УДК 159.942.5 DOI 10Л7238^П1998-5320.2018.34Л43
Е. Г. Ожогова,
Омский государственный педагогический университет Т. В. Малютина, Л. В. Лонская, Ю. В. Лалов, Омский государственный медицинский университет
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРЕССЫ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ СИНДРОМА ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ
Проблема и цель. Проведено исследование по проблеме профессиональных стрессов в развитии синдрома психического выгорания. На основе обобщения результатов эмпирического исследования рассматривается роль синдрома психического выгорания в деятельности педагога. Анализируется сущность основных понятий. Опытным путём изучаются структурные особенности синдрома психического выгорания и основные профессиональные стрессы.
Методология исследования проводится на основе корреляционного анализа, с помощью которого была установлена взаимосвязь синдрома психического выгорания и различных профессиональных стрессов.
Авторами статьи сделаны выводы и предложены общие рекомендации для руководителей образовательных учреждений, направленные на предупреждение развития синдрома психического выгорания у педагогов.
Ключевые слова: синдром психического выгорания, эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений, профессиональные стрессы.
Проблема и цель. Основными составляющими психического здоровья являются мотивацион-но-эмоциональная, интеллектуальная и духовно-нравственная сферы личности. Перечисленные выше составляющие психического здоровья наиболее чувствительны ко всем воздействиям социального мира и формируются под непосредственным его влиянием.
Немаловажно отметить, что основными показателями достижения психического здоровья являются: эмоциональное благополучие, положительная самооценка и уважение к себе; психосоциальное развитие, соответствующее возрасту; эффективные способы удовлетворения потребностей; умение переживать неудачи; умение приспособиться к окружающей среде; разумная степень независимости; умение эффективно справляться со стрессом; чувство «хозяина» жизни, т. е. уверенность человека в том, что он сам управляет своей жизнью; отношения с другими людьми; способность к эффективной работе.
Вместе с тем ресурсы, обеспечивающие поддержание психического здоровья и высокого уровня профессиональной продуктивности, связаны не только с личностью специалиста, но и факторами рабочей среды.
Благоприятный психологический климат всего педагогического коллектива и психоэмоциональное самочувствие каждого педагога в отдельности в значительной степени зависят от различных организационно-управленческих факторов. Ряд авторов при анализе причин, вызывающих психическое выгорание, подчёркивают детерминирующую роль профессиональных стрессов [1; 3; 4; 7].
Под профессиональным стрессом принято иметь в виду сложное эмоциональное состояние, связанное с перегрузкой нервной системы человека, вызванное различными профессионально обусловленными факторами [1; 5].
Различные характеристики организационной среды, такие как кадровая политика, график работы, характер руководства, бюрократизация образовательного процесса, рабочая нагрузка, распределение обязанностей, система вознаграждений, при их неблагоприятном сочетании могут влиять на развитие хронического профессионального стрессового напряжения и, как следствие, приводить к развитию психического выгорания [2-4; 6].
Проблема профессионального стресса особенно остро стоит в настоящее время.
В работах зарубежных учённых (К. Купер, Д. Маршалл) описаны исследования источников стресса работников интеллектуального труда.
1. Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:
- перегрузки или недогрузки работой. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадёжности и материальных потерь;
- плохие физические условия труда, например, отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум;
- дефицит времени (не успеваешь заканчивать дела вовремя);
- необходимость самостоятельного принятия решения.
2. Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации:
- ролевая неопределённость, например, недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег и начальства;
- ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен или чего не желает делать;
- ответственность за других людей и вещи (оборудование, бюджет и т. п.). Заметим, что ответственность за людей более стрессогенна;
- слишком низкая ответственность, больно бьющая по самолюбию и очень расхолаживающая в работе;
- малая степень участия в принятии решений в организации.
3. Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе:
- взаимоотношения с руководством, подчинёнными, коллегами;
- трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчинённых выполнять распоряжения руководителя).
4. Факторы, связанные с деловой карьерой:
- два основных стрессогенных фактора - профессиональная «неуспешность» и боязнь ранней отставки;
- статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения «предела» своей карьеры;
- отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание изменений, нестабильность);
- несоответствие уровня притязаний данному профессиональному статусу.
5. Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом:
- неэффективное консультирование (невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных вопросов);
- ограничение свободы поведения, интриги и т. п.
6. Внеорганизационные источники стрессов:
- основные проблемы работника, возникающие в семейной жизни;
- различия по психометрическим данным: экстерналы более адаптивны к различным ситуациям, чем интерналы; «ригидные» больше реагируют на неожиданности, идущие от начальства; «подвижные» чаще оказываются перегруженными работой; ориентированные на достижение показывают большую независимость и включённость в работу, чем ориентированные на безопасность и спокойствие.
Как мы отмечали выше, профессиональные стрессы становятся причиной, обусловливающей развитие многих негативных профессиональных состояний, например, таких как синдром психического выгорания. Если принять во внимание, что профессия педагога относится к профессиям с умеренным уровнем стрессогенности, то профессиональные стрессы не являются основной причиной формирования синдрома психического выгорания, однако такие факторы, как эмоциональная насыщенность труда педагога, его когнитивная сложность, переизбыток профессионального общения, постоянные информационные перегрузки создают фон хронического эмоционального напряжения профессионально-педагогической деятельности. Константный хронический уровень стресса даже среднего уровня интенсивности постепенно приводит к истощению нервных процессов, снижению уровня профессиональной продуктивности и создаёт предпосылку для формирования деструктивных профессиональных состояний.
Для дальнейшего рассмотрения проблемы детерминирующей роли профессиональных стрессов в развитии синдрома психического выгорания обратимся к анализу данного понятия. В научной психологической литературе под синдромом психического выгорания принято понимать сложное профессионально обусловленное состояние, которое характеризуется психофизиологическим, эмоциональным, физическим истощениями, формирующимися на фоне коммуникативной перегрузки в профессиях социального типа. Очень часто синдром психического выгорания проявляется в деструкции нравственной сферы личности - очерствелости, равнодушии, грубости и озлобленности по отношению к субъектам труда [1-4].
Согласно трёхкомпонентной структуре синдрома психического выгорания (К. Маслач) выделяют эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Кратко остановимся на характеристике этих компонентов. Эмоциональное истощение проявляется в усталости,
повышенном уровне утомляемости и опустошённости, вызванной профессиональной деятельностью. Деперсонализация выражается в нравственно-этической дезориентации: цинизм, пессимизм, негативное отношение к работе. Редукция личных достижений связана с переживанием профессиональной некомпетентности, обесценивании своих профессиональных заслуг и снижении самооценки [3].
В научной литературе выделяют две основные группы факторов, лежащих в основе формирования синдрома психического выгорания. Первая группа - организационные факторы (рабочие перегрузки, уровень заработной платы, отношения в коллективе, стиль управления, система поощрений и наказаний). Вторая группа - индивидуальные факторы (темперамент, характер, самооценка, профессиональные ценности и смыслы, индивидуальный стиль деятельности, уровень стрессо-устойчивости) [4].
Одной из глобальных причин формирования синдрома психического выгорания является несовместимость личностных характеристик педагога и требований профессиональной деятельности. На наш взгляд, необходимо подчеркнуть, что в отношении к профессиональной деятельности непосредственно должно прослеживаться единство личностной направленности и профессиональной позиции. Несоответствие личности и профессии выступает основой формирования профессиональных деструкций, хронизации стресса и разрушения здоровья педагога.
Многие возможности, способствующие сохранению здоровья педагогов и предупреждению синдрома психического выгорания, а также восстановление профессионального потенциала находятся в компетенции администрации образовательных учреждений, но зачастую руководитель не использует их или использует недостаточно рационально и выгорает параллельно со своим педагогическим коллективом. Таким образом, снижается профессиональная эффективность работы всего образовательного учреждения [2; 8].
В связи с этим особо остро встаёт проблема изучения психического выгорания в контексте административных и управленческих особенностей образовательного учреждения и разработки на этой основе системы предупреждающих мероприятий, направленных на профилактику психического выгорания и коррекцию уже имеющихся нарушений [8].
Методология. Нами была предпринята попытка изучения особенностей самого синдрома психического выгорания и основных профессиональных стрессов, вызванных управленческими причинами, с одной стороны, и исследования влияния организационных факторов на развитие синдрома выгорания - с другой.
С этой целью нами были использованы следующие методики: 1) «Опросник на выгорание» МВ1; 2) комплексная анкета; 3) сетка профессиональных стрессоров и способов их преодоления; 4) модифицированная методика «Незаконченные предложения».
Исследование проводилось в 2014-2015 гг., в качестве субъектов исследования выступали 40 школьных педагогов и педагогов начального профессионального образования.
Результаты исследования. Анализ полученных данных показывает, что самое высокое значение в синдроме психического выгорания наблюдается по компоненту редукция профессиональных обязанностей. Так, у 42,5 % обследованных педагогов средняя степень выраженности, у 40 % - высокая. Эмоциональное истощение в средней степени выражено у 35 %, в высокой - у 17,5 %. Данные по деперсонализации представлены следующим образом: у 20 % испытуемых средняя степень выраженности, у 12,5 % - высокая. Полученная картина синдрома психического выгорания указывает на понижение чувства профессиональной компетентности, негативное самовосприятие, осознание своей неуспешности и несостоятельности, а также преобладание чувств эмоциональной опустошённости и усталости, вызванные собственной работой.
В качестве основных стрессогенных факторов, вызванных управленческими причинами, мнения испытуемых разделились таким образом: конфликты с администрацией по причинам её низкой управленческой культуры и компетентности - 35 %; неадекватное оценивание администрацией профессионального труда работников - 25 %; унижение перед коллективом - 15 %; недоверие руководителя к возможностям и способностям работника - 10 %; оскорбление со стороны администрации отдельных работников - 7,5 %; проблемы, связанные с аттестацией профессионализма работников - 5 %; слабые знания руководителем индивидуальных особенностей работника - 2,5 %.
Проведённый нами корреляционный анализ позволяет судить об обусловленности выгорания рядом организационных факторов. Отмечаются достоверные (р > 0,01) корреляционные связи между эмоциональным истощением, неудовлетворённостью условиями и содержанием деятельности г = 0,726; системой морального и материального стимулирования г = 0,589; стилем руководства
г = 0,515; отсутствием возможности профессионального роста г = 0,4; отношением с руководством г = 0,392. Деперсонализация также коррелирует с вышеперечисленными организационными факторами: неудовлетворённостью условиями и содержанием деятельности г = 0,526; системой морального и материального стимулирования г = 0,723; стилем руководства г = 0,542; отсутствием возможности профессионального роста г = 0,418. И, наконец, установлена корреляционная связь между редукцией профессиональных достижений и отношениями с руководством г = 0,42, а также отсутствиием возможности профессионального роста г = -0,354.
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод: комплекс разнообразных стрессогенных факторов, вызванных управленческими причинами и организационными трудностями, в значительной степени способствует психическому выгоранию педагогов. Занижается значимость своей профессиональной деятельности, формируется негативное самоотношение и установка бесполезности и недооценки своего личного вклада, что, в конечном счёте, может привести к профессиональному застою или уходу из профессии. Негативный социально-психологический климат в педагогическом коллективе, отсутствие взаимопонимания, конфликты с руководством и оскорбления часто становятся источником волнений и дезорганизующим моментом успешной профессиональной деятельности. Такая ситуация во многом отражает декларативный характер перехода к гуманистическим формам управления, обращённым к человеку, в действительности же во многих образовательных учреждениях пока ещё преобладает обезличенная система управления, основанная на административно-бюрократических методах.
Положительная тенденция в решении подобной проблемы возможна, во-первых, если переход к гибкому, адаптивному, гуманному, здоровьесберегающему управлению образовательными учреждениями станет общей задачей государства, общества, руководителей образовательных учреждений, всего педагогического коллектива и каждого сотрудника в отдельности; во-вторых, если произойдет изменение позиции руководителей образовательных учреждений от бюрократа и функционера к фа-силитатору, старшему и мудрому соратнику, руководствующемуся принципами сотрудничества и поддержки; в-третьих, при реализации постоянно действующих психологических программ, направленных на профилактику психического выгорания.
Выводы. Для руководителей образовательных учреждений на основе полученных результатов исследования и анализа различных литературных источников нами были разработаны общие рекомендации, направленные на минимизацию деструктивного влияния организационных факторов. Следование рекомендациям не исключает возможности формирования синдрома психического выгорания, но позволяет значительно снизить риск его возникновения и улучшить психологическую атмосферу в коллективе:
1. Чётко распределить обязанности между сотрудниками.
2. Продумать должностные инструкции и сделать их разумными.
3. Наладить поддерживающие социальные моменты.
4. Предоставлять независимость и самостоятельность, возможность принимать важные решения.
5. Придерживаться демократического стиля управления коллективом.
6. Обеспечить полноценный отдых своим подчинённым (уменьшить рабочие часы, своевременно предоставлять отпуска, доплачивать за сверхурочные нагрузки).
7. Использовать различные моральные поощрения.
8. Оказывать поддержку подчинённым, особенно при неудачах и трудностях.
9. Организовать досуговые мероприятия (праздники, конкурсы, смотры и т. д.), улучшающие климат в коллективе и психологическое здоровье сотрудников.
10. Обеспечить подчинённым возможность профессионального роста.
11. Сократить сферы распорядительных методов управления (приказы, указания, распоряжения, дисциплинарные взыскания) и максимально расширить применение психологических методов управления.
Результаты проведённого исследования помогают в решении задач по разработке мероприятий, направленных на профилактику и укрепление психического здоровья педагогов образовательных учреждений, а также могут служить перспективой при проведении дальнейших исследований, направленных на изучение данного феномена.
Библиографический список
1. Бойко В. В. Энергия эмоций: [Эмоции в общении, эмоции в проявлениях личности, созидающая сила эмоций, методики для изучения эмоций]. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2004. 474 с.
2. Буянкина М. А. Проблема психического выгорания личности и организационная культура // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2008. № 3. С. 47-51.
3. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. 336 с.
4. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. М.: Институт психологии РАН, 2005. 330 с.
5. Психология профессионального здоровья : учебное пособие / под. ред. проф. Г. С. Никифорова. СПб: Речь, 2006. 480 с.
6. Пряжников Н. С., Румянцева Л. С. Бюрократизация образовательного процесса как фактор «эмоционального выгорания» педагогов и психологов // Вестник московского городского педагогического университета. 2015. № 3 (33). С. 45-62.
7. Рогинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Том 23. № 3. С. 85-95.
8. Якубенко О. В. Роль руководителя дошкольного образовательного учреждения в организации профилактики эмоционального выгорания педагогов // Учёные записки ИУО РАО. 2016. № 59. С. 184-187.
E. G. Ozhogova,
Сandidate of Psychological Sciences, Associate Professor Department
of pedagogy, psychology of childhood, Omsk State Pedagogical University, 14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.ord/0000-0002-5176-5965
T. V. Malyutina,
Сandidate of Psychological Sciences, Senior Lecturer, Omsk State Medical University, 12 Lenin st., Omsk, 644099, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.ord/0000-0001-8741-4684
L. V. Lonskaya,
Сandidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Omsk State Medical University, 12 Lenin st., Omsk, 644099, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.ord/0000-0001-6467-8169
Yu. V. Lalov,
Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Department of neurology and neurosurgery,
Omsk State Medical University, 12 Lenin st., Omsk, 644099, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.ord/0000-0002-0659-7413
PROFESSIONAL STRESSES AND THEIR ROLE IN THE DEVELOPMENT OF MENTAL BURNOUT SYNDROME
Introduction. A study on the problem of professional stress in the development of burnout syndrome is performed. On the basis of empirical research results generalization the role of the mental burnout syndrome in teacher activity is considered. The essence of the basic concepts is analyzed. The structural features of the burnout syndrome and the main professional stresses are studied empirically.
The methodology of the study is based on the correlation analysis used to establish the relationship between the "mental burnout" syndrome and various professional stresses.
The authors of the article draw conclusions and offer General recommendations for heads of educational institutions aimed at preventing the burnout syndrome development among teachers.
Keywords: burnout syndrome, emotional exhaustion, depersonalization, reduction of personal achievements, professional stress.
References
1. Boyko V. Energy of emotions: [Emotions in communication, emotions in the manifestations of personality, the creative power of emotions, methods for studying emotions]. 2nd ed., rev. and extra. Saint-Petersburg: Peter Publ., 2004. 474 p.
2. Buyankina M. A. The Problem of mental burnout personality and organizational culture. Vestnik of Kostroma State University. 2008, no. 3, pp. 47-51.
3. Vodopyanova N. E. Burnout Syndrome: diagnosis and prevention. Saint-Petersburg: Peter Publ., 2005. 336 p.
4. Orel V. E. Syndrome of mental burnout ofpersonality. Moscow: Institute of psychology RAS, 2005. 330 p.
5. Psychology of professional health. The textbook. Under. ed. prof. G. S. Nikiforova. SPb: Speech Publ., 2006. 480 p.
6. Pryazhnikov N. S., Rumyantseva L. S. Bureaucratization of the educational process as a factor of emotional burnout of teachers and psychologists. Bulletin of the Moscow city pedagogical University. 2015, no. 3 (33). pp. 45-62.
7. Roginskaya T. I. Syndrome of burnout in the social professions. Psychological journal. 2002, vol. 23, no. 3. pp. 85-95.
8. Yakubenko O. V. The Role of the head of preschool educational institution in the organization of prevention of emotional burnout of teachers. Scientific notes of IUO RAO. 2016, no. 59. pp. 184-187.
Поступила в редакцию 12.11.2018 © Е. Г. Ожогова, Т. В. Малютина, Л. В. Лонская, Ю. В. Лалов, 2018
Авторы статьи:
Елена Геннадьевна Ожогова, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии детства, Омский государственный педагогический университет, 644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14. Татьяна Владимировна Малютина, кандидат психологических наук, старший преподаватель, Омский государственный медицинский университет, 644099, Омск, ул. Ленина, 12.
Лариса Владимировна Лонская, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный медицинский университет, 644099, Омск, ул. Ленина, 12.
Юрий Владимирович Лалов, кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры неврологии и нейрохирургии, Омский государственный медицинский университет, 644099, Омск, ул. Ленина, 12.
Рецензенты:
А. И. Артюхина, доктор педагогических наук, кандидат медицинских наук, руководитель курса педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования кафедры социальной работы, профессор кафедры социальной работы с курсом педагогики и ОТ ДПО, Волгоградский государственный медицинский университет.
М. Г. Голубчикова, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет.