УДК 159.9
А. Э. Эмильбекова
аспирант каф. психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-maiL: emiLbekova.1990@maiL.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматриваются определения, становление и динамика профессиональной идентичности в психологии; выделяются основные аспекты, единицы, этапы и уровни профессиональной идентичности на основе анализа отечественных и зарубежных исследований. Автор отмечает, что в зарубежных подходах преимущественно рассматриваются этапы профессионализации человека в течение жизни, а в отечественных этапы связаны с профессиональным становлением человека.
Ключевые слова: идентичность; профессиональное становление; профессиональная идентичность; профессионализация; профессиональное самоопределение; формирование личности; этапы профессионализации.
A. E. Emilbekova
Post-graduate student, Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, MSLU; e-mail: emilbekova.1990@mail.ru
PROFESSIONAL DEVELOPMENT AND DYNAMICS OF PROFESSIONAL IDENTITY AT DIFFERENT STAGES OF PERSONALITY DEVELOPMENT
The author considers the concept, development and dynamics of professional identity in the fieLd of psychoLogy; defines the key aspects, units, stages and LeveLs of professionaL identity on the basis of nationaL and foreign research. The author emphasizes that the foreign research focuses on professionaL Life-Long deveLopment, whereas the national research considers dynamics of professional identity related to personality development.
Key words: identity; professional development, professional identity; professionalization; professional self-identification; personality development; stages of professionalization.
Профессиональное становление и развитие человека тесно «переплетаются» с построением его жизненного пути. Большинство людей проходит через одни и те же стадии психического развития в сходные возрастные периоды. Этим периодам соответствуют определенные стадии профессионального развития. Исследования в области
профессионального самоопределения позволяют сформулировать два важных утверждения:
- профессиональное созревание - это процесс протяженностью в жизнь;
- профессиональный путь человека с его основными этапами неразрывно связан с возрастным развитием и общим становлением личности.
Профессиональное развитие человека представляет собой сложный многогранный процесс, сравнимый по интенсивности с жизнью вообще. Задачи профессионального развития включены в контекст возрастного развития. Успешный опыт решения разного рода жизненных задач, накапливаясь и обобщаясь, формирует в личностной структуре человека комплекс компетентностей, который раскрывается и реализуется при решении ряда новых задач, в том числе и задач профессионального становления.
В трудах известных зарубежных и отечественных психологов профессиональная идентичность рассматривалась в различных контекстах. Д. Сьюпер рассматривает ее как «профессиональную зрелость», как поведение личности, соответствующее задачам профессионального развития для данного возраста [Super 1957]. Л. Б. Шнейдер изучает формирование идентичности через изменение «Я-концепции» у студентов в процессе обучения [Шнейдер 2004]. Ю. П. Поварёнков считает ее ключевым критерием для достижения целей профессиональной деятельности и успешной профессионализации.
В процессе формирования профессиональной идентичности выделяют три основных аспекта: во-первых, этапы профессиональной идентичности; во-вторых, уровни профессиональной идентичности, в-третьих, статусы профессиональной идентичности. На сегодняшний день в работах психологов представлено несколько периодизаций профессионального пути (профессионального цикла) человека. В качестве единиц периодизации профессионального становления личности используются стадии, периоды и уровни. Стадии в основном совпадают с этапами профессиональной социализации: допрофес-сиональное развитие личности (подготовка к профессионализации); поиск и выбор профессии, учебного заведения; профессиональное обучение; самостоятельная профессиональная деятельность. Периоды являются компонентами стадий и возникают как результат конкретизации концепции. Рассмотрим этапы профессионализации.
Сьюпер Д. весь профессиональный путь разделил на пять этапов. [Super 1957]. В основу периодизации им были положены представления Ш. Бюлер о жизненном пути [Buhler 1933]. Первостепенной задачей автора было осознание индивидом своих склонностей и способностей, в соответствии с которыми должен осуществляться поиск подходящей профессии, актуализирующей профессиональную «Я-концепцию».
Более подробно остановимся на первых двух как соответствующих изучаемой нами возрастной категории.
Первый этап - этап роста (от рождения до 14 лет). Развитие «Я-концепции» начинается в детстве, когда в процессе игры дети проигрывают различные роли, затем пробуют себя в разных занятиях, выясняя, что им нравится и что у них хорошо получается. В результате у них формируются интересы, которые могут оказать влияние на будущую профессиональную карьеру.
Второй этап - этап исследования (от 15 до 24 лет). В процессе самоанализа своих потребностей, интересов, способностей, ценностей и возможностей, юноши и девушки прикидывают возможные варианты профессиональной карьеры. К концу этого этапа молодые люди обычно подбирают подходящую профессию и начинают ее осваивать.
Третий этап - этап упрочения карьеры (от 25 до 44 лет).
Четвертый этап - этап сохранения достигнутого (от 45 до 64 лет).
Пятый этап - этап спада (после 65 лет).
В теории Д. Сьюпера в качестве основного механизма профессионального становления выступает развитие «Я-концепции» в рамках сопоставления опыта собственных достижений, а также личностных проявлений с социальными требованиями, со значимыми другими в процессе реализации различных социальных ролей.
Ю. П. Кошелева считает «личностная идентичность» является сходной по значению с понятием «Я-концепции». Она обеспечивает целостность человека и является результатом его психологической работы по формированию личности. Ядром идентичности являются смысложизненные ориентации личности [Кошелева 2015].
Другой исследователь профессиональной деятельности - Ф. Хей-вигхерст - критериями определения этапов профессионального пути обозначил приобретение установок и трудовых навыков, которые позволяют людям стать полноценными работниками [Havighurst 1974].
По его периодизации первый этап - идентификация с работником (дети в возрасте от 5 до 10 лет). У детей происходит идентификация со своими работающими отцами и матерями. И в будущем намерение работать становится частью их «Я-концепции».
Второй этап - приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбия (от 10 до 15 лет). При выполнении различных задач, домашних заданий или работы по дому, школьники учатся распределять свое время и усилия. В определенных обстоятельствах они начинают следовать принципу: сначала работа, потом игра.
Третий этап - приобретение конкретной профессиональной идентичности (от 15 до 25 лет). Происходит выбор профессии и начало профессионализации. Появляется определенный трудовой опыт, который помогает сделать дальнейший выбор и начать карьеру.
Четвертый этап - становление профессионала (от 25 до 45 лет). Взрослые совершенствуют свои профессиональные навыки и мастерство в рамках возможностей, предоставляемых работой, и начинают продвигаться вверх по служебной лестнице.
Пятый этап - работа на благо общества (от 40 до 70 лет).
Шестой этап - размышления о продуктивном периоде профессиональной деятельности (после 70 лет). Согласно данной периодизации, период студенчества приходится на третий этап - этап приобретения конкретной профессиональной идентичности.
Американский психолог А. Тэшфел в рамках социально- психологических исследований выявил следующие этапы формирования профессиональной идентичности: этап социальной категоризации: упорядочение социального окружения способом, который имеет смысл для индивида; этап социальной идентификации: процесс помещения себя в ту или иную категорию; этап социальной идентичности: полное социальное отождествление [Тэшфел 1984].
Ряд работ отечественных психологов также посвящен исследованию становления профессиональной идентичности. Л. Б. Шнейдер и Т. С. Березина исследуют данный феномен на студенческой аудитории [Березина 2008; Шнейдер 2004]. Шнейдер Л. Б. выделяет четыре этапа профессионального становления, соотносимых с этапами психического развития:
1. Допрофессиональный - в период детства ребенок приобретает фрагментарные и несистематические знания о мире профессий.
Его выбор и предпочтения ситуативны и случайны, чаще всего он хочет быть тем профессиональным героем, который поразил его воображение.
2. Предпрофессиональный - к моменту окончания школьного детства подросток умеет разбираться во внешних профессионально-дифференцирующих признаках. В период отрочества начинается профессиональное самоопределение, заключающееся в идентификации со своей профессией и обособлении от других видов профессиональной деятельности.
3. Осведомительный - в процессе профессионального обучения юноша дифференцирует профессиональные группы и уже способен идентифицироваться с одной из них. В этот период происходит профессиональная персонализация, которая заключается в идентификации со своим сообществом и обособлении от других общностей. Профессиональное самоопределение при успешном развитии может быть завершено в общем виде, начинается профессиональная самоорганизация. Профессиональная идентичность может формироваться уже в полном объеме.
4. Профессиональный - в период трудовой деятельности молодой человек приобщается к самостоятельной профессиональной деятельности. Более глубокое усвоение профессиональных нормативов и стереотипов приводит к упорядочению образа «идеального профессионала», который дополняется образом «себя как профессионала». Этот образ всё более уточняется в ходе профессионального самопознания - от стереотипов поведения в типичных обстоятельствах до моделей продуцирования творческих решений в непредсказуемых ситуациях, самореализации и развития личности в труде. Профессиональное самоопределение наполняется личностным, теоретическим, ситуативным и инструментальным содержанием. Продолжается профессиональная самоорганизация. Первые три этапа становления профессиональной идентичности соответствуют профессиональному самоопределению, а последний - формированию профессиональной карьеры [Шнейдер 2004].
С точки зрения Л. Б. Шнейдер, в уровнях профессиональной идентичности возможна иерархия по критериям Дело (опыт) - Другие (общение) - Я. Критерий «Дело» рассматривает отношение человека к выбранной профессии, оценивает уровень развития профессионального
самоопределения и самоорганизации трудовой деятельности. Под критерием «Другие» понимается отношение к профессиональному сообществу. Профессиональная идентичность предполагает умение сотрудничать, осознание себя и профессионального коллектива в единой общности «Мы». Критерий «Я» определяет степень самовыражения личности в профессии, заключающийся в соответствии человека и профессии, ее проникновении в мир выбранной профессии, осознание себя представителем этой профессии и профессионального сообщества.
В работах Т. С. Березиной выделяются три основных этапа становления профессиональной идентичности студентов:
Первый этап можно определить как первичный выбор. Студенты начинают знакомиться с профессиональным сообществом, даже «не примеряясь» к нему. Но при этом у будущих специалистов формируется ценностное отношение к избранной профессии.
Второй этап - подтверждение первичного выбора. В этот период могут существенно изменяться профессиональные предпочтения и намерения студентов, что приводит либо к разочарованию в своем профессиональном выборе, либо в уверенности в нем.
Третий этап - реализация первичного выбора в деятельности. На этом этапе происходит отождествление студентов со своей профессиональной деятельностью, вхождение в профессиональное сообщество, осознание своей профессиональной самостоятельности и эффективности [Березина 2008].
Изучая профессиональное становление на студенческой аудитории, Л. Б. Шнейдер и Т. С. Березина отмечают, что профессиональное самоопределение в общем виде может быть завершено в период обучения, и результатом в этом случае становится подтверждение или нет первичного выбора. Применительно к студентам колледжа этот период можно обозначить как переходный, если первичный выбор подтверждается, студент либо трудоустраивается, либо продолжает обучение по выбранной специальности в вузе. Если же в процессе обучения профессиональные предпочтения меняются, студенты либо переводятся в другое учебное заведение, либо заканчивают среднее профессиональное обучение и вновь делают профессиональный выбор.
В качестве единиц периодизации профессионального становления отечественный исследователь Н. С. Пряжников, предлагает не этапы,
а уровни профессиональной идентичности, которым соответствуют определенные статусы идентичности [Пряжников 1996].
С точки зрения Н. С. Пряжникова, возможна следующая иерархия в уровнях профессиональной идентичности:
1. Осознание дальней и ближней профессиональных целей, стремление понять свое дело, овладеть им в полном объеме, освоить все трудовые функции (профессиональный опыт равен нулю); определение структуры профессиональных отношений и поиск своего места в них (профессиональное общение равно нулю); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: «хочу»; характеристика самого субъекта деятельности - мечтающий. Профессиональная идентичность - невыраженная.
2. Усвоение основных знаний, требований профессии к человеку, осознание своих возможностей, представление о выполнении данной деятельности, осуществление деятельности по образцу (профессиональный опыт не равен нулю); установление профессиональных контактов, вхождение в профессиональное сообщество (профессиональное общение не равно нулю); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: «знаю», характеристика самого субъекта деятельности - осведомленный. Профессиональная идентичность выраженная, пассивная.
3. Практическая реализация выбранных профессиональных целей, самостоятельное и осознанное выполнение деятельности, формирование своего индивидуального стиля деятельности (профессиональный опыт = const); формирование определенного круга профессиональных контактов, интенсификация процесса профессионального общения (профессиональное общение = const); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: «могу»; характеристика самого субъекта деятельности - умелый. Профессиональная идентичность - активная.
4. Свободное выполнение профессиональной деятельности, повышение уровня притязаний - поиск сложных профессиональных задач, профессиональное совершенствование, мастерство и творчество (профессиональный опыт стремится к бесконечности); ощущение значимости профессиональных контактов, осознание своей профессиональной неповторимости, желание передавать свой опыт другим, делиться им (профессиональное общение стремится к совершенству)
соответствие человека и профессии устанавливается в модальности «делаю», характеристика самого субъекта деятельности - творческий. Профессиональная идентичность устойчивая.
H. С. Пряжников определяет профессиональную идентичность как понятие, близкое самоопределению, хотя содержание его другое. Профессиональная идентичность - это осознание себя, выбирающего и реализующего способ взаимодействия с окружающим миром и обретение смысла самоуважения через выполнение этой деятельности [Пряжников 2003]. Понятие «профессиональное самоопределение» в одних отношениях шире понятия «профессиональная идентичность», в других - уже. Шире потому что, профессиональное самоопределение вбирает больший возрастной диапазон, уже - поскольку относится к выбору, поиску (профессии, смыслов профессиональной деятельности, способов ее реализации). Профессиональная идентичность уже, так как является категорией профессионального самосознания, отражает единство человека и его дела, профессиональное мастерство, порождается профессиональным опытом и профессиональным общением. Профессиональная идентичность шире, так как выражается в речи, связывая воедино судьбу и истину, реальность и ментальность, относится и к выбору, и к принятию решения, и к кризисам профессионального самоосуществления.
Профессиональное самоопределение, понимаемое как нахождение смыслов выполняемой работы, предшествует профессиональной идентичности. В этой терминологии профессиональная идентичность - это самостоятельное и осознанное владение смыслами выполняемой работы. Отечественные психологи - Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, В. А. Бодров -единицей периодизации обозначают стадии процесса профессионального развития. [Зеер 2000; Климов 1996; Бодров, Сыркин 2003].
Э. Ф. Зеер в качестве основания процесса самоопределения выделил социальную ситуацию и ведущую деятельность. Автор предлагает следующие стадии:
I. Аморфная оптация (0-12 лет). Профессионально ориентированные интересы и склонности.
2. Оптация (12-16 лет). Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования, учебно-профессиональное самоопределение.
3. Профессиональная подготовка (16-23 года). Профессиональная подготовленность, готовность к самостоятельному труду.
4. Профессиональная адаптация (18-25 лет). Освоение новой роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества.
5. Первичная профессионализация (26-33 года). Профессиональная позиция, индивидуальный стиль деятельности. Квалификационный труд.
6. Вторичная профессионализация (34-42 года). Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, гибкий стиль деятельности, корпоративность.
7. Профессиональное мастерство (42-60 лет). Творческая профессиональная деятельность, вершина профессионального мастерства [Зеер 2000].
Е. А. Климов выделяет иные стадии профессионального становления: стадию предыгры; стадию игры; стадию овладения учебной деятельностью; стадию оптации; стадию профессиональной подготовки; стадию развития профессионала [Климов 1996]. В стадии оптанта речь идет о периоде, когда человек озабочен вопросами выбора и делает этот выбор. Точных временных рамок этой фазы, как и у других, нет, поскольку они задаются условиями жизни, культурой.
Стадия профессиональной подготовки, или адепта, предполагает, что человек уже стал на путь вхождения в профессию и осваивает ее (студенты колледжей, вузов, слушатели, курсанты). В профессиональной деятельности становление личности происходит наиболее интенсивно, пишет Е. А. Климов, так как она концентрирует основную активность субъекта. Формирование личности здесь представляет собой процесс образования особого типа системных отношений.
В. А. Бодров предлагает следующую последовательность профессионального развития: стадия предыгры; стадия игры; стадия овладения учебной деятельностью; стадия профессионального обучения; стадия профессиональной адаптации; стадия развития профессионала; стадия реализации профессионала; стадия спада, завершения жизни [Бодров, Сыркин 2003].
Нетрудно заметить, что стадии профессионального становления Е. А. Климова и В. А. Бодрова тесно перекликаются и в какой-то мере дублируют друг друга. Ряд авторов выделяют также условия и факторы становления профессиональной идентичности. Например, Л. Б. Шнейдер в своих изысканиях определяет условия развития
профессиональной идентичности и делит их на две группы: внешние и внутренние. Внешние, или средовые, условия, т. е. направленные на личность извне, - социальные институты, ближайшее окружение, национальная культура и традиции. Внутренние условия, исходящие от самой личности, - биологическая основа, унаследованный потенциал, с которым ребенок появился на свет; задатки, способности; внутренняя позиция индивида по отношению к внешнему миру, к воздействию окружающих и приобретаемой профессии. Для соответствующей подготовки специалистов необходимы положительные внешние, сре-довые, условия. Но и без внутренних условий, исходящих от самой личности, становление специалиста не представляется возможным. Е. П. Ермолаева говорит о том, что на формирование профессиональной идентичности личности влияет ряд факторов: рост мотивации к самопознанию; осознание собственных потребностей, возможностей, профессиональных интересов и ценностей; создание положительных образов и перспектив профессионального и личностного будущего; постановка целей для поддержки и развития образа «Я»; предоставление индивиду максимального обратной связи в его личностных проявлениях, профессиональном поведении [Ермолаева 2001].
Ю. П. Кошелева считает, что для подготовки специалиста в вузе и становления его профессиональной идентичности необходима целевая направленность, а источником формирования цели являются общественно-исторические условия [Кошелева 2016; Кошелева 2017].
Обобщая рассмотренные выше классификации и подходы к динамике профессиональной идентичности, можно сделать вывод о том, что профессиональное становление опосредовано длительным поэтапным развитием личности и заключается в осознании и принятии себя в профессии. Оно имеет ряд особенностей. Во-первых, профессиональная идентичность формируется на этапе обучения, накопления опыта, освоения и систематизации теоретических знаний. Во-вторых, человек приобретает характерные профессиональные черты. В-третьих, он представляет себя в будущей профессии, и эти представления влияют на ее реализацию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Березина Т. С. Становление профессиональной идентичности педагога // Педагогическое образование и наука. 2008. № 7. С. 24-27.
Бодров В. А., Сыркин Л. Д. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора // Психологический журнал. 2003. № 1. С. 73-81.
Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4. С. 51-59.
Зеер Э. Ф. Психология профессии. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 2000. 245 с.
Климов Е. А. Психология профессионала. М. : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭКЭ, 1996. 397 с.
Кошелева Ю. П. Целевая направленность профессиональной идентичности обучающихся в вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. Вып. 1 (770). М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2017. С. 36-46. URL : libranet. linguanet.ru/prk/Vest/1_770.pdf
Кошелева Ю. П. Становление профессиональной идентичности обучающихся в вузе с позиции культурно-исторического подхода // Культурно-историческая психология: от научной революции к преобразованию социальных практик: сборник работ XVII Международных чтениях памяти Л. С. Выготского. 14-19 ноября 2016 г. Москва. Т. 1. С. 283-290.
Кошелева Ю. П. Роль ценностных и смысложизненных ориентаций в формировании идентичности у старшеклассников // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. М. : НПО «МОДЭК», МПСУ. 2015. № 3 (36). С. 41-45.
Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. М. : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. 287 с.
Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства : учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений. М. : ИЦ «Академия», 2003. 480 с.
Тэшфел А. Эксперименты в вакууме // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / под ред. Г. А. Андреевой и др. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 224-229.
Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учебное пособие [Текст] / Л. Б. Шнейдер. М. : Рос. акад. образования, Моск. психолого-социал. ин-т, 2004. С. 354-599.
Buhler Ch. Der menschliche Lebenslaufals psychologisches probleme. Leipzig : Hirzel, 1933.
Buhler Ch. Genetic aspects of the self // Fundamentals of psychology of the self. Annals of the New York Academy of Sciences. V. 96. Art. 3. NY, 1962.
Havighurst R. J. Developmental Tasks and Education. Third edition. New York : David McKay Company, 1974. 86 p.
Super D. E. The psychology of careers. N.Y. : Harper & Brothers, 1957. 187 р.