Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ В ПОДГОТОВКЕ ТРЕНЕРОВ ПО СНОУБОРДИНГУ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ В ПОДГОТОВКЕ ТРЕНЕРОВ ПО СНОУБОРДИНГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНОУБОРДИНГ / ТРЕНЕР / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власенко Павел Павлович

В процессе повышения квалификации физкультурно-спортивных кадров важно учитывать профессиональные потребности и профессиональные дефициты специалистов. В исследовании выявлены профессиональные затруднения тренеров по сноубордингу (дефициты) и определены условия приближения к практической деятельности тренеров в процессе повышения квалификации. Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, и анализ анкетирования экспериментальной группы тренеров по сноубордингу, в количестве 44 человек. В процессе исследования были выявлены профессиональные потребности тренеров по сноубордингу, которые дают основания для коррекции программ повышения квалификации, с целью устранения профессиональных дефицитов специалистов. Результаты исследования могут быть использованы для разработки программ повышения квалификации для тренеров по сноубордингу и педагогов дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власенко Павел Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DEFICIENCIES IN THE TRAINING OF SNOWBOARD COACHES

In the process of professional development of physical culture and sports personnel it is important to take into account the professional needs and professional deficits of specialists. The study revealed professional difficulties of snowboarding coaches (deficits) and determined the conditions of approximation to the practical activities of coaches in the process of professional development. Methods of research: analysis of scientific literature on the problem of research, and analysis of questionnaire survey of an experimental group of coaches on snowboarding, the number of 44 people. In the course of the study professional needs of snowboarding coaches were identified, which give grounds for the correction of professional development programs, in order to eliminate professional deficiencies of specialists. Results of research can be used for development of professional development programs for snowboarding coaches and teachers of additional education.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ В ПОДГОТОВКЕ ТРЕНЕРОВ ПО СНОУБОРДИНГУ»

2. Власенко П.П. Основы технической подготовки спортсменов, специализирующихся на акробатических дисциплинах сноуборда / П.П. Власенко // Наука и социум: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (13 мая 2020 г.) / отв. ред. Е.Л. Сорокина. - Новосибирск, 2020. - С. 85-92.

3. Ерегина С.В. Методические основы технической подготовки сноубордистов 8-10 летнего возраста / С.В. Ерегина, П.П. Власенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2020. - № 10 (188). - С. 132-138.

4. Власенко П.П. Влияние федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «сноуборд» на методическую работу тренеров / П.П. Власенко, С.В. Ерегина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4 (194). - С. 82-88.

REFERENCES

1. Vlasenko P. P. (2021), "Conditions of effectiveness of technical training of snowboarders in groups of initial training", Modern problems and potential of scientific research in physical culture and sports: materials of the II All-Russian scientific-practical conference devoted to the 60-th anniversary of faculty of physical culture, sports and tourism (December 3-4, 2020), Ulan-Ude, pp. 15-18.

2. Vlasenko, P.P. (2020), "Basics of technical training of athletes specializing in acrobatic snow-boarding disciplines", Science and Society: materials of the 14th All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation (May 13, 2020), Novosibirsk, pp. 85-92.

3. Eregina S.V. and Vlasenko, P.P. (2020), "Methodological bases of technical training of snow-boarders of 8-10 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (188), pp. 132-138.

4. Vlasenko, P.P. and Eregina S.V. (2021), "Influence of the Federal Sport Training Standard for the sport of snowboarding on the methodological work of coaches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (194), pp. 82-88.

Контактная информация: sakh.freestyle@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.02.2022

УДК 378.046.4

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ В ПОДГОТОВКЕ ТРЕНЕРОВ ПО

СНОУБОРДИНГУ

Павел Павлович Власенко, аспирант, Сахалинский государственный университет, тренер, Спортивная школа олимпийского резерва по горнолыжному спорту и сноуборду,

Южно-Сахалинск

Аннотация.

В процессе повышения квалификации физкультурно-спортивных кадров важно учитывать профессиональные потребности и профессиональные дефициты специалистов. В исследовании выявлены профессиональные затруднения тренеров по сноубордингу (дефициты) и определены условия приближения к практической деятельности тренеров в процессе повышения квалификации. Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, и анализ анкетирования экспериментальной группы тренеров по сноубордингу, в количестве 44 человек. В процессе исследования были выявлены профессиональные потребности тренеров по сноубордингу, которые дают основания для коррекции программ повышения квалификации, с целью устранения профессиональных дефицитов специалистов. Результаты исследования могут быть использованы для разработки программ повышения квалификации для тренеров по сноубордингу и педагогов дополнительного образования.

Ключевые слова: сноубординг, тренер, повышение квалификации, профессиональные дефициты, физическая культура, спорт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p72-75

PROFESSIONAL DEFICIENCIES IN THE TRAINING OF SNOWBOARD COACHES

Pavel Pavlovich Vlasenko, the postgraduate student, Sakhalin State University, Olympic reserve sports school for skiing and snowboarding, coach, Yuzhno-Sakhalinsk

Abstract

In the process of professional development of physical culture and sports personnel it is important to take into account the professional needs and professional deficits of specialists. The study revealed professional difficulties of snowboarding coaches (deficits) and determined the conditions of approximation to the practical activities of coaches in the process of professional development. Methods of research: analysis of scientific literature on the problem of research, and analysis of questionnaire survey of an experimental group of coaches on snow-boarding, the number of 44 people. In the course of the study professional needs of snowboarding coaches were identified, which give grounds for the correction of professional development programs, in order to eliminate professional deficiencies of specialists. Results of research can be used for development of professional development programs for snowboarding coaches and teachers of additional education.

Keyword: snowboarding, coach, professional development, professional deficits, physical education, sports.

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с организационными основами дополнительного профессионального образования для тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта, при разработке программ повышения квалификации рекомендуется учитывать: уровень сформированности профессиональных компетенций и направлений дефицита подготовленности кадров; востребованность направлений подготовки со стороны работников; особенности профессиональной деятельности; выявленные дефициты подготовленности работников; требований профессиональных стандартов и содержания предметных областей [1].

Цель исследования: определить направления оптимизации программ повышения квалификации для тренеров по сноубордингу.

Задачи исследования:

1. Определить основные составляющие профессиональной компетентности тренеров по сноубордингу.

2. Выявить профессиональные дефициты тренеров по сноубордингу.

3. Разработать рекомендации повышения качества обучения на курсах повышения квалификации для тренеров по сноубордингу.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе исследования применялись методы: анализ специально-методической литературы по повышению квалификации тренерского состава; анализ педагогического опыта специалистов в области сноуборда, тренеров по сноуборду.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ научно-методической литературы по вопросу изучения профессиональной компетентности тренерско-преподавательского состава спортивных школ и проблемам готовности современных тренеров к осуществлению трудовых функций показал, что в качестве основных составляющих профессиональной компетентности тренеров, большинство авторов выделяют компетенции в предметной области и в области методики обучения спортивной дисциплине. [2, 3, 4, 5]. В качестве основных составляющих профессиональной компетентности можно определить уровень подготовленности специалистов в сфере сноубординга и их владение методикой обучения технике сноубординга.

Нами использовалась анкета, содержащая вопросы, направленные на выявление проблемных направлений в профессиональной деятельности тренеров по сноубордингу. Возрастной состав респондентов представлял следующее процентное соотношение: 13,5 % в возрасте от 21 до 30 лет; 48, 6 % в возрасте от 31 до 40 лет; 29, 7 % в возрасте от 41

до 50 лет; 8,1 % в возрасте более 50 лет. Опрошенные имели различный стаж работы: до 1 года - 8,1 %; от 1 года до 3 лет - 10,8%; от 3 до 5 лет - 18,9%; от 5 до 10 лет - 29,7 %; от 10 до 15 лет - 16,2%; от 15 лет - 10,8%. Среди опрошенных специалистов 8,1 % не имели тренерской категории, 21,6% имели вторую категорию, первую категорию, 40,5% и 29,7% высшую тренерскую категорию.

При разработке содержания анкеты изучались профессиональные потребности тренеров, удовлетворение которых (обогащение знаниями, умениями, навыками) тренеры ожидали от участия в курсах повышения квалификации. Необходимость получения «новых» знаний и показывала профессиональные дефициты.

Всего было опрошено 44 тренера по сноубордингу из 11 регионов страны, результаты исследования представлены на рисунке.

Методика обуч. технике акробатич. дисциплин ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ | 84%

М-ка совершенств-я техники сноубординга 80%

Актуальные правила судейства в сноубординге 77%

Зарубежный опыт подготовки сноубордистов 73%

Психологическая подготовка 73

Особ-ти организации трен. проц. в межсезонье 71%

Биомеханика сноубординга 71%

Орг. и провед. соревнований по сноубордингу 27%

Методика обучения технике сноубординга 23

Спортивная физиология 11%

Спортивная медицина 7%

Теория и методика и методика ФКиС 5

Подготовка инвентаря к соревнованиям 0% Антидопинг 0%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% Рисунок - Анализ исследования профессиональных дефицитов тренеров по сноубордингу

Исследование профессиональных дефицитов тренеров по сноубордингу выявило, что наибольшую потребность тренеры испытывают в изучении профессиональных блоков: методика обучения технике акробатических дисциплин - 84,1%; методика совершенствования техники сноубординга - 79,5 %; актуальные правила судейства в сноубординге - 77,3%; зарубежный опыт подготовки спортсменов-сноубордистов - 72,7%; методика психологической подготовки - 72,5 %; биомеханика сноубординга - 70,5%; особенности организации тренировочного процесса в период межсезонья - 70,5% от всех опрошенных специалистов.

Анализ потребностей тренеров по устранению профессиональных дефицитов позволил обобщить рекомендации к разработке содержания курсов повышения квалификации для тренеров по сноубордингу. При планировании содержания профессионального обучения следует придерживаться следующих принципов: ориентация на формирование профессиональных компетенций в области сноубординга; проектирование индивидуальной траектории повышения квалификации специалистов на основе выявленных профессиональных потребностей.

ВЫВОДЫ

По итогам исследования было выявлено, что основными составляющими профессиональной компетентности тренеров по сноубордингу являются компетенции в предметной области и в области методики обучения технике спортивной дисциплины.

При разработке программ повышения квалификации для тренеров по сноубордин-гу, необходимо учитывать профессиональные дефициты. Наибольшую потребность специалисты испытывают в изучении методик обучения технике акробатических дисциплин; методик совершенствования техники сноубординга; актуальных правил судейства; изуче-

нии зарубежного опыта подготовки спортсменов; изучении средств психологической подготовки спортсменов; биомеханики сноубординга; организации тренировочного процесса в период межсезонья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Методические рекомендации Министерства спорта РФ по совершенствованию системы дополнительного профессионального образования тренеров и иных специалистов физической культуры и спорта от 17 января 2020 г.. URL: https://minsport.gov.ru/2019/doc/Met-rek-po-soversh-sist-obr.pdf (дата обращения: 10.10.2021)

2. Машков К.Ю. Некоторые аспекты профессиональной подготовки будущих специалистов к тренерской работе / К.Ю. Машков // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2016. - № 1 (35). - С.182-186.

3. Михайлова Т.В. Перспективы подготовки кадров в области физической культуры и спорта с учетом необходимости консолидации всех заинтересованных сторон / Т.В. Михайлова, К.Н. Епифанов, А.Г. Морозов // Олимпийский спорт и спорт для всех: сб. ст. по материалам международного научного конгресса. - Казань : Поволжский гос. ун-т, 2020. - С. 441-444.

4. Носов С.М. Необходимость повышения квалификации тренеров спорта высших достижений / С.М. Носов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 301-304.

5. Андрющенко Л.Б. Разработка дополнительной профессиональной программы обучения тренеров / Л.Б. Андрющенко, Т.Н. Шутова, Т.П. Высоцкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 6-9.

REFERENCES

1. Methodical recommendations of the Ministry of Sports of the Russian Federation to improve the system of additional professional education for coaches and other specialists of physical culture and sports from January 17, 2020, available at: https://minsport.gov.ru/2019/doc/Met-rek-po-soversh-sist-obr.pdf (date of reference: 10.10.2021).

2. Mashkov, K.Y. (2016), "Some aspects of professional training of future specialists for coaching", News of the Baltic State Academy of Fishing Fleet: Psychological and Pedagogical Sciences. No. 1 (35), pp.182-186.

3. Mikhaylova, T.V., Epifanov, K.N. and Morozov, A.G. (2020), Prospects of training in physical culture and sports with regard to the need to consolidate all stakeholders, Olympic sport and sport for all: collection of articles iinternational scientific congress, Krasnodar, рp. 441-444

4. Nosov, S.M. (2020), Necessity of raising the qualification of coaches of sport of the highest achievements, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 180, No. 2, pp. 301-304.

5. Andryushchenko, L.B., Shutova, T.N., Vysotskaya, T.P. (2019), "Development of additional professional training program for trainers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 173, No. 7, pp. 6-9.

Контактная информация: sakh.freestyle@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.02.2022

УДК 378.14

ВЗГЛЯДЫ СТУДЕНТОВ НА ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШЕЙ

ШКОЛЕ

Арина Алексеевна Волостных, Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ. Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма,

Москва

Аннотация

Инклюзия (от inclusion - включение) - процесс увеличения степени участия граждан в культурно-образовательной и социальной деятельности, возможность каждого человека равноправно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.