Научная статья на тему 'Общекультурные компетенции - основа подготовки современного специалиста'

Общекультурные компетенции - основа подготовки современного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1223
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ГУМАНИТАРНЫЙ ЦИКЛ / АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА / COMPETENCE APPROACH / GENERAL CULTURAL COMPETENCES / HUMANITIES / NUCLEAR INDUSTRY / FOREIGN COMMUNICATIVE COMPETENCE / PROFESSIONAL COMMUNICATION / INDUSTRIAL SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Викулина Мария Анатольевна

Рассматривается перспективное направление развития высшего образования компетентностный подход, признанный в значительной степени повысить качество подготовки выпускников российских вузов. Компетенции при этом подразделяются на общекультурные и профессиональные. Следовательно, возрос интерес к дисциплинам гуманитарного цикла при подготовке инженеров в техническом вузе. Обусловлена роль учебной дисциплины «Иностранный язык» в процессе формирования общекультурных компетенций будущего специалиста в области атомной энергетики, целью которой является развитие иноязычной коммуникативной компетенции выпускника как участника профессионального общения на иностранном языке в производственной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Викулина Мария Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL CULTURAL COMPETENCES - THE BASIS OF MODERN SPECIALIST TRAINING

The article discusses the perspective branch of higher education development competence approach, which is supposed to raise the quality of Russian higher educational establishment’s graduates greatly. The competences are divided into general cultural and professional. The interest to the Humanities disciplines during the engineer training in technical higher educational establishment has increased. Determines the role of the discipline “Foreign language” in the process of formation of the general cultural competences of future nuclear power engineering specialist. The aim of the above-mentioned discipline is the development of foreign communicative competence of the graduate as a member of professional communication in foreign language in industrial sphere.

Текст научной работы на тему «Общекультурные компетенции - основа подготовки современного специалиста»

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 12 (165)

УДК 811.11:378

М. А. Викулина

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - ОСНОВА ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Рассматривается перспективное направление развития высшего образования - компетентностный подход, признанный в значительной степени повысить качество подготовки выпускников российских вузов. Компетенции при этом подразделяются на общекультурные и профессиональные. Следовательно, возрос интерес к дисциплинам гуманитарного цикла при подготовке инженеров в техническом вузе. Обусловлена роль учебной дисциплины «Иностранный язык» в процессе формирования общекультурных компетенций будущего специалиста в области атомной энергетики, целью которой является развитие иноязычной коммуникативной компетенции выпускника как участника профессионального общения на иностранном языке в производственной сфере.

Ключевые слова: компетентностный подход, общекультурные компетенции, гуманитарный цикл, атомная энергетика, иноязычная коммуникативная компетенция, профессиональное общение, производственная сфера.

Наступление третьего тысячелетия ознаменовало реформирование системы образования в Российской Федерации. Характерной приметой первостепенных преобразований выступило изменение взглядов на организацию образовательного процесса в вузе: направленности, целей, содержания, методов и условий всего педагогического процесса. Перспективным направлением развития высшего образования, зарекомендовавшим себя, признан компетентностный подход, ориентированный на формирование личности обучающегося в единстве знаний, практической подготовки и высокой мотивации (овладение рядом компетенций) и призванный в значительной степени повысить качество подготовки выпускников российских вузов и, таким образом, способствовать интеграции России в европейское и мировое образовательное пространство.

Компетентностный подход описывает знания и навыки человека, действия, их результирующие, что напрямую связывает примененные знания с конкретными (измеряемыми) достижениями деятельности специалиста; указывает на способность (или неспособность) нести персональную ответственность за полученные результаты и понимать собственные границы этой ответственности. Основная задача рассматриваемого подхода: научить человека самообучаться и саморазвиваться, управляя собственными знаниями, умениями и навыками.

Весьма значимой отличительной особенностью компетентностного подхода (в отличие от других, используемых психолого-педагогической наукой и практикой) выступает определение проявлений компетенций с помощью дескрипторов (англ. descriptor - обобщенное описание совокупности требований к компетенциям, характеру умений и знаний), индикаторов, по которым легко определить наличие (или отсутствие) компетенции специалиста при выполнении производственных заданий.

Понятие «компетенция» (от лат. com-petere — вместе добиваться, соответствовать, подходить и образованным на его основе существительным competentia - согласованность, связь; competitio -соглашение, требование; англ. - competence и competency - круг полномочий, правомочность) рассматривается в качестве «интегрального соци-ально-личностно-поведенческого феномена как результата образования, что позволяет говорить о переходе к новой образовательной парадигме» [1].

Компетенции, указанные в федеральных государственных стандартах третьего поколения по различным направлениям подготовки специалиста, подразделяются на общекультурные (ОК) и профессиональные и дается описание их содержательных вариантов.

Общекультурная компетентность педагогической наукой определяется как «уровень образованности, достаточный для самообразования, самопознания, самостоятельных и обоснованных суждений о явлениях в различных областях культуры, диалога с представителями других культур» [2, с. 19]. ОК имеют двойственную природу: не являясь профессионально обусловленными (ими необходимо овладеть всем специалистам, независимо от сферы будущей деятельности), они образуют прочный фундамент для профессиональных компетенций, дающий возможность специалисту успешно адаптироваться и самореализоваться не только в профессиональной сфере, но и в условиях сложной и многогранной окружающей действительности.

Используя трактовку И. А. Зимней [1] трех групп (кластеров) ключевых компетенций, авторы для исследования выбрали вторую - компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы: компетенции социального взаимодействия (с общностью, партнерами, сотрудничество, социальная мобильность и др.) и компетенции в общении (устном, пись-

менном, диалоге, бизнес-языке, иноязычном общении и пр.).

Совершенно очевидна роль дисциплин гуманитарного цикла при подготовке инженеров в техническом вузе. В. И. Панов определяет исключительную важность для полноценного становления личности будущего выпускника технического вуза предметов гуманитарного цикла, способствующих, например:

— правильному развитию креативной активности студентов;

— формированию личностной готовности к использованию технических знаний и умений;

— полноценному развитию коммуникативных и организаторских способностей;

— формированию гуманистических (общечеловеческих) ценностей;

— развитию способности к непрерывному образованию в течение всей жизни и переучиванию в случае необходимости [3, с. 35].

Рассматривая формирование ОК студентов, обучающихся по направлению «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг» [4], следует отметить, что будущим инженерам необходимо обладать:

— умением анализировать социально значимые процессы и явления (ОК-2);

— свободным владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи, обладать умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения, владеть одним из иностранных языков как средством делового общения (ОК-4);

— знанием методов социального взаимодействия на основе принятых моральных и правовых норм, что демонстрирует уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре (ОК-5);

— готовностью к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью принимать нестандартные решения и разрешать проблемные ситуации (ОК-14).

Возрастание функциональной значимости иностранных языков, вызванное мировыми тенденциями глобализации и интернационализации. В связи с этим значительную роль в формировании ОК будущего специалиста в области атомной энергетики играет учебная дисциплина «Иностранный язык», цель которой - развитие иноязычной коммуникативной компетенции выпускника как участника профессионального общения на иностранном языке в производственной сфере, т. е. задачи преподавания иностранного языка лежат не только в познавательной (изучение иностранного языка рас-

сматривается как образовательный культурный маршрут, путь к ценностям цивилизованного мира; лингвокультурное образование основано на интенсивном использовании языка как инструмента познания), но и коммуникативной плоскостях (использование иностранного языка как средства общения и выражения мысли для реальной коммуникации вне занятий: при переписке, деловом общении с профессионалами из других стран и пр.).

Добиться реальных результатов в данном направлении деятельности профессорско-преподавательского состава возможно, если усилить внимание на организацию групповых форм работы со студентами и сотрудничество с ними (например, cooperative learning, деловые и интеллектуальные игры квазипрофессиональной деятельности, дискуссии, дебаты, проектная работа, круглый стол, кейс-стади, семинары-погружения, мастер-классы специалистов с различных предприятий энергетического профиля, занятия на полномасштабном тренажере «Энергоблок АЭС» и т. п.), акцентировать внимание на индивидуальной научно-исследовательской деятельности (конкурсы научных и творческих работ, профессиональный клуб, конференции и др.).

Проиллюстрируем примерами из опытно-экспериментальной работы. Так, актуальными явились тематики презентаций «Перспективы развития атомной энергетики в современном мире», «Причины техногенной катастрофы на Чернобыльской АЭС», «Воздействие радиоактивных веществ на живые организмы» и др.

Для студентов создано и используется в учебном процессе учебное пособие по профессионально ориентированному чтению «Атомные станции» с аутентичными текстами по специальности «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг», включающими блок заданий для оценки сформированности навыков чтения и понимания коммуникативного смысла специального текста.

В учебном пособии предложены задания на расстановку предлогов, пропущенные слова и выражения в предложениях из текста, задания на словообразование, правильный перевод сложных предложений, соответствие русской и английской версий предложений, ответы на вопросы, проверяющие понимание информации в тексте.

В каждом блоке заданий последним предлагается задание творческого типа - высказать свое личное мнение по поводу рассматриваемого вопроса. Например, в тексте Types of Reactors к обсуждению предлагаются преимущества и недостатки различных типов реакторов на действующих атомных электрических станциях Российской Федерации. Студенты - будущие специалисты в области

Вестник ТГПУ (ТБРББиПеПп). 2015. 12 (165)

атомной энергетики доказывают свою точку зрения, используя выражения, данные в упражнении.

Создана и апробирована электронная версия учебного пособия «Атомные станции» по профессионально ориентированному чтению (электронный учебник), который рассчитан на работу будущих специалистов в специализированной компьютерной лаборатории и самостоятельную работу в домашних условиях на базе изученного материала по учебному пособию. Создан англорусский и русско-английский терминологический словарь.

Подавляющая часть заданий и упражнений нацелена на парную работу или работу в мини-группах. Например, работа с лексикой проходит в режиме проверки студентами знаний друг друга: работа с лексическими карточками, преподаватель фронтально проверяет работу всей группы. Для более точного контроля проверка лексики происходит индивидуально.

Коллективное взаимодействие начинается с выбора темы урока-дискуссии. Студенты в группе прислушиваются к мнению друг друга и вместе с преподавателем решают, какая тема является более актуальной на данном этапе учебного процесса. Наиболее популярными темами для уроков-дискуссий и мини-конференций являются «Современное развитие атомной энергетики в мире», «Виды ядерного топлива», «Работа концерна „Росэнергоатом"», «Радиационная безопасность», «Техногенные катастрофы в мире: причины и последствия» и др.

Практика показала, что во время занятия (диспута, дискуссии, мини-конференции на определенную тему) у каждого есть возможность увидеть себя и других, адекватно оценить и спрогнозировать свое поведение и дальнейшую деятельность. С каждым занятием студенты осознанно подходят к проведению нетрадиционных уроков, проявляют интерес к предложенным темам, тщательно готовятся и подбирают материал из различных источников, оказывают помощь друг другу в процессе подготовки.

Основная часть студентов достигают основного (базового) уровня. Выходное тестирование показало, что будущие инженеры обладают:

— устойчивой мотивацией и достаточным уровнем к языку в целом;

— интересом к креативным видам работы на занятиях;

— желанием работать с интернет-ресурсами;

— умением принять участие в беседе и ситуации общения, выразить свое личное мнение и принять участие в дискуссии;

— умением писать несложные письма делового характера.

Существенной характеристикой общекультурной компетентности (ее обязательными компонентами) специалиста выступает положительная мотивация; ценностно-смысловое представление о содержании и результатах деятельности; эффективное использование полученных знаний, умений и навыков в выборе способа осуществления деятельности; отношение к происходящему, что позволяет ориентироваться в многообразии жизненных и профессиональных ситуаций, успешно проявляя творческое мышление. Этому способствует использование в учебном процессе вуза новых педагогических технологий, разнообразие методов и форм проведения учебных занятий, где информация не дается в готовом виде, а приобретается студентом самостоятельно [5].

С целью формирования общекультурных компетенций, считается целесообразным расширять участие молодого поколения в решении и собственных, и общественных проблем. Студенческое самоуправление - одна из форм воспитательной работы вуза, форма активного включения студентов в различные виды социально значимой деятельности - направлено на формирование личности и подготовку ее к будущей самостоятельной жизнедеятельности, повышение конкурентоспособности на современном рынке труда.

Большое значение в процессе работы над формированием общекультурных компетенций имеет не только учебная деятельность, но и воспитательный процесс как неотъемлемый элемент образовательного процесса в целом. Во внеучеб-ную деятельность оказывается вовлеченным практически каждый студент, но степень этого вовлечения различна. Лишь для небольшого числа студентов она имеет активный характер и связана с проявлением их лидерских качеств, организаторских способностей и возможностей коммуникации; при этом влияние на основную часть студентов происходит опосредованно, но его эффективность не стоит недооценивать. В связи с этим воспитательное воздействие в вузе должно иметь комплексный характер, который основан на тесном взаимодействии образовательных и общественных структур в процессе формирования личности студента [6].

В рамках формирования общекультурных компетенций в техническом вузе целесообразно проводить в начале учебного года психодиагностические мероприятия, которые позволят выявить группу риска - студентов с неблагоприятным прогнозом социально-психологической адаптации к обучению. Более того, важно реализовать для студентов-первокурсников систему деловых игр и психологических тренингов, направленную на овладение правилами организации учебной деятельнос-

ти, подготовки к экзаменам, повышение учебной мотивации, развитие коммуникативных способностей и улучшение микроклимата в учебных группах [5, с. 128-129].

Для осуществления помощи будущим специалистам в плане самоопределения в профессии и поиске работы по специальности важны совместные действия администрации, профессорско-преподавательского состава и психологической службы вуза: введение проблемного обучения как одного из способов нестандартного проведения занятий; обеспечение трудоустройства наиболее успешных студентов после окончания вуза; индивидуальное психологическое консультирование;

проведение деловых игр и тренингов эффективного трудоустройства; создание студенческой биржи труда и др.

Итак, процесс формирования общекультурных компетенций выпускника любого вуза (в том числе будущего специалиста энергетической отрасли) организуется комплексно. На решение данной проблемы направлены содержание программ обучения всех дисциплин (особенно гуманитарного цикла, в том числе курса «Иностранный язык»), методика их преподавания, внеаудиторная работа со студентами и их самостоятельная деятельность, координация работы различных служб вуза и студенческого самоуправления.

Список литературы

1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования. URL: http://www.eidos.ru/ journal/2006/0505.htm (дата обращения: 24.05.2015).

2. Троянская С. Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования // Культурно-историческая психология. 2008. № 2. С. 19-23.

3. Панов В. И. Роль гуманитарного образования в профессиональной подготовке технических специалистов // Человек - образование -профессия: материалы V Междар. науч.-практ. конф. (6-8 июля, 2009 г.) / под ред. Л. М. Митиной. М.: ПИ РАО, МГППУ, 2009. С. 34-38.

4. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 141403 «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг» (квалификация (степень) «специалист») // Приказ Минобрна-уки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2053. Зарегистр. в Минюсте РФ 14 марта 2011 г. № 20094. URL: www.fgos.ru (дата обращения: 20.06.2015).

5. Леонова Е. В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 124-131.

6. Кузнецова Е. М. Формирование общекультурных компетенций в образовательном процессе по иностранному языку: значения, перспективы, задачи // Сопоставительное языкознание и межкультурная коммуникация: сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2012. Вып. 1. С. 76-79.

Викулина М. А., доктор педагогических наук, член-корреспондент РАЕ, профессор. Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова.

Ул. Минина, 31а, Нижний Новгород, Россия, 603155. E-mail: marvic2@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 17.07.2015.

M. A. Vikulina

GENERAL CULTURAL COMPETENCES - THE BASIS OF MODERN SPECIALIST TRAINING

The article discusses the perspective branch of higher education development - competence approach, which is supposed to raise the quality of Russian higher educational establishment's graduates greatly. The competences are divided into general cultural and professional. The interest to the Humanities disciplines during the engineer training in technical higher educational establishment has increased. Determines the role of the discipline "Foreign language" in the process of formation of the general cultural competences of future nuclear power engineering specialist. The aim of the above-mentioned discipline is the development of foreign communicative competence of the graduate as a member of professional communication in foreign language in industrial sphere.

Key words: competence approach, general cultural competences, the Humanities, nuclear industry, foreign communicative competence, professional communication, industrial sphere.

References

1. Zimnyaya I. A. Kluchevye kompetentsii- novaya paradigma rezul'tata sovremennogo obrazovaniya [The key competences as a new paradigm of modern education result]. URL: http.//www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (assecced 25 May 2015) (in Russian).

2. Troyanskaya S. L. Obshchekul'turnaya kompetentnost': opyt opredeleniya I strukturirovaniya [General cultural competence: the experience of definition and structure]. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya - Cultural-historical Psychology, 2008, no. 2, pp. 19-23 (in Russian).

EecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2015. 12 (165)

3. Panov V. I. Rol' gumanitarnogo obrazovaniya v professional'noy podgotovke tekhnicheskikh spetsialistov [The role of humanitarian education in professional training of technical specialists]. Chelovek - obrazovaniye - professiya: materialy V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (6-8 iyulya 2009 g.) [Man - education - profession: the materials of the 5 international sci.-pract. conf. (6-8 July 2009)]. Moscow, MGPU Publ., 2009, pp. 34-38 (in Russian).

4. Federal'ny gosudarstvenny obrazovatel'ny standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki (spetsial'nosti) 141403.65 "Atomnye stantsii: proektirovaniye, ekspluatatsiya I inginiring" (kvalifikatsiya (stepen') "Spetsialist") [The Federal State educational standard of higher professional education on specialty 141403.65 "Nuclear power plants: projecting, exploitation and engineering" (qualification "Specialist"). Prikaz Minobrnauki RF ot 24 dekabrya 2010 g. № 2053. Zaregistr. v Minyuste RF 14 marta 2011 g. № 20094 [The Order of Russian Federation Educational Ministry from 24.12. 2010 no. 2053. Registered at Judicial Ministry of RF 14.03.2011 no. 20094]. URL: www.fgos.ru (in Russian).

5. Leonova E. V. Formirovaniye obshchekul'turnykh kompetentsiy u studentov tekhnicheskogo vuza [The general cultural competences forming of higher educational establishments' students]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2010, no. 2, pp. 124-131 (in Russian).

6. Kuznetsova E. M. Formirovaniye obshekul'turnykh kompetentsiy v obrazovatel'nom protsesse po inostrannomu yazyku: znacheniya, perspektivy, zadachi [General cultural competences forming during the educational process in foreign language: meanings, perspectives, objectives]. Sopostavitel'noye yazykoznaniye I mezhkul'turnaya kommunikatsiya: sbornik nauchnykh trudov [Comparative language learning and intercultural communication: scientific materials]. Ekaterinburg, UrGPU Publ., 2012, no. 1, pp. 76-79 (in Russian).

Vikulina M. A.

Nizhniy Novgorod Linguistic University named after N. A. Dobrolyubov.

St. Minina, 31a, Nizhniy Novgorod, Russia, 603155.

E-mail: marvic2@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.