted 14.04.2016.
Keywords: mechanisms of psychological defense, first-year students, personal characteristics, self-actualization, personal potential.
Abstract: The article features the problem of correlation between the parameters of psychological defenses and personality characteristics of students. It was found that if the person, when resolving difficult life situations, has resorted to the use of defense mechanisms, such as repression, regression, compensation, substitution or jet formation, this leads to a decrease of flexibility of behavior and refusal to accept themselves as is, an increase of the dependence on the opinion of others, and prevents adequate perception of time. The article defines the dominant mechanisms of psychological defenses among first-year students, such as the mechanism of "projection", "denial" and "intellectualization ". It is proved that self-actualized individuals change their behavior in accordance with the situation and demonstrate a natural expression of emotions and feelings, asking others for support.
For citation: Panasenko E. A., Morozova I. S. Parametry psikhologicheskikh zashchit studentov pervogo kursa vo vzaimosviazi s lichnostnymi osobennostiami [The parameters of psychological defense of first-year students in correlation to their personal characteristics]. VestnikKemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University, 2016; (4): 176 - 180. (In Russ.) DOI: 10.21603/2078-8975-2016-4-176-180.
References
1. Baksheeva E. P. "Opyt realizatsii pedagogicheskoi podderzhki samoaktualizatsii studentov v usloviiakh pedvuza" [The experience of realizing pedagogical support to students' self-actualisation at a higher education establishment]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of Surgut State Teachers Training University, no. 1 (2010): 39 - 44.
2. Vakhromov E. E. "Vershiny zhizni i puti ikh dostizheniia. Samoaktualizatsiia, akme i zhiznennyi put' cheloveka" [The top life and ways to achieve them. Self-actualization, and the Acme and the life path]. Prikladnaiapsikhologiia ipsikhoanaliz = Applied psychology and psychoanalysis, no. 4 (2001): 18 - 23.
3. Gozman L. Ia., Kroz M. V., Latinskaia M. V. Samoaktualizatsionnyi test [Test of self-actualisation]. Moscow: Ros. ped. agentstvo, 1995, 43.
4. Maslow A. Motivatsiia i lichnost' [Motivation and personality]. Saint-Petersburg: Piter, 2010, 352.
5. Morozova I. S., Kienko E. V. "Strukturnye komponenty samorealizatsii lichnosti" [Structural components personal fulfillment]. Vektor nauki Tol'iattinskogo gosudarstvennogo universiteta. (Seriia: Pedagogika, psikhologiia) = Vector of science of Togliatti State University (Series: Pedagogics, psychology), no. 3 (2011): 207 - 210.
6. Morozova I. S., Panasenko E. A. "Vzaimosviaz' mekhanizmov psikhologicheskikh zashchit s koping-strategiiami u studentov-pervokursnikov" [Correlation of psychological defense mechanisms with coping strategies of first-year students]. Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia = Theory and practice of social development, no. 18 (2015): 345 - 349.
7. Ovcharenko N. V. "Sravnitel'nyi analiz poniatii «samorealizatsiia» i «samoaktualizatsiia» kak sostavliaiushchikh kategorial'nogo apparata filosofii obrazovaniia" [Comparative analysis of conceptions "self-realization" and "self-actualization" as elements of categorial apparatus of philosophy of education]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki = Historical, philosophical, political and law sciences, culturology and study of art. Issues of theory and practice, no. 3-3(53) (2015): 141 - 144.
8. Selezneva E. V. "Samoaktualizatsiia kak integrativnaia lichnostnaia kompetentnost'" [Self actualization as an integrative personal competence]. Mir psikhologii = The world of psychology, no. 1 (2011): 179 - 192.