Научная статья на тему 'Формирование личностно-профессиональных качеств у студентов в процессе обучения аналитической химии'

Формирование личностно-профессиональных качеств у студентов в процессе обучения аналитической химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENSES / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / СТУДЕНТЫ ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ / STUDENTS OF INDUSTRY OF FEED / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ / ANALYTICAL CHEMISTRY / PERSONALITY-PROFESSIONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жадаев Артем Юрьевич

В статье актуализируется проблема формирования личностно-профессиональных качеств у студентов пищевой индустрии при обучении химическим дисциплинам на примере изучения аналитической химии. При выполнении практико-ориентированных лабораторных работ в процессе изучения данной учебной дисциплины у студентов происходит формирование и последующее развитие приведенных в настоящем исследовании личностно-профессиональных качеств человека, которые пригодятся компетентному специалисту не только в своей будущей профессии, а также и в повседневной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жадаев Артем Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PERSONAL-PROFESSIONAL QUALITY IN STUDENTS IN THE PROCESS OF TRAINING ANALYTICAL CHEMISTRY

The article actualizes the problem of the formation of personal and professional qualities in the students of the food industry when teaching chemical disciplines on the example of studying analytical chemistry. When performing practical-oriented laboratory work in the process of studying this academic discipline, the students develop and further develop the personal and professional qualities of a person that are suitable for a competent specialist not only in their future profession but also in everyday life.

Текст научной работы на тему «Формирование личностно-профессиональных качеств у студентов в процессе обучения аналитической химии»

смысле управление экспектациями предполагает перевод студента из позиции «пользователя» в позицию «субъекта», и может рассматриваться как условие реализации принципа субъектности.

Профессиональные ожидания наполнены ценностным содержанием, которое придает ей смысл. Таким образом, экспектации студентов становятся реальным компонентом педагогического процесса, так как они проявляются не только в субъективных представлениях, но и в поведении, являясь результатом осознаваемой и неосознаваемой установки и в значительной мере оказывают влияние на эффективность управления качеством подготовки студентов в педагогическом вузе.

Управление экспектациями студентов позволяет рассматривать процесс педагогического управления качеством подготовки как процесс активизации и поддержки профессионального саморазвития студентов, организации самоуправляемой учебной деятельности, что предполагает активную включенность самих студентов в процесс обучения, делегирование им ряда полномочий, разделение прав, инициативы, ответственности между педагогом и обучающимся.

Литература:

1. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие [Текст] / В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.

2. Петровский, А.В. Основы теоретической психологии: Учебное пособие [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М., 1998. - 528 с.

3. Реан, А.А Практическая психодиагностика личности: Учебное пособие [Текст] / А.А. Реан.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001.- 224 с.

4. Тышковский, А.В. Социально-психологические основы формирования и реализации ожиданий в профессиональном выборе и карьере: Дис. ... д-ра психол. наук [Текст] / А. В. Тышковский. - Москва, 1999. - 481 с.

Педагогика

УДК: 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Жадаев Артем Юрьевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский

Нижегородский государственный университет имени Н. И.Лобачевского» (г. Нижний Новгород), Институт пищевых технологий и дизайна (филиал) Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Аннотация. В статье актуализируется проблема формирования личностно-профессиональных качеств у студентов пищевой индустрии при обучении химическим дисциплинам на примере изучения аналитической химии. При выполнении практико-ориентированных лабораторных работ в процессе изучения данной учебной дисциплины у студентов происходит формирование и последующее развитие приведенных в настоящем исследовании личностно-профессиональных качеств человека, которые пригодятся компетентному специалисту не только в своей будущей профессии, а также и в повседневной жизни.

Ключевые слова: личностно-профессиональные качества, профессиональные компетенции, личностно-ориентированный подход, студенты индустрии питания, аналитическая химия.

Annotation. The article actualizes the problem of the formation of personal and professional qualities in the students of the food industry when teaching chemical disciplines on the example of studying analytical chemistry. When performing practical-oriented laboratory work in the process of studying this academic discipline, the students develop and further develop the personal and professional qualities of a person that are suitable for a competent specialist not only in their future profession but also in everyday life.

Keywords: personality-professional qualities, professional competenses, personality-oriented approach, students of industry of feed, analytical chemistry.

Введение. На современном этапе общественного развития, в связи с социально-экономическими изменениями, происходящими в стране, встает необходимость подготовки компетентных специалистов в различных сферах деятельности, в том числе и в индустрии питания, способных к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию, творчеству, профессиональному росту на протяжении всей своей жизни. Все это в свою очередь, требует развития таких личностно-профессиональных качеств человека, как коммуникабельность и сотрудничество, инновационность и креативность, лидерство и ответственность, целеустремленность и др. в зависимости от специфики выбранной профессии. Парадигма высшего образования в современных условиях подразумевает совокупность методологических установок, где главной ценностью выступает личность, ее нравственная позиция, культурность, профессиональная компетентность. Поэтому проблема формирования личностных и профессиональных качеств у студентов высших учебных заведений представляет особую актуальность для современной системы отечественного образования.

Основные направления реформирования профессионального образования в России закреплено в законе Российской Федерации «Об образовании» (от 29.12.2012), Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г., а так же нашло отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) третьего поколения, на основе которых формируются общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные компетенции (ПК) [1, 7, 14].

Изложение основного материала статьи. Теоретико-методологической основой исследования являются теоретические положения о формировании личностных и профессиональных качеств студента в процессе вузовской подготовки (С. Я. Батышев, В. Ф. Взятышев, В. Г. Зазыкин, Е. А. Климов, О. М. Краснорядцева, А. К. Маркова, М. Теде, В. Н. Турченко, И. Д. Чечель, В. Е. Шукшинов и др.);

методология компетентностного подхода в образовании (В. А. Болотов, И.А. Зимняя, О.В. Акулова, Ю.Ю. Гавронская, Е.С. Заир-Бек, В.А. Козырев, С.А. Писарева, Н.Ф. Радионова, В.Ю. Сморгунова, А.П. Тряпицына и др.); идеи личностно-ориентированного подхода в обучении (Е.В. Бондаревская, М.А. Викулина, E.H. Дмитриева, В.В. Сериков, Г.С. Трофимова, И.С. Якиманская, М.Г. Яновская и др.) [2, 3, 4, 9, 10].

Обзор литературных источников позволил сделать вывод о недостаточной разработанности выбранной темы исследования, поскольку встречаются единичные работы по формированию личностно-профессиональных качеств у бакалавров посредством изучения естественнонаучных дисциплин, не подкрепленные соответствующими методическими рекомендациями.

Формирование необходимых будущим специалистам пищевой индустрии личностно-профессиональных качеств обеспечивается изучаемыми бакалаврами учебными дисциплинами, в том числе курсом «Аналитическая химия». Данная дисциплина характеризуется фундаментальным содержанием и четкой прикладной направленностью. В ее освоении основополагающую роль играет лабораторный практикум, на котором студенты учатся проводить качественный и количественный химический анализ, а также знакомятся с различными физико-химическими методами проведения анализа. Выполнение лабораторных работ осуществляется на лабораторном оборудовании подгруппой в 2-3 человека в зависимости от количества студентов в группе и числа лабораторных установок [11]. В ходе проведения качественного анализа студенты изучают реакции катионов и анионов с использованием кислотно-основной системы титрования, которая является наиболее безопасной для проведения исследований в учебной химической лаборатории. При количественном анализе студенты используют гравиметрический и объёмный методы анализа, выполняя такие лабораторные работы, как «Взвешивание на аналитических весах», «Определение концентрации соляной кислоты», «Определение количества щелочи гидроксида натрия в исследуемом растворе», «Определение влажности и кислотности пищевых продуктов», «Определение временной и общей жёсткости воды» и др. При выполнении лабораторных работ по физико-химическим методам анализа обучающиеся исследуют различные продовольственные продукты питания с использованием специально подобранного оборудования для проведения рефрактометрического, спектрофотометрического и хроматографического анализа. Выполнение предложенных лабораторных работ предполагает формирование у студентов таких личностно-профессиональных качеств, как ответственность, дисциплинированность, вежливость и тактичность, стрессоустойчивость, умение работать в команде, стремление к обучению в течение всей жизни, умение принимать определенные решения, в том числе в нестандартных ситуациях, что, безусловно, пригодится специалистам пищевой индустрии в своей будущей профессии. В дальнейшем перечисленные личностно-профессиональные качества студентов развиваются, дополняются при изучении профессиональных модулей: «Структурно-механические характеристики пищевых продуктов», «Контроль качества пищевых продуктов», «Физико-химические основы технологических процессов пищевой промышленности», «Новые продукты питания» и др., в результате чего происходит более осознанное «погружение» в выбранную профессию.

На лекционных занятиях особое внимание преподавателем уделяется тем прикладным вопросам учебного курса, которые наиболее значимы для формирования, обозначенных выше, личностно-профессиональных качеств специалистов сферы обслуживания, например использование качественного и количественного анализа по выявлению фальсификации продовольственных продуктов питания (молоко, сливочное масло, фруктовые соки и т.д).

В таблице 1 представлены профессиональные компетенции, которыми должен овладеть бакалавр пищевой индустрии в результате изучения «Аналитическая химия», а также модули данной дисциплины, где прослеживается взаимосвязь между содержанием этих модулей и профессиональными компетенциями, связанными с будущей профессиональной деятельностью.

Таблица 1

Модули дисциплины «Аналитическая химия» и профессиональные компетенции

Профессиональные компетенции (ПК) Модули дисциплины «Аналитическая химия», формирующие ПК

ПК-24 - способность проводить исследования по заданной методике и анализировать результаты экспериментов Модуль 1. Химический качественный анализ Модуль 2. Химический количественный анализ

ПК-26 - способность измерять и составлять описание проводимых экспериментов, подготавливать данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций; владением статистическими методами и средствами обработки экспериментальных данных проведенных исследований Модуль 3. Физико-химические методы исследования Модуль 4. Аналитико-химическая метрология

В основу нашего исследования положен личностно-ориентированный подход, который ставит во главу угла личность обучаемого, его реализацию в профессиональной деятельности, формирование профессионально значимых личностных качеств на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории изучения учебного материала отдельно для каждого обучающегося [12]. При работе со студентами возникает множество затруднений, поскольку многие из них окончательно не решили, кем они хотели бы стать и одним из главных мотивов обучения для них является получение диплома о высшем образовании (65%) при формальном усвоении знаний, а не стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать личностно-профессиональные качества [6, 8, 13]. Поэтому одной из приоритетных задач преподавателя, в первую очередь при обучении студентов-первокурсников, сводится к созданию ситуации успеха на учебном занятии с целью развития профессиональной мотивации к выбранному профилю и направлению подготовки и более быстрому «погружению» в свою будущую профессиональную деятельность. Все это достигается путем планомерной работы преподавателя со студентами в форме сотрудничества при выполнении лабораторных работ научно-исследовательской направленности.

Нужно отметить, что привлечение студентов с первого курса к активной учебной и научной деятельности создает положительные предпосылки формирования и развития профессиональной мотивации к освоению своей будущей профессии [5].

В сентябре - декабре 2017 г. автором данной статьи было проведено педагогическое исследование целью которого явилось выявление сформированности личностно-профессиональных качеств у бакалавров 2 курса очного отделения ИПТД - филиала ГБОУ ВО НГИЭУ, обучающихся по профилю подготовки «Технология организации ресторанного дела», направлению подготовки 19.03.04 «Технология продукции и организация общественного питания» в процессе изучения аналитической химии. Для этого были проанализированы результаты анкетирования студентов на начальном и итоговом этапах нашего исследования. Ответы на вопросы анкеты - в форме «да», «нет». Общее количество респондентов составило 58 человек. Конечные результаты анкетирования по выявлению сформированности выбранных нами личностно-профессиональных качеств у студентов представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты анкетирования сформированности личностно-профессиональных качеств у бакалавров в процессе изучения аналитической химии

Вопросы Рост показателя

1. Ответственно подхожу к выполнению лабораторных работ 13%

2. Прилежно выполняю отчеты по лабораторным работам 7%

3. Вежлив по отношению к своим сверстникам при работе в группе 5%

4. Совершаю обдуманные, «взвешенные» поступки 7%

5. При общении с людьми создаю благоприятную психолого-эмоциональную атмосферу 12%

6. Легко приспосабливаюсь к изменяющимся условиям социума 16%

7. Испытываю потребность в постоянном самообразовании 23%

Всего опрошено 58 человек

При сравнении результатов анкетирования обучающихся на констатирующем и итоговом этапах исследования, представленных в таблице 2, было установлено, что фактически все анализируемые личностно-профессиональные качества студентов, такие как ответственность, дисциплинированность, вежливость и тактичность, стрессоустойчивость, умение работать в команде, способность к обучению в течение всей жизни, умение принимать определенные решения, в том числе в нестандартных ситуациях, в конце обучения аналитической химии возросли в среднем на 26,5%.

Кроме того, студенты в конце обучения аналитической химии стали совершать более обдуманные, «взвешанные» поступки, нежели в начале обучения (с 8% до 13%). Это говорит о том, что намечается положительная динамика в формировании и развитии такого личностно-профессионального качества обучающегося, как умение принимать определенные комплексные решения в различных жизненных ситуациях, что, безусловно, пригодится не только в своей будущей профессии, но также более «безболезненной» социальной адаптации человека в современных изменяющихся условиях социума.

В конце изучения аналитической химии студенты комфортнее и увереннее чувствуют себя на аудиторных занятиях, они успешнее преодолевают различные, в том числе и учебные трудности, легче приспосабливаются к изменяющимся условиям социума, о чем свидетельствуют данные таблицы 2, согласно которым приведенный показатель в конце нашего исследования возрос в среднем на 16%. Это обусловлено тем, что положительная психолого-эмоциональная атмосфера при общении с людьми (43%), а также во время проведения занятий способствует созданию ситуации успеха на учебном занятии и у студентов намечается определенная потребность в самообразовании (36%) вообще, и в частности по аналитической химии, что дает положительные предпосылки в дальнейшем для развития более осознанной профессиональной мотивации к своей будущей профессии и повышения качества знаний по предмету.

Выводы. В результате планомерной работы со студентами в процессе обучения аналитической химии, в том числе и при проведении лабораторных работ, у обучающихся формируются и развиваются необходимые личностно-профессиональные качества, обозначенные выше, которые послужат в будущем успешной профессиональной деятельности, карьерному росту, а также в повседневной жизни.

В данной работе была предпринята попытка по формированию определенных личностно-профессиональных качеств у обучающихся в процессе обучения химии и будет продолжено их развитие в дальнейшем при изучении естественнонаучных дисциплин в ВУЗе.

Литература:

1. ФГОС ВО по направлениям подготовки бакалавриата / Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://fgosvo.rU/fgosvo/92/91/4, свободный (Дата обращения 20.11.2015 г.).

2. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. 2003. № 10. - С. 8-14.

3. Викулина, М. А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе (основы теории): Монография / М. А. Викулина. - Н. Новгород: Нижегор. Гуманит. центр, 2000. - 136 с.

4. Гавронская, Ю.Ю. Компетентностный подход к проектированию интерактивного обучения химическим дисциплинам студентов в педагогическом вузе / Ю.Ю. Гавронская // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — №8. — С. 47-57.

5. Жадаев, А.Ю. К вопросу о формировании профессиональной мотивации у студентов пищевой индустрии в условиях непрерывного образования / А.Ю. Жадаев, И.В. Максимова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 4-2. - С. 333-338.

6. Жадаев, А.Ю. Условия формирования профессиональной мотивации студентов в условиях непрерывного химического образования / А.Ю. Жадаев, И.Р. Новик // Инновационные идеи и методические решения в преподавании химии: материалы VII Всероссийской научно-методической конференции. -Иваново, 2016. - С. 40-41.

7. Жадаев А.Ю. Опыт формирования общекультурных компетенций у будущих специалистов пищевой индустрии при освоении дисциплины «Биохимия» / А.Ю.Жадаев // Успехи современной науки и образования. - 2017. - Т.2. №2. - С. 79-81.

8. Жадаев А.Ю. Формирование у студентов готовности к предстоящей профессиональной деятельности по химии / А.Ю. Жадаев, И.Р. Новик // Инновационные идеи и методические решения в преподавании естественных наук: материалы VIII Всероссийской научно-методической конференции. -Иваново, 2017. - С. 40-41.

9. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.

10. Компетентностный подход в образовании: Коллективная монография / Под ред. В.А. Козырева, А.П. Тряпицыной, Н.Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 392 с.

11. Кукаев Н.А. Развитие профессиональной мотивации у обучающихся посредством проведения лабораторных практикумов в вузе / Н.А. Кукаев, А.Ю. Жадаев, И.Р. Новик // Преподавание физико-математических и естественных наук в школе. Традиции и инновации: материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Н.Новгород, 2017. - С. 81-82.

12. Новик, И.Р. Формирование у студентов педагогического вуза профессиональной компетентности во время работы с одаренными учащимися Нижегородской области / И.Р. Новик, А.Ю. Жадаев, И.А. Воронина, О.А. Савина, А.В. Сидорова // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12-5. - С. 914-918.

13. Новик И.Р. Роль профориентации в условиях непрерывности и преемственности образования / И.Р. Новик, А.Ю. Жадаев, Е.А. Волкова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Научный журнал: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 54. - Ч.4. - С. 104-111.

14. Спиридонова М.И. Формирование общепрофессиональных компетенций у бакалавров пищевой индустрии при изучении химических дисциплин / М.И. Спиридонова, А.Ю. Жадаев, И.В. Максимова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5 № 4-17. - С. 237-240.

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Жуковская Галина Анатольевна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург); кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка Столярова Ирина Витальевна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ КУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ С

ПОМОЩЬЮ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. С целью повышения уровня культурной и речевой грамотности студентов, а также изменения подходов к преподаванию в последнее время, наряду с традиционными методами обучения, возникла необходимость введения интернет-технологий. Эффективность работы преподавателя высшей школы определяется умением разработать такой дистанционный курс, который дает возможность заинтересовать студента в получении качественного всестороннего образования в рамках аудиторной и внеаудиторной работы.

Ключевые слова: дистанционный курс, компьютерные технологии, самостоятельная работа, система moodle, культурная грамотность, речевая культура, преподаватель, студент.

Annotation. In order to improve the level of cultural and speech literacy of students, as well as changes in teaching approaches recently there was a need to introduce Internet technologies along with traditional teaching methods. The effectiveness of higher education teacher is determined by the ability to develop the following distance course, which gives an opportunity to interest the student in obtaining comprehensive education of well quality within the framework of a classroom and extracurricular work.

Keywords: distance learning, computer technologies, independent work, moodle system, cultural literacy, speech culture, teacher, student.

Введение. Современная эпоха характеризуется скоростью, эффективностью, непостоянством, непрерывными изменениями. Основным потребителем культуры сегодня становится человек с низкими культурными стандартами. Возникло примечательное явление - агрессивная некомпетентность, черпающая знания из масс-медиа, крайне противоречивых и часто безапелляционных. Среди студенчества, молодежи, более всего подверженной текущей моде, прослеживается тенденция к замене литературного канона жаргоном, при этом традиционная языковая норма ставится под самую серьезную угрозу.

Изложение основного материала статьи. Как отмечает В.Г. Костомаров [Костомаров 1999: 5], в целом литературно-языковая норма становится менее определенной и обязательной. Общество встало на путь расширения границ литературного языка, изменения его состава, его норм. Ученый отмечает, что нормальные темпы языковой динамики резко повышены, это создает нежелательный разрыв в преемственности традиций, в целостности культуры. Невозможно спокойно мириться с небрежностью, раскованностью в употреблении языка, с вседозволенностью в выборе средств выражения [Костомаров 1999: 7]. В результате, по мнению образованных людей, происходит очевидное падение уровня художественного вкуса, проявляется вкусовое безразличие пишущих и говорящих, их часто сознательная нормативно-языковая недисциплинированность. Пренебрежение нормой можно увидеть в распространении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.