Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ МЕНЕДЖЕРА СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ МЕНЕДЖЕРА СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕНЕДЖЕР / СПОРТИВНАЯ ИНДУСТРИЯ / РУКОВОДИТЕЛЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролко М. С., Левченкова Т. В.

В статье представлены данные экспертного опроса по исследованию ценностей руководителей спортивных организаций, способствующих эффективному решению проектных задач. Ранжирование значимых профессиональных ценностей направлено на выбор новых подходов и методов в профессиональном образовании, создании ориентиров для подготовки будущих менеджеров спортивной индустрии, с целью актуализации и внедрения проектной деятельности в учебный процесс бакалавров. Предложена поэтапная трансляция необходимых профессиональных ценностей в учебный процесс через использование уже применяемых (традиционные методы) и инновационных методов обучения (активные и интерактивные методы, включая игровые и имитационные).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролко М. С., Левченкова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL VALUES OF A SPORTS INDUSTRY MANAGER IN THE IMPLEMENTATION OF PROJECT ACTIVITIES. EXPERT ASSESSMENT

The article presents the data of an expert survey on the study of the values of the heads of sports organizations contributing to the effective solution of project tasks. The ranking of significant professional values is aimed at choosing new approaches and methods in professional education, creating guidelines for training future managers of the sports industry, in order to update and implement project activities in the educational process of bachelors. A step-by-step translation of the necessary professional values into the educational process is proposed through the use of already used (traditional methods) and innovative teaching methods (developing (game) and active (interactive) teaching methods).

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ МЕНЕДЖЕРА СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА»

Также такие студенты могут испытывать трудности с самомотивацией и самоконтролем, что влияет на их учебную эффективность и достижение успехов.

ВЫВОДЫ

Таким образом, можно сделать вывод, что управление самоорганизацией учебной деятельности студентов в условиях цифровой среды требует ответственности и активности со стороны студентов, а также поддержки и руководства со стороны преподавателей и образовательных учреждений. Это позволяет студентам достичь более высоких результатов и развить навыки, которые будут полезны в их дальнейшей карьере и жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Козлова И.Г. Диагностическая деятельность учителя как основа регулирования в системе управления обучением / И. Г. Козлова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. -№ 6 (160). - С. 90-93.

2. Управление процессом самоорганизации студентов / С.Н. Фортыгина, Л.Н. Павлова, И.В. Забродина [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 6 (208). - С. 393396.

3. Фортыгина С.Н. Подготовка будущих педагогов в условиях реализации дистанционного обучения / С.Н. Фортыгина // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 4 (83). - С. 122-123.

4. Digital environment components for the formation of students' information and analytical skills / N.A. Belousova, Y.V. Korchemkina, A.F. Matuszak [et al.] // Journal of Advanced Pharmacy Education and Research. - 2020. - Vol. 10, No. 4. - P. 118-125.

REFERENCES

1. Kozlova, I.G. (2018), "Diagnostic activity of the teacher as a basis for regulation in the learning management system", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft. No. 6 (160), pp. 90-93.

2. Fortygina, S.N., Pavlova, L.N., Zabrodina, I.V., Kozlova N.A. and Sterligova, E.A. (2022), "Controlling the process of self-organization of students", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft. No. 6 (208). pp. 393-396.

3. Fortygina, S.N. (2020), "Training of future teachers in the context of distance learning", World of science, culture, education. No. 4 (83). pp. 122-123.

4. Belousova, N.A., Korchemkina, Y.V., Matuszak, A.F., Fortygina, S.N., Shulgina, T.A., Kovtun, R.F. and Permyakova, N.E. (2020), "Digital environment components for the formation of students' information and analytical skills", Journal of Advanced Pharmacy Education and Research, Vol. 10, No. 4. pp. 118-125.

Контактная информация: fortyginasn@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 23.08.2023

УДК 796.06

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ МЕНЕДЖЕРА СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

Марина Сергеевна Фролко, старший преподаватель, Татьяна Викторовна Левчен-кова, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва

Аннотация

В статье представлены данные экспертного опроса по исследованию ценностей руководителей спортивных организаций, способствующих эффективному решению проектных задач. Ранжирование значимых профессиональных ценностей направлено на выбор новых подходов и методов в профессиональном образовании, создании ориентиров для подготовки будущих менеджеров спортивной индустрии, с целью актуализации и внедрения проектной деятельности в учебный процесс

бакалавров. Предложена поэтапная трансляция необходимых профессиональных ценностей в учебный процесс через использование уже применяемых (традиционные методы) и инновационных методов обучения (активные и интерактивные методы, включая игровые и имитационные).

Ключевые слова: ценность, проектная деятельность, профессиональное образование, менеджер, спортивная индустрия, руководитель, организация, методы обучения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.08.p367-372

PROFESSIONAL VALUES OF A SPORTS INDUSTRY MANAGER IN THE IMPLEMENTATION OF PROJECT ACTIVITIES. EXPERT ASSESSMENT

Marina Sergeevna Frolko, senior teacher, Tatiana Viktorovna Levchenkova, doctor of pedagogical sciences, docent, department chair, Russian State University of Physical Education,

Sport, Youth and Tourism, Moscow

Abstract

The article presents the data of an expert survey on the study of the values of the heads of sports organizations contributing to the effective solution of project tasks. The ranking of significant professional values is aimed at choosing new approaches and methods in professional education, creating guidelines for training future managers of the sports industry, in order to update and implement project activities in the educational process of bachelors. A step-by-step translation of the necessary professional values into the educational process is proposed through the use of already used (traditional methods) and innovative teaching methods (developing (game) and active (interactive) teaching methods).

Keywords: value, project activity, professional education, manager, sports industry, manager, organization, training methods.

ВВЕДЕНИЕ

Руководитель, лидер, менеджер - это человек, который всегда на виду [1]. Исходя из того, что профессиональная деятельность менеджера спортивной организации, это не просто набор функций и компетенций, а это ещё определенный механизм, формирующий способности, систему личностных, психологически, профессиональных ценностей и качеств, определяющих индивидуальный стиль управления и тип проектного мышления. Обозначенные в нормативных документах необходимые умения и навыки, которыми должен владеть выпускник образовательной организации, имеют многофункциональную направленность. Учебный и воспитательный процесс будущих менеджеров спортивной индустрии, должен быть, реализован с учетом выявленных доминирующих ценностных компонентов в профессиональном образовании, с учетом спецификации спортивной индустрии. «Ценностные ориентации выступают характеристикой личности, детерминантами поведения человека. Образовательный процесс направлен не только на получение знаний о явлениях действительности, но и формирование критического отношения к ним» [2].

Цель исследования: экспертная оценка профессиональных ценностей руководителей в спортивной индустрии для решения задач проектной деятельности в профессиональном образовании, с целью качественной подготовки бакалавров менеджеров спортивной индустрии к будущей профессиональной деятельности, исследование вопроса развития профессиональных ценностей, необходимых для решения проектных задач.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках исследования была сформирована экспертная группа из 18 руководителей спортивной индустрии (таблица), которые приняли участие в опросе.

Таблица - Матрица сводных данных экспертов - руководителей организации в спортивной индустрии ____

Уровень управления Количество экспертов, % Возраст руководителей Стаж работы на руководящей должности спортивной организации Общий стаж работы

Линейный уровень 33% от 25 до 39 лет от 1 года до 8 лет от 7 до 10 лет

Средний уровень 39% от 29 до 49 лет от 1 года до 7 лет от 9 до 32 лет

Высший уровень 28% от 24 до 54 лет от 1 года до 13 лет от 3 лет до 31 года

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ теоретико-методологических основ формирования ценностей и ценностных ориентаций показал глубокую проработанность проблемы в психологии, но также широко данные понятия изучаются и применяются в междисциплинарных исследованиях в области педагогики, философии, экономике и социологии. Систему ценностей одним из первых начал рассматривать Рокич Милтон. Американский психолог определил ценность как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования».

Ценностные ориентации, являясь регуляторами поведения менеджеров спортивной индустрии, определяют модель его поведения в ситуации принятия решений, задавая вектор развития, существенно влияют на эффективную деятельность организации, а также являются основой для формирования, организации, контроля и мотивации к реализации проектной деятельности.

Для подготовки менеджеров спортивной индустрии к проектной деятельности, формированию у них проектного мышления и развития проектной культуры должны быть исследованы ориентиры профессиональных личностных ценностей, которые необходимо использовать при создании организационно-педагогических условий для будущих специалистов.

При организации исследования была использована классификация инструментальных ценностей М. Рокича. Не претендуя на глубокий анализ социальных исследований для проникновения в систему личных границ респондентов, в общепринятую методику были внесены изменения, которые дали необходимую диагностическую информацию. Проведенная модификация процедуры критериальной оценки по степени значимости и дополненная до 30 критериев, позволила исследовать доминирующие ценности руководителя спортивной организации для решения, поставленной практико-ориентированной задачи.

Результаты опроса по степени сформированного ранжирования профессиональных ценностей руководителей спортивной организации способствующие реализации проектной деятельности представлены на рисунке.

Полученные данные первых 12-ти позиций, позволяют сделать вывод о том, что способности (компетентность, эффективность, творчество), законность, ум (интеллект, склонность к мышлению), логичность (последовательность, рациональность), эффективность в делах, ответственность (надежность), организованность, коммуникативность и культура (общения, понимание значимости объектов культурного наследия в области спорта), смелость (готов отстаивать свою позицию), самообразование, воспитанность (учтивость, владение хорошими манерами)эксперты выделили как самые значимые и доминирующие ценности для реализации проектной деятельности в спортивной индустрии (итоговая оценка от 78 до 85 баллов).

Индифферентные или незначительные ценности набрали от 72 до 77 баллов - ранжирование с 13 по 21 место: честолюбие/амбициозность (упорный труд, прилежание, целеустремленность), самоконтроль (самодисциплина, самоограничение),лидерство, внимание к людям, чистоплотность (аккуратность, опрятность), честность (искренность, правдивость), желание помочь (готовность работать на благо других), широта взглядов (непредвзятость, восприимчивость), образование.

Ранжирование с 22 по 30 место эксперты определили такие ценности, как: послушание (исполнительность, вежливость), сосредоточенность, независимость (самоуверенность, автономность), жизнерадостность (воодушевление, лояльность), снисходительность (умение прощать других), богатое воображение (дерзание), милосердие, равенство и надежда, тем самым обозначив как незначительные ценности для реализации проектной деятельности (совокупность баллов от 52 до 70).

Надежда Равенство Милосердие Богатое воображение (дерзание) Снисходительность (умение прощать других) Жизнерадостность (воодушевление, лояльность) Независимость (самоуверенность, автономность) Сосредоточенность Послушание (исполнительность, вежливость) Образование

Широта взглядов (непредвзятость, восприимчивость) Желание помочь (готовность работать на благо других) Честность (искренность, правдивость) Чистоплотность (аккуратность, опрятность) Внимание к людям Лидерство

Самоконтроль (самодисциплина, самоограничение)

Честолюбие, амбициозность (упорный труд, прилежание, целеустремленность) Воспитанность (учтивость, владение хорошими манерами)

Самообразование

Смелость (готов отстаивать свою позицию)

Культура (общения, понимание значимости объектов культурного наследия в области спорта)

Логичность (последовательность, рациональность)

Организованность

Способности (компетентность, эффективность, творчество)

Ум (интеллект, склонность к мышлению) Коммуникативность Эффективность в делах Законность Ответственность (надежность)

I 2

I 53

Сводный балл

55

57 I 59 61 | 62

70 70 | 72

72

73 75 75

75

76

77

77

78

78

79

80 80 81 81 82

| 84 Щ 84 84

0 10 20 30 40 50 60 70 80 Рисунок - Сводная экспертная оценка ранжирования доминирующих ценностей

90

Полученные личностно-профессиональные результаты оказались значимыми не только с точки зрения возможности их использования в процессе решения практико-ори-ентированных задач для обучающихся в профессиональном образовании, но и с позиции

социально-демографического анализа. В период исследования было опрошено не большое количество экспертов, но это компенсировалось различными сферами спортивной индустрии, а также разнообразием состава выборки географической переменной (г. Москва, г. Анапа, г. Санкт-Петербург, Московская область, Ставропольский край, Республика Бурятия и т. д.).

Интересными представляются данные опроса ранжирования ценностей распределенных по группам руководителей (представители коммерческих организаций 1 группа, от общего числа - 50%, представители государственных организаций 2 группа от общего числа - 50%).

Проведенное сравнительное исследование ценностей по группам показало отличие по ранжированию. Так, на первые позиции группы 1 (руководители коммерческих спортивных организаций) вынесены ценности: законность, коммуникативность, ответственность, эффективность в делах, ум, культура, смелость, логичность, самообразование, организованность, способности и воспитанность. Эксперты 2 группы (руководители государственных спортивных организаций) выделили как самые значимые и доминирующие ценности для реализации проектной деятельности в спортивной индустрии, в следующем порядке: ответственность, способности, эффективность в делах, организованность, законность, коммуникативность, ум, лидерство, логичность, воспитанность, самоконтроль и внимание к людям.

Предполагаем, что на зафиксированные различия изменений в структуре профессиональных ценностей экспертов влияют опыт, направление проектной деятельности, навыки, полученные практико-ориентированные знания, личностное восприятие ситуации и т. д.

Для достижения цели исследования, отмечаем, что особое место в обучении для развития ценностей профессиональной сферы обучающихся менеджеров спортивной индустрии, должны занимать наравне с традиционными методами, активные и интерактивные методы, включая игровые и имитационные.

Эффективная поэтапная трансляция необходимых ценностей с использованием уже применяемых методов (традиционных), использование новых методов предлагается на примере дисциплин учебного плана бакалавров менеджеров спортивной индустрии с проектной компонентой (Маркетинг, Эффективное использование социальных сетей в спортивной индустрии, Спонсорство и партнёрство в спортивных проектах, Волонтерская деятельность, Организационное поведение, Управление человеческими ресурсами, Управление проектами в спорте, Инновационный менеджмент и т. д.):

1. Традиционные методы. На лекционных занятиях ориентация преподавателя на приоритетные ценности, обозначенные экспертами и их проявление в профессиональной сфере спортивной индустрии (возможность их обсуждения, применение дискуссионного анализа, приведение практических примеров значимости профессиональных ценностей, в реализации проектной деятельности, сделает образовательный процесс эффективным).

2. Игровые методы. На практических занятиях проведение деловых и ролевых игр, использование метода интеллект-карты, «мозговая атака», самомаркетинг и т. д., с учетом профессиональных ценностей, способствующих успешному решению проектно-профес-сиональных задач в спортивной индустрии, активизация мыслительной и творческой деятельности обучающихся.

3. Интерактивные, имитационные методы. Разработка обучающимися индивидуального и/или группового проекта (метод проектов), в соответствии с направлением будущей профессиональной проектной деятельностью в спортивной индустрии, с обязательным осмыслением полученного результата, самооценкой и защитой проекта, написание и защита курсовой работы (дисциплина «Маркетинг»). Данная методика будет способствовать развитию проектного мышления и закреплению полученных знаний и ценностей в направлении спортивной проектной деятельности и как следствие формирование

полноценной проектной культуры обучающихся.

ВЫВОДЫ

С позиции анализа, проведенное исследование указывает на необходимость развития и сохранения ценностных ориентаций менеджеров спортивной индустрии в профессиональном образовании, для формирования ценностной сферы и их успешной проектной деятельности.

Выявленные значимые профессиональные ценности способствовали выбору новых методов и пересмотр применяемых методов в учебном процессе, создании ценностных ориентиров для менеджеров спортивной индустрии.

Формирование организационно-педагогических условий с целью актуализации представленных профессиональных ценностей менеджеров спортивной индустрии должно носить поисково-исследовательский характер. Механизм формирования проектного мышления процесс многогранный и сложный, с учетом различных мотивационных и личностных факторов обучающихся, развивается не в единой динамике, что способствует продолжению проведения исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гилёва М.Н. Профессиональные компетенции управленца в сфере экономического развития города / Гилёва М.Н. // Управление закупками в актуальных социально-экономических условиях : сборник научных докладов IV Международного научно-практического симпозиума. -Москва : Русайнс, 2022. - С. 29-34.

2. Кочеткова И.С. Способы трансляции культурных ценностей в образовательной деятельности / Кочеткова И.С., Каменная Е.О. // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020.- № 3 (32). -С.113-117.

REFERENCES

1. Gilyova, M.N. (2022), "Professional competencies of a manager in the field of economic development of the city", Procurement management in current socio-economic conditions, collection of scientific reports of the 4 International Scientific and Practical Symposium, Moscow, pp. 29-34

2. Kochetkova, I.S. and Kamennaya, E.O. (2020), "Ways of broadcasting cultural values in educational activities", Baltic Humanitarian Journal, No. 3 (32), pp. 113-117

Контактная информация: marinafs13@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 31.07.2023

УДК 796.011

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ КООРДИНАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Петр Иванович Храмцов, доктор медицинских наук, профессор, Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей, Москва, Государственный университет просвещения, Мытищи, Московская область; Надежда Олеговна Березина, кандидат медицинских наук, Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей, Москва; Светлана Николаевна Храмцова, кандидат биологических наук, доцент, Государственный университет просвещения, Мытищи, Московская область; Елена Владимировна Разова, кандидат педагогических наук, доцент, Государственный университет просвещения, Мытищи, Московская область, председатель, Национальная ассоциации учителей физической культуры, Москва; Ирина Владимировна Кулишенко, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Валерьевна Крякина, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Сергеевна Фандеева, доцент, Государственный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.