ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОBAHИЯ DISSERTATION RESEARCH
УДК 378 Е.Ю. РЕЙНБАХ
кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и управления, Орловский государственный институт искусств и культуры E-mail: [email protected]
UDC 378 E.Y. REYNBAKH
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of economics and management, Orel State
Institute of Arts and Culture E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА И ОРГАНИЗАЦИЙ-РАБОТОДАТЕЛЕЙ THE SPECIFICITY OF THE INTERACTION OF THE CREATIVE UNIVERSITY AND EMPLOYERS
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме участия работодателей в образовательной деятельности вузов и оценке ее качества в контексте современного законодательства. Автор раскрывает задачи, формы и виды деятельности ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры» по построению системы взаимодействия вуза и организаций-работодателей.
Ключевые слова: партнерство «вуз-работодатель», международное сотрудничество, система менеджмента качества, качество подготовки выпускников.
The article is devoted to the urgent problem of employers participation in the educational activities of universities and the assessment of its quality in the context of current legislation. The author reveals the objectives, forms and activities of FSBEIHPE «Orel state Institute of arts and culture» to build a system of cooperation between higher education institutions and organizations of employers.
Keywords: partnership "University-employer", international collaboration, quality management system, the quality of graduates" training.
В современной России региональные рынки труда предъявляют достаточно высокие требования к профессиональной компетенции выпускников вузов. Трудоустройство по специальности, как правило, зависит от соответствия между знаниями и навыками, полученными в результате обучения, и требованиями работодателей. В связи с этим успешное трудоустройство выпускников все больше зависит от ориентации образовательных программ на современный рынок труда, а также участия работодателей в образовательной деятельности и оценке ее качества.
Построение эффективных моделей взаимодействия вузов и организаций-работодателей путем разностороннего сотрудничества со стратегическими партнерами на основе интеграции интеллектуального потенциала и творческих ресурсов начали формироваться сравнительно недавно. Организационно-правовые аспекты такого взаимодействия регламентируются на государственном уровне. Вступивший в силу с 1 сентября 2012 года Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ (далее Закон) впервые предоставил работодателям возможность активно участвовать в правоотношениях сферы образования. Работодатели и их объединения получили официальный статус участников отношений в сфере образования (гл. 1. ст.2, гл.2 ст.10 Закона) и вошли в систему образования в качестве равноправных партнёров.[1]
Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации имеют возможность влиять на
содержание профессионального образования, контролировать качество подготовки выпускников, участвовать в разработке ФГОСов, проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, участвовать в проведении государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам (ст. 96 Закона). [1]
В государственной программе РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» говорится о приоритете взаимодействия с работодателями в рамках деятельности, направленной на повышение результативности функционирования образовательных организаций высшего образования с учетом их специализации. Основными мероприятиями в этом направлении являются сближение программ профессионального образования с реальными потребностями работодателей через внедрение программ прикладного бакалавриата, а также стимулирование работодателей к созданию образовательных организаций профессионального образования, в которых предусмотрено совмещение теоретических знаний с практическим обучением на предприятиях. [2]
Таким образом, в современных условиях партнерство «вуз-работодатель» в сфере образования представляет собой двусторонний процесс, выгодный для обеих сторон. Для вузов активное взаимодействие в рамках партнерства является важным фактором развития, позволяющим привлекать дополнительные источники финансирования, осуществлять международное сотруд-
© Е.Ю. Рейнбах © E.Y. Reynbakh
ничество, формировать положительный имидж в глазах общественности и научного сообщества.
В отечественной практике механизмы взаимодействий в рамках партнерства «вуз-работодатель» специфичны для различных вузов. В ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры» система партнерства с работодателями ориентирована на взаимовыгодные отношения и базируется на реализации долгосрочных договоров и проектов, в том числе в рамках международного сотрудничества. В немалой степени этому способствует внедренная в вузе система менеджмента качества, которая успешно прошла сертификацию, подтверждающую соответствие системы качества организации требованиям ГОСТ РИСО 9001-2008. [4]
Отношения института с работодателями охватывают образовательную, научную, творческую сферы деятельности и реализуются в разнообразных формах (рис.1).
Одним из приоритетных направлений творческой работы коллективов и отдельных исполнителей института является обеспечение концертно-исполнительской практики на профессиональных сценах города, области и региона. На базе сценических площадок института ежегодно реализуются крупные творческие проекты: Международный конкурс-фестиваль современного искусства «Созвездие Орла», Международный фестиваль студенческих фильмов ВГИК, Международный фестиваль-конкурс вокальных ансамблей
«Благодарение», Всероссийский фестиваль-конкурс русского народного танца «Храним наследие России», Межрегиональный конкурс исполнителей народной песни «Орел сизокрылый», региональный конкурс исполнителей на русских народных инструментах, городской, межвузовский конкурс патриотической песни «Моя Россия» и т.д. Все вышеперечисленные фестивали и конкурсы стали настоящей «визитной карточкой» института.
Продвижение бренда вуза и его популяризацию в России и за рубежом обеспечивают 19 творческих коллективов, объединяющих в общей сложности около 400 студентов: фольклорный ансамбль «Каравай», хореографический ансамбль «Радуга», учебный театр «Диагональ», вокальный секстет «Мужской стиль» и др. Более 50 студентов выступают в качестве солистов (вокал, фортепиано, оркестровые народные инструменты, танцевальный и разговорный жанры и др.).
Институт активно сотрудничает с государственными и общественными структурами в части реализации социально-творческих заказов, организации и проведения совместных творческих проектов, культурных социально значимых акций, в процессе подготовки которых студенты зачастую находят место своей работы. Традиционными партнерами вуза являются: Министерство культуры Российской Федерации, Институт художественного образования Российской академии образования, Департамент образования, молодежной политики и спорта Орловской области, Управление культуры и архивного дела Орловской области, УМВД России по Орловской области, Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Орловской области, Управление Федеральной миграционной службы России по Орловской области, Управление Федеральной службы безопасности РФ по Орловской области, учреждения социально-культурной сферы города и области.
Формирование имиджа института обеспечивает его высокий рейтинг, что подтверждают дипломы лауреата межрегионального конкурса «Лучшие вузы ЦФО-2011, 2012», а также включение в официальный реестр «Надежная репутация». ОГИИК неоднократно становился победителем в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России: в 2011 (одна ООП), в 2012 (одна ООП), в 2013 (5 ООП) годах.
О высоком рейтинге института свидетельствует и «география» проживания абитуриентов: Белгородская,
Рис. 1. Система партнерства «вуз-работодатель». [2,3,4]
ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ DISSERTATION RESEARCH
Воронежская, Калининградская, Калужская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Ростовская, Рязанская, Смоленская области, Республика Соха и др.
Профессиональную направленность учебных занятий усиливает их проведение на производственных базах учреждений социально-культурной сферы. К примеру, для студентов специальности 070201.65-Актерское искусство занятия по специальным дисциплинам проводятся в БУКОО «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство»; на специальности и направлении «Библиотечно-информационная деятельность» занятия проводятся в БУКОО «Орловская областная научная универсальная публичная библиотека им. И.А.Бунина», БУКОО «Орловская детская библиотека им. М.М.Пришвина»; на специальности 040101.65-Социальная работа - в районных центрах социальной защиты населения г. Орла.
Одним из показателей высокого уровня подготовки выпускников специальностей и направлений подготовки, реализуемых в вузе, является внедрение выпускных квалификационных работ в практику социально-культурных учреждений.
В рамках международного сотрудничества образовательная, научная и творческая деятельность вуза выполняется совместно с зарубежными научными центрами и учебными заведениями: Управлением международных и европейских связей региона Шампань-Арденн (Франция); Софийским университетом Св. Климента Охридского (Болгария); Международной ассоциацией Славянского и Восточно-Европейского фольклора (Канада); Туркменским государственным институтом культуры, Международной ассоциацией «Искусство в XXI веке», Харьковской государственной академией культуры, Центром информационных технологий МЦ «Крым», МДЦК «Золотой ключик», Белорусским государственным университетом культуры и искусств, Гродненским государственным университетом (Республика Беларусь) и др. В настоящее время оформлены договоры о научно-образовательном и творческом сотрудничестве с Университетом библиотековедения и информационных технологий (Болгария), Академией музыки Люблянского университета (Республика Словения). В рамках российско-германского проекта осуществляется сотрудничество с обществом по исследованию диалектов немецкого языка, университетом г. Дуйсбург-Эссен, Хором памятника Битвы народов (г. Лейпциг), Немецким Фондом «Память, ответственность и будущее».
Степень охвата образовательными услугами за рубежом измеряется количеством иностранных граждан, обучающихся в вузе, их в настоящее время более 50-ти: граждане Украины, Молдовы, Туркменистана. В 2013 г. на факультете повышения квалификации и дополнительного профессионального образования проходили обучение иностранные граждане из Испании и Туркменистана.
Факультетом повышения квалификации и допол-
нительного образования осуществляется работа по оказанию помощи в трудоустройстве выпускников и организации карьерных мероприятий. В структуре факультета функционирует Отдел содействия трудоустройству выпускников (Отдел), который выполняет посредническую функцию между организациями-работодателями и студентами старших курсов. С этой целью Отдел регулярно запрашивает вакансии в управлениях культуры Орла, Брянска, Курска, Московской и других областей и доводит их до студентов выпускных курсов в рамках работы кадровых форумов.
Ежегодно сотрудники Отдела проводят День карьеры, на который приглашаются студенты и заинтересованные работодатели (представители Управления труда и занятости населения Орловской области, Управления культуры администрации г. Орла, Управления культуры и архивного дела Орловской области и др.).
Стало традицией проведение на факультетах конкурса профессиональной презентации студентов «Творчество - моя профессия», в рамках которого студенты демонстрируют свой опыт, умения, навыки, успехи и достижения, которые могут заинтересовать будущих работодателей. Институт принимает активное участие в ярмарках профессий, проводимых в районных центрах Орловской области, в ежегодных областных «Ярмарках молодежных инициатив» в городе Орле.
Студенты 2-5 курсов проходят тестирование по диагностическому комплексу «Профкарьера», разработанному Центром тестирования МГУ «Гуманитарные технологии», результат которого - индивидуальная консультация по рекомендуемому типу карьеры.
Показатели трудоустройства выпускников ОГИИК за последние пять лет позволяют сделать вывод о благоприятной ситуации - 95,2% выпускников вуза трудоустроены. [3]
Мониторинг удовлетворённости работодателей
образовательными услугами в вузе проводится с помощью анкетирования, а также на основании сведений о востребованности специалистов, официальных отзывов, договоров о сотрудничестве. В последние годы анкетирование проводилось во время государственной итоговой аттестации выпускников: членам ГАК, являющимся представителями работодателей, была предложена для заполнения анкета «Оценка уровня подготовки выпускника представителем работодателей».
С целью оценки уровня профессиональной подготовки уже работающих специалистов Отделом содействия трудоустройству выпускников проводится анкетирование представителей организаций и учреждений Орловской области, где осуществляют трудовую деятельность бывшие студенты ОГИИК.
В среднем по институту показатель оценки составил 8,7 баллов (по 10-балльной системе оценки). Мониторинг удовлетворённости работодателей показывает, что подготовка специалистов и бакалавров для социально-культурной сферы в институте осуществляется на достаточно высоком уровне. [3]
Участие работодателей (представителей работо-
дателей) в учебном процессе реализуется путем привлечения руководителей и ведущих специалистов органов государственного управления и учреждений социально-культурной сферы к проведению различных форм занятий (лекций, семинаров, круглых столов и др.), а также к работе в составе ГАК в качестве членов или председателей комиссий. К занятиям, отличающимся повышенной эффективностью, относятся мастер-классы, творческие лаборатории, спецкурсы, проведённые для студентов института известными деятелями культуры, преподавателями ведущих вузов страны.
Взаимодействие с органами государственной власти различных уровней осуществляется посредством заключения долгосрочных отношений о сотрудничестве: с Департаментом образования, молодежной политики и спорта Орловской области, Управлением социальной защиты населения Орловской области, Управлениями культуры Орловской, Курской, Брянской областей, а также с 23 ссузами региона (из 14 областей России) о взаимодействии в процессе подготовки специалистов по системе непрерывного образования.
Организация проведения практик студентов
осуществляется на основе «Положения о профессиональной практике студентов ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры». В процессе прохождения всех видов практики студенты института получают возможность сопоставить свои ожидания с реалиями будущей профессиональной деятельности, а также продемонстрировать свои навыки, которые оцениваются работодателями и оформляются в качестве предложений рабочих мест. Институт имеет договоры о проведении практики студентов с более чем 100 учреждениями и организациями социально-культурной сферы региона.
Перечисленные мероприятия, конечно, не являются полным перечнем форм взаимодействия вуза с работодателями, используемых в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры». Политика института по формированию системы «вуз-работодатель» постоянно совершенствуется с целью обеспечения высокого качества профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы региона.
Библиографический список
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://base.garant.ru
2. Распоряжение Правительства РФ от 14 августа 2013 г № 1426-р «О плане реализации в 2013 г. и в плановый период 2014 и 2015 г.г. государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 г.г. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// base.garant.ru
3. Отчет о работе Орловского государственного института искусств и культуры за 2013-2014 учебный год [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://ogiik.orel.ru
4. Пчельникова Н.Н., Рейнбах Е.Ю. Специфика модели партнерства образовательных учреждений сферы культуры и организаций-работодателей // Культура и образование. Май 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/05/1773
5. Рейнбах Е.Ю. Практические аспекты взаимодействия творческого вуза и работодателей // Аккредитация в образовании. 2013. №63 (апрель).
References
1. Federal law of the Russian Federation of December 29, 2012 № 273-FL «On education in the Russian Federation» [Electronic resource]: access Mode: http://base.garant.ru
2. The decree of the RF Government dated 14 August 2013 No. 1426-R «On implementation plan for 2013 and the planned period of 2014 and 2015, the state program of the Russian Federation «Development of education» for 2013-2020 [Electronic resource]: access Mode: http://base.garant.ru
3. Report on the work of Orel state Institute of arts and culture for the 2013-2014 academic year [Electronic resource]/access Mode: http://ogiik.orel.ru
4. Pchelnikova N.N., Reinbach E.Y. Specifics model partnerships between educational institutions and cultural organizations-employers // Culture and education. May 2014. № 5 [Electronic resource]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/05/1773
5. Reinbach E.Y. Practical aspects of creative interaction of the University and employers // Accreditation in education. 2013. № 63 (April).