Научная статья на тему 'Значимость гуманитарных дисциплин в техническом вузе'

Значимость гуманитарных дисциплин в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HUMANITARIAN DISCIPLINES / TECHNICAL UNIVERSITY / STUDENTS / FEATURES OF TEACHING / SPECIFICITY / IMPORTANCE OF THE HUMANITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова А.А., Юртаева Л.В.

Рассмотрена необходимость преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе. Рассмотрены особенности усвоения гуманитарных дисциплин студентами, а также особенности преподавания этих дисциплин, учитывая специфику вуза, имеющего техническую направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова А.А., Юртаева Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANCE OF HUMANITARIAN DISCIPLINES IN TECHNICAL HIGHER EDUCATION

The article highlights the importance of teaching humanitarian disciplines in a technical university. The peculiarities of mastering the humanities disciplines by students, as well as the peculiarities of teaching these disciplines, are considered, taking into account the specifics of a university with a technical focus.

Текст научной работы на тему «Значимость гуманитарных дисциплин в техническом вузе»

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

УДК 378.1.017.924

ЗНАЧИМОСТЬ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

А. А. Маркова, Л. В. Юртаева*

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: 2052727@mail.ru

Рассмотрена необходимость преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе. Рассмотрены особенности усвоения гуманитарных дисциплин студентами, а также особенности преподавания этих дисциплин, учитывая специфику вуза, имеющего техническую направленность.

Ключевые слова: гуманитарные дисциплины, технический вуз, студенты, особенности преподавания, специфика, значимость гуманитарных наук.

SIGNIFICANCE OF HUMANITARIAN DISCIPLINES IN TECHNICAL HIGHER EDUCATION

A. A. Магкоуа, L. V. Yurtaeva*

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: 2052727@mail.ru

The article highlights the importance of teaching humanitarian disciplines in a technical university. The peculiarities of mastering the humanities disciplines by students, as well as the peculiarities of teaching these disciplines, are considered, taking into account the specifics of a university with a technical focus.

Keywords: humanitarian disciplines, technical university, students, features of teaching, specificity, importance of the humanities.

Гуманитарные дисциплины являются неотъемлемой частью формирования личности студента. Их преподавание в технических вузах имеет свои особенности, а также имеет огромное значение для образовательного процесса в целом, оказывая влияние на духовную сферу жизни студента, его воспитание, а также на формирование моральных принципов и устоев. Все это помогает создать конкурентно способного специалиста, что немало важно в наши дни. Гуманитарные дисциплины вносят большой вклад в культурное и нравственное развитие обучающихся. В настоящее время перед преподавателями как гуманитарных, так и технических дисциплин стоит важная задача - донести до студентов важность и значимость гуманитарных наук в образовательном процессе, несмотря на техническую направленность вузов [1].

К сожалению, у многих преподавателей гуманитарных дисциплин в технических вузах данная задача вызывает затруднение по следующим обстоятельствам: - преподавание гуманитарных дисциплин в техническом вузе обладает особенностями не только в методике преподавания данных дисциплин, но и в самом содержании предметов, а также в условиях подготовки к проведению занятий и контроле полученных знаний у студентов. В связи с этим преподавателю необходимо строить занятие таким образом, чтобы найти подход к каждому студенту и донести, до него ту информацию, которая будет полезной в его будущей профессиональной деятельности;

- интересы студентов технических вузов в основном направлены на изучение естественных и технических наук, а значит, тяги к гуманитарным дисциплинам как таковой они не имеют, что и затрудняет процесс их изучения. Это связано с тем, что студенты технических вузов не видят практической значимости гуманитарных дисциплин в своей будущей профессиональной деятельности, у них отсутствует желание выходить за рамки комфортных для них условий и получать новые знания, которые могли бы им дать гуманитарные науки. Для того чтобы раскрыть в студентах интерес к изучению гуманитарных дисциплин, необходимо мотивировать их более полноценным завершением образования, разъясняя им, что знаний только по техническим наукам на данный момент не достаточно для формирования конкурентно способного специалиста и успешной реализации своих талантов в трудовой сфере;

- гуманитарным наукам тяжело оказывать влияние и проявлять воспитательную функцию по отношению к студентам, так как это уже почти полностью сформировавшиеся личности со своими принципами и взглядами на жизнь. В свою очередь современное общество остро нуждается в привитии студентам культуры, наделяя гуманитарные науки высоким приоритетом. Ценность гуманитарных дисциплин с каждый годом становится все выше, это объясняется понижением уровня культуры общества, изменением моральных ценностей и отсутствия того багажа знаний, бла-

Решетневские чтения. 2018

годаря которому человеку способен стать не только специалистом, но и духовной развитой личностью, что немало важно в настоящее время. Именно гуманитарные науки способны помочь студентам в саморазвитии, что является одной из целей современного высшего образования.

В то же время, человек должен быть открыт для всего нового и научиться принимать, как материальную часть мира, так и его духовную составляющую. Всё это подтверждает слова М. А. Акоповой, которая утверждает, что «при изучении дисциплин гуманитарного блока делается акцент на формирование личности обучаемого, владеющего технологией творческого труда, позволяющей не только усваивать готовое знание, но и генерировать новое» [2].

Поэтому необходимо регулярно показывать студентам, что гуманитарные науки способны развивать творческое мышление, которое опять же станет большим плюсом в багаже полученных знаний. Благодаря этому, студент как будущий специалист сможет находить неординарные решения поставленный задач, с легкостью решать вопросы и проблемы, так как его мышление не ограничено рамками, а также творчески сможет подходить к своей работе;

- рассуждения и мышление студентов технических вузов значительно отличается от студентов гуманитарных вузов. Учитывая этот факт педагогам необходимо находить специальный подход и составлять такой план занятий, который позволит сделать изучение гуманитарных дисциплин для студентов технических вузов более доступным. Возможно, преподавателю необходимо предоставлять изучаемый материал в таком виде, в котором студентам будет проще ориентироваться, так сказать будет иметь привычный для них вид. Так как для студентов это является дополнительной нагрузкой, так как для них освоение гуманитарных дисциплин является второстепенной задачей, с которой подчас им нелегко справляться. Им приходится сталкиваться с множеством проблем при изучении таких дисциплин, поэтому роль преподавателя - помочь студентам найти правильный подход к изучению и усвоению гуманитарных наук [3; 4].

Все это объясняется тем, что предметы, напрямую не относящиеся к выбранной студентом специальности, которые требуют непривычных методов мышления, зачастую воспринимаются как ненужные, в изучении которых студенты не видят нужды. В этих условиях преподаватель должен тратить дополнительные усилия и время, чтобы доказать необходимость и уместность получения таких знаний, а также обосновать их значимости в будущем не только как специалиста, но и личности [5].

Таким образом, изучение гуманитарных наук и присутствие их в программе обучения технических вузов действительно необходимо, так как в настоящее время студент важен не только как высококвалифицированный специалист, но и как многогранно развитая личность.

Библиографические ссылки

1. Юртаева Л. В., Алашкевич Ю. Д., Формирование профессиональной культуры будущего специалиста на основе гуманитаризации образовательного процесса : монография. Красноярск : ИПНО РАО, 2013. 160 с.

2. Акопова М. А. Высшее профессиональное образование в России: проблемы и перспективы // Вопросы методики преподавания в вузе. 2003. № 5. С. 3-8.

3. Котельников Г. А. Гуманитаризация высшего образования как фактор формирования нравственной культуры студентов. Белгород : БелГТАСМ, 1998. 52 с.

4. Проблемы гуманитаризации технического образования / В. Н. Васильев, Г. Н. Дульнев В. М. Золотарев, А. М. Коровкин // Новые направления гуманитарной составляющей технического образования. 2002. № 2. С. 171.

5. Сенашенко В. С., Медникова Т. Б. Компетент-ностный подход в высшем образовании: миф и реальность // Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 34-46.

References

1. Yurtaeva L. V., Alashkevich J. D., the Formation of professional culture of the future specialist on the basis of humanization of educational process: monograph. Krasnoyarsk: ipno RAO. 2013. 160 p.

2. Akopova M. A. Vysshee professional'noe obra-zovanie v Rossii: problemy i perspektivy // Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze. 2003. № 5. Р. 3-8.

3. Kotel'nikov G. A., Grichanikova I. A. Guma-nitarizatsiya vysshego obrazovaniya kak faktor formiro-vaniya nravstvennoy kul'tury studentov. Belgorod: BelGTASM, 1998. 52 р.

4. Problemy gumanitarizatsii tekhnicheskogo obrazovaniya / V. N. Vasil'ev, G. N. Dul'nev, V. M. Zolotarev, A. M. Korovkin // Novye napravleniya gumanitarnoy sostavlyayushchey tekhnicheskogo obrazovaniya. 2002. № 2. Р. 171.

5. Senashenko V. S., Mednikova T. B. Kompetent-nostnyy podkhod v vysshem obrazovanii: mif i real'nost' // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2014. № 5. Р. 34-46.

© Маркова А. А., Юртаева Л. В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.