Научная статья на тему 'Профессиональные стрессы и синдром "психического выгорания"'

Профессиональные стрессы и синдром "психического выгорания" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ "ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ" / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ / ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / РЕДУКЦИЯ ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРЕССЫ / SYNDROME "MENTAL BURNOUT" / EMOTIONAL EXHAUSTION / DEPERSONALIZATION / PERSONAL ACCOMPLISHMENT / PROFESSIONAL STRESSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ожогова Е.Г.

В данной статье, на основе обобщения результатов эмпирического исследования рассматривается роль профессиональных стрессов в развитии синдрома «психического выгорания». Анализируется сущность основных понятий. Опытным путем изучаются структурные особенности синдрома «психического выгорания» и основные профессиональные стрессы. С помощью корреляционного анализа была установлена взаимосвязь синдрома «психического выгорания» и различных профессиональных стрессов. Предложены общие рекомендации для руководителей образовательных учреждений, направленные на предупреждение развития синдрома «психического выгорания» у педагогов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL STRESSES AND THE "MENTAL BURNOUT" SYNDROME

In given article, the role of professional stresses in the development of the «mental burnout» syndrome, based on the summarized results of empirical research is considered. The essence of the basic concepts is analyzed. Structural features of the «mental burnout» syndrome and the main professional stresses are studied empirically. The interrelation between the «mental burnout» syndrome and several professional stresses are established by the correlation analysis. The general recommendations leading to the prevention of the teachers «mental burnout» syndrome are offered for heads of the educational establishments.

Текст научной работы на тему «Профессиональные стрессы и синдром "психического выгорания"»

ОМСКИЙ ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. № 1 (15) 2018

Клиническая психология

УДК 159.942.5

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРЕССЫ И СИНДРОМ «ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ» Е.Г. Ожогова

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет». Кафедра педагогики и психологии детства

Аннотация. В данной статье, на основе обобщения результатов эмпирического исследования рассматривается роль профессиональных стрессов в развитии синдрома «психического выгорания». Анализируется сущность основных понятий. Опытным путем изучаются структурные особенности синдрома «психического выгорания» и основные профессиональные стрессы. С помощью корреляционного анализа была установлена взаимосвязь синдрома «психического выгорания» и различных профессиональных стрессов. Предложены общие рекомендации для руководителей образовательных учреждений, направленные на предупреждение развития синдрома «психического выгорания» у педагогов.

Ключевые слова. Синдром «психического выгорания», эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений, профессиональные стрессы .

PROFESSIONAL STRESSES AND THE "MENTAL BURNOUT" SYNDROME E.G. Ozhogova

Abstract. In given article, the role of professional stresses in the development of the «mental burnout» syndrome, based on the summarized results of empirical research is considered. The essence of the basic concepts is analyzed. Structural features of the «mental burnout» syndrome and the main professional stresses are studied empirically. The interrelation between the «mental burn-out» syndrome and several professional stresses are established by the correlation analysis. The general recommendations leading to the prevention of the teachers «mental burnout» syndrome are offered for heads of the educational establishments.

Keywords. Syndrome «mental burnout», emotional exhaustion, depersonalization, personal accomplishment, professional stresses.

Благоприятный психологический климат всего педагогического коллектива, и психоэмоциональное самочувствие каждого педагога в отдельности, в значительной степени, зависит от различных организационно-управленческих факторов. Ряд авторов, при анализе причин вызывающих «психическое выгорание», особенно подчеркивают детерминирующую роль профессиональных стрессов [1; 3; 4; 7;].

Под профессиональным стрессом принято считать сложное эмоциональное состояние, связанное с перегрузкой нервной системы человека вызванное различными профессионально обусловленными факторами [1; 5].

Различные характеристики организационной среды, такие как кадровая политика, график работы, характер руководства, бюрократизация образовательного процесса, рабочая нагрузка, распределение обязанностей, система вознаграждений и.т.д., при их не благоприятном сочетании могут влиять на развитие хронического профессионального стрессового напряжения и как следствие развитие «психического выгорания» [2; 3; 4; 6].

Многие возможности, способствующие сохранению здоровья педагогов и предупреждения

синдрома «психического выгорания», а также восстановление профессионального потенциала находятся в компетенции администрации образовательных учреждений, но зачастую, руководить не использует их или использует недостаточно рационально, и «выгорает» параллельно со своим педагогическим коллективом. Таким образом, снижается профессиональная эффективность работы всего образовательного учреждения [2; 8].

В связи с этим, с особой остротой, встает проблема изучения «психического выгорания» в контексте административных и управленческих особенностей образовательного учреждения и разработке на этой основе системы, предупреждающих мероприятий, направленных на профилактику «психического выгорания» и коррекцию уже имеющихся нарушений [8].

Нами была предпринята попытка изучения, с одной стороны, особенностей самого синдрома «психического выгорания» и основных профессиональных стрессов вызванных управленческими причинами, с другой, исследовать влияние организационных факторов на развитие синдрома «выгорания».

С этой целью нами были использованы следующие методики: 1."Опросник на выгорание"

MBI; 2. Комплексная анкета; 3. Сетка профессиональных стрессоров и способов их преодоления; 4. Модифицированная методика «Незаконченные предложения».

Иследование проводилось в 2014-2015 году, в качестве субъектов исследования выступали 40 школьных педагогов и педагогов начального профессионального образования.

Анализ полученных данных показывает, что доминирующее значение в синдроме «психического выгорания» наблюдается по компоненту редукция профессиональных обязанностей. Так у 42,5% обследованных педагогов можно отметить среднюю и у 40% высокую степень выраженности. Эмоциональное истощение, в средней степени выражено у 35% и высокой степени у 17,5% испытуемых. Данные по деперсонализации представлены следующим образом: у 20% испытуемых средняя степень выраженности и 12,5 % высокая. Полученная картина синдрома «психического выгорания» указывает на понижение чувства профессиональной компетентности, негативное самовосприятие, осознание своей неуспешности и несостоятельности, а также преоб-ладани чувств эмоциональной опустошенности и усталости, вызванных собственной работой.

В качестве основных стрессогенных факторов, вызванных управленческими причинами мнение испытуемых разделились таким образом: конфликты с администрацией по причинам ее низкой управленческой культуры и компетентности - 35 %; неадекватная оценка администрацией профессионального труда работников -25%; унижение перед коллективом - 15%; недоверие руководителя к возможностям и способностям работника 10%; оскорбление со стороны администрации отдельных работников - 7,5 %; проблемы, связанные с аттестацией профессионализма работников -5%; слабые знания руководителем индивидуальных особенностей работника - 2,5%.

Проведенный нами корреляционный анализ позволяет судить об обусловленности «выгорания» рядом организационных факторов. Так отмечаются достоверные (р > p 0,01) корреляционные связи эмоционального истощения и неудовлетворенностью условиями и содержанием деятельности г=0,726; системой морального и материального стимулирования г=0,589; стилем руководства г=0,515; отсутствием возможности профессионального роста г=0,4; отношение с руководством г=0, 392. Деперсонализация также коррелирует с вышеперечисленными организационными факторами: неудовлетворенностью условиями и содержанием деятельности г=0,526; системой морального и материального стимулирования г=0,723; стилем руководства г=0,542; отсутствием возможности профессионального роста г=0,418. И, наконец, установлена корреляционная связь между редукцией профессиональных достижений и отношением с руководством г=0,42, а

также отсутствием возможности профессионального роста г= - 0,354.

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать следующий вывод. Комплекс разнообразных стрессогенных факторов вызванных управленческими причинами и организационными трудностями, в значительной степени, способствуют «психическому выгоранию» педагогов. Снижается значимость своей профессиональной деятельности, формируется негативное самоотношение и установка бесполезности и недооценки своего личного вклада, что, в конечном счете, может привести к профессиональному застою или уходу из профессии. Негативный социально-психологический климат в педагогическом коллективе, отсутствия взаимопонимания, конфликты с руководством и оскорбления часто становится источником волнений и дезорганизующим моментом успешной профессиональной деятельности. Такая ситуация во многом отражает декларативный характер перехода к гуманистическим формам управления, обращенных к человеку, в действительности же, во многих образовательных учреждениях, пока еще преобладает, обезличенная система управления, основанная на административно-бюрократических методах.

Положительная тенденция в решении подобной проблемы возможна, во-первых, если переход к гибкому, адаптивному, гуманному, здоровье сберегающему управлению образовательными учреждениями станет общей задачей государства, общества, руководителей образовательных учреждений, всего педагогического коллектива и каждого сотрудника в отдельности. Во-вторых, изменение позиции руководителей образовательных учреждений от бюрократа и функционера к фасилитатору, старшему и мудрому соратнику руководствующегося принципами сотрудничества и поддержки и, в-третьих, реализации постоянно действующих психологических программ направленных на профилактику «психического выгорания».

На основе полученных результатов исследования и анализа различных литературных источников, для руководителей образовательных учреждений нами были разработаны общие рекомендации, направленные на минимизацию деструктивного влияния организационных факторов. Следование им не исключает возможности формирования синдрома «психического выгорания», но вместе с тем позволяет значительно снизить риск его возникновения и улучшить психологическую атмосферу в коллективе. 1.Четкое распределение обязанностей между сотрудниками.

2. Продумать должностные инструкции и сделать их разумными.

3. Наладить поддерживающие социальные моменты.

4. Предоставлять независимость и самостоятельность, возможность принимать важные решения.

5. Придерживаться демократического стиля управления коллективом.

6. Обеспечить полноценный отдых своим подчиненным (уменьшить рабочие часы, своевременно предоставлять отпуска доплачивать за сверхурочные нагрузки).

7. Использовать различные моральные поощрения.

8. Оказывать поддержку своим подчиненным, особенно при неудачах и трудностях.

9. Организация досуговых мероприятий,

(праздников, конкурсов, смотров и.т.д) улучшающих климат в коллективе и психологическое здоровье сотрудников.

10.0беспечить своим подчиненным возможность профессионального роста.

11.Сокращение сферы распорядительных методов управления (приказов, указаний, распоряжений, дисциплинарных взысканий) и максимальное расширение применения психологических методов управления.

Литература

1.Бойко В. В. Энергия эмоций: [Эмоции в общении, эмоции в проявлениях личности, созидающая сила эмоций, методики для изучения эмоций] / В. В. Бойко. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2004. - 474 с.

2.Буянкина М.А. Проблема психического выгорания личности и организационная культура / М.А. Буянкина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2008, с. 47-51.

3.Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. -СПб.: Питер, 2005. - 336 с.

4.Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 330

с.

5.Психология профессионального здоровья. Учебное пособие / Под. ред. проф. Никифорова Г.С.- СПб: Речь, 2006.480 с.

6.Пряжников, Н.С., Румянцева Л.С. Бюрократизация образовательного процесса как фактор «эмоционального выгорания» педагогов и психологов / Н.С. Пряжников, Л.С. Румянцева // Вестник московского городского педагогического университета. - 2015. - №3 (33). - С. 45-62.

7.Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях.// Психологический журнал. - 2002 г., Том 23 №3. с. 85-95.

8.Якубенко О.В. Роль руководителя дошкольного образовательного учреждения в организации профилактики эмоционального выгорания педагогов / О.В. Якубенко // Ученые записки ИУО РАО. 2016. № 59. С. 184-187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.