Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ'

КОМПЛЕКСНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ / TRAINING OF TEACHERS / КОМПЛЕКСНОСТЬ / COMPLEXITY / ПРАКТИКА КАК ВИД УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PRACTICE AS A FORM OF EDUCATIONAL ACTIVITIES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COGNITIVE TECHNOLOGIES / АКТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ACTIVE-ACTIVE TECHNOLOGIES / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / HUMANISTIC TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриенко Елена Васильевна

В статье раскрыты некоторые научные подходы к решению проблемы комплексности реализации образовательных технологий в системе высшего педагогического образования. Выделены три группы технологий, которые важны в профессиональной подготовке педагога: когнитивные технологии, ориентированные на развитие интеллектуальных компетенций, связанных с информационными аспектами современного высшего педагогического образования; гуманистические технологии, ориентированные на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения и компетенции, определяющие коммуникативный аспект образования; активно-деятельностные технологии, направленные на формирование практических компетенций профессиональной педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS

In article some scientific approaches to a solution of a problem of integrated approach of realisation of educational technologies in system of the higher pedagogical education are opened. Three groups of technologies which are important in vocational training of the teacher are allocated: cognitive the technologies focused on development intellectual the competence, connected with information aspects of modern higher pedagogical education; the humanistic technologies focused on acquisition of experience of the emotionally-valuable relation and the competence, formations defining communicative aspect; actively-dejatelnostnye technologies directed on formation practical компетенций to professional pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ * ГД^

Е.В. Андриенко

КОМПЛЕКСНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ*

Ключевые слова: высшее педагогическое образование, профессиональная подготовка учителей, комплексность, практика как вид учебной деятельность, образовательная технология, когнитивные технологии, активно-деятельностные технологии, гуманистические технологии.

Аннотация. В статье раскрыты некоторые научные подходы к решению проблемы комплексности реализации образовательных технологий в системе высшего педагогического образования. Выделены три группы технологий, которые важны в профессиональной подготовке педагога: когнитивные технологии, ориентированные на развитие интеллектуальных компетенций, связанных с информационными аспектами современного высшего педагогического образования; гуманистические технологии, ориентированные на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения и компетенции, определяющие коммуникативный аспект образования; активно-деятельностные технологии, направленные на формирование практических компетенций профессиональной педагогической деятельности.

Значение комплексности в разработке и реализации образовательных технологий обусловлено новыми требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В настоящее время многие исследователи связывают комплексный подход с оценкой достижений обучающихся по трем группам результатов образования - личностным, метапредметным и предметным [6]. Комплексность нами понимается как качественная характеристика, определяющая совокупность технологий, необходимых при реализации компетентностного подхода. Инновационные образовательные технологии, ориентированные на профессиональную подготовку студентов высших учебных заведений, реализуют сочетание традиционного и инновационного подходов (любые инновации базируются на педагогическом - методическом / предметном / психологическом и т. д. - опыте, показавшем свою эффективность). Так, определены следующие приоритетные направления развития высшего образования в Новосибирском государственном педагогическом университете: повышение качества образования; развитие системы дистанционного образования; обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья; формирование качественно новой системы физического воспитания в общеобразовательных учреждениях (направленна на формирование ценностно-мотивационного отношения к личной физической культуре и здоровому образу жизни); создание современной информационной образовательной среды и др. [1]. Все эти направления требуют технологи-зации образовательных процессов.

Технологизация процесса подготовки педагогических кадров в современных условиях должна быть связана с системной работой, обеспечивающей развитие личности студента путем формирования совокупности социально-личностных и

* Статья подготовлена в рамках гранта Президента РФ по поддержке ведущих научных школ, проект НШ 2486-2014.6.

79

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп

профессиональных компетенций. Компетентностный подход, реализуемый сегодня во всех цивилизованных странах мира, меняет не только содержание подготовки, но и усиливает роль оптимизации самостоятельной работы студентов на основе новых подходов и форм организации учебного процесса вуза [3]. Это особенно актуально для высшего педагогического образования, модернизация которого осуществляется высокими темпами и сопровождается сокращением значительного количества соответствующих вузов.

Вхождение в профессиональную деятельность учителя выпускника педагогического вуза происходит в процессе его непосредственной педагогической работы. Один из современных исследователей проблем педагогической науки в условиях модернизации отечественного образования В.В. Пасечник отмечал, что в учительской профессии большую роль играет естественный отбор, и только после нескольких лет работы в школе можно говорить о профессиональном потенциале учителя [7]. Этим во многом объясняется, почему выпускники педагогических вузов работают часто не по специальности. В то же время автор отмечает, что на учете в отделах занятости населения практически нет выпускников педвузов, поскольку они находят себе работу, пусть даже не по специальности. Можно предположить, что реализация комплексности технологических подходов могла бы сократить количество выпускников педагогических вузов, работающих не по специальности. В современных условиях особенно важна комплексность технологических подходов, обеспечивающих целостность и системность всего процесса подготовки, поскольку объектами профессиональной деятельности педагогического работника выступают обучение, воспитание, индивидуально-личностное развитие обучающихся, их здоровье, психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях разного типа и вида, а также все аспекты социализации.

Комплексность подготовки осуществляется за счет сочетания когнитивных, активно-деятельностных и гуманистических технологий.

Когнитивные технологии нацелены на формирование понимания как постижения сущности профессиональной деятельности учителя, в различных ее аспектах через информационные процессы. В ходе реализации когнитивных технологий происходит формирование когнитивного, конативного и интеллектуального компонентов мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности. Кроме того, когнитивные технологии «ответственны» за развитие интеллектуальных функций субъекта деятельности, связанных с усвоением, переработкой и интерпретацией различных знаковых систем.

Постоянно увеличиваются объем и насыщенность информации, ее научные и абстрактные характеристики; способы ее представления меняются от вербальной формы репрезентации к специально организованному зрительному ряду (видео-или компьютерная информация). Многие современные исследователи дидактических проблем выделяют изменения, обусловленные динамикой информационной структуры окружающей действительности, - трансформацию содержания учебных предметов в направлении все большей изоморфности дифференцированной системы научного знания [9]. Появляются различные подходы при анализе одного и того же явления и, соответственно, разноплановые сведения. Кроме того, в обуче-

нии происходит сближение разного и объединяемого в одном курсе материала («многое в одном»), и анализ основных компетенций, представленных во ФГОС ВПО, свидетельствует об этом. Такие изменения приводят к появлению интегральной системы понятий и терминов, функциональная значимость которых выходит далеко за пределы одного курса. Таким образом, взаимопроникновение различных компонентов содержания образования как объективный процесс влияет на динамику вузовской подготовки, определяя новую структурную единицу учебного процесса - образовательную область (в отличие от учебного предмета) [9]. Если рассматривать психолого-педагогическую подготовку будущего учителя как единую образовательную область, а не совокупность различных курсов, то такой подход обеспечит необходимый для педагогов учет психологических проблем обучения и воспитания, а для психологов - учет педагогических проблем, факторов и условий развития личности.

Действительно, если психолог рассматривает вопросы развития личности в детском возрасте, имея несколько поверхностные представления о сущности педагогического процесса в школе, то ему весьма сложно актуализировать информацию применительно к реальным условиям педагогической деятельности учителя. В рамках такого курса студент может получить интересные знания, которые не сможет применить в реальных условиях школьной практики. И, наоборот, если педагог - преподаватель вуза - читает курс по теории дидактики, не учитывая проблем педагогической психологии, вряд ли он сможет обосновать, например, возможности реализации любого принципа дидактики в процессе школьного обучения. Единственно, что он сможет сделать - это перечислить данные принципы и дать им развернутую характеристику. Но на практике более важным является вопрос: как все это можно реализовать в учебном процессе для эффективности развития ребенка?

При разработке когнитивных технологий психолого-педагогической подготовки в системе высшего педагогического образования, проблема интеграции терминологической системы особенно актуальна, поскольку в реальной педагогической практике учитель имеет дело с действительностью, в которой психологический и педагогический аспекты неотделимы. В то же время в профессиональном образовании наблюдается чрезмерно жесткое разделение психологии и педагогики, несмотря на то, что сегодня можно обеспечить интегрированный подход: проведение различных спецкурсов и спецсеминаров; организация и руководство проблемными научными группами студентов; подготовка комплексных выпускных квалификационных работ и проектов.

Современное педагогическое образование в высшей школе предполагает изучение студентами большого количества различных предметов, каждый из которых имеет свою собственную знаковую систему информации, обусловленную соответствующей базовой наукой. Поскольку студенческий возраст достаточно сен-зитивен не только для получения новой информации, но и для развития интеллектуальных функций, когнитивные технологии могут быть весьма продуктивны.

Психолого-педагогические дисциплины имеют особенное содержание, усвоение и переработка которого способствует становлению личности профессионала, и развитию его интеллектуального потенциала. К ведущим интеллектуальным

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп

функциям мы относим пять дихотомических пар: анализирование -синтезирование, конкретизирование - абстрагирование, сравнение - сопоставление, кодирование - декодирование, обобщение - классифицирование (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, В.В. Давыдов, Л.Б. Ительсон и др.). Данные функции рассматривались также как мыслительные приемы, которые формируются в процессе развития личности; необходимые составные части всякого мышления; необходимое орудие мышления; стержневое условие всякого мышления (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.). Относительно высокий уровень и гармоничное развитие всех этих функций обеспечивает возможность быстрого и глубокого постижения человеком сущности явлений окружающего мира, в том числе явлений педагогической действительности и своего собственного профессионального опыта. Эти функции формируются и совершенствуются в процессе изучения студентами многих психолого-педагогических дисциплин в том случае, если они разработаны с учетом ведущих принципов развивающего обучения. Поскольку функциональная асимметрия головного мозга человека не является абсолютной по отношению к определенным функциям, гармоничное развитие последних способствует формированию смешанного стиля восприятия и переработки информации. В педагогической деятельности учителя целесообразно использовать смешанный стиль, что в целом соответствует и принципам обучения, в частности, принципу наглядности, в основе которого - опора на полисенсорность восприятия.

Специфика когнитивных технологий заключается в сохранении определенного баланса между развитием различных интеллектуальных функций. Одним из недостатков использования когнитивных технологий обучения в вузовской системе является зацикленность на определенных интеллектуальных операциях, таких как сравнение, анализ, обобщение. Значительно реже задания направлены на синтез, классификацию, абстрагирование. В результате будущие специалисты привыкают мыслить, неосознанно опираясь на одни и те же интеллектуальные функции, что приводит к образованию собственных мыслительных шаблонов действий (мыслительных стереотипов). Задания для самостоятельной работы и контрольные вопросы по темам должны создавать возможности развития интеллектуальных функций студентов, которые в совокупности корректируют когнитивные искажения при уяснении сущности педагогических явлений и собственной профессиональной деятельности специалиста. В целом, когнитивные технологии являются в определенном смысле опережающими по отношению к активно-деятельностным и гуманистическим, хотя в ряде случаев они реализуются параллельно. Мы выделяем комплекс следующих когнитивных технологий в системе высшего педагогического образования: технологии разработки ведущих концептуальных блоков информации при подготовке содержания психолого-педагогических курсов; технологии методологического и методического обеспечения самостоятельной работы студентов при психолого-педагогической подготовке; технологии обучения студентов научно-исследовательской работе психолого-педагогического характера по решению актуальных проблем педагогической практики; технологии подготовки студентов к диагностике и самодиагностике качества и эффективности педагогической деятельности в условиях школьной практики; технологии подготовки и применения педагогических программных средств. Обеспечение интегративного взаимодейст-

вия психологии и педагогики как наук и другими дисциплинами и областями знаний (с помощью установления функциональных, структурных, содержательных, процессуальных и иных типов связей) в процессе диагностики, анализа, построения и разработки когнитивных технологий - важное условие эффективности профессиональной педагогической деятельности учителя.

Активно-деятельностные технологии обеспечивают реализацию содержания образования в процессе психолого-педагогической подготовки студентов, при этом приоритет отдается формированию и совершенствованию профессиональных способностей, умений и навыков в реальных условиях практики. Эти технологии ориентированы на выстраивание такой позиции будущего профессионала, которая позволяет осуществлять общественно и личностно значимое преобразование информационной среды на основе осваиваемого социально-педагогического опыта, что проявляется в собственной творческой деятельности, волевом поведении и профессиональном общении. Разработка таких технологий отталкивается от содержания практики, которая в Федеральном законе «Об образовании в РФ» трактуется как вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью [10, ст. 2].

Исходя из специфики теоретической профессиональной подготовки студентов в вузе, а также потенциальных возможностей педагогической (производственной) практики в системе высшего педагогического образования, мы выделяем следующие активно-деятельностные образовательные технологии: технологии формирования позитивных установок на процесс профессионально-педагогической подготовки в системе высшего педагогического образования; технологии формирования профессионально-педагогической субъектной позиции при анализе педагогических феноменов действительности; технологии формирования аниматорских профессионально-педагогических умений и навыков; технологии формирования умений и навыков учителя взаимодействовать с субъектами различных воспитательных и образовательных учреждений, умений ориентироваться в современном образовательном пространстве социума; технологии гармонизации общепедагогических умений и навыков будущего учителя в профессиональной деятельности в процессе педагогической практики.

Общая оценка разработки и апробации данных технологий в процессе психолого-педагогической подготовки студентов Института физико-математического и информационно-экономического образования Новосибирского государственного педагогического университета позволила определить следующие условия эффективности их применения:

- трансформация активно-деятельностных технологий при смене видов педагогических практик на каждом курсе и изменении приоритетов общепедагогических видов деятельности;

- реализация акмеологического подхода в активно-деятельностных технологиях, ориентирующего на профессиональную самоактуализацию в каждом виде педагогической деятельности;

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп

- гармонизация общепедагогических видов деятельности индивидуально-личностной системы профессиональной работы студента на заключительном этапе профессиональной подготовки;

- актуализация психолого-педагогической проблемы в ходе собственной педагогической деятельности и поиск ее решения на основе когнитивных технологий;

- учет возрастной, дифференцированной, личностной и индивидуальной специфики при реализации компетентностного подхода и активно-деятельностных технологий в системе высшего педагогического образования.

Гуманистические технологии наиболее сложны в реализации, поскольку отвечают за воспитательный компонент профессиональной подготовки, в котором, как отмечает Т.А. Ромм, относительно поверхностно определена воспитательная компетенция (согласно новым стандартам ФГОС ВПО) [8]. Они направлены на становление и совершенствование личности, причем приемы, формы и методы педагогического взаимодействия аналогичны тем, которые практикуются в психотерапии: драматизация, групповая дискуссия, работа в малых группах, тренинг, участие в индивидуальных и групповых проектах. В процессе реализации данных технологий актуализируются эмоциональная сфера личности и личностная значимость психолого-педагогической информации; восполняется недостаток социального знания субъекта деятельности о самом себе; осознаются личностно-профессиональные проблемы; инициируются собственные возможности будущего специалиста. Ранее данные технологии обозначались нами как гуманистические и психотерапевтические (учитывая важность их педагогической фасилитации) [2], что было необходимо до этапа развития и распространения современных теорий инклюзивного образования, включивших в себя исследования психотерапевтических технологий.

Психотерапевтическая направленность любой учебной процедуры ориентирует на оказание помощи при преодолении трудностей обучающимися. Так как профессиональное развитие - сложный гетерохронный процесс достижений и спадов, будущий профессионал учится преодолевать трудные ситуации, опираясь на свои возможности. Гуманистические технологии подготавливают человека к переменам, к нестандартным ситуациям и способствуют открытости человека новому социальному опыту.

Современные психолого-педагогические исследования относят тренинговые технологии к гуманистическим технологиям [4; 5], реализация тренинговых программ определяется множеством факторов, в том числе: разнообразием упражнений и заданий; возможностью применения при изучении различных психолого-педагогических курсов, например, «Педагогическая коммуникация», «Психолого-педагогический практикум», «Социальная психология»; личностно-социальной рефлексией; позитивным единством социальной и личностной направленности. Такие технологии «работают» на формирование относительно устойчивых позитивных отношений студента к себе, другим субъектам образовательной ситуации; готовят его к трудностям педагогической профессии и развивают толерантность по отношению к профессиональным успехам и неудачам. Заметим, что толерантность по отношению к собственным профессиональным достижениям не менее важна, нежели толерантность по отношению к неудачам, при ее

отсутствии могут проявляться чрезмерные профессиональные амбиции - барьер для восприятия достижений других субъектов образовательного процесса. То есть, тренинговые технологии играют важную роль в смыслообразовании педагогической деятельности и становлении нравственности специалиста. В связи с этим мы выделяем следующие тренинговые технологии: эффективности профессионального общения; личностно-профессионального развития; профилактики лично-стно-профессиональной деформации в процессе профессиональной жизнедеятельности.

Перечислим психолого-педагогические условия эффективной реализации гуманистических технологий.

Во-первых, использование технологий в контексте изучения определенных психолого-педагогических курсов на основе актуализации какой-либо конкретной для каждого студента профессионально-личностной проблемы, обусловливающей личностный смысл подготовки, а также возможность использования опыта решения проблемы в иных - непрофессиональных - аспектах жизнедеятельности.

Во-вторых, изменение социальной позиции и стиля работы преподавателя вуза при использовании технологии в зависимости от цели занятия и этапа профессионально-личностного развития студентов.

В-третьих, учет двойственного характера реализации технологии, проявляющийся в том, что, с одной стороны, она реализуется преподавателем вуза по отношению к студентам и обеспечивает готовность к решению проблемы; а с другой стороны, студенты, усвоив данный технологический подход на уровне обучения, научения и интериоризации, могут использовать его в собственной педагогической деятельности при работе с учащимися.

В-четвертых, учет того, что гуманистические технологии относятся к гибким образовательным структурам и создают дополнительные возможности в психолого-педагогической подготовке учителя (но не эффективны при изучении фундаментальных теорий).

В-пятых, направленность данных технологий на развитие эмоциональной сферы личности студента; на приобретение нового опыта эмоционально-ценностного отношения к себе, другим субъектам, опыта решения проблем в нестандартных профессиональных ситуациях; на формирование профессиональной толерантности и интернальной ответственности как важных качеств личности профессионально-зрелого учителя.

В-шестых, единство диагностики и самодиагностики индивидуальных, личностных и субъектных качеств студента, достигаемое в процессе реализации тестовых методик симптоматического уровня и рефлексивных процессов студентов (с учетом амбивалентного подхода как модели комплексного акмеологического подхода).

Следовательно, реализация совокупности когнитивных, активно-деятельностных и гуманистических технологий представляет собой технологическую систему обучения студентов в условиях высшего образования. Современные государственные образовательные стандарты предусматривают широкий набор компетенций, которые необходимо формировать в процессе профессиональной подготовки студентов, а в зависимости от направления подготовки преподаватели

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп

вуза составляют перечни тех компетенций, которые должны быть освоены студентами при изучении той или иной дисциплины. Предложенный в данной работе подход позволяет системно формировать матрицы компетенций с учетом их постепенного усложнения в процессе профессиональной подготовки студента педагогического вуза. Таким образом, комплексность реализации современных технологий в системе профессиональной подготовки педагогов - ключевое основание отбора необходимых и востребованных на современном образовательном рынке профессиональных компетенций.

1. Алтыникова, Н.В., Герасев, А.Д. Стратегические приоритеты развития современного педагогического вуза (из опыта Новосибирского государственного педагогического университета) // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №5. - С. 26-31.

2. Андриенко, Е.В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя. - М. : Новосибирск : Изд. НГПУ, 2002. - 266с.

3. Андриенко, Е.В., Лепин, П.В. Разработка и реализация образовательных программ вуза в современных условиях // Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал. - М., 2010. № 8. С.50-56.

4. Боденко, Б. Н. Активизация в тренинге образовательной деятельности студентов. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 30с.

5. Боденко, Б.Н. Оценка воспитательной работы (на уровне ее представленности в вузе). - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 23с.

6. Мишатина, Н.Л., Цыбулько, И.П. Тексты, которые мы выбираем: в поисках идеального проекта методики ХХ1 в. // Педагогика. - 2013. - №9. - С.21-29.

7. Пасечник, В.В. Проблемы педагогической науки в условиях модернизации отечественного образования // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 2. - С. 25-28.

8. Ромм, Т.А. Стандартизация воспитания в высшем профессиональном педагогическом образовании // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №5. - С. 89-93.

9. Руссова, Н.Ю. Теоретические основы моделирования дидактического материала : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2000. - 41с.

10. Федеральный закон «Об образовании в РФ» // Российская газета. 2012. № 303.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.