Научная статья на тему 'Личностная обусловленность оформления внешности'

Личностная обусловленность оформления внешности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1625
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ / ОФОРМЛЕНИЕ ВНЕШНОСТИ / PERSONALITY DETERMINATION / THE DESIGN OF APPEARANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бондаренко Ирина Валериевна

Представлены результаты теоретического и эмпирического исследования проблемы личностной обусловленности оформления внешности. Показаны индивидуально-психологические особенности личности, обусловливающие выбор определенного стиля при оформлении внешности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In domestic psychology theoretical and methodological bases are outlined to consider social and psychological reasons for appearance design (L.S. Vygotsky, S.L. Rubinstein, A.R. Luria, G.G. Shped, etc.). In accordance with the socio-perceptual approach, A.A. Bodalev, G.V. Dyakonov, N.V. Krogius studied the features of the external appearance in the formation of the first impressions about the person. V.A. Labunskaya suggests that the exterior design is a form of objectification of the inner world of the individual, the way of his «I» forming. Foreign psychologists study the phenomenon of appearance design in the context of mutual human perception and control of impression (Bickman, Lawrence, Watson, Lefkowits, Blake, Gibbins, etc.). In the theory of psychological systems (TPS), there is an opportunity to consider the problem of personal reasons of designing one's appearance. From this point of view, designing their appearance, people present their peculiarities of the value-semantic content of their world to the outside world. The contradiction between their perception of the world and their way of life is understood in the TPS as the main force for personal self-development. The person's appearance design cannot but reflect the specific aspects of this contradiction. In the appearance design the person's lifestyle and one's system of human relations to the world and oneself must be shown. This situation brings the problem of appearance design to the plan of ITC. A man extends his life space through ITC. Accordingly, appearance design is the process of encoding certain symbolic parameters. For example, experiencing the feeling of loneliness, fear, and the person transforms one's own appearance design and thus transmits one's own semantic content. In the context given above, the empirical part of our research is determined by studying personal conditions of appearance design of 196 students who prefer different styles while designing their appearance ( the results and their discussion are given in the article).According to the research the following conclusions have been made: 1.. The theory of psychological systems transmits the problem of appearance design to the plan of ITC. 2.. The appearance design of the students who prefer different styles of appearance is determined by personal characteristics, some peculiarities of locus control of a person, the system of human relations to the world and himself as well as the semantic structures of consciousness. 3.. There is a relationship between students' preference of classical style and their desire to show protest against something or concern for their health. Students, who prefer sports style, design their appearance in accordance with their beliefs, which are difficult to correct, and also with their fears, anxiety and obsessive behaviour. They become reserved and substitute their real world to the imaginary one

Текст научной работы на тему «Личностная обусловленность оформления внешности»

И.В. Бондаренко

ЛИЧНОСТНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ОФОРМЛЕНИЯ ВНЕШНОСТИ

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 09-06-90723 - мобст.

Представлены результаты теоретического и эмпирического исследования проблемы личностной обусловленности оформления внешности. Показаны индивидуально-психологические особенности личности, обусловливающие выбор определенного стиля при оформлении внешности.

Ключевые слова: личностная обусловленность; оформление внешности.

Современная постнеклассическая психология делает акцент на необходимости глубокого многостороннего изучения человека и его многомерного мира как уникального объекта познания. В связи с этим появляется возможность рассмотрения проблемы личностной обусловленности оформления внешности человека.

В психологии используется широкий спектр понятий: «внешность», «внешний облик», «внешний вид», «имидж», «образ», «костюм». В нашем исследовании, вслед за А.А. Бодалевым, мы употребляем понятие «оформление внешности», в которое вкладываем следующее содержание: это деятельность по подбору системы элементов (одежды, обуви, прически, модификаций тела, таких как татуировки, пирсинг, шрамирова-ние), детерминированной индивидуально-личностными особенностями человека и особенностями его образа жизни. В связи с этим интересным представляется подход к изучению проблемы внешности человека в культуре. В частности, С.Н. Яременко отмечает, что сущность человека и его индивидуальность не исчерпываются только внутренними, психологическими, духовными началами, «чтобы жить и быть в мире, человек должен, прежде всего, быть воплощен в этом мире, занимать в нем определенное пространство, быть осязаемым, зримым, телесным. Кроме разума, совести, долга и т. п., у человека есть плоть, голос, походка, мимика, жесты, он облачает свое тело в одежду, надевает на него украшения и т.п.» [1. С. 4].

В современном обществе потребность в оформлении внешности наиболее ярко проявляет себя в молодежной студенческой среде. В процессе самовыражения студенты выбирают разные стили оформления внешности. В связи с этим возникают вопросы: каковы причины выбора того или иного стиля оформления внешности и насколько личностная или социальная детерминация проявляется в этом процессе?

В отечественной психологии намечены теоретикометодологические основания, позволяющие выйти к проблеме социальной и психологической обусловленности оформления внешности. Классиками отечественной психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн,

А.Р. Лурия, Г.Г. Шлет и др.) внешний облик человека рассматривался как внешняя форма существования и проявления внутреннего, субъективного мира человека. Одежда является «внешним выражением психической жизни человека», «симптомом душевных переживаний», писал А.Р. Лурия [2. С. 48]. Г.Г. Шпет отмечал: «Вся душа есть внешность. Человек живет, пока есть у него внешность. И личность есть внешность» [3. С. 99]. С.Л. Рубинштейн с точки зрения системнодеятельностного подхода подчеркивал единство и

внутреннюю взаимосвязь физической и духовной сторон личности. Он отмечал, что человек связывает свою личность с определенным внешним обликом, поскольку в нем заключены выразительные моменты и отражается склад его жизни и стиль деятельности [4. С. 639]. Облик личности, по мнению ученого, определяется «уровнем, на котором находятся основные потребности, интересы; кругом потребностей, интересов, идеалов» [4. С. 533].

Современный исследователь А.Б. Гофман отмечает коммуникативный аспект оформления внешности, способствующий «удовлетворению потребности в быстрой и адекватной оценке субъектов общения и экспрессивной демонстрации своего «Я» [5. С. 27].

Изучая проблему конструирования внешнего облика, В. А. Лабунская подтверждает личностную обусловленность оформления внешности и отмечает, что внешний облик является «формой объективизации внутреннего мира личности, способом конструирования своего «Я» для самого человека и других людей» [6. С. 270].

Зарубежные психологи В. Суэми и А. Фернхем также отмечают, что оформление внешности (косметика, одежда, прическа и цвет волос, изменения тела, запахи) выступает не только средствами выражения собственного «Я», но и способами продемонстрировать солидарность с определенной группой людей [7. С. 217].

Ряд современных исследователей отмечает необходимость познания закономерностей создания персонального образа, особенностей его восприятия для развития навыков адекватного самовыражения, самореализации и повышения возможностей адаптации в окружающем мире (А.А. Бодалев, Е.А. Петрова, В.М. Шепель и др.).

Зарубежные экспериментальные исследования (Bickman, Lawrence, Watson, Lefkowits, Blake, Gibbins и др.) утверждают, что можно изменить мнение о человеке, если изменить его стиль одежды; одежда информирует о статусе человека (например, униформа помогает другим людям определить род деятельности и сформировать определенное представление о личностных качествах человека, одетого в нее); одежда влияет на поведение других людей (например, вслед за человеком респектабельной внешности люди склонны переходить дорогу в неустановленных местах); существует взаимосвязь между предпочитаемой подростками одеждой и их идеальными представлениями о себе [8]. Все эти исследования относятся к изучению феномена восприятия человека человеком и управления впечатлением.

Тенденция развития постнеклассической психологии характеризуется изучением многомерного мира

человека. В контексте теории психологических систем В.Е. Клочко говорится о том, что субъективное «оседает» на объективном в виде особых системных внечув-ственных качеств, порождая многомерный мир человека (являющий собой то, что происходит между человеком и средой, когда возникает логика самоорганизации человека как открытой системы) [9. С. 85]. Рассматривая человека как открытую психологическую систему,

В.Е. Клочко отмечает, что «противоположности (внутреннее и внешнее, субъективное и объективное) сосуществуют в сложном, но вполне упорядоченном системном единстве, в силу чего «мир человека» оказывается частью самого человека, его продолжением, «его истинным телом» [9. С. 67]. С этой точки зрения, оформляя свою внешность, человек презентует вовне и особенности ценностно-смыслового устройства своего жизненного мира. Поскольку противоречие между образом мира и образом жизни понимается в ТПС как движущая сила саморазвития человека, то оформление внешности не может не отражать специфические моменты этого противоречия. Образ жизни должен проявляться и в оформлении внешности, так же как в нем должна провялятся система отношений человека к миру и самому себе. Это выводит проблему оформления внешности в план транскоммуникации. «Транскоммуникация - это коммуникация порождающего типа», через нее человек расширяет собственное пространство жизни (В. Е. Клочко).

Под транскоммуникацией В.И. Кабрин понимает «процесс общения между инаковыми и разнопорядковыми субъектами в интра- и интерперсональных планах; это сверхдинамичный смыслообразующий процесс гармонизации разноуровневых миров человека, открывающий в нем смысловое единство микро- и макрокосмоса» [10. С. 3]. Результат транскоммуникации - это трансляция и транспонирование одной коммуникативной ситуации в другую, одного коммуникативного мира в другой с одновременным их взаимопреображением и сохранением каждого в контексте другого; мы можем понять, что основные «странности» или сущностные свойства душевной жизни связаны именно с ее транскоммуникабельностью. При этом «душевное и органическое измерение жизни человека сохраняет свою закономерную автономию» не зависимо от изменений, осуществляемых человеком над самим собой, т.е. «преображаясь, человек, остается тем же...» [10. С. 117], сохраняя сущность самого себя. С этой точки зрения оформление внешности человека является процессом кодирования определенных знаковых параметров: например, переживая чувство одиночества, страха или обиды, человек трансформирует собственное оформление внешности и таким образом транслирует смысловое содержание. Вступая в коммуникативной ситуацию, имеющую смыслообразующую природу, человек может одновременно или последовательно быть генератором коммуникативной ситуации как смыслового пространства, человеком, вовлекающимся в смысловое пространство другого субъекта, предметом или темой общения, комплексом знаков, жестов, с помощью которых до партнера доносится какое-либо смысловое содержание.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что оформление внешности является проявлением транс-

коммуникации. Оформление внешности человека обусловлено индивидуально-психологическими особенностями личности, системой отношений человека к миру и самому себе, характеристиками индивидуального мировоззрения, отношением к ситуациям свершившихся или возможных неуспехов, готовностью к самостоятельному планированию и осуществлению деятельности, активностью, направленной на поддержание межличностных отношений необходимого уровня и достижение человеком конкретной цели.

В контексте вышесказанного эмпирическая часть нашего исследования определяется изучением личностной обусловленности оформления внешности на примере студентов, предпочитающих разные стили оформления внешности. Для этого нами использовались следующие методики: Локус контроля Е.Г. Ксенофонтовой, Личностный опросник ММР1 (Миннесотский многошкальный личностный опросник, ГП «ИМАТОН»), Метод незаконченных предложений Сакса-Сиднея и Методика предельных смыслов Д. А. Леонтьева. Кроме этого, использовался метод анкетирования, с помощью которого определялись особенности оформления внешности.

Результаты и их обсуждение. В исследовании приняли участие 196 человек в возрасте от 17 до 22 лет, студенты (первых, вторых, третьих, четвертых, пятых курсов) факультетов Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского и Забайкальского института предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации. Среди испытуемых 52% составляли девушки и 48% юноши. Испытуемые были разделены на две группы. Первая группа - студенты (96 человек), среди них 47% юношей и 53% девушек, предпочитающих классический стиль при оформлении внешности. Вторая группа - студенты (100 человек), из которых 52% девушек и 48% юношей, при оформлении внешности отдающих предпочтение элементам спортивного стиля.

Анализ анкет испытуемых первой группы выявил следующие особенности оформления внешности. Принадлежность к классическому стилю предполагает ношение одежды строгого, прямого силуэта, выдержанной цветовой гаммы (неконтрастная клетка или полоска). Студенты данной группы (51%) предпочитают носить классическую прическу и модельные стрижки (46%). Выбор 73% респондентов определяет предпочтение натурального (собственного) цвета волос. Треть респондентов (27%) окрашивают волосы. Большинство студентов данной группы (60%) не наносят макияж. 73% опрошенных предпочитают носить украшения из драгоценных металлов, 11% - бижутерию, 8% - украшения из дерева или камня, 8% респондентов не носят украшений. Для 60% студентов применение модификаций тела неприемлемо, 40% испытуемых, украшая тело, применяют пирсинг. Абсолютное большинство (92%) студентов данной группы предпочитают носить классическую обувь и только 8% при выборе обуви следуют модным тенденциям. 59% исследуемых самостоятельно осуществляют выбор элементов оформления внешности; для 41% характерна ориентация на конкретного человека (образец для подражания).

Во второй группе студенты отдают предпочтение спортивному стилю оформления внешности, причем

следование данному стилю не обязательно предполагает ношение спортивного костюма. Выражением предпочтения спортивного стиля в оформлении внешности в нашем исследовании являлись следующие особенности: богатая цветовая палитра, контрасты в цвете и фактуре, обилие фурнитуры, яркие нашивки, бренды, отстроченные накладные детали; прямой, трапециевидный или полуприлегающий и приталенный силуэт; определенные виды одежды (бейсболки, толстовки, кросоов-ки) и др. Студенты, вошедшие в данную группу (58%), носят модельные прически; 36% выбирают классическую прическу (волосы собраны в хвост); 6% студентов данной группы привлекает креативая стрижка. Окрашивают волосы 36%; не применяют макияж 54%. Исследуемые данной группы используют при оформлении внешности драгоценные металлы (42%), предпочитают бижутерию (17%) и украшения из дерева и камня (9%), остальные не носят украшения. 13% студентов применяют модификации тела в виде пирсинга, 43% - татуировок, 2% - шра-мирования, у 42% студентов модификации тела отсутствуют. Больше половины студентов данной группы (56%) считают, что самостоятельно определяют элементы оформления внешности, ни на кого не ориентируясь в этом процессе, остальные намеренно подражают какому-либо «идеалу».

При статистической обработке данных с целью выявления скрытых тенденций, которые недоступны открытому наблюдению, использовался метод факторного анализа с последующим преобразованием факторного пространства Уапшах. Факторизации подвергалась таблица данных по всем психодиагностическим методикам в двух группах студентов. Факторы являются показателями психологической детерминации оформления внешности человека, среди них были названы «интернальность», «система отношений», «смысловые структуры сознания», «индивидуально-психоло-

гические особенности личности».

Фактор «интернальность» доминирует в двух группах. Данная тенденция указывает, что оформление внешности в двух группах проявляется в межличностных отношениях, в готовности к самостоятельному планированию и осуществлению деятельности (у студентов, предпочитающих классический и спортивный

стиль, диагностированы высокие показатели степени выраженности интернального локуса контроля).

Фактор «индивидуально-психологические особенности личности» в двух группах находится на втором месте. В ходе исследования у студентов, предпочитающих классический стиль, выявлены склонность к демонстративному поведению, повышенное беспокойство за состояние здоровья; у студентов, предпочитающих спортивный стиль, выявлены склонность к трудно корректируемым убеждениям, опасения, страхи и навязчивое поведение, уход в себя и замена реального мира воображаемым.

Фактор «смысловые структуры сознания» находятся на третьем месте. В оформлении внешности студентов, выбирающих классический и спортивный стили, выделяется фактор «смысловые структуры сознания», проявляющийся в средней степени зрелости и развитости индивидуального мировоззрения, с преобладанием интеллектуально-рефлексивных, непосредственно-чувственных типов смысловых категорий.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Теория психологических систем выводит рассмотрение проблемы личностной обусловленности оформления внешности человека в план транскоммуникации.

2. Оформление внешности студентов, предпочитающих разные стили оформления внешности, обусловлено: индивидуально-психологическими особенностями личности. Характеристики смысловых структур сознания, система отношений, межличностные отношения, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению деятельности также обусловливают оформление внешности человека.

3. Установлено, что существует взаимосвязь между предпочтением студентами классического стиля оформления внешности, склонностью к демонстративному поведению и повышенным беспокойством за состояние здоровья.

4. Оформление внешности студентов, отдающих предпочтение спортивному стилю, обусловлено склонностью к трудно корректируемым убеждениям, опасениями, чувством страха, навязчивым поведением, уходом в себя и заменой реального мира воображаемым.

ЛИТЕРАТУРА

1. Яременко С.Н. Внешность человека в культуре: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д: ДГТУ, 1997. 41 с.

2. ЛурияА.Р. Психологическое наследие: Избранные труды по общей психологии. М.: Смысл, 2003. 431 с.

3. Шпет Г.Г. Сочинения. М.: Правда, 1989. 604 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. Т. 2. 328 с.

5. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. СПб.: Питер, 2004. 208 с.

6. Лабунская В.А. Психология личности: Учеб. пособие / Под ред. П.Н. Ермакова, В. А. Лабунской. М.: Эксмо, 2008. 653 с.

7. Суэми В., Фернхем А. Психология красоты и привлекательности / Пер. с англ.; Под. ред. Е.И. Николаевой. СПб.: Питер, 2009. 240 с.

8. НэппМ., Холл Д. Невербальное общение: Учеб. для вузов. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 256 с.

9. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд / Под ред. Г.В. Залевского. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. 154 с.

10. Кабрин В.И. Транскоммуникативная холодинамика психологического универсума личности (стресс-трансформация) // Вестник Томского университета. 1999. № 268. С. 115-120.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 16 ноября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.