Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности студентов инженерных специальностей на занятиях по гуманитарным дисциплинам'

Формирование профессиональной компетентности студентов инженерных специальностей на занятиях по гуманитарным дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТЫ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ИНЖЕНЕРА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / ПОТРЕБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / МИР ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / ПРЕДСТОЯЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / «ХОРОШИЙ СПЕЦИАЛИСТ» / «ХОРОШИЙ СОТРУДНИК»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исамухамедова Татьяна Александровна

В статье рассматриваются элементы профессиональной компетентности специалистов инженерных специальностей, особенности и возможные средства их формирования в образовательном процессе студентов инженерных специальностей на практических занятиях по гуманитарным дисциплинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исамухамедова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности студентов инженерных специальностей на занятиях по гуманитарным дисциплинам»

УДК 378.147

ИСАМУХАМЕДОВА Т.А. Формирование

профессиональной компетентности студентов инженерных специальностей на занятиях по гуманитарным дисциплинам

В статье рассматриваются элементы профессиональной компетентности специалистов инженерных специальностей, особенности и возможные средства их формирования в образовательном процессе студентов инженерных специальностей на практических занятиях по гуманитарным дисциплинам.

Ключевые слова: специалисты инженерного профиля, профессиональная компетентность инженера, человеческий фактор, интегральный характер, обучение студентов, профессиональное образование, конкурентоспособный, компетентность, профессиональный рост, потребность личности, способности студентов, практические занятия, познавательные проблемы, социальные проблемы, мир духовных ценностей, производственная деятельность, практическая значимость, предстоящая профессиональная деятельность, «хороший специалист», «хороший сотрудник».

Происходящие в России социально-экономические преобразования невозможны без внедрения в практику результатов научно-технической революции, которая, в свою очередь, не может осуществляться без активного участия в ней специалистов инженерного профиля. Анализ профессиональной деятельности инженерных кадров убедительно показывает, что она реализовывается многочисленными управленческими решениями. Профессиональная деятельность инженера направлена наудовлетворение потребностей общества и осуществляется созданием, использованием, модернизацией, ликвидацией техники методами изобретательства и конструирования. Анализ результатов опроса инженерных кадров различных учреждений и предприятий дает основание уточнить и конкретизировать содержание понятия «профессиональная компетентность инженера». С одной стороны, эта деятельность мало связана с взаимодействиями с другими людьми. К таким видам ин-

дивидуальной деятельности инженера, например, относятся:

- предпроектный анализ - начинается с уяснения и формулировки инженерной задачи;

- принятие решений - анализ как можно большего количества альтернатив будущего поведения и выбор из них одной;

- предъявление результатов -предъявление пояснительной записки, убеждающей в правильности принятого инженером решения;

- поиск технических решений - начинается с составления регламента поиска научно-технической информации и завершается отчетом о проведенном поиске;

- изобретательство - выявление наличных в разработке изобретений либо получение таковых по заказу;

- алгоритм изобретения - пошаговая процедура выявления технического, а затем физического противоречия и разрешение его;

- вепольный анализ - выявление дефектности модели наличной системы и

построение технической системы с определенной степенью конкретизации;

- инженерное прогнозирование - реализация прогноза путем получения спектра соответствующих технических решений;

- способы элиминации факторов расплаты - перестройка технических решений с взаимодействием инженера, заказчика, окружающей среды и корректировка всей технической документацией;

- инженерные исследования - построение модели будущей технической системы и ее исследование расчетным либо опытным путем;

- проектирование - процесс составления описания, необходимого для создания пока еще не существующей технической системы;

- автоматизация проектирования -доведение технического задания и описания технической системы до степени возможности обработки данных на ЭВМ во взаимодействии с инженером;

- синтез технических систем - объединение подсистемы с системой автоматизации проектирования либо разработка полной системы автоматического синтеза некоторых классов технических систем.

С другой стороны, инженер управляет в процессе своей профессиональной деятельности различными системами: производственными объектами, технологическими процессами, персоналом и т.п. Иначе говоря, имеет дело с человеческим фактором и должен уметь взаимодействовать с людьми.

Профессиональная деятельность инженера носит интегральный характер: наведение справок, ознакомление с литературой, изучение требований, обмен мнениями, подбор сотрудников. Умение общаться в различных социумах определяет возможность построения необходимых отношений инженера с коллегами, заказчиками и обеспечивает успешность в работе с ними. Анализ профессиональной компетентности инженера позволяет выделить интеграцию следующих компонентов: социально-профессиональные способности личности в области техники; личный опыт организационно-управленческой деятельности в производстве; когнитивные спо-

собности, т.е. владение современными знаниями в области техники, постоянное их расширение, творческая реализация этих знаний на производстве; реализация личного опыта организационно-управленческой, производственно-технологической, инновационно-экономической, научно-исследовательской деятельности и т.д.

Ключевыми компетентностями современного инженера являются:

- владение проективным мышлением;

- способность анализировать социально значимые проблемы в технической сфере;

- умение прогнозировать дальнейшее развитие производства;

- определение нестандартных решений при решении нештатных задач;

- использование в профессиональной деятельности методов системного анализа;

- построение моделей социально-экономических процессов;

- научная организация своего труда, а также труда исполнителей;

- способность к восприятию инноваций и внедрению их в производственный процесс;

- предприимчивость;

- стремление к социальной мобильности;

- постоянное стремление к повышению профессиональной квалификации;

- коммуникабельность;

- толерантность;

- корпоративность;

- реальная самооценка и т.п.

Длительное время практика обучения

студентов в образовательном учреждении была направлена на то, чтобы студент усвоил сумму знаний, определенных учебным планом образовательного учреждения. При этом преподаватель выступал в роли «рупора знаний», а студент воспринимал информацию как пассивный слушатель. Однако практика показала, что эффективность обучения существенно повышается при активном участии студента в образовательном процессе.

Современный этап образовательного процесса высшей школы при внедрении компетентностного подхода предполагает соответствующие изменения в характере образовательного процесса в любом вузе,

в том числе и техническом. Основной целью профессионального образования, по мнению педагогов-исследователей, является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, стремящегося к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, а также удовлетворение потребности личности в получении соответствующего образования.

Педагоги-сторонники компетентност-ного подхода в образовательном процессе выделяют следующие его основные положительные стороны.

Во-первых, развиваются способности студентов самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе приобретения ими собственного опыта, получаемого в ходе практических занятий.

Во-вторых, содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

В-третьих, смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий в ходе практических занятий для формирования у студентов опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных проблем.

В-четвертых, оценка образовательных результатов основывается на анализе уровня образованности, достигнутого студентами на определенном этапе обучения.

Программный документ ЮНЕСКО рекомендует для соответствия процесса и содержания обучения новым условиям труда отдавать предпочтение тем предметам, которые:

• развивают интеллектуальные способности студентов;

• позволяют им разумно подходить к техническим, экономическим, культурным изменениям;

• дают возможность приобретать такие качества, как инициативность, дух предпринимательства и адаптивность;

• позволяют им более уверенно работать в современной производственной среде.

В научной педагогической литературе отмечается, что в гражданском обществе с рыночной экономикой подготовка подрастающего поколения к жизни обеспечивается за счет формирования у студентов следующих важных качеств: умения делать выбор; эффективно использовать ограниченные ресурсы; сопоставлять политические декларации с политической практикой; вести переговоры и другие необходимые навыки.

Ученые в области педагогики высшего профессионального образования определили, что система образования должна обеспечивать:

для личности - условия развития, успешной деятельности и самореализации не только через получение образования, определенного государственным образовательным стандартом, но и через формирование потребности к совершенствованию;

обществу - сокращение времени социализации студенческой молодежи в условиях новой для них экономической и социокультурной среды, в которую они вступят после завершения обучения в вузе;

государству - возможность получения специалистов определенной квалификации в количестве, обеспечивающем потребности общества.

Исходя из этих требований к системе образования, педагоги-исследователи определили следующие задачи высшей школы в формировании профессиональной компетентности студентов инженерных специальностей:

• научить решать проблемы в сфере учебной деятельности: определять цели познавательной деятельности; выбирать необходимые источники информации; находить оптимальные способы получения результатов; организовывать свою деятельность; сотрудничать с другими студентами.

• научить решать познавательные проблемы: объяснять явления действительности; их причины; взаимосвязь; использовать современный научный аппарат.

• научить решать социальные проблемы: ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни - экологических, политических, межкультурного взаимодействия;

• научить ориентироваться в мире духовных ценностей, выражающих разные культуры и мировоззрения, т.е. решать аксиологические проблемы;

• научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей (избиратель, гражданин, потребитель, пациент, организатор, член семьи и т.д.);

• научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.);

• научить решать проблемы профессионального выбора, включения в подготовку к дальнейшему профессиональному обучению;

• расширить возможности выбора эффективных способов решения проблем.

Многолетний опыт проведения лекционных и практических занятий по дисциплинам гуманитарного блока со студентами инженерных специальностей дал основание определить комплекс средств формирования профессиональной компетентности для студентов инженерных специальностей, который является интегративным показателем перехода на более высокий уровень качества образовательного процесса технического вуза. Этот уровень соответствует требованиям современной образовательной парадигмы - готовить не просто «хорошего специалиста», а «хорошего сотрудника». Для достижения этой цели студент должен активно участвовать в процессе обучения. Эта активность создается и поддерживается в процессе учебных занятий всех видов следующими средствами: приведением реальных примеров из предстоящей профессиональной деятельности; преподаванием дисциплин с использованием современных методик обучения; созданием доверительного отношения студентов к учебному материалу; компетентностью преподавателя не только в про-

граммном материале, но и в специфике предстоящей профессиональной деятельности выпускников университета.

В процессе реализации компетентнос-тного подхода в образовательном процессе мы опирались на положения, в которых указывается, что в совершенствовании учебного процесса существенную роль играет включение развивающих технологий и технологий саморегулируемого обучения, содержащих следующие технологии:

когнитивно ориентированные технологии: диалогические методы обучения; семинары-дискуссии; проблемное обучение; когнитивные карты; инструментально-логический тренинг; тренинг рефлексии и др.;

деятельностно ориентированные технологии: методы проектов; контекстное обучение; организационно-деятельност-ные игры; комплексные (дидактические) задания; имитационно-игровое моделирование социальных процессов и др.;

личностно ориентированные технологии: интерактивные и имитационно-игровые игры, тренинги развития, развивающая психодиагностика и др.;

технологию междисциплинарного профессионального сотрудничества, включающую многоаспектное в русле разных наук, профессий и специальностей; рассмотрение преподавателем каждой проблемы; чтение лекций двумя преподавателями разных дисциплин, рассматривающих тему лекции в контексте своих наук; привлечение к проведению лекции или практического занятия специалиста-практика с большим опытом работы; научно-профессиональное консультирование друг друга преподавателями разных дисциплин; системно-функциональное и системно-логическое консультирование студентов по рассматриваемым проблемам обучения, воспитания, развития и просвещения; использование игр в форме дискуссий, в которых каждый студент играет свою, заранее выбранную роль (профессиональную, социальную, духовную и др.).

В рамках проведенного исследования установлено, что педагогическими условиями формирования профессиональной компетентности студентов инженерного

вуза на занятиях по дисциплинам гуманитарного блока являются:

- адаптация содержания, форм и методов образовательного процесса студентов к условиям предстоящей профессиональной деятельности;

- формирование умения в ходе учебных занятий самостоятельно формулировать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу;

- овладение навыком лаконично излагать свою точку зрения, а также аргументированно отстаивать ее в дискуссии с оппонентами до степени обобщенных приемов и профессиональных умений и навыков;

- подготовка студентами сообщений, выступлений, докладов, рефератов с последующим выступлением с ними перед учебной группой.

Совершенствование образовательного процесса осуществляется путем разработки и внедрения новых педагогических технологий. В практике педагогического процесса за последние десятилетия применяются такие технологии, как естественное обучение, модульно-рейтинго-вая, интеграционного обучения, развивающего обучения, индивидуальная технология обучения и другие. Содержание всех перечисленных технологий обучения направлено на повышение эффективности образовательного процесса за счет учета индивидуальных особенностей обучаемых, дифференцированного подхода к каждому студенту, формирования профессионально важных психических качеств будущего специалиста в предстоящей профессиональной деятельности выпускника.

Практика обучения показывает, что в ходе образовательного процесса студенты принимают активное участие в обсуждаемых вопросах при наличии у них мотивации к усвоению новых знаний. Практика проведения лекционных и семинарских занятий по дисциплине «Общая социология» дает основание определить, что на первых занятиях студенты ведут себя пассивно. Проведенный в 2008-2009 учебном году анкетный опрос студентов 3-го курса Орловского государственного технического университета позволил опреде-

лить, что причиной такого отношения к изучаемой дисциплине является отсутствие представления о роли знаний основных положений, закономерностей, законов общей социологии для предстоящей профессиональной деятельности. В то же время выяснилось, что многие из опрошенных студентов не представляет себе структуру, специфику, вид производственной деятельности после получения диплома. При этом большинство опрошенных респондентов не определились ни с местом работы, ни со сферой деятельности.

Такое положение дел определило необходимость конкретизировать программный материал относительно будущей специальности. Для этого в содержании лекций по всем темам лекционного курса приводилась связь теоретических положений общей социологии с комментариями из практической жизни нашего общества, производственной деятельности определенной специальности. На практических примерах показывалась значимость знания основных положений общей социологии для предстоящей профессиональной деятельности, для успешной социализации в новом для себя социуме после окончания обучения в университете, для эффективного управления своим карьерным ростом, приобретения более высокого социального статуса и осуществления социальной мобильности в обществе. Для лучшего понимания и усвоения нового учебного материала используются в ходе занятий междисциплинарные предметные связи. Так, например, специалист рассматривается не только как отдельно взятый индивидуум, а как член общества, постоянно находящийся в различных социальных окружениях. При этом дается характеристика индивиду с точки зрения единства материального мира и связи с явлениями природы: биологии, физиологии, социологии и других наук. Это позволяет реализовать принципы системности, преемственности и целостности в обучении.

Таким образом, исследования в области рынка труда убедительно доказывают необходимость перехода от «хорошего специалиста» к «хорошему сотруднику». Хороший сотрудник кроме качеств «хорошего специ-

алиста» включает определенную специальную «гуманитарную» подготовленность: умение работать в команде, принимать самостоятельные решения, проявлять инициативность и способность к инновациям. Он должен обладать психологической устойчивостью, готовностью к перегрузкам, к стрессовым ситуациям, уметь выходить из них. В настоящее время требуются такие качества, как лояльность, эмоциональная выдержанность, интеллигентность. В области управления и кооперации требуются вдохновение, мотивация, стремление к сотрудничеству, что требует высокой социальной компетенции. Она играет главную роль при социальном взаимодействии индивидов.

Литература

1. Faure E., Herreza F., Kaddonza A., Lohes H., Petrovsky A., Learning to Be. Paris, 1972. P. 21.

2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18-22.

3. Грачев В.В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании / В.В. Грачев, О.А. Жукова, А.А. Орлов // Педагогика. 2009. № 2. С. 107-112.

4. Громыко Ю.В., Давыдов В.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Методология педагогики: Сб. статей. М., 1977. Вып. 4.

5. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург: изд-во Урал. гос. пед. унта, 2000. 280 с.

6. Молодиченко Т. К вопросу о вузовской социакмеологии // Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал Министерства образования и науки Российской Федерации. 2007. № 11. С. 138.

7. Национальная система и образовательные стандарты высшего образования Российской Федерации: Аналитический доклад / Байденко В.И., Гребнев А.С., Гришанова Н.А., Зарнов В.А., Пугач В.Ф., Савельева Г. П., Селезнева Н.А. / Под ред. В.И. Байденко. М., 2006.

8. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сла-стенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. М.: Академия, 2007. 376 с.

9. Филатова М., Волкова Л. Социальные компетенции и современное образование // Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал Министерства образования и науки Российской Федерации. 2007. №11. С. 65-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.