Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ В ФОРМИРОВАНИИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ МВД РОССИИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ В ФОРМИРОВАНИИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ / PROFESSIONAL CRISES / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SELF-DETERMINATION / ВЕДОМСТВЕННЫЙ ВУЗ / DEPARTMENTAL HIGH SCHOOL / CRISES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Отраднова Александра Сергеевна

Рассмотрены понятие, содержание и виды кризисов; проанализировано влияние кризисов, в том числе и профессиональных на формирование самоопределения личности в процессе обучения; в процессе анализа специфики ведомственной образовательной организации выявлена закономерность ее влияния на формирование личностно-профессиональных кризисов обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL CRISES IN FORMATION OF SELF-DETERMINATION OF TRAINED HIGH SCHOOLS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

At theoretical level the concept, the maintenance and kinds of crises are considered. Influence of crises, including professional on formation of self-determination of the person in the course of training is analysed. In the course of the analysis of specificity of the departmental educational organisation law of its influence on formation of lichnostno-professional crises trained is revealed.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ В ФОРМИРОВАНИИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ МВД РОССИИ»

А. С. Отраднова

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ В ФОРМИРОВАНИИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Ключевые слова: профессиональные кризисы, самоопределение, ведомственный вуз.

Аннотация: Рассмотрены понятие, содержание и виды кризисов; проанализировано влияние кризисов, в том числе и профессиональных на формирование самоопределения личности в процессе обучения; в процессе анализа специфики ведомственной образовательной организации выявлена закономерность ее влияния на формирование личностно-профессиональных кризисов обучающихся.

На протяжении всей жизни человек сталкивается с различными проблемами, которые становятся определяющими вехами в направлении его личностного, профессионального и социального развития. По своей сути жизненные обстоятельства крайне разнообразны, но общая тенденция сводится к тому, что одни их них способствуют поступательному развитию человека, а другие напротив - препятствуют достижению целей. Ситуации, связанные с кардинальными изменениями в жизни человека, могут быть охарактеризованы как кризисные. К.А. Абульханова-Славская отмечает, что «кризисность» является характерной особенностью индивидуального развития человека. Наиболее последовательно проблема кризиса в развитии человека изучена в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.Г. Малкиной-Пых, А.А. Реана, Э. Эриксона. В отдельную группу следует выделить авторов, которые посвятили научные труды проблеме изучения профессиональных кризисов - Е.А. Климов, А.К. Маркова, Э.Э. Сыманюк, Э.Ф. Зеер.

Анализ работ вышеуказанных авторов показал, что на сегодняшний день проблема изучения роли кризисов в развитии личности так же, как и много раньше, находится в центре внимания и не утрачивает своей актуальности. Рассматривая проблему кризиса в широком смысле, обратимся к работе М. Бубера, в которой отмечается, что «на протяжении последнего столетия человек все глубже погружается в пучину кризиса». В данном контексте речь идет не просто о кризисе одного человека, а в целом об антропологическом кризисе. М. Бубер обращает внимание на то, что человек от эпохи к эпохе становится все более одиноким, но вместо того, чтобы искать родственную душу, он становится все холоднее и суровее, «... и наконец человек приходит в такое изнеможение, когда и тянуться к божественной форме из своего одиночества сил нет» [8, 788]. То есть, человек превратившись в объект деятельности не способен повлиять на сложившуюся ситуацию, в результате чего не может ее преодолеть.

Аристотель одним их первых высказал мысль о значимости принципа приро-досообразности в развитии человека: «человек есть венец природы, конечная ее цель, к которой природа стремится через постепенно усложняющиеся формы животного царства. Если природа не достигает своей цели сразу, то причиной этого является сопротивление материи» [4]. Сопротивление материи, в свою очередь, вызывает ответную реакцию человека, превращая его из объекта воздействия, в главный субъект деятельности. С.Л. Рубинштейн, в своих трудах показывает, что личность определяется в первую очередь через то, что человек сделал, какие

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп

усилия приложил. Б.Г. Ананьев отмечает: «...на формирование целостной личности влияют не только внешние обстоятельства, но и внутренние противоречия, в результате сама личность становится активным субъектом деятельности, а не пассивным продуктом общественной среды» [6, 140].

Следовательно, преодолевая внешние и внутренние противоречия человек развивается - физически, психологически, духовно. Одной из основных движущих сил преобразований личности выступают кризисы.

Л.С. Выготский определяет кризисы как «не временное состояние, а путь внутренней жизни» [1, 9], а А.А. Реан - как переломный пункт в нормальном течении психического развития. В целом кризис - это состояние, при котором нормальная жизнедеятельность индивида осложняется по причине возникших противоречий (психологических, социальных, экзистенциальных и т. д.), решение которых возможно при помощи выработки новых способов взаимодействия с окружающим миром и изменением ранее усвоенных паттернов поведения.

М.И. Вари выделяет следующие события, влияющие на возникновение кризисов: нормативные, ненормативные, а также сверхнормативные. Соответственно, личность в процессе своего онтогенеза переживает нормативные и ненормативные кризисы. Причиной нормативных кризисов могут стать физиологические изменения, происходящие с человеком в процессе его онтогенеза, а также внутрилич-ностные конфликты, которые связаны с изменениями социального статуса и ролей личности. Ненормативные кризисы обусловлены кардинальными изменениями в жизни человека, зачастую сопряженными с драматическими, а иногда и трагическими обстоятельствами. Переживания, охватывающие в этот период человека, сопровождаются высоким эмоциональным напряжением и могут вызвать ряд психологических новообразований и поведенческих реакций разнонаправленного действия. Психические новообразования призваны поддерживать психику человека в равновесном состоянии для удержания поведенческой реакции в рамках адекватного реагирования.

Отдельно следует рассмотреть проблему поддержания психических процессов у лиц юношеского возраста, в связи с их высокой эмоциональной лабильностью.

В одной из своих работ А.А. Осипова отмечает, что у юношей и девушек в возрасте 18-21 года существует три основных способа преодоления кризиса:

- эффективное разрешение благодаря осознанию смысла кризисной ситуации, использование конструктивных копинг-стратегий и внутренних ресурсов;

- неэффективное разрешение кризисной ситуации из-за неспособности видеть смысл в ситуации и сильной сосредоточенности на эмоциональных переживаниях;

- уход от разрешения кризисной ситуации и от связанных с ней негативных переживаний, перекладывание ответственности за преодоление ситуации на других людей [7, 280].

Следует отметить, что в преодолении кризиса большое значение имеет отношение индивида к сложившейся ситуации. Как указывает А.А. Баканова, одной личностью кризисная ситуация воспринимается как объективно возникшая возможность для дальнейшего роста, а другой, напротив, как крах и невозможность

дальнейшего развития. Соответственно, отношение личности к кризисной ситуации обусловливает выбор модели ее преодоления. В первом случае личность выбирает активные стратегии преодоления возникшего противоречия, во втором -сосредотачивается на негативных переживаниях, замыкается в себе и оставляет какие бы то ни было попытки к активным действиям. Вышеуказанное свидетельствует о том, что личность, благодаря волевым усилиям, способна конструктивными способами преодолеть кризис.

Конструктивный выход из кризиса крайне важен для юношеского возраста, для которого характерна высокая эмоциональная лабильность и, соответственно, психологическая неустойчивость. Это же отмечает в своей работе М.И. Вари, который выделяет в данном возрастном периоде следующие кризисы: возрастные, экзистенциальные, профессионального самоопределения и становления, идентичности. И это отнюдь не исчерпывающий список, наиболее остро в этот период ощущается кризис юности [3].

Юность - период пограничного состояния между миром детства и миром взрослых. Одной из сложностей этого периода является определение своего дальнейшего жизненного пути, своего места в обществе, в частности, выбор профессии, учебного заведения. Личность, привыкшая к традициям и устоям общеобразовательной школы, не сразу адаптируется к требованиям новой образовательной организации. Кроме того, выбирая будущую специальность, а соответственно и учебное заведение, абитуриент руководствуется общими сведениями о предстоящей профессиональной деятельности и собственными возможностями для успешного овладения избранной профессией. Однако, когда наступает момент осознания избранного им пути, часто происходит разочарование или кризис профессиональных экспектаций [5].

Исходя из классификации, предложенной Э.Ф. Зеером, на этом этапе личность переживает как минимум три профессиональных кризиса (табл.1).

Таблица 1

Кризис Факторы, обусловливающие кризис Способы преодоления кризиса

Кризис учебно-профессиональной ориентации (14-15 или 16-17 лет) Формирование профессиональных намерений и их реализация. Становление «Я-концепции» и ее коррекция. Случайные судьбоносные моменты жизнедея- Выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки

Кризис профессионального выбора (1618 лет) Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой. Изменение социально-экономических условий жизнедеятельности. Перестройка ведущей деятельности Смена мотивов учебно-профессиональной деятельности. Коррекция выбора профессии

Кризис профессиональных экспектаций (18-20 лет) Трудности профессиональной адаптации. Освоение новой ведущей деятельности. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности Активизация профессиональных усилий. Корректировка мотивов труда и «Я-концепции». Увольнение, смена специальности и профессии

Обучающиеся ведомственных организаций, в частности курсанты вузов МВД России, сталкиваются с комплексом факторов, создающих условия для развития

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп

кризисных ситуаций. Соответственно, в работе рассматривается влияние специфики учебно-воспитательного процесса вышеуказанных вузов на психологическое состояние курсантов.

Особенности организации обусловлены рядом факторов: наличием жесткого контроля за всеми сферами жизнедеятельности со стороны руководящего состава, соблюдением субординации, казарменным положением обучающихся. Помимо данных факторов, определенный психологический дискомфорт у курсантов может вызвать контракт, заключенный с МВД России об обязательном прохождении в течение пяти лет службы в органах внутренних дел. Это в определенной степени ограничивает свободу личности к профессиональной деятельности, хотя для некоторых данный факт может быть воспринят как благо, так как это является гарантией относительного социального благополучия. Для тех, у кого кризис профессионального выбора сопровождается сильными внутренними противоречиями, оно же будет восприниматься как принуждение, с последующим снижением мотивации к трудовой деятельности.

Следует отметить, что процесс обучения курсантов сопряжен не только с формированием знаний, умений, владений (компетенций), позволяющих вести профессиональную деятельность, но также с выполнением обязанностей по обеспечению охраны порядка на территории вуза, соблюдением контрольно-пропускного режима, осуществлением караульной службы, с последующим привлечением к выполнению оперативно-служебных задач при возникновении чрезвычайных ситуаций.

А.В. Паврозин определяет специфику высшей военной школы и вузов МВД России следующим образом: «... это особая комплексная характеристика, представляющая собой совокупность воинских статусно-уставных и профессиональных требований и отношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса» [9].

Перечисленные статусно-уставные и профессиональные требования создают определенные внутренние противоречия, формирующие условия для развития профессиональных кризисов. Кризис профессиональных ориентаций типичен для курсантов первого курса, так как в большинстве случаев выбор образовательной организации осуществляется под влиянием ближайшего окружения или продиктован сложившимися обстоятельствами. Кроме того, для всех первокурсников этот период связан с отделением от семьи и началом самостоятельной жизни - здесь происходит выработка новых форм поведения с последующей адаптацией к образовательной деятельности и изменившимся социальным условиям. По мнению Э.Ф. Зеера и Э.Э. Сыманюк, кризис профессионального выбора может сопровождать личность на протяжении всего периода обучения.

Следующий кризис - кризис профессиональных экспектаций - проявляется у обучающихся последних курсов, когда они проходят учебную и производственную практику. В этот период осуществляется «вхождение» в профессиональную деятельность, знакомство со своими функциональными обязанностями. Одновременно происходит знакомство и с другой стороной профессии - высокой эмоциональной напряженностью условий труда, взаимодействием с различными категориями

граждан, жесткой правовой регламентацией деятельности, противодействием со стороны третьих лиц.

Таким образом, учебная практика с ее комплексным воздействием внешних факторов и внутренних противоречий может затруднить «вхождение» слушателей в профессию и способствовать возникновению личностно-профессионального кризиса с последующим желанием прекратить обучение. Соответственно, для того чтобы учебно-производственная практика стала «трамплином» для последующего профессионального развития и самоопределения курсантов, необходимо создать условия, обеспечивающие эффективный выход личности из кризисных ситуаций. С нашей точки зрения, для этого необходима технология психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе преодоления кризисных ситуаций. Одним из важнейших компонентов такой технологии должно стать наставничество, которое периодически будет сопровождать обучающихся на протяжении всех видов учебно-производственных практик.

В нашем понимании, наставничество в вузах МВД России рассматривается как целенаправленный образовательный процесс, где модель профессиональных отношений «наставник ^ обучающийся» направлена на обеспечение благоприятных психологических условий, способствующих успешному выходу личности из кризисных ситуаций и формированию ее профессиональных умений, навыков, владений, а также нравственности и активности в трудовой деятельности. Вышесказанное свидетельствует, что в настоящее время существует объективная необходимость в разработке технологии психолого-педагогического сопровождения на всех этапах вузовского обучения. Обучающиеся вузов МВД России испытывают комплексное воздействие факторов, которые негативно могут отразиться на их дальнейшем профессиональном самоопределении. Особенно сложным периодом для слушателей является преддипломная практика, в процессе которой они лицом к лицу сталкиваются с реалиями профессиональной деятельности, возникают внутренние противоречия в правильности выбранного пути. Основной задачей наставника на этом этапе - оказать помощь и поддержку в преодолении возникших кризисных ситуаций, создать благоприятные условия для дальнейшего развития личности, а также помочь личности осознать причины успехов и неудач в достижении поставленных целей.

1.Баканова, А.А. Экзистенциальный аспект преодоления кризисных ситуаций в юношеском возрасте [Текст] / Безопасность жизнедеятельности - профессия XXI века : проблемы становления и перспективы развития : сб. трудов Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 19-20 ноября 2002 г. - СПб., 2002. - С. 82-84.

2.Выготский, Л.С., Лурия, А.Р. Этюды по истории поведения : Обезьяна. Примитив. Ребенок [Текст]. - М. : Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с.

3.Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. - ч. 2 : Проблема возраста [Электронный ресурс]. -URL : http://www.myword.ru.

4.Вари, М.И. Общая психология : учеб. пособие / 2-е изд., испр. и доп. - К. : Центр учебной литературы, 2007. - 968 с. [Электронный ресурс]. - URL : http://banauka.ru/10.html.

5. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. Жизнь замечательных людей [Электронный ресурс]. - URL : http://www.bibliotekar.ru/zhzl/41.htm

6.Зеер, Э.Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. И доп. - М. : Академический Проект: Екатеринбург : Деловая книга, 2003.

7.Карпинский, К.В. Психология жизненного пути личности : учеб. пособие / К.В.Карпинский. -

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 2014 bSSSSSS

Гродно : ГрГУ, 2002. - 167 с.

8. Осипова, А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях / А.А. Осипова - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 315 с.

9.Плотников, В.И. Онтология : хрестоматия. - М. : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2004. - 832 с. - («Gaudeamus»).

10. Паврозин, А.В. Профессиональная адаптация преподавателей-служащих российской армии к педагогической деятельности в военном вузе, 2003 : дис. ... на соискание ученой степени кандидата пед. н. Специальность : 13.00.08 - теория и методика профессионального образования [Электронный ресурс]. - URL : http://med-books.info/pedagogika-psihologiya-voennaya/professionalnaya-adaptatsiya-prepodavateley.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.