Например, по результатам анкетирования «Оценка преподавателя» выявлена высокая степень удовлетворенности студентов СибГАУ качеством преподавания и из года в год прослеживается рост показателей. Средний балл преподавателей находится в пределах от 4,3 до 4,47 баллов по 5-ти балльной шкале.
Как показывает практика, вовлечение студентов в процессы оценки качества образования и проведение систематического мониторинга позволяет улучшить качество образования. Мониторинг теснейшим образом связан с основными видами управленческих действий и благодаря его результатам, проведению корректирующих действий цикл управления образовательным процессом становится замкнутым.
Библиографические ссылки
1. ГОСТ ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» / под ред. Н. Н. Кузьминой, М. : ФГУП «Стандартинформ», 2012.
2. Федоров В. К., Епанешникова И. К. Особенности обеспечения качества подготовки специалистов
в области инновационного менеджмента // Методы менеджмента качества - 2012. № 5. С. 26-30.
3. Окунева Т. Г., Куприянова О. А., Дапкунайте Е. И. Система менеджмента качества в образовании: опыт СибГАУ // Новые информационные технологии и менеджмент качества. 2011. С. 155-157.
Refrences
1. GOST ISO 9000-2011 Quality Management System. Fundamentals and vocabulary / by ed. N. N. Kuzmina. M. : FSUE "Standartinform", 2012.
2. Fedorov V. K., Epaneshnikov I. K., Features ensure the quality of training in the field of innovation management // Methods of Quality Management. 2012. № 5, p. 26-30.
3. Okuneva T. G., Kupriyanov O. A., Dapkünaité E. I. System of quality management in education: experience SibSAU // New information technologies and quality management. 2011, p. 155-157.
© Окунева Т. Г., 2014
УДК 378
ОПЫТ КОРРЕКТИРОВКИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ФГБОУ ВПО «ТЮМГАСУ» НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МНЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
Е. С. Рожнова, Р. И. Абдразаков
Тюменский государственный архитектурно-строительный университет Российская Федерация, 625000, г. Тюмень, ул. Луначарского, д. 2 E-mail: [email protected]
Необходимость исследования мнения работодателей. Основные положения программы исследования работодателей. Основные результаты исследования мнения работодателей. Корректировка основных образовательных программ на основе полученных результатов.
Ключевые слова: работодатели, исследование мнений работодателей, корректировка образовательных программ.
EXPERIENCE ADJUSTMENTS OF BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS IN TYUMGASU BASED OPINION SURVEY OF EMPLOYERS
E. S. Rozhnova, R. I. Abdrazakov
Tyumen State University of Architecture and Civil Engineering 2, Lunacharskogo str., Tyumen, 625001, Tyumen Region, Russian Federation
E-mail: [email protected]
The need to study the views of employers. The main provisions of the research program of employers. The main results of the study the views of employers. Adjustment of basic educational programs on the basis of the results obtained.
Keywords: employers seek the views of employers, the adjustment of educational programs.
Необходимость проведения исследования мнения работодателей для образовательного учреждения в настоящее время не вызывает сомнений.
В руководстве для участников конкурса Рособрнад-
зора 2011 года «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» указана необходимость приведения информации, полученной через обратную связь от ра-
ботодателей о подготовке выпускников, взаимоотношениях образовательного учреждения с работодателями и привлекательности (имидже) образовательного учреждения. В соответствии с этими требованиями в ФГБОУ ВПО «ТюмГАСУ» разработана программа исследования работодателей, приведенная далее.
Цель программы - определение требований, пожеланий и мнений работодателей ФГБОУ ВПО «Тюм-ГАСУ».
Задачи программы:
• определение соответствия уровня подготовки выпускников требованиям и пожеланиям работодателей;
• определение требований работодателей к выпускникам;
• установление наиболее оптимальных для работодателей форм сотрудничества с выпускающими кафедрами в рамках образовательного процесса;
• определение желания работодателей развивать связи и сотрудничать с ФГБОУ ВПО «ТюмГАСУ» по различным направлениям деятельности;
• установление мнения работодателей об уровне доступности, информационной открытости, гибкости, активности, отзывчивости и надежности работников ФГБОУ ВПО «ТюмГАСУ»;
• определение желания работодателей рекомендовать ФГБОУ ВПО «ТюмГАСУ» в качестве партнера другим (потенциальным) организациям-работодателям;
• определение предпочтений работодателей ФГБОУ ВПО «ТюмГАСУ».
Срок проведения анкетирования: с 17 октября 2011г. по 30 ноября 2011г. Вид анкетирования - единовременное. Тип анкетирования - интервью.
Объем выборки - 160 предприятий. Сотрудники каждой из выпускающих кафедр (всего 16) опрашивают по 10 предприятий, не менее 5 из которых должны являться крупными и средними (численность сотрудников свыше 100 чел.).
Анкета имеет следующий вид (см ниже).
Анкета
Дата анкетирования: Наименование предприятия: Юридический адрес:
Списочное количество сотрудников: □ до 100 чел Информация о респонденте: Занимаемая должность Ф. И. О.
Контактный телефон
□ свыше 100 чел Информация об интервьюере: Занимаемая должность Ф. И. О.
Выпускники какой специальности работают на Вашем предприятии? (перечислены все направления университета)
1. Насколько Вы в целом удовлетворены уровнем подготовки выпускников?
□ Полностью удовлетворен
□ Удовлетворен
□ Затрудняюсь ответить
□ Неудовлетворен
□ Полностью неудовлетворен
2. Если на предыдущий вопрос Вы ответили «Неудовлетворен» или «Полностью неудовлетворен», то почему?
3. Укажите степень важности для Вас профессиональных компетенций?
(наименование специальности)
Профессиональные компетенции1 важно затрудняюсь ответить не важно
4. Каких профессиональных и/или личностных компетенций (качеств, специальных знаний и умений), на Ваш взгляд, не хватает выпускникам, чтобы соответствовать современным требованиям производства?
(наименование специальности)
Профессиональные Личностные
1 Согласно ФГОС ВПО направления и учебного плана
5. Отметьте, в каких формах сотрудничества в рамках образовательного процесса с ФГБОУ ВПО ТюмГАСУ Вы участвуете в настоящее время и в каких хотите участвовать?
Формы сотрудничества Участвуем Хотим участвовать
проведение части учебных занятий (лекций, мастер-классов, практик, лабораторных работ);
работа с кафедрами по содержанию подготовки студентов (разработка, согласование рабочих программ, программ практик и других элементов ООП)
рецензирование ВКР, курсовых работ
договоры на целевую подготовку студентов
предоставление мест производственной практики
стажировка студентов
участие в защите дипломных проектов
не сотрудничаем
Другие формы
6. Отметьте, в каких направлениях сотрудничества с ФГБОУ ВПО ТюмГАСУ Вы участвуете в настоящее время и в каких хотите участвовать?
Направления сотрудничества Участвуем Хотим участвовать
Участие в конференциях
Публикации в печатных изданиях вуза
Стажировка преподавателей
Научная площадка для аспирантов
Дни открытых дверей предприятий для выпускников, ярмарки выпускников
Анкетирование работодателей
Заключение договоров на трудоустройство выпускников
Реклама
Материально-техническое снабжение
Типографские услуги
Услуги СК «Зодчий»
Заключение договоров на выполнение проектных и других работ
Попечительский совет фонда развития ФГБОУ ВПО ТюмГАСУ
Не сотрудничаем
Другие формы
7. Укажите Ваше мнение о сотрудниках университета по указанным аспектам (для тех, кто сотрудничает с ФГБОУ ВПО ТюмГАСУ)?
Высокое Хорошее Среднее Низкое Очень низкое
Уровень доступности
Информационная открытость
Гибкость
Активность
Отзывчивость
Надежность
8. Будете ли Вы рекомендовать ФГБОУ ВПО ТюмГАСУ своим контрагентам в качестве партнера?
□ Да
□ Нет
□ Не знаю
9. При трудоустройстве выпускника какого вуза вы выберите? (перечислены все вузы-конкуренты и наш вуз) Информация о лице, ответственном за связь с университетом Занимаемая должность ФИО
Контактный телефон E-mail
Интервьюер Респондент
(подпись) (подпись, печать)
Распределение ответственности за реализацию программы исследования представлена в таблице.
Ответственность за реализацию программы
Мероприятие Ответственный исполнитель (должность, Ф. И. О.) Дата реализации
Опрос работодателей Ответственный представитель кафедры, назначенный заведующим кафедрой 17.10.2011-18.11.2011
Обработка анкет и составление отчета в рамках кафедры Ответственный представитель кафедры, назначенный заведующим кафедрой, заведующий кафедрой 22.11.2011-30.11.2011
Составление сводного отчета по университету Специалист отдела по качеству образования 5.12.2011-12.12.2011
Финансирование программы: за проведение одного интервью с представителем работодателя стимулирующая надбавка - 300 руб., за составление одного отчета на кафедре об анкетировании работодателей -1000 руб.
Результаты исследования (приведены ниже) были представлены в общем отчете и в отчетах каждой выпускающей кафедры.
Анализ соответствия уровня подготовки выпускников университета требованиям и пожеланиям работодателей позволяет сделать вывод о том, что почти 86 % опрошенных работодателей удовлетворены или полностью удовлетворены уровнем подготовки выпускников.
Однако есть и те, кто не удовлетворены уровнем подготовки выпускников (7 %). Основными причинами неудовлетворенности явились:
• незнание студентами современных технологий, оборудования, методов, программ и т. п.;
• отсутствие у студентов практических навыков работы.
Анализ сотрудничества работодателей с выпускающими кафедрами в рамках образовательного процесса показал, что на момент проведения исследования большинство опрошенных работодателей (75%), сотрудничали с университетом в разных формах в рамках образовательного процесса. Большинство из них планируют сотрудничать и далее. При этом самой популярной формой сотрудничества работодателей в рамках образовательного процесса является «предоставление мест производственной практики», а наименее популярной - «договоры на целевую подготовку студентов».
Анализ направлений сотрудничества работодателей с университетом в целом показал, что на момент
проведения анкетирования с университетом по разным направлениям деятельности сотрудничали 67 % опрошенных работодателей. Самым популярным направлением сотрудничества работодателей с университетом является «анкетирование работодателей», а наименее популярным - «проведение научных изысканий в рамках утвержденных программ».
Анализ мнения работодателей о качествах сотрудников ФГБОУ ВПО «ТюмГАСУ» позволяет сделать вывод о том, что в основном работодатели удовлетворены качествами сотрудников университета, при этом удовлетворенность снижается от первого критерия к шестому: отзывчивость, надежность, уровень доступности, информационная открытость, активность, гибкость.
Большинство опрошенных работодателей (86 %) ответили положительно на вопрос «Будете ли Вы рекомендовать ФГБОУ ВПО ТюмГАСУ своим контрагентам как партнера?», 14 % - затруднились ответить на вопрос.
В целом опрошенные работодатели предпочитают выпускников нашего университета, однако по отдельным направлениям предпочтения работодателей носят более разрозненный характер.
Задачу по определению требований работодателей к выпускникам выпускающие кафедры решали самостоятельно: во-первых, им необходимо было узнать, как работодатели оценивают по степени важности профессиональные компетенции, указанные во ФГОС, во-вторых, узнать каких профессиональных и личных качеств не хватает нашим выпускникам.
В результате анализа этой информации были внесены следующие изменения в основные образовательные программы: 1) в учебных планах в вариативной части некоторые дисциплины добавлены, некото -
рые исключены; 2) рабочие программы некоторых дисциплин дополнены определенными темами; 3) скорректированы программы практик.
Кроме того, некоторые кафедры организовали работу кружков, позволяющих более подробно изучать определенные темы, необходимые выпускникам в ходе выполнения выпускной квалификационной работы и дальнейшей профессиональной деятельности.
Данное исследование позволило решить основную задачу, поставленную перед университетом в 20112012 уч. г., - скорректировать основные образовательные программы с учетом интересов работодателей.
© Рожнова Е. С., Абдразаков Р. И., 2014
УДК 372
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
М. В. Савельева
С Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Гуманитарная составляющая подготовки выпускника технического университета, несомненно, играет важную роль, следовательно, ее функция не может и не должна сводиться только лишь к качественному преподаванию гуманитарных дисциплин и воспитанию студентов. На современном этапе обеспечение междисциплинарного сотрудничества в вузе при активном участии в этом процессе преподавателей гуманитарных дисциплин можно рассматривать как один из ведущих подходов в подготовке выпускников.
Ключевые слова: междисциплинарное сотрудничество, подход, гуманитарная составляющая подготовки выпускников, гуманитарные дисциплины.
INTERDISCIPLINARY COOPERATION TO TECHNICAL UNIVERSITY GRADUATES' TRAINING OF HIGH-QUALITY
M. V. Savelyeva
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
The humanitarian constituent of training technical university graduates is evidently of great importance; therefore, its function has much broader scope than teaching humanitarian disciplines of high-quality and students' upbringing. Currently interdisciplinary cooperation at the university with participation of educators in humanities can be considered a leading approach to graduates' training.
Keywords: interdisciplinary cooperation, approach, humanitarian constituent of training graduates, humanities.
Решая задачи по модернизации общества, Россия остро нуждается в научно-технических кадрах. Отличительными характеристиками выпускников нового поколения технического вуза должны стать предприимчивость, качественная профессиональная подготовка, быстрая адаптация к изменениям в средствах производства и мощному развитию наукоемких отраслей, а также восприимчивость к инновациям и обучаемость. Таким образом, сегодняшние выпускники - непосредственные участники формирования новой технологической культуры, а вузы способствуют воспитанию и становлению новых личностей, новых профессионалов, что является почетной миссией. Чтобы с ней справиться, без сомнения, нужны передовые технологии в образовании.
Коллеги, преподающие технические и естественные дисциплины, находятся в активном поиске наиболее эффективных педагогических технологий для реализации поставленной ФГОС задачи - подготовить профессионалов, способных модернизировать, изобретать, внедрять и совершенствовать. Гуманитарное образование, несмотря на признанную значимость, по-прежнему, на перепутье. По мнению некоторых исследователей, складывается впечатление, что сущность гуманитаризации как социально-педагогического феномена, до сих пор не раскрыта, отсутствует четко обозначенная общая концепция гуманитаризации образования [1]. Ясно одно, гуманитарии больше не ощущают свою ведущую роль в образовательном процессе, их дисциплины носят в техническом вузе,