Научная статья на тему 'Темперамент как фактор выбора профессии'

Темперамент как фактор выбора профессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3767
535
Поделиться
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ТИПЫ ПРОФЕССИЙ / ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОГРАММЫ / ТЕМПЕРАМЕНТ / PROFESSIONAL PREFERENCES / TYPES OF PROFESSIONS / FACTORS OF PROFESSIONAL CHOICE / TEMPERAMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буянова Галина Витальевна

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования профессиональных предпочтений и свойств темперамента студентов-первокурсников, получающих высшее образование по разным специальностям; анализируются особенности индивидуальности студентов в трех сферах поведения (психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной) и их соответствие требованиям выбранного ими типа профессии.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Буянова Галина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Temperament as a Factor of Professional Choice

Abstract. The paper deals with the results of empiric research of professional preferences and characteristics of temperament of first-year students of different departments. The author studies professional interests of students, and determines the main features of their individuality in three aspects of behaviour: psychomotor, intellectual, communicative, as well as the compliance of these aspects with the requirements of the chosen profession.

Текст научной работы на тему «Темперамент как фактор выбора профессии»

2. Граблин А. Кому легче учиться в школе // «Мы и мир». Психол. газ. 2010. № 2 (162). С. 9.

3. Климов Е. А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект). М.; Воронеж. Изд-во МОДЭК, 2001. 192 с.

4. Юревич А. В. Асимметричное будущее // Вопр. философии. 2008. № 7. С. 83.

УДК 159.9

Г. В. Буянова

ТЕМПЕРАМЕНТ КАК ФАКТОР ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования профессиональных предпочтений и свойств темперамента студентов-перво-курсников, получающих высшее образование по разным специальностям; анализируются особенности индивидуальности студентов в трех сферах поведения (психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной) и их соответствие требованиям выбранного ими типа профессии.

Ключевые слова: типы профессий, факторы выбора профессии, профессио-граммы, темперамент.

Abstract. The paper deals with the results of empiric research of professional preferences and characteristics of temperament of first-year students of different departments. The author studies professional interests of students, and determines the main features of their individuality in three aspects of behaviour: psychomotor, intellectual, communicative, as well as the compliance of these aspects with the requirements of the chosen profession.

Index terms: professional preferences, types of professions, factors of professional choice, temperament.

Выбор профессии - довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс, зависящий от многих обстоятельств. Не случайно до сих пор остаются спорными вопросы о факторах выбора профессии и их приоритетности в процессе профессионального самоопределения.

По мнению ряда авторов, изучающих проблему профессионального самоопределения в раннем юношеском возрасте, выбор профессии осуществляется преимущественно под влияниям «объективных факторов», таких как величина заработной платы, условия работы, престиж будущей профессии, мнение близких людей [1, 3, 7]. В то же время таким «субъективным факторам», как темперамент, отводится второстепенная, сопутствующая роль.

Под темпераментом мы будем понимать формально-динамическое свойство человека, формирующееся преимущественно под влиянием биологических факторов, и прежде всего свойств нервной системы. Формально-динамические свойства отражают энергодинамический аспект пове-

дения (длительность поведенческих актов, их частоту, интенсивность, а также готовность к определенной форме поведения). Эти свойства устойчивы во времени и различных ситуациях, присутствуют во всех сферах поведения (интеллектуальной, психомоторной, коммуникативной). Они не зависят от целей и задач «текущего» поведения, поскольку являются реальными проявлениями свойств нервной системы [3].

Доказано, что, проявляясь в психической деятельности и поведении, эти динамические особенности придают индивидуальный характер человеческому труду [8, 10, 11]. В одних видах труда некоторые из этих особенностей играют более благоприятную, в других - менее и даже неблагоприятную роль. Однако вопрос о влиянии темперамента на процесс профессионального самоопределения на этапе выбора профессии до сих пор остается недостаточно исследованным.

Б. С. Волков, рассматривая факторы выбора профессии, выделяет три основных мотива, выстроенных по степени влияния на процесс выбора профессии (от более значимого к менее значимому): материальный (основной); родительская установка; интерес к профессии [1, с. 188].

В рамках данного подхода темперамент, являясь индивидуальной особенностью человека, практически не принимается в расчет при планировании профессионального пути.

Э. Ф. Зеер также признает активным, производящим началом выбора профессии объективные обстоятельства (социально-экономические условия), а изменения в субъектах рассматривает как следствие отражения этих воздействий. Однако ученый уточняет, что «внешнее влияние опосредуется внутренними условиями, к которым относится своеобразие психики личности» [3, с. 36; 4, с. 42].

Позиция Е. П. Ильина, выраженная в предложенной им схеме «психологического механизма выбора вида деятельности и ее эффективности», позволяет взглянуть на процесс профессионального самоопределения с другой стороны [6, с. 271]. В качестве доминанты автор рассматривает имеющиеся у человека определенные сочетания типологических особенностей проявления свойств нервной системы (сила - слабость, подвижность - инертность, уравновешенность - неуравновешенность), которые могут обусловливать склонность человека к определенному типу деятельности - к быстрой, но кратковременной работе, к работе переменного характера и т. п. Осознание этой склонности и ее причины приводит к формированию мотива, побуждающего человека заниматься определенным видом деятельности, поскольку она отвечает характеру имеющейся склонности. Соответствующее сочетание типологических особенностей способствует проявлению способностей к этому же виду деятельности, что ведет к высокой ее эффективности, создает удовлетворенность трудом и подкрепляет мотив выбора профессии, превращая его в стойкий интерес. Последний влияет на активность человека и «утверждает» его в данной профессии.

Развивая тезис о профессиональном выборе в соответствии со склонностями и способностям человека, Н. С. Глуханюк вводит понятие «психологического здоровья» как ценности, фактора и условия своего профессионально-личностного развития и профессионального долголетия [2]. Психологическое здоровье, по мнению автора, означает понимание себя как индивидуальности, самобытности и предполагает - при внесении изменений в свою жизнь (профессию) - способность действовать не вопреки своей индивидуальности, а в соответствии с ней.

Очевидно, что, согласно данной точке зрения, темперамент приобретает первостепенное значение в выборе профессии.

Теоретический анализ литературы выявил некоторые разночтения в понимании места и роли темперамента в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии, что ориентирует на необходимость углубления научных знаний о субъективных факторах, определяющих данный выбор.

Высокая практическая значимость, обусловленная требованиями сегодняшнего времени, которые диктуют развитие личностно-ориентированного подхода в образовании и поиск путей наиболее полного и всестороннего развития индивидуальности человека, определяют актуальность и новизну темы настоящего исследования.

Цель исследования заключалась в том, чтобы определить, можно ли рассматривать темперамент как фактор, оказывающий влияние на выбор профессии. Мы предположили, что если темпераментальные особенности студентов соответствуют профессионально важным качествам, которые предъявляет выбранная ими профессия, можно говорить о влиянии свойств темперамента на выбор профессии. При этом круг наших интересов ограничивался совокупностью индивидуально-типологических свойств, закрепленных в наследственном аппарате человека.

Исходя из поставленной цели, в работе использовались следующие методики:

• «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова;

• «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ)» В. М. Русалова.

Полученные результаты были сопоставлены с психологическими характеристиками изучаемых профессий, представленных в профессиог-раммах Е. А. Климова, Р. М. Грановской, К. Н. Корнилова, Е. С. Романовой и Ю. В. Иванова.

В исследовании приняли участие студенты-первокурсники разных факультетов - 275 чел., средний возраст 17-18 лет, обучающиеся по следующим специальностям:

- «Механизация сельского хозяйства» (условно - студенты-механики);

- «Агрономия» (студенты-агрономы);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «Садово-парковое и ландшафтное строительство» (студенты-дизайнеры);

- «Экономика и управление на предприятиях АПК» (студенты-экономисты);

- «Перевод и переводоведение» (студенты-переводчики).

Задача первого этапа заключалась в определении профессиональных предпочтений студентов-первокурсников и их соответствия требованиям выбранного типа профессии. Для ее решения были проанализированы корреляционные связи выделенных показателей. Пропуская описание промежуточных результатов, рассмотрим основные факты, представленные на рисунке. Очевидно, что все группы обследуемых проявляют интерес к выполнению той деятельности, которую предполагает выбранная ими профессия. Исходя из этого, можно утверждать, что респонденты выбрали профессию адекватно своим профессиональным предпочтениям, несмотря на то, что представители всех групп параллельно также обнаруживают разную степень выраженности профессионального интереса к профессиям другого типа.

Подобный результат вполне закономерен, поскольку сам Е. А. Климов, автор классификации, выбранной для данного исследования, акцентирует внимание на том, что «профессия может характеризоваться одновременно признаками разных типов, но в разной мере» [7, с. 263].

Студенты- агрономы Студенты- механики Студенты- переводчики Студенты- экономисты Студенты- дизайнеры

( Ч/П ) С Ч/Т ) ( Ч/Ч ) С Ч/З ) ( Ч/ХО )

Профессиональные предпочтения студентов-первокурсников разных

специальностей:

Ч/П - сфера «человек - природа», Ч/Т - «человек - техника», Ч/Ч - «человек -человек», Ч/З - «человек - знак», Ч/ХО - «человек - художественный образ»

Следующий этап работы был посвящен изучению различий в проявлении свойств темперамента у студентов, выбравших разные специальности. Для этого полученные данные были подвергнуты статистической обработке методом сравнения средних величин по ^-критерию Стьюдента. В рамках данной статьи мы остановимся на более детальном описании лишь двух групп: студентов-механиков и студентов-дизайнеров. Анализ результатов позволил выявить следующие различия.

В группе студентов-механиков выявлен наибольший индекс адаптивности (достоверные различия со студентами-агрономами (£ = 2,33; р < 0,05) и студентами-экономистами (£ = 2,55; р < 0,05)).

Из этого следует, что студенты-механики характеризуются как наиболее приспособленные к жизни: у них достаточно высокая общая актив-

ность при самой низкой эмоциональности. Они достоверно более спокойны и уверены в себе как при выполнении физической и умственной работы, так и в общении.

Активность студентов-механиков проявляется в основном в психомоторной сфере. Они обладают более высокой потребностью в движении, более высокой мышечной работоспособностью, более высоким стремлением к разнообразным способам физической деятельности, чем студенты-агрономы ( = 3,11; р ^ 0,01), студенты-переводчики ( = 4,54; р ^ 0,001), студенты-экономисты $ = 4,26; р ^ 0,001) и студенты-дизайнеры $ = 2,23; р ^ 0,05).

Сферы интеллектуальной и коммуникативной активности слабее выражены у студентов данной группы. Самый низкий средний показатель по индексу коммуникативной активности говорит о том, что студен-там-механикам свойственны некоторая социальная «пассивность», более низкий уровень готовности к общению, несколько ограниченный набор коммуникативных программ.

При осуществлении интеллектуальной деятельности студенты-механики демонстрируют достаточно высокую скорость умственных процессов, при средневыраженном стремлении к выполнению как деятельности, связанной с умственным напряжением вообще, так и разнообразных ее форм.

Сопоставление полученных результатов с профессиограммой инже-нера-механика показывает, что в целом полученные факты совпадают с требованиями этой профессии. Так, к качествам, обеспечивающим успешность выполнения профессиональной деятельности инженера-меха-ника, относятся высокий уровень концентрации внимания; хорошее пространственное воображение; хорошая моторная память; физическая сила и выносливость; развитая ручная моторика; хорошая координация движений; аналитическое мышление. Механику необходимо быть эмоционально стабильным, выносливым. Он любит заниматься конкретными вещами и их использованием, ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости, независим и оригинален, обладает нестандартным мышлением [4, с. 453; 7, с. 103; 9, с. 28].

Студенты-дизайнеры занимают второе место по степени адаптивности к социальной среде. Однако если студенты-механики более приспособлены к жизни в обществе за счет эмоциональной устойчивости, меньшей чувствительности к разного рода неудачам, то студенты-дизайнеры, напротив, чаще испытывают сильные эмоциональные переживания, особенно по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом умственной работы, а также в ситуации общения. При этом студенты-дизайнеры демонстрируют самый высокий средний показатель интеллектуальной активности и самый высокий уровень коммуникативной активности (значимые различия со студентами-агрономами $ = 2,16; р ^ 0,05) и студентами-механиками ^ = 2,70; р ^ 0,01)).

Активность студентов-дизайнеров проявляется в определенных аспектах поведения. Они демонстрируют более «широкую» сферу психомоторной активности. У них более выражена склонность к разнообразным формам двигательной активности и различным видам ручного труда. В отличие от других профессий сферы «человек - художественный образ» профессия ин-женера-дизайнера садово-паркового и ландшафтного строительства предполагает активный разнообразный физический труд - от выращивания рассады, обрабатывания земли до воплощения действительно дизайнерских решений, идей по оформлению парков, газонов, садов.

Студентам-дизайнерам принадлежит самый высокий средний показатель по переменным интеллектуальной эргичности, пластичности и скорости, что говорит о высоком уровне способности к обучению. Они быстро и легко переходят с одних форм мышления на другие, им свойствен творческий подход к решению проблем.

Схожая ситуация просматривается и в сфере коммуникативной активности. Как показывают полученные данные, студенты-дизайнеры проявляют большую потребность в общении, легкость вступления в новые социальные контакты и переключения в процесс общения, чем студенты-механики (t = 2,68; p ^ 0,01) и студенты-переводчики (t = 2,29; p < 0,05), и обладают более высокой скоростью речевой активности по сравнению со студентами-агрономами (t = 2,00; p ^ 0,05) и студентами-механиками (t = 2,63; p ^ 0,01).

Полученные различия подтверждают психограммы этой профессии. Так, авторы, описывающие профессию дизайнера, подчеркивают, что люди данной профессии отличаются высокой эмоциональной чувствительностью, творческим воображением, образным мышлением, богатой фантазией. У них развито восприятие, ручные умения и речевые способности. Они пластичны, гибки, проницательны; стремятся к лидерству, любят быть на виду; хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решения. Контакты с людьми - многочисленны [2, с. 498; 7, с. 94; 9, с. 114].

На основании изучения профессиограмм разных ученых было отмечено, что различные профессии требуют от специалиста разных темпера-ментальных особенностей. При сопоставлении обобщенных психологических портретов с результатами, полученными в нашем исследовании, обнаруживается убедительное сходство выявленных свойств темперамента обследуемых с характеристиками, представленными в профессиограм-мах. Схожие факты были получены и в других группах. Напомним, что профессиограммы - это результат обследования профессионалов, людей, зарекомендовавших себя в профессии, состоявшихся в ней. Следовательно, наличие сходных темпераментальных характеристик у студентов-первокурсников, которые только что осуществили свой профессиональный выбор, дает основание предполагать, что в ходе принятия этого решения они ориентировались в том числе и на свои индивидуально-типо-

логические особенности. В соответствии с этим фактом можно сделать вывод, что темперамент может выступать в качестве одного из основных внутренних факторов выбора профессии.

Литература

1. Волков Б. С. Психология юности и молодости: учеб. пособие. М.: Академ. Проект: Трикста, 2006. 256 с.

2. Глуханюк Н. С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации: дис. ... д-ра психол. наук. Екатеринбург, 2001. 313 с.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академ. проект; Фонд «Мир», 2005. 336 с.

4. Зеер Э. Ф., Павлова А. М. Профессионально-личностный потенциал субъекта предпринимательской деятельности // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2008. № 7. С. 42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Иванов Ю. В. Деловая соционика // Управление персоналом. 2004. С. 200.

6. Ильин Е. П. Мотивы и мотивации. СПб: Питер, 2006. 512 с.

7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 304 с.

8. Мерлин В. С. Собрание сочинений. Пермь: ПСИ, 2006. 332 с.

9. Романова Е. С. 99 популярных профессий. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 464 с.

10. Русалов В. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психол. журн. 1991. № 5. С. 3-16.

11. Русалов В. М., Манолова О. Н. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности // Психол. журн. 2005. № 3. С. 65-73.