Научная статья на тему 'Значение гуманитарных дисциплин для студентов инженерных направлений технического вуза'

Значение гуманитарных дисциплин для студентов инженерных направлений технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ / ДИСКУССИЯ / ПОЛЕМИКА / ВЫСТУПЛЕНИЕ / ДИАЛОГ / EDUCATIONAL PROCESS / SEMINAR STUDY / DISCUSSION / POLEMICS / SPEECH / DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калашников Александр Федорович

Рассматриваются вопросы формирования профессиональной компетентности студентов инженерных направлений средствами дисциплин гуманитарного блока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IGNIFICANCE OF HUMANITARIAN DISCIPLINES FOR STUDENTS OF ENGINEERING DIRECTION OF TECHNICAL INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

The annotation. In the article the questions about formation of engineering trends students, professional competence by means of disciplines of humanitarian block system are examined.

Текст научной работы на тему «Значение гуманитарных дисциплин для студентов инженерных направлений технического вуза»

PROFESSIONAL FORMATION STUDENTS OF ENGINEERING DIRECTION BY FACILITIES OF DISCIPLINES HUMANITARIAN PULLEY

Isamuhamedova T.A.

The article refers to the professional development of students of engineering areas, the importance and influence of the humanities, humanization of education, modern requirements of employers, the development ofpersonal qualities, self-improvement.

Key words: human, training, humanities, humanization of higher education.

Isamuhamedova Tatyana Aleksandrovna. Main lecturer, unpk@,ostu.ru, Russia, Orel, Orel State University - UNPC.

УДК 378:3 71.334:62

ЗНАЧЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

А.Ф.Калашников

Рассматриваются вопросы формирования профессиональной компетентности студентов инженерных направлений средствами дисциплин гуманитарного блока.

Ключевые слова: образовательный процесс, семинарское занятие, дискуссия, полемика, выступление, диалог.

Жизнь и деятельность индивида в обществе состоит из коммуникации, эмпатийного понимания, диалога с членами социума, управления своими эмоциями, высказывания своей точки зрения, соблюдения норм и правил социума, проявления решительности, постоянного самосовершенствования и других важных психических качеств. Все перечисленные качества формируются и совершенствуются в процессе деятельности. Для студентов деятельностью является освоение программного материала и его изложение на семинарском занятии по дисциплинам гуманитарного блока учебной программы обучения.

Однако практика убедительно показывает, что студенты пренебрежительно относятся к активному участию в семинарских занятиях. Как правило, они уклоняются от ответов на вопросы преподавателя, не готовят выступления. При вызове преподавателя отвечают односложно, не могут определить в своем ответе значимость произошедшего события в обществе для своей предстоящей самостоятельной жизни, профессиональной деятельности. Кроме того,

подавляющее большинство студентов не видит перспективы для своего определения в сферах общества.

Таким образом, можно отметить, что проблема формирования гуманитарной компетентности студентов инженерных специальностей в образовательном процессе вуза не получила достаточного отражения. Значительная часть выпускников высшей школы, имея прочную базу профессиональных знаний, не всегда умеет грамотно построить свою речь, выступить перед аудиторией, не имеет опыта делового общения, взаимодействия и сотрудничества в группе. Профессиональная подготовка специалистов инженерно-технического профиля, не подкрепленная гуманитарными знаниями, нередко приводит к тому, что результаты инженерной деятельности противоречат интересам общества, вызывая массу негативных последствий социального характера, тормозит личностный рост и профессиональную компетентность. Учебная программа по дисциплинам гуманитарного блока состоит из федерального компонента, вузовского компонента и дисциплин по выбору студента.

Цикл "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" состоит из следующих базовых дисциплин: иностранные языки; физическая культура; история человечества; культурология; политология; правоведение; психология и педагогика; русский язык и культура речи; социология; философия; экономика.

Доля дисциплин гуманитарного блока в общем объеме Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования составляет 13 % от общего объема дисциплин.

В результате изучения базовой части студент должен знать и реализовывать в своей профессиональной и общественной деятельности основные разделы и направления изучаемой дисциплины; методы и приемы анализа проблем; основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и современном мире; научные основы управления; уметь анализировать и оценивать социальную и экономическую информацию; планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа; владеть иностранным языком; навыками аргументированного изложения своей точки зрения, публичного выступления, владения приемами дискуссии и полемики; осуществления практического анализа; логикой различного рода рассуждений; навыками критического восприятия информации; основными методами решения задач в области экономики предприятия и управления персоналом.

Все перечисленные элементы профессиональной подготовленности студентов формируются и совершенствуются в процессе семинарских занятий по дисциплинам гуманитарного блока.

Моя пятидесятилетняя педагогическая практика работы в вузе дает основание определить, что основными педагогическими условиями подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности в процессе семинарских занятий по дисциплинам гуманитарного блока являются:

развитие творческой активности в поиске материала для выступления и самостоятельности мышления студентов; обучение студентов выступать перед аудиторией; требование излагать подготовленный материал, основываясь на событиях, происходящих в обществе;

соблюдение норм ударения, внятного произношения окончаний слов, правил склонения и других требований грамматики;

отстаивание своей точки зрения и убеждение своих оппонентов фактами;

внятные и короткие отвечаты на задаваемые вопросы присутствующих.

Показателями эффективности выступления студента на семинарском занятии являются: самостоятельность студента в выборе вопроса выступления и обсуждения; сосредоточение внимания присутствующих на вопросах, касающихся предстоящей профессиональной деятельности студентов; свое понимание закономерностей изучаемых явлений, доказательность рассуждений; подтверждение теории примерами из различных социальных сфер общества.

Процесс проведения семинарского занятия должен проходить при руководящей роли преподавателя. Он контролирует умения студентами формулировать, излагать, аргументировано отстаивать свою точку зрения в отведенный регламент выступления.

В педагогической практике семинарские занятия проводятся в следующих видах: деловая игра; мозговой штурм; коллоквиум; тестовые задания; составление кроссвордов; круглый стол; выступления и их обсуждение студентами учебной группы; выступления студентов с применением подготовленной ими презентацией; свободная дискуссия по обсуждаемым вопросам под контролем преподавателя (соблюдение регламента выступления замечаний, дополнений, логика изложения и другие важные компоненты ведения дискуссии или делового обсуждения).

Каждая из названных форм имеет как преимущества, так и недостатки. Многолетняя педагогическая практика проведения практических занятий по дисциплинам гуманитарного блока со студентами вуза убедительно показала, что семинарские занятия целесообразно проводить с учетом особенностей направлений предстоящей профессиональной деятельности студенческой группы. Использование разнообразных методик проведения семинарских занятий призвано способствовать более эффективному усвоению материала по

изучаемой дисциплине, улучшению качества подготовки студентов, формированию у них навыков самостоятельной работы.

При выступлении студента преподавателем обращается внимание на правильное распределение норм ударения, грамотное построение фразы, внятное произношение окончаний слов, отсутствие ненужных пауз, произношение междометий, слов-паразитов и других важных элементов речи, затрудняющих восприятие содержания выступления. Целесообразно обращать внимание на принятую позу выступающего, пользование подготовленным текстом, дикломацию.

В заключительной части занятия преподаватель отмечает общее количество выступивших студентов. Отмечаются фамилии студентов, приводивших интересные примеры, факты из общественной и профессиональной деятельности. Подчеркивается возросшее мастерство изложения материала, умение управлять как своим эмоциональным состоянием, так и вниманием группы. Указывается на наличие или отсутствие слов-паразитов и другие элементы ораторского мастерства. Даются общие рекомендации на последующие учебные занятия.

Начиная с третьего - четвертого семинарского занятия у студентов проявляется активность в обсуждении вопросов. Так, например, увеличивается количество студентов, желающих выступить с подготовленными вопросами, сообщениями, докладами. При этом тематика выступления ими определяется самостоятельно, в рамках предварительно предложенной преподавателем темы.

Педагогическая практика преподавания дисциплин гуманитарного блока показывает, что начиная с шестого-седьмого учебного занятия во время своего выступления студенты принимают удобную и в то же время эстетичную позу, излагают материал внятно и доступно, в тексте выступления отсутствуют паузы между словами и предложениями, а также не произносятся слова-паразиты.

В результате использования изложенной методики проведения семинарских занятий на последних практических занятиях число выступающих студентов увеличивается в среднем в 5,2 раза.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 декабря 2012 г.: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 26 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]: URL: http://минборнауки. РФ/документы/2974 (дата обращения: 05.03.2013).

2. Нагорнова А.Ю. Условия профессиональной подготовки будущих педагогов к коррекции психических состояний учащихся // Бизнес. Образование. Право // Вестник Волгоградского института бизнеса. 2011. № 3 (16). С. 223-230.

3. Национальная система и образовательные стандарты высшего образования Российской Федерации: аналит. докл. / В.И. Байденко [и др.]; под ред. В.И. Байденко. М., 2006.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

Калашников Александр Федорович, д-р пед. наук, проф., afkalashnikov@rambler.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет -УНПК

IGNIFICANCE OF HUMANITARIAN DISCIPLINES FOR STUDENTS OF ENGINEERING DIRECTION OF TECHNICAL INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

A.F. Kalashnikov

The annotation. In the article the questions about formation of engineering trends students, professional competence by means of disciplines of humanitarian block system are examined.

Key words: educational process, seminar study, discussion, polemics, speech, dialogue.

Kalashnikov Alexander Fedorovich Doctor of pedagogical sciences, Professor Department of Sociology, Cultural Studies and Political Science, afkalashnikov@rambler.ru, Russia, Oryol, FBGOU Orel State University - UNPC

УДК 371.13

СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

СТУДЕНТА ВУЗА

С.Н. Кипурова, Д.В. Малий

Рассматривается понятие профессиональное самоопределение с временных, пространственных и ценностно-смысловых позиций. Трактуется сложный процесс интеграции молодежи в социально-профессиональную структуру общества, который реализуется на личностном уровне через ценностный выбор субъектом вариантов своего профессионального развития.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, студенческая молодежь.

Раскрытие специфики понятия профессиональное самоопределение целесообразно начать с анализа более широкой по смыслу категории -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.