рые исключены; 2) рабочие программы некоторых дисциплин дополнены определенными темами; 3) скорректированы программы практик.
Кроме того, некоторые кафедры организовали работу кружков, позволяющих более подробно изучать определенные темы, необходимые выпускникам в ходе выполнения выпускной квалификационной работы и дальнейшей профессиональной деятельности.
Данное исследование позволило решить основную задачу, поставленную перед университетом в 2011— 2012 уч. г., - скорректировать основные образовательные программы с учетом интересов работодателей.
© Рожнова Е. С., Абдразаков Р. И., 2014
УДК 372
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
М. В. Савельева
С Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Гуманитарная составляющая подготовки выпускника технического университета, несомненно, играет важную роль, следовательно, ее функция не может и не должна сводиться только лишь к качественному преподаванию гуманитарных дисциплин и воспитанию студентов. На современном этапе обеспечение междисциплинарного сотрудничества в вузе при активном участии в этом процессе преподавателей гуманитарных дисциплин можно рассматривать как один из ведущих подходов в подготовке выпускников.
Ключевые слова: междисциплинарное сотрудничество, подход, гуманитарная составляющая подготовки выпускников, гуманитарные дисциплины.
INTERDISCIPLINARY COOPERATION TO TECHNICAL UNIVERSITY GRADUATES' TRAINING OF HIGH-QUALITY
M. V. Savelyeva
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
The humanitarian constituent of training technical university graduates is evidently of great importance; therefore, its function has much broader scope than teaching humanitarian disciplines of high-quality and students' upbringing. Currently interdisciplinary cooperation at the university with participation of educators in humanities can be considered a leading approach to graduates' training.
Keywords: interdisciplinary cooperation, approach, humanitarian constituent of training graduates, humanities.
Решая задачи по модернизации общества, Россия остро нуждается в научно-технических кадрах. Отличительными характеристиками выпускников нового поколения технического вуза должны стать предприимчивость, качественная профессиональная подготовка, быстрая адаптация к изменениям в средствах производства и мощному развитию наукоемких отраслей, а также восприимчивость к инновациям и обучаемость. Таким образом, сегодняшние выпускники - непосредственные участники формирования новой технологической культуры, а вузы способствуют воспитанию и становлению новых личностей, новых профессионалов, что является почетной миссией. Чтобы с ней справиться, без сомнения, нужны передовые технологии в образовании.
Коллеги, преподающие технические и естественные дисциплины, находятся в активном поиске наиболее эффективных педагогических технологий для реализации поставленной ФГОС задачи - подготовить профессионалов, способных модернизировать, изобретать, внедрять и совершенствовать. Гуманитарное образование, несмотря на признанную значимость, по-прежнему, на перепутье. По мнению некоторых исследователей, складывается впечатление, что сущность гуманитаризации как социально-педагогического феномена, до сих пор не раскрыта, отсутствует четко обозначенная общая концепция гуманитаризации образования [1]. Ясно одно, гуманитарии больше не ощущают свою ведущую роль в образовательном процессе, их дисциплины носят в техническом вузе,
Развитие системы качества подготовки выпускников в вузе
скорее, обслуживающий, прикладной характер. Это, с одной стороны, обусловлено сокращением учебного времени для подготовки выпускника с переходом на Болонскую систему, с другой стороны, отсутствием мотивации к изучению гуманитарных дисциплин у большинства студентов технических вузов, настроенных прагматично на изучение специальных дисциплины, зарабатыванию денег.
Подобное положение дел не замедлило сказаться, у более половины современных выпускников наблюдается низкий уровень культуры, неразвитый кругозор, отсутствие гибкого мышления, иногда неадекватное поведение, нетерпимое восприятие инакомыслия, низкая культура речи. Подобные характеристики могут проявиться у студентов любых направлений подготовки, и особенно ощутимы, если студентам приходится решать какие-либо задачи самостоятельно: поиск исследовательских материалов, подготовка письменных работ, выступление с докладом и презентацией и другие задания становятся для них невыполнимыми, заставляют искать способы уклониться от них. То есть, наблюдается несформированность таких ключевых компетенций современных профессионалов, как
- личная компетенция, то есть личный опыт получения и обращения со знаниями, что предполагает умение того или иного специалиста правильно «входить в знание» и самостоятельно работать;
- социальная компетенция и социальная ответственность, то есть умение улаживать социальные конфликты и нивелировать различие интересов, а также толерантно и уважительно относиться к тем, кто думает иначе, чем все;
- инструментальная компетенция, то есть знание общих базовых техник работы с информацией: в настоящее время во всех странах без исключения такими основными техниками получения актуальных знаний называются компьютерные и коммуникативные средства [2].
Дело не в том, что в рабочих планах дисциплин не предусмотрены творческие задания, выполняя которые, студенты бы практиковались, и последующие серьезные задания не вызывали бы у них неприятие. Корни проблемы значительно глубже - их не научили самостоятельности, всегда был преподаватель, консультант, репетитор, готовый оказать любую помощь, даже выполнить все задания вместо студента.
Изначально, при поступлении в вуз, студенты настроены на минимальные усилия в изучении дисциплин, связанных с их будущей профессией, ими демонстрируется слабая потребность в саморазвитии и самообразовании. Творческий потенциал практически отсутствует. Любая задача, связанная всего лишь с самостоятельным поиском литературы для ее дальнейшего анализа, воспринимается некоторыми студентами с отторжением. К сожалению, некоторые студенты относятся к заданиям, требующим приложения усилий и временных затрат, как насилие над их личностью, что делает их обучение в вузе невыносимым. Отсюда преподавателям приходится сталкиваться с пропусками своих занятий студентами, плохой подготовкой студентов, и, как следствие, плохими
отзывами о курсе. Картина складывается не самая привлекательная: чтобы получать приличные оценки от студентов, преподавателю приходится мириться с их слабым уровнем развития, подбирая задания, не слишком затрудняющие студентов.
Вследствие чего, выпускник технического вуза, будущий профессионал не выглядит привлекательно для будущего работодателя, осознающего необходимость дополнительных материальных вложений в его переподготовку. Со стороны выпускника также не наблюдается особенного стремления поработать в качестве сотрудника какого-либо серьезного предприятия, на котором существует строгая дисциплина и требования ко всем сотрудникам. Отсюда же появляется желание псевдо самостоятельности со стороны выпускников, их не слишком удачные самостоятельные проекты по созданию собственных фирм, разочарование в профессии, вместо дальнейшего развития профессиональных навыков.
Анализируя сложившуюся ситуацию, студентам старших курсов различных направлений подготовки Сибирского государственного аэрокосмического университета была предложены анкета, цель которой -выяснить: в какой степени студенты осознают требования будущей профессиональной деятельности, и каким образом, например, изучаемая дисциплина «технический перевод» может способствовать их будущей успешной карьере. После обработки анкет результаты получились следующие:
- около 30 % будущих выпускников не вполне осознают особенности их будущей профессии, не представляют, какие профессиональные качества им нужно развивать.
- 41 % не видят связи изучаемых дисциплин.
Даже опираясь на эти цифры, можно сделать вывод о недостаточном общении между преподавателями и студентами в процессе изучения вузовских дисциплин. Сказывается отсутствие опоры на дисциплины гуманитарного цикла при изучении специальных дисциплин, и наоборот, недостаточную подготовку студентов к восприятию себя в профессии и обществе. Хотя, без сомнения, преподавателями тратятся огромные усилия по передаче знаний, но, они остаются просто теорией, если студенты не находят им практического применения в своей жизни.
На личном опыте можно также констатировать, что не всегда существует возможность довести до сведения своих студентов дополнительную информацию о научных мероприятиях, это показывают рейтинговые оценки преподавателей, проставленные студентами. У 50 % преподавателей балл за приглашение студентов к ведению совместных научных исследований и доведение информации об актуальных научных направлениях на кафедре и факультете не превышает 85 %. Балл высокий, но ведь не 100 %, а, следовательно, какая-то часть студентов не вполне удовлетворена данным видом работы со стороны преподавателей. Значит, скорее всего, эта категория студентов, не видит развития своих преподавателей, как исследователей, не извлекает положительного примера для себя.
При всем вышесказанном, университетом делается действительно очень многое, чтобы жизнь студентов
была насыщенной и динамичной: лекции и семинары ведущих профессоров, научные конференции, организация культурного досуга и спортивной жизни. Не следует забывать, что в каждой группе есть студенты, для которых их будущая профессиональная деятельность не связана с подготовкой, получаемой в университете. Очень возможно, они пересмотрят в дальнейшем свое отношение к полученным знаниям и сформированным навыкам в стенах Alma Mater, но для преподавателей необходимо осознавать существующее положение дел и действовать.
Нужно больше совместных проектов для преподавателей гуманитарных дисциплин и технических дисциплин, не только для осведомленности и тех, и других, но и для привлечения студентов в эти проекты, преемственность в оценивании, всестороннее развитие. Фантазируя на заданную тему, можно предложить дополнить командное обучение студентов командной работой всех преподавателей, участвующих в данном процессе.
Совместные проекты преподавателей по поиску и разработке таких форм работы, где бы нашлось место всем специалистам, способствовали бы более активному развитию междисциплинарных связей. Результатом подобно сотрудничества могут стать совместные статьи, разработка новых педагогических технологий.
Более четкий отбор компетенций выпускающими кафедрами, предназначенных для формирования при
изучении гуманитарных дисциплин в вузе, а также требования работодателя к подготовке выпускников, охватывающие не только профессиональную подготовку, но и гуманитарную составляющую этой подготовки, также дадут возможность повысить их качество.
Библиографические ссылки
1. Душкова Н. А. О проблемах гуманитарного образования в техническом вузе (на примере преподавания отечественной истории) // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2011. № 1. С. 34-37.
2. Потёмина Т. А. Иноязычная компетенция в аспекте междисциплинарных связей // Вестник Рос. гос. ун-та им. И. Канта. 2009. Вып. 2. С. 83-87.
References
1. Dushkova N. A. O problemah gumanitarnogo obrazovanija v tehnicheskom vuze (na primere prepodavanija otechestvennoj istorii) (To the problems of higher education at technical university) // Vestnik VSU. Serija: Problemy vysshego obrazovanija. 2011, № 1, p. 34-37.
2. Potemina T. A. Inojazychnaja kompetencija v aspekte mezhdisciplinarnyh svjazej. (Foreign language competence within the aspect of interdisciplinary approach) // Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo universiteta im. I. Kanta. 2009. Vyp. 2, р. 83-87.
© Савельева М. В., 2014
УДК 378
ПОЛИТИКА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ЕВРОПЕЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ УНИВЕРСИТЕТОВ. СТАНДАРТЫ, ПРОЦЕДУРЫ И ПРИНЦИПЫ
Т. В. Сильченко
Сибирский федеральный университет Российская Федерация, 660074, г. Красноярск, просп. Свободный, 79 E-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу совершенствования деятельности по обеспечению качества подготовки выпускников вузов в направлении деятельности Берлинского Коммюнике, Совета Европейской ассоциации университетов, где предлагается признать важную роль высших учебных заведений в повышении качества выпускников и призывает ЕАОКразработать согласованный свод стандартов, процедур и принципов измерения качества.
Ключевые слова: болонский процесс, стандарты, процессы качества образования.
QUALITY POLICIES OF THE EUA. STANDARDS, PROCEDURES AND PRINCIPLES
T. V. Silchenko
Siberian Federal University 79, Svobodny prosp., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation E-mail: [email protected]
This article analyzes the improvement activities to ensure the quality of college graduates in the direction of the activities of the Berlin Communiqué, the Council of the European University Association, serving to recognize the