Научная статья на тему 'Некоторые тенденции изменения имиджа преподавателя вуза в современных условиях'

Некоторые тенденции изменения имиджа преподавателя вуза в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ФУНКЦИИ ИМИДЖА / IMAGE / ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА / ФАКТОРЫ / ВЫЗЫВАЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ИМИДЖА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ / FACTORS CAUSING THE NEED TO CHANGE THE IMAGE IN MODERN CONDITIONS / ОСОБЕННОСТИ ИМИДЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ / FEATURES THE IMAGE OF A TEACHER IN VARIOUS SITUATIONS / ВНЕШНИЙ ВИД ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СТРУКТУРЕ ЕГО ИМИДЖА / THE APPEARANCE OF THE TEACHER IN THE STRUCTURE OF ITS IMAGE / ЭТАПЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ (ИЗМЕНЕНИЯ) ИМИДЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА / STAGES AND FORMING TECHNOLOGY (CHANGE) THE IMAGE OF THE LECTURER / LECTURERS IMAGE / FUNCTION OF IMAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисенко С.И.

В статье рассматривается проблема изменения имиджа преподавателя вуза в связи с процессами, происходящими в обществе, государстве, системе образования. Анализируются объективные и субъективные факторы, влияющие на имидж преподавателя, представлены конкретные проявления имиджа у различных категорий педагогов высшей школы. Рекомендуются этапы и технология деятельности преподавателя по формированию (изменению) имиджа в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some trends of image lecturer in modern conditions

Describes a problem where changing the image of Lecturer in connection with processes taking place in society, the State, the education system. Examines the objective and subjective factors affecting the image of the teacher specific manifestations of image making from various categories of teachers of high school.Recommended steps and activities technology teacher on formation (change) the image in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Некоторые тенденции изменения имиджа преподавателя вуза в современных условиях»

УДК 37.08

С. И. Денисенко

профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-mail: sergeydenis53@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ИМИДЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматривается проблема изменения имиджа преподавателя вуза в связи с процессами, происходящими в обществе, государстве, системе образования. Анализируются объективные и субъективные факторы, влияющие на имидж преподавателя, представлены конкретные проявления имиджа у различных категорий педагогов высшей школы. Рекомендуются этапы и технология деятельности преподавателя по формированию (изменению) имиджа в современных условиях.

Ключевые слова: имидж; имидж преподавателя вуза; функции имиджа; факторы, вызывающие необходимость изменения имиджа в современных условиях; особенности имиджа преподавателя в различных ситуациях; внешний вид преподавателя в структуре его имиджа; этапы и технология формирования (изменения) имиджа преподавателя вуза.

Denisenko S. I.

Advanced Doctor (Pedagogy), Professor, Professor,Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, MSLU; e-mail: sergeydenis53@mail.ru

SOME TRENDS OF IMAGE LECTURER IN MODERN CONDITIONS

Describes a problem where changing the image of Lecturer in connection with processes taking place in society, the State, the education system. Examines the objective and subjective factors affecting the image of the teacher specific manifestations of image making from various categories of teachers of high school. Recommended steps and activities technology teacher on formation (change) the image in modern conditions.

Key words: image; lecturers image; function of image; factors causing the need to change the image in modern conditions; features the image of a teacher in various situations; the appearance of the teacher in the structure of its image; stages and forming technology (change) the image of the lecturer.

Успешность работников в различных сферах деятельности обусловлена целым рядом факторов и условий. Не последнее место среди них занимает имидж. Это в полной мере относится и к преподавателям, которые влияют на обучаемых не только содержанием

своего предмета, но и своим обликом, набором личностных и профессиональных качеств, поведенческих реакций, которые востребуются студентами, диктуются конкретными историческими условиями.

Термин «имидж» получил широкое распространение во всем мире и стал естественным элементом практически всех языковых культур. Имидж - производное от англ. image - образ, подобие. С позиции же русского языка образ - это вид, облик...; «живое наглядное преставление о ком или о чем-нибудь» [6, с. 224].

Имидж нередко трактуется как определенный образ известной личности или вещи, создаваемый средствами массовой информации, литературой или самим индивидом. Его связывают и с визуальной привлекательностью личности, самопрезентацией, процессом конструирования человеком своего образа для других.

К основным функциям имиджа преподавателя вуза относятся :

- коммуникативная (связана с осуществлением взаимосвязи участников образовательного процесса);

- информационная (обеспечивает взаимопонимание педагога и студентов);

- когнитивная (позитивное познание и интерпретация студентами образа преподавателя создает комфортную обстановку для субъект-субъектного общения);

- эллютивная (определяет эмоциональный фон взаимодействия преподавателя и студентов);

- конативная (обеспечивает согласование и координацию взаимодействия участников образовательного процесса);

- креативная (связана с изменениями во взглядах, поведении, личностных взглядах студентов за счет позитивного имиджа преподавателя) [5, с. 96-97].

Важно подчеркнуть, что на изменение имиджа влияют различные факторы, прежде всего, социально-политического и экономического характера. Кроме того, на появление новых имиджевых стандартов и шаблонов влияют изменения в приоритетах, ценностных ориента-циях людей, их мировоззрении. Кажется совсем недавно так называемые «новые русские» одевались в яркие пиджаки, чтобы явить окружающим свое принципиальное отличие от «совковского» единообразия. И вот, по прошествии каких-то двадцати лет, такой вид вызывает усмешку.

Современная высшая школа тоже переживает значительные изменения: меняется образовательная парадигма, обновляется профессорско-преподавательский состав. В вузовские аудитории приходят молодые педагоги, отличающиеся креативностью, желанием максимально реализовать свои потенциалы. В зависимости от того, какие имиджевые ходы ими используются, будут варьировать качество усвоения студентами учебного материала, степень увлеченности выбранной профессией, эффективность их социального созревания.

Имидж формируется из совокупности внешних и внутренних данных человека. Конечно, все люди отличаются друг от друга своей неповторимостью, уникальностью. Но, тем не менее, многочисленные исследования показывают, что имеют место некоторые типологические свойства личности педагогов, особенности характеров и способы работы над своим имиджем, которые должны выявляться и становиться всеобщим достоянием [4; 7].

Какие же факторы детерминируют изменение взглядов на имидж преподавателя вуза?

Очевидно, что с изменением возрастных параметров педагогов меняются и представления о характере их отношений со студентами. На смену субъект-объектным приходят субъект-субъектные отношения, когда студенты рассматриваются полноценными субъектами своей жизни и учебно-познавательной деятельности. И поэтому вместо «ментора» в аудитории должен быть педагог, доступный студентам, переживающий вместе с ними происходящие процессы, учитывающий альтернативные взгляды и позиции молодежи.

Сегодня образование превращается из социального института в одну из сфер услуг, призванную удовлетворять растущие образовательные потребности населения. Здесь успешными могут быть те, кто способен улавливать новые вызовы, оперативно на них реагировать, не дожидаясь ведомственных директив и распоряжений. Поэтому и в имидже современного преподавателя должны присутствовать элементы деловитости, энергичности, способности внедрять инновационные подходы, рисковать порой своим статусом и именем.

Кардинально поменялась и инфраструктура образования. Компьютеризация стала одной из значимых ее тенденций. Соответственно и «последними магиканами» выглядят те, кто не спешит овладевать современными информационными технологиями, считая, что мел и доска являются универсальными учебными средствами,

данными на века. Поэтому и в имидже преподавателя должны присутствовать тяга к новым методам и средствам обучения, стремление быть в теме, поспевать за достижениями прогресса.

Усиливается рост и влияние финансовых отношений. На смену уравниловке в педагогической деятельности приходит «эффективный контракт», призванный открыть новые возможности тем, кто умеет хорошо и много работать, проявлять себя не только в традиционной аудиторной работе, но и в написании научных статей, проведении исследований по заказу заинтересованных структур, организации дополнительных занятий не только со студентами, но и различными категориями населения, заинтересованными в своем общем и профессиональном развитии. Поэтому и в имидже преподавателя важно обнаруживать трудолюбие, работоспособность, физическое и психическое здоровье, стрессоустойчивость, способность оперативно реагировать на новые вызовы социума в целом и образовательной среды в частности.

И, наконец, изменились и сами студенты. Наряду с образованными, культурными, вежливыми, пытливыми людьми, нередко обнаруживаются и те, кто не наделен «искрой божьей», имеет крайне низкий образовательный уровень, для кого вуз является временным пристанищем, и не в состоянии существенно повлиять на мотивацию молодых людей. Поэтому в имидже преподавателя вуза должна обнаруживаться не только достаточная психолого-педагогическая подготовленность, но и способность на деле строить педагогически обоснованные отношения с непростыми по своей направленности людьми, проявлять выдержку, педагогический такт, оптимистически подходить к оценке той или иной личности, сочетать строгость с заботой об учащихся, быть добрым советчиком и наставником молодежи.

Имидж проявляется, прежде всего, во внешнем плане. И хотя русская пословица гласит, что человека провожают по уму, но встречают его все-таки по одежке. Проведенные опросы студентов различных вузов показывают, что впервые встречаясь с новым преподавателем, они чаще всего обращают внимание на его внешний вид (52 %), манеру общения и поведения (18 %), умение читать лекцию (4 %). Как видим, первое впечатление о преподавателе формируется на основе восприятия визуальных характеристик (внешний вид), коммуникативных - мимика, пантомимика, жесты, а также профессиональной составляющей - умения проводить занятия в аудитории. Конечно,

этого недостаточно, но, тем не менее, именно эти аспекты сразу же фиксируются студентами.

Внешний вид должен быть, прежде всего, выразительным. Он сигнализирует о том, зачем пришел преподаватель, чего от него можно ожидать, куда он поведет своих подопечных. Недопустимо небрежное отношение к своей внешности, но не желательно и чрезмерное внимание к ней. Именно преподаватель должен являть собой пример студентам в выборе одежды, манере ношения различных аксессуаров. Во внешнем облике преподавателя опрошенные студенты в первую очередь обращали внимание на одежду (28 %), прическу (26 %), лицо (21 0%). Важны также опрятность и чувство стиля.

В ряде вузов разработаны требования к дресс-коду, что определенным образом дисциплинирует студентов. Но много примеров и того, как руководство вузов и факультетов не обращает должного внимания одежде, прическам обучаемых, наличию у них пирсингов, татуировок и других «амулетов». В этом случае именно внешний вид преподавателя является хорошим образцом для подражания, а сам педагог имеет моральное право высказать свои пожелания, а иногда и критические суждения в адрес тех, кто путает аудиторию с пляжем.

Современная жизнь противоречива. Нередко вызывающая роскошь соседствует с бедностью. С учетом невысокой заработной платы не всякий преподаватель может позволить себе одежду от «кардена» и «версаче». В силу этого главное требование к одежде преподавателя - скромность, элегантность, отсутствие излишеств, хороший вкус. Замысловатая прическа, вульгарный фасон платья, дорогой костюм или часы, частая смена цвета волос отвлекают внимание студентов, превращает занятие в дискуссию о достоинствах и недостатках увиденного.

И прическа, и костюм, и украшения в одежде преподавателя всегда должны быть подчинены решению педагогической задачи - эффективному воздействию на формирование личности воспитанников. Имея право на украшение в одежде, на косметику, педагог должен во всем соблюдать чувство меры и понимать обстановку. И поэтому, собираясь на занятие или в театр, одеваться следует по-разному.

Выбор одежды должен осуществляться не только с точки зрения пола, возраста, особенностей фигуры, но и возраста обучаемых, специфики преподаваемого предмета. Так, молодые преподаватели иногда

одеваются излишне строго, что увеличивает дистанцию между ними и обучаемыми. В свою очередь, опытные педагоги, чтобы уменьшить возрастную дистанцию, стремятся к молодежному стилю, и это тоже не вызывает поддержки у окружающих.

Замечено и то, что при проведении занятий по таким многоплановым дисциплинам, как философия, психология, политология преподаватель лучше воспринимается, когда он одет демократично, что позволяет ему смотреть на проблемы нестандартно, высказывая самые неожиданные точки зрения. И, наоборот, чтение курса права, методов математической статистики или математического анализа предполагает наличие классического покроя костюма, ассоцирующегося со строгими научными выкладками.

Как известно, зеркалом души является лицо человека. Поэтому имидж преподавателя во многом связан с его мимикой. Это искусство выражать свои мысли, чувства, настроение, состояние с помощью движения мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляд оказывают на студентов более сильное воздействие, чем слова. Мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствует лучшему ее усвоению. Обучаемые «читают» лицо педагога, угадывая его отношение, настроение, поэтому оно должно не только выражать, но и скрывать различные чувства.

Мимика должна соответствовать характеру речи, отношений. Она, как и весь внешний облик, должна выражать уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение, безразличие, заинтересованность, возмущение - в десятках вариантов.

Широкий диапазон чувств выражает улыбка: она может отражать разные мотивы. Следует быть осторожным в ее истолковании: она может быть виноватой, если кто-то допустил непредвиденную ошибку; чрезмерная улыбчивость может явиться выражением заискивания перед собеседником или выражать потребность в одобрении своих поступков и слов. Как правило, улыбка означает дружелюбное отношение к людям.

Активные элементы мимики - брови. Поднятые, они выражают удивление, сдвинутые - сосредоточенность, неподвижные - спокойствие или равнодушие, находящиеся в движении - восторг.

Наиболее выразительны на лице человека глаза. Глаза - это некий связующий элемент духовности и телесности. В Библии говорится:

«Светильник для тебя есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло. Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно». Поэтому преподавателю важно помнить, какими глазами он смотрит на своих учеников: мягкими, нежными, искрящимися, радостными, пылающими или пронизывающими, жесткими, колющими, пустыми, невыразительными, стеклянными, холодными, отсутствующими.

Взгляд преподавателя, обращенный к студентам, должен создавать визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку. Взгляд, направленный на говорящего, означает не только заинтересованность, но и сосредоточенность на том, о чем говорят. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать. При этом нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся.

Выразительность внешности преподавателя зависит и от его осанки, пантомимики, жестов. Замечено, что осанка выражает внутреннее достоинство личности. Чаще всего сутулый, слабый человек не производит впечатления силы. Опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе, нежелании работать.

Наоборот, твердая походка, собранность указывают, независимо от роста, возраста и пола преподавателя, на его солидность, основательность, внушительность. Студенты видят, что педагог уверен в своих силах, знаниях, он покоряет, завоевывает всех вокруг себя.

Эстетика позы не терпит плохих привычек: покачивания взад-вперед, переминания с ноги на ногу, манеры держаться за спинку стула, присаживаться на крышку стола, держать руки в карманах. Отвлекает студентов и частое перемещение преподавателя по аудитории, а равномерное хождение взад-вперед во время объяснения их даже усыпляет.

Важно помнить, что все движения и позы привлекают внимание учащихся своим изяществом, простотой, естественностью, а не театра-лизованностью и показушностью.

Не нужно злоупотреблять жестами; важно помнить, что чрезмерная жестикуляция теряет свою выразительность при частом повторении. Из широкой гаммы движений можно выделить следующие.

Коммуникативные жесты - выразительные движения, заменяющие в речи элементы языка. Это привлечение внимания, подзывание, приветствие и прощание, благодарность, похвала, одобрение,

согласие, неодобрение, презрение, предостережение, запрещение, угроза, дружеское расположение, указание, удивление. Такие жесты понятны без речевого контекста и имеют собственное значение в общении.

Описательно-изобразительные, подчеркивающие жесты: разведение и сведение рук, объемные, разводящие движения в стороны обеими руками, пружинящие движения руками или кистью, быстрые или медленные движения рукой в одном направлении, ритмичные движения рукой из стороны в сторону или сверху вниз. Они, как правило, сопровождают речь и вне речевого контекста теряют всякий смысл.

Психологические (модальные) жесты, выражающие оценку, отношение к предметам, людям, явлениям окружающей среды. К ним относятся жесты, передающие неуверенность, незнание, отрицание, раздумье, сосредоточенность, страдание, подавленность, отвращение, разочарование, удовлетворение, радость, восторг, дефицит времени, растерянность, смятение, удивление, иронию, недоверие и т. п.

Жесты-сорняки, подобно словам-паразитам не несущие смысловой нагрузки и отвлекающие собеседника от восприятия речи: бессмысленное встряхивание головой, бесконечное поправление волос, почесывание затылка, переносицы, одергивание одежды, закручивание пуговицы, заламывание рук, пальцев и кистей, непроизвольное раскачивание, пожимание плечами, притоптывание ногой и др.

Заметим, что все они не привносят в имидж положительных моментов, а поэтому должны искореняться самим преподавателем уже в начале педагогической деятельности.

Результаты исследований показывают, что работа над имиджем преподавателя вуза может включать в себя несколько этапов [1, с. 5].

1. Выявление того, каков образ педагога на данный момент и в какой мере он соответствует представлениям студентов о роли и месте преподавателя и его миссии в вузе.

2. Непосредственная работа по созданию образа с учетом реалий социальной группы, для которой предназначается тот или иной имидж.

3. Поиск или формулировка определенного девиза (лозунга), под воздействием которого и должно происходить формирование имиджа.

4. Создание легенд, которые позволяли бы преподавателю, оставаясь самим собой, существенно отличаться от своих коллег.

Можно предложить и ряд технологических действий, способствующих созданию и изменению имиджа преподавателя:

- самоанализ;

- определение круга лиц, для которых предназначается измененный имидж;

- работа по достижению убедительности создаваемого (изменяемого) имиджа;

- определение финансовых затрат на создание имиджа;

- презентация созданного (измененного имиджа) [2; 3]. Таким образом, реформирование высшей школы, повышение качества обучения и воспитания студентов предусматривает целый комплекс мер организационного, финансово-экономического, духовно-нравственного, научно-интеллектуального характера. Их успешность связана как с имиджем самих мер, так и имиджем тех, кто их осуществляет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранова В. Имидж личности как социально-психологическое явление // Магистр. - 1994. - № 2. - С. 2-9.

2. Бард П. Продай себя. Тактика совершенствования Вашего имиджа. -Мн. : Амалфея, 2004. - 208 с.

3. Дейвис Ф. Ваш абсолютный имидж: Книга для политиков и бизнесменов, мужчин и женщин / пер. с англ. - М. : Внешсигма, 2007. - 320 с.

4. Донская Л. Ю. Психологические условия формирования имиджа преподавателя высшей школы: автореф. ... дис. канд. психол. наук. - Ставрополь, 2004. - 20 с.

5. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для вузов. - М. : Просвещение, 2006. - 320 с.

6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М. : Азъ, 1992. - 356 с.

7. Попова О. И. Имидж преподавателя вуза: проблема трансформации в современной России: автореф. ... дис. канд. социол. наук. - Екатеринбург, 2007. - 22 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.