Научная статья на тему 'КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА'

КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРС / COMPETITION / ПОДГОТОВКА / PREPARATION / ПРОВЕДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / PROFESSIONAL SKILL / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА / CREATIVE POTENTIAL OF THE TEACHER / МОТИВАЦИОННАЯ СРЕДА / MOTIVATIONAL ENVIRONMENT / CARRYING OUT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ногомерзаева Зарван Сетиевна

В статье рассматривается развитие творческого потенциала педагога в ходе конкурсов профессионального мастерства: адаптация используемых эвристических методов, интеграция структурных компонентов модели развития и методические приемы организации творческой деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIONS OF PROFESSIONAL SKILL AND DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF THE TEACHER

In article development of creative potential of the teacher is considered during competitions of professional skill: adaptation of used heuristic methods, integration of structural components of model of development and methodical receptions of the organisation of creative activity.

Текст научной работы на тему «КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА»

З.С. Ногомерзаева

КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА

Ключевые слова: конкурс, подготовка, проведение, профессиональное мастерство, творческий потенциал педагога, мотивационная среда.

Аннотация: В статье рассматривается развитие творческого потенциала педагога в ходе конкурсов профессионального мастерства: адаптация используемых эвристических методов, интеграция структурных компонентов модели развития и методические приемы организации творческой деятельности.

В условиях перестройки российской системы образования возрастает потребность педагогов в саморазвитии, самосовершенствовании и творческой самореализации, становится задействованным творческий потенциал педагога, как то способность нешаблонно мыслить и нетрадиционно действовать, выход за рамки сложившихся стереотипов, умение работать в инновационном режиме [1]. От уровня творческого потенциала педагога во многом зависят творческая активность и успешность учеников и, в перспективе, динамика инновационных процессов в России.

Важное направление исследования развития творческого потенциала педагога - применение мониторинга уровня его развития. Традиционно мониторинг понимается как наблюдение, оценка и прогнозирование окружающей среды; в педагогике это систематическое, оперативное, длительное наблюдение. По уровню охвата мониторинг классифицируется на следующие группы: глобальный, региональный и локальный. Так, например, В.И. Андреев рассматривает мониторинг в педагогике как системную диагностику качественных и количественных характеристик эффективного функционирования и тенденций развития образовательной системы (включая ее цели, содержание, формы, методы, диагностические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива) [2]. И.А. Мартынюк под мониторингом понимает «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению» [6]. В нашем исследовании мониторинг является составным элементом системы развития творческого потенциала педагога в конкурсный и постконкурсный периоды. Мониторинг на материалах ряда школ городов Грозного и Гудермеса позволил выявить и проанализировать интересующие нас показатели, исследовать личность педагога и наблюдать изменение его личностных характеристик, а в конечном итоге определить основные факторы устойчивого развития творческого потенциала педагога в условиях конкурса профессионального мастерства. Для этого была изучена специальная литература по исследуемой проблеме [2-4] и на основе разработанной структурно-функциональной модели развития творческого потенциала педагога в конкурсах профессионального мастерства определены сущность и методы подготовки педагогов к конкурсу профессионального мастерства, а также в постконкурсный период. Данный подход позволил уточнить блок проблем и сформулировать ряд творческих задач, адаптированных для изучаемых учебных материалов соответствующих предметных областей, а также прогнозировать нештатные педагогические ситуации в условиях конкурса профессионального мастерства с целью их нейтрализации.

^з-в-вз^ез^™ практика оеразоааниа

Алгоритм исследования и решения рассматриваемой проблемы состоит из трех этапов.

На первом этапе - поисково-аналитическом (2007-2008) - была обоснована актуальность темы исследования; выполнен подбор специальной литературы; систематизирован и обобщен педагогический опыт лучших педагогов Чеченской Республики, Кабардино-Балкарской Республики и Республики Ингушетия по развитию творческого потенциала педагогов в ходе конкурсов профессионального мастерства.

Педагогам-конкурсантам предлагались специально разработанные для конкретного конкурса анкеты оценки и самооценки творческих способностей. Их апробация и адаптация подтвердила полезность в плане развития творческого потенциала педагогов. В ходе анализа уровня сформированности творческого потенциала педагогов были выявлены различные проблемы и затруднения педагогов на стартовом этапе конкурса. В конце занятий конкурсантам была повторно предложена анкета для проведения сравнительного анализа, который показал положительную динамику практически по всем пунктам. Так, в частности, было выявлено существенное повышение уровня развития креативных способностей конкурсантов, повысилась их готовность к анализу нестандартных ситуаций. Также были выявлены основные характеристики ключевых понятий и терминов исследования, изучен инновационный потенциал кадров. На основе полученных результатов сформулирована рабочая гипотеза исследования, а также определены основные этапы подготовки и проведения конкурса профессионального мастерства.

На втором этапе (2009-2011) выполнялась опытно-экспериментальная работа: проведены анализ и диагностика развития творческого потенциала педагогов, выдвинута гипотеза исследования; определены разнородные факторы развития творческого потенциала педагогов; обоснована эффективность и надежность методик подготовки и проведения конкурса профессионального мастерства, направленных на развитие творческого потенциала педагога в конкурсах профессионального мастерства. Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса творческих задач, развивающих инициативу педагога в использовании нетрадиционных способов изучения учебного материала предметных дисциплин. На данном этапе уделялось особое внимание апробации различных систем и критериев оценки уровня развития творческого потенциала педагогов; была предложена структурно-функциональная модель развития творческого потенциала педагога в условиях конкурса профессионального мастерства.

На третьем - заключительном - этапе выполнены обобщения и разработаны рекомендации, сформулированы основные теоретико-методологические положения по усилению мотивации участия педагогов в профессиональных конкурсах [7].

В качестве показателей эффективности исследования были использованы мотивационный, когнитивный, личностно-креативный и рефлексивный критерии. В ходе эксперимента на всех этапах также были использованы такие методики, как наблюдение, тестирование, анкетирование, беседы, методы экономико-математического анализа. Анализ полученного материала позволил констатировать наличие у конкурсантов высокого уровня самостоятельности, инициативности, способности к творческому мышлению (более того, многие конкурсанты с удивлением обнаружили у себя эти креативные способности).

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп

Исходя из нормативной нагрузки учебного плана, спецкурсу «Развитие творческого потенциала педагога в конкурсах профессионального мастерства» отводится 98 часов. Группы формировались по желанию и интересам конкурсантов (в составе - не более пяти человек). Итоговые результаты по исследуемым группам свидетельствовали о достаточно высоком уровне теоретических знаний и практических навыков.

Использованная модифицированная система критериев позволила в широком диапазоне проводить измерения уровня развития творческого потенциала шестидесяти трех педагогов, принимавших участие в пяти республиканских конкурсах профессионального мастерства. При этом были выявлены разные уровни развития способностей педагогов. Статистическая обработка (непараметрический метод математической статистики [4]) полученных результатов выявила динамику развития каждого из педагогов, участвующих в формирующем эксперименте. В таблице 1 представлены динамика и тенденции развития способностей к профессиональному творчеству конкурсантов. Способности педагогов были сгруппированы в ряд блоков, в соответствии с методикой В.И. Андреева.

Таблица 1

Тенденции развития творческого потенциала конкурсантов в конкурсах профессионального мастерства

Блоки способностей Тенденция творческого потенциала

Мотивационно-творческая активность и направленности личности

Увлеченность профессиональным творчеством + + +

Стремление к творческим достижениям + + +

Чувство долга, ответственности, взаимопомощи + + +

Интеллектуально-логические способности

Способность анализировать творческие задачи + + +

Способность описывать, объяснять явления, процессы + +

Способность доказывать + + +

Способность давать определения + + +

Способность к классификации и систематизации + + +

Интеллектуально-эвристические способности

Способность генерировать идеи + + +

Ассоциативность мышления + + +

Беглость мышления + + +

Способность к использованию аналогий + + +

Способности личности к самоутверждению в условиях конкурса профессионального мастерства

Целеполагание и целеустремленность + + +

Способность к планированию + + +

Способность к рефлексии + + +

Коммуникативно-творческие способности личности

Способность аккумулировать и использовать творческий опыт других + + +

Способность к сотрудничеству в процессе профессионального творчества + + +

Способность избегать конфликтов и разрешать их + + +

Результативность профессиональной творческой деятельности + + +

Результативность применения знаний и опыта в процессе выполнения творче-гких заданий + + +

Объективность творческого результата + + +

практика оеразоааниа

Положительные тенденции обозначены символом «+», отрицательные - символом «-», отсутствие положительных и отрицательных сдвигов в развитии тех или иных способностей - «0».

Тщательно продуманная организация творческой деятельности педагогов направлена на развитие всевозможных способностей и усиление организационно-педагогических компонентов мотивационной среды. Во время конкурсов педагоги убедились в необходимости работы с творческими задачами, что стимулировало мотивационно-творческую активность и способствовало развитию навыков педагогического творчества. Приобретенные на конкурсах навыки активизации самостоятельной деятельности конкурсантов по разработке и решению творческих, нетрадиционных задач, в свою очередь, развивают способность к выявлению проблем и противоречий, к переносу знаний в новые ситуации. При этом дополнительно развиваются и другие интеллектуальные способности педагогов, помогающие поиску творческих решений.

Направленная мотивация, адекватная уровню интеллектуально-логических и интеллектуально-эвристических способностей, осознанность творческой деятельности способствуют реальной самооценке в творческой деятельности и самоутверждению педагога. Особо отметим, что практически все конкурсанты испытывали положительные эмоции и душевный подъем, усиливающие способность к саморегуляции и коррекции в учебно-творческой педагогической деятельности [5].

Научно-практическая работа с педагогами в ходе подготовки к конкурсу профессионального мастерства показала, что у них возрастает интерес к поиску оригинальных решений конкурсных задач. Даже в сложных ситуациях, когда такие решения не в полной мере удовлетворяли всем требованиям к разработке изучаемого объекта, сам факт поиска нового, оригинального, самобытного свидетельствовал о улучшении их творческой деятельности и мотивации к поиску эффективных вариантов решения. Успехи конкурсантов в решении творческих задач, в развитии продуктивного мышления проявились также в том, что они использовали комплексные знания, умения и навыки, полученные в процессе подготовки к конкурсу профессионального мастерства.

В ходе работы также были исследованы основные компоненты структурно-функциональной модели развития творческого потенциала педагогов при подготовке к конкурсу профессионального мастерства, выдвинутые в гипотезе. При этом в процессе анализа и диагностики выявлены положительные тенденции развития анализируемых способностей и составлены своеобразные рейтинги их значимости. Все изложенное подтверждает эффективность предложенного комплекса совершенствования методов, средств и форм развития творческого потенциала педагогов в процессе подготовки и проведения конкурса профессионального мастерства, включая организацию их творческой деятельности на основе прогнозирования педагогических ситуаций и решения творческих педагогических задач.

1. Адакин, Е.Е. Теория и методика развития творческого потенциала [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. н. - 2006. - 23 с.

2. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества [Текст] / В.И. Андреев. - Казань : изд-во Казанского ун-та, 1988. - 236 с.

3. Бухвалов, В.А. Алгоритмы педагогического творчества [Текст] : кн. для учителя / В.А. Бухва-лов. - М. : Просвещение, 1993. - 94 с.

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп

4. Грабарь, М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях : непараметрические методы [Текст] / М.И.Грабарь, К.Л. Краснянская. - М. : Педагогика, 1977. - 136 с.

5. Кормшиць/на, К.А. Профессиональное творчество учителя как фактор результативности педагогической деятельности [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - М. : РГБ, 2003.

6. Мартынюк, И.А. Творческий потенциал инженера: Условия и факторы реализации [Текст] / И.А. Мартынюк. - Киев : Знание, 1988. - 16 с.

7. Ногомерзаева, З.С. О содержании тренинга по формированию мотивационной готовности педагогов к инновационой деятельности // Научные проблемы развития образования в XXI веке : методология, теория, эксперимент, практика. 2010. №3. С. 346-348

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.