7. Shekhirevа, N. A. (2016), The product-oriented teaching of writing. Guidelines for teachers and undergraduate English language students, Moscow.
Контактная информация: y.v.ryndina@utmn.ru
Статья поступила в редакцию 20.03.2019
УДК 378:159.947
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ КУРСАНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ МВД РОССИИ
Ксения Александровна Рямова, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский юридический институт МВД России, г. Екатеринбург,
Александр Семенович Розенфельд, доктор биологических наук, профессор,
Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург
Аннотация
Образовательная среда вузов МВД России это целостная система специально сконструированных педагогических условий и их компонентов, создающих предпосылки для эффективного формирования мотивационно-волевых качеств личности курсантов, остро востребованных в период их профессионального становления. Предполагается, что благодаря волевым качествам, сформированным образовательной средой вуза, курсант сможет осознано сделать свой этически верный выбор действий, среди многообразия социокультурных моделей поведения и избежать кризисных ситуаций на этапах личностного и профессионального становления. При этом профессиональное развитие курсанта становится базовым мотивом, побуждающим его к внутреннему (волевому) преодолению трудностей, возникающих при обучении в вузе.
Ключевые слова: курсант, студент, образовательная среда, мотивация, воля, профессиональное становление.
EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN FORMATION OF MOTIVATIONAL AND VOLITIONAL SPHERE OF CADETS ENROLLED IN THE LEGAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Kseniya Aleksandrovna Ryamova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural Legal institute of Russian Ministry of Internal Affairs, Yekaterinburg, Alexander Semenovich Rosenfeld, the doctor of biological sciences, professor, Ural State University of Means of Communication, Yekaterinburg
Annotation
The educational environment of the universities of the Ministry of internal Affairs of Russia is a complete system of the specially designed pedagogical conditions and their components, creating the prerequisites for the effective formation of the motivational and volitional qualities of the personality of the cadets, being in great demand during their professional development. It is assumed that due to the strong-willed qualities, formed by the educational environment of the University, the student will be able to consciously make his ethically correct choice of actions among the variety of the socio-cultural models of behavior and avoid crisis situations at the stages of the personal and professional development. In this case, the professional development of the cadet becomes the basic motive that encourages him to internal (strong-willed) overcoming of the difficulties, encountered in training at the University.
Keywords: cadet, student, educational environment, motivation, will, professional development.
Безопасность и защита граждан Российской федерации, их прав и интересов есть основная функция нашей государственной политики. В этой ситуации на полицию, как на орган правопорядка, возлагаются ключевые обязанности по защите прав и свобод наших граждан. Соответственно, перед юридическими вузами МВД России возникает задача по созданию эффективной образовательной среды, которая бы решала проблему подготовки специалистов высшей квалификации, обладающих глубокими профессиональными знаниями и умениями, а также моральными качествами, отвечающими требованиям общества.
Образовательную среду, по мнению В.А. Ясвина, следует понимать как целостную педагогическую систему воздействий и влияний на личность обучающегося по заданному проектному образцу, с целью формирования профессиональных и личностных важных качеств, необходимых для поступательного развития индивида. Ее реализация происходит в социокультурных и пространственно-временных рамках [5].
В качестве части социокультурного пространства образовательная среда вуза является той зоной, где происходит взаимодействие образовательных систем, субъектов образовательных процессов и образовательных программ.
Виды образовательных сред различны и многогранны. Несмотря на их многообразие, для них характерна целенаправленная педагогическая деятельность, направленная на воспитание, обучение, развитие, самореализацию и социализацию индивида.
Большинство исследователей (Е.Н. Степанов Н.Л. Селиванова Т.И. Ключенко и др.) дефиницию «образовательная среда» определяют как целостную, упорядоченную, многокомпонентную систему, интегрированную в образовательном учреждении и способную эффективно и целенаправленно обеспечить личностное и профессиональное развитие человека. В этой трактовке образовательная среда приобретает личностно значимый констант, определяющий уровень и степень влияния окружающей действительности на развитие обучающегося. Изучая среду Уральского юридического вуза МВД России, необходимо отметить, что для нее характерен строго обозначенный, педагогически сформированный процесс, обеспечивающий обучающимся жесткую регламентацию личностных взаимоотношений, соблюдения требований культуры быта, обучения и субординации.
Такая организация образовательной среды значительно отличается от гражданских вузов, в которых базовые «средовые» компоненты обычно прописаны ГОС ВО 3+ и Федеральным Законом об образовании. В вузах МВД «средовые компоненты» значительно расширены ввиду вступления в силу Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 N З-ФЗ (последняя редакция от 07.03.2018 г.), и приказа № 275 от 5 мая 2018 года «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел РФ» и Устава института. В этой связи процесс обучения курсантов сопряжен с выполнением обязанностей по обеспечению охраны порядка на территории вуза, соблюдением контрольно-пропускного режима, осуществлением караульной службы с последующим привлечением к выполнению оперативно-служебных задач при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Специфику образовательной среды вузов МВД России А.В. Паврозин определяет следующим образом: «... это особая комплексная учебно-воспитательная структура, со свойственными ей принципами и подходами, обеспечивающая всем участникам педагогического процесса формирование статусных и профессиональных компетенций» [4]. Следует упомянуть, что статусно-уставные и профессиональные требования создают определенные внутренние противоречия, формируя условия для развития профессиональных кризисов. Естественно, для успешного преодоления внутренних и внешних противоречий у курсантов должен быть сформирован не только высокий уровень мотивации, но и ряд свойств личности, обеспечивающих эффективность целевой подготовки к будущей профессиональной деятельности.
По данным ряда исследований (А.В. Паврозин, В.А. Иванников, А.В. Евсеев и др.), ни привлекательная внешность, ни физическое совершенство индивида, ни его высокий интеллект, так тесно не коррелируют с успешностью в профессиональной деятельности как сила воли.
Сила воли проявляется в «настойчивости», «самостоятельности», «решительности», «самообладании», «уверенности в себе», «дисциплинированности». Не зря в ФГОС ВО 3+ (специальность «правоохранительная деятельность») четко прописаны компетенции, которые обеспечат будущим выпускникам - способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях (ОК-6 и ПК-23). По данным А.В.
Бессоновой, вышеперечисленные компетенции, отражающие волевые свойства личности, эффективно развиваются в условиях специально сконструированной образовательной среды учебных заведений МВД РФ, посредством влияния на мотивационно-ценностную и эмоционально-волевую сферу обучающихся [1].
Таким образом, образовательную среду ВУЗа МВД мы понимаем как целостную систему, специально сконструированных педагогических условий и их компонентов, создающих предпосылки для формирования профессионально значимых компетенций, которые позволят курсантам эффективно выполнять свои профессиональные задачи в условиях чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств с преодолением страха перед опасностью и риском. Естественно, что эффективность деятельности полицейского во многом зависти от уровня сформированности его волевой сферы. И.М. Сеченов дефиницию «воля» охарактеризовал как проявление разума и морали человека при выполнении целенаправленных действий, требующих от него преодоления внешних и внутренних трудностей.
По мнению Е.П. Ильина, «воля» - это высший уровень регулирования человеком своего поведения в условиях обострившихся противоречий [2].
Функции «воли»: - побудительная (направлена на достижение цели); - тормозная (погашение излишней активности); - регулирующая (баланс психических процессов при преодолении противоречий); - развивающая (совершенствование психических процессов и поведения индивида). Учитывая специфику нашего исследования (вузы МВД РФ) мы дефиницию «воля» понимаем как - свойство человека осознанно управлять своими эмоциями и поступками, противостоять опасности, выдерживать большие эмоциональное и физическое нагрузки, свойственные профессиональной деятельности современного полицейского. Необходимо отметить, что интенсивность волевых усилий прямо пропорциональна трудностям, которые приходится преодолевать индивиду. Именно поэтому практической основой волевой подготовки курсантов юридического вуза МВД является приучение их к обязательному выполнению жесткой регламентации режима жизнедеятельности, стиля взаимоотношений и быта. В связи с чем, в занятиях широко используется соревновательный метод обучения, создающий атмосферу высокой конкуренции. Помимо этого, статусно-уставные и профессиональные требования создают дополнительные трудности, преодолевая которые у курсанта формируются предпосылки для поступательного развития своих волевых качеств. Предполагается, что благодаря волевым качествам, сформированным образовательной средой вуза, курсант сможет осознано сделать свой выбор действий, среди многообразия социокультурных моделей поведения. Считаем, что профессиональное развитие курсанта является тем необходимым мотивом, побуждающим его к внутреннему (волевому) преодолению трудностей, возникающих при обучении в вузе.
В своей книге «Бытие и сознание» С.Л. Рубинштейн определяет «волю» в философ-ско-психологическом понимании: - «... действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как к мотиву». Если цель и мотив в сознании субъекта совпадают, человек результативно управляет своими действиями [3]. Данное высказывание позволяет утверждать: . любая осмысленная деятельность человека опирается на его волю. Соответственно, волю можно рассматривать как способность человека к сознательной саморегуляции собственных действий. При этом, необходимо отметить, что за сформированность волевой сферы ответственны не только среда обитания (воспитание), но и наследственные факторы. Не зря при зачислении в юридические вузы МВД РФ абитуриент проходит психологическое тестирование, которое помимо специфических характеристик личности фиксирует и уровень развития его волевой сферы (психологическая устойчивость, самостоятельность, решительность, настойчивость).
Вышесказанное позволяет предположить, что образовательная среда юридического института МВД России с интегрированной в ее систему жесткой регламентацией обучения, личностных взаимоотношений и субординации, создает более благоприятные условия для поддержания и развития волевых качеств обучающихся, чем образовательная среда
гражданских вузов, в которых социокультурные отношения и связи не имеют четко обозначенных уставом правил.
Цель исследования: выяснить, будет ли образовательная среда юридического института МВД России более эффективна в формировании волевой и мотивационной сфере обучающихся, чем среда гражданского технического вуза, в котором социокультурные отношения и связи не имеют жестко обозначенных уставом правил.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
В исследованиях принимали участие две группы обучающихся: первая группа - курсанты «Уральского юридического института МВД России» (юноши - 1-3 год обучения, возраст 17-20 лет) в количестве 29 человек; вторая группа - студенты «Уральского государственного университета путей сообщения» (УрГУПС) - 21 человек (юноши первого и третьего года обучения, возраст 17-21 год).
Уровень развития «обобщенной силы воли» исследовали дважды (вначале второго и в конце шестого семестров) по методу Н.Н. Обозова. Уровень мотивации к образовательной деятельности оценивался в аналогичные сроки с помощью тест-опросника Т.Д. Дубо-вицкой.
ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Данные, приведенные в таблице, наглядно показывают, что на начальном этапе исследования «самооценка мотивации к образовательной деятельности» у курсантов, обучающихся в юридическом институте МВД России значительно выше, чем у студентов Ур-ГУПС. Такое разительное отличие, скорее всего, объясняется тем, что почти у 90% курсантов профессиональная деятельность их родителей связана со службой в правоохранительных органах. Естественно, что свой путь развития курсанты избрали осознанно, так как базовые профессиональные ценности у них начали формироваться в кругу семьи, еще задолго до поступления в вуз МВД. Чего нельзя сказать о студентах УрГУПС. В их среде, только 12% родителей работают в транспортной отрасли. А вот показатели, отражающие уровень «обобщенной силы воли» у курсантов и студентов находятся в зоне средних величин (достоверных различий не выявлено).
Таблица - Лонгитюдинальные исследования мотивационно-волевой сферы курсантов УрЮИ МВД России и студентов гражданского вуза УрГУПС (первого и третьего года обучения)___
Исследуемые параметры Констатирующий этап 2016г. Формирующий этап 2018
УрЮИ МВД РФ УрГУПС УрЮИ МВД РФ УрГУПС
1) Самооценка уровня «мотивации к образовательной деятельности» 18,2±1,4 12,1±2,2 17,9±2,9 7,4±2,5
Р <0,05 Р <0,05
2) Самооценка уровня «обобщенной силы воли» *19,7±2,4 | 16,5±2,0 *25,8±1,7 | 16,3±3,3
p>0,05 Р <0,05
Примечание:
1) Уровень мотивации к образовательной деятельности оценивался в условных единицах: 05 ед. - низкий уровень; 6-14 ед. - средний уровень; 15-20 ед. - высокий уровень.
2) Уровень «обобщённой силы воли» оценивался в условных единицах: 0-12 ед. - слабая сила воли; 13-21 ед. - средняя сила воли; 22-30 ед. - большая сила воли.
3) * - звездочка у значений «обобщенной силы воли» указывает достоверность различий этих величин.
Через два года учебы, мы видим несколько иную картину (таблица). Так у студентов УрГУПС (шестой семестр) мотивация к образовательной деятельности достоверно снизилась, при этом показатели «обобщенной силы воли» остались на уровне средних величин. Проблема снижения мотивации к образовательной деятельности, скорее всего, связана с процессом формирования кризиса «профессионального самоопределения», который чаще
всего развивается у студентов на третьем году обучения, что подтверждают работы Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, А.К. Марковой и др. В это же время у курсантов вуза МВД мотива-ционная компонента на образовательную деятельность остается на достаточно высоком уровне, а показатели «обобщенной силы воли» увеличиваются почти на 30%.
Вывод. Полученный результат позволяет нам с определённой степенью погрешности утверждать, что образовательная среда юридических вузов МВД России, с ее жесткой регламентацией культуры быта, обучения и субординации, создает более благоприятные педагогические условия для поддержания и развития мотивационно-волевой сферы курсантов, тем самым, содействуя им избежать кризисных ситуаций на этапах личностного и профессионального становления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бессонова, А.В. Образовательная среда как педагогическое условие развития профессионального самоопределения курсантов военных вузов / А.В. Бессонова // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. - 2018. - № 1 (2). - С. 1-6.
2. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с.
3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. -
720 с.
4. Паврозин, А.В. Профессиональная адаптация преподавателей-служащих Российской армии к педагогической деятельности в военном вузе : дис. ... канд. пед. наук / Паврозин А.В. - Ставрополь, 2003. - 199 с.
5. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. -М. : Смысл, 2001. - 365 с.
REFERENCES
1. Bessonova, A.V. (2018), "Educational environment as pedagogical condition of development of professional self-determination of cadets of military higher education institutions", Messenger of the St. Petersburg military of institute of troops of national guard, No. 1 (2), рр 1-6.
2. Ilyin E.P. (2002), Psychology of will, Peter, St. Petersburg.
3. Rubinstein S.L. (2009), Fundamentals of General psychology, Peter, St. Petersburg.
4. Pavrozin A.V. (2003), Professional adaptation of teachers-employees of the Russian army to pedagogical activity in military higher education institution, dissertation, Stavropol.
5. Yasvin, V.A. (2001), Educational environment: from modeling to design, Sense, Moscow.
Контактная информация: letchik45@bk.ru
Статья поступила в редакцию 26.03.2019
УДК 796.323.2:612
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ БАСКЕТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРИГИРУЮЩИХ
УПРАЖНЕНИЙ
Роман Владимирович Сафронов, старший преподаватель, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова,
Москва
Аннотация
Статья посвящена проверке эффективности внедрения в тренировочный процесс баскетболистов студенческой команды специального комплекса корригирующих упражнений для шеи и плечевого пояса, направленных на улучшение функционального состояния шейного и грудного отделов позвоночника, за счет чего повышаются резервы сердечно-сосудистой системы, о которых можно судить по параметрам центральной гемодинамики спортсменов. Всего предложено 6 упражнений для улучшения подвижности шейного отдела позвоночника и 7 упражнений для мышц