Научная статья на тему 'Особенности синдрома профессионального выгорания в педагогической среде'

Особенности синдрома профессионального выгорания в педагогической среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1285
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПЕДАГОГИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ / PROFESSIONAL BURNOUT SYNDROME / EMOTIONAL BURNOUT / TEACHERS / PEDAGOGICAL ENVIRONMENT / PREVENTION OF PROFESSIONAL BURNOUT OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соловьева Ольга Владимировна, Ортман Ирина Васильевна

В статье раскрываются особенности синдрома профессионального выгорания педагогов. Дается краткий обзор феномена профессионального выгорания с точки зрения научной рефлексии в зарубежной и отечественной психологии. Изучены основные факторы и фазы развития синдрома профессионального выгорания и их специфика у педагогов. Подчеркнута необходимость целенаправленной профилактики возникновения синдрома профессионального выгорания в педагогической среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соловьева Ольга Владимировна, Ортман Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PROFESSIONAL BURNOUT SYNDROME IN THE PEDAGOGICAL ENVIRONMENT

The article reveals the features of the professional burnout syndrome of teachers. The article gives a brief overview of the phenomenon of professional burnout in terms of scientific reflection in foreign and domestic psychology. The main factors and phases of professional burnout syndrome development and their specificity in teachers are studied. The necessity of purposeful prevention of professional burnout syndrome in the pedagogical environment is emphasized.

Текст научной работы на тему «Особенности синдрома профессионального выгорания в педагогической среде»

Психология

УДК: 159.923

доктор психологических наук, профессор Соловьева Ольга Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); аспирантка направления подготовки 37.06.01

Психологические науки. Профиль - Педагогическая психология Ортман Ирина Васильевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

СРЕДЕ

Аннотация. В статье раскрываются особенности синдрома профессионального выгорания педагогов. Дается краткий обзор феномена профессионального выгорания с точки зрения научной рефлексии в зарубежной и отечественной психологии. Изучены основные факторы и фазы развития синдрома профессионального выгорания и их специфика у педагогов. Подчеркнута необходимость целенаправленной профилактики возникновения синдрома профессионального выгорания в педагогической среде.

Ключевые слова: синдром профессионального выгорания, эмоциональное выгорание, педагоги, педагогическая среда, профилактика профессионального выгорания педагогов.

Annotation. The article reveals the features of the professional burnout Syndrome of teachers. The article gives a brief overview of the phenomenon of professional burnout in terms of scientific reflection in foreign and domestic psychology. The main factors and phases of professional burnout syndrome development and their specificity in teachers are studied. The necessity of purposeful prevention of professional burnout syndrome in the pedagogical environment is emphasized.

Keywords: professional burnout syndrome, emotional burnout, teachers, pedagogical environment, prevention of professional burnout of teachers.

Введение. В современном российском обществе отношение к профессиональной деятельности педагогов достаточно противоречиво. С одной стороны к педагогам предъявляются высокие требования профессионализма и компетентности, наличие определенных личностных качеств, а также системного, критического, креативного профессионального мышления и способностей эффективно действовать в сложных педагогических ситуациях. С другой, статусность и имидж педагога находятся в глубоком упадке. Негативное отношение и дискредитация педагогической профессии, а также сложность и напряженность его деятельности обусловливают кризис профессиональной идентичности и усиливают риск профессионального выгорания.

Проблема профессионального выгорания педагогов существовала всегда. Это объяснимо спецификой педагогической деятельности, ее высокой эмоциональной включенностью, большим числом социальных контактов и ответственности. В последнее время проблема профессионального выгорания педагогов еще более актуализирована, поскольку деятельность педагога и его позиция в обществе слабо коррелируют с высоко декларируемым образом успешного человека. Это усиливает эмоциональное перенапряжение, провоцирует психологические срывы и порождает ощущение опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. В этой связи изучение особенностей синдрома профессионального выгорания у современных педагогов требует высокого внимания с точки зрения научного обоснования и поиска практикоориентированной помощи специалистам в условиях педагогической среды.

Изложение основного материала статьи. Вопросам профессионального выгорания работников образовательной сферы уделили внимание многие зарубежные и отечественные исследователи (A. Pines, E. Aronson, J. Jones, W. В. Schaufeli, D. Dierendonck, D. Green, М.В. Борисова, Н.М. Булатевич, О.В. Грицук, О.М. Доценко и др.).

Сегодня выделяют несколько основных подходов к изучению синдрома профессионального выгорания. Представители первого подхода рассматривают выгорание как состояние физического, психического и прежде эмоционального истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях общения. А потому эмоциональное выгорание понимается как синдром «хронической усталости» [1; 4; 7].

Второй подход рассматривает профессиональное выгорание как двумерную модель, которая состоит из эмоционального истощения и деперсонализации, а именно ухудшения отношения к другим, в некоторых случаях и к себе [2].

Третий подход очень схож со вторым, его предложили американские исследователи К. Маслач и С. Джексон, рассматривавшие синдром «выгорания» как трехкомпонентную систему, состоящую из эмоционального истощения, деперсонализации и редукции собственных личностных достижений.

А. Лэнгле рассматривает синдром выгорания как вид депрессии, который возникает без травматизации и органических нарушений, а только лишь из-за постепенной утраты жизненных ценностей [цит. по 6].

По мнению Е.В. Орла, выгорание представляет собой полисистемное образование, которое включено в ряд взаимодействующих систем разного уровня, где базовой системой, в которой зарождается и развивается выгорание, является система профессионального становления личности [4].

Общеизвестно, что профессия педагога - одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты, которыми обладает психически и психологически здоровая личность [3].

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Это обусловлено высоким ростом требований к личности педагога, его профессиональным обязанностям, роли и месту в образовательном процессе. Преобразования в системе образования высоко поднимают планку относительно этих требований. Так, педагог должен быть не только эрудированным и компетентным в своем направлении подготовки, но и проявляющим новаторство и творческий подход к работе, умеющим разрабатывать и активно применять педагогические технологии, осуществлять и руководить проектной деятельностью учащихся, знать психологию и методику работы с детьми, имеющими ограниченные

возможности здоровья, реализовывать гражданско-патриотическое и морально-нравственное воспитание, формировать инклюзивную культуру и др.

Увеличение требований к учителю, высокая учебная нагрузка, стресогенность профессиональной деятельности, при этом низкие статус и заработная плата провоцируют переутомление и рост нервно-психического напряжения личности педагога. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем. Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания».

Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах [7].

Основными симптомами синдрома профессионального выгорания являются эмоциональное, психическое истощение, личностная отстраненность, ощущение утраты эффективности.

Синдром профессионального выгорания развивается поэтапно, согласно определённым фазам:

1. Предупреждающая фаза:

- чрезмерное участие - излишняя активность, отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач, ограничение социальных контактов;

- истощение - чувство усталости, бессонница и т.д.

2. Снижение уровня собственного участия:

- по отношению к коллегам, ученикам и др. (выражается в переходе от помощи к контролю и надзору, обвинение других людей в собственных неудачах, проявление негуманного подхода к людям);

- по отношению к остальным окружающим (отсутствие эмпатии, безразличие);

- по отношению к профессиональной деятельности (сопротивление в выполнении своих обязанностей, опоздания, уход с работы раньше времени и др.);

- возрастание требований - потеря жизненного «идеала», зависть.

3. Эмоциональные реакции:

- депрессивное настроение - снижение самооценки, частое чувство вины, апатия;

- агрессия - защитные установки, подозрительность, конфликты с ближайшим социальным окружением.

4. Фаза деструктивного поведения:

- сфера интеллекта - снижение концентрации внимания, ригидность мышления;

- мотивационная сфера - снижение эффективности деятельности, отсутствие инициативы;

- эмоционально-социальная сфера - одиночество, безразличие, избегание неформальных контактов, при общении, избегание тем, связанных с работой.

5. Психосоматические реакции - снижение иммунитета, отсутствие способности к релаксации в свободное время, тахикардия, головные боли.

6. Разочарование - отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние, безысходность [1].

Особенностями профессионального выгорания педагогов является эмоциональная сухость педагога, расширение сферы экономии эмоций, личностная отстраненность, игнорирование индивидуальных особенностей учащихся. Эти особенности обусловлены стрессогенностью профессии и современной педагогической среды, требующих высокого профессионализма, самоконтроля, саморегуляции и ответственности. Стресс у педагога, как правило возникает по причине острого внутреннего конфликта между жесткими требованиями, которые налагает на него ответственность и объективной невозможностью выполнить их. Стресс как состояние психической напряженности, вызванное трудностями, опасностями, в целом мобилизует человека на их преодоление. Однако если стресс превышает критический уровень, то он превращается в дистресс, снижающий результаты труда, подрывающий здоровье человека.

Проявления стресса в педагогической деятельности разнообразны и обширны. И последствиями состояние стресса могут быть: фрустрированность (отчужденность, отстраненность), тревожность, эмоциональная ригидность и опустошенность [7].

Факторы, которые оказывают влияние на возникновение синдрома профессионального выгорания у педагогов образовательных учреждений можно разделить на две большие группы:

Первую группу составляют внешние факторы и подразумевают под собой:

- специфику профессиональной педагогической деятельности, а именно необходимость сочувствия, сопереживания, ответственность за жизнь и здоровье детей, педагогический стаж работы;

- организационный фактор: перегруженность рабочей недели, низкая оплата труда, напряжённый характер работы, неудовлетворённость результатами профессиональной деятельности.

Вторую группу составляют внутренние факторы, которые включают в себя:

- коммуникативный фактор - отсутствие или недостаточность навыков коммуникации и умения выходить из конфликтных ситуаций, возникающих между участниками образовательного процесса (дети, родители, администрация, коллеги), неумение регулировать личностные эмоциональные проявления;

- личностно-ролевой фактор - материальные трудности, трудности в детско-родительских и супружеских взаимоотношениях, неудовлетворённость самореализацией в различных профессиональных и жизненных ситуациях [2].

Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность [3].

В целом, увеличение нервно-психического напряжения личности педагогов приводит к возникновению психосоматических расстройств и ряду невротических заболеваний. Психика человека обладает мощными защитными механизмами и в ситуации отсутствия у педагога необходимых внутренних энергоресурсов на выполнение ставящихся перед ним задач, возникают достаточно устойчивые отрицательные реакции (чаще неосознаваемые) в виде дезадаптации как отражения личностных противоречий, замкнутости и апатии как проявления внутреннего состояния перенапряжения и переутомления.

Анализ вышеперечисленных факторов показывает, что профессиональное эмоциональное выгорание является серьезным препятствием не только для позитивной профессиональной самореализации педагогов, но и для педагогической деятельности в целом, поскольку нарушает психологическое здоровье, деформируя личность и приводя к серьезным негативным последствиям.

В связи с этим организация работы по профилактике синдрома профессионального выгорания и сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования [5; 6].

Для снижения риска развития синдрома профессионального выгорания у педагогов, существует широкий арсенал средств практической психологии, позволяющий выбирать различные методики и техники, учитывая этап профессионализации, индивидуальные особенности учителя. Одним из важнейших профилактических средств является совершенствование эмоциональной саморегуляции, являющейся необходимым условием личностного и профессионального развития современного педагога. Укрепление и поддержание психологического здоровья педагогов служит залогом благополучия подрастающего поколения, поэтому работа по его формированию имеет огромную социальную значимость являться одной из приоритетных задач современной системы образования.

Выводы. Резюмируя содержание выше представленного материала, мы можем сделать вывод о том, что синдром профессионального выгорания - сложный психофизиологический феномен, который следует определять, как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Чаще всего выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.

Специфическими особенностями профессионального выгорания педагогов является эмоциональная сухость педагога, расширение сферы экономии эмоций, личностная отстраненность, игнорирование индивидуальных особенностей учащихся.

Профессиональное выгорание педагогов развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов учителя, оказывая достаточно сильное негативное влияние на характер профессионального общения.

Синдром профессионального выгорания педагогов развивается поэтапно, согласно определённым фазам: предупреждающая фаза, снижение уровня собственного участия, эмоциональные реакции, фаза деструктивного поведения, психосоматические реакции, разочарование.

Профессиональное выгорание педагогов отрицательно сказывается на качестве профессиональной деятельности, является препятствием позитивной профессиональной самореализации педагогов, нарушает психологическое здоровье, деформируя личность и приводя к серьезным негативным последствиям. Профессиональная деформация учителя мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи ученикам, становлению и развитию детского коллектива.

В этой связи неоспорима роль профилактической работы по предупреждению синдрома профессионального выгорания в педагогической среде. Вполне возможно существенно уменьшить стресс и его разрушительное влияние на здоровье педагогов с помощью широкого арсенала средств практической психологии, позволяющего выбирать различные методики и техники, учитывая этап профессионализации, индивидуальные особенности педагога.

Литература:

1. Бабанов С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания. // Трудный пациент. - 2009. - № 12. - С. 10-13.

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.

3. Митина Л.М. Психологу об учителе. Личностно-профессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы. - М.: ПП РАО, МГППУ, 2010. - 386 с.

4. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 330 с.

5. Ортман И.В. Феномен профессионального выгорания и его профилактика. // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал. - 2018. - № 3. URL:http://ppip.idnk.ru

6. Соловьева О.В., Темрокова С.Б. Психологическая профилактика профессионального выгорания у медицинских работников. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - № 3(26), 2016. - С. 96-98.

7. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального выгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 34-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.