ЛИЧНОСТНАЯ УВЕРЕННОСТЬ И УРОВЕНЬ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И.А. Новикова, Г.Н. Замалдинова
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования уверенности как системно-функциональной черты личности (по А.И. Крупнову) в соотношении с уровнем самоактуализации сотрудников коммерческих организаций.
Ключевые слова: уверенность личности, самоактуализация, самореализация, системно-функциональный подход.
В настоящее время на фоне развивающегося в стране и в мире экономического кризиса становятся все более актуальными исследования личностных особенностей сотрудников коммерческих организаций, так как их результаты позволяют не только наиболее эффективно использовать человеческий потенциал в интересах организаций, но и способствовать профессиональной самореализации и самоактуализации личности. Проблема самоактуализации личности долгое время изучалась в психологии прежде всего на философско-теоретическом уровне (К. Гольдштейн, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). В последние годы в нашей стране растет число эмпирических исследований самоактуализации, в том числе выполненных на выборках представителей различных профессиональных групп. Так, в исследовании И.А. Акиндиновой было показано, что для представителей так называемых престижных профессий (юристов, экономистов и маркетологов) в целом характерен более высокий уровень самоактуализации, чем для представителей непрестижных профессий — инженеров и сотрудников библиотек [1]. Е.Е. Вахромов, отвечая на вопрос о том, возможна ли самоактуализация специалиста, менеджера в производственной деятельности, утверждает, что такая возможность в профессиональной среде в принципе существует [4]. Но реализовать ее непросто, так как работа в среднем и крупном бизнесе «требует, как правило, частичного или почти полного отказа человека от своего индивидуального Я в пользу коллективного Я в интересах получения группой положительного результата, который во все большей степени понимается как продажа вещественного результата деятельности на рынке» [4. С. 148]. На наш взгляд, в такой ситуации уровень самореализации профессионала может быть связан с развитием у него определенных личностных черт, таких как уверенность, инициативность, настойчивость. Для проверки данного предположения нами было проведено эмпирическое исследование соотношения личностной уверенности и уровня самоактуализации сотрудников коммерческих организаций.
Исследование проводилось на основе системно-функционального подхода к изучению свойств личности, разработанного А.И. Крупновым [5]. В рамках дан-
ного подхода каждая черта личности понимается как целостное образование, система мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик [5]. Изучение уверенности в русле системно-функционального подхода началось относительно недавно: М.А. Селиверстова провела сравнительный анализ уверенности старших школьников и студентов [8], З.В. Бойко выявила этнопсихологические особенности уверенности у российских, китайских, африканских и эквадорских студентов [3]. Представляются актуальными дальнейшие исследования уверенности как на других возрастных и профессиональных выборках, так и в соотношении с различными личностными параметрами, в частности, самоактуализацией. На основе системно-функционального подхода в соотношении с самоактуализацией А.Ю. Польской была исследована такая черта, как инициативность [7]. При сравнении выраженности переменных инициативности в группах студентов с высоким и низким уровнем самоактуализации значимые различия были обнаружены в динамическом, эмоциональном, регуляторном и продуктивном компонентах. Студенты с более высоким уровнем самоактуализации характеризуются легкостью, непринужденностью и частотой проявления инициативности, склонностью проявлять ее даже в неблагоприятных условиях, внутренней потребностью сделать что-то новое. Они получают удовлетворение от самого процесса проявления инициативы, считают, что реализация инициативности зависит только от их возможностей. Студенты с низким уровнем самоактуализации предпочитают не выходить за рамки заданных инструкций и предписаний, не проявлять инициативы в ситуациях неопределенности, они считают, что инициативу можно проявлять только при наличии соответствующих условий [7]. Отметим, что большинство значимых различий между студентами с разным уровнем самоактуализации было получено в инструментально-стилевой, а не в мотивационно-смысловой подсистеме инициативности.
В нашем эмпирическом исследовании приняли участие 102 человека — сотрудники четырех различных коммерческих организаций г. Москвы: 39 мужчин и 63 женщины, возраст исследуемых от 20 до 56 лет (средний возраст 32 года). Для диагностики уверенности нами использовалась методика А.И. Крупнова «Бланковый тест „Уверенность“», который включает 8 бланков в соответствии с восьмикомпонентной моделью строения личностных свойств [6]. Для исследования самоактуализации как сложного, комплексного качества личности использовался тест Самоактуализационный тест (САТ) [2]. CAT состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. CAT измеряет самоактуализацию по двум базовым шкалам («компетентности во времени» и «поддержки») и 12 дополнительным шкалам, каждая из которых соответствует определенному свойству самоактуализирующейся личности. Дополнительные шкалы разбиты на шесть блоков: 1) ценностей (шкалы «ценностных ориентаций» и «гибкости»), 2) чувств (шкалы «сензитивности» и «спонтанности»), 3) самовосприятия (шкалы «самоуважения» и «самопринятия»), 4) концепции человека (шкалы «представления о природе человека» и «синергии»), 5) межличностной чувствительности (шкалы «принятия агрессии» и «контактно-
сти»), 6) отношения к познанию (шкалы «познавательных потребностей» и «креативности»). С целью выявления связей исследуемых параметров использовались корреляционный и факторный анализ.
На первом этапе обработки данных были установлены гораздо больше значимых корреляций со шкалами теста САТ переменных инструментально-динамического блока уверенности (40 корреляций из 112 возможных), чем переменных мотивационно-смыслового блока уверенности (10 корреляций). Это соответствует тенденциям, полученным при исследовании связей самоактуализации и инициативности [7].
Рассмотрим наиболее тесные из полученных связей.
В инструментально-динамической подсистеме уверенности наибольшее количество значимых корреляций с показателями самоактуализации у переменных «операциональные трудности» и «личностные трудности». Обе переменные трудностей имеют отрицательные корреляции со следующими шкалами САТ: «компетентность во времени», «поддержка», «ценностные ориентации», «гибкость поведения», «самоуважение», «контактность» и «креативность». Операциональные трудности отрицательно коррелируют со шкалами «гибкость поведения», «синергия» и «спонтанность», а личностные трудности — со шкалами «познавательные потребности» и «представления о природе человека». Полученные корреляции вполне закономерны, содержательно они означают, что испытуемые с более высоким уровнем самоактуализации испытывают гораздо меньше трудностей при реализации уверенного поведения.
Значимые отрицательные корреляции существуют между астеничностью уверенности и следующими шкалами САТ: «компетентность во времени», «поддержка», «гибкость поведения», «самоуважение», «самопринятие», «принятие агрессии» и «контактность». Следовательно, для более самоактуализирующихся субъектов, которые готовы жить настоящим, независимы от влияний извне, уважают и принимают себя такими, какие они есть, быстро реагируют на новые возникающие ситуации, готовы к новым контактам с окружающими его людьми, не характерны тревожность и другие негативные эмоции при проявлении уверенности. Отрицательные связи стеничности уверенности со шкалами «самоуважение» и «контактность» свидетельствуют о том, что испытуемые с более высоким уровнем самоуважения и готовности к новым контактам не всегда испытывают положительные эмоции, проявляя уверенность. На наш взгляд, в совокупности эти факты говорят о том, испытуемые с более высоким уровнем самоактуализации при проявлении уверенности в меньшей степени проявляют эмоциональные реакции, особенно отрицательные.
Значимые положительные корреляции были получены между интерналь-ностью уверенности и следующими шкалами САТ: «компетентность во времени», «поддержка», «ценностные ориентации», «гибкость поведения», «сензитивность к себе», «самоуважение», «самопринятие». Людям, имеющим высокие показатели по базовым шкалам, блокам чувств, самовосприятия и ценностей, свойственен внутренней локус контроля, т.е. их уверенное поведение в меньшей степени зависит от внешних обстоятельств. Об этом же свидетельствует и существование отрицательной корреляция между экстернальностью и шкалой «синергия», т.е.
чем больше человек способен к целостному восприятию мира и людей, тем меньше его уверенность зависит от внешних обстоятельств. В целом, выявленные связи переменных регуляторного компонента уверенности и параметров самоактуализации, подтверждают, что внутренний локус контроля является одной из характеристик самоактуализирующейся личности [2].
Положительные связи энергичности уверенности со шкалами «спонтанность», «контактность» и «креативность» означают, что более контактные, творческие, способные к спонтанному выражению чувств испытуемые достаточно часто и непринужденно проявляют уверенность. В то же время положительные связи аэнер-гичности уверенности со шкалами «сензитивность» и «спонтанность» свидетельствуют о том, что более чувствительным и спонтанным испытуемым не всегда свойственны внешние, поведенческие проявления уверенности.
В мотивационно-смысловом блоке уверенности наибольшее количество корреляций можно отметить между шкалой «контактность» и переменными уверенности общественно значимых цели, социоцентричности, эгоцентричности, осмысленности (все связи отрицальные). Это означает, что для более контактных испытуемых в меньшей степени свойственны мотивационно-смысловые проявления уверенности.
В целом, по результатам корреляционного анализа наиболее тесно с переменными уверенности связаны такие шкалы самоактуализации, как «контактность» (9 корреляций), «самоуважение» (6 корреляций); базовые шкалы «компетентность во времени» и «поддержка» имеют по 4 корреляции только с переменными инструментально-стилевого блока.
На втором этапе обработки данных для уточнения и систематизации данных корреляционного анализа был проведен совместный факторный анализ переменных уверенности и шкал САТ, в результате которого после вращения выделились четыре фактора.
В первый фактор вошли только шкалы теста САТ: «поддержка», «ценности», «сензитивность», «спонтанность», «принятие агрессии», «контактность», «креативность». Данный фактор интерпретируется как фактор самоактуализации. Он свидетельствует о связанности между собой отдельных показателей самоактуализации, что вполне закономерно и определяется структурой методики. Более согласована с частными шкалами только одна из базовых шкал — шкала «поддержка», которая измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия из вне (внутренний локус контроля).
Во второй фактор вошли только переменные уверенности: общественно и личностно значимые цели, социоцентричность, эгоцентричность, предметность, субъектность и стеничность — фактор уверенности. Содержательно данный фактор свидетельствует о тесной связанности мотивационно-смысловых переменных уверенности с переменной стеничности, что в очередной раз подтверждает важную роль эмоционального компонента в структуре уверенности, выявленную и другими авторами [3; 8].
В третий фактор вошли переменные когнитивного компонента уверенности осмысленности и осведомленности (с положительными факторными весами) и две шкалы теста САТ «представления о природе человека» и «синергия» (с отрица-
тельными факторными весами), входящие в блок концепции человека. С одной стороны, то, что в один фактор вошли переменные когнитивного компонента уверенности и шкалы САТ, которые также можно назвать когнитивными, свидетельствует о связанности именно когнитивных параметров уверенности и самоактуализации. С другой стороны, характер этих связей весьма неоднозначен. Испытуемые с более позитивными, целостными представлениями о природе человека и о мире в целом не склонны считать уверенность врожденным, неизменным, передающимся по наследству качеством, но в то же время не считают уверенность активным волевым качеством, которое можно развивать и совершенствовать в течение жизни. Возможно, здесь как раз и проявилась такая черта самоактуа-лизирующейся личности, как синергия — способность к пониманию связанности противоположностей. Таким образом, можно интерпретировать данный фактор как фактор когнитивной синергии.
Наконец в четвертый фактор вошли две переменные уверенности — операциональные и личностные трудности (с отрицательными факторными весами) и показатели четырех шкал САТ с положительными весами — «компетентность во времени» и «поддержка» (базовые шкалы самоактуализации), «самоуважение» и «самопознание» (шкалы блока самовосприятия). На наш взгляд, именно этот фактор отражает тесную связанность в проявлениях уверенности и самоактуализации личности и свидетельствует о том, что субъекты с более высокими, в целом, показателями самоактуализации практически не испытывают трудностей в реализации уверенного поведения. Данный фактор можно назвать фактором уверенной самоактуализации.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Существует связь между уровнем самоактуализации и параметрами личностной уверенности сотрудников коммерческих организаций. Наиболее тесно основные показатели самоактуализации связаны с переменными инструментально-динамического блока уверенности (отрицательные связи с операциональными и личностными трудностями).
2. Полученные в исследовании результаты можно использовать в ходе психокоррекционной работы. Реализация программ по комплексной диагностике и коррекции уверенности, преодолению трудностей, препятствующих уверенному поведению, будет создавать возможности для самоактуализации и самореализации личности в профессиональной деятельности.
3. Перспективами данного исследования является выявление индивидуально-типических особенностей соотношения уверенности и самоактуализации сотрудников коммерческих организаций с показателями их профессиональной эффективности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Акиндинова И.А. Особенности самоактуализации личности в профессиях различного уровня социального престижа: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — СПб., 2000.
[2] Алешина Е.Ю., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М., Кроз М.В. Измерение уровня самоактуализации личности. — М., 1987.
[3] Бойко З.В. Этнопсихологические особенности уверенности у различных групп студентов: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2009.
[4] Вахромов Е.Е. Самоактуализация и жизненный путь человека // Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы VI—VII симпозиумов ПИРАО / Под ред. А.А. Бонды-рева, В.Э. Чудновского. — Самара: Изд. «Н.Т.У.»; М.: ПИРАО, 2002. — С. 147—164.
[5] Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1 (3). — С. 63—73.
[6] Крупнов А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента: Учеб. пособие. — М., 2007.
[7] Польская А.Ю. Соотношение самоактуализации и инициативности: Дисс. ... канд. пси-хол. наук. — М., 2005.
[8] Селиверстова М.А. Сравнительная характеристика уверенности старших школьников и студентов: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2007.
SELF-CONFIDENCE OF PERSONALITY AND THE LEVEL OF SELF-ACTUALIZATION OF THE EMPLOYEES OF COMMERCIAL ORGANIZATIONS
I.A. Novikova, G.N. Zamaldinova
The Chair of Social and Differential Psychology Russian Peoples’ Friendship University
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article is devoted to the analysis of the results of empirical research of self-confidence as a system-functional feature of the personality (according to A.I. Krupnov) in correlation with the level of self-actualization of the employees of commercial organizations.
Key words: self-confidence of the personality, self-actualization, self-realization, the system-functional approach.