Научная статья на тему 'Гуманитарные науки в инженерно-техническом вузе и проблема воспитания'

Гуманитарные науки в инженерно-техническом вузе и проблема воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2100
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ / ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ / ТЕХНОКРАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ГУМАНИТАРНОМУ КОМПОНЕНТУ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК / ВЛИЯНИЕ НОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ НА РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ENGINEERING EDUCATION / UPBRINGING FUNCTION OF EDUCATIONAL PROCESS / HUMANITIES AT TECHNICAL INSTITUTE / TECHNOCRATIC APPROACH TO HUMANITARIAN COMPONENT OF ENGINEERING EDUCATION / MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES TEACHING HUMANITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирсанов Олег Иванович, Кирсанова Екатерина Семеновна

В статье обосновывается тезис об особой значимости воспитательного компонента в подготовке специалистов инженерно-технического профиля. В образовательном процессе технического вуза он реализуется в первую очередь через преподавание гуманитарных наук. Их изучение способствует развитию у будущего инженера человеческого начала: нравственной ответственности, уважения к чужому мнению и т.д. Тем самым решается задача аккультурации студента, превращения его в гражданина своей страны, патриота своего государства, носителя ценностей своей национальной и мировой культуры. В статье рассматриваются возможности активного внедрения в преподавание гуманитарных наук современных форм обучения и образовательных технологий. Использование компьютерных технологий, образовательного пространства Интернета, элементов дистанционного обучения и т.п. сегодня позволяет построить для каждого изучающего гуманитарные дисциплины индивидуальные траектории обучения, пройти их в том темпе и с той глубиной, которые наиболее удобны и желательны для конкретного студента. В то же время в статье подчеркивается, что современные информационные технологии в преподавании гуманитарных наук могут и не дать нужного эффекта, если они станут альтернативой аудиторному контакту студентов с преподавателем. Как показывает опыт, только в процессе живого общения усвоение гуманитарных знаний становится инструментом формирования личностной позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирсанов Олег Иванович, Кирсанова Екатерина Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching humanities at technical institute: methodological problems

The article focuses on the upbringing aspects of training specialists of engineering profile. In educational process of technological institute this component is realized above all through teaching of humanities. Studying humanities develops human features in future specialists. Thus can be solved the task of students socialization and acculturation, upbringing the a real citizen of his country, a patriot of his state. The article examines the problem of active introduction of modern educational forms and technologies into humanities teaching process. Nowadays using of computer technologies, educational space of Internet, some elements of distance education makes it possible for every student to built an individual learning trajectory and to study in the most appropriate way. The authors strongly emphasize that modern information technologies in teaching may not give a real effect as there is no live contact between students and teachers. Only in a case of this contact arising the learning of humanities becomes an instrument for forming students personal position.

Текст научной работы на тему «Гуманитарные науки в инженерно-техническом вузе и проблема воспитания»

GAMANL. THE RUSSIAN PHILOSOPHYAS THE SOURCE OF COGNITION OF RUSSIA

The article substantiates the necessity to study the heritage of Russian religious philosophers in the context of studying social disciplines and humanities by students of technical institutes. The further humanization and humanitarization of engineering education is treated as the most important condition of students’ social adaptation and professional success. The author dwells upon the distinguishing features and key subjects of the Russian original philosophy and stresses its actuality for modern educational system due to its high heuristic and educational potential. The article touches upon the problem of anthropological crisis and world outlook crisis as its component, which are considered as one of the results of formation of technical civilization.

Key words: educational system, humanization and humanitarization of engineering education, Russian religious philosophy, social Christianity, spiritual and moral values, anthropological crisis.

Гуманитарные науки

О.И. КИРСАНОВ, доцент в инженерно-техническом

Е.С. Ш^АН0^ доцент вузе и проблема

воспитания

В статье обосновывается тезис об особой значимости воспитательного компонента в подготовке специалистов инженерно-технического профиля. В образовательном процессе технического вуза он реализуется в первую очередь через преподавание гуманитарных наук. Их изучение способствует развитию у будущего инженера человеческого начала: нравственной ответственности, уважения к чужому мнению и т. д. Тем самым решается задача аккультурации студента, превращения его в гражданина своей страны, патриота своего государства, носителя ценностей своей национальной и мировой культуры. В статье рассматриваются возможности активного внедрения в преподавание гуманитарных наук современных форм обучения и образовательных технологий. Использование компьютерных технологий, образовательного пространства Интернета, элементов дистанционного обучения и т.п. сегодня позволяет построить для каждого изучающего гуманитарные дисциплины индивидуальные траектории обучения, пройти их в том темпе и с той глубиной, которые наиболее удобны и желательны для конкретного студента. В то же время в статье подчеркивается, что современные информационные технологии в преподавании гуманитарных наук могут и не дать нужного эффекта, если они станут альтернативой аудиторному контакту студентов с преподавателем. Как показывает опыт, только в процессе живого общения усвоение гуманитарных знаний становится инструментом формирования личностной позиции.

Ключевые слова: инженерно-техническое образование; воспитательная функция образовательного процесса в техническом вузе; гуманитарные науки в техническом вузе; технократический подход к гуманитарному компоненту инженерно-технического образования; современные формы обучения и образовательные технологии в преподавании гуманитарных наук; влияние новых форм обучения и технологий на решение задач гуманитаризации инженерно-технического образования.

Неоднозначные последствия реформи- ническом образовании, стали в последнее рования российской высшей школы, каса- время предметом активного обсуждения на ющиеся гуманитарной составляющей в тех- страницах научных периодических изданий

[1], на круглых столах [2]. Вузовская гуманитарная общественность высказывает обеспокоенность тем, что в условиях перехода на новые образовательные стандарты происходит «вымывание » дисциплин социально-гуманитарного блока из учебных планов технических вузов. При этом подчеркивается, что «...гуманитарная составляющая образования в технических вузах понимается лишь как необходимая уступка требованиям нового государственного стандарта или ф о р м а л ь н о е (курсив наш. - О.К., Е.К.) стремление следовать лучшим мировым принципам построения инженерной подготовки » и при таком подходе «. о гуманитарном образовании в техническом вузе придется забыть» [1, с. 70]. Тенденция придать инженерно-техническому образованию узкопрофессиональную направленность, исключающую «избыточное знание » [3], проявлявшаяся и ранее, в процессе перехода на ФГОС резко усилилась, несмотря на то, что это приходит в явное противоречие с положениями основных принципов национальной доктрины инженерного образования [4].

Между тем проблема несоответствия технического прогресса прогрессу духовному не утратила своей остроты. Технические устройства являются сегодня инструментом, позволяющим оказывать мощное воздействие на все сферы бытия человека

- на его природную среду, социальную жизнь, внутренний мир. И этот инструмент попадает в руки специалистов инженернотехнического профиля практически сразу же после получения ими диплома о высшем образовании. Вот почему при подготовке таких специалистов важны не только полнота и фундаментальность их естественнонаучного и профессионального образования, но и воспитание у них адекватного их возможностям чувства долга и ответственности. С учетом этого и следует оценивать значение гуманитарного компонента инженерно-технического образования в современных условиях.

Человеческая деятельность для успешного своего осуществления не может быть сведена к действиям, непосредственно опирающимся на объективные закономерности внешнего мира и техносферы. Духовная вертикаль человеческой жизни, межличностные отношения людей покоятся на невыразимых в точных формулах, но очень важных человеческих категориях прекрасного, должного и справедливого. Эти категории являются центральными в науках о человеке как уникальном в своем бытии феномене (философия, психология, филология, этика, история и др.).

Фактически только гуманитарные дисциплины в системе образования сегодня способствуют развитию в человеке человеческого начала: нравственности, ответственности, совести, толерантности и т.д. Изучение гуманитарных наук на всех ступенях образования , от начального до высшего, всегда было фактором формирования целостной личности, способной понимать конечный общественный смысл своей профессиональной деятельности и отличать его от сиюминутных конъюнктурных интересов и целей. При этом продвижение к пониманию новых критериев образованности личнос-

ти требует преодоления традиционной разобщенности компонентов культуры общества: естественно-научного, технического и гуманитарного.

Между прочим, в развитых промышленных странах Запада, на опыт которых унас любят ссылаться, понимание ценности гуманитарного компонента в подготовке инженеров уже стало фактом общественного сознания. Стандарты вузовского образования этих стран предполагают, помимо развития интеллекта и профессиональной компетенции, воспитание в будущих специалистах порядочности, высокой нравственности: работники, у которых атрофированы моральные чувства, никому не нужны; лишь тот специалист может эффективно управлять людьми, кто умеет понять внутренний мир окружающих его людей, руководствуется четкими нравственными критериями [5].

В свою очередь, гуманитаризация образования на Западе в последние десятилетия дала импульс возрождению интереса общества к различным проявлениям человеческой духовной культуры, и особенно

- к искусству. Так, посещаемость музеев в США в 80-90-е гг. увеличилась с 200 млн. до 500 млн. в год. В Великобритании сфера культуры и искусства сегодня приносит ежегодно 17 млрд. долларов дохода -столько же, сколько вся британская автомобильная промышленность [6]. Эти и подобные им факты свидетельствуют о том, что начавшийся в конце ХХ в. переход к постиндустриальному обществу ознаменован сменой типа цивилизации: технокультура, доминировавшая на предыдущем этапе, уступает место социокультуре, в рамках которой «экономический человек» индустриальной эпохи начал вытесняться «многомерным человеком». Тем самым подтверждается сделанный в начале 90-х гг. Дж. Нэсбиттом и П. Эбурдином прогноз, согласно которому в XXI в. второй по значению мегатенденцией мирового развития будет резкое возрастание гуманитарной

культуры в жизни общества, вследствие чего люди и корпорации будут все более определять свою судьбу под влиянием образов, личностей и стилей жизни, отраженных в гуманитарном знании и искусстве [7].

Между тем в странах, о которых идет речь, в силу их стабильности и относительного социально-экономического благополучия, проблемы с воспитанием молодого поколения не относятся к числу самых острых. Иное дело - Россия. Отказавшись от прежних идеологических мифов и не выработав новые, общество создало предпосылки для возникновения опасных тенденций в сознании подростков и молодежи.

Сегодня это сознание амбивалентно. С одной стороны, в нем есть уходящая своими корнями в далекое прошлое и зафиксированная в глубинных пластах психики приверженность традиционным ценностям, ревность к Западу и идущее отсюда неприятие политики вестернизации и американизации. С другой стороны, налицо постто-талитарный синдром: коллективизм демонстративно вытесняется воинствующим индивидуализмом, на смену идейному единству, часто граничившему у людей старшего поколения с фанатизмом, приходит идеологическое безверие, нравственность в мотивационной сфере порой уступает место моральному релятивизму и прагматическому цинизму. Так, например, треть молодых участников общероссийского опроса 2008 г. «относятся спокойно » к криминальным способам зарабатывания денег, а каждый пятый хотел бы иметь возможность «силой взять то, что хочет». Результаты опроса показали, что 92% респондентов считают, что служба в Российской армии -это бесцельно потраченные годы, а 79% опрошенных юношей призывного возраста высказали желание всеми правдами и неправдами избежать армейской службы. Почти 90% подростков и молодых людей возрастной группы от 16 до 20 лет не интересуются серьезной художественной литературой и искусством [8].

Существующие тенденции роста праг-матизации сознания молодежи, включая студенчество, естественно, требуют от участников образовательно-воспитательного процесса активного противостояния им.

На решение этих задач сегодня сильное воздействие оказывает появившаяся в последнее десятилетие возможность использовать, наряду с традиционными формами обучения, новые образовательные технологии. Компьютерные технологии, образовательное пространство Интернета, элементы дистанционного обучения и т.п. являются сегодня методическими составляющими в преподавании гуманитарных наук в не меньшей степени, чем, например, в преподавании наук технических. Новые образовательные технологии в условиях реформирования высшей школы дают преподавателям гуманитарных дисциплин средства для решения задач, которые прежде не могли быть решаемы [9]. Например, дистанционное образование позволяет каждому изучающему гуманитарные дисциплины выстраивать индивидуальную траекторию обучения, обращаясь к созданной для этого специальной информационной среде, и осваивать учебный курс в том темпе и с той глубиной, которые для него наиболее удобны и желательны.

Отмечая позитивные моменты, связанные с внедрением в образовательный процесс новых технологий, в то же время не следует переоценивать их возможности в решении методических и дидактических проблем подготовки будущего специалиста. Более того, следует учитывать, что применение новых образовательных технологий сопряжено с рядом методических проблем, которые при традиционных способах обучения отсутствовали или, по крайней мере, не были столь заметными. Так, для большинства новых форм и технологий обучения свойственна пространственная разобщенность обучаемых и обучающихся. С одной стороны, это одно из преимуществ систем дистанционного и Интернет-обуче-

ния по сравнению с традиционными, так как обеспечивается оперативная обратная связь между обучаемым и обучающим, увеличивается число «степеней свободы» в выборе «маршрута», темпа и содержания обучения. Но, с другой стороны, такая разобщенность одновременно снижает эффективность педагогического общения.

С точки зрения педагогической психологии эффективность общения зависит от ряда факторов, к важнейшим из которых следует отнести: 1) возможность не только передавать информацию, но и уточнять, развивать ее; 2) возможность сочетания информационного, дискуссионного и исповедального типов диалогов; 3) органичное дополнение вербальной речи невербальными средствами общения (жесты, мимика, пантомимика, интонация,диапазон, тональность голоса, включение в речь пауз, смеха, покашливаний, контакт глазами);

4) наличие интерактивных сторон совместной деятельности участников общения);

5) наличие взаимопонимания между участниками общения [10]. Нетрудно заметить, что при использовании некоторых новых технологий обучения названные факторы

либо отсутствуют, либо присутствуют лишь частично.

Актуальным вопросом, связанным с внедрением новых форм и технологий образования, является их слабое воспитательное воздействие. Атомистичность учащихся, их изолированность друг от друга, например при дистанционном обучении, препятствуют возникновению корпоративных связей, затрудняют формирование и усвоение нравственных категорий профессиональной чести и достоинства. Последний момент обязательно следует брать в расчет, когда речь идет о соотношении новых и традиционных образовательных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин. Воспитательная функция этих дисциплин при подготовке инженерно-технических кадров является не только важной, но и системо-образущей. Поэтому все, что в методике преподавания мешает реализации данной функции, должно использоваться в учебном процессе с очень большой осторожностью.

Очевидно, например, что никакие самые совершенные информационные технологии не дадут нужного эффекта, если в основе преподавания не будет лежать живой аудиторный контакт студентов с преподавателем. Только в процессе этого контакта, как показывает опыт, усвоение гуманитарных знаний может стать инструментом формирования личностной позиции.

Поэтому есть опасение, что сокращение количества часов, отводимых в технических вузах на аудиторные занятия по дисциплинам гуманитарного блока, наряду с интенсивным внедрением новых образовательных технологий в учебный процесс, сведет аудиторные контакты студентов с преподавателем к минимуму. Виной тому -наивная вера составителей учебных планов в то, что при изучении гуманитарных наук требуются только тексты, которые студент вполне может осмыслить самостоятельно, без помощи преподавателя, опираясь лишь на методические указания, содержащиеся

в электронных программах, электронных учебниках и приложениях к ним. Между тем, как показывает анализ электронных учебно-методических пакетов, в том числе и созданныхразработчиками РАО по гуманитарным предметам, их содержание вряд ли соответствует задачам формирования гражданского и национального самосознания учащейся молодежи. Многие из них, по существу, являются перелицованными учебниками середины 90-х гг., которые в свое время вызвали единодушную отрицательную реакцию и школьных, и вузовских преподавателей [11].

Необходимость сокращения количества аудиторных занятий сегодня задается новыми образовательными стандартами и обосновывается ссылками на опыт западных вузов, где аудиторная нагрузка (лекции и семинары), действительно на порядок меньше, чем в наших вузах. Она может быть 610 часов в неделю, остальное - самостоятельная работа. Однако при этом не берется в расчет, что самостоятельная работа там отнюдь не предполагает не контролируемое преподавателем «свободное плавание » студента в море электронных текстов. Студент работает в первую очередь с текстами, рекомендованными преподавателем. Он должен прочесть их за оговоренное с преподавателем время и написать за семестр на основе прочитанных текстов несколько эссе, обсудить эти эссе с преподавателем в индивидуальной беседе или на групповом занятии. Самостоятельная работа при такой организации, по сути, является специфической формой аудиторной работы, поскольку предполагает постоянный контакт (более индивидуализированный по сравнению с контактом на лекциях и семинарах) преподавателя и студента, разные формы коммуникативного воздействия (в том числе и воспитательного) первого на второго.

Конечно, на «достройку» личности студента влияют многие факторы, не имеющие прямого отношения к вузовской жизни, но, думается, первостепенное значение в фор-

мировании, по крайней мере, гражданских и нравственных качеств будущих специалистов все же принадлежит непосредственно образовательному процессу, а внутри него - изучению гуманитарных наук: истории, философии, культурологии, психологии, этики и др. Через преподавание этих наук вуз решает задачу аккультурации личности студента, становления его как гражданина своей страны, патриота своего государства, носителя ценностей национальной и мировой культуры.

Только такой профессионал будет в состоянии обеспечивать «... сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений », как это и утверждается в национальной доктрине инженерного образования [12].

Литература

1. Ремарчук В.Н. О гуманитарной подготов-

ке инженеров (некоторые итоги научнометодической конференции)// Высшее образование в России. 2011. № 1. С. 70-72.

2. О готовности вузов к «переходу» (круглый

стол в редакции) // Высшее образование в России. 2011. С. 96-120.

3. Константиновский Д.Л, Вознесенская Е.Д., Дымарская О.Я., Чередниченко Г.А. Социально-гуманитарное образование:

ориентация, практики, ресурсы совершенствования. М.: ЦСП, 2006. 264 с.

4. См.: Багдасарьян Н.Г., Гаврилина Е.А. Еще

раз о компетенциях, или Концепт культуры в компетенциях инженеров // Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 24-28.

5. Колин К. Информационная глобализация

общества и гуманитарная революция // Вестник высшей школы. 2002. № 8. С. 3-9.

6. Образование как фактор национальной бе-

зопасности // Образование и общество. 2003. № 2. С. 36-45.

7. Нэсбитт Дж, Эбурдин П. Что ждет нас в

90-е годы. Мегатенденции. Год 2000. М.: Международные отношения, 1992. 284 с.

8. Состояние гражданского мировоззрения

молодежи: современные тенденции и противоречия // Образование и общество. 2008. №5. С. 3-18.

9. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова

О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.: Информатик, 1995. 302 с.

10. Ушакова М. На пути к обучающемуся обществу (задачи и технологии) // Вестник высшей школы. 2007. № 4. С. 9-15.

11. Кирсанов О.И. Консервативные мысли о перспективе «виртуализации» подготовки специалистов-атомщиков в России // Технология и автоматизация атомной энергетики: Сб. статей. Северск: Изд-во СГТИ, 2004. Т. 2. С. 123-131.

12. См.: Основные принципы национальной доктрины инженерного образования // Ассоциация инженерного образования России. URL: http://aeer.cctpu.edu.ru/ ■капп/ doctrine/ doctrine_3.phtml

KIRSANOV O, KIRSANOVA E. TEACHING HUMANITIES AT TECHNICAL INSTITUTE: METHODOLOGICAL PROBLEMS

The article focuses on the upbringing aspects of training specialists of engineering profile. In educational process of technological institute this component is realized above all through teaching of humanities. Studying humanities develops human features in future specialists. Thus can be solved the task of student’s socialization and acculturation, upbringing the a real citizen of his country, a patriot of his state. The article examines the problem of active introduction of modern educational forms and technologies into humanities teaching process. Nowadays using of computer technologies, educational space of Internet, some elements of distance education makes it possible for every student to built an individual learning traj ectory and to study in the most appropriate way. The authors strongly emphasize that modern information technologies in teaching may not give a real effect as there is no live contact between students and teachers. Only in a case of this contact arising the learning of humanities becomes an instrument for forming student’s personal position.

Key words: engineering education; upbringing function of educational process; humanities at technical institute; technocratic approach to humanitarian component of engineering education; modern educational technologies teaching humanities.

Л.В. РАДИШЕВСКАЯ, канд. филос. наук

Н.Н. КАРПИЦКИЙ, профессор

Стратегия преподавания философии студентам технических специальностей

В статье сравниваются стратегии преподавания философии студентам, обучающимся по гуманитарным, естественно-научным и техническим образовательным программам. Особенности технического мышления создают определенные трудности при работе с философскими идеями. В статье намечены основные подходы к их преодолению.

Ключевые слова: философия, преподавание, педагогика, обучение, технические дисциплины, язык, понимание.

У человека, воспринимающего знания в широком историко-культурном контексте, вырабатывается особая «гуманитарная интуиция ». В зависимости от отрасли гуманитарного знания эта интуиция может проявляться по-разному: в исторической интуиции, позволяющей чувствовать, что реально могло быть в истории, а чего быть не могло, и благодаря этому видеть противоречивость и абсурдность идеологизированных исторических теорий; в эстетическом вкусе, отличающем подлинное произведение искусства от технично изготовленной поделки; в широком философском взгляде, преодолевающем однобокий и ограниченный подход тех или иных объяснительных систем. Г.М. Тарнапольская называет особую интуицию, удостоверяющую подлинность, «онтологической интуицией», раскрывающей «причастность бытию более высокого онтологического статуса» [1, с. 10]. В данном случае речь идет о причастности к культурному пространству, в котором открывается возможность общения и понимания принципиально иных людей и идей. Широта культурной перспективы обеспечивается глубиной проникновения в различные культурные традиции.

О.А. Донских видит смысл образования

в созидании гражданина - члена общества, «который свободно владеет языком этого общества, знает его литературу и историю, понимает его политическую и экономическую структуру, принимает соответствующие юридические нормы» [2, с. 104]. Однако сейчас недостаточно понимания культуры только собственного общества, не менее важно понимание других культурных традиций, и это ставит перед образованием новые задачи.

В последнее время все чаще говорят о том, что именно философия обеспечивает возможность диалога между разными людьми, между представителями разных научных традиций и носителями разных культур, о чем свидетельствуют монографии последних лет [3]. А.Н. Книгин совершенно правильно считает, что «философия есть единая в многообразии область проблем, где идёт перекличка идей между личностями, поколениями, народами, веками» [4, с. 3]. Специфика преподавания философии определена тем, что изучаемый материал может быть понят только в определенном культурном контексте. Этим преподавание философии отличается от преподавания естественно-научных или технических дисциплин. Преподаватель физики,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.