Научная статья на тему 'Региональный вуз культуры в условиях модернизации'

Региональный вуз культуры в условиях модернизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Орловский государственный институт искусств и культуры / региональный вуз / высшее профессиональное образование / художественное образование / подготовка кадров для социокультурной сферы / современные формы обучения / студенческая наука / научно-исследовательская работа вуза / международное сотрудничество / творческие коллективы / творческо-исполнительская деятельность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паршиков Николай Александрович

В статье определена роль вуза искусств и культуры в формировании и развитии культурного пространства. Автором рассмотрены особенности профессиональной подготовки специалиста для социокультурной сферы в региональном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный вуз культуры в условиях модернизации»

РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ RESULTS OF SCIENTIFIC RESEARCH

УДК 378

Н. А. Паршиков

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВУЗ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ

В статье определена роль вуза искусств и культуры в формировании и развитии культурного пространства. Автором рассмотрены особенности профессиональной подготовки специалиста для социокультурной сферы в региональном вузе.

Ключевые слова: Орловский государственный институт искусств и культуры, региональный вуз, высшее профессиональное образование, художественное образование, подготовка кадров для социокультурной сферы, современные формы обучения, студенческая наука, научно-исследовательская работа вуза, международное сотрудничество, творческие коллективы, творческо-исполнительская деятельность.

N. A. Parshikov

REGIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION OF CULTURE IN CONDITIONS OF MODERNIZATION

The article identifies the role of an educational institution of arts and culture in forming and developing the sphere of culture. The author studies some peculiarities of professional education in a regional educational institution for the socio-cultural sphere specialist.

Keywords: Orel state institute of culture and arts, regional educational institution, higher professional education, artistic education, professional education for the socio-cultural sphere, modern forms of education, students' science, scientific research work of an educational institution, international cooperation, artistic groups, creative and performance activity.

Сегодня региональный вуз культуры выступает в роли стартовой площадки изучения проблем культуры и образования в новых интеграционных условиях. В российской школе процессы модернизации довольно динамичны, и наш вуз -не исключение. Среди других региональных вузов Орловский государственный институт искусств и культуры держит высокую планку и является примером позитивных изменений по многим вопросам,

в частности, в образовательных процессах, науке, вопросах кадровой политики.

За годы существования институт подготовил более 12300 специалистов по очной и заочной формам обучения, до 96 % выпускников работают в сфере культуры и искусства как в ЦФО, так и в других областях РФ. Сейчас институт готовит специалистов высшей квалификации по 13 специальностям и направлению 070100 «Музыкальное искусство», 22 квалификациям

107

и 5 укрупненным группам специальностей: «Культура и искусство», «Образование и педагогика», «Социальные науки», «Гуманитарные науки», «Экономика и управление». Структура подготовки постоянно совершенствуется и определяется потребностью областей региона в специалистах социокультурной сферы. За последние пять лет аккредитованы специальности: «Музейное дело и охрана памятников», «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», «Режиссура кино и телевидения», «Документоведение и документаци-онное обеспечение управления». Отлицен-зированы направления и специальности «Организация работы с молодежью», «Туризм», ряд новых квалификаций в рамках традиционных специальностей.

В институте ведется интенсивная работа по внедрению современных форм обучения на основе новых информационных технологий. Активно используются: проблемное обучение, его методы и формы; проективное обучение; тренинговое обучение с включением студентов в реальную научно-исследовательскую и творческо-исполнительскую среду и др.

Проективное обучение, например, реализуется на кафедре социальной работы и психолого-педагогических наук, являющейся выпускающей по специальностям «Социальная работа» и «Организация работы с молодежью». Ежегодно студенты готовят учебно-исследовательские проекты в рамках курсов «Прогнозирование, моделирование и проектирование в социальной работе» и «Социальная педагогика». Создана студенческая лаборатория социальных технологий.

К занятиям, отличающимся повышенной эффективностью, относятся мастер-классы, творческие лаборатории, спецкурсы, проведенные для студентов института известными деятелями культуры, преподавателями ведущих вузов страны. За по-

следние годы к нам приезжали лекторы и деятели искусств и культуры из МГУКИ, СПбГУКИ, РАТИ, из консерваторий Москвы, Саратова, Ростова и др.

Организующим звеном в использовании новых информационных, в том числе компьютерных, технологий являются Информационно-вычислительный центр института и кафедра информатики и документоведения. В институте это направление представлено следующими видами деятельности: разработкой электронных учебных пособий; созданием учебно-методических комплексов на компакт-дисках; использованием прикладных компьютерных программ, баз данных и информационных сетевых ресурсов, а также электронных ресурсов фондов университетских библиотек, библиографических ресурсов национальных библиотек России и других стран; проведением виртуальных экскурсий через посещение сайтов электронных музеев, галерей; подготовкой электронных презентаций дипломных и научных работ и др.

Со времени предыдущей аккредитации значительно вырос парк вычислительной техники, созданы новые компьютерные классы. Обновленное полиграфическое оборудование позволило поднять издательскую деятельность вуза на качественно новый, высокотехнологический уровень.

Институт имеет договоры по двух-звенной системе подготовки специалистов в социокультурной сфере с 38 ссуза-ми (училищами и колледжами культуры и искусств, музыкальными училищами и колледжами, музыкальными отделениями педагогических училищ и колледжей) Орловской, Брянской, Курской, Белгородской, Воронежской, Тульской, Калужской, Тверской и др. областей России.

В вузе сложилась собственная система по ведению научной деятельности. За последние годы заметно выросло число

учебных пособий с грифами УМО, Министерства образования и науки РФ. Научная информация представлена в изданиях института, регулярно обновляется на сайте вуза. ОГИИК является соучредителем научного информационно-аналитического журнала «Образование и общество», который рекомендован ВАК для публикации научных работ.

Творческий потенциал научных школ активно реализуется в образовательной политике вуза. Научный ценз профессорско-преподавательского состава (1111С) достиг 68,3 %. Значительную роль в этом сыграло открытие аспирантуры в 2005 году по двум специальностям: 05.25.03 - Библиотековедение, библиографоведение и книговедение; 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности.

В институте должное внимание уделяется развитию «молодежной» науки. В течение последних пяти лет студенты принимали участие в работе 180 научных конференций различного уровня, в том числе международных, всероссийских, межвузовских. За данный период ими подготовлено 580 научных публикаций. Ежегодно в вузе проводятся «Недели науки», конкурсы на лучшую студенческую работу, научные конференции. 1о их результатам ежегодно осуществляется выпуск научных изданий. Среди них: «Инновационная деятельность библиотек и музеев», «Современные проблемы социокультурной сферы», «Молодежь, наука и культура», «Культурное пространство региона и пути его формирования», «Культура Орловщи-ны: история и современность» и др.

Существующая в ОГИИК организационная структура научно-исследовательской деятельности позволяет повысить качество профессиональной подготовки, увеличить вклад вуза в развитие фундаментальных научных исследований и распространение

научных знаний, формировать профессиональную элиту, выявлять и поддерживать наиболее талантливую молодежь; эффективно использовать ресурсы - человеческие, информационные, материальные и финансовые.

Научно-исследовательская работа носит как фундаментальный, так и прикладной характер. В вузе выполняются исследования по следующим отраслям:

05.25.00 - Документальная информация;

05.25.03 - Библиотековедение, библи-ографоведение и книговедение;

08.00.00 - Экономические науки;

09.00.00 - Философские науки;

10.00.00 - Филологические науки;

13.00.00 - Педагогические науки;

17.00.00 - Искусствоведение.

Продолжают успешное развитие научные и творческие школы, научные направления. Среди них: полисистемность образования в вузах культуры и искусств; изучение наследия писателей Центральной России и Орловского края; жанровые и типологические особенности научного и медийного текста; психолого-педагогические аспекты социальной работы; многоуровневая система библиотечно-информационного образования; проблемы внедрения информационных технологий в учебный процесс; экономика и управление социально-культурной сферы региона в период рыночных отношений; формирование ценностных ориентаций молодежи средствами социально-культурной деятельности; хореографическое искусство и образование в современном социокультурном пространстве.

В институте созданы и работают научные лаборатории: «Информационные технологии в образовании», «Историко-культурные и музееведческие исследования», «Музыкальное воспитание и просвещение студенческой молодежи»,

«Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи», лаборатория социологических исследований и другие.

В условиях модернизации системы образования совершенствование научно-образовательной деятельности основано на необходимости подготовки высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, готового к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Современное развитие института ориентировано на укрепление научного взаимодействия с учебно-методическими объединениями вузов, с государственными и общественными академиями наук, академическими учреждениями, научно-исследовательскими институтами гуманитарного профиля, ассоциациями вузов культуры и искусств, колледжей, училищ культуры и искусств России, региональными советами по координации научных исследований и др.

Открытое социально-экономическое и образовательное пространство способствует активизации и проведению совместных научных проектов на международном уровне. Вуз осуществляет научное и творческое сотрудничество с Управлением международных и европейских связей региона Шампань-Арденн (Франция), Международным центром образовательного туризма (Великобритания), Международной ассоциацией «Искусство в XXI веке» (Украина), Софийским университетом Св. Климента Орхидского (Болгария), Международным Славянским университетом (Украина), Международной ассоциацией Славянского и ВосточноЕвропейского фольклора, Белорусским государственным университетом культуры и искусств (Республика Беларусь), Международной академией информатизации и др.

Успешно реализуются международные научные проекты: «Интеграция российского библиотечно-информационного образования в Болонский процесс», «Межкультурный диалог России и Запада: история и современность» и др.

Преподаватели института являются членами Международной академии информатизации при ООН, Международной ассоциации «Искусство в XXI веке» (Украина), Международной ассоциации по народному творчеству (Австрия), общества по исследованию диалектов немецкого языка (Германия) и др.

О возрастании роли института как научного центра свидетельствует участие ученых в международных, всероссийских, региональных мероприятиях и организация научных форумов. За последние 5 лет преподаватели института приняли участие в работе 305 научных конференций, в том числе 108 международных. Многие из них проходят на базе вуза: «Сохранение и развитие социокультурного потенциала региона», «Россия и Болгария: современное состояние библиотечного и музейного дела», «Россия и Германия: тенденции развития вокально-хорового исполнительства в начале XXI века», «Россия и Франция: потенциал и перспективы взаимодействия в библиотечно-информационной деятельности», «Историко-культурные связи России и Франции: основные этапы», и имеют широкий резонанс.

Одним из приоритетных направлений деятельности вуза является международное сотрудничество, которое рассматривается как один из путей расширения образовательного пространства, развития науки и культуры. Орловский государственный институт искусств и культуры сегодня стал центром реального межкультурного сотрудничества, своеобразным мостом дружбы и межгосударственного партнерства.

Эта деятельность ведется по следующим основным направлениям: организация международных научно-практических конференций и совместных международных изданий по актуальным проблемам развития мировой и отечественной культуры; реорганизация учебного процесса в вузе в соответствии с международными стандартами; заключение международных соглашений о прохождении стажировок преподавателей, аспирантов и студентов в зарубежных образовательных и творческих центрах. Сотрудничество ОГИИК с зарубежными партнерами отличается расширением географии контактов. Развиваются связи института с Францией, Венгрией, Германией, Испанией, Финляндией, Португалией, Австрией, Чехией, Болгарией, Польшей, Эстонией, Казахстаном, Украиной.

Взаимный интерес вызывает опыт культурного сотрудничества России и Франции, главное - реализация совместного проекта «Культурные годы Франции в России и России во Франции в 20092010 годах». В его рамках проходили мероприятия по обмену художественными выставками, спектаклями, артистическими турне, кинематографическими произведениями не только в Париже и Москве, но и во французских и российских регионах.

Творческие коллективы института неоднократно становились победителями и лауреатами международных фестивалей и конкурсов, среди которых международные фестивали в Париже и Риме, Международный фестиваль культуры государств участников Шанхайской организации сотрудничества, международный фестиваль «Славянская звезда», международный театральный фестиваль «Земля, театр, дети», международный конгресс-фестиваль и конкурс музыкантов - исполнителей «Техника и стиль», международный музыкальный конкурс «Южная пальмира».

Пятый год вуз проводит международный конкурс-фестиваль современного искусства «Созвездие Орла». Его отличительной особенностью является некоммерческая направленность. Фестиваль открыт для всех. Его цель - поиск талантливых молодых людей, которые могут стать абитуриентами института. В этом году он собрал около 600 участников из разных регионов России, а также из Украины и Белоруссии. Фестиваль включен в областную целевую программу «Культура Орловщины».

Созданные в вузе студенческие творческие коллективы, исполнители-инструменталисты и вокалисты образовали собственную, динамичную структуру: хореографический ансамбль «Радуга», вокальные ансамбли «Каравай», «Канцона», «Male Style», «Оберег», академический хор, студенческий театр «Веселая маска», студенческий клуб «Живая старина».

Наши выпускники способны работать в рыночных условиях. Хореографический ансамбль «Радуга» имеет статус творческо-исполнительской лаборатории. Он - лауреат всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, проходивших в Италии, Португалии, Франции, Казахстане, Польше, Болгарии, Греции и других странах. Деятельность ансамбля ориентирована на сохранение, развитие и пропаганду наследия русского народного творчества и хореографического искусства.

Фольклорный ансамбль «Каравай» является членом Российского Союза фольклорных ансамблей и участником многих всероссийских и международных фольклорных и этнографических фестивалей, творческих семинаров и лабораторий, в том числе лауреатом III международного фестиваля коллективов «Красная Горка» (г. Брянск, 1998), IV Всероссийского конкурса им. Надежды Плевицкой (г. Курск, 2009), международного фестива-

ля «Чешско-Российский музыкальный диалог» (г. Прага, 2009). Творческое направление коллектива определяется обращением к традициям и истокам русской песенной культуры - фольклор Орловщины занимает в его репертуаре лидирующее место.

Духовно-эстетический климат вуза позитивно влияет на развитие новых направлений в творческо-исполнительской деятельности, рост мастерства студентов и преподавателей; интенсифицирует учебный процесс, выводя его на качественно новый уровень художественного общения, формирует имидж вуза как образовательной структуры, располагающей богатым художественно-творческим потенциалом, где осуществляется высокопрофессиональная подготовка специалистов.

Но все это невозможно было бы в полной мере без современной материально-технической базы института. Стать сегодня конкурентоспособным невозможно без современных учебных корпусов, лабораторий, библиотек и т. д. Все это должно эффективно работать на цели, которые ставит перед собой вуз культуры, сумевший стать востребованным в новых условиях, продиктованных временем.

Недавно открыт новый корпус института общей площадью 7100 квадратных метров. Здесь размещены учебные аудитории, классы хореографии, тренажерный зал, универсальный танцевальный зал для проведения дискотек, конференц-зал, костюмерные, гримерные, артистические, кафе.

Особая гордость - зрительный зал на 500 мест с балконами и сценической коробкой, оркестровой ямой. В качестве источников света здесь приняты 57 люминесцентных ламп и ламп накаливания. Размещение светильников произведено согласно дизайн-проекту, где в качестве доминирующего выступает принцип декоративности. Полностью произведено оснащение

сцены и зрительного зала механическим оборудованием: антрактно-раздвижным занавесом, раздвижным поплановым занавесом второго плана, подъемно-опускными софитами, передвижными башнями световых «прострелов» стен сцены, декорационными подъемами и др. Проектом предусмотрены активные акустические системы фирмы «Meyer Sound» - безусловного лидера на рынке звукового оборудования. Отличные фазовые характеристики полностью определяют широкое применение этих систем для универсальных залов и позволяют значительно улучшить параметры всего звукового тракта. Предлагаемые акустические системы в комплексе обеспечивают воспроизведение звукового материала в диапазоне частот 30 18 000 Гц и уровень звукового давления не менее 104 дБ. Современный микшерный пульт «Midas» Verona 400/8/TP обеспечивает качественную обработку звуковых сигналов и передачу их на акустические системы.

Для полноценной работы звукооператора в «живых» музыкальных мероприятиях предполагаются процессоры акустических эффектов мировых фирм-лидеров звуковых процессоров для сцены «ТС Electronic M-One» и «Yamaha» SPX 2000.

Видеодекорационное оборудование (производство США) содержит в памяти более 1000 картин. Оно может использоваться для декорации сцены, зала и в качестве видео.

Дискозал оснащен автономным управлением освещения, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой, спутниковым TV, рабочим местом диджея, баром.

Конференц-зал оснащен видеооборудованием производства Sanyo, синхронным оборудованием, рабочими местами для переводчиков и президиума. В клас-

сах хореографии созданы максимальные условия для совершенствования техники танца и снижения риска травматизма. Немаловажный факт: в здании есть условия для комфортного нахождения в нем людей с ограниченными возможностями: пандус, тамбуры входов, поэтажные коридоры, специальные места в зрительном зале.

Институт справился с масштабной задачей - строительством учебного корпуса. Практика показывает, что современная материально-техническая база является важным звеном в спектре предлагаемых институтом услуг. Она не только укрепляет имиджевые амбиции института, но и способствует дальнейшему их росту вместе с превалирующей составляющей - получением высшего профессионального образования на соответствующем уровне.

Сегодня мы не должны пассивно смотреть на идущие в обществе инновацион-

ные процессы в образовании; надо признать, что они ведут к востребованности тех институтов высшей школы, которые самостоятельно делают уверенные шаги на пути своего дальнейшего развития. Мы регламентируем процессы жизни вуза, поддерживая все достойные начинания, выводящие его на качественно новый уровень.

Для решения проблем, связанных с разработкой стратегии и тактики управления вузом культуры в условиях модернизации, необходимо совершенствовать работу по управлению им, создавать новые комплексные программы развития и реализовывать их. И, безусловно, считать важнейшей задачей формирование кадрового резерва, потому что вуз культуры и искусств готовит кадры, которые становятся идеологическими лидерами, через менеджмент и культуру формирующими культуру масс.

Литература

1. Источник жизненного вдохновения // Аккредитация в образовании. - 2009. - Октябрь. -С.52-53.

2. Орловский государственный институт искусств и культуры: страницы истории / ред. кол.: И. А. Ивашова, Т. Д. Крылова, Н. С. Мартынова, Е. А. Пимкина. - Орел: Орловский гос. ин-т искусств и культуры; ООО «Горизонт», 2010. - 173 с.: ил.

3. Формирование специалистов сферы культуры и искусства в условиях региона: новые подходы: материалы. Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конференции (г. Орел, 25-26 марта 2010 года) / гл. ред. Н. А. Паршиков. - Орел: Орловский гос. ин-т искусств и культуры; ООО «Горизонт», 2010. - 263 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.