Научная статья на тему 'Системообразующая роль учебно-профессиональной деятельности в структуре интересов и склонностей студентов, обучающихся железнодорожным специальностям'

Системообразующая роль учебно-профессиональной деятельности в структуре интересов и склонностей студентов, обучающихся железнодорожным специальностям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
174
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / РАЗНОУРОВНЕВЫЕ СВОЙСТВА ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / ИНТЕРЕСЫ / СКЛОННОСТИ / СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / INTEGRAL INDIVIDUALS QUALITIES OF DIFFERENT LEVELS / INTERESTS / INCLINATIONS / SYSTEM-FORMING FUNCTION OF THE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Долгих Галина Ивановна

Обсуждается вопрос о системообразующей функции деятельности в формировании структуры интересов и склонностей студентов, получающих среднее профессиональное образование по специальностям «Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте)» и «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Выявленные связи интересов и склонностей показывают, что склонность к профессиям типа «Человек-Техника» и «Человек-Знак» у всех обучающихся по этим специальностям положительно связана с их техническими и околотехническими интересами, при этом по мере увеличения продолжительности образования от 1-го к 4-му курсу у студентов, обучающихся специальности «Автоматика и телемеханика», число таких связей возрастает с 5 до 8, а у обучающихся специальности «Техническая эксплуатация», наоборот, снижается. Представлены результаты исследования, подтверждающие различную степень выраженности интересов и склонностей и различный характер связей между ними на разных этапах процесса получения среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM-FORMING FUNCTION OF LEARN-PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE STRUCTURE OF THE INTERESTS AND INCLINATIONS OF THE RAILWAY STUDENTS

The article under discussion deals with the system-forming functions of the activity of the railway students interests and inclinations. The results of the research confirm that the students of different specialities demonstrate various degree of interests and professional inclinations on different levels of studying.

Текст научной работы на тему «Системообразующая роль учебно-профессиональной деятельности в структуре интересов и склонностей студентов, обучающихся железнодорожным специальностям»

УДК 159.9.01

СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

Г.И. Долгих

Обсуждается вопрос о системообразующей функции деятельности в формировании структуры интересов и склонностей студентов, получающих среднее профессиональное образование по специальностям «Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте)» и «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Выявленные связи интересов и склонностей показывают, что склонность к профессиям типа «Человек-Техника» и «Человек-Знак» у всех обучающихся по этим специальностям положительно связана с их техническими и околотехническими интересами, при этом по мере увеличения продолжительности образования от 1-го к 4-му курсу у студентов, обучающихся специальности «Автоматика и телемеханика», число таких связей возрастает с 5 до 8, а у обучающихся специальности «Техническая эксплуатация», наоборот, снижается. Представлены результаты исследования, подтверждающие различную степень выраженности интересов и склонностей и различный характер связей между ними на разных этапах процесса получения среднего профессионального образования.

Ключевые слова: профессионально важные качества, разноуровневые свойства интегральной индивидуальности, интересы, склонности, системообразующая функция деятельности.

Профессионально важные качества (ПВК) субъекта в отечественной психологии традиционно рассматриваются как качества, необходимые для успешного овладения профессиональной деятельностью и ее выполнения. Описания характеристик ПВК, представленных в работах А.К. Марковой, В.Д. Шадрико-ва, В.А. Бодрова и др., позволяют сделать вывод о том, что в их состав входят разноуровневые свойства интегральной индивидуальности: особенности личности, особенности психических процессов, психодинамические и нейродинамические свойства, общесоматические (конституциональные) свойства [3, 5, 9].

Обобщение работ Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина, Е.А. Климова, А.К. Марковой, В.Д. Шадрикова [1, 4-6, 9], представленное в монографическом издании Ю.П. Поваренко-вым [8], позволило сформулировать систематизированную характеристику ПВК. В этой характеристике выделяются 5 подструктур индивидуальных качеств, способных выступать в качестве системообразующих факторов формирования ПВК: профессиональная направленность, профессиональный опыт, профессиональная одаренность, профессиональное самосознание, темперамент и характер

как свойства (качества) личности. По мнению автора, профессиональные способности (к которым относятся общие и специальные профессиональные способности), совместно с профессиональными умениями и привычками являются основой для формирования профессионально важных качеств личности, при этом происходит изменение качества взаимосвязей между способностями, меняются старые и возникают новые связи [8, с. 174].

На наш взгляд, важным в такой характеристике ПВК является указание на взаимосвязь ее компонентов и изменения характера связей между ними. Это мнение согласуется с основными положениями теории интегральной индивидуальности, касающимися взаимодействия разноуровневых свойств в структуре индивидуальности. Теория интегральной индивидуальности позволяет выделить различные аспекты, затрагивающие специфику связей ПВК с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности, а также обозначить проблему отбора разноуровневых характеристик интегральной индивидуальности для их изучения в связи с требованиями профессиональной деятельности.

Деятельность, согласно учению об инте-

гральной индивидуальности В.С. Мерлина, выполняет в ее структуре системообразующую функцию: «Деятельность только тогда может создавать новые связи между свойствами субъекта, когда она не определена ни свойствами субъекта, ни неизменными требованиями объективной ситуации, а детерминирована динамически изменяющимся характером их связи. Понимание системообразующей функции деятельности возможно только тогда, когда раскрывается характер связи объективной ее детерминации и обусловленности свойствами субъекта» [7, с. 156].

Представляют интерес исследования по проблемам интегральной индивидуальности, посвященные изучению с таких позиций деятельности отдельных профессиональных групп специалистов, в частности, сотрудников, связанных с обслуживанием железнодорожного транспорта. Особый интерес представляет изучение ПВК в период подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. При этом предметом изучения должны являться связи между различными ПВК, интеграция разноуровневых свойств и выделение симптомокомплексов свойств, необходимых для осуществления различных видов деятельности.

Известные положения учения В.С. Мерлина о системообразующей роли деятельности имеет отношение к проблеме исследования ПВК в плане интегративного проявления разноуровневых характеристик индивидуальности, в том числе интересов и склонностей [7, с. 156].

В русле вышеуказанных положений было организовано экспериментальное исследование особенностей проявления разноуровневых свойств интегральной индивидуальности у 288 студентов первого, третьего и четвертого курсов факультета среднего профессионального образования Пермского института железнодорожного транспорта, обучающихся специальностям «Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте)» (далее - «специальность АТ») и «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» (далее - «специальность ТЭ»).

В исследовании для изучения интересов и склонностей применялась соответственно методика «Карта интересов» А.Е. Голомшто-ка [2, с. 121] и методика «Дифференциальнодиагностический опросник» Е.А. Климова) [2, с. 104], которые изучались наряду с другими

характеристиками индивидуальности. Сфера интересов и склонностей студентов изучалась наряду со свойствами личности, темпераментом и др. При обработке данных были использованы методы математической статистики: расчет первичных статистик выборки, ^критерий Стьюдента и корреляционный анализ.

Результаты исследования показывают, что студенты обеих специальностей демонстрируют достаточно выраженную склонность к группе профессий «Человек-Техника» (по классификации Е.А. Климова). При этом уровень выраженности склонности к группе профессий «Человек-Знак» у студентов специальности АТ на 1-м и 3-м курсе достоверно выше, чем у студентов специальности ТЭ (соответственно р<0,01 и р<0,00). У студентов, обучающихся на 4-м курсе, выраженность склонности к деятельности в группе профессий «Человек-Техника» достигает своего максимума, но увеличение значений этого показателя не достигает значимого уровня.

При исследовании сферы интересов наибольшее число предпочтений в области технических интересов (техника, транспорт, электроника, электротехника) установлено у студентов специальности АТ (оценки в диапазоне от 8 до 12 баллов, зафиксированные по 12-балльной шкале). У студентов 3-го курса интерес к электронике и электротехнике достоверно снижается, что, по-видимому, связано с тем, что количество специальных дисциплин значительно возрастает, не позволяя студентам отчетливо выделять эту область знаний в составе других дисциплин. При обучении на 4-м курсе после прохождения производственной практики у студентов происходит новое осмысление теоретических знаний и их практического применения, что вызывает достоверное повышение интереса к электронике и электротехнике (р<0,00).

У первокурсников, обучающихся на специальности ТЭ, сфера интересов связана в основном с нетехнического областями. При обучении на 3-м курсе у этих студентов наблюдается расширение круга интересов, в том числе за счет появления интереса к транспорту, что может быть связано с увеличением числа изучаемых ими специальных дисциплин. У студентов 4-го курса этой специализации интерес к транспорту возрастает на достоверно значимом уровне (р<0,01).

Таким образом, отмечаются некоторые различия динамики изменения интересов у

Психология развития и педагогическая психология

студентов, обучающихся разным специальностям железнодорожных профессий, проявляющиеся, прежде всего, достоверно более высокими показателями интереса к техническим дисциплинам, чем у студентов, обучающихся специальности АТ.

Данные корреляционного анализа характеристик интересов и склонностей показывают, что склонность к профессиям типа «Человек-Техника» и «Человек-Знак» у студентов специальности АТ имеет положительные связи с выраженностью их технических и околотехнических интересов (метал-ло- и деревообработка, строительство, военные специальности, сфера обслуживания), при этом число таких связей возрастает от 5 до 8 у студентов 1-го и 4-го курсов соответственно. Вместе с тем, число отрицательно коррелирующих переменных, отражающих интерес к нетехническим областям увеличивается с 8 (у студентов 1-го курса) до 10 (у студентов 4-го курса).

У студентов специальности ТЭ склонность к профессиям типа «Человек-Техника» и «Человек-Знак» также положительно связана с наличием у них технических и околотех-нических интересов, однако число этих связей уменьшается с 8 (у первокурсников) до 4 (у студентов 4-го курса). Причиной такой динамики могут являться особенности организации производственной практики, в ходе которой студентам приходится выполнять виды деятельности, не связанные с использованием техники.

Таким образом, система взаимосвязей между склонностью к профессиям типа «Человек-Техника» и «Человек-Знак», с одной стороны, и техническими и околотехнически-ми интересами, с другой, у студентов специальности АТ более выражена.

В заключение следует отметить, что уже на этапе подготовки специалистов выбор выполняемой профессиональной деятельности играет системообразующую роль по отношению к системе профессиональных интересов и склонностей, выступающих в качестве ПВК, что проявляется, во-первых, в степени выраженности этих характеристик, и, во-вторых,

в характере связей между ними. Материалы исследования студентов, обучающихся существенно отличающимся между собой железнодорожным специальностям, показывают, что выявленные в студенческих выборках межгрупповые различия достаточно существенны.

Представляется, что полученные в нашем исследовании данные могут служить одним из доказательных аргументов в пользу положения о системообразующей роли деятельности в структуре свойств интегральной индивидуальности, входящих в состав профессионально-важных качеств личности.

Литература

1. Ананьев, Б.Г. Формирование одаренности / Б.Г. Ананьев // Склонности и способности: сб. ст. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1962. - С. 1536.

2. Батаршев, А.В. Диагностика профессионально важных качеств / А.В. Батаршев.

- СПб.: Питер, 2007. - 192 с.

3. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А. Бодров. - М. : Изд-во ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.

4. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов.

- К. : Изд-во КГУ, 1969. - 280 с.

5. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. -308 с.

6. Мерлин, В.С. Свойства личности как способности / В.С. Мерлин // Проблемы экспериментальной психологии личности. -Пермь, 1970. - С. 8-50.

7. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности /В.С. Мерлин. -М.: Педагогика,1986. - 256 с.

8. Поваренков, Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности / Ю.П. Поваренков. - Ярославль: Канцлер, 2008. - 200 с.

9. Шадриков, В.Д. Проблемы системоге-неза профессиональной деятельности / В.Д. Шадриков. - М. : Наука, 1982. - 184 с.

Долгих Галина Ивановна, преподаватель, Пермский институт железнодорожного транспорта, аспирант кафедры практической психологии, Пермский государственный гуманитарнопедагогический университет, dolgih.g.i@mail.ru

THE SYSTEM-FORMING FUNCTION OF LEARN-PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE STRUCTURE OF THE INTERESTS AND INCLINATIONS OF THE RAILWAY STUDENTS

G.I. Dolgikh, Perm State Pedagogical University, Perm, Russian Federation, dolgih.g.i@mail.ru

The article under discussion deals with the system-forming functions of the activity of the railway students interests and inclinations. The results of the research confirm that the students of different specialities demonstrate various degree of interests and professional inclinations on different levels of studying.

Keywords: professionally important qualities, integral individuals qualities of different levels, interests, inclinations, system-forming function of the activity.

Поступила в редакцию 22 августа 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.