Научная статья на тему 'Профессиональные предпочтения студентов разных специальностей вуза'

Профессиональные предпочтения студентов разных специальностей вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3255
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ТИПЫ ПРОФЕССИЙ / МОТИВАЦИЯ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / PROFESSIONAL PREFERENCES / TYPES OF PROFESSIONS / MOTIVATION / CHOICE OF A PROFESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буянова Галина Витальевна

Цель: определение степени выраженности профессиональных предпочтений у студентов, получающих высшее образование по разным специальностям. Метод и методология проведения работы: «Дифференциальнодиагностический опросник» Е.А. Климова Результаты: выявлены различия профессиональных предпочтений студентов первокурсников, получающих высшее образование по разным специальностям; профессиональные интересы студентов соответствуют типу профессии. Область применения результатов: профессиональные учебные заведения разного уровня и профиля для осуществления личностноориентированного учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL PREFERENCES DEGREE AMONG HIGHER SCHOOL STUDETS OF DIFFERENT SPECIALITIES

Purpose: Determining the professional preferences degree among higher school students of different specialities. Metodologiy: the Klimov's differential-diagnostic guestionnaire. Results: the article deals with the results of empiric research of professional preferences of the first-year students, who are going to get a diploma of higher education in different fields. The author studies professional interests of students, and determines the compliance of these interests with the requirements of the chosen profession. Practical implications: Professional educational institutions of different levels and profiles for implementation of teaching and educational process focused on a personality.

Текст научной работы на тему «Профессиональные предпочтения студентов разных специальностей вуза»

УДК 159.9 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА

Буянова Г.В.

Цель: определение степени выраженности профессиональных предпочтений у студентов, получающих высшее образование по разным специальностям.

Метод и методология проведения работы: «Дифференциально-

диагностический опросник» Е.А. Климова

Результаты: выявлены различия профессиональных предпочтений студентов первокурсников, получающих высшее образование по разным специальностям; профессиональные интересы студентов соответствуют типу профессии.

Область применения результатов: профессиональные учебные заведения разного уровня и профиля для осуществления личностноориентированного учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: профессиональные предпочтения; типы профессий; мотивация; выбор профессии.

PROFESSIONAL PREFERENCES DEGREE AMONG HIGHER SCHOOL STUDETS OF DIFFERENT SPECIALITIES

Buyanova G.V.

Purpose: Determining the professional preferences degree among higher school students of different specialities.

Metodologiy: the Klimov's differential-diagnostic gestionnaire.

Results: the article deals with the results of empiric research of professional preferences of the first-year students, who are going to get a diploma of higher education in different fields. The author studies professional interests of students, and determines the compliance of these interests with the requirements of the chosen profession.

Practical implications: Professional educational institutions of different levels and profiles for implementation of teaching and educational process focused on a personality.

Keywords: professional preferences; types of professions; motivation; choice of a profession.

Принадлежность к тому или иному профессиональному сообществу -важнейшая социальная характеристика человека, и выбор профессии можно считать одним из самых ответственных и сложных решений, принимаемых в жизни. Этому событию - комплексному, фокусирующему в себе проблемы не только психологические, но и философские, медицинские, экономические и многие другие - посвящено большое количество исследований [1;2;3;4;6].

Первым звеном последовательных жизненных выборов, которые совершает человек на различных этапах своего жизненного пути и которые связаны с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием, является выбор профессии, осуществляемый в юности.

На стадии профессионального обучения начинается адаптация личности к будущей профессии, уточняются профессиональные притязания, и определяется «правильность выбора профессии» [4]. При слабой исходной мотивации (заинтересованности) в выбранной профессии студент может просто прекратить трудный процесс обучения. При более сильной мотивации он окончит факультет, но предпочтет работу не по специальности. При еще более сильной выра-

женности предпочтений к выбранному профессиональному направлению происходит «принятие профессии, которая создает специфическую ситуацию «включения» человека и систему требовании и ценностей данной профессии. Это, в свою очередь, порождает у человека направленность на освоение профессиональной деятельностью» [4] и по окончании вуза человек будет работать по специальности вне зависимости от внешних условий выбранной деятельности. В последнем случае можно говорить о формировании заинтересованного и конкурентно способного специалиста, готового в полной мере приносить пользу обществу, что является основной задачей профессионального образования.

Таким образом, проблемы профессиональных предпочтений на стадии выбора профессии имеют непосредственное отношение к решению важных практических задач. Это говорит об актуальности проблемы мотивов выбора профессии и необходимости ее дальнейшей разработки.

Предметом настоящего исследования являются интересы к профессиональной деятельности студентов разных типов профессий.

Профессиональные интересы (от лат. profiteor - объявляю своим делом и interest - важно) — это элементы мотивационно-потребностной сферы, которые обращены на различные виды профессиональной деятельности и побуждают к овладению ими. По мнению Э. Тодта, кристаллизация, т.е. сформиро-ванность системы интересов, наступает к 15 годам и является одним из основных признаков зрелости профессиональных установок [6]. Особенность профессиональных интересов в отличие от других форм мотивации, связанных с преобразованием предмета деятельности, заключается в том, что по механизмам эмоционального удовлетворения они связаны не столько с продуктом, или результатом деятельности, сколько с процессом, т.е. с желанием выполнять ту или иную работу.

Исходя из этого, можно предположить, что чем больше действий, связанных с осуществлением той или иной деятельности, готов выполнять человек, тем адекватнее его профессиональный выбор.

Для изучения профессиональных предпочтений и их соответствия типу выбранной специальности студентами разных факультетов, использовался «Дифференциально-диагностический опросник», разработанный Е.А. Климовым.

В исследовании приняли участие студенты первокурсники (275 человек) Пермской государственной сельскохозяйственной академии, средний возраст 17-18 лет. Выбор факультетов определялся принадлежностью к разным типам профессий по классификации А. Е.Климова. Человек-техника (Ч-Т): специальность - «Механизация сельского хозяйства» (условно студенты-механики); человек-природа (Ч-П): специальность - «Агрономия» (условно студенты-агрономы); человек-художественный образ (Ч-ХО): специальность - «Садовопарковое и ландшафтное строительство» (условно студенты-дизайнеры) и че-ловек-знаковая система (Ч-З): специальность - «Экономика и управление на предприятиях АПК» (условно студенты-экономисты). Студенты гуманитарного факультета, специальность - «Перевод и переводоведение» (условно студенты-переводчики) были отнесены к типу профессии человек-человек (Ч-Ч).

Для выяснения различий в профессиональных предпочтениях студентов разных специальностей была использована процедура сравнения средних значений изучаемых показателей по ^критерию Стьюдента.

Анализ внутри группы студентов-агрономов (табл.1) показал, что они отдают предпочтение профессиям типа Ч-Ч, Ч-ХО и Ч-П. При этом предпочтения к первым двум типам профессии более выражены, чем к профессии типа Ч-П, но различия между данными переменными не являются значимыми.

Таблица 1

Различия в профессиональных предпочтениях у студентов-агрономов

Тип профессии Среднее значение ^критерий Стьюдента

человек- природа человек- техника человек- человек человек- знак человек-худ. образ

человек-природа 4.11

человек-техника 3.22 2.31*

человек-человек 4.71 1.56 4 19***

человек - знак 3.40 1.85 0.51 3.70***

человек - художественный образ 4.33 0.55 3.00** 1.04 2.52*

Примечание. Уровень значимости: *** - p < 0,001; ** - p < 0,01; * - p < 0,05.

В свою очередь, показатель указанных переменных достоверно выше, чем у показателей типов профессий Ч-Т и Ч-З, что говорит о менее выраженном интересе студентов-агрономов к профессиям, связанным с цифрами и механизмами. Таким образом, работа с микроорганизмами, растениями и животными для студентов-агрономов одинаково привлекательна как, и общение с людьми, и создание красоты и уюта. Меньше всего студентам-агрономам свойственно рассматривать мир как техническую систему.

Студенты-механики отличаются наибольшей выраженностью показателей выбора профессии, связанной с техникой в сравнении с другими типами профессий внутри группы (табл.2). Анализ данных обнаружил значимые различия между переменной Ч-Т и остальными типами профессий. Второй по значимости тип профессии для студентов-механиков является Ч-З, о чем свидетельствуют достоверные отличия среднего показателя данного типа от средних показателей переменных Ч-П, Ч-Ч, Ч-ХО с вероятностью ошибки 0,1%. Средний показатель профессии типа Ч-Ч занимает в данной группе промежуточное место.

Таблица 2

Различия в профессиональных предпочтениях у студентов-механиков

Тип профессии Среднее значение ^критерий Стьюдента

человек- природа человек- техника человек- человек человек- знак человек-худ. образ

человек-природа 1.64

человек-техника 6.04 17.65***

человек-человек 4.18 10.43*** 6.63***

человек - знак 5.44 17.87*** 2.38* 5.07***

человек - худ. образ 2.71 4 29*** 11.67*** 5.25*** 10.76***

Примечание. Уровень значимости: *** - p < 0,001; ** - p < 0,01; * - p < 0,05.

Наибольшая выраженность интересов к профессиям типа Ч-Т и Ч-З позволяет предположить, что студентов-механиков, прежде всего, интересует, насколько жизнь оснащена и оборудована техникой. В то же время, правильное вычисление параметров, величин, умение делать научно-технические расчеты, что в большей степени присуще профессиям типа Ч-З, также входит в сферу из профессиональных интересов. Респонденты данной группы не видят себя в качестве механиков-водителей, ориентированных на агробиологию или на животноводство, что несколько противоречит специфике вуза (напомним, что выборка состоит из студентов сельскохозяйственной академии).

В группе студентов-переводчиков все типы профессий разделились на те, которым респонденты отдают преимущественное предпочтение и те, с которыми они меньше всего хотели бы связать свою профессиональную деятельность (табл.3). К первым относятся профессии типа Ч-ХО и Ч-Ч, причем для студен-тов-переводчиков потребность выделять в окружающем мире прекрасное значимо важнее, чем поведение и образ жизни людей, что характерно для типа профессии Ч-Ч. Для них профессии типа Ч-Ч интересны лишь во вторую очередь, которые, в то же время, достоверно более привлекательны, чем профессии типа Ч-П, Ч-Т и Ч-З. Последние переменные с достоверностью 0,1% меньше

всего выражены в данной выборке.

Таблица 3

Различия в профессиональных предпочтений у студентов-переводчиков

Тип профессии Среднее значение ^критерий Стьюдента

человек- природа человек- техника человек- человек человек- знак человек-худ. образ

человек-природа 2.78

человек-техника 2.45 1.08

человек-человек 5.11 7 22*** 8.34***

человек - знак 3.04 -0.88 -2.05* 6.83***

человек - худ. образ 6.55 -12.84*** 14.18*** -4.67*** 12 91***

Примечание. Уровень значимости: *** - p < 0,001; ** - p < 0,01; * - p < 0,05.

Кажущееся на первый взгляд несоответствие интересов студентов-переводчиков выбранному типу профессии легко объясняется спецификой будущей работы студентов гуманитарного факультета. Перевод, как при непосредственном общении, так и печатного текста предполагают не только умение правильно построить свое высказывание и знание соответствий слов иностранного и родного языков. Это, в первую очередь, приобщение к истории, культурным ценностям, особенностям языка других народов. Успешность в профессиональной деятельности лингвиста-переводчика зависит от нестандартности и гибкости его мышления. Переводчикам, как и представителям профессии Ч-ХО, свойственно относиться к миру с позиции преобразователя, т.к. профессионализм переводчика выражается не в умении дословно перевести текст или реплику, а корректно передать смысл сказанного, с учетом особенностей реалий как иностранного так и родного языков.

Из таблицы 4 видно, что в сравнении с другими типами профессий, сту-дентов-экономистов значимо больше интересует мир, наполненный разнообразными, разномыслящими людьми (тип профессии Ч-Ч). Второе место в ие-

рархии предпочтений студентов-экономистов занимают профессии типа Ч-З и Ч-ХО. Несмотря на то, что между этими типами профессий значимых различий не обнаружено, средний показатель переменной Ч-З несколько выше среднего показателя Ч-ХО. На последнем месте по выраженности приоритетов стоят профессии типа Ч-П и Ч-Т. Их средние значения достоверно ниже, чем значения других переменных.

Таблица 4

Различия в профессиональных предпочтениях у студентов-экономистов

Тип профессии Среднее значение ^критерий Стьюдента

человек- природа человек- техника человек- человек человек- знак человек -худ. образ

человек-природа 2.09

человек-техника 3.38 -4.24***

человек-человек 5.35 -11 72*** -6.54***

человек - знак 4.58 7.64*** 3.47** -2.37*

человек - худ. образ 4.49 -6.89*** -3.03** 2.48* 0.24

Примечание. Уровень значимости: *** - р < 0,001; ** - р < 0,01; * - р < 0,05.

Учет того, что выборку данной группы составили студенты экономического факультета, получающие высшее образование по специальности «Экономика и управление на предприятиях АПК» снимает возникшее противоречие между предпочитаемым типом профессии (Ч-Ч) и предполагаемой деятельностью экономистов (тип профессии Ч-З). Студенты-экономисты характеризуются как управленцы в сфере экономической деятельности, эффективность работы которых немыслима без умения выстраивать взаимоотношения с людьми. Они стремятся придать упорядоченность общественным процессам, сообразно поставленным целям, хорошо ориентироваться в системе документального и информационного обеспечения действительности, готовы к мыслительному сопоставлению фактов и нестандартному, творческому решению поставленных задач.

Результатом сравнения средних величин внутри выборки студентов-дизайнеров (табл.5) являются самые высокие показатели по переменным Ч-ХО и Ч-Ч, которые достоверно отличаются от переменных Ч-П, Ч-Т и Ч-З. Показатели последних переменных являются наименьшими, они примерно равны и не обнаруживают достоверных различий между собой.

Таблица 5

Различия в профессиональных предпочтениях у студентов-дизайнеров

Тип профессии Среднее значение ^критерий Стьюдента

человек- природа человек- техника человек- человек человек- знак человек-худ. образ

человек-природа 3.47

человек-техника 2.93 1.56

человек-человек 5.04 -5.50*** -7 22***

человек - знак 3.02 1.31 -0.26 6.94***

человек - худ. образ 5.42 5.36*** 6.74*** 1.24 6.52***

Примечание. Уровень значимости: *** - p < 0,001; ** - p < 0,01; * - p < 0,05.

Таким образом, студенты-дизайнеры в своей профессиональной деятельности ориентированы на выявление прекрасного и на преобразование действительности с позиции удобства, комфорта и эстетики. Непременным признаком художественного склада психики является самовыражение, в котором особо ценится неповторимое, единственное в своем роде, уникальное, нестандартное. Потребность в самовыражении реализуется у респондентов данной выборки не только в создании конкретных атрибутов красоты, но и в умении доносить свои мысли до других.

Резюмируя все выше сказанное, хотелось бы отметить, что у всех групп достоверно высокий показатель по переменным Ч-Ч и Ч-ХО. Во многом это обусловлено тем, что человек, получающий высшее образование ориентирован не только на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых при выполнении определенных действий выбранной ими профессии, но и на то, чтобы

повысить свой социальный статус, сделать карьеру, занять определенное положение в обществе. Самореализация и самоутверждение в социуме невозможны без знания определенных норм поведения, правил построения взаимоотношений с другими людьми. Более того, в современном мире достаточно высоко ценится способность неординарно мыслить, новаторский подход к делу, инициативность работников, что рассматривается как необходимое условие процветания предприятия. Следовательно, выделение всеми группами профессий типа Ч-Ч и Ч-ХО автор статьи рассматривает как осознание участниками обследования потребности в общении и самовыражении, как необходимое условие для достижения профессиональных высот.

Приведенные выше результаты эмпирического исследования, позволяют утверждать, что все группы обследуемых выбрали профессию адекватно своим профессиональным предпочтениям, но с разной степенью выраженности профессионального интереса. Можно выделить две группы из пяти, которые проявляют большую готовность к выполнению той деятельности, которую предполагает выбранная ими профессия: студенты-механики и студенты-дизайнеры. Студентов-переводчиков, студентов-экономистов и студентов-агрономов наряду со своей специальностью также привлекают профессии другого типа: для студентов-экономистов и студентов-агрономов - это профессии типа Ч-Ч, а для студентов-переводчиков - профессии типа Ч-ХО. Подобный результат вполне закономерен, согласно Е.А. Климову «профессия может характеризоваться одновременно признаками разных типов, но в разной мере» (3, с.263).

В заключение, следует отметить, что полученных данных недостаточно для того, чтобы утверждать, что студенты выбрали именно профессию (агронома, механика или переводчика) адекватно своим интересам, но лишь сферу профессиональной деятельности, в которой они хотели бы работать.

Знание особенностей профессиональных предпочтений личности студента необходимо руководителям учебных групп, преподавателям профессиональных учебных заведений разного уровня и профиля для осуществления

личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса. Отсутствие или недостаточное желание студентов связать свою жизнь с выбранной профессией будет негативно сказываться на успеваемости и качестве подготовки специалистов. Учитывая тот факт, что профессиональные интересы развиваются в контексте ведущих деятельностей, свойственных тому или иному этапу психического и профессионального развития (в частности во время обучения в ВУЗе), необходима систематическая диагностика профессиональных мотивов для адекватной и всесторонней оценки проблем, возникающих в процессе подготовки специалистов, с последующей разработкой мер по их устранению.

Список литературы

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2005. 336 с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304с.

3. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002. 160 с.

4. Родина О.П., Прудников П.Н. Изучение мотивации выбора профессии «педагог»: методический аспект // Вестник Моск. Ун-та. Сер.14. психология. 2006. №3. с.70-77.

5. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. 2003. 96 с.

6. Todt E. Das Interesse. Empirische Untersuchungen zu einem motivations Konzept. Bern: Huber. 1978.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Zeer E.F. Psikhologiya professiy [Psychology of profession]. Moscow, 2005. pp. 336.

2. Klimov E.A. Psikhologiyaprofessional'nogo samoopredeleniya [Psycholo-

gy of professional self-determination]. Moscow, 2004. pp. 304.

3. Povarenkov Yu.P. Psikhologicheskoe soderzhanie professional'nogo sta-novleniya cheloveka [Psychological content of professional formation of a man]. Moscow, 2002. pp. 160.

4. Rodina O.P., Prudnikov P.N. Vestnik Mosk. Un-ta. Ser.14. psikholo-giya, no. 3 (2006): 70-77.

5. Chernyavskaya A.P. Psikhologicheskoe konsul'tirovanie po professional'-noy orientatsii [Psychological consultancy on professional orientation]. Moscow, 2003. pp. 96.

6. Todt E. Das Interesse. Empirische Untersuchungen zu einem motivations Konzept. Bern: Huber. 1978.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Буянова Г алина Витальевна, старший преподаватель

Пермская государственная сельскохозяйственная академия ул. Петропавловская, дом 23, г. Пермь, 614000, Россия buyanovagalina@rambler. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Buyanova Galina Vitalevna, senior lecturer

Perm State Agricultural Academy

23, Petropavlovskaya street, Perm, 614000, Russia

buyanovagalina@rambler. ru

Научный руководитель:

Исмагилова А.Г., доктор психологических наук, профессор (Пермский государственный университет, кафедра общей и клинической психологи)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.