Научная статья на тему 'Факторы, обуславливающие профессиональное выгорание педагогов в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования'

Факторы, обуславливающие профессиональное выгорание педагогов в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1770
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРЕСС / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погорелов Дмитрий Николаевич

В статье автор рассматривает факторы, обуславливающие актуализацию профессионального выгорания педагогов в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Обозначено, что с введением указанных стандартов педагоги сталкиваются с необходимостью изменений в профессиональной деятельности, что влечет за собой повышенный риск актуализации профессионального выгорания. Автор акцентирует внимание на коммуникативных, личностных и средовых факторах профессионального выгорания педагогов. Выявлено, что профессиональная деятельность педагога требует значительной отдачи с трех сторон эмоциональной, интеллектуальной и физической. Психофизические ресурсы личности нуждаются в своевременном восстановлении. Длительный стресс истощает организм специалиста, соответственно усталость становится хронической. Это обуславливает ряд симптомов профессионального выгорания. Подчеркивается негативный характер влияния профессионального выгорания на эффективность и результативность профессиональной деятельности педагога, в связи с чем особое значение приобретает профилактика профессионального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers’ professional burnout factors in the context of adoption of federal state educational standards of general education

The author of the article considers the factors causing the actualization of teachers’ professional burnout in the conditions of the adoption of federal state educational standards of general education. It is indicated that with the adoption of these standards, teachers are faced with the need for changes in their professional activity, which entails an increased risk of actualization of professional burnout. The author focuses on the communicative, personal and environmental factors of teachers’ professional burnout. The professional activity of the teacher requires significant impact from three sides is revealed. They are emotional, intellectual and physical sides. Psychophysical resources of the individual need a timely recovery. Long-term stress depletes the body of a specialist, so fatigue becomes chronic. This causes a number of symptoms of professional burnout. The negative character of the influence of professional burnout on the efficiency and effectiveness of the professional activity of the teacher is emphasized, and therefore the prevention of professional burnout takes on special importance.

Текст научной работы на тему «Факторы, обуславливающие профессиональное выгорание педагогов в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

^ %

ЧИППКРО

УДК 371.12+378.091.398

Факторы, обуславливающие

профессиональное выгорание педагогов в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Д. Н. Погорелов

Teachers' professional burnout factors in the context of adoption of federal state educational standards of general education

D. N. Pogorelov

Аннотация. В статье автор рассматривает факторы, обуславливающие актуализацию профессионального выгорания педагогов в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Обозначено, что с введением указанных стандартов педагоги сталкиваются с необходимостью изменений в профессиональной деятельности, что влечет за собой повышенный риск актуализации профессионального выгорания. Автор акцентирует внимание на коммуникативных, личностных и средовых факторах профессионального выгорания педагогов. Выявлено, что профессиональная деятельность педагога требует значительной отдачи с трех сторон - эмоциональной, интеллектуальной и физической. Психофизические ресурсы личности нуждаются в своевременном восстановлении. Длительный стресс истощает организм специалиста, соответственно усталость становится хронической. Это обуславливает ряд симптомов профессионального выгорания. Подчеркивается негативный характер влияния профессионального выгорания на эффективность и результативность профессиональной деятельности педагога, в связи с чем особое значение приобретает профилактика профессионального выгорания.

Abstract. The author of the article considers the factors causing the actualization of teachers ' professional burnout in the conditions of the adoption of federal state educational standards of general education. It is indicated that with the adoption of

these standards, teachers are faced with the need for changes in their professional activity, which entails an increased risk of actualization ofprofessional burnout. The author focuses on the communicative, personal and environmental factors of teachers' professional burnout. The professional activity of the teacher requires significant impact from three sides is revealed. They are emotional, intellectual and physical sides. Psychophysical resources of the individual need a timely recovery. Long-term stress depletes the body of a specialist, so fatigue becomes chronic. This causes a number of symptoms of professional burnout. The negative character of the influence of professional burnout on the efficiency and effectiveness of the professional activity of the teacher is emphasized, and therefore the prevention of professional burnout takes on special importance.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, педагогическая деятельность, стресс, федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные деструкции.

Keywords: professional burnout, pedagogical activity, stress, federal state educational standards, professional destruction.

Одним из наиболее приоритетных направлений в изучении феномена эмоционального выгорания является его рассмотрение сквозь призму профессиональной деятельности человека. Изучение стрессогенных факторов профессиональной деятельности педагога выступает в качестве важного направления, поскольку содержание данной деятельности и

Д. Н. Прогорелое

факторы, обуславливающие профессиональное выгорание педагогов...

условия ее реализации требуют высокого уровня мобилизации внутренних ресурсов личности, истощение которых ведет к нарушениям психологического здоровья педагога.

Федеральные государственные образовательные стандарты - важная ступень в реформировании современной школы, приоритетными направлениями которой отныне становится обеспечение психологического здоровья обучающихся, индивидуализация образовательного маршрута, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. В условиях «новой школы» необходимо обеспечение личностного развития школьника, его способностей, умения достигать поставленные цели. Рассматривая критерии готовности образовательного учреждения к введению федеральных государственных образовательных стандартов, А. В. Ильина особо акцентирует внимание на осуществления повышения квалификации учителей [1].

С введением нового ФГОС усиливается психологическое напряжение педагогов, поскольку в изменившихся условиях педагог должен изменить привычный стиль деятельности, найти мотивационные ресурсы для принятия и включения в реализацию происходящих изменений, систематически совершенствовать свою профессиональное мастерство и повышать квалификацию. Безусловно, перечисленные факторы повышают риск возникновения профессионального выгорания педагогов. В связи с этим проблема профессионального выгорания педагогов приобретает особую актуальность.

Впервые термин "burnout" (выгорание, сгорание) был введен Х. Фреденбергом (1974) для характеристики психологического состояния здоровых людей, которые пребывают в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной среде при оказании профессиональной помощи [2]. Синдром профессионального выгорания интерпретируется как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы, возникающие в межличностных коммуникациях. Синдром профессионального выгорания включает в себя такие проявления, как эмоциональная истощенность; редукция профессиональных достижений [3]. При характери-

стике профессионального выгорания педагогов речь идет о перманентной усталости, подавленности, немотивированной агрессивности, неудовлетворенности собственной профессиональной деятельностью. Педагоги с профессиональным выгоранием предъявляют повышенные требования к результатам деятельности других людей, причем эти требования чаще всего необоснованны.

К числу наиболее подверженных негативным профессиональным явлениям относятся представители коммуникативных профессий, прежде всего, за счет влияния частого профессионального общения и необходимости устанавливать эффективные межличностные отношения [4]. Профессиональное выгорание крайне негативно влияет на эффективность профессиональной деятельности специалиста, снижая ее качество.

Проблема профессиональных деструкций освещена в работах Е. Л. Солдатовой, А. А Шевченко [5]. Особенности проявления профессионального выгорания среди работников образовательных организаций в своих научных трудах рассматривают Л. А. Китаев-Смык [6], О. И. Бабич [7], В. В. Бойко [8], Т. И. Ронгин-ская [9], Т. В. Форманюк [10], В. И. Долгова [11], О. В. Хухлаева [12].

Учебно-воспитательный процесс требует от педагогов значительной отдачи с трех сторон - эмоциональной, интеллектуальной и физической. Психофизические ресурсы личности требуют восстановления, а продолжительное пребывание в состоянии стресса истощает организм специалиста, усталость становится хронической, что и обуславливает ряд симптомов психофизического выгорания.

Н. В. Маркина считает, что обращение педагогов к разработке инновационных образовательных программ, проектов, создание локальных или комплексных инновационных продуктов связано с мощным мотивационным ресурсом.

Однако мотивация профессиональной деятельности у педагогов с профессиональным выгоранием снижается [13].

Структура профессионального выгорания включает в себя 3 аспекта - эмоциональную усталость (истощение, равнодушие, опустошенность), деперсонализацию (деформация отношений в социуме) и редукцию професси-

ональных достижений (осознание низкого уровня собственной компетентности и профессионализма).

К. Маслач, характеризуя особенности развития профессионального выгорания, выделяет ряд стадий [4]:

1 стадия - специалист ощущает эмоциональную опустошенность, планомерно снижается уровень остроты ощущений и переживаний, преобладают негативные эмоции, в отношениях с ближайшим окружением, актуализируется чувство отстраненности, повышается уровень тревожности, неудовлетворенности, раздражительности;

2 стадия - чувство опустошенности и отстраненность распространяется на большую часть социальных контактов, качество отношений с коллегами снижается - проявления антипатии и раздражения происходят непосредственно при личном контакте;

3 стадия - трансформируются ценностные установки, уровень безразличия возрастает и распространяется на неформальное общение специалиста - эмоциональное истощение влечет за собой появление физической и интеллектуальной усталости.

Педагоги неслучайно составляют группу повышенного риска актуализации профессионального выгорания. Первой группой факторов, актуализирующих профессиональное выгорание педагогов, являются коммуникативные факторы. Педагогическая деятельность предполагает выстраивание длительной и интенсивной коммуникации с субъектами образовательных отношений. Данная коммуникация эмоционально-насыщенна и предполагает наличие множества конфликтных ситуаций. «Выгоревшие» профессионалы используют такие способы взаимодействия с другими людьми, которые основаны на доминировании и склонности не воспринимать потребности оппонента по конфликту [5].

Второй группой факторов выступают личностные факторы. Синдрому профессионального выгорания больше подвержены педагоги, испытывающие хронический внутрилич-ностный конфликт, связанный с профессиональной деятельностью. Чаще всего речь идет о конфликте между профессиональной деятельностью и семьей, при котором профессиональная деятельность, вследствие высоких

требований, ущемляет семейные отношения. Более того, речь идет о необходимости постоянного доказывания собственной компетентности вследствие социальной оценки результатов деятельности педагога. Наиболее быстро выгорают педагоги с выраженной ин-тровертностью, а также педагоги, имеющие ряд акцентуаций характера, в частности, педантичную и застревающую. Это обусловлено ригидностью, инертностью психических процессов, склонностью длительного переживания травмирующих событий, чрезмерной стойкостью аффекта со склонностью к формированию сверхценных идей у данной группы педагогов. Профессиональному выгоранию в большей степени подвержены педагоги, профессиональная деятельность которых сопровождается чувством нестабильности и острым страхом потери рабочего места. В нашей стране к этой категории относятся педагоги старше 50-ти лет, которые испытывают хронический страх, связанный с объективными трудностями поиска нового рабочего места в том случае, если текущее место работы будет потеряно.

Третьей группой факторов выступают сре-довые факторы. Средовые факторы актуализируются в тех ситуациях, когда педагог, на фоне перманентного стресса, попадает в условия, в которых он должен проявлять высокую эффективность деятельности. Более того, в качестве факторов среды, способствующих появлению профессионального выгорания педагогов, важно отметить повышенную продолжительность дня, высокую динамику работы, необходимость осуществления значительного объема работы в ограниченные сроки, социальную оценку результатов деятельности.

Профессиональное выгорание характеризуется постепенной аккумуляцией нервно-психического напряжения. Чем выше степень данного напряжения в профессиональной деятельности педагога, тем с большей вероятностью и в более короткие сроки он будет подвержен профессиональному выгоранию. Как правило, первыми признаками актуализации профессионального выгорания выступает общая усталость, которая сопровождается бессонницей или избыточным сном, не приносящем облегчения. Педагог

Д. Н. Прогорелое

факторы, обуславливающие профессиональное выгорание педагогов...

оказывается в ситуации нарастающего истощения, обусловленного невозможностью восстановления физиологических и психологических ресурсов. Затем к данным проявлениям присоединяется раздражительность, необоснованная агрессивность в профессиональном общении. Возрастает число конфликтных ситуаций, повышается неудовлетворенность трудом. На последующих стадиях обостряются хронические заболевания и актуализируется безразличие к профессиональной деятельности.

В исследованиях Н. В. Маркиной, И. Р. Крамской, Ю. Г. Маковецкой подчеркнуто, что большинство женщин (56%) при благоприятных организационно-управленческих и психологических условиях могут не сомневаться в своей профессиональной компетентности и уверены, что в профессиональном плане являются авторитетом для коллег, руководства, близких [14]. Безусловно, это снижает риск актуализации склонности к появлению профессионального выгорания.

Одной из важнейших причин актуализации профессионального выгорания педагогов выступает невозможность удовлетворения в профессиональной деятельности их образовательных и профессиональных потребностей. В Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования выстроена практика реализации программ дополнительного профессионального образования педагогов образовательных организаций на основе их персонифицированных образовательных запросов.

В качестве результата данной практики целесообразно отметить не только повышение субъектной позиции участников образовательных отношений, но и переориентацию содержания повышения квалификации на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей педагогов.

Данная практика, в том числе, направлена на снижение профессионального выгорания специалистов.

В основе актуализации профессионального выгорания педагогов лежит аккумуляция негативных эмоций вне возможности их проявления.

Профессиональное выгорание может быть охарактеризовано как дистресс или третья

стадия общего адаптационного синдрома -стадия истощения [15].

С. И. Порфирьева в своих исследованиях подчеркивает наличие альтруистического характера педагогической деятельности. Педагоги в большей степени в сравнении с другими профессиями склонны к профессиональным деформациям в связи с проявлением гуманности, эмпатии, толерантности, заботливости. К характерным симптомам профессионального выгорания работников сферы образования С. И. Порфирьева относит следующие [16]: резкость в общении с членами коллектива; агрессия, ярость (зачастую необоснованные); эмоциональные срывы; автоматизм в производимых действиях; нарушение режима приема пищи; хроническая усталость; бессонница; ухудшение состояния физического здоровья; чувства тревоги, грусти, бесправия, вины.

Педагогам со сформировавшимся профессиональным выгоранием присущи такие личностные характеристики, как низкая самооценка, чувство высокой ответственности, низкий уровень стрессоустойчивости, высокий уровень тревожности, социальной напряженности, подозрительность, прямолинейность, зависимость от мнения других, эмоциональность, склонность к подчинению, повышенный самоконтроль.

Наиболее высокие показатели профессионального выгорания имеют педагоги со стажем работы от 10 до 15 лет, что обусловлено такими факторами, как кризис середины жизни, нагрузки, связанные с наличием семьи и детей, «педагогический криз», т. е. спад интереса к профессиональной деятельности после 10-15 лет работы.

Л. В. Новикова анализирует личностные факторы развития профессионального выгорания и приходит к выводу, что наиболее значимыми являются такие факторы как ло-кус контроля, поведения типа «А» и предпочитаемая стратегия преодоления кризисных ситуаций [17]. Локус контроля представляет собой способность личности перекладывать ответственность за результаты деятельности либо на самого себя, либо на внешние факторы. Интернальный локус контроля, при котором личность берет ответственность за эффективность собственной деятельности на

себя, способствует предотвращению профессионального выгорания. Поведение типа «А» представляет собой такой тип реагирования на стресс, при котором переживается чувство подавленности, унынья, разочарования. Подобная реакция на стрессовые ситуации способствует развитию психофизического выгорания. Пассивный, агрессивный или асоциальный характер стратегии преодоления кризисных ситуаций способствует развитию профессионального выгорания личности.

Т. В. Зайчикова, Л. М. Карамушка и С. Д. Ма-ксименко разработали модель профессиональных стрессоров педагогов. Факторы, актуализирующие развитие профессионального выгорания, данные авторы объединяют в 3 блока [18].

1. Социально-психологические и социально-экономические предпосылки:

- уровень развития системы социальных связей и служб социально-психологической поддержки;

- социально-экономический уровень развития страны;

- уровень развития системы образования

2. Условия трудовой деятельности:

- социально-психологический климат в трудовом коллективе;

- тип управленческой деятельности в организации;

- тип организационной структуры;

- специфика организационных процессов.

3. Содержание труда:

- объем работы;

- стремления специалиста;

- соответствие должности специалиста его профессиональному уровню;

- специфика коммуникаций с коллегами, руководством, воспитанниками;

- интенсивность процесса профессионального усовершенствования педагога.

Профессиональное выгорание педагогов крайне негативно влияет на педагогическую деятельность.

Психоэмоциональное истощение, чувство глубокой усталости влечет за собой отрицательное, циничное или безразличное отношение к субъектам деятельности.

Немаловажно, что при профессиональном выгорании педагогов снижается профессиональная мотивация, возникает ощущение

профессиональной некомпетентности и неуспешности [19].

В связи с рассмотренными особенностями профессионального выгорания актуальным становится вопрос организации непрерывного и систематического психологического сопровождения деятельности педагога, направленного на профилактику и преодоление синдрома профессионального выгорания. Данное сопровождения должно быть направлено на обеспечение полноценной адаптации, на содействие становления индивидуального стиля педагогической деятельности, на профилактику профессиональных деструкций, на развитие профессионально-значимых личностных качеств. В качестве результата психологического сопровождения выступает реализация личностного потенциала педагога, обеспечение профессионального самосохранения, повышение удовлетворенности трудом.

Таким образом, рассмотренные выше особенности профессиональной деятельности педагога, преломленные сквозь призму модернизации современного образования и введения новых образовательных стандартов, формируют зону риска актуализации профессионального выгорания педагогов. Профессиональное выгорание не актуализируется одномоментно, оно связано с длительной аккумуляцией нервно-психического напряжения, неудовлетворенности трудом, негативных эмоциональных переживаний. Педагогическая деятельность насыщена коммуникацией с большим количеством людей, при которой педагоги зачастую испытывают широкий спектр отрицательных эмоций. Нельзя не отметить, что синдрому профессионального выгорания в большей степени подвержены педагоги, испытывающие длительный внутрилич-ностный конфликт, связанный с профессиональной деятельностью, обладающие высокой интровертностью, а также некоторыми характерологическими особенностями (педантичная и застревающая акцентуации характера). Наиболее устойчивыми к профессиональному выгоранию становятся те педагоги, которые обладают высокой самооценкой, оптимистичностью, высокими показателями экстраверсии и нервно-психической устойчивости, подвижной нервной системой и способностью быстро реагировать на происхо-

Д. Н. Прогорелое

факторы, обуславливающие профессиональное выгорание педагогов...

дящие изменения в профессиональной сфере. В зону риска профессионального выгорания также попадают педагоги старше 50-ти лет, что обусловлено страхом потери рабочего места. Наконец, повышенная продолжительность рабочего дня, высокая динамика работы, необходимость осуществления значительного объема работы в ограниченные сроки, социальная оценка результатов деятельности также способствуют актуализации профессионального выгорания педагогов.

Таким образом, значительное количество педагогов подвержены профессиональному выгоранию, в связи с чем снижается качество и эффективность профессиональной деятельности. В этой связи особое значение приобретает профилактика профессионального выгорания.

Библиографический список:

1. Ильина А. В. Организация работы школы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях введения ФГОС / А. В. Ильина // Нижегородское образование. - 2011. - № 2. - С. 98-104.

2. Freudenberger H. J. Staff burn-out / Journal of Social Issues, 1974, V. 30, pp. 159-165.

3. Maslach C. Burnout: A social psychological analysis. In The Burnout syndrome ed. J. W. Jones / С. Maslach. Park Ridge, IL: London House, 1982, pp. 30-53.

4. Maslach C. Understanding burnout: Defni-tion issues in analyzing a complex phenomenon / Job stress and burnout: Research, theory and intervention perspectives / Ed. W. S. Pain. Beverly Hills, London, New Delhi, 1982, pp. 29-40.

5. Солдатова Е. Л. Особенности межличностных отношений у лиц с профессиональными деструкциями / Е. Л. Солдатова, А. А. Шевченко // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. -2016. - № 2. - C. 22-27.

6. Китаев-Смык Л. А. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души / Л. А. Китаев-Смык // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2008. - № 2 (33). -С.41-50.

7. Бабич О. И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов : автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук : 19.00.01 / О. И. Бабич. - Хабаровск, 2007. - 23 с.

8. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении /

B. В. Бойко. - СПб., 1999. - 30 с.

9. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Ронгинская // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. -№ 3.- С. 85-95.

10. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной деформации учителя / Т. В. Фор-манюк // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. -

C.57-64.

11. Долгова В. И. Simulation of the formation of emotional stability of personality / В. И. Долгова // HEALTH AS A FACTOR OF QUALITY AND LIFETIME OF BIOLOGICAL SPECIES Materials digest of the XXXVIII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in medicine, pharmaceutics and veterinary sciences. (London, December 05 - December 10, 2012) / Chief editor: V. V. Pavlov. - London, 2013. -С. 67-70.

12. Хухлаева О. В. Основные направления профилактики эмоционального выгорания педагогов / О. В. Хухлаева // Народное образование. - 2010.- № 7. - С. 278-282.

13. Маркина Н. В. Самоактуализационный семантический ТАТ: структура методики и ее эвристические возможности / Н. В. Маркина,

B. Г. Грязева-Добшинская, Н. В. Нестерова // Социальная психология творчества - 2007 / под ред. В. Г. Грязевой-Добшинской, Н. В. Маркиной. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. -

C. 112-119.

14. Маркина Н. В. Взаимосвязь профессиональной востребованности педагогов и особенностей их жизненных сценариев в контексте профессиогенеза / Н. В. Маркина, И. Р. Крамская, Ю. Г. Маковецкая // Вестник ЧГПУ. -2017. - № 3. - С. 147-155.

15. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. - М. : Медгиз, 1960.

16. Порфирьева С. И. Профилактика профессионального выгорания педагога [Электронный ресурс] / С. И. Порфирьева. - Режим доступа: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id =121&id=814324 (дата обращения: 21.05.2018).

17. Новикова Л. В. Социально-психологические, личностные и профессиональные факторы риска психического выгорания

[Электронный ресурс] / Л. В. Новикова // Фестиваль педагогических идей газеты «Первое сентября». - 2006-2007 гг. - Режим доступа: http://festival. 1september.ru/articles/413786 (дата обращения: 21.05.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Синдром «професшного вигорання» та професшна кар'ера пращвниюв осв^шх ор-ганiзацiй: гендернi аспекти: навчальний пошб-ник для студенев вищих навчальних закладiв та слухачiв iнститутiв тслядипломно! освiти / за ред. С. Д. Максименка, Л. М. Карамушки, Т. В. Зайчиково!. - К. : Мшешум, 2006. - 368 с.

19. Ласовская Т. Ю. Профессиональное выгорание : учебно-методическое пособие / Т. Ю. Ласовская, С. А. Ильина. - Новосибирск : Сибмедиздат, 2004. - 36 с.

References:

1. Il'ina A. V. Organization of the school's work on the formation of a healthy and safe lifestyle in the context of FSES [Organizaciya raboty shkoly po formiro-vaniyu kul'tury zdorovogo i bezopasnogo obraza zhiz-ni v usloviyah vvedeniya FGOS], Nizhny Novgorod Education, 2011, No. 2, pp. 98-104.

2. Freudenberger H. J. Staff burn-out, Journal of Social Issues, 1974, Vol. 30, pp. 159-165.

3. Maslach C. Burnout: A social psychological analysis. In The Burnout syndrome ed. J. W. Jones, Park Ridge, IL: London House, 1982, pp. 30-53.

4. Maslach C. Understanding burnout: Defining issues in analyzing a complex phenomenon. Beverly Hills, London, New Delhi, 1982, pp. 29-40.

5. Soldatova E. L., Shevchenko A. A. Peculiarities of interpersonal relations in persons with professional disruptions [Osobennosti mezhlich-nostnyh otnoshenij u lic s professional'nymi destrukciyami], 2016, No. 2.

6. Kitaev-Smyk L. A. Burnout of personnel. Burnout of personality. Burnout of the soul [Vygo-ranie personala. Vygoranie lichnosti. Vygoranie dushi], Psycho-pedagogy in law enforcement, 2008, No. 2 (33), pp. 41-50.

7. Babich O. I. Personnel resources to overcome the syndrome of professional burnout of teachers: the author's abstract of dissertation of candidate psychological sciences [Lichnostnye resursy preodoleniya sindroma professional'nogo vygoraniya pedagogov: avtoref. dis. kand. psihol. nauk], Khabarovsk, 2007. 23 p.

8. Boyko V. V. Syndrome of "emotional burnout" in professional communication [Sindrom

"ehmocional'nogo vygoraniya" v professionalem obshchenii], Saint Petersburg, 1999. 30 p.

9. Ronginskaya T. I. Burnout syndrome in social professions [Sindrom vygoraniya v social'nyh professiyah], Psychological journal, 2002, Vol. 23, No. 3, pp. 85-95.

10. Formanyuk T. V. Syndrome of "emotional combustion" as an indicator of the professional deformation of a teacher [Sindrom "ehmocional'nogo sgoraniya" kak pokazatel' professional'noj deformacii uchitelya], 1994, No. 6, pp. 57-64.

11. Dolgova V. I. Simulation of the formation of emotional stability of personality, In the collection: HEALTH AS A FACTOR OF QUALITY AND LIFETIME OF BIOLOGICAL SPECIES Materials of the XXXVIII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in medicine, pharmaceutics and veterinary sciences. (London, 10/05-10/2012), London, 2013, pp. 67-70.

12. Khukhlaeva O. V. The main directions of prevention of emotional burnout of teachers [Os-novnye napravleniya profilaktiki ehmocional'nogo vygoraniya pedagogov], Public education, 2010, No. 7, pp. 278-282.

13. Markina N. V., Terebova E. S. Features of the motivational and semantic sphere of middle managers [Osobennosti motivacionno-smyslovoj sfery rukovoditelej srednego zvena], Social psychology of creativity, 2007, Chelyabinsk: Publishing House of SUSU, 2007, pp. 68-75.

14. Markina N. V., Kramskaya I. R., Makovetska-ya Yu. G. Interrelation of professional demand for teachers and features of their life scenarios in the context of professional genesis [Vzaimosvyaz' profession-al'noj vostrebovannosti pedagogov i osobennostej ih zhiznennyh scenariev v kontekste professiogeneza], 2017, No. 3, pp. 147-155.

15. Selye G. Essays on the adaptation syndrome [Ocherki ob adaptacionnom sindrome], 1960.

16. Porfiryeva S. I. Prevention of professional burnout of the teacher [Profilaktika profession-al'nogo vygoraniya pedagoga] [Web resource], access mode: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx7gov_ id=121&id=814324 (accessed date 05/21/2018).

17. Novikova L. V. Socio-psychological, personal and professional risk factors for mental burnout [Social'no-psihologicheskie, lichnostnye i professional'nye faktory riska psihicheskogo vygo-raniya] [Web resource], access mode: http://festival.1september.ru/articles/413786 (accessed date 05/21/2018).

Д. Н. Погорелов

факторы, обуславливающие профессиональное выгорание педагогов...

18. Maksimenka S. D., Karamushki L. M., Zaichikovoï T. V. Syndrome of "professorial burnout" that is professors' career in organizing the basic organizational aspects: gender aspects: the primary school for students in the upper-middle classes, those who listen to the information in the field of writing [Sindrom "professional'nogo vygoraniya" i professional'naya kar'era rabotnikov

obrazovatel'nyh organizacij: gendernye aspekty: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebn-yh zavedenij i slushatelej institutov posledi-plomnogo obrazovaniya], 2006. 368 p.

19. Lasovskaya T. Yu., Il'ina S. A. Professional burnout: educational manual [Professional'noe vygoranie: uchebnometodicheskoe posobie], Novosibirsk, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.