Научная статья на тему 'Профессиональные компетенции бакалавров пищевой индустрии в научно-исследовательской деятельности'

Профессиональные компетенции бакалавров пищевой индустрии в научно-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITIES / ПИЩЕВАЯ ИНДУСТРИЯ / FOOD INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спиридонова Марина Ивановна, Максимова Ирина Викторовна

В статье рассмотрен вопрос о профессиональных компетенциях, связанных с научно-исследовательской деятельностью бакалавров пищевой индустрии. Авторами представлена структура научно-исследовательской компетенции, а также показана связь составляющих научно-исследовательской компетенции в соответствии с компетенциями, определёнными ФГОС при подготовке бакалавров пищевой индустрии и обеспечивающими научно-исследовательскую деятельность. Компетентностный подход, являющийся основой реализации ФГОС, требует так организовать обучение, чтобы студенты на занятиях были не объектами, воспринимающими готовые знания, а исследователями, т.е. субъектами, самостоятельно ставящие вопросы и разрешающие возникающие противоречия. Проблема формирования профессиональных компетенций, связанных с научно-исследовательской деятельностью, является актуальной и до конца нерешённой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Спиридонова Марина Ивановна, Максимова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional competence of bachelors of food industry in research activities

The article deals with the issue of formation of professional competences related to research activities of bachelors of food industry. The authors present the structure of scientific and research competence, as well as the relationship between the components of scientific and research competence in accordance with the competencies defined by the GEF in the preparation of bachelors of the food industry and providing research activities. Competence approach, which is the basis for the implementation of GEF, requires so organize training to students in the classroom were not objects, perceiving ready-made knowledge, and researchers, ie, subjects, independently raise questions and resolve emerging contradictions. The problem of the formation of professional competencies related to research activities is relevant and unresolved.

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетенции бакалавров пищевой индустрии в научно-исследовательской деятельности»

электронный журнал,- 2017. № 4.// URL: https://e.zamdirobr.ru/article.aspx?aid=545615 (дата обращения: 29.03.18).

2. Зуева М.Л., Золотарева A.B. Региональный институт развития образования как ресурс учительского роста ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» [Электронный ресурс] // URL: http://cTaHflapTneflarora^/files/display/5_3yeBa_Mn.pdf (дата обращения: 29.03.18).

3. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: https://edu.crowdexpert.ru/concept_art и https://edu.crowdexpert.rU/files/attachments/42401/4.4. Кадровые npoöfleMbi.pdf (дата обращения: 29.03.18)

4. Модель национальной системы учительского роста (проект НСУР) и совершенствование Профессионального стандарта «Педагог» [Электронный ресурс] // URL: http://www.apkpro.ru/doc/TpeTbflK.pdf (дата обращения: 29.03.18)

5. Сергеев И. С., Кузнецова И. В., Никифоров Е. А. Профессиональные пробы в вопросах и ответах //Профессиональное образование. -2016. № 6. С.2-11.

6. Сокольникова Н.П. Педагогические условия подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников: дисс... канд. пед. наук.- Новокузнецк, 2006. - 263 с.

7. Съезд представителей ассоциаций учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры, 12 августа 2016 года [Электронный ресурс] // URL:https://ipk.kuz-edu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5884:-12-2016-&catid=236:2014-02-13-08-05-18 (дата обращения: 29.03.18)

8. Чернов С. Почему переносят профессиональные стандарты в общем образовании и что хотят в них поменять [Электронный ресурс] // Справочник заместителя директора школы: электронный журнал.- 2017. -№ 4. URL: https://e.zamdirobr.ru/article.aspx?aid=545606 (дата обращения: 29.03.18)

9. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Лернер П.С. и др. Содержание профессиональных проб и этапы их выполнения // Профессиональные пробы: технология и методика проведения. Методическое пособие для учителей 5-11 классов (под ред. С.Н. Чистяковой). М.: «Академия», ОАО «Московские учебники», 2011. С. 15-24.

10. Шалавина Т.П. Мир труда и профессий: Учебно-методическое пособие. Департ. образования и науки Администр., ОблИУУ. Кемерово.: [б.и.], 1995. 196 с.

Педагогика

УДК: 378.2

старший преподаватель Спиридонова Марина Ивановна

«Институт пищевых технологий и дизайна» - филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Максимова Ирина Викторовна

«Институт пищевых технологий и дизайна» - филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ В НАУЧНО-

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос о профессиональных компетенциях, связанных с научно-исследовательской деятельностью бакалавров пищевой индустрии. Авторами представлена структура научно-исследовательской компетенции, а также показана связь составляющих научно-исследовательской компетенции в соответствии с компетенциями, определёнными ФГОС при подготовке бакалавров пищевой индустрии и обеспечивающими научно-исследовательскую деятельность. Компетентностный подход, являющийся основой реализации ФГОС, требует так организовать обучение, чтобы студенты на занятиях были не объектами, воспринимающими готовые знания, а исследователями, т.е. субъектами, самостоятельно ставящие вопросы и разрешающие возникающие противоречия. Проблема формирования профессиональных компетенций, связанных с научно-исследовательской деятельностью, является актуальной и до конца нерешённой.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, компетентностный подход, профессионализм, научно-исследовательская деятельность, пищевая индустрия.

Annotation. The article deals with the issue of formation of professional competences related to research activities of bachelors of food industry. The authors present the structure of scientific and research competence, as well as the relationship between the components of scientific and research competence in accordance with the competencies defined by the GEF in the preparation of bachelors of the food industry and providing research activities. Competence approach, which is the basis for the implementation of GEF, requires so organize training to students in the classroom were not objects, perceiving ready-made knowledge, and researchers, ie, subjects, independently raise questions and resolve emerging contradictions. The problem of the formation of professional competencies related to research activities is relevant and unresolved.

Keywords: professional competence, competence approach, professionalism, research activities, food industry.

Введение. Система высшего образования постоянно требует развития и обновления. Это обусловлено модернизацией экономики, быстро меняющимися технологиями во всех отраслях промышленности, в том числе и пищевой. В связи с этим стандарты образования, требования к компетенциям будущих бакалавров пищевой индустрии постоянно обновляются.

Изложение основного материала статьи. ФГОС 3+ по направлению подготовки 19.03.04 «Технология продукции и организация общественного питания» определяет следующие виды профессиональной деятельности будущих специалистов в этой области:

S -производственно-технологическая;

S -организационно-управленческая;

-научно-исследовательская; -проектная; -маркетинговая [1].

При реализации программы бакалавриата выпускником изучаются различные циклы дисциплин, в том числе значительное время подготовки отводится изучению дисциплин естественнонаучного цикла, формирующих в большей степени научно-исследовательскую деятельность и связанные с ней задачи:

проведение исследований по выявлению возможных рисков в области качества и безопасности продукции, производства и условий, непосредственно влияющих на их возникновение;

-разработка документации по обеспечению качества и безопасности продукции производства на предприятии;

-анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по производству продукции питания;

-участие в выполнении эксперимента, проведение наблюдений и измерений, составление их описания и формулировка выводов;

-использование современных методов исследования и моделирования для повышения эффективности использования сырьевых ресурсов при производстве продукции питания;

-участие в разработке продукции питания с заданными функциональными свойствами, определенной биологической, пищевой и энергетической ценностью [1].

Выпускник по направлению подготовки «Технология продукции и организация общественного питания» должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК), чтобы решить эти задачи:

способен проводить исследования по заданной методике и анализировать результаты экспериментов

(ПК-24);

способен изучать и анализировать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по производству продуктов питания (ПК-25);

способен измерять и составлять описание проводимых экспериментов, подготавливать данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций; владеет статистическими методами и средствами обработки экспериментальных данных проведенных исследований (ПК-26). Компетенции, связанные с научно-исследовательской деятельностью, можно определить, как научно-исследовательские компетенции.

Для теоретического анализа проблемы формирования профессиональных компетенций, связанных с научно-исследовательской деятельностью, интерес представляют работы зарубежных ученых А. Маслоу, Дж. Сьюпера, Дж. Холланда.

Исследованием закономерностей и принципов профессионализма занимались Б. Г. Ананьев, Л. И. Белозерова, Л. С. Выготский, Н. В. Горнова, Г. И. Железовская, Э.Ф. Зеер, А. П. Зольникова, А. Н. Леонтьев, В. М. Мясищев, А. М. Павлова, С. Л. Рубинштейн и другие.

Большое влияние на проектирование теории формирования научно-исследовательских компетенций оказали работы А. А. Бодалева, Л. И. Божович, А. А. Деркача, Ю.М. Забродина, Е. А. Климова, И. С. Кон, Т. В. Кудрявцева, С. П. Кряже, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Ю. П. Поваренкова, Н. С. Пряжникова, С. Н. Чистяковой. Все эти ученые отмечают, что процесс профессионального развития личности многоаспектный, многоплановый и представляет чрезвычайно сложное явление.

В современных диссертационных исследованиях рассматривается формирование научно-исследовательских компетенций у педагогов профессионального обучения с использованием кейс-методов (Г. М. Гаджикурбанова), у будущих педагогов-математиков (А. Ю. Скорнякова), у учащихся школ на уроках математики (С. Н. Скарбич), у студентов-физиков в рамках лабораторного практикума по курсу общей физики (О. В. Федина), у студентов-химиков (Бу Хунг), будущих педагогов.

Анализ литературы и образовательной практики показывает недостаточную изученность проблемы формирования научно-исследовательских компетенций студентов технического вуза пищевой направленности, отсутствие практического аспекта в решении данной проблемы.

Компетентностный подход, являющийся основой реализации ФГОС, требует так организовать обучение, чтобы студенты на занятиях были не объектами, воспринимающими готовые знания, а исследователями, т.е. субъектами, самостоятельно ставящие вопросы и разрешающие возникающие противоречия [2]. Поэтому проблема формирования профессиональных компетенций, связанных с научно-исследовательской деятельностью, является актуальной и до конца нерешённой [3].

Формирование научно-исследовательских компетенций при подготовке бакалавров пищевой индустрии осуществляется как во время аудиторной так и внеаудиторной работе [4]. Обучающийся изучает специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний, участвует в проведении научных исследований или выполнении технических разработок, осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме или заданию, принимает участие в производстве опытных образцов проектируемых изделий, составляет отчеты по теме или заданию, выступает с докладом на конференции.

Под научно-исследовательскими компетенциями мы понимаем [5] освоенные студентом способы выполнения умственных и практических действий, соответствующих научно-исследовательской деятельности и подчиняющихся логике научного исследования с целью получения новой информации из внешнего окружения. Научно-исследовательские компетенции будущих бакалавров пищевой индустрии можно определить, как способность к профессиональной деятельности, что обеспечивает, с одной стороны, выработку новых способов взаимодействия его с техническими средствами в производственной деятельности, с другой стороны, профессиональная деятельность характеризуется инновационным характером посредством привлечения необходимых ресурсов и внедрения инновационных технологий [6].

Нами предложена классификация составляющих научно-исследовательской компетенции, направленных на будущую профессиональную деятельность бакалавров, выделены и раскрыты компоненты научно-исследовательской компетенции (НИК), формируемые у студентов в рамках теоретических, лабораторных занятий и научно-исследовательской работы.

Научно-исследовательская компетенция - это совокупность знаний в определенной области о научной картине мира (когнитивный компонент), наличие умения ставить цель и задачи для её достижения, планирование, сбор информации и анализ по отношению к объекту (технологический компонент), овладение

приёмами деятельности, необходимыми для достижения поставленной цели и решения задач, воля к успеху, способность применять знания и умения в меняющихся условиях (мотивационно-личностный компонент), то есть это совокупность многих компетенций, выделенных нами в структуре научно-исследовательской компетенции, овладев которой студент может решать многие технологические ситуации с расширяющимся ассортиментом продукции в условиях модернизации пищевого производства. Раскрывая сущность понятия «научно-исследовательская компетенция», мы выявили ее структурные составляющие и определили их содержание, исходя из требований ФГОС по направлению подготовки «Технология продукции и организация общественного питания» [7].

Таким образом, нами было выделено три основных компонента научно-исследовательской компетенции (НИК): мотивационно-личностный, когнитивный и технологический. В таблице 1 представлены научно-исследовательские компетенции по трём структурным компонентам в соответствии с компетенциями, определёнными ФГОС при подготовке бакалавров пищевой индустрии и обеспечивающие научно-исследовательскую деятельность.

Таблица 1

Соответствие научно-исследовательских компетенций ФГОС в рамках проводимого исследования

Компетенции, связанные с научно- исследовательской деятельностью (ФГОС 3+) Компоненты научно-исследовательской компетенции

Когнитивный 1 Технологический 2 Мотивационно-личностный, рефлексивный 3

Умеет проводить исследования по заданной методике и анализировать результаты экспериментов (ПК-24). Изучает методики проведения эксперимента (НИК 1.1) Умеет проводить исследование по методике (НИК 2.1). Проводит анализ полученных экспериментальных данных (НИК 3.1)

Способен изучать и анализировать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по производству продуктов питания (ПК-25). Систематизирует и интегрирует знания в профессиональной деятельности (НИК 1.2). Изучает приёмы работы с научной информацией, статические методы и средства обработки экспериментальных данных (НИК 1.3) Применяет на практике в исследовательской деятельности отечественный и зарубежный опыт по производству продуктов питания (НИК 2.2) Проводит анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта производства продуктов питания (НИК 3.2) Знает языки для изучения зарубежного опыта (НИК 3.3)

Способен измерять и составлять описание проводимых экспериментов, подготавливать данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;владеет статистическими методами и средствами обработки эксперименталь-ных данных проведённых исследований (ПК-26). Знает лабораторное оборудование, используемое для проведения экспериментов (НИК 1.4) Измеряет и составляет описание проводимых экспериментов (НИК 2.3) Умеет представлять полученные данные на научно-практических конференциях, защите диплома (НИК 2.4) Умеет работать в команде, проявляет коммуникатив-ность (НИК 3.4)

Способен разрабатывать мероприятия по совершенствова-нию технологических процессов производства продукции питания различного назначения (ОПК-2). Знает и умеет разрабатывать методики проведения экспериментов (НИК 1.5). Умеет осуществлять вновь разработанные технологические процессы (НИК 2.5) Профессиональ-ный и личностный рост (НИК 3.5)

Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7). Знает основы философии психологии научного познания (НИК 1.6) Владеет самоорганизацией, умеет планировать свою деятельность (НИК 2.6) Самосовершенствуется: избегает неудачи, стремится к успеху, к новому знанию (НИК 3.6)

Когнитивный компонент (НИК 1.1 - НИК 1.6) характеризует владение системой фундаментальных знаний, современных научных методов познания, методов работы с информацией при осуществлении научно-исследовательской деятельности.

Технологический компонент (НИК 2.1- НИК 2.6) предполагает владение навыками организации последовательных шагов выполнения научно-исследовательских экспериментальных действий и их

оптимальный характер, это методы регистрации, обработки и анализа результатов научно-исследовательской деятельности с применением современных технологий и оборудования.

Мотивационно-личностный, рефлексивный компонент (НИК 3.1 - НИК 3.6) включает осознание студентом своих творческих потребностей, а также способность к адекватному восприятию неудач; эмоциональному проявлению отношения к успеху; переключению внимания на новые пути достижения поставленных целей; желание саморазвития, стремление работать в группе на высоком профессиональном уровне.

Выводы. Таким образом, предложенная нами классификация профессиональных компетенций бакалавров пищевой индустрии по научно-исследовательской деятельности, в соответствии с выделенными компонентами: когнитивным, технологическим, мотивационно-личностным, рефлексивным, - поможет в дальнейшем исследовании разработать систему оценки уровня сформированное™ научно-исследовательских компетенций выпускников при изучении дисциплин естественнонаучного цикла.

Литература:

1. ФГОС ВО по направлениям подготовки бакалавриата / Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.rU/fgosvo/92/91/4, свободный (Дата обращения 20.11.2015 г.).

2. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов.

B.В. Сериков // Педагогика. 2003. - № 10. - С. 8-14.

3. Жадаев, А.Ю. К вопросу о формировании профессиональной мотивации у студентов пищевой индустрии в условиях непрерывного образования / А.Ю. Жадаев, И.В. Максимова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 4-2. - С. 333-338.

4. Спиридонова, М. И. Модульно-компетентностный метод обучения при подготовке бакалавров пищевой индустрии / М.И. Спиридонова // Историческая и социально-образовательная мысль, Краснодар. -2015. - № 3. - С. 182-185.

5. Спиридонова, М. И. Педагогические подходы и принципы подготовки бакалавров пищевой индустрии к формированию научно-исследовательских компетенций. / М.И. Спиридонова / "Современные наукоёмкие технологии". - 2016. - № 5-3 600-604.

6. Спиридонова, М. И. Модель формирования исследовательских компетенций бакалавров пищевой индустрии. / М.И. Спиридонова / Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 4-1 117-121.

7. Спиридонова М.И, Жадаев А.Ю., Максимова И.В. Формирование общепрофессиональных компетенций у бакалавров пищевой индустрии при изучении химических дисциплин. / М.И. Спиридонова, А.Ю. Жадаев, И.В. Максимова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №4(17).

C. 237-240.

Педагогика

УДК 37.013.46

магистр гуманитарных наук, преподаватель Старкова Алёна Вячеславовна

Северо-Казахстанский государственный университет имени М. Козыбаева (г. Петропавловск)

МЕТОДИКА «ЗЕРКАЛО» В СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО ПЕДАГОГИКЕ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, проблемы и принципы сравнительных исследований в педагогике. Обоснованы особенности методики «зеркало», используемой в сравнительно-педагогических исследованиях. Автор предлагает способы работы с методикой «зеркало», приводит примеры научных исследований с использованием данной методики. Обозначены основные характеристики образовательных систем России и Казахстана, указаны основания для проведения сравнительного анализа изменений образовательных систем с помощью методики «зеркало».

Ключевые слова: методика «зеркало», бинарный анализ, сравнительно-педагогическое исследование, изменения, системы образования, Республика Казахстан, Российская Федерация.

Annotation. The technique "mirror" of comparative pedagogical research is considered in the article. Questions, problems and principles of comparative studies in pedagogy are briefly described, definitions are given, and options for working with the "mirror" technique, examples of scientific research using this technique are shown. Some characteristics of Russia and Kazakhstan are presented and justifications for conducting a comparative analysis of the changes in educational systems with the help of the "mirror" technique are given.

Keywords: "mirror" technique, binary analysis, comparative pedagogical research, changes, education systems, Republic of Kazakhstan, Russian Federation.

Введение. Потребность в сравнительных исследованиях вызвана формированием единого образовательного пространства, появление которого обусловлено следующими процессами: формирование и становление информационного общества, глобализации, интеграции, регионализации и др.

В период интенсивной модернизации и реформации образования значимость сравнительно-педагогических исследований существенно возрастает. Следовательно, именно в такой период чрезвычайно ценным является выявление лучшего опыта и лучших практик. Для поиска и выявления лучшего необходимо прибегнуть к процессу сравнения. Как любой научный процесс сравнение в педагогике имеет свои особенности и методики. Цель данного теоретического исследования рассмотреть методику «зеркало» в рамках бинарного исследования, изучить исторические и теоретические предпосылки возникновения и развития данного метода, его применения в других сравнительных исследованиях по педагогике, а также оценить его применимость для проведения бинарного анализа изменений вузовской подготовки педагогов в России и Казахстана.

Формулировка цели статьи. С точки зрения философии, сравнение - это общая установка познания. Сравнивая, обнаруживается общее и различное в фактах, явления, содержании и т.д. [1]. Здесь возникает первая проблема - «проблема сравнимости», т.е. возникает вопрос: «сравнимы ли объекты?». Этим вопросом задавался Вульфсон Б.Л.: какие должны быть критерии отбора стран для проведения бинарного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.