Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ART EDUCATION / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AESTHETIC EDUCATION / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ART / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / CREATIVE PROCESS / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SOCIO-CULTURAL SPACE / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / REPRESENTATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев Леонид Георгиевич

В статье анализируется современное состояние художественного образования в социокультурном пространстве; подчеркивается тенденция девальвации эстетического воспитания детей в школах, а также профессионального образования в специальных вузах; обосновывается необходимость разработки государственной концепции развития системы эстетического воспитания от детского сада до профессионального становления личности; рассматривается важная, сложная и противоречивая проблема - формирование гармоничной личности как содержательного аспекта изобразительного искусства в социокультурном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART EDUCATION IN SOCIALLY CULTURAL SPACE

The article analyzes the current state of arts education in social and cultural space. Emphasizes the tendency to devalue the aesthetic education of children in schools as well as vocational education in special schools. The necessity of developing the concept of development of the state system of aesthetic education from kindergarten to professional growth. Describes the most important, complex and very controversial issue - the formation of a harmonious personality as a meaningful aspect of fine arts in the social and cultural space.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Л.Г. Медведев

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Ключевые слова: художественное образование, эстетическое воспитание, изобразительное искусство, творческий процесс, социокультурное пространство, изобразительная деятельность.

Аннотация: В статье анализируется современное состояние художественного образования в социокультурном пространстве; подчеркивается тенденция девальвации эстетического воспитания детей в школах, а также профессионального образования в специальных вузах; обосновывается необходимость разработки государственной концепции развития системы эстетического воспитания от детского сада до профессионального становления личности; рассматривается важная, сложная и противоречивая проблема - формирование гармоничной личности как содержательного аспекта изобразительного искусства в социокультурном пространстве.

Художественное образование в социокультурном пространстве существует в контексте различных образовательных и культурных объектов. Например, дошкольных учреждений, начальных и средних общеобразовательных и художественных школ, различных средних и высших профессиональных учебных заведений, музеев, выставочных залов, творческих союзов, театров, музыкальных учреждений и т. д. Все они создают конкретные условия, оказывающие существенное влияние на формирование личности человека. Здесь формируются и развиваются индивидуальные эстетические, творческие, культурные и профессиональные качества личности. Известно, что социокультурное пространство во многом определяет общее развитие человека, способность к образованию, особенно в первые годы жизни, а эмоционально-образное восприятие является основой любого творческого развития.

Система художественного образования выступает в качестве важнейшего компонента достаточно сложной социальной системы. Под художественным образовательным пространством понимается та сфера осознанной деятельности, где осуществляются целенаправленное творческое развитие личности, формирование высоких эстетических потребностей, профессиональных знаний, художественно-образного познания, а также практических умений и навыков отображения окружающего мира. Образовательное пространство конкретного учебного заведения складывается под действием следующих факторов: лицензии на образовательную деятельность, государственных стандартов, профессиональных кадров, межличностных отношений и т. д. Для развития образовательного пространства необходимо последовательно и целенаправленно совершенствовать его многоплановое содержание по всем направлениям социокультурной деятельности, которая в своем динамичном развитии стимулируется все новыми показателями. Данное обстоятельство требует эффективного обеспечения образовательного процесса эстетическим содержанием. В этом контексте изобразительное искусство обладает неисчерпаемыми возможностями формирования высокого эстетического вкуса,

развития творческого потенциала личности, а также активизации целенаправленной деятельности по самореализации.

Вместе с тем, анализируя сложившуюся ситуацию в области эстетического воспитания молодежи, мы видим, что в современном социокультурном пространстве изобразительное искусство далеко не всегда выполняет свои высокие функции, что обусловлено конкретными причинами. Прежде всего, после развала огромного социокультурного образовательного пространства бывшего СССР в России не создана государственная концепция развития системы эстетического воспитания от детского сада до профессионального становления личности. В современной практике также отсутствует гармоничное взаимодействие эстетического пространства окружающей человека среды, художественно-образного пространства искусства и эмоционально-образного пространства личности. Более того, в последние десятилетия обществу агрессивно навязывается массовое «искусство», не имеющее художественного и эстетического содержания, основанное на дешевых и общедоступных инсталляциях, систематически подаваемых в форме как бы современных концептуальных течений. Такое «искусство» активно рекламируют в средствах массовой информации, о нем взахлеб пишут отдельные «искусствоведы» как о новаторском творчестве, и оно становится частью социальной политики, направленной на оглупление молодежи .

Не случайно, что после подобных массированных и целенаправленных атак это «искусство» легко принимается основной частью молодежи как некий эталон творчества. Тем более что оно не требует никаких практических усилий для своего освоения, поскольку поверхностное восприятие субкультуры пассивно, не предполагает активного эмоционального настроя и сопереживания, не развивает творческие возможности самого человека, ограничиваясь выполнением функции развлекательности в социокультурном пространстве. Вполне очевидно, что здесь упраздняется эстетическая составляющая художественной формы, а также образный язык, присущий настоящему искусству, следовательно, упрощаются и способы восприятия такого «искусства», вкусы и потребности современного человека. Поэтому большая часть современной молодежи не понимает художественных ценностей, заложенных в искусстве, не участвует в процессах восприятия и формирования эстетического явления в социокультурном пространстве. Как следствие этого, многочисленные и многолетние исследования различных научных школ, связанных с эстетическим воспитанием посредством искусства, остаются малоэффективными в реальной практической работе в системе современного образования и воспитания.

Вместе с тем изобразительное искусство продолжает достаточно активно функционировать: экспонируются престижные художественные выставки (городские, областные, региональные, всероссийские, международные), проводятся конкурсы в различных областях творчества, работают художественные школы, развиваются творческие специальности в вузах и колледжах. Однако основная подготовленная аудитория для эстетического восприятия настоящего искусства состоит из учащихся художественных, культурологических или гуманитарных учебных заведений различного уровня, что составляет незначительную часть потенциального зрителя. Вместе с тем даже выпускники творческих специальностей (в основной

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп

массе) не востребованы в современном социокультурном пространстве и вынуждены приспосабливаться к потребностям обывателя, диктующего художнику свои эстетические предпочтения, зачастую далекие от большого искусства.

Вполне очевидно, что, поскольку содержание социокультурного пространства государства во многом определяет уровень культуры и искусства, это, в свою очередь, формирует гармоничность развития общества, готовность к творческому созиданию в любой сфере деятельности человека. Содержательный уровень искусства во многом обусловливает эстетический фон социального развития общества, что требует постоянного внимания и поддержки со стороны государства. Следовательно, необходим целостный государственный подход к формированию социокультурного пространства, где следует учитывать все составляющие этого явления в процессе выстраивания системы эстетического воспитания от детского сада до профессионального становления личности. Известно, что качественный культурный и эстетический уровень любого общества оцениваются, прежде всего, такими философскими категориями, как эстетические потребности, эстетический вкус, а также эстетические ценности общества, живущего в конкретном социокультурном пространстве.

Уже доказано, что эстетические ценности необходимо целенаправленно формировать с раннего детского возраста, когда ребенок только начинает активно познавать окружающий мир, а затем активно развивать в школе. Однако современная система среднего образования в РФ лишилась обязательных предметов эстетического цикла, нацеленных на развитие общих творческих способностей обучаемых. Например, важнейший школьный предмет «Черчение», эффективно стимулирующий развитие пространственных представлений, необходимых для успешного освоения любой специальности, а также для дальнейшего профессионального обучения уже давно упразднен. Совсем недавно из обязательных школьных предметов убрали «Изобразительное искусство», являющееся незаменимым средством эстетического воспитания и творческого саморазвития ребенка. Проблематично сформировать гармоничную личность, соответствующую стремительному развитию современного общества лишь на оставшихся обязательных школьных уроках.

Система высшего профессионального образования также стремительно девальвирует - внедрение в высшую школу системы бакалавриата и магистратуры сопряжено с резким сокращением учебных часов на специальные профессиональные дисциплины, что влечет поверхностное «знакомство» студентов с будущей профессией. К тому же перманентная «модернизация» образования, состоящая в активной имитации инновационных процессов в учебной работе, создает психологически неустойчивую среду, отрицательно влияющую на качество обучения. Например, изменение пятибалльной системы оценок на десяти- или стобалльную, введение зачетных единиц, постоянная корректировка государственных стандартов в сторону сокращения учебных часов на обязательные профессиональные предметы, перевод аспирантуры на третий этап высшего образования, бесконечные изменения положений о диссертационных советах по защите кандидатских и докторских диссертаций, смена требований к вступительным экзаменам по творческим специальностям, а также к ЕГЭ. Все это требует от профессорско-

преподавательского и учебно-вспомогательного персонала дополнительной формальной работы, в конечном счете, отвлекающей специалистов от главной задачи обучения. Кроме того, заработная плата дипломированного специалиста остается недостаточной для достойного проживания. Как следствие, в вузах работает все больше женщин, что в корне меняет психологический климат в коллективах. Усугубляет положение и новая система финансирования вузов, сопряженная с установками на сохранение бюджетного контингента студентов, зачисленных на первый курс в основном по результатам пресловутого ЕГЭ. Это вынуждает вузы либо «тянуть» их до выпуска, а затем и зачислять в магистратуру, либо ежегодно сокращать ставки преподавателей, что создает неуверенность молодежи в перспективности педагогической деятельности. В этом плане понятно нежелание талантливой молодежи работать в системе образования вообще и высшего художественного в частности, что приводит к старению высококвалифицированных педагогических кадров. Ежегодное сокращение бюджетных мест, увеличение квот для различных льготников, повальное коммерческое зачисление по минимальным баллам еще стремительнее обесценивают высшее образование. Нетрудно представить в недалеком будущем социокультурную среду, сформированную такими выпускниками вузов, которые заполнят образовательное пространство и на различных уровнях будут «оказывать образовательные услуги» по неким пространным компетенциям, навязанным педагогическому сообществу менеджерами от образования, вместо того, чтобы учить и формировать конкретные профессиональные умения в контексте высоких эстетических требований, а также активизировать творческую деятельность в конкретной профессиональной работе. Несмотря на это, изобразительное искусство в РФ, благодаря сохраненным традициям старой Советской академической школы, остается все еще на достаточно высоком уровне и имеет возможность эффективно развивать социокультурное пространство. Для этого необходимо четко определить государственную политику в области образования и культуры и направить усилия образовательных учреждений на сохранение и развитие прогрессивных образовательных систем.

Прежде всего, следует обеспечить полноценное эстетическое воспитание в дошкольных учреждениях, в начальной и средней общеобразовательной школе. Неоценимое значение изобразительного искусства в этом процессе заключается в том, что оно является самым мощным фактором активизации творческого начала в познавательной деятельности детей, эффективным средством развития образного мышления, формирования высоких эстетических потребностей и творческого отношения к любому труду. Обучение детей изобразительному искусству не самоцель, а эффективное средство их творческого развития, необходимое условие образного познания мира.

Эффективность развития детского художественного творчества во многом зависит от научной разработки целенаправленного процесса формирования творчески активной личности, способной с позиций эстетического идеала воспринимать, оценивать, утверждать в жизни, природе, искусстве прекрасное, совершенное, гармоничное. В связи с этим перед учителем изобразительного искусства стоят первостепенные задачи: развивать потенциальные творческие способности учащихся путем активизации творческой деятельности на занятиях

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп

по изобразительному искусству; формировать высокие эстетические потребности и эстетическое восприятие окружающей действительности посильным познанием детьми образных основ изобразительного искусства.

Существующая в сегодняшней школе методика обучения изобразительному искусству имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, традиционный путь обучения детей основам изобразительного искусства и декоративно-прикладному искусству предусматривает первоначальное обучение определенным правилам изображения вне связи с творческим процессом, а также без учета опыта художественной и эстетической культуры, опирающейся на общечеловеческие духовные ценности и идеалы, что неизбежно ограничивает возможности творческого развития личности. Во-вторых, современные программы по изобразительному искусству обычно учителя составляют по своему усмотрению. При этом они исходят из собственного творческого и педагогического опыта, а также субъективных эстетических и художественных предпочтений, что порождает противоречивые методические установки, зачастую не учитывающие психологические, физиологические особенности детей различных возрастных групп, а также латентные периоды усвоения ими изобразительной информации. Наконец, в официально рекомендуемых школьных учебных программах не просматривается единая генеральная идея, объединяющая многообразие теоретических, искусствоведческих видов занятий с практической деятельностью детей, направленной на посильное воплощение первоначальных эмоциональных образов, вследствие чего усилия по развитию творческих способностей, эстетического воспитания детей утрачивает целенаправленность, дидактическую и методическую ценность. Известно, что учить детей рисованию бесполезно, пока у них не появится внутренняя мотивация на самовыражение, стимулирующая стремление к освоению необходимых изобразительных умений.

Прежде всего, следует определить возможности эффективного эстетического воспитания детей в процессе обучения и воспитания. Известно, что художественно-образное пространство искусства эффективно взаимодействует в единстве с художественно-образным пространством самого ребенка и культурной средой, в которой он находится. Многие ученые считают наиболее эффективным средством эстетического воспитания детей интеграцию трех школьных учебных предметов гуманитарного цикла: изобразительного искусства, литературы, музыки (хотя это не исключает и других видов искусства - архитектуру, дизайн, театр, кино и др.), поскольку постижение образных сравнений и сопоставлений, метафор и гипербол, а также ассоциаций и символов, лежащих в основе развития образного мышления, наиболее ярко и эмоционально проявляется именно в этих предметах. Полихудожественный подход (разрабатываемый в НИИ художественного воспитания АПН СССР под руководством Б.П. Юсова [1] еще в 80-х годах прошлого столетия) и интегрированные формы организации занятий обладают большим педагогическим и воспитательным эффектом. Образная общность этих предметов способствует пониманию художественного явления в разных проявлениях, развивает умение переносить, например, литературный художественный образ на пластический язык изобразительного искусства. Решение проблемы интегративного обучения и разработка интегративных учебных программ [2] по этим предметам позволяет эф-

фективно формировать у детей целостное и гармоничное восприятие мира, активизировать их самостоятельную творческую деятельность, развить потребность общения с искусством, формировать духовные начала личности, нравственные и эстетические чувства. Вместе с тем, именно занятия изобразительным искусством эффективно формируют все важнейшие составляющие творческого развития человека и, в первую очередь, целостность и гармоничность мировосприятия. Поэтому они являются эффективным средством образного познания мира, которое начинает формироваться в раннем детстве, когда другие формы познания еще не доступны ребенку. В этот период создаются предпосылки для эффективного развития общих творческих способностей человека и формирования у него чувства гармонии.

В настоящее время в методической литературе имеются рекомендации по самым различным проблемам эстетического воспитания детей средствами изобразительного искусства. Например, широко известна концептуальная монография [3], а также учебники по изобразительному искусству академика РАО С.П. Ломова [4-7] или обстоятельное исследование закономерностей изобразительной деятельности детей С.Е. Игнатьева [8]. Однако наиболее важная, сложная и весьма противоречивая проблема - понимание гармонии как содержательного аспекта искусства - остается до сих пор не изученной, видимо, потому, что отсутствует единое понимание термина «гармония», а также очевидные и однозначные критерии ее оценки в учебном процессе. В философии «гармония» рассматривается как важнейшая эстетическая категория и с древнейших времен представляет неизменный теоретический интерес для ученых и просветителей, что и позволило, как известно, достаточно обстоятельно прояснить различные ее аспекты, создающие методологическую базу для полноценного осмысления творческого процесса с эстетических позиций. Наличие у человека сформированного чувства гармонии проявляется как в избирательности восприятия (отборе сопоставляемых единиц при сравнении изображаемых объектов), так и в завершающей стадии работы над изображением, когда требуется обобщить, акцентировать основные смысловые и образные ходы композиции, что закономерно является залогом успешного творческого процесса. В педагогической практике этой проблеме, как правило, не уделяется должного внимания, поскольку многое здесь зиждется на тонких, не поддающихся прямому измерению эмоциях, а также нюансах восприятия. Между тем именно гармоничность восприятия заставляет художника неустанно добиваться необходимой выразительности и эмоциональности звучания своего произведения. Поэтому вполне очевидно, что формирование чувства гармонии следует начинать с первых шагов обучения любому искусству.

Народная мудрость гласит: прежде чем учить строить корабли, необходимо пробудить тоску по морю. Это высказывание в полной мере относится к процессу формирования гармоничного восприятия в ходе обучения изобразительному искусству, поскольку сознательное освоение изобразительных умений в значительной степени обусловлено стремлением художника реализовать в конкретном образе имеющееся понимание гармоничности природы и гармонии цвета. Необходимо подчеркнуть в данном контексте, что, чем меньше у человека развито чувство гармонии, тем он менее требователен к своей работе, к восприятию искусства,

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп

зачастую довольствуется формальными, очевидными результатами. В то время как стержнем творческого процесса является понимание сущности гармонии и стремление постигнуть ее вершины. Именно продуктивная творческая деятельность базируется на принципах гармонии - эмоциональности, целостности восприятия, обобщенности, выразительности, образности. Словом, на всем том, чему невозможно научить, но что необходимо последовательно развивать (и воспитывать). Данная проблема требует основательных комплексных исследований - философских, психологических, педагогических, методических, - поскольку именно междисциплинарный подход позволяет выявить сущность того или иного явления.

1. Юсов, Б. П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: Очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей / Б. П. Юсов. - Магнитогорск : МаГУ, 2002. - 283 с.

2. Савенкова, Л. Г. Интегративная программа полихудожественного развития. Изобразительное искусство и среда (природа - пространство - архитектура) 1-11 классы / Л. Г. Савенкова. - М. : 1995. -75с.

3. Ломов, С. П. Дидактика художественного образования: монография / С. П. Ломов - М. : ГОУ Педагогическая академия, 2010. - 104 с.

4. Ломов, С. П. Искусство. Изобразительное искусство. 5 кл. В 2 ч. Ч. 1 : учеб. для общеобразо-ват. учреждений / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. - М. : Дрофа, 2012. - 140, [4] с. : ил.

5. Ломов, С. П. Искусство. Изобразительное искусство. 5 кл. В 2 ч. Ч. 2 : учеб. для общеобразо-ват. учреждений / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. - М. : Дрофа, 2012. - 140, [4] с. : ил.

6. Ломов, С. П. Искусство. Изобразительное искусство. 6 кл. В 2 ч. Ч. 1 : учеб. для общеобразо-ват. учреждений / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. - М. : Дрофа, 2013. - 156, [4] с. : ил.

7. Ломов, С. П. Искусство. Изобразительное искусство. 6 кл. В 2 ч. Ч. 2 : учеб. для общеобразо-ват. учреждений / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. - М. : Дрофа, 2013. - 158, [2] с. : ил.

8. Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей / С. Е. Игнатьев. - М. : Академический Проект; Фонд «Мир», 2007. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.