Научная статья на тему 'Необходимость подкрепления профессиональной подготовки выпускников высшей школы качественными гуманитарными знаниями'

Необходимость подкрепления профессиональной подготовки выпускников высшей школы качественными гуманитарными знаниями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ / PROFESSIONAL TRAINING / HUMANITIES / PROFESSIONAL CULTURE / COMPETENCE / ABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юртаева Л.В., Дирацуян Е.В., Шуркина В.И., Алашкевич Ю.Д.

Рассмотрена важность приобщения будущих выпускников вуза к наследию мировой и отечественной культуры, формирования и развития у них культурных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юртаева Л.В., Дирацуян Е.В., Шуркина В.И., Алашкевич Ю.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED TO ENHANCE TRAINING OF GRADUATES QUALITY OF HUMANITARIAN KNOWLEDGE

This article discusses the importance of introducing future graduates to the heritage of Russian culture and world culture, formation and development of their cultural skills.

Текст научной работы на тему «Необходимость подкрепления профессиональной подготовки выпускников высшей школы качественными гуманитарными знаниями»

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

УДК 378.1.017.924

НЕОБХОДИМОСТЬ ПОДКРЕПЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАЧЕСТВЕННЫМИ ГУМАНИТАРНЫМИ ЗНАНИЯМИ

Л. В. Юртаева*, Е. В. Дирацуян, В. И., Шуркина, Ю. Д. Алашкевич

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: Welta0007@mail.ru

Рассмотрена важность приобщения будущих выпускников вуза к наследию мировой и отечественной культуры, формирования и развития у них культурных навыков.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, гуманитарные знания, профессиональная культура, компетентность, способность.

THE NEED TO ENHANCE TRAINING OF GRADUATES QUALITY OF HUMANITARIAN KNOWLEDGE

L. V. Yurtaeva*, E. V. Tiratsuyan, V. I. Churkina, J. D. Alashkevich

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: Welta0007@mail.ru

This article discusses the importance of introducing future graduates to the heritage of Russian culture and world culture, formation and development of their cultural skills.

Keywords: professional training, Humanities, professional culture, competence, ability.

Современное российское общество характеризуется динамичными изменениями в экономике, политике, культуре, в отношениях между обществом и личностью, обществом и государством. Под воздействием этих перемен высшее образование как часть социальной системы перестраивает свою структуру, содержание и направления развития. В связи с этим, одним из важнейших аспектов происходящих изменений становится усиление внимания к личности, развитию ее сознания и самосознания, культурного и профессионального потенциала.

Важнейшими составляющими социально и культурно ориентированной модели подготовки специалиста являются: формирование и развитие коммуникационных способностей и навыков, системности взглядов на мир и место в нем человека, формирование гражданской позиции и осознания профессиональной ответственности за принятие решений [1].

Поэтому для должного понимания своего дела профессионал обязан представлять, каким образом оно связано с другими областями знаний, а также как эти области знаний могут быть использованы в его целях. Он по-настоящему не разовьёт своих аналитических способностей, интуиции и воображения, если будет тренироваться только в исполнении профессиональных обязанностей.

Традиционно под профессиональной культурой понимают совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Специальные теоретические знания

призваны дать профессиональные дисциплины, а первоначальные практические умения - производственная практика. В то же время основой для получения студентом знаний в области избранной профессии и специальности становятся знания по гуманитарным, социально-экономическим и естественнонаучным дисциплинам. Общекультурная подготовка, включающая в себя изучение истории, экономики, права, социологии и политологии, иностранного языка, культуры речи, а также развитие знаний по математике и информатике, являются фундаментом для профессионального становления [2; 3].

Профессия помогает человеку функционально включиться в социум, в разветвленную систему общественной деятельности со стороны его навыков и умений. Но помимо этой функциональной адаптации к социуму через профессию человек должен еще вписаться в пространство культуры, освоить ее смыслы и ценности. В этом освоении смыслов и ценностей гуманитарной культуры формируется духовность человека, его мировоззрение, понимание им своего места и роли в обществе.

Для анализа потребности увеличения уровня общей образованности и профессиональной компетенции студентов были проведены социологические исследования с использованием диагностических методы (тестирование, анкетирование, интервьюирование, беседы); обсервационных методы (включенное наблюдение, самонаблюдение, самооценка); методы статистической обработки эмпирических данных.

Решетневские чтения. 2017

Оценка студентами значимости социально-гуманитарных знаний: 1 - влияние на уровень интеллекта (56,5 %); 2 - влияние на будущую профессию (51 %); 3 - расширяют научный кругозор (32,8 %); 4 - помогают использовать достижения науки и техники (26 %); 5 - доступность в изучении (17 %); 6 - возможность расширить кругозор (10 %)

В ходе исследования студентов старших курсов специальностей «Машины и аппараты пищевых производств», «Профессиональное обучение», «Машины и оборудование лесного комплекса» Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева были установлены основные факторы, обусловливающие интерес студентов к социально-гуманитарным знаниям (см. рисунок): общий культурный уровень студентов; возможность расширить кругозор; актуальность изучаемого предмета и взаимосвязь с современной жизнью; возможность диалога, творческая атмосфера на занятии [2].

Постоянно возрастает интерес будущих выпускников к политическим и гуманитарным проблемам в современном российском обществе [4; 5].

Проведенный анализ показывает, что политические проблемы волнуют более половины студентов -52 %, социальные проблемы - 72,3 %, проблемы культуры - 54 %, безразличны - 7 %, вообще не интересуются - 3 %.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) основной целью преподавания гуманитарных предметов является формирование у студентов нового восприятия социальной реальности, в центре которой стоит человек с его потребностями и интересами;

2) неподкрепленная качественными гуманитарными знаниями профессиональная подготовка специалистов может привести к тому, что результаты инженерной деятельности будут противоречить интересам общества, вызывая массу негативных последствий социального характера.

Библиографические ссылки

1. Алашкевич Ю. Д. Гуманитарная составляющая специальных курсов при подготовке инженеров профиля «оборудование лесного комплекса». Красноярск : СибГТУ, 2009. 87 с.

2. Юртаева Л. В., Алашкевич Ю. Д. Формирование профессиональной культуры будущего специалиста на основе гуманитаризации образовательного процесса. Красноярск : СибГТУ, 2013. 160 с.

3. Бурдьё П. Структуры, Habitus, Практики. Современная социальная теория: Бурдьё, Гидденс, Хабермас / А. Ледёнева, И. Давыдова. Новосибирск, 1995. С. 16-39.

4. Зеленков М. Ю. О проблемах совершенствования преподавания общественных наук в высшем учебном заведении и путях их решения // Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях : материалы Всерос. науч.-метод. конф. (19-20 ноября 2008, г. Москва). М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008, 384 с.

5. Горовая В. И., Уляев С. И. Гуманитаризация образования и профессиональная культура специалиста. М. : Народное образование ; Ставрополь : Ставро-польсервис-школа, 2004. 132 с.

References

1. Aleshkevich, Y. D. Humanitarian component of special courses in the training of engineers of the specialty "equipment forest complex". Krasnoyarsk : SibGTU, 2009. 87 р.

2. Yurtaeva L. V., Alashkevich Yu. d. Formation of professional culture of future specialist on the basis of humanization of the educational process. Krasnoyarsk : ipno RAO, SibGTU, 2013. 160 p.

3. Bourdieu P. Structures, Habitus, Practices. Modern social theory: Bourdieu, Giddens, Habermas / Ed. by A. Ledeneva, I. Davydova. Novosibirsk, 1995. P. 16-39.

4. Zelenkov M. Y. problems of improvement of social science teaching in higher education and their solutions // Problems and prospects of teaching social Sciences and Humanities in engineering universities in modern conditions: Materials of all-Russian scientific conference (Moscow, 19-20 November 2008). M. : publishing house of MGTU named after N. Uh. Bauman, 2008, 384 p.

5. In Biol. And. Ulaev. I. Humanization of education and professional culture of a specialist. M. : education ; Stavropol : Stavropolenergo-school, 2004. 132 р.

© Юртаева Л. В., Дирацуян Е. В., Шуркина В. И., Алашкевич Ю. Д., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.