стандарте педагога и предполагающей освоение студентами определённой совокупности профессиональных компетенций.
Литература:
1. Государственная программа Российской Федерации «Развития образования» на 2013-2020 годы. Утверждена 15.04.2014 № 295 (ред. от 31.03.2017) [Электронный ресурс] // Консультант.Плюс. URL: http://www.consultantru/document/Cons_doc_LAW_162182/(дата обращения: 11.01.2018 г.).
2. Митрофанова, Г.Г. Формирование готовности студентов колледжа к проектной деятельности в процессе обучения иностранному языку: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СпБ, 2012.
3. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 11.01.2018 г.).
4. Панчук, Т.А. Формирование готовности к проектной деятельности студентов факультетов технологии и предпринимательства: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Бийск, 2004.
5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утверждён 18.10.2013 г. № 544н [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL: http://www. http://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 11.01.2018 г.).
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.12.2017) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс .-URL: ttp://www. Consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43688 (дата обращения: 11.01.2018 г.).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Утверждён 27.10.2014 г. № 1353 [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ. - URL: http://www.минобрнауки.рф /документы/7668 (дата обращения: 11.01.2018 г.)
8. Юсупов, В.З. Функции проектирования и специфика их проявления в педагогике / Акмеология. 2005. № 3 (15). - С. 58-62.
9. Юсупов, В.З., Коротаев, В.Г. Проектно-целевой подход как фактор повышения эффективности разработки образовательных программ вуза // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2012. - №2. - С. 45-48
10. Юсупов В.З., Коротаев В.Г. Реализация принципа вариативности в проектировании содержания профессионального образования // Знание. Понимание. Умение. Научный журнал Московского гуманитарного университета. - 2012. - №4. - С. 185-192
Педагогика
УДК: 378
кандидат педагогических наук, доцент Касиманова Людмила Альбертовна
Российский государственный педагогический университет имени A. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГТОВКЕ ПЕДАГОГОВ-
ХОРЕОГРАФОВ
Аннотация. В статье даётся анализ понятия «профессиональная подготовка», рассматриваются проблемы профессиональной подготовки педагогов-хореографов на современном этапе, особенности содержания профессиональной подготовки согласно образовательным стандартом разного поколения, виды профессиональной деятельности педагогов-хореографов.
Ключевые слова: хореографическое искусство, танец, профессиональная подготовка педагогов-хореографов, образовательные стандарты в области хореографического искусства, профессиональная деятельность будущих педагогов-хореографов.
Annotation. The article gives an analysis of the concept of "training", addresses the ргоЫеш of training teachers-choreographers at the present stage, particularly the maintenance of vocational training according to the educational standard of different generations, occupations educators-choreographers.
Keywords: choreographic arts, tanec, training teachers-choreographers, educational standards in the field of choreographic art, professional future pedagogov-horeografov.
Введение. Профессиональную подготовку часто отождествляют с профессиональным образованием. Профессиональное образование рассматривают в качестве «процесса и результата профессионального становления и развития личности, сопровождающихся овладеванием установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям» [4, c. 19].
В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» 2012 года термин «профессиональная подготовка» отсутствует. Под профессиональной подготовкой в новом законе понимается подготовка квалифицированных кадров для определенной отрасли (военной, медицинской, педагогической и др.), включая получение определенного уровня профессионального образования (среднего профессионального, высшего профессионального), профессиональную переподготовку и повышение квалификации (в системе дополнительного профессионального образования).
Анализ проведённых исследований свидетельствует о изменениях, происходящих в профессиональном образовании, которые связаны в первую очередь с изменениями, происходящими в обществе, в социокультурной среде. Исследования Э.Н. Гусинского, И.А. Колесниковой, А.П. Тряпицыной, Д.И. Фельдштейна и др. представляют методологические основания новых ориентиров образования, ориентирующихся на:
- изменения социально-экономических условий развития общества;
- динамичность социального заказа профессионально-образовательной сфере;
- усложняющиеся требования к профессионализму специалиста, его профессиональным умениям и навыкам;
- поиск новых механизмов, форм и методов, средств формирования и развития профессиональных компетенций.
Совсем немного существует исследований, рассматривающих содержание профессиональной подготовки педагогов-хореографов в системе педагогического образования, инновационные подходы к их профессиональной подготовке средствами интеграции различных видов хореографического искусства в контексте современных концепций культуры. Благодаря образованию в процессе становления личности, освоения и присвоения смыслов и ценностей, через вхождение студента в культуру, сам он становится субъектом культуры. Динамично развивающаяся социокультурная ситуация в обществе влечет за собой переосмысление профессиональной подготовки педагога-хореографа с позиций интеграции образования и культуры.
Расширение проблемных полей в педагогических изысканиях, через рассмотрение содержания профессиональной подготовки в контексте современных концепций развития культуры обусловливают актуальность целенаправленного изучения методологических и теоретических аспектов и процесса профессиональной подготовки педагогов-хореографов.
Согласно словаря Ожегова слово «подготовка» означает «запас знаний, полученных кем-нибудь» [10, с. 432]. Исходя из этого, профессиональная подготовка включает в себя приобретение знаний, умений и навыков, или как сейчас принято называть профессиональных компетенций. Профессиональное становление, общекультурное и профессиональное развитие не включается в это понятие.
С данным пониманием профессиональной подготовки согласен Бим-Бад Б.М., который считает, что «профессиональная подготовка - система профессионального обучения, имеющая целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определённой работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня, обучающегося» [3, с. 223]. Именно так определялся этот термин (профессиональная подготовка) в старом законе «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1. В старой редакции закона говорится, что профессиональная подготовка «возможна в связи с получением лицом профессионального образования соответствующего уровня (начальное, среднее, профессиональное и др.) в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией».
Рассмотрим это понятие с точки зрения других словарей.
Новый словарь методических терминов гласит: «Профессиональная подготовка - система организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающая формирование у личности профессиональной направленности знаний, навыков, умений и профессиональной готовности к такой деятельности» [2, с. 230].
Профессиональная готовность сегодня понимается как профессиональная компетентность. На наш взгляд, многими авторами термин «профессиональная подготовка» часто употребляется в психолого-педагогической литературе как синоним термина «профессионального образования», хотя некоторые авторы отмечают о различии их составляющих.
Генезис профессиональной подготовки педагогов-хореографов в России исследовала Осипова Т.В. в своем исследовании «Проблемы подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом», [11] выделив три периода:
1) начало XX века - 60-е годы XX века: развитие профессиональной хореографической деятельности и отсутствие социального заказа на подготовку педагогов-хореографов;
2) начало 60-х - до 1992 года: открытие вузов, осуществляющих подготовку специалистов в области культуры и искусства;
3) с 1992 года - по настоящее время: вступление России в Болонские соглашения, стандартизация высшего профессионального образования, открытие новых направлений обучения, связанных с подготовкой педагогов-хореографов.
Очевидно, что отсутствие на протяжении не одного десятилетия профессионального педагогического образования в области хореографического искусства (исключение составляет, пожалуй, только Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, где наряду с исполнительским отделением всегда существовало педагогическое) негативно сказалось на содержании профессиональной подготовки педагогов-хореографов, на всех его организационно-педагогических, учебно-методических и художественно-творческих аспектах. Хотя определенным образом проблема профессиональной подготовки педагогов-хореографов решалась за счет высших учебных заведений культуры и искусства, где искусство хореографии рассматривалось не с точки зрения педагогики, а в социокультурном контексте.
Кроме Осиповой Т.В. изучением истории становления хореографического образования в последние годы занимались такие ученые как:
Жуйкова Н.А., Джагаева Т.Е. (2014), исследовавшие историю становления хореографического образования [7],
Кабушева Е.О. (2011), изучавшая принципы становления и развития педагогической традиции хореографического образования в России [8],
Перлина Е.В. (2013), представившая хореографическое искусство в образовательной среде вузов культуры и искусства [12],
Филановская Т.А. (2011), [15] рассматривающая хореографическое образование в России ХУ11-Х1Х веков и другие.
Кроме того, в учебных пособиях по теории и методике преподавания танцев многие авторы, так или иначе, затрагивали проблемы становления и развития хореографического образования, назовем отдельные работы: Абызова М. [1.] в учебном пособии об истории отечественного балета XX - начала XXI века; Валукин М.Е. (2014) [5] в пособии об эволюции мужского классического танца; Вашкевич Н.П. (2009) [6] в книге об истории хореографии всех веков и народов; Матвеев В.Ф. (2010) [9] в пособии по теории и методике преподавания русского народного танца; Суриц Е.Я. (1979) [14] в пособии о хореографическом искусстве 20-х годов, а также большой труд о становлении и развитии советского хореографического искусства [13] и т.д.
Дадим характеристику профессии педагога-хореографа. Профессия хореографа сложная и требует от человека не только хорошей физической подготовки, а также знаний теории и истории хореографического
искусства. Хореографическое искусство или хореография (от греческого слова xopsía - хороводная пляска и урафю - записывать) рассматривается в качестве искусства сочинения, сценической постановки танца. Сам термин «хореография» появился примерно в 1700 гг. для названия системы описания (стенографирования) танцев, позднее это понятие стало применяться к танцевальному искусству в целом.
Хореографическое искусство - комплексное явление, включающее балет, бальные танцы, народные танцы, современные танцы и т.д. Зарождение искусства хореографии произошло в глубокой древности, когда сам танец выполнял ритуальные функции (культовые и религиозные церемонии, охотничьи и др. обряды).
Искусство играет большую роль в жизни людей, занимая при этом особое место. Обобщая, перерабатывая и в особой манере, свойственной определённому виду искусства, отражая через художественные образы саму жизнь, искусство становится неисчерпаемым источником познания. Только искусство, благодаря своей уникальной способности влиять на человека, дает необыкновенную возможность проявлять творческие порывы и раскрывать дарования и способности.
Хореографическое искусство признается одним из лучших творческих проявлений, позволяющих переживать богатейшую гамму эмоций и чувств человека. Хореографическое искусство непосредственно связано с музыкой, что обусловлено важностью музыки в раскрытии хореографического образа во всей его полноте, выразительности и яркости. Пластика движений - еще одна составляющая хореографического искусства, связанная с передачей чувств и переживаний.
Искусство сочинения танца и создания образа пластическими средствами особое творческое проявление, требующее специальные способности, художественный вкус, чувство ритма и музыкальный слух. Хореография сформировала свою специфическую систему средств, методов и приемов, особый язык пластической выразительности, раскрывающий эмоциональное состояние и внутренний духовный мир человека. При этом, хореографическое искусство постоянно развивается, впитывает в себя многообразие танцевальных культур многочисленных этносов.
Хореограф должен уметь сочинять и ставить танец для концертного номера, конкурсного соревнования, целого танцевального спектакля, работая с парой или целым коллективом. Чтобы сочинить танец хореографу нужно креативное мышление, творческая фантазия, музыкальный слух, чувство ритма, знание различных танцевальных форм и комбинаций, владение танцевальными техниками, средств хореографической выразительности и т.д.
Умение создать танцевальный образ, характер героя, подобрать соответствующие музыку и костюмы -тоже входит в обязанности хореографа. Работа хореографа требует хорошей физической подготовки, силовой выносливости и крепкого здоровья. Хореограф должен быть хорошим организатором, вести переговоры с организаторами концерта, дизайнерами костюмов, звукорежиссером и т.д. Кроме того, хореограф должен уметь ладить с людьми, а если это детский хореографический коллектив, знать педагогику и психологию детей. Именно поэтому выпускникам вуза чаще присваивается квалификация «педагог-хореограф».
Хореографом можно работать в учреждениях культуры, хореографических студиях и даже в спортивных организациях и оздоровительных салонах, ибо сегодня пользуются большой популярностью занятия спортивной аэробикой, ритмикой, оздоровительным фитнессом. Кроме того, хореограф может вести танцевальные студии, кружки в учреждениях дополнительного образования детей и в школах, где сегодня введены часы на дополнительное образование учащихся. Но тогда хореограф должен иметь педагогическое образование, т.е. получить квалификацию педагог-хореограф. После окончания магистратуры выпускник может заниматься преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального хореографического образования.
Целеустремленность и настойчивость, беззаветная любовь к танцу и своей профессии также нужны начинающему хореографу, которые в начале своей карьеры получают небольшую зарплату. Однако, они знают к чему стремятся - имена известных хореографов сегодня хорошо известны, они добились известности и признания и материально обеспечены.
Изучение вышеназванных научных работ, теоретических материалов и методических рекомендаций показало, что прошёл достаточно большой промежуток времени, прежде чем педагогическое образование в области хореографического искусства смогло занять соответствующее место в учебных планах образовательных программ высшей школы на уровне Государственных, а затем и Федеральных государственный стандартов высшего профессионального образования.
В конце 90-х XX века появились стандарты первого поколения, среди которых хотелось бы выделить следующие направления обучения, связанные с хореографией:
1. 050600 - Режиссура хореографии (квалификация выпускников - хореограф).
2. 050700 - Педагогика хореографии (квалификация выпускников - педагог-хореограф).
Вначале 2000-х появились стандарты второго поколения, появилось больше направлений обучения, связанных с хореографией:
1. 050800 История и теория хореографического искусства (квалификация: балетовед).
2. 050600 Искусство хореографа (квалификации:01. хореограф, 02. балетмейстер-репетитор, 03. хореограф балета на льду).
3. 050500 Хореографическое исполнительство (квалификация: артист балета, педагог-репетитор).
4. 050700 Педагогика балета (квалификации: педагог-балетмейстер, педагог бального танца).
5. 053000 Народное художественное творчество (одна из квалификаций: художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель).
6. 540700 Художественное образование с профилем подготовки хореографическое искусство (степень (квалификация) — бакалавр художественного образования).
И, наконец, стандарты третьего поколения, позволяющие вузу самостоятельно формировать образовательную программу, в том числе по подготовке педагогов-хореографов:
1. 071500 Народная художественная культура, позволяющая подготовить бакалавров, в том числе, к педагогической деятельности.
2. 071200 (52.03.01) Хореографическое искусство, позволяющая подготовить бакалавров, в том числе, к педагогической деятельности (например, образовательная программа «Педагогика истории хореографического искусства».
3. 050100 (44.03.01) Педагогическое образование (например, образовательная программа, реализуемая в РГПУ им. А.И. Герцена, «Художественное образование (в области хореографии))».
Профессиональная подготовка педагогов-хореографов имеет свои особенности. Педагог-хореограф рассматривается нами как педагог, воспитатель, просветитель. Педагогическая составляющая профессиональной подготовки педагога-хореографа отражена в стандарте, как направления педагогического образования, что само собой разумеется, так и в стандарте направления обучения 071200 Хореографическое искусство (бакалавриат). Последний стандарт определяет кроме организационно-управленческого, балетмейстерского, культурно-просветительского видов деятельности, также педагогическую, методическую, репетиторскую виды деятельности выпускников-бакалавров этого направления подготовки.
Выпускник-бакалавр направления обучения 071200 Хореографическое искусство должен уметь, наряду со многими чисто педагогическими компетенциями, «осуществлять процесс обучения и воспитания в учебных заведениях дополнительного и среднего профессионального образования, хореографических коллективах; ... разрабатывать образовательные программы, учебно-методические материалы, учебные пособия в соответствии с нормативными правовыми актами; ... планировать и организовывать учебно-воспитательный процесс, опираясь на традиционные и авторские подходы и модели обучения, воспитания, систематически повышать уровень профессиональной квалификации; формировать систему контроля качества образования в соответствии с требованиями образовательного процесса, оценивать потенциальные возможности обучающихся, выстраивать на этой основе индивидуально ориентированные стратегии обучения и воспитания; формировать духовно-нравственные ценности и идеалы личности на основе духовных, исторических и национально-культурных традиций, способствовать творческому саморазвитию обучающихся, подготавливая их к выполнению определенных социальных ролей в современном обществе». Методическая и репетиторская деятельность, подробно прописанные в стандарте направления обучения 52.03.01 Хореографическое искусство, также требуют определенных педагогических знаний и умений.
Совсем другая картина в стандарте по направлению обучения 44.03.01 Педагогическое образование. Среди видов деятельности, указанные в данном стандарте, наряду с педагогической, исследовательской, проектной, прописана культурно-просветительская. Однако, и культурно-просветительская деятельность: изучение и формирование потребностей в этой деятельности, организация культурного досуга, разработка и реализация культурно просветительских программ; и прописанные общекультурные компетентности (их 9), общепрофессиональные (их 6) и профессиональные в области культурно-просветительной деятельности (их 2), - все это никак концептуально не определяет содержание образования профессиональной подготовки педагогов-хореографов.
Выводы. Данное обстоятельство заставляет нас обратиться к более пристальному изучению содержания профессиональной подготовки педагогов-хореографов.
Литература:
1. Абызова Л.И. История хореографического искусства: Отечественный балет XX — начала XXI века: учебное пособие. — СПб.: Композитор, 2012. — 304 с.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 223.
4. Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина, Е.Ю., Лейбович, А.Н., Новиков, П.Н. Словарь-справочник современного российского профессионального образования. Выпуск 1. - М.: ФИРО, 2010. 218 с.
5. Валукин М.Е. Мужской классический танец: Эволюция во времени. - М. - ГИТИС, 2014. 232 с.
6. Вашкевич Н.П. История хореографии всех веков и народов. - СПб: Лань. Планета Музыки. 2009. 192 с.
7. Жуйкова Н.А., Джагаева Т.Е. Становление хореографического образования и народно-сценического танца // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). - С. 55-57.
8. Кабуршева Е.О. Принципы становления и развития педагогических традиций хореографического образования в России / Е.О. Кабуршева // Инновационные технологи и обучения культурно-досуговой деятельности: [сб. науч. ст.]. - М.: МГУКИ, 2011. - Вып. 11. - 150 с.
9. Матвеев В.Ф. Русский народный танец: теория и методика преподавания: учебное пособие / В.Ф. Матвеев. - СПб.: Планета Музыки, 2010. - 251 с.
10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1990. - 921 с.
11. Осипова Т.В. Историография проблемы подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом. // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14726 (дата обращения: 29.11.2017).
12. Перлина Е.В. Хореографическое искусство в образовательной среде вузов культуры и искусств: теория и практика // Вестник МГУКИ. - 2013. - 2 (52). - С. 209-212.
13. Становление и развитие советского хореографического искусства / Библиотека по истории танцев // Режим доступа: http://dancelib.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st002.shtml
14. Суриц Е.Я. Хореографическое искусство двадцатых годов. - М.: Искусство, 1979. 360 с.
15. Филановская Т.А. Хореографическое образование в России ХУ11-Х1Х веков. - Владимир: Изд-во ВГГУ, 2011. - 242 с. Филановская, Т.А. Хореографическое образование в России второй половины XIX в.: академическая образовательная модель // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2011. - Вып. 140. - С. 180-186.
Педагогика
УДК:378.2
аспирант Клещунов Сергей Сергеевич
ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Москва); кандидат медицинских наук, доцент Бобкова Софья Ниязовна
ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Москва)
ЛОКОМОТОРНЫЕ ТРЕНИРОВКИ В РЕАБЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ С ТРАВМАТИЧЕСКОЙ
БОЛЕЗНЬЮ СПИННОГО МОЗГА
Аннотация. В статье описывается виды локомоторных тренировок и опыт применение роботизированного комплекса «ExoAtlet» для реабилитации пациентов с травматической болезнью спинного мозга.
Ключевые слова: травматическая болезнь спинного мозга, локомоторные тренировки, нейрореаблитация, экзоскелет.
Annotation. The article describes the types of locomotor training and the experience of using the robotic complex «ExoAtlet» for the rehabilitation of patients with traumatic spinal cord disease.
Keywords: traumatic spinal cord disease, locomotor training, neurorehabilitation, exoskeleton.
Введение. Травматическая болезнь спинного мозга (ТБСМ) - одна из наиболее сложных и актуальных проблем реабилитологии и, в частности, нейрореабилитации [5, 7, 8].
Травма позвоночника и спинного мозга является одной из наиболее актуальных проблем в нейрохирургии, травматологии и нейрореабилитации, что обусловлено как значительным числом осложнений, сопутствующих повреждению спинного мозга, грубыми функциональными нарушениями, приводящими к ограничению самообслуживания и передвижения, утратой контроля тазовых функций, так и высоким уровнем инвалидизации, социальной и психологической дезадаптацией пациентов [4].
Люди с ТБСМ подвергаются риску формирования вторичных патологий, несущих угрозу для жизни, например, тромбоза глубоких вен, инфекций мочевыводящих путей, пролежней и респираторных осложнений [7]. При этом наиболее частые причины преждевременной смерти связаны с длительным лежачим положением больного.
Способность к передвижению в пространстве - одна из наиболее важных двигательных функций живого организма. Реабилитация больных с двигательными нарушениями, развившимися вследствие заболеваний и травм центральной нервной системы, является одной из наиболее актуальных проблем современной медицины [2]. В физиологии человека локомоция — вид двигательной деятельности, связанный с активным перемещением в пространстве [1]. Локомоторная тренировка является реабилитационной стратегией, разработанной для восстановления ходьбы [9].
В настоящее время специалисты в области реабилитации акцентируются на восстановлении не только стандартных показателей двигательной активности, а по возможности, на формировании и восстановлении физиологичного паттерна ходьбы [3].
Для решение поставленных задач в реабилитации пациентов с ТБСМ применяют различные виды локомоторных тренировок.
Изложение основного материала статьи. Ходьба с подвесной системой. Подвесная терапия, или етинг-терапия, — метод физической реабилитации с использованием разнообразных систем подвеса всего тела или конечностей. С помощью этих подвесов обеспечивается снятие осевой нагрузки с суставов, а также поддержка тела во время выполнения упражнений.
Подвес является нестабильной опорой для тела в горизонтальной плоскости, и это еще одна особенность слинг-терапии. Такая нестабильная опора активизирует координацию движений и способствует качественному восстановлению равновесия, устраняя дисбаланс в тонусе мышц правой и левой половины тела, а также в мышцах-антагонистах (Рис. 1) [6].
<1
v>
Рисунок 1. Ходьба с подвесной системой (фотография взята с сайта http://www.neuro-ural.ru )