Научная статья на тему 'Профессиональное становление студентов инженерных направлений средствами дисциплин гуманитарного блока'

Профессиональное становление студентов инженерных направлений средствами дисциплин гуманитарного блока Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / HUMAN / TRAINING / HUMANITIES / HUMANIZATION OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исамухамедова Татьяна Алдександровна

Рассматривается профессиональное становление студентов инженерных направлений, значение и влияние гуманитарных дисциплин, гуманитаризация образования, современные требования работодателей, развитие личностных качеств, самосовершенствование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL FORMATION STUDENTS OF ENGINEERING DIRECTION BY FACILITIES OF DISCIPLINES HUMANITARIAN PULLEY

The article refers to the professional development of students of engineering areas, the importance and influence of the humanities, humanization of education, modern requirements of employers, the development ofpersonal qualities, self-improvement.

Текст научной работы на тему «Профессиональное становление студентов инженерных направлений средствами дисциплин гуманитарного блока»

УДК 378:1/3+7/9]: 62-057.875

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ДИСЦИПЛИН

ГУМАНИТАРНОГО БЛОКА

Т.А. Исамухамедова

Рассматривается профессиональное становление студентов инженерных направлений, значение и влияние гуманитарных дисциплин, гуманитаризация образования, современные требования работодателей, развитие личностных качеств, самосовершенствование.

Ключевые слова: гуманитарный, профессиональная подготовка, гуманитарные дисциплины, гуманитаризация высшего образования.

Согласно современной концепции, профессиональная подготовка инженера базируется на фундаменте общекультурных и специальных дисциплин, через овладение блоком общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, с широкой предметной подготовкой, основанная на Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования и науки РФ. Этимология слова инженер (от латинского ^епшт - способность, изобретательность) предполагает, что человек, овладевший инженерной специальностью, обладает широким набором различных видов изобретательности, которые нельзя развить без широкой общекультурной подготовки.

Для инженера свойственны следующие виды производственной деятельности: производственно-технологическая, организационно-управленческая, проектная и исследовательская. Участвуя в них, специалист должен уметь:

• самостоятельно принимать управляющие решения, использовать достижения НТП;

• планировать и организовывать технологические процессы технического обслуживания и ремонта;

• реконструировать и проектировать, разрабатывать и внедрять новые технологические процессы;

• разрабатывать и вести техническую документацию, организовывать повышение квалификацию персонала, способствовать развитию изобретательства и рационализаторского движения;

• рассчитывать экономическую эффективность применения новой техники, внедряемых технологических и организационных решений;

• организовывать инженерный эксперимент, сравнительные испытания новой техники или технологии, использовать компьютерную технику;

• осуществлять мероприятия по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, защите окружающей среды;

• владеть рациональными приёмами поиска и использования научно - технической информации, передового опыта.

Инженеры должны поддерживать постоянную связь с обслуживающим персоналом, сочетать функции исполнителя и руководителя рабочих коллективов, что требует умения работать с персоналом, хороших знаний нормативов и трудового и хозяйственного законодательства, экономики производства, законов о предприятии и трудовых коллективов.

Многообразие современных условий работы, быстрота изменения производственных ситуаций требуют от инженера оперативности и умения принимать управляющие решения в самых различных ситуациях, нестандартности решений, применения творческого подхода, самостоятельности и решительности.

При этом подчеркивается, что инженерное образование на современном этапе наряду с фундаментальными знаниями по избранной специальности должно содержать также знания по гуманитарным дисциплинам. Неуклонно возрастает значимость гуманитарного знания, ориентированного на понимание, постижение, осмысление мира и человека, призванного подготовить человека к жизни, к цивилизованному способу решения разнообразных профессиональных и жизненных проблем, важных для человека [1, 2].

Вместе с тем, среди студентов инженерных направлений бытует мнение, что им нужны только специальные дисциплины, непосредственно касающиеся их предстоящей профессии. Гуманитарные дисциплины не составляют ценности и не требуют особого внимания при их изучении, поэтому гуманитарная информация воспринимается студентами избирательно.

Таким образом, возникает противоречия между потребностями общества и современного рынка труда в инженерах нового типа с новым качеством подготовки и недостатком методологических и теоретико-технологических средств гуманитарных дисциплин для достижения этого качества.

В ряде теоретических и практических разработок по вопросам исследования специфики влияния гуманитарных дисциплин, на будущего инженера нередко ставятся задачи выявления необходимых для будущей профессиональной деятельности умений и навыков, а также личностных качеств. Вместе с тем, без внимания остаются специфика профессиональной деятельности, развитие его личности, способы сохранения здоровья и профессионального долголетия [1]. Если формирование профессиональных навыков будущего инженера является

целью, а не средством развития высших психических функций, то обучение заканчивается приобретением узких «ремесленнических» навыков. Индивидуальный творческий потенциал оказывается заторможенным. При этом требования профессиональной деятельности поглощают универсальные характеристики личности, ее культурный потенциал, сформированность которых более значимо для перспективы личностного развития: повышения толерантности к стрессу, построение оптимальных отношений в семье, коллективе и обществе в целом. Происходит недооценка роли усвоения общественно-исторического опыта, норм и ценностей культуры, в результате чего возникает аномия, его оторванность от общества. Дефицит духовно-нравственных начал, их оттеснение на второй план в подготовке инженера за счет абсолютизации значения специального знания и профессионально важных навыков являются одной из причин деформации нравственного сознания, распространению поведенческих нарушений. Рассудок, логическое мышление, вытесняя разум и мудрость, также вытесняют категории нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства, что «опустошающе действует на культуру» [2].

На основе усвоения гуманитарных дисциплин, формируются социально значимые качества личности. К ним относятся скорость возникновения и устойчивость психических процессов, скорость восприятия и мышления, длительность ощущений, яркость воображения, интенсивность психических процессов (чувств, эмоций, воли) темп и ритм психической деятельности, направленность на межличностные, социальные контакты. Все эти особенности проявляются в мимике, жестах, эмоциональной окрашенности речи, разнообразных непроизвольных движениях и действиях.

Специфической особенностью влияния гуманитарных дисциплин на формирование личности инженера является формирование потребностей и способностей, освоение общественного опыта и социальных ценностей, которые обладают наибольшей практической значимостью; подготовка к эффективной профессиональной деятельности [4]. Гуманитарная подготовка будущих инженеров должна быть направлена на формирование специалистов, владеющих:

- логическим мышлением, умением отстаивать свою точку зрения;

- физическими и психическими качествами, позволяющими успешно выполнять профессиональные задачи;

- ценностями и нормами, устоявшимися в обществе;

- коммуникабельностью;

- целеустремлённостью;

-ответственностью;

-общей культуры поведения;

- творческим подходом;

-стремлением к самосовершенствованию.

Гуманитаризация высшего образования - это создание условий для подготовки специалистов, как для общепрофессионального, так и для личностного развития. Гуманитаризация высшего технического образования призвана обеспечивать развитие индивидуальности и личностных качеств, при которых специалист, в своей жизни и деятельности будет учитывать общественные потребности, регулировать и соотносить свои запросы с запросами общества, проявлять терпимость к другим народам и народностям. Образование в условиях гуманизации и гуманитаризации - это формирование личности человека, восприятие себя как части культуры. В основе образовательного процесса должны находиться межпредметность, моделирование профессиональных ситуаций.

Как система, гуманитарная подготовка в развитии личности выступает:

- в целях (актуализация и развитие личностных функций);

- в содержании, в котором образовательный стандарт органически сочетается с личностным опытом обучаемого;

- в технологии, обеспечивающей востребованность личностных функций и личностного уровня саморегуляции обучаемого, его субъектную позицию в учебном процессе, личностное саморазвитие.

К основным функциям гуманитарной подготовки в формировании личности относятся: приобретение знаний, умений, навыков, развитие физических сил и способностей, а также формирование мировоззрения; развитие интеллекта, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер; формирование нравственности на основе сознательного усвоения морали общества. [5]

Становление потребностно-мотивационной сферы личности будущего инженера обусловлено следующими основными факторами:

- формированием комплекса осознанных знаний гуманитарных дисциплин, их значении в профессиональной подготовке на основе удовлетворения социальных, духовных и материальных мотивов, и связанных с ними потребностей;

- повышением интереса к гуманитарной подготовке, разнообразием средств, форм и методов, что является отправной точкой формирования мотивов и потребностей, включенности профессиональную деятельность;

- моделированием в ходе образовательного процесса по гуманитарным дисциплинам широкого спектра межличностных взаимоотношений;

- созданием мотивационных текстов и методических приемов, обеспечивающих сформированность профессиональной направленности личности и контроль за ее становлением;

- осуществлением контроля сформированности компонентов гуманитарной подготовки;

- соблюдением преимущественной личностной направленности гуманитарной деятельности.

Основные направления в формировании мотивации к самосовершенствованию сводятся к следующему:

1. Систематический самоанализ профессиональной деятельности с поиском причин успехов и неудач и обоснование путей предотвращения.

2. Формирование мотивации на достижение успеха.

3. Развитие личностных качеств.

4. Формирование благоприятных межличностных отношений.

Будущий инженер должен быть психологически подготовленным

для успешной работы в различных по сложности ситуациях, постоянно работать над своим самосовершенствованием.

Список литературы

1. Виленский М.Я. Личность студента в гуманитарном, образовательно-развивающем пространстве физической культуры: тез. докл. М. 2003. С. 11-17.

2. Профессиональное становление студентов инженерно-педагогической специальности: активизация и психолого-педагогическое сопровождение / Г. В. Лаврентьев [и др.] // Барнаул: Изд-во Алт. гос. унта. 2005.

3.Ямалетдинова Г.А. Структура и содержание условий, обеспечивающих индивидуально-дифференцированную помощь студентам в самоуправлении познавательной деятельностью // I Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых 15-16 ноября 2012 года. Екатеринбург, 2012. С.177-181.

4. Логачев В., Гаранина О. Гуманитарная подготовка инженеров (по материалам социологического исследования). Электронный ресурс. Режим доступа: http://sci.informika.ru/text/magaz/higher/4_96/3raz-3.html.

5. Лазарева И.А. Возможности повышения качества учебного процесса при использовании методов активного обучения // Инновации в образовании. 2004. №3. С.52-60.

6. Якупова Я.Р. Активные формы обучения - фактор интенсификации учебного процесса // Высшее образование сегодня. 2007. №10. С. 45-48.

7. Каган Ф., Белугина Г. Гуманитарная среда в техническом вузе. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //sci .informika.ru/text/magaz/higher/4_96/3 raz-2. html.

Исамухамедова Татьяна Алдександровна, ст. преподаватель, [email protected], Россия, Орел, Госуниверситет-УНПК

PROFESSIONAL FORMATION STUDENTS OF ENGINEERING DIRECTION BY FACILITIES OF DISCIPLINES HUMANITARIAN PULLEY

Isamuhamedova T.A.

The article refers to the professional development of students of engineering areas, the importance and influence of the humanities, humanization of education, modern requirements of employers, the development ofpersonal qualities, self-improvement.

Key words: human, training, humanities, humanization of higher education.

Isamuhamedova Tatyana Aleksandrovna. Main lecturer, unpk@,ostu.ru, Russia, Orel, Orel State University - UNPC.

УДК 378:3 71.334:62

ЗНАЧЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

А.Ф.Калашников

Рассматриваются вопросы формирования профессиональной компетентности студентов инженерных направлений средствами дисциплин гуманитарного блока.

Ключевые слова: образовательный процесс, семинарское занятие, дискуссия, полемика, выступление, диалог.

Жизнь и деятельность индивида в обществе состоит из коммуникации, эмпатийного понимания, диалога с членами социума, управления своими эмоциями, высказывания своей точки зрения, соблюдения норм и правил социума, проявления решительности, постоянного самосовершенствования и других важных психических качеств. Все перечисленные качества формируются и совершенствуются в процессе деятельности. Для студентов деятельностью является освоение программного материала и его изложение на семинарском занятии по дисциплинам гуманитарного блока учебной программы обучения.

Однако практика убедительно показывает, что студенты пренебрежительно относятся к активному участию в семинарских занятиях. Как правило, они уклоняются от ответов на вопросы преподавателя, не готовят выступления. При вызове преподавателя отвечают односложно, не могут определить в своем ответе значимость произошедшего события в обществе для своей предстоящей самостоятельной жизни, профессиональной деятельности. Кроме того,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.