Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ БАШКИРИИ'

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ БАШКИРИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
226
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА / FIRST SCHOOL REFORM / ЦИФИРНЫЕ ШКОЛЫ / CIFIRNY SCHOOL / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / GENERAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аминов Тахир Мажитович

Работа посвящена 300-летию создания государственной системы образования в России. В статье показаны все уровни системы образования дореволюционной Башкирии: общее, профессиональное и внешкольное. Раскрываются общие тенденции, присущие всей стране, а также особенные явления, имевшие место только в региональной системе. Кратко охарактеризованы отдельные направления общего и профессионального образования: педагогическое, духовное, медицинское, коммерческое, юридическое, сельскохозяйственное, техническое, ремесленное. Выявлены положительные и отрицательные стороны накопленного опыта и обоснованы связи дореволюционного образования с современным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE SYSTEM OF PUBLIC EDUCATION IN PRE-REVOLUTIONARY BASHKIRIA

The work is devoted to the 300 anniversary of the establishment of the state system of education in Russia and Bashkortostan. The article shows all levels of the education system pre-revolutionary Bashkiria: General, vocational, and school. Reveal common trends and features inherent in the country, and special events that happened only in the regional system. Briefly characterized separate areas of General and professional education: pedagogical, spiritual, medical, commercial, legal, agricultural, technical, crafts and more. Positive and negative sides of the accumulated experience and justified due to the pre-revolutionary education with the modern.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ БАШКИРИИ»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Т.М. Аминов

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ БАШКИРИИ1

К 300-летию первой школьной реформы России и создания государственной системы образования в Башкортостане

Ключевые слова: первая школьная реформа, цифирные школы, общее образование, профессиональное образование, историко-педагогическое исследование.

Аннотация: Работа посвящена 300-летию создания государственной системы образования в России. В статье показаны все уровни системы образования дореволюционной Башкирии: общее, профессиональное и внешкольное. Раскрываются общие тенденции, присущие всей стране, а также особенные явления, имевшие место только в региональной системе. Кратко охарактеризованы отдельные направления общего и профессионального образования: педагогическое, духовное, медицинское, коммерческое, юридическое, сельскохозяйственное, техническое, ремесленное. Выявлены положительные и отрицательные стороны накопленного опыта и обоснованы связи дореволюционного образования с современным.

Известно, что становление и развитие организованных образовательных институтов в Башкирии первоначально связано с мусульманской религией, проникновение которой на территорию края началось еще на рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры. Сложившаяся мусульманская система образования, безусловно, сыграла позитивную роль в воспитании и просвещении населения края. Но, в целом, основой становления будущей общегосударственной системы образования стали инициативы, предпринятые в начале XVIII века.

Первая действительная попытка создания государственных светских общеобразовательных школ в России, в том числе и Башкирии, была сделана при Петре I. Так, в 1714 году по всем епархиям был разослан петровский указ об открытии цифирных школ для детей всех состояний. По этому указу в 20-е годы XVIII века в г. Уфе, губернском центре, было организовано первое русскоязычное учебное заведение - цифирная школа, где детей обучали грамоте, письму, арифметике, элементарным сведениям алгебры, геометрии и тригонометрии. Необходимо отметить, что организация и распространение цифирных школ действительно положили начало формированию общероссийской образовательной системы. Поэтому совершенно не случайно Указ 1714 года многими историками образования, с чем мы абсолютно солидарны, определяется как первая школьная реформа России. В связи с этим и наша республика будет отмечать 300-летие развития государственной системы образования в регионе.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ РБ «Урал: история, экономика, культура» в рамках научно-исследовательского проекта «Развитие системы профессионального образования в регионах России в ХХ-ХХ! веках (на примере Республики Башкортостан)», проект № 13-16-02006.

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп

Архивные документы свидетельствуют о действительном существовании Уфимской цифирной школы, так речь идет об учащихся, предметах, изучаемых в учебном заведении. Сведений немного, но они есть. Дело в том, что в отдельных регионах России некоторые подобные школы существовали только на бумаге. Кроме первой цифирной школы в г. Уфе в 1735 году были созданы еще два начальные учебные заведения - арифметическая (цифирная) и словесная школы. В эти же годы в России и Башкирии стали создаваться архиерейские и гарнизонные начальные учебные заведения. Так было положено начало созданию государственных общеобразовательных структур.

1.1. Начальное образование. Хотя в первой половине XVIII в. стали развиваться общеобразовательные школы, системы начального образования еще не существовало. Поэтому в 1786 году правительством был опубликован «Устав», согласно которому в городах предписывалось открывать малые и главные народные училища. В соответствии с законом в 1789 года, в г. Уфе было учреждено главное народное училище с 5-летним курсом обучения, а в уездных городах стали создаваться малые народные училища. Эти училища были всесословными учебными заведениями и имели преемственную связь. Впервые в истории отечественной школы в новых училищах была введена классно-урочная система, появилось расписание занятий, стали проводиться выпускные экзамены.

Следующим, значительным шагом в реформировании системы образования, были законы, принятые в 1802-1804 годах. По сути, эта реформа завершила строительство единой государственной системы образования в России. Согласно новым «Уставам», страна была поделена на шесть учебных округов, в один из которых, Казанский, и вошла Уфимская губерния. Сфера образования представляла собой четырехступенчатую систему взаимосвязанных между собой учебных заведений: приходское училище, уездное училище, гимназия и университет. Претворение в жизнь новых законов в Уфимской губернии шло относительно медленно, тем не менее, реформа дала толчок становлению целостной не только начальной, но и средней школы.

Накануне отмены крепостного права в крае наметилась сеть начальных школ: уездные училища; городские и сельские приходские училища МНП; училища церковного ведомства; школы различных правительственных и неправительственных ведомств.

Следующим шагом в развитии этой сферы образования стало принятие новых законов: «Положение о начальных народных училищах» (1864 г.), «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев» (1872г.) и др. Сложившаяся в пореформенные годы система начальных школ Башкирии была сложной и многообразной: учебные заведения отличались друг от друга ведомственной принадлежностью, источниками финансирования, продолжительностью обучения, программами и др. Преобладающими типами начальных школ в губернии стали земские; школы городских и сельских самоуправлений; «образцовые» училища МНП; цер-ковно-приходские школы и школы грамоты. В отличие от Центральной России, в Башкирии действовали еще русско-башкирские, русско-татарские, русско-чувашские, братские, миссионерские, школы башкиро-мещеряцкого войска, русские классы при медресе и др. В целом, начальная школа была одно- и двухсту-

пенчатая. В одноступенчатой, с 3-летним учебным курсом, изучались Закон Божий, русский язык, церковно-славянская грамота, арифметика, чистописание. В двухступенчатой, с 4-6-летним курсом обучения, преподавались Закон Божий, русский язык, литература, арифметика, алгебра, геометрия, история, география, естествознание, рисование, черчение, пение.

На рубеже Х^-ХХ веков в системе начального образования края происходят ощутимые позитивные изменения. Так, был поднят и стал прорабатываться вопрос введения всеобщего начального обучения. На основе законопроектов, принятых Государственной думой, Уфимское губернское земство стало получать и использовать денежные средства под реализацию планов всеобщего обучения. Поэтому, кроме общего прироста начальных школ, увеличивается их число с более длительным сроком обучения. В 1912 году возникают высшие начальные училища, предполагающие 7-летнее обучение.

Таким образом, в системе начального образования края в дореволюционный период происходит не всегда равномерное, тем не менее, неуклонное поступательное движение вперед.

1.2. Среднее образование. Становление среднего образования края начинается с открытия в 1828 году Уфимской мужской гимназии, которая представляла собой 4-годичное учебное заведение, готовившее воспитанников к поступлению в университет или к гражданской службе. В ней преподавались русский, латинский, французский, немецкий языки, математика, физика, история, география, естествознание, рисование, черчение, чистописание и Закон Божий. Обучение было платным, принимали всех желающих без сословных и национальных ограничений, сдавших экзамены уровня начальной школы. В 1835 году гимназия была преобразована в 7-классное, а в 1873 году - в 8-классное учебное заведение. В эти годы расширяется учебная программа, вводятся новые предметы (греческий язык, логика, законоведение и др.). Также в 1853-1864 годах в гимназии преподавался татарский язык. В дальнейшем, структура гимназии сохранялась без существенных изменений вплоть до советского периода.

Разновидностью среднего учебного заведения стали реальные училища, открытые в гг. Уфе, Белебее и Бирске в начале ХХ века. Училища были 6-летними заведениями, в основу которых было положено усвоение учащимися практически полезных знаний. В отличие от гимназии, в реальном училище отсутствовали древние языки, главное место отводилось предметам естественно-математического цикла.

В 1860 году в г. Уфе была открыта первая мариинская гимназия, положившая начало среднему женскому образованию в крае. В последующие годы министерские женские гимназии были открыты в гг. Уфа, Бирск, Благовещенск, Белебей. Гимназии были открытыми всесословными, платными учебными заведениями, состоявшими из семи основных и 8-го педагогического класса. Объем общеобразовательных предметов названных школ был ниже по сравнению с мужскими средними учебными заведениями. Учебному курсу женской школы, «применительно к будущему предназначению женщины», придавался практический характер. Окончившие полный курс женской гимназии получали право на преподавание в начальной школе.

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп

К неполным средним учебным заведениям относят министерские и частные прогимназии, организованные в гг. Уфе, Стерлитамаке, Благовещенске, Бирске, Месягутове и др. Прогимназии были мужскими и женскими, 4-летними учебными заведениями, повторявшими курс гимназии.

2.1. Профессиональное образование. Становление профессионального образования Башкирии тесно связано с промышленным и сельскохозяйственным освоением края, которое более интенсивно протекает с середины XIX века. В целом, к октябрю 1917 года на территории Уфимской губернии были сформированы педагогические, духовные, медицинские, коммерческие, юридические, сельскохозяйственные, технические, ремесленные и другие типы профессиональных учебных заведений.

2.1.1. Педагогическое образование. Система педагогического образования была очень разнообразна. В нее входили девять типов учебных заведений: 1) учительские институты (Оренбург, Уфа); 2) учительские семинарии (Благовещенск, Белебей, Стерлитамак); 3) русско-инородческие учительские школы (Уфа, Бирск); 4) педагогические курсы и классы при общеобразовательных заведениях; 5) педагогические классы при женских гимназиях и прогимназиях; 6) мусульманские педагогические учебные заведения (ПУЗ); 7) ПУЗ православного ведомства (с. Николо-Березовка, Бакалы и др.); 8) педагогический экстернат; 9) нетрадиционные формы подготовки учителей. Семь первых типов были стационарными, два последних - нестационарными учебными заведениями. Также, кроме мусульманских ПУЗ, все остальные являлись государственными. Каждый тип учебного заведения был неоднороден, имел свои особенности, тем не менее, в организации их деятельности было много общего. В целом, ПУЗ были 3-годичными непривилегированными средними специальными учебными заведениями, имевшими целью «доставить педагогическое образование молодым людям (15-17 лет) всех сословий, желающим посвятить себя учительской деятельности в начальных училищах». В ПУЗ преподавались педагогика, Закон Божий (магометанское вероучение в мусульманских ПУЗ), русский язык, арифметика, алгебра, геометрия, черчение, история, география, естествознание, чистописание, пение, гимнастика и ремесла. Предметом особого внимания учебных заведений, готовящих учителей была педагогическая практика, специально для которой при ПУЗ состояли так называемые «образцовые» народные училища. Вся организация педагогической практики служила образцом будущей учительской деятельности. Длительная беспрерывная практика давала будущим педагогам возможность ознакомиться с системой обучения в начальной школе, приобрести необходимое количество практических умений, достигнуть определенной сноровки и такта, представить свою будущую работу в целом.

Если в общем сравнить весь уральский регион, то в Уфимской губернии, были самые лучшие условия для подготовки учительских кадров. Так, в Уфимской губернии к началу XX века находилось 62 %, а к 1918 году - 53 % всех ПУЗ учебного округа, куда, кроме Уфимской, входили Оренбургская и Пермская губернии, а также Уральская и Тургайская области. В Башкирии действовали разнообразные типы средних учебных заведений, готовящих учителей. Существовавшее в регионе их разнообразие представляет собой уникальное явление.

2.1.2. Духовное образование. Профессиональными мусульманскими учебными заведениям являлись медресе. Известными медресе в XIX - начале XX века были медресе в дд. Стерлибаш (ныне Стерлибашевский р-н РБ), Куганакбаш, Ба-

лыклыкуль (ныне Стерлитамакский р-н РБ), Каргалы (ныне Оренбургская обл.), «Усмания», «Султания», «Хакимия», «Галия» (г. Уфа), «Расулия» (г. Троицк), «Ху-саиния» (г. Оренбург) и множество других.

«Галия» - известное медресе начала ХХ века - состояло из трех подготовительных и трех основных классов с годичным обучением каждый. В подготовительные классы принимались юноши, окончившие курс в обычном медресе. Наряду с богословскими дисциплинами, в «Галие» глубоко изучались математика, геометрия, русский, татарский и арабский языки, история, география, естествоведение, гигиена, физика, химия и педагогика. В целом, общеобразовательный курс медресе, за исключением иностранных европейских языков и черчения, намного превышал программу мужских гимназий МНП (министерства народного просвещения).

Известной женской мусульманской учительской школой являлась «Дарлмугаллимат», состоявшая из пяти классов. В ней, кроме широкого круга общеобразовательных предметов мусульманского вероучения, изучались педагогика, психология, гигиена и методика обучения всех предметов начального мектеба. Содержание образования, организация и принципы учебного процесса «Дарлмугаллимат» дают основание приравнять ее к восьмым педагогическим классам женских гимназий МНП.

К православным профессиональным учебным заведениям края относились мужские духовная семинария и училище, а также женское епархиальное училище. Срок обучения в духовной семинарии, открытой в 1800 году, был шестилетний. В нее по конкурсу принимали юношей, показавших знания не ниже духовного училища. В семинарии изучались поэзия, риторика, философия, богословские предметы, история, математика, физика, древние языки (греческий, латинский, еврейский), один из новых иностранных языков по выбору (немецкий или французский), местные языки (чувашский и татарский), а также педагогика. Для педагогической практики при семинарии вначале была открыта воскресная, затем образцовая церковно-приходская школа. Как свидетельствуют документы, «воспитанники семинарии более других удовлетворяли потребностям школы».

Уфимское епархиальное училище, открытое в 1862 году, являлось шестилетним, а с 1909 года - семилетним учебным заведением. Целью училища являлась подготовка будущих помощниц священника, а также учительниц женских начальных школ. В училище изучали Закон Божий, русский язык, литературу, арифметику, алгебру, геометрию, тригонометрию, историю, географию, физику, естествознание, пение, музыку, рукоделие, а также педагогику и методики начального обучения.

Таким образом, духовные учебные заведения являлись профессиональными, так как готовили, в первую очередь, священнослужителей, а также будущих учителей в собственных религиозных школах.

2.1.3. Медицинское образование. На Южном Урале медицинские учебные заведения стали открываться на сто лет позже, чем в центре. Связано это было с медленным ростом городов и достаточно слабыми темпами продвижения государственного образования на Восток. Инициатором организации первого на Южном Урале медицинского учебного заведения - фельдшерской школы (ФШ) было военное министерство, так как многочисленное население этого ведомства в

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп

первую очередь выказывало нужду в образованных медиках. Школа была открыта в 1826 году при Оренбургском военном госпитале, в которой стали обучаться 25 кантонистов, а также выбранные по одному из каждого кантона башкирские и мишарские мальчики.

В 1838 году вышло Положение о фельдшерских школах при военных госпиталях, которое, по сути, должно было упразднить Оренбургскую школу. Но руководство Оренбургского и Башкиро-мещерякского войска во главе с военным губернатором В.А. Перовским, ссылаясь на острую потребность в медиках, добилось сохранения фельдшерской школы в г. Оренбурге. Более того, в 1841 году было утверждено особое «Положение о фельдшерской школе при Оренбургском военном госпитале». По этому Положению ФШ была организована как учебное заведение с пятилетним сроком обучения, в отличие от подобных трехгодичных школ.

Итак, на данном этапе медицинское образование развивалось только военным министерством, другие ведомства и общественность не имея материальных и законодательных возможностей, не проявляли особой активности в этом вопросе.

Следующий этап медицинского образования в крае начинается с 60-х годов ХЖ века, когда общественная инициатива все более активизирует свои усилия в медицинском просвещении населения. Еще до введения в 1875 году в губернии земских органов самоуправления, отдельные лица, врачи становились инициаторами распространения знаний: читали лекции, раздавали листовки, организовывали беседы. Их деятельность носила просветительский характер. С введением земства это движение стало всячески поддерживаться и приобретать все более оформленные очертания. Земство поддерживало инициативы врачей по изданию врачебно-санитарных известий, бюллетеней. Земство стало целенаправленно культивировать лекторскую и просветительскую деятельность медиков. Земство, совместно с врачами губернии, стало систематически организовывать массовые формы работы с населением, например, проведение дня белого цветка, различных выставок по туберкулезу и другим заболеваниям.

Надо отметить, что основной формой участия Уфимского губернского земства (УГЗ) в медицинском образовании в этот период было выделение стипендий и направление стипендиатов в медицинские учебные заведения других губерний. Причем, восемь лет (1876-1883 гг.) УГЗ выделяло стипендии только для медицинского образования, остальные направления профессионального образования земством никак не финансировались. На нужды медицинского образования расходовалось около 5-11 % бюджета УГЗ, которое предназначалось на все образование. Видимо, из-за нехватки средств, а также того, что в последующие 13 лет (1884-1896 гг.) акцентируется внимание на с/х образовании, медицинские стипендии перестали финансироваться земством. Практика медицинских стипендий возобновилась только с 1897 года.

В целом, в пореформенные годы наблюдается относительный подъем, «всплеск» общественной инициативы в области просвещения, который может быть назван своеобразным медицинским «хождением в народ». Но какой бы активной ни была деятельность общественности, она не могла удовлетворить

возрастающей потребности в квалифицированных медиках. В регионе давно назрела потребность в организации собственных медицинских учебных заведений. Поэтому открытие 1904 году в г. Уфе первой акушерско-фельдшерской школы всеми было воспринято с энтузиазмом. Школа была организована Попечительским Комитетом о бедных, который являлся общественным, а не правительственным учреждением, то есть школа являлась частной и не финансировалась государством. Цель акушерской школы определялась как подготовка квалифицированных фельдшериц и «повивальных бабок» второго разряда. В соответствии с подобными учебными заведениями России, срок обучения уфимской ФШ равнялся четырем годам. В школу были приняты девушки, образовательный ценз которых соответствовал 4-м классам женских гимназий. В школу был принят всего один поток учениц, следующий прием ожидался только в 1908 году.

Так как частная школа не могла удовлетворить потребности края в специалистах, на сессии губернского земского собрания было постановлено открыть с начала 1908/1909 учебного года в г. Уфе женскую акушерско-фельдшерскую школу (АФШ) нормального типа, цель которой - обеспечение земских медицинских учреждений сведущими и опытными фельдшерицами-акушерками первого разряда. Срок обучения в АФШ был определен в 4 года, в нее принимались «лица женского пола всех состояний, без различия звания, национальности, вероисповедания, места происхождения, в возрасте от 16 до 36 лет». Обучение в школе для жительниц Уфимской губернии было бесплатное, представительницы других губерний должны были ежегодно вносить по 40 рублей.

В учебном плане школы были общеобразовательные - латинский язык, геометрия, зоология, ботаника, физика, Закон Божий - и специальные предметы -физиология, фармакогнозия, анатомия, фармакология, хирургия, диагностика, фармацевтическая химия, фармация, частная патология и терапия, кожные и венерические болезни, детские болезни, гинекология, акушерство, гигиена, эпидемиология, глазные болезни, медицинская статистика, внутренние болезни, психиатрия, уход за больными. Большое внимание в школе уделяли практической подготовке будущих медиков, для чего были организованы фармацевтическая, химическая, гигиеническая лаборатории, анатомический и зоологический музей. Практика учениц организовывалась непосредственно в медицинских учреждениях - больницах, родильном приюте, амбулаториях и аптеках. Так, например, только в родильном приюте каждая ученица дежурила до 14 дней в году, принимая до 20 родов. Так как спрос на квалифицированных медиков в крае был велик, земства ходатайствовали о разрешении отпускать учениц на летнюю практику в подведомственные им больницы. Поэтому, ежегодно в летние месяцы ученицы старших классов направлялись во все уезды для работы в качестве фельдшериц и акушерок. По окончании практики ученицам выдавали характеристики, отзывы в которых, в целом, были положительные.

В общем, деятельность УАФШ была достаточно позитивной, ежегодно ее оканчивали до тридцати - пятидесяти квалифицированных фельдшериц и акушерок, большинство из которых заполняли вакансии медицинских учреждений.

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп

2.1.4. Коммерческое образование начало оформляться в Башкирии только с начала ХХ века. Торговые школы и коммерческие училища стали двумя основными типами учебных заведений, формирующих специалистов этой области. Цель торговых школ, открытых в гг. Уфе (1909 г.) и Бирске, определялась как «подготовка учащихся к службе в торговых и промышленных учреждениях, давая необходимые для коммерческого деятеля познания». Торговая школа была средним профессиональным учебным заведением с четырехлетним курсом обучения (один - подготовительный и три основных класса). В первый основной класс принимались мальчики двенадцати-пятнадцати лет, имевшие образование не ниже двухклассных училищ МНП. При разработке устава, учебного плана и программ Уфимской торговой школы особое внимание было уделено сочетанию специального и общего образования. Поэтому «общеобразовательные предметы должны были быть связаны единством конечных целей, являясь необходимыми элементами успешного усвоения... специального курса». Из общеобразовательных предметов в школе изучали русский и немецкий языки, арифметику, геометрию, алгебру, историю, географию, природоведение, рисование, гигиену, пение, гимнастику, каллиграфию; к специальным предметам относились коммерческая арифметика и география, коммерция, товароведение, корреспонденция и бухгалтерия.

Коммерческое училище, открытое в г. Уфе в 1912 году, являлось средним специальным учебным заведением. В отличие от торговой школы, кроме профессионального образования, училище формировало также полное среднее образование на уровне реальных училищ. Весь курс училища состоял из двух приготовительных и восьми основных классов и равнялся десяти годам. В училище по конкурсу принимались мальчики восьми-девяти лет, без предъявления требований к их образованию. Семь первых лет обучения в училище посвящали общеобразовательным предметам и только в трех последних классах учащиеся изучали специальные дисциплины. Программа специальных дисциплин коммерческого училища была схожа с подобной программой торговой школы. Ученики, окончившие полный курс торговой школы и коммерческого училища, удостаивались звания личного почетного гражданина, те же, кто оканчивал с отличием, - звания кандидата коммерции.

2.1.5. Юридическое образование. Оформление институтов названного образования в губернии происходит после организации первого и единственного в дореволюционный период профессионального начального учебного заведения, готовившего низших чинов правоохранительной системы. Этим заведением была Уфимская школа полицейских урядников, в которой осуществлялась профессиональная первоначальная подготовка будущих специалистов правопорядка. Полицейский урядник отвечал за соблюдение правопорядка на вверенном ему участке и выполнял функции, сравнимые с функциями современных участковых милиционеров. В Уфимскую школу принимались физически здоровые взрослые мужчины, имеющие положительные рекомендации, с образованием не ниже начального, в том числе полученного экстерном. Соискатели писали прошение о допуске «к держанию предварительного испытания» и последующего приема «в школу урядников для прохождения курса полицейской службы» [1, 80]. Слушателями школы

могли стать как рекомендованные стражники (низший полицейский чин), так и те, кто не имел никакого отношения к правоохранительной системе.

Обучение в школе было бесплатным. Более того, слушатели ставились на содержание «по полицейской части», в нее принимали лиц без сословных, национальных и религиозных различий, успешно прошедших испытания. К сожалению, недостаточное количество сведений о школе не дают полной картины ее деятельности. В частности, неизвестно, каким испытаниям подвергались абитуриенты школы урядников. Но, тем не менее, по косвенным свидетельствам, а также пользуясь методом переноса, можно предположить, что у будущих слушателей проверялись знания основ начальной школы, а также их физическая подготовка.

Учебный план школы включал четыре основных предмета: основы государственного устройства, свод законов Российской империи, курс общеполицейских обязанностей и сыскное дело. Срок подготовки в школе был непродолжительным, всего три месяца, но, судя по учебным программам, обучение было достаточно интенсивным. Например, при изучении курса сыскного дела будущие урядники должны были усвоить такие узловые проблемы, как понятие о полицейском сыске, осмотр и описание места происшествия, обнаружение и допрос свидетелей, сбор вещественных доказательств, допрос подозреваемого в преступлении, установление личности преступника, задержание подозреваемого, полицейское наблюдение, обнаружение и изобличение преступника по косвенным уликам, ознакомление с новейшими вспомогательными средствами обнаружения преступника (регистрация, фотография, антропометрия, дактилоскопия, словесный портрет, использование полицейских собак), приемы расследования основных преступлений (кража, мошенничество, поджог, подлог документов, подделка денежных знаков, убийство).

Занятия в школе проводились в основном в форме уроков как теоретических, так и практических. Кроме этого, проводились занятия непосредственно на местах реальных происшествий, где слушатели привлекались к работе сыщиков (следователей) в роли пассивных наблюдателей. Большое внимание в подготовке уделялось практической направленности и наглядности. Так, сложные приемы и способы антропометрии, фотографии, дактилоскопии, работы с полицейской собакой, по высказываниям руководителя школы Уфимского уездного исправника М. Нестерова, формировались наглядно, с демонстрированием способов работы по каждому из этих отделов.

В воспитании будущих полицейских акцент делался на развитие мышления, памяти, внимания, наблюдательности, а также на их нравственные качества. Например, в требованиях, предъявляемых к урядникам, говорилось, что «для сыскной службы необходимы, кроме безусловной честности и смелости, еще особые, специального характера способности». Или, к примеру, «пользоваться при розысках возможно только приемами дозволенными, не прибегая к обманам, угрозам, не вымогая сознания подозреваемого, или показаний свидетелей... Правильные, беспристрастные розыски требуют внимательности, спокойствия, обдуманности». Как видно, школа урядников была нацелена на практически и теоретически хорошо подготовленных служителей правопорядка, которые после ее окончания направлялись во все уезды Уфимской губернии. После Октябрьской революции Уфимская школа урядников была закрыта.

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп

2.1.6. Сельскохозяйственное образование. В системе сельскохозяйственного образования в дореволюционный период были сформированы средние и начальные учебные заведения. К средним относится землемерное училище, к начальным - землемерно-таксаторские классы, низшие и другие сельскохозяйственные школы.

В 1913 году в стране было всего 14 землемерных училищ, одно из них находилось в г. Уфе (откр. в 1879 г.). Цель этого училища была обозначена как «образование техников для производства межевых и землемерных работ, а также. работ по коренным улучшениям земельных угодий и таксационных исследований». Курс обучения - четырехлетний, принимались юноши пятнадцати - двадцати лет, окончившие городское училище по Положению 1872 года. Теоретическая часть учебного плана включала общеобразовательные предметы, повторяющие и углубляющие дисциплины городского училища (Закон Божий, русский язык, алгебра, геометрия, тригонометрия, физика, космография, рисование) и специальные (геодезия, законоведение, межевые законы, почвоведение и растениеводство, улучшение земельных угодий, сельскохозяйственная и лесная таксация, черчение планов, каллиграфия). Практические занятия организовывались весной и летом, продолжительностью не менее двух месяцев в учебном году. Лица, окончившие училище, получали звание землемера-таксатора. Надо отметить то, что желающих поступить в названное учебное заведение было всегда очень много. Например, в 1912 году при 30-ти бюджетных вакансиях в Уфимское училище было подано 297 заявлений.

Землемерно-таксаторские классы, открытые в 1859 году при уфимской мужской гимназии, были первым сельскохозяйственным учебным заведением Башкирии с двухлетним сроком обучения. Принимали в названные классы юношей с 15-ти лет, успешно сдавших экзамены, соответствовавшие объему знаний на уровне не ниже курса уездного училища. Окончившие классы и 6 лет проработавшие по профилю получали аттестат на звание частного землемера и таксатора. Воспитанники в классах изучали только специальные предметы, а практические занятия проводились ежегодно в течение трех месяцев в поле.

В конце XIX - начале XX века в Уфимской губернии стали интенсивно открываться низшие сельскохозяйственные школы (НСШ), что было связано с переходом экономики на новые капиталистические отношения, поэтому возрастал спрос на квалифицированных специалистов. НСШ, учрежденные в Мензелинске, Аксенове, Белебее, «имели целью распространение в народе, преимущественно путем практических занятий, основных знаний по сельскому хозяйству вообще, и в частности по скотоводству, садоводству, огородничеству и пчеловодству, а также ремеслам: слесарному, кузнечному и плотничному». Причем, ремесла изучались применительно к сельскому хозяйству. Срок обучения в НСШ был 3-летним, в нее принимались лица всех сословий с 14-ти лет, окончившие двуклассное сельское училище. Учебный курс НСШ делился на теоретические, учебно-демонстративные, практические по с/х и ремесленные. В теоретическом курсе изучались общеобразовательные и специальные предметы (Закон Божий или магометанское вероучение, русский язык, арифметика, геометрия, черчение, география, история, физика, метеорология, ботаника, зоология, химия и

минералогия, пение, земледелие, скотоводство и скотоврачевание, молочное хозяйство, пчеловодство, огородничество, сельскохозяйственная экономия и счетоводство, законоведение). Практическим занятиям в школе уделяли большое внимание. Даже в период с сентября до 15 апреля, когда проводились теоретические занятия, практике уделялось до 50 % учебного времени. С 15-го же апреля до 1 сентября, когда проходили только практические занятия, в каждом классе уделялось по 54 ч. в неделю, то есть ежедневно по 9 ч. в день, за исключением каникул продолжительностью в один месяц.

В рассматриваемый период были открыты и другие типы с/х учебных заведений, курс которых был нацелен, в первую очередь на практическую подготовку. В них отсутствовал или был незначительным общеобразовательный цикл предметов. К этой группе с/х школ относятся следующие: Березовская школа маслоделия, сыроварения и животноводства, Биклянская низшая лесная школа, Аикинская с/х школа для девочек-магометан, Ляховская школа огородничества, пчеловодства и плодоводства, Ивановская школа садоводства, огородничества и пчеловодства, Ключаревская практическая школа огородничества и полеводства, Новотроицкое с/х отделение и другие.

2.1.7. Техническое образование. Становление капиталистических предприятий обусловило развитие технического образования края. Единственным учебным заведением, готовившим техников в губернии, было Златоустовское среднее механико-техническое училище (ЗСМТУ), открытое в 1907 году. Действовало оно вначале как частное учебное заведение, но с августа 1909 года училище переходит в ведение МНП. Училище состояло из четырех основных и одного подготовительного класса. В первый основной класс принимались юноши, окончившие 5 классов реального училища, то есть образовательный ценз, предъявляемый к абитуриентам ЗСМТУ, был достаточно высок. Теоретический курс училища состоял из общеобразовательного цикла (алгебра, геометрия, русский и немецкий языки, физика, химия, политэкономия, география, рисование, гимнастика), который изучался на уровне старших классов реального училища. Кроме того, эти предметы изучались так, чтобы знания способствовали усвоению специальных дисциплин. Теоретический курс специальных предметов был достаточно обширным: учащиеся изучали механику, геодезию, минералогию, устройство машин, механические производства, строительное искусство, счетоводство, мукомольное дело, электротехнику, металлургию, химическое производство, узаконения. Большое внимание в училище уделяли графическому мастерству: так, например, черчение разделялось на геометрическое, проекционное,техническое и строительное.

Особое место в педагогическом процессе училища занимала практическая подготовка будущих специалистов. На прохождение практики выделялось 25 % всего учебного времени. Эти занятия проходили в химической лаборатории, слесарной, литейной, кузнечной, столярной мастерских. Непрерывная практика учащихся училища проходила на заводах Златоуста, Миасса, Перми и др. Необходимо отметить, что спрос не только на выпускников, но и учащихся ЗСМТУ был очень большой. В эти годы многие заводы и фабрики Урала ходатайствуют о приеме в качестве специалистов (младших мастеров, чертежников, токарей,

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп

слесарей) учащихся училища. Выпускники же сразу принимались в должности мастера. Деятельность училища имела большое значение в подготовке кадров и развитии технического образования в крае. После Октябрьской революции училище было преобразовано в механический техникум.

2.1.8. Ремесленное образование. Усиленный темп капиталистического развития в пореформенный период вызвал быстрый рост промышленных учебных заведений, к которым относятся и ремесленные школы. Оформленная к началу ХХ века система ремесленного образования в Башкирии была достаточно разнообразна, в нее входили: ремесленные училища (Бирск, Уфа и др.), низшие ремесленные школы (Аскино, Дуван, Красный Холм, Сим, Златоуст и др.), сельские ремесленные учебные мастерские, школы ремесленных учеников, ремесленные классы (Стерлитамак) и другие. Их деятельность регламентировалась законами - «Основные положения о промышленных училищах», 1888 г., «Положение о НРШ» 1895г. - и другими правовыми актами. Цель этих заведений была направлена на практическое обучение приемам какого-либо производства и сообщение знаний. Например, Дуванская НРШ конкретизировала цель следующим образом: «. образование нравственных и знающих свое дело ремесленников в области столярного и слесарно-кузнечного дела, особенно применительно к сельскохозяйственному машиностроению». Курс обучения был трех- - четырехлетний, бесплатный, в эти учебные заведения принимались мальчики 14-ти лет, имевшие образование не ниже начального училища или выдержавшие соответствующие этому курсу вступительные экзамены. Специализация ремесленных учебных заведений (РУЗ) края была широкой, в них готовились слесари, плотники, столяры, кузнецы, сапожники, портные, переплетчики, маляры. Их учебный план включал

общеобразовательные дисциплины (30 % времени), графические (14 %), специальные (4 %), а также практические занятия в мастерских (52 % времени). Кроме того, весь 4-й год обучения посвящался только практике. Как видно, слабостью РУЗ была сравнительно невысокая теоретическая специальная подготовка. В 1910 году учебные планы изменились: время на теоретические предметы еще более сократилось. Сильной же стороной была основательная практическая подготовка будущих ремесленников. Как свидетельствуют факты, изделия учащихся охотно раскупались местным населением. Или, например, изделия учащихся Аскинской нРш неоднократно выставлялись на Бирской с/х выставке, где, «судя по интересу, с которым отнеслись посетители. можно было видеть, что школа произвела отличные впечатления постановкой ремесла.. А экспертная комиссия выставки присудила школе за ученические изделия высшую награду - бронзовую медаль» [4].

Таким образом, большой класс ремесленников, кустарей и даже рабочих на фабрики и заводы формировался в системе ремесленного образования.

3. Внешкольное образование. Одной из ярких страниц общественной инициативы в просвещении народов дореволюционного Башкортостана является внешкольное образование. Термин «внешкольное образование» утвердился в конце Х1Х века и обозначал просветительскую деятельность различных общественных организаций и частных лиц, направленную на удовлетворение образова-

тельных запросов населения. Создаваемые на общественные и частные средства внешкольные учреждения не входили в систему государственного образования. В рассматриваемый период на территории Башкирии получили развитие следующие разновидности внешкольного образования: воскресные школы, повторительные классы, народные чтения, публичные лекции, народные библиотеки и читальни, книжные склады, музеи, стационарные и передвижные выставки, школьные дачи, детские сады и приюты, народный театр, кинематограф. К внешкольному образованию также можно отнести организацию досуга населения в форме концертов, благотворительных вечеров, спектаклей, танцев, различных праздников («Белого цветка», древонасаждений и др.)

В заключение необходимо сделать следующие выводы:

а) общероссийская государственная система образования, в том числе и в Башкирии, начала формироваться с цифирных школ; в нынешнем, 2014, году исполняется 300-летие названной системы в России;

б) дореволюционное образование в Башкирии было целостным, имело все признаки системы;

в) в ней присутствовали две относительно независимые друг от друга системы мусульманского и государственного (русскоязычного) образования;

г) в системе государственного образования были сформированы начальное и среднее общее, а также начальное и среднее профессиональное уровни; высшее образование не получило своего развития;

д) система образования, в определенной степени, учитывала интересы многонационального и многоконфессионального населения края;

е) обучение было бесплатным, исключение составляли гимназии и отдельные учебные заведения;

ж) факты опровергают тезис о том, что до 1917 года уровень системы образования был достаточно низким; уровень образования населения Уфимской губернии, по данным переписи 1897 года, нуждается в серьезной корректировке;

з) в системе образования наблюдается не всегда равномерное, тем не менее, в целом неуклонное позитивное поступательное развитие;

и) бездумное разрушение достаточно позитивной, сформировавшейся системы образования в советский период, к сожалению, отбросило отечественную школу на десятилетия назад;

к) в целом, система образования дореволюционной Башкирии представляет собой уникальное явление, таких регионов в России было немного.

1. Аминов, Т.М. История профессионального образования в Башкирии. Начало XVII века - 1917 год [Текст]. - 2-е изд., доп. и перераб. Уфа : Изд-во БГПУ, 2012.

2. Аминов, Т.М. Педагогические основы развития сельскохозяйственного образования в дореволюционной Башкирии // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - № 5. - С. 283-293.

3. Аминов, Т.М. Теоретические и методологические основы историко-педагогического исследования // Педагогический журнал Башкортостана. - 2007. - № 2. - С. 42-62.

4. Центральный государственный исторический архив РБ. Ф. И-235. 0. 1. Д. 4. Л. 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.