Научная статья на тему 'Мониторинг тенденций профессиональных предпочтений и ожиданий студентов Псковского государственного педагогического университета им. С. М. Кирова'

Мониторинг тенденций профессиональных предпочтений и ожиданий студентов Псковского государственного педагогического университета им. С. М. Кирова Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
172
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРОФЕССИЯ / ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / STUDENTS / MARKETING RESEARCH / PROFESSION / BORDERLAND

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Руденко Светлана Сергеевна

Статья посвящена мониторингу профессиональных предпочтений студентов Псковского государственного педагогического университета им. С.М. Кирова. Приводится анализ отношения студентов к послевузовскому образованию и рассматриваются ориентиры молодёжи в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the monitoring of professional preferences of Pskov State Pedagogical University students. The analyses concerning the attitude of students to postgraduate study and youth career goals are given in the article.

Текст научной работы на тему «Мониторинг тенденций профессиональных предпочтений и ожиданий студентов Псковского государственного педагогического университета им. С. М. Кирова»

УДК 303.625.3

С.С. Руденко

МОНИТОРИНГ ТЕНДЕНЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ И ОЖИДАНИЙ СТУДЕНТОВ ПСКОВСКОГО государственного пеДагогического университета ИМ. С.М. КИРОВА

Статья посвящена мониторингу профессиональных предпочтений студентов Псковского государственного педагогического университета им. С.М. Кирова. Приводится анализ отношения студентов к послевузовскому образованию и рассматриваются ориентиры молодёжи в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: студенты, маркетинговое исследование, профессия, приграничный регион.

S.S. Rudenko

MONITORING OF STUDENTS' PROFESSIONAL PREFERENCES AND EXPECTATION TRENDS IN PSKOV STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER S.M. KIROV

The article is devoted to the monitoring ofprofessional preferences ofPskov State Pedagogical University students. The analyses concerning the attitude of students to postgraduate study and youth career goals are given in the article.

Key words: students, marketing research, profession, borderland.

Мировой финансово-экономический кризис в значительной степени повлиял на рынок труда. Сместились ориентиры востребованных профессий, изменилась и степень потребности в кадрах. В данных условиях важно выявить современные предпочтения на рынке труда и в сфере образовательных услуг как источника квалифицированных кадров.

Интерес представляет мнение будущих специалистов (студентов вуза), ведь их мнение - это и мнение их родителей, под воздействием которого формируются взгляды молодёжи, и их личные желания в сфере дальнейшего или параллельного обучения. Так или иначе, но желание студента получить дополнительное образование может указывать на востребованность данного образования.

К сожалению, профессиональные предпочтения молодёжи могут не совпадать с потребностью в квалифицированных кадрах со стороны работодателей, но предполагаемая готовность студентов получать дополнительное образование - аргумент в пользу мобильности молодёжи и их возможности приспособиться к потребностям рынка труда.

В рамках проекта "Маркетинговое исследование и мониторинг состояния рынка труда в приграничных областях" изучалось мнение студентов приграничных территорий России, Эстонии и Латвии.

Одной из базовых площадок исследования стал Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова (г. Псков, Россия).

В процессе исследования использовалась в качестве методического инструментария использовалась анкета. При определении маркетингового исследования в данном случае применялся широкий подход, предполагающий рассмотрение маркетингового исследования "как процесса познания для удовлетворения информационных потребностей маркетологов" [3, c. 92].

На протяжении двух лет студенты первых и пятых курсов Университета отвечали на вопросы, раскрывающие степень престижности, востребованности профессий в приграничных реги-

онах, а также на вопросы, позволяющие выявить желание выпускников покинуть родной регион после окончания обучения.

Сравнивая результаты опроса учащихся первого курса на первом и втором годах исследования (2009 и 2010 года, соответственно), видно, что профессиями-лидерами по престижности признаны: журналист, юрист, работник таможни, экономист и менеджер (Таблица 1).

Таблица 1

Рейтинг престижности профессий, по мнению студентов первого курса ПГПУ (2009 и 2010 годы)

(предлагалось выбирать 3 варианта)

Профессия % выборки, 2009 год % выборки, 2010 год

Экономист 30 34

Учитель 4 8

Юрист 39 45

Милиционер 9 11

Менеджер 30 34

Журналист 41 58

Психолог 10 13

Логопед 4 3

Военнослужащий 22 19

Инженер 13 21

Секретарь 2 0

Продавец 4 5

Работник таможни 36 37

Другое 6 8

Наименее престижными профессиями были признаны секретарь, логопед, продавец, учитель и инженер.

Но стоит отметить, что в 2010 году профессию учителя в контексте престижной отмечало большее количество студентов первого курса. И это может быть связано с тем, что 2010 год в России объявлен годом учителя, и, соответственно, данной профессии уделяется повышенное внимание как со стороны государственной власти, так и со стороны средств массовой информации.

В категории "другое" указывались: программист, специалист по связям с общественностью, доктор.

Помимо престижности, важным показателем в исследовании рынка труда является критерий востребованности профессии.

В таблице 2 представлена динамика востребованности профессий в приграничном регионе (по мнению студентов первого курса).

Из таблицы видно, что по итогам двух лет исследования в тройку лидеров вошли профессии силового профиля. И это закономерно, учитывая приграничное положение нашего региона.

Интересно отметить резкий рост востребованности профессии учителя.

Согласно результатам исследования, большинство первокурсников непременно желает получить дополнительное образование, чтобы чувствовать себя более уверенно на рынке труда. И тот факт, что конкретные образовательные программы респонденты не указывали, может говорить о том, что студенты, даже не имея ещё чёткого представления о сфере своих будущих профессиональных интересов, готовы развиваться и получать дополнительное образование (Диаграмма 1).

Таблица 2

Динамика востребованности профессий в приграничном регионе, по мнению студентов первого курса ПГПУ (2009 и 2010 годы)

(предлагалось выбрать 3 варианта)

Профессия % выборки, 2009 год % выборки, 2010 год

Экономист 18 21

Учитель 25 42

Юрист 12 13

Милиционер 29 24

Менеджер 13 11

Журналист 8 13

Психолог 8 16

Логопед 2 8

Военнослужащий 50 47

Инженер 8 11

Секретарь 4 6

Продавец 10 13

Работник таможни 62 58

Другое 6 8

Диаграмма 1

Хотели бы Вы освоить дополнительные образовательные программы, чтобы чувствовать себя более уверенно на рынке труда?

100п

% 50-'

0

/ ОС /

Да

Нет

| Нет -АА-т

2009 г. 2010 г.

Большинство студентов первого курса ещё не сталкивалось с проблемой поиска работы, поэтому оценить необходимость и возможность трудоустройства, тем более в других странах, им сложно. Но тем не менее первокурсникам было предложено ответить на вопрос: "Хотели бы Вы работать в Прибалтийских странах?". Ответы представлены на диаграмме 2.

Как видно из диаграммы, повышенный интерес первокурсников к работе в Прибалтике связан, прежде всего, с возможностью больше там зарабатывать. Примерно равное количество опрошенных рассматривает Прибалтику как регион, где можно трудоустроиться, отмечая удобное его расположение (близость к дому). Ведь, как известно, большинство крупных городов Прибалтики для жителя Пскова ближе по расстоянию, чем, например, Москва - место, куда некоторые выпускники псковских вузов стремятся уехать после получения высшего образования.

50

% 25

0

□ Да, в связи с близостью территорий

□ Да, в связи с тем, что Прибалтика - часть Европейского Союза

□ Да, в связи с возможностью больше зарабатывать

□ Нет

В рамках проводимого исследования мнение выпускников Университета представляется более значимым, по сравнению с мнением первокурсников, ведь выпускник - это уже человек, готовый выйти на рынок труда. Он больше знаком с ситуацией в сфере трудоустройства, чаще сталкивался с потребностями рынка труда и знаком с трудностями, которые придётся преодолевать.

Сравнивая результаты опроса выпускников первого и второго годов исследования (2009 и

2010 годов, соответственно), видно, что среди профессий-лидеров престижность на рынке труда сохранили: работник таможни, экономист, юрист и менеджер (Таблица 3).

Таблица 3

Рейтинг престижности профессий, по мнению выпускников ПГПУ

(2009 и 2010 годы)

(предлагалось выбрать 3 варианта)

Профессия % выборки, 2009 год % выборки, 2010 год

Экономист 45 36

Учитель 4 18

Юрист 39 41

Милиционер 7 6

Менеджер 37 34

Журналист 25 24

Психолог 7 21

Логопед 1 14

Военнослужащий 21 17

Инженер 12 25

Секретарь 1 2

Продавец 11 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работник таможни 60 47

Другое 1 1

А£

25

2010 г.

2009 г.

Более престижной, в глазах выпускников ПГПУ, стала профессия учителя (4% - 2009г.; 18% - 2010г.). И снова налицо результат популяризации педагогических специальностей. В сознании молодёжи укрепляется мнение о престижности профессии учителя.

Интересно отметить явный интерес к инженерным специальностям и позиционирование их как престижных.

Заметно вырос интерес к профессии психолога. Обычно актуальность психологии возрастает в периоды духовного кризиса в обществе. Вероятно, выпускники чувствуют напряжённость на рынке труда, возникшую в условиях мирового финансово-экономического кризиса, и полагают, что в подобных условиях работа психолога будет весьма востребованной, а, соответственно, и престижной.

Если на первом году исследования в категории "другое" студенты указывали профессии врача и банкира, то в текущем году появилась профессия дипломата, что вполне актуально для приграничного региона.

Отвечая на вопрос о степени востребованности профессий, респонденты расположили их следующим образом (Таблица 4):

Таблица 4

Динамика востребованности профессий в приграничном регионе, по мнению выпускников ПГПУ (2009 и 2010 годы)

(предлагалось выбрать 3 варианта)

Профессия % выборки, 2009 год % выборки, 2010 год

Экономист 18 15

Учитель 15 14

Юрист 20 12

Милиционер 23 18

Менеджер 22 10

Журналист 5 6

Психолог 5 12

Логопед 0 2

Военнослужащий 43 40

Инженер 13 7

Секретарь 4 2

Продавец 24 15

Работник таможни 62 43

Другое 1 1

Учитывая приграничное положение Псковского региона, понятно лидерство профессий силового профиля: работник таможни, военнослужащий, милиционер.

Очевиден интерес к профессиям экономиста и продавца. Несмотря на "широкую правительственную пропаганду против "засилья" гуманитарных и экономических специальностей, "переизбытка" финансовых кадров", респонденты хотят обучаться по этим специальностям и направлениям подготовки [1, с. 118]. Вероятно, связано это ещё и с тем, что Псков как приграничный регион является удобной платформой для развития торговых и деловых связей с соседними государствами.

Как и в случае с первокурсниками, в процессе изучения мнений выпускников затрагивались вопросы, связанные с дальнейшим обучением и трудовой деятельностью респондентов.

На вопрос: "Хотели бы Вы освоить дополнительные образовательные программы, чтобы чувствовать себя более уверенно на рынке труда?" выпускники ответили следующим образом (Диаграмма 3):

Диаграмма 3

Хотели бы Вы освоить дополнительные образовательные программы, чтобы чувствовать себя более уверенно на

100т

% 50

0

Да

Да

^85

Нет

E53L

Нет

2009 г. 2010 г.

Несмотря на уменьшение желающих получить дополнительное образование, подавляющее большинство выпускников относится положительно к возможности совершенствовать свои знания и обрести новые в ближайшее время.

Популярностью среди выпускников пользуются программы: маркетинг, управление персоналом, менеджмент в малом и среднем бизнесе.

Для выпускников актуален вопрос трудоустройства. И на этом жизненном этапе профессия, которую молодой человек получает в вузе, может не совпадать с той, с которой он планирует связать свою дальнейшую жизнь. В результате исследования выяснилось, что 35% выпускников 2010 года желают пойти работать по той специальности, которую они получили в вузе. Для сравнения, в 2009 году этот путь предпочло лишь 25% опрошенных. Налицо тот факт, что количество студентов, желающих работать не по специальности, полученной в вузе, значительно сократилось.

Немалая часть респондентов 2010 года планирует продолжать обучение в аспирантуре (13%) или получать второе высшее образование (21%). Здесь также имеет место повышение интереса к обучению после вуза, так как в 2009 году, например, только 7% опрошенных планировали обучение в аспирантуре.

Так как причины необходимости дальнейшего обучения в анкетах не уточнялись, то можно лишь предположить, что выпускники либо испытывают страх перед выходом на рынок труда в период экономического кризиса, либо в их сознание внедрилась мысль о необходимости обучения в течение всей жизни (Life Long Learning).

Выпускник, который планирует трудоустраиваться после получения диплома о высшем образовании, непременно сталкивается с проблемой выбора места работы и, как правило, места дальнейшего проживания.

Вероятно, в качестве местожительства и работы выпускников будут интересовать страны Прибалтики, в связи с близостью территорий. Для этого выпускникам был предложен вопрос: "Хотели бы Вы работать в Прибалтийских странах"? Ответы представлены на диаграмме 4.

На диаграмме видно, что интерес выпускников к Прибалтике снизился, по сравнению с прошлым годом.

Стоит отметить тенденцию, при которой большинство студентов первого курса проявляет интерес к возможности работать в Прибалтике, тогда как выпускники в этом вопросе демонстрируют некоторую сдержанность, ориентируясь, прежде всего, на проживание и трудоустройство в своём регионе.

Подводя итог исследованию, нужно отметить рассудительность респондентов и ожидаемую последовательность действий в достижении результата в профессиональной сфере.

□ Да, в связи с близостью территорий

□ Да, в связи с тем, что Прибалтика - часть Европейского Союза

□ Да, в связи с возможностью больше зарабатывать

□ Нет

Как видно, большинство студентов стремится совершенствовать свои знания, молодёжь готова получать дополнительное образование, тем самым повышая свою мобильность на рынке труда. В современных условиях это очень ценные качества соискателей.

Очевидна тенденция к восприятию профессий экономической и юридической направленности как престижных и востребованных в нашем регионе. Это позволяет ожидать спрос абитуриентов на экономические и юридические направления подготовки Псковского государственного педагогического университета.

Но самое главное, чтобы профессиональные предпочтения молодёжи совпадали с потребностями рынка труда, тогда у молодых специалистов будет возможность реализовать себя и применить на практике знания, которые они получили в вузе.

Литература

1. Ендовицкий, Д. А. Анализ предпочтений выпускников школ при выборе профессии // Высшее образование в России: научно-педагогический журнал. М., 2009. № 6. С. 117-123.

2. Кеворков В.В. Практикум по маркетингу: учебное пособие. М., 2005.

3. Маслова Т.Д., Божук С.Г, Ковалик Л.Н. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. СПб., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.