Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7, №2. С. 115-123.
Резюме
В статье рассматриваются особенности самоактуализации работающих людей зрелого возраста, находящихся в ситуации эмоционального неблагополучия и в состоянии хронического утомления. Актуальность исследования данной проблемы определяется важностью этого процесса в профессиональном и личностном становлении человека. В статье приводятся данные проведенного автором лонгитюдного исследования связи эмоционального неблагополучия (высокого уровня тревожности) и хронического утомления с самоактуализацией работающих людей зрелого возраста.
Ключевые слова: самоактуализация, ситуативная тревожность, личностная тревожность, хроническое утомление
ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ПРИ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ И ХРОНИЧЕСКОМ УТОМЛЕНИИ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ
О.А. ИДОБАЕВА
Современная жизнь выстраивает значительное количество препятствий на пути самореализации и самоактуализации человека. Эти препятствия имеют как внутренний, так и внешний характер. И в том, и в другом случае это приводит к напряжению адаптационных возможностей человека, появлению эмоционального неблагополучия, тревожности, изменению функционального
состояния человека. Степень развития хронического утомления является важным опосредующим фактором, обусловливающим особенности актуального функционального состояния. Общая астенизация организма связана с истощением адаптационных ресурсов, что существенно ограничивает возможности человека адекватно реагировать на профессиональные нагрузки и приводит
к необходимости актуализировать в деятельности резервные ресурсы, что усугубляет эффекты перенапряжения и истощения.
При хроническом утомлении наблюдается повышенный уровень усталости и тревожности, что приводит к значительным изменениям в восприятии окружающего мира и самого себя. Это может повлечь за собой неадекватность деятельности индивида в значимых для него сферах жизни.
Профессиональное развитие личности неотделимо от личностного развития; в основе и того, и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности — творческой самореализации (Митина, 1997, с. 29). Чем раньше начнется направленное личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека в современном, меняющемся мире (Митина, 1997, с. 38).
Если мы говорим о профессиональном и личностном росте, то встает вопрос об «эталонной» модели личности. С этой целью педагогическая психология все чаще обращается к теориям личности экзистенциально-гуманистического направления (К. Роджерс, Ф. Перл, В. Франкл и др.).
Общая концепция самоактуализации в зарубежных исследованиях (А. Адлера, К. Гольдштейна, К. Роджерса, А. Маслоу и др.) включает
следующие положения: 1) самоактуализация свойственна полноценным, психически здоровым людям и характеризует определенный уровень их развития, а именно уровень зрелости; 2) она представляет собой врожденную, изначально свойственную человеку тенденцию к саморазвитию, отсутствие которой свидетельствует о нерешенных проблемах базовых потребностей; 3) самоактуализация проявляется в творческом самовыражении человека, источником которого является мотив к самоактуализации, а результатом — реализация психологических, социальных и духовных потребностей; 4) при самоактуализации достигается автономность, независимость внутреннего мира человека, процессов и результатов его деятельности от социальных условий жизни.
Как любой объект психологического анализа, самоактуализация представляет собой многокачественное, многомерное явление. Полноценное понимание роли и значения самоактуализации предполагает тщательный анализ взаимоотношений как целостного состояния самоактуали-зированности, так и отдельных его компонентов с рядом психологических характеристик.
Несмотря на достаточное количество работ, посвященных тревожности, хроническому утомлению и процессу самоактуализации, сохраняется много неясного в понимании связи между этими явлениями. В ответ на чувство тревоги, возникающее вследствие нарушения равновесия личности и среды, активизируются защитные реакции (как проявление психологической защиты). Это способствует преодолению конфликта
или противоречия, что в конечном итоге имеет целью восстановить утраченное или находящееся под угрозой утраты равновесие, т. е. адаптироваться. Не менее вероятно и развитие процесса по варианту дезадаптации. С теоретической и практической точек зрения, важно знать факторы, способствующие или препятствующие процессу самоактуализации.
В своем исследовании мы ставили цель проследить в динамике особенности связи эмоционального неблагополучия (тревожности) и степени напряжения адаптационных ресурсов (степень хронического утомления) с процессом самоактуализации у работающих людей зрелого возраста.
Гипотеза исследования: связь эмоционального неблагополучия (тревожности) и хронического утомления с процессом самоактуализации устойчива во времени и в основном имеет отрицательную направленность. При этом в первую очередь отрицательно связанными с показателями напряжения адаптационных ресурсов могут оказаться шкалы ценностно-смысловой сферы и творческой направленности личности. А такие шкалы самоактуализа-ционного теста, которые отражают способность к рефлексии, межличностную чувствительность и особенности реализации ценностно-смысловых установок в поведении, связи с тревожностью и хроническим утомлением иметь не будут.
В нашем исследовании, носившем лонгитюдный характер, приняли участие 68 человек. В обоих срезах (2007 и 2008 гг.) участвовали 60 человек, их результаты и были отобраны для последующего анализа. Возраст
испытуемых от 30 до 45 лет, все они работники двух московских предприятий: 39 мужчин и 21 женщина. Из них 31 человек имеют высшее образование и 29 человек — среднее специальное. Оба среза проводились в одно и то же время года — осенью (сентябрь). Данные были обработаны с помощью статистической программы SPSS Statistics 17.0. Следует отметить, что исследование проводилось по просьбе руководящего состава и некоторых работников данных предприятий, отмечающих неблагоприятный психологический климат в коллективах, низкую эффективность и продуктивность труда, высокую текучесть кадров. На первом этапе с помощью нижеперечисленных методик было выявлены: невысокий уровень самоактуализации работников обоих предприятий, высокий уровень тревожности и различные степени хронического утомления. Работники были ознакомлены с результатами исследования, с ними были проведены беседы, даны рекомендации по снижению тревожности, оптимизации функционального состояния. Руководство также было проинформировано о выявленных психологических тенденциях и ознакомлено со способами оптимизации управленческой тактики в сложившихся условиях. Через год мы провели повторный срез на той же выборке и с применением тех же методик. В беседах с работниками и управленцами было выяснено, что повысились эффективность и продуктивность труда по сравнению с предыдущим годом, снизилась текучесть кадров, но значительных изменений в психологическом климате коллектива не произошло.
Методики
1. Опросник «Степень хронического утомления» (ИХРУ) — оригинальная версия А.Б. Леоновой (Практикум по инженерной психологии и эргономике, 2003. С. 153-156). Данная методика предназначена для диагностики доклинической степени хронического утомления, которое в своих крайних формах переходит в разряд патологических состояний: астенический синдром, неврозы и т. д.
2. Шкала самооценки Ч.Д. Спил-бергера, Ю.Л. Ханина. Данный тест является надежным способом самооценки уровня реактивной (ситуативной) и личностной тревожности (Практикум по инженерной психологии и эргономике, 2003. С. 148-153).
3. Самоактуализационный тест (САТ). Авторы: Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская (Гозман, Кроз, Латинская, 1995). САТ измеряет самоактуализацию по двум базовым шкалам (Компетентность во времени, Поддержка) и 12 дополнительным (Ценностные ориентации, Гибкость поведения, Сензитивность к себе, Спонтанность, Самоуважение, Самопринятие, Представление о природе человека, Синергия, Принятие агрессии, Контактность, Познавательные потребности, Креативность).
Результаты исследования и их обсуждение
Как видно из таблицы 1, в результатах средних значений 2007 г. низкие показатели самоактуализации получены по шкалам Компетентность во времени, Ценностные ориентации, Гибкость поведения, Синер-
гия, а в результатах 2008 г. — по шкале Ценностные ориентации, Синергия. Наибольшие средние значения по результатам 2007 г. выявлены по шкалам Самопринятие, Принятие агрессии, Самоуважение, а по результатам 2008 г.- по шкалам Самопринятие, Самоуважение.
Как следует из таблицы 1, значимые изменения (выделено шрифтом) отмечаются по шкале САТ01 (Компетентность во времени) и по шкале САТ07 (Шкала самоуважения).
Как следует из таблицы 2, в 2008 г. средние значения ситуативной, личностной тревожности и хронического утомления несколько снизились по сравнению с 2007 г. Значимые изменения отмечаются в результатах ситуативной тревожности и хронического утомления. Необходимо отметить, что уровень тревожности, превышающий 45 баллов, свидетельствует о высокой тревожности, а следовательно, об эмоциональном неблагополучии. Значения индекса хронического утомления свыше 17 баллов свидетельствуют о наличии различных степеней хронического утомления.
Как следует из таблицы 3, в исследовании 2008 г. отмечается значительное снижение числа респондентов, имеющих высокий уровень тревожности и степени хронического утомления по сравнению с показателями 2007 г. (значимые различия выделены шрифтом).
Корреляционное исследование
Связи ситуативной и личностной тревожности и хронического утомления со шкалами САТ в исследовании 2007 г. носят отрицательный
Таблица 1
Сравнение средних значений шкал САТ
Переменные Средние значения ¿-критерий Стьюдента Р
2007 год 2008 год
САТ01 47 51 -2.367 0.033
САТ02 45 47 0.513 0.616
САТ03 42 45 -0.596 0.561
САТ04 43 46 -0.297 0.771
САТ05 48 45 1.281 0.221
САТ06 47 46 0.968 0.350
САТ07 46 52 -2.228 0.043
САТ08 51 53 0.580 0.571
САТ09 47 48 -0.439 0.667
САТ10 43 44 0.082 0.936
САТ11 49 48 0.229 0.822
САТ12 48 48 0.826 0.423
САТ13 47 50 -0.957 0.355
САТ14 46 46 0.113 0.912
Примечание. Здесь и далее: САТ01 — Шкала компетентности во времени; САТ02 — Шкала поддержки; САТ03 — Шкала ценностных ориентаций; САТ04 — Шкала гибкости поведения; САТ05 — Шкала сензитивности к себе; САТ06 — Шкала спонтанности; САТ07 — Шкала самоуважения; САТ08 — Шкала самопринятия; САТ09 — Шкала представлений о природе человека; САТ 10 — Шкала синергии; САТ 11 — Шкала принятия агрессии; САТ 12 — Шкала контактности; САТ13 — Шкала познавательных потребностей; САТ14 — Шкала креативности.
Таблица 2
Сравнение средних значений по методикам «Ситуативная и личностная тревожность» и «Индекс хронического утомления»
Переменные Средние значения ¿-критерий Р
2007 год 2008 год Стьюдента
Ситуативная тревожность 47.1 43.3 3.286 0.004
Личностная тревожность 47.4 44.6 1.756 0.095
Индекс хронического утомления 30.2 23.9 2.964 0.008
Таблица 3
Процент респондентов, имеющих высокий уровень тревожности и различные степени
хронического утомления
Переменные 2007 год 2008 год
Ситуативная тревожность 75% 44%
Личностная тревожность 65% 44%
Индекс хронического утомления 80% 56%
Таблица 4
Корреляции первого среза (2007 год)
Шкалы САТ Ситуативная тревожность Личностная тревожность Индекс хронического утомления
САТ01
САТ02 -0.362* -0.463** -0.573**
САТ03 -0.573** -0.731** -0.618**
САТ04
САТ05
САТ06
САТ07 -0.524** -0.646** -0.391**
САТ08
САТ09 -0.591** -0.559** -0.385**
САТ10
САТ11 -0.314* -0.400** -0.695**
САТ12
САТ13 -0.732** -0.508** -0.654**
САТ14 -0.466** -0.356*
Примечание. Здесь и далее: * р < 0.05, ** р < 0.01.
характер (таблица 4) и коррелируют со шкалами Поддержки, Ценностных ориентаций, Самоуважения, Представлений о природе человека, Принятия агрессии, Познавательных потребностей, Креативности.
В исследовании 2008 года (таблица 5) характер связей сохраняется отрицательным, причем корреляции выявлены с теми же шкалами, что и в исследовании 2007 г., кроме шкалы Познавательных потребностей.
Таблица 4
Корреляции второго среза (2007 год)
Шкалы САТ Ситуативная тревожность Личностная тревожность Индекс хронического утомления
САТ01
САТ02 -0.537** -0.596** -0.314*
САТ03 -0.518** -0.353** -0.423**
САТ04
САТ05
САТ06
САТ07 -0.596** -0.614** -0.348**
САТ08
САТ09 -0.599** -0.497**
САТ10
САТ11 -0.390** -0.339** -0.309*
САТ12
САТ13
САТ14 -0.469** -0.340** -0.433**
В результатах обоих срезов не проявились связи тревожности и хронического утомления со шкалами Компетентности во времени, Гибкости поведения, Сензитивности к себе, Спонтанности, Самопринятия, Синергии, Контактности.
Если интерпретировать результаты корреляционных связей тревожности и хронического утомления со шкалами САТ по блокам, то можно видеть, что одна из базовых шкал связана с тревожностью и хроническим утомлением и по одной шкале из каждого блока, только блок чувств (шкалы Сензитивность к себе и Спонтанность) не вовлечен в корреляционные связи. В таблице 1 представлены средние баллы по шкалам
САТ, можно видеть, что только по данному блоку нет роста средних значений по этим шкалам.
Выводы
1. Связь эмоционального неблагополучия и хронического утомления с процессом самоактуализации устойчива во времени и в целом имеет отрицательную направленность.
2. Устойчивость во времени связи самоактуализации с тревожностью и хроническим утомлением свидетельствует о возможной зависимости процесса самоактуализации от тревожности и хронического утомления (и наоборот). Снижение уровня тревожности и хронического утомления
сопровождается повышением показателей самоактуализации, следовательно, процессом самоактуализации можно управлять путем снижения уровня тревожности и восстановления адаптационных ресурсов человека.
3. Не все шкалы самоактуализа-ционного теста обнаруживают связь с тревожностью и хроническим утомлением. Отрицательно связанными с показателями напряжения адаптационных ресурсов оказываются шкалы ценностно-смысловой сферы и творческой направленности личности. А такие шкалы самоактуализа-ционного теста, которые отражают способность к рефлексии, межличностную чувствительность и особенности реализации ценностно-смысловых установок в поведении, связи с тревожностью и хроническим утомлением не имеют.
В исследуемых организациях были проведены мероприятия, направленные на снижение уровня тревожности и оптимизацию функционального состояния, что, возможно, явилось причиной снижения количества работающих, имеющих высокий уровень тревожности и различные степени хронического утомления (при сравнении средних значений за 2007 и 2008 гг. получены значимые различия в показателях ситуативной тревожности и хронического утомления). Мы не можем однозначно сказать о причине снижения уровня тревожности и хронического утомле-
ния, но можем отметить, что на фоне снижения уровня ситуативной тревожности и хронического утомления в 2008 г. отмечен рост показателей самоактуализации по базовой шкале Компетентность во времени и шкале Самоуважение (сравнение средних значений с использованием параметрического ¿-критерия Стьюдента приведено в таблице 1). Возможно, указанные явления привели к повышению эффективности и продуктивности труда и снижению текучести кадров (из оценки управленческого состава организаций). Однако у работников не произошло развития гибкости в реализации своих ценностей в поведении, во взаимодействии с окружающими людьми, в сензитив-ности к себе, в способности понимать свои чувства и чувства других людей и управлять ими в поведении. Этим, возможно, объясняется отсутствие положительных сдвигов в психологическом климате коллективов (по оценке как самих работников, так и управленческого состава). Чувственная сфера психики человека (понимание человеком себя, своих потребностей, чувств и управление ими в поведении) наряду с пониманием чувств других людей и умением ими управлять входит в понятие эмоционального интеллекта (Гоулмен, 2005). Как показало наше исследование, данная психологическая сфера не имеет связи с тревожностью и хроническим утомлением в процессе самоактуализации в зрелом возрасте.
Литература
Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.
Гоулмен Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпи-на Бизнес Букс, 2005.
Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 29.
Практикум по инженерной психологии и эргономике / Под ред. Ю.К. Стрелкова. М., 2003. С. 148-156.
Идобаева Ольга Афанасьевна, профессор Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов РФ, кандидат психологических наук, доцент
Контакты: oai@list.ru