Вид деятельности Приобретаемый навык, умение
Исследование (самостоятельная работа)/ Обсуждение промежуточных результатов (на уроке)
4. Сбор лексики по теме «Высшее образование». Развитие мышления, анализ и оценка информации, ее систематизация, классификация.
5. Создание проектов. Сбор информации о своем вузе. Создание фотоматериалов о своей студенческой учебной и внеурочной деятельности. Самостоятельное письменное составление текста на родном языке (текст каждого учащегося является частью всей информацией, подготовленной группой вместе). Коррекция текста в группе. Перевод текста. Анализ сайтов, переработка. Создание презентаций, видео. Умение составлять описание вуза для будущих абитуриентов. Переводческие умения. Формирование умения групповой и индивидуальной деятельности, делового общения. Умение сотрудничества и взаимопомощи.
Представление проекта и оценка результатов (на уроке)
6. Представление презентаций с рассказом о своем вузе, о жизни студентов в этом вузе. Умение выслушивать, задавать вопросы, вести дискуссию, овладевают культурой общения.
7. Оценка работы над проектом. Анализ, самоанализ, оценка, самооценка.
При проведении переводческих проектов было реализовано несколько целей проектного обучения: учащиеся самостоятельно приобретали недостающие знания лингвистического и экстралингвистического характера из разных источников и с помощью знаний по практике речи решали практические профессионально ориентированные задачи - осуществляли переводческую деятельность.
Список литературы
1. Будаев В.Д. О трудностях перехода на балльно -рейтинговую систему оценки знаний студентов// Universum: Вестник Герценовского университета, 2010. - № 10. - С. 51-54.
2. Булах Н.А. Из опыта работы подготовки профессиональных переводчиков на кафедре теории и практики перевода РГУ им. И. Кант // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2007. - № 2. - С. 28-39.
3. Елизарова Г.В. Организация самостоятельной учебной деятельности студентов в логике реализации федеральных государственных образователь-
ных стандартов высшего профессионального образования // Universum: Вестник Герценовского университета, 2010. - № 10. - С. 10-17.
4. Кондрашова Н.В. методика обучения переводу студентов старших курсов факультета изобразительного искусства педагогического вуза // Обучение иностранным языкам: [отв. ред. М.К. Колкова] -Спб: КАРО, 2003. - С. 214-226.
5. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.
6. Ломакина Н.А. факторы обеспечения автономности субъектов образовательного процесса в вузе// Межкультурное взаимодействие в современном мире: материалы и доклады Международного культурно-образовательного форума (Самара, 24-26 марта, 2014). - Самара: Изд-во «Институт анализа экономики города и региона», 2014. С. 134-139.
7. Поляков О.Г. Английский язык для специальных целей: теория и практика. Уч. пос. - 2-е изд., стереотип. - М.: НВИ-ТЕЗАУРУС, 2003.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА - ПЕДАГОГА
ХОРЕОГРАФИИ
Шукирова Айнур Узакбаевна
Старший преподаватель кафедры искусствоведение и культурного досуга ЗКГУим.М.Утемисова г. Уральск
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются проблемы молодых людей в выборе будущей профессии. Обозначены вузы, осуществляющиеся подготовку специалиста по хореографии. Рассматриваются требования вступительных экзаменов, основные задачи вуза в подготовке педагога-хореографа, способствующие формированию педагогического мастерства и профессиональных способностей будущего специалиста.
ABSTRACT
The article deals with the problems of young people in the choice offuture profession. Marked universities, provides training in choreography. We consider the requirements ofentrance examinations, the main tasks of the university in preparation of the teacher-choreographer, contributing to the formation of pedagogical skills and professional abilities of the future specialist.
Ключевые слова: хореография, специалист, профессия, обучение, подготовка.
Keywords: choreography, specialist, profession, education, training.
Одним из важнейших задач, в становлении личности, является решение проблем жизненной ориентации, поиск себя для реализации субъективности в процессах жизнедеятельности, умение найти необходимую профессию, отражающую его активную позицию в сфере деятельности. Начало самостоятельной жизни молодых людей в обществе характеризуется следующими моментами:
выбор профессии, ценностная ориентация на ту или иную сферу общественной жизни, идеалы и цели, которые в самом общем виде определяют общественное поведение и отношения на пороге самостоятельной деятельности и другие моменты.
Поэтому наряду с государством, отдельная личность, представляет собой заказчика качественной образовательной услуги. В настоящее время абитуриент выстраивает свою индивидуальную образовательную стратегию исходя из ценности образования, получаемой специальности. Он желает получить такую специальность и подготовку, которая в рыночных отношениях отвечала бы необходимым требованиям конкурентоспособности.
Поэтому основной задачей вузов в подготовке специалистов является подготовка высококвалифицированного специалиста, отвечающего всем требованиям развития современного общества и который сумел бы реализовать себя в сфере своей деятельности.
Университеты культуры и искусств являются одним из важных элементов системы образования, осуществляющие подготовку в получении профессионального образования по направлению «Искусство». Подготовка специалистов по разным видам искусства и обучение огромного числа студентов способствует развитию и формированию социально-культурного общества. Одним из специальности данного направления является специальность - хореография
Абитуриент, желающий получить данную специальность, сдает вступительные творческие экзамены. На этих экзаменах проверяются наличие у него определенных профессиональных данных, которые должны отвечать следующим требованиям:
1. Соответствующие анатомические природные данные: иметь хорошую осанку, стройные ноги, не должно быть плоскостопия, сутулости, иметь хороший сценический шаг, высокий подъем стоп, гибкость спины, выворотность, высокий прыжок.
2. Соответствующие психофизические данные, как: музыкальный слух, ритмичность, физическая выносливость, хорошую координацию, творческое воображение и фантазию.
3. Иметь знания в области хореографического искусства.
В настоящее время подготовка специалиста - хореографа осуществляется в следующих учебных заведениях РК:
1. Казахский национальный университет искусств г.Астана
2. Казахский национальный педагогический университет им.Абая
3. Казахская национальная академия искусств им. Т.Г.Жургенева
4. ЗКГУ им.М.Утемисова г.Уральск
5. Таразский государственный педагогический институт
6. Кызылординский государственный университет им.Коркыт Ата
7. Казахский государственный женский педагогический университет
8. Южно-Казахстанский государственный университет им. М.Ауезова
9. Международный Казахско-Турецский университет им.Х.А.Ясави
Выпускнику бакалавриата по специальности 5В040900 - Хореография присуждается академическая степень бакалавра хореографии и присуждается квалификация: педагог хореограф.
Хореограф - это специалист, занимающийся постановкой или обучением танцам. Специалист хореограф может заниматься постановкой и обучением, всем существующим видам танцев: бальные танцы, балет, народные и национальные танцы, современные танцы, фигурное катание и танцы на льду, театральные постановки, художественная гимнастика.
Профессия хореографа кроме обучения танцам, постановки и разработки новых представлений предполагает также выполнение огромного количества организаторских и административных функций. Для успешной постановки требуется огромный объем взаимодействия с визажистами, костюмерами, режиссерами, декораторами, художниками, осветителями и конечно огромная работа с самими танцорами исполнителями.
Свою профессиональную деятельность специалист-хореограф может осуществлять в следующих сферах, как: образование, культура, КДР.
Объектами профессиональной деятельности выпускников данной специальности являются: колледжи искусств, дома творчества, дворцы и дома культуры, школы, детские организации, танцевальные и балетные студии, клубы.
Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности 5В040900 - Хореография является изучение общих гуманитарных и социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Дополнительными видами подготовки являются факультативы и практика. Данная специальность обеспечивает через исторически сложившуюся и значимую для культуры классического хореографического искусства подготовку преподавателей хореографических дисциплин, педагогов-хореографов.
Предметами профессиональной деятельности специалиста-хореографа являются хореографическая деятельность в системе непрерывного и дополнительного образования Республики Казахстан, организация танцевального коллектива, руководство творческим коллективом и ведение профилирующих дисциплин по хореографии.
В соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой педагог-хореограф может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- творческую, т.е работать балетмейстером- постановщиком, хореографом-репетитором;
- организационно-творческую, т.е. работать менеджером хореографического коллектива, организатором шоу-программ; администратором; директором или руководителем творческих коллективов;
- образовательную, т.е вести педагогическую деятельность в средних профессиональных колледжах, учебных заведениях, общеобразовательных школах, школах искусств, студиях, домах творчества и культуры, детских организациях, ансамблях и клубах (спортивные, сельские, дворовые по интересам и т.д.).
Специалист по окончании вуза должен отвечать согласно общим требованиям уровня образованности специалиста. Он должен:
- хорошо знать законы конституции РК
- знать этические и правовые нормы
- обладать культурой мышления
- иметь научное представление о здоровом образе жизни
- уметь организовать свой труд
- уметь дать психологическую характеристику личности
- понимать сущность и социальную значимость своей профессии
- находить творческие решения при реализации профессиональных задач
- уметь работать в коллективе.
Формирование педагогического мастерства и профессиональных способностей студентов-хореографов происходит на различных мастер-классах, семинарах, показательных уроках по различным направлениям хореографического искусства. Студенты, в период обучения, занимаются научно-исследовательской деятельностью, участвуют в научно-практических конференциях своего вуза и других вузов региона. Они активно участвуют в организации и проведении общественных молодежных проектов и мероприятий, вовлечены в концертную, гастрольную и фестивальную жизнь. Согласно рабочему учебному плану студенты проходят разные виды практик: на 1-2 курсах учебную практику на базе своего вуза, на 3 -4 курсах - производственную и преддипломную виды практик на «местах». Таким образом, под руководством и наблюдением руководителей, начиная с третьего курса, они практически уже работают в творческих коллективах, в балетных студиях, педагогами, инструкторами, тренерами и т.д. На качество подготовки специалиста-хореографа огромное влияние оказывает многоуровневое обучение: школа, колледж, институт, магистратура. Поэтому прием абитуриентов с соответствующей подготовкой обеспечивает преемственность хореографического образования и повышает качество и профессионализм будущих специалистов.
Повышение требований к качеству подготовки педагогов-хореографов обусловлено характером социально-экономической ситуации в стране, когда необходимо быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, а также устойчивым спросом на соответствующих специалистов. Формируются новые конкурентные отношения между вузами, осуществляющими подготовку специалистов хореографов. Все эти обстоятельства стимулируют постоянную работу над качеством обучения и подготовки специалистов, поиск новых инновационных методов обучения.
Основными задачами в подготовке специалиста является:
- обеспечение получения полноценного и качественного профессионального образования, профессиональной компетенции конкурентоспособных специалистов на рамке труда в соответствующей области хореографии;
- обучение обладанию гуманитарной культурой, этическими и правовыми нормами, регулирующими отношения человека к человеку, к обществу, окружающей среде: культурой мышления и умениями организовать свой труд.
Студент изучает следующие виды общеобразовательных дисциплин: педагогика, психология, философия, экология, социально-педагогическая работа в учреждениях дополнительного образования, культуралогия, менеджмент культуры и искусства, педагогика народно-художественного творчества, организационно-творческая работа с хореографическим коллективом, основы менеджмента и хореографии, дополнительное образование детей
в хореографии, основы методической компетенции педагога-хореографа, современные педагогические системы и технологии, базовые дисциплины. Изучение этих дисциплин способствуют воспитанию и выявлению профессиональных педагогических способностей будущего специалиста.
Молодой специалист в начале своей профессиональной деятельности испытывает немало трудностей и переживает адаптационный период. В этот период он переходит уже на новый социальный уровень - специалист Подготовка к ней у него происходит именно в вузе, во время прохождения различных видов практик (ознакомительная, производственная, педагогическая, преддипломная). Таким образом, для того чтобы этот период он прошел более уверенно необходима качественная и психологическая подготовка специалиста. Ведь именно те знания, умения и навыки, которые приобрел во время обучения в творческом вузе, молодой специалист использует в своей трудовой деятельности. В начале своей педагогической деятельности молодой специалист чувствует себя полным сил, энергичным, физически и морально подготовленным к трудовой деятельности, желанию показать свои способности.
Благодаря полученным знаниям молодой специалист может реализовать свои разнообразные способности, личный потенциал и дальше развивать свою деятельность путем приобретения более высоких профессиональных навыков и популярности. Для этого ему необходима постоянная работа над повышением квалификации: участие в танцевальных соревнованиях, конкурсах, постановка хороших и интересных танцевальных номеров, создание собственных танцевальных школ, студий. Профессионально-педагогическая деятельность специалиста позволит ему расширить круг общения (личных и деловых контактов), В дальнейшем он может продолжить обучение в данной сфере или получить дополнительно второе образование, согласно должности своего трудоустройства. Это является нормой современной жизни, что положительно сказывается на профессионально - педагогической деятельности и способствует не только социальному самоопределению, но и дает возможность личностного роста специалиста, повышению профессиональной карьеры. В настоящее время профессия хореографа очень популярна и спрос на специалистов данного направления очень высок. Поэтому успеха добиваются лишь самые стойкие, напористые и трудолюбивые люди, которые любят и ценят свою профессию, а также смогут научить этому прекрасному искусству танца подрастающее поколение.
Литература
1. Кульбекова, А. К. Дидактические основы профессиональной подготовки хореографов в вузах Казахстана / А. К. Кульбекова // Наследие и современные проблемы хореографического образования: сборник научных статей, посв.100-летию Ш. Жиенкуло-вой. - Астана, 2012. - с. 123-133.
2. Чекалина А.А. Основы подготовки специалистов-хореографов.
3. Хореографическая педагогика. СПбГУП 2006г. 632с.
4. Шафигулина Л.Ф. Профессиональное саморазвитие молодого педагога: практикум/ авт. - Волгоград: Учитель, 2009. - 100 с.