Научная статья на тему 'Социальная направленность личности в учебном учреждении'

Социальная направленность личности в учебном учреждении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
147
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ТЕСТ / МЕТОДИКА / ТИП ЛИЧНОСТИ / ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / РЕСПОНДЕНТЫ / РАНЖИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лабаева Татьяна Александровна

Цель данного исследования изучить профессиональные интересы и способности студентов. Методы. «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Голланда, методика оценки профессиональных интересов и способностей (тест Соломина И. Л.). Данные методы позволяют определить преобладающие интересы и способности, влияющие на успешность в определенных видах профессиональной деятельности. Ее системообразующей характеристикой является направленность, одна из ведущих свойств личности, в которой выражается динамика развития индивида как социального существа. Результат. Автор исследовал ориентирование студентов на изучение доминирующих профессиональных направленностей и предпочтений. Вывод. Профессиональная направленность личности соответствует профессиональным интересам и способностям студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лабаева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная направленность личности в учебном учреждении»

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.9

DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-2-11-15

Социальная направленность личности

в учебном учреждении

© 2018 Лабаева Т. А.

Нижегородский инженерно-экономический университет, Нижегородская область, Россия; e-mail. tatalabaeva@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Цель данного исследования изучить профессиональные интересы и способности студентов. Методы. «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Голланда, методика оценки профессиональных интересов и способностей (тест Соломина И. Л.). Данные методы позволяют определить преобладающие интересы и способности, влияющие на успешность в определенных видах профессиональной деятельности. Ее системообразующей характеристикой является направленность, одна из ведущих свойств личности, в которой выражается динамика развития индивида как социального существа. Результат. Автор исследовал ориентирование студентов на изучение доминирующих профессиональных направленностей и предпочтений. Вывод. Профессиональная направленность личности соответствует профессиональным интересам и способностям студентов.

Ключевые слова: человек, тест, методика, тип личности, черты характера, выбор профессии, респонденты, ранжирование.

Формат цитирования: Лабаева Т. А. Социальная направленность личности в учебном учреждении // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 2. С. 11-15. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-2-11-15

The Social Dimension of Personality at Educational Institution

© 2018 Tatyana A. Labaeva

Nizhny Novgorod Engineering Economical University, Nizhny Novgorod Region, Russia; e-mail. NinaChernova090359@yandex.ru

ABSTRACT. The aim of this research is to study the career interests and students' abilities. Methods. Dzh. Golland questionary on definition of personality type, methods of assessment of professional interests and abilities (Solomin I. L. test). These methods allow to define the prevail interests and abilities which influence the successfulness in define kinds of performance. Its systemic characteristics is the dimension, the one of the lead characters of a personality, in which the development dynamics of an individual as social being is expressed. Result. The author studies the orientation of the students on learning the dominate professional directions and preferences. Conclusion. Personality's professional direction correspond with students' career interests and abilities.

Keywords: person, test, method, personality type, character traits, choice of profession, respondents, ranking.

For citation: Labaeva T. A. The Social Dimension of Personality at Educational Institution. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 2. Pp. 11-15. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-2-11-15 (In Russian)

Введение

Личность - это человек, включенный в систему общественных отношений, которые формируются в общении, совместной деятельности и при этом приобретает социальные качества для самостоятельной деятельности [5, с. 70].

Каждый человек приспосабливается к жизни с точки зрения своих личностных особенностей [2, с. 51-53]. Неудачное профессиональное самоопределение и неудовлетворенная самореализация имеют все шансы быть фактором множества психологических и жизненных проблем. В психологии рассматриваются типологии, учитывающие преимущественно личностные показатели (свойства и черты индивидов, порождаемые изначально присущими им ориентациями) [1, с. 27].

В данной статье затрагивается тема соответствия личностных характеристик студентов с выбранной им специальностью. Выбор профессии - это процесс, который состоит из ряда шагов, длительность которых зависит от наружных критериев и личных отличительных черт субъекта. Человек, рассчитывающий на ту или иную должность, обязан соответствовать профессионально-личностным качествам и обладать необходимыми чертами характера. В случае, если эти свойства останутся неразвитыми, человек не справится с прямыми обязанностями.

Цель статьи - изучить профессиональные интересы и способности студентов.

Методы. В качестве диагностического инструментария для исследования использовались методики: опросник профессиональных предпочтений

Дж. Голланда, который позволяет оценивать совместимость личности с определенной профессиональной средой; методика оценки

профессиональных интересов и

способностей (тест Соломина И. Л.). Данная методика, согласно утверждению автора, позволяет человеку сориентироваться в 5-ти профессиональных сферах деятельности в силу преобладания собственных интересов и личностных особенностей для наилучшего выбора профессии.

Результаты и обсуждение

Социальная направленность представляет центральную составляющую жизненного пути развивающейся личности индивида. Объектом исследования выступили студенты Института транспорта сервиса и туризма (ИТСиТ) (п. Воротынец Нижегородской области). По каждой методике общая численность опрошенных в ходе исследования составила 228 студентов: в

2015-2016 уч. году респондентов - 82 чел., в

2016-2017 уч. году - респондентов - 69 чел., в 2017-2018 уч. году - респондентов - 77 чел.

Изучая методику «Оценка

профессиональных интересов и

способностей» [3], необходимо рассмотреть интерпретацию, которая ориентируется преимущественно на предрасположенность и дееспособность к 1-му из 5 типов профессий (№ 1 Человек - человек; № 2 Человек -техника, № 3 Человек - знаковая система, № 4 Человек - художественный образ, № 5 Человек - природа), вслед за этим ориентируется соотношение к 1-му из 2-х классов профессий, разделенных по признаку "характер труда": исполнительские и креативные (творческие).

В результате исследования

профессиональных типов личности у студентов были получены следующие данные, которые приведены в таблице 1 за 3 учебных года.

Таблица 1

Исследования профессиональных типов личности у студентов

№ В 2015-2016 уч. году 82 чел. В 2016-2017 уч. году 69 чел. В 2017-2018 уч. году 77 чел.

ХОЧУ

Выбор тип профессии у студентов

1. №1 - 23 чел. - 28% №1 - 21 чел. - 30,4% №1 - 20 чел. - 26%

2. №2 - 20 чел. - 24,4% №2 - 16 чел. - 23,2% №2 - 18 чел. - 23,4%

3. №5 - 20 чел. -24,4% №5 - 16 чел. -23, 2% №5 - 18 чел. - 23,4%

4. №4 - 16 чел.- 19,5% №4 - 14 чел. -20,3% №4 - 18 чел. - 23,4%

5. №3 - 3 чел. -3,7% №3 - 2 чел. -2,9% №3 - 3 чел. - 3,8%

МОГУ

1. №1 - 45 чел. - 55% №1 - 30 чел. - 43, 5% №1 -41 чел. - 53,2%

2. №2 - 13 чел. - 15,8% №2 - 12 чел. -17,4% №2 -15 чел. - 19,5%

3. №5 - 12 чел. - 14,6% №5 - 11 чел. - 15,9% №5 - 10 чел. - 13%

4. №4 - 10 чел. - 12,2% №4 - 9 чел. - 13,1% №4 -10 чел. -13%

5. №3 - 2 чел. - 2,4% №3 - 7 чел. - 10,1% №3 - 1 чел. - 1,3%

В ходе исследования были выявлены предрасположенность и дееспособность к 1-му из 5 типов профессий: соответствие между образом профессий (Хочу) и образом профессий (Могу). В большинстве случаев более привлекательный для студентов образ профессий (Хочу) совпадает с той, которую они могут делать лучше всего (Могу), и в дальнейшем им предстоит определиться, чему же отдать предпочтение в процессе выбора профессии - склонностям (Хочу) или способностям (Могу). У большинства респондентов предрасположенности лежат в той же группе профессий, что и их возможности, а это говорит о том, что, выбрав ту или же иную профессию, респонденты в будущем смогут добиться в ней достаточно высоких результатов и это может доставить им огромное удовлетворение и уверенность в своих возможностях. Рассматривая результаты полученных данных по ранговой шкале, каждому типу профессии приписывается свой ранг: к первому рангу относится профессия: Человек - человек, предметом труда специалиста является другой человек, а характерной чертой деятельности -необходимость непосредственного

воздействия на людей. Круг таких профессий многоаспектен: педагогические - учитель, воспитатель детского сада; медицинские -врач, медсестра; юридические - следователь, судья, адвокат; сфера обслуживания -продавец, проводник, парикмахер; культпросвет работники - пианист, аккомпаниатор и т. д. Устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого

человека, быстро понимать намерения и помыслы людей, хорошая память, умение находить общий язык с разными людьми -вот те личные качества, которые очень важны при работе по профессии этого типа. К среднему рангу относятся следующие типы профессий - № 2, № 5 и № 4. И к низкому рангу относятся профессии под № 3.

Проведенное исследование позволило определить приоритеты выбора

респондентами типов профессии, они расположены в таблице в порядке убывания. Подобное скорее всего является следствием ранее сделанного респондентами выбора направления своего обучения, сделанного шага в выборе будущей профессии, так как нелогично было бы предположить, что человек, желающий заниматься прикладной физикой, выбрал бы для обучения театральное училище.

Рассматривая последние две группы суждений, которые соответствуют двум классам профессиональных предпочтений (профессий), разделенных по признаку «характер труда»: А - исполнительские: Б -творческие, в исследуемых данных преобладание идет по признаку А.

В опроснике профессиональных предпочтений Дж. Голланда [4] выделено 6 основных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный,

конвенциональный, предприимчивый и артистичный. Общее число респондентов за 3 учебных года составляет 228 человек. В результате проведения исследования по опроснику Дж. Голланда были получены следующие данные за 2015 г по 2017 г., которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Профессиональные предпочтения

Наименование типов Выбрали в 2015-16 г. (чел - %) Выбрали в 2016-17 г. (чел - %) Выбрали в 2017-18 г. (чел - %) Профессии

Реалистический тип 15 человек 18,3% 13 человек 18,8% 16 человек 20,8% Хороший продавец и хороший ремонтник, механик, электрик, инженер, моряк, шофер и т. п.

Интеллектуальный тип 15 человек -18,3% 9 человек -13,1% 12 человек -15,6% В первую очередь научные -математик, физик, астроном и т. д.

Социальный тип 18 человек -22% 16 человек - 23,2% 18 человек -23,4% Врач, учитель, психолог, социальный работник и т. п.

Конвенциальный тип 10 человек -12,2 % 8 человек -10,1% 8 человек -10,4% Машинопись, бухгалтерия, программирование и т. п.

Предприимчивый тип 14 человек -17.1% 13 человек - 18.8% 15 человек -19,5% Директор, журналист, администратор, предприниматель и др.

Артистичный тип 10 человек -12,2% 10 человек - 14,5% 18 человек -10,4% Актер, архитектор, занятие живописью, литературное творчество, фотография, театр, дизайнер и пр.

Вывод

Полученные результаты подтверждают выводы, что студенты ориентированы на работу с людьми. 3 типа личности (138 человек - 60,5 %) - реалистический тип (с 18.3 % до 20.8 % - механик, электрик, инженер, моряк, шофер и т. п); социальный тип (с 22 % до 23,4 % - врач, учитель, психолог, социальный работник); предприимчивый тип (с 17,1 % до 19,5 % -директор, журналист, администратор, предприниматель и др.). Т. е. в образовательную организацию поступают студенты с предпочтением профессий, соответствующим специальностям, которым обучают в учебном учреждении. Чуть меньше трети студентов - 90 человек -39,5 % выбрали другие типы личности. Хотя если посмотреть общую картину типологии личности, можно отметить, что разница не очень существенная.

Профессиональная направленность, являясь одним из видов направленности личности, определена содержанием мотивационной сферы личности студентов, которая определяется стабильными мотивационными образованиями,

проявляющимися и конкретизирующимися в ситуативных мотивах определенной

деятельности. Проделанная работа была ориентирована на изучение доминирующих профессиональных направленностей,

предпочтений и способностей студентов. Данные исследования важны в средних и высших учебных заведениях для общего представления студентов о собственном профессиональном потенциале,

соотношении собственных

профессиональных предпочтений и запросов с имеющимися личностными возможностями и требованиями, предъявляемыми к человеку по различным профессиям.

Можно предположить, что с высокой долей вероятностью обе методики профессионального самоопределения имеют одинаковую цель и сходные методы ее достижения, в результате чего проведенные исследования по обеим методикам в нашем случае показали близкие результаты. Это говорит о сформированности

профессионального мировоззрения

студентов, а также о системах ценностей, характерных для данных специальностей, что в итоге и определит выраженность у них профессионально значимых качеств и их эффективную реализацию в процессе профессиональной деятельности.

Литература

1. Гусева Т. И., Катарьян Т. В. Психология личности: учебное пособие. [Электронный ресурс] / Режим доступа: ИИрУ/шш^ргЬооквИор. ru/6330.html [дата обращения: 11.05.2018]

2. Лабаева Т. А., Чернова Н. М. Мониторинг адаптации первокурсников в зависимости от личностных особенностей // Вестник научных конференции. 2017. № 11-2 (27). С. 51-53.

3. Соломин И. Л. Анкета «Ориентация». [Электронный ресурс] / Режим доступа:

http://testoteka. narod.ru/prof/1/06.html [дата обращения: 11.05.2018]

4. Тест Дж. Голланда по определению типа личности. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/24.html [дата обращения: 11.05.2018]

5. Шеламова Г. М. Деловая культура и психология общения: учебник для начального профессионального образования. М. : Академия, 2007. 160 с.

References

••• M3BecTrn AMY. I. 12. № 2. 2018

••• DSPU JOURNAL. Vol. 12. No. 2. 2018

1. Guseva T. I., Kataryan T. V. Psychology of personality: textbook [Electronic resource]. Mode of access: http://www.iprbookshop.ru/6330.html [accessed: 11.05.2018]

2. Labaeva T. A., Chernova N. M. Monitoring the adaptation of freshmen depending on personal characteristics. Vestnik nauchnyh konferencii [Bulletin of Scientific Conferences]. 2017. № 11-2 (27). Pp. 51-53. (In Russian)

3. Solomin I. L. Questionnaire "Orientation". [Electronic resource]. Mode of access: http://testoteka.

narod.ru/prof/1/06.html [accessed: 11.05.2018]

4. Dzh. Golland test on definition of personality type. [Electronic resource]. Mode of access: http://testoteka .narod.ru/lich n/1/24 .html [accessed: 11.05.2018]

5. Shelamova G. M. Delovaya kul'tura i psikhologiya obshcheniya: uchebnik dlya nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya [Business culture and psychology of communication: textbook for primary vocational education]. Moscow, Akademiya Publ., 2007. 160 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Лабаева Т. А., педагог-психолог, кафедра сервиса, Нижегородский инженерно-экономический университет (НИЭУ), Нижний Новгород, Россия; e-mail. tatalabaeva@yandex.ru

Принята в печать 12.05.2018 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliations

Tatyana A. Labaeva, educational psychologist, the chair of service, Nizhny Novgorod Engineering Economical University (NNEEU), Nizhny Novgorod, Russia; e-mail. tatalabaeva@yandex.ru

Received 12.05.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.