Научная статья на тему 'Проблема профессионально важных качеств в свете учения об интегральной индивидуальности'

Проблема профессионально важных качеств в свете учения об интегральной индивидуальности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
525
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / СПОСОБНОСТИ / ЗАДАТКИ / УСПЕШНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / РROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / ABILITIES / INCLINATIONS / SUCCESS OF ACTIVITIES / PROFESSIONAL SUITABLENESS / INTEGRAL INDIVIDUALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Долгих Галина Ивановна

Обсуждается проблема соотношения профессионально важных качеств и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности. Рассмотрены вопросы соотношения профессионально важных качеств, способностей, задатков и опыта, а также взаимодействия разноуровневых свойств интегральной индивидуальности в структуре профпригодности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES IN WAY INTEGRAL STUDIES OF INDIVIDUALITY

In the scientific work the problem of correlation of professionally important qualities and different levels characteristics of integral individuality is discussed. The article demonstrates the problems of correlation of professionally important qualities, of abilities, of inclinations and experience and also of integrations of different characteristics of integral individuality in a structure of professional suitableness.

Текст научной работы на тему «Проблема профессионально важных качеств в свете учения об интегральной индивидуальности»

УДК 159.9.01

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ В СВЕТЕ УЧЕНИЯ ОБ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Г.И. Долгих (Пермь)

Аннотация. Обсуждается проблема соотношения профессионально важных качеств и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности. Рассмотрены вопросы соотношения профессионально важных качеств, способностей, задатков и опыта, а также взаимодействия разноуровневых свойств интегральной индивидуальности в структуре профпригодности.

Ключевые слова: профессионально важные качества; способности; задатки; успешность деятельности; профессиональная пригодность; интегральная индивидуальность.

Проблема профессионально важных качеств представляет интерес как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку имеет отношение к проблемам интегральной индивидуальности, способностей и задатков и вместе с тем к проблемам профессиональной пригодности, профессионального отбора и профессиональной подготовки.

Профессионально важные качества (ПВК) традиционно рассматриваются в психологической литературе как качества, необходимые человеку для успешного решения профессиональных задач, при этом спектр этих качеств достаточно широк - от природных задатков до профессиональных знаний, получаемых в процессе обучения. Так, А.К. Маркова считает, что функцию ПВК выполняют психические процессы (мыслительные, речевые, сенсорные, мнемические), психические состояния, мотивы и отношения, профессиональные способности, профессиональное сознание.

Более широкую трактовку понятия ПВК, выходящую за пределы психологических характеристик, мы находим у В.Д. Шадрикова и

В. А. Бодрова. В.Д. Шадриков считает, что в функции ПВК могут выступать общесоматические (конституциональные) и нейродинамические свойства человеческого организма, свойства психических процессов, направленности личности, ее потребности, интересы, мировоззрение и убеждения, моральные качества [8. C. 119-120]. В. А. Бодров рассматривает ПВК как «совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности... конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен (по их составу, по необходимой степени выраженности, по характеру взаимосвязи между ними) и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы» [1. С. 223].

110

Проблема профессионально важных качеств

Из сказанного видно, что в состав ПВК входят разноуровневые свойства индивидуальности, нашедшие отражение в учении об интегральной индивидуальности: особенности личности, особенности психических процессов человека, психодинамические и нейродинамические свойства.

Одним из важных моментов в проблеме соотношения ПВК и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности является проблема соотношения способностей и ПВК, в которой выделяются разные аспекты. Е.П. Ильин считает, что в процессе овладения профессиональным мастерством каждая способность, реализуясь в конкретных действиях, превращается в профессионально важное качество [3.

C. 42]. Более детализированно процесс формирования ПВК рассматривает В.Д. Шадриков [8. C. 97-98]. Он отмечает, что переход от психического свойства к профессионально важному качеству, осуществляемый в процессе становления психологической системы деятельности, происходит путем перестройки операционных механизмов психических свойств в оперативные.

Существенным аспектом соотношения ПВК и способностей является их связь с успешностью деятельности. В исследованиях Б.М. Теплова, В.С. Мерлина, В.Н. Дружинина, В.А. Бодрова,

А.К. Марковой и др. в качестве главного отличительного критерия способностей выделены успешность деятельности, скорость и легкость овладения ею. Однако ясно, что такая успешность зависит не только от способностей, но и от других качеств, имеющих как наследственный, так и приобретенный характер. В связи с этим встает вопрос о рассмотрении задатков в контексте проблемы ПВК. Так, исследования, проведенные в лабораториях В.С. Мерлина, Е.А. Климова, К.М. Гуревича, показали, что свойства нервной системы отчетливо проявляются в стиле деятельности. Эти свойства, имеющие наследственную природу, выступают как задатки способностей, характеризующих различные динамические аспекты деятельности и поведения: способностей к быстрому выполнению заданий, быстрому переключению с одного вида деятельности на другой, распределению внимания, выполнению монотонных действий и т.д. [3. С. 42; 4. C. 114; 5. C. 22]. Результаты исследований позволяют рассматривать свойства нервной системы как основу формирования ПВК, поскольку они выступают как задатки различных способностей. Влияние свойств нервной системы на успешность деятельности более отчетливо прослеживается в профессиях с жесткими требованиями, нежели в других видах деятельности, предполагающих формирование разных стилей, в результате использования которых происходит компенсация недостаточно выраженных особенностей деятельности более выраженными.

При изучении способностей в рамках учения об интегральной индивидуальности не только рассматриваются связи специальных спо-

111

№ 47

Сибирский психологический журнал

2013 г.

собностей с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности, но и в структуре самих способностей выделяются свойства разных уровней индивидуальности: свойства личности и свойства индивида, включающие в себя свойства темперамента и особенности психических процессов [6. С. 54].

Связь ПВК с успешностью деятельности отчетливо свидетельствует и о тесной связи ПВК и профессиональной пригодности. В психологической литературе отмечается, что профессиональная пригодность, определяемая совокупностью индивидуальных особенностей человека, влияет на успешность освоения деятельности и эффективность ее выполнения. ПВК, обеспечивающие успешность деятельности, выступают как определяющая характеристика профпригодности. Достаточно полную характеристику профпригодности в содержательном плане дает В. А. Бодров [1. C. 22-23]. Он отмечает, что профессиональная пригодность определяется совокупностью таких характеристик, как профессиональная мотивация, общая и профессиональная подготовленность, уровень функциональной готовности и резервов организма, уровень развития анализаторов и физических качеств, актуальных для данной деятельности, состояние индивидуально-психологических функций организма. В данной характеристике профпригодности речь идет не только о выходе за пределы способностей (в состав профпригодности включены мотивация и опыт), но и об интеграции разноуровневых свойств индивидуальности. В общем плане с данной характеристикой профпригодности согласуются положения К.М. Гуревича относительно 4 факторов, обусловливающих профпригодность: социально-экономического, социально-психологического, собственно психологического и дифференциально-психофизиологического [2.

C. 19].

Таким образом, можно говорить о том, что профпригодность обеспечивается системой ПВК и выступает как интегрирующая характеристика этой системы.

В изложенном выше материале не только констатируется тесная связь ПВК и профпригодности с проблемой способностей, но и обозначен ряд других характеристик индивидуальности, выходящих за пределы способностей.

Это отчетливо видно в систематизированной характеристике ПВК, данной Ю.П. Поваренковым [7. С. 174]. Опираясь на данные, представленные в работах Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина, Е.А. Климова,

А.К. Марковой, В.Д. Шадрикова и других психологов, он выделяет 5 подструктур индивидуальных качеств, способных выступать в качестве ПВК: профессиональную направленность, профессиональный опыт, профессиональную одаренность, профессиональное самосознание, свойства (качества) личности (характер, темперамент). По мнению автора, профессиональные способности, к которым относят общие и

112

Проблема профессионально важных качеств

специальные профессиональные, совместно с профессиональными умениями и привычками являются основой для формирования профессионально важных качеств личности, при этом происходит изменение качества взаимосвязей между способностями, меняются старые и возникают новые. На наш взгляд, важным в данной характеристике ПВК является указание на взаимосвязь ее компонентов и изменения характера связей между ними.

Ю.П. Поваренков, подразделяя ПВК на профессионально важные (ПВК) и профессионально значимые (ПЗК), отмечает, что в качестве профессионально важных выступают профессиональные знания, умения и профессиональные способности, а в качестве профессионально значимых - профессиональные интересы, установки, черты характера и ряд других [7. С. 176]. На основании проведенных эмпирических исследований автор делает вывод о том, что ПВК формируются как интегральные системные качества, а их высокая продуктивность определяется различным сочетанием индивидуальных свойств субъекта труда. Таким образом, автор характеризует ПВК - ПЗК как системные качества и рассматривает продуктивность деятельности в связи с сочетанием индивидуальных свойств субъекта [Там же. С. 185-186].

Эти идеи согласуются с положениями теории интегральной индивидуальности, касающимися взаимодействия в структуре индивидуальности разноуровневых свойств. В рамках теории интегральной индивидуальности получены данные, свидетельствующие о том, что взаимодействие разноуровневых свойств выступает как саморегуляция деятельности [9. С. 103]. В процессе этого взаимодействия, по мере совершенствования деятельности, возрастает роль свойств личности как свойств вышележащего уровня индивидуальности. В частности, выявлено, что свойства личности выполняют регулирующую роль в отношении проявлений темперамента и нервной системы, как свойств нижележащих уровней (в частности, в плане коррекции нежелательного проявления таких свойств, как торопливость, чрезмерная медлительность и т. д). При этом встает вопрос об оказании помощи учащимся со стороны обучающего в плане осознания ими особенностей своей деятельности и создания установок на ее совершенствование.

Следовательно, говоря о роли тех или иных характеристик индивидуальности в качестве ПВК, важно оценивать их разносторонность, выделяя в них позитивные и негативные аспекты, и корректировать нежелательные проявления этих качеств.

Применение идеи интегральной индивидуальности к проблеме ПВК имеет эвристическое значение и позволяет выделить в этой проблеме такие новые аспекты, как интегративное проявление разноуровневых свойств в структуре ПВК, регулирующее влияние свойств вышележащих уровней индивидуальности на проявления нижележащих, разноаспектный характер проявлений свойств индивидуальности в деятельности.

113

№ 47

Сибирский психологический журнал

2013 г.

Все вышеизложенное свидетельствует о тесной связи проблемы ПВК и теории интегральной индивидуальности. Теория интегральной индивидуальности через призму проблемы способностей позволяет выделить разные аспекты, затрагивающие специфику связей ПВК с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности, а также проблему отбора разноуровневых характеристик интегральной индивидуальности в связи с требованиями деятельности. В связи с этим встает задача изучения перехода тех или иных характеристик субъекта в структуру ПВК.

В плане дальнейшей разработки проблемы ПВК возникает необходимость ответить на ряд вопросов, в частности:

- какие свойства интегральной индивидуальности, выступают в качестве ПВК?

- как эти свойства взаимосвязаны друг с другом?

- свойства какого уровня интегральной индивидуальности преимущественно представлены в системе связей ПВК в разных видах деятельности?

В качестве особого вопроса в проблеме ПВК выступает вопрос о составе ПВК применительно к профессиям разных типов, в том числе к профессиям работников железнодорожного транспорта.

Выводы:

1. Исследования разных авторов позволяют характеризовать ПВК как свойства, относящиеся к разным уровням интегральной индивидуальности, начиная от социально-психологических характеристик и заканчивая свойствами организма.

2. В характеристике структуры ПВК отчетливо выделяются следующие аспекты:

- ПВК правомерно рассматривать как взаимодействие разноуровневых свойств человека;

- в этой структуре свойств выделяются группы качеств, относящиеся:

а) к способностям;

б) задаткам;

в) элементам опыта: знаниям, умениям, навыкам;

- в качестве ПВК как способностей выступают, с одной стороны, свойства личности (отношения личности, интересы и склонности), с другой - свойства индивида (свойства темперамента и особенности психических процессов).

3. ПВК образуют определенные системы, при этом сочетания качеств и связи между ними зависят от характера деятельности.

Литература

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М. : ПЕР СЭ, 2001. 511 с.

114

Проблема профессионально важных качеств

2. Гуревич К.М. Психофизиологические вопросы становления профессионала. М. :

Советская Россия, 1974. 272 с.

3. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.

: Питер, 2008. 428 с.

4. Иоголевич Н.И. Психология личности и деятельности менеджера. Челябинск : По-

лиграф-Мастер, 2005. 254 с.

5. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М. : Педагоги-

ка, 1986. 256 с.

6. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание : учеб. по-

собие к спецкурсу «Основы психологии личности». Пермь : ПГПИ, 1990. 108 с.

7. Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления лично-

сти. Ярославль : КАНЦЛЕР, 2008. 200 с.

8. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М. : Наука, 1982. 184 с.

9. Щукин М.Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность: проблемы

и подходы // Психологический журнал. 1995. Т. 16, № 2. С. 103-113.

PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES IN WAY INTEGRAL STUDIES OF

INDIVIDUALITY

Dolgikh G.I. (Perm)

Summary. In the scientific work the problem of correlation of professionally important qualities and different levels characteristics of integral individuality is discussed. The article demonstrates the problems of correlation of professionally important qualities, of abilities, of inclinations and experience and also of integrations of different characteristics of integral individuality in a structure of professional suitableness.

Key words: рrofessionally important qualities; abilities; inclinations; success of activities; professional suitableness; integral individuality.

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.