Научная статья на тему 'Психологическое содержание профессионального самоопределения личности: системогенетический подход'

Психологическое содержание профессионального самоопределения личности: системогенетический подход Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1760
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / ФУНКЦИИ / ЦИКЛИЧНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ И ЦИКЛИЧНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ / PSYCHOLOGICAL STRUCTURE / FUNCTION / CYCLICITY OF PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT AND REALIZATION OF THE PERSONALITY / PROFESSIONAL CRISES AND CYCLICITY OF PROFESSIONALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поваренков Юрий Павлович

В статье обсуждается и конкретизируется психологическое содержание профессионального самоопределения личности, которое является ведущим механизмом ее профессионального становления и реализации. Данное понятие разрабатывалось в ходе изучения первичного выбора профессии подростками. Поэтому его содержание вступает в противоречие со спецификой последующих стадий профессионализации и затрудняет их изучение. В статье предпринята попытка преодолеть это противоречие за счет уточнения психологической специфики понятия профессионального самоопределения. В статье зафиксированы основные подходы к анализу профессионального самоопределения: социологический, жизнедеятельностный, профориентационный, карьерный. Проанализирована психологическая структура профессионального самоопределения, выделены уровни ее анализа: ценностно-мотивационный, операциональный, поведенческий, уровень профессионально важных качеств. Раскрыто содержание основных функций профессионального самоопределения, включая контрольную, адаптационную, идентификационную, профориентационную, компенсаторную и совладающую. В статье показано, что активизация профессионального самоопределения в ходе профессионализации носит циклический и неравномерный характер, выделяются периоды повышения, понижения и стабилизации данного процесса. Установлено, что цикличность активизации профессионального самоопределения тесно связана с периодами и фазами профессионального становления и реализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Content of the Personality's Professional Self-Identification. A Systemgenetic Approach

In the article the psychological content of professional self-identification is discussed and concretized, which is a leading mechanism of professional development and realization of the personality. This concept was developed in the course of studying the primary choice of profession by teenagers. Consequently, its content is in contradiction with the specificity of the subsequent stages of the professionalization and it complicates their study. The article makes an attempt to overcome this contradiction by clarifying psychological specificity of professional self-identification. Basic approaches to the analysis of professional self-identification: sociological, life-developmental, vocational guidance and career developmental are fixed in the article. The psychological structure of professional self-identification is analyzed, its levels of analysis are allocated: value-motivational, operational, behavioural, the level of professionally important qualities. The main functions of professional selfidentification are disclosed, including the control, adaptation, identity, career-oriented, compensatory and coping functions. The article shows that the activation of professional selfidentification in the professionalization is cyclical and uneven, also periods of increase, decrease and stabilization are allocated in this process. Cyclicity of professional self-identification is closely associated with periods and phases of professional development and realization of the personality; and its acts as a means to ensure this process.

Текст научной работы на тему «Психологическое содержание профессионального самоопределения личности: системогенетический подход»

УДК 159.9

Ю. П. Поваренков

Психологическое содержание профессионального самоопределения личности:

системогенетический подход

В статье обсуждается и конкретизируется психологическое содержание профессионального самоопределения личности, которое является ведущим механизмом ее профессионального становления и реализации. Данное понятие разрабатывалось в ходе изучения первичного выбора профессии подростками. Поэтому его содержание вступает в противоречие со спецификой последующих стадий профессионализации и затрудняет их изучение. В статье предпринята попытка преодолеть это противоречие за счет уточнения психологической специфики понятия профессионального самоопределения. В статье зафиксированы основные подходы к анализу профессионального самоопределения: социологический, жизнедеятельностный, профориентационный, карьерный. Проанализирована психологическая структура профессионального самоопределения, выделены уровни ее анализа: ценностно-мотивационный, операциональный, поведенческий, уровень профессионально важных качеств. Раскрыто содержание основных функций профессионального самоопределения, включая контрольную, адаптационную, идентификационную, профориентационную, компенсаторную и совладающую. В статье показано, что активизация профессионального самоопределения в ходе профессионализации носит циклический и неравномерный характер, выделяются периоды повышения, понижения и стабилизации данного процесса. Установлено, что цикличность активизации профессионального самоопределения тесно связана с периодами и фазами профессионального становления и реализации личности.

Ключевые слова: психологическая структура, функции, цикличность профессионального самоопределения, профессиональное становление и реализация личности, профессиональные кризисы и цикличность профессионализации.

Yu. P. Povarionkov

Psychological Content of the Personality's Professional Self-Identification. A Systemgenetic Approach

In the article the psychological content of professional self-identification is discussed and concretized, which is a leading mechanism of professional development and realization of the personality. This concept was developed in the course of studying the primary choice of profession by teenagers. Consequently, its content is in contradiction with the specificity of the subsequent stages of the professionalization and it complicates their study. The article makes an attempt to overcome this contradiction by clarifying psychological specificity of professional self-identification. Basic approaches to the analysis of professional self-identification: sociological, life-developmental, vocational guidance and career developmental are fixed in the article. The psychological structure of professional self-identification is analyzed, its levels of analysis are allocated: value-motivational, operational, behavioural, the level of professionally important qualities. The main functions of professional self- identification are disclosed, including the control, adaptation, identity, career-oriented, compensatory and coping functions. The article shows that the activation of professional self-identification in the professionalization is cyclical and uneven, also periods of increase, decrease and stabilization are allocated in this process. Cyclicity of professional self-identification is closely associated with periods and phases of professional development and realization of the personality; and its acts as a means to ensure this process.

Keywords: a psychological structure, a function, cyclicity of professional self-identification, professional development and realization of the personality, professional crises and cyclicity of professionalization.

Ключевым моментом в развитии психологической теории профессионального становления, реализации и сопровождения личности является переход к реализации целостного подхода к изучению данного процесса. Как мы неоднократно отмечали ранее [7, 8, 9], такой переход не является номинальным и предполагает большую концептуальную работу по уточнению, а в ряде случаев и переосмыслению психологического содержания ряда ведущих понятий, сформировавшихся в рамках предшествующего аналитического подхода.

К числу таких понятий следует отнести готовность к труду (профессиональная готовность), профессионально важные качества, критерии профессионализации, профессиональную деятельность, профессиональное самоопределение и ряд других [5, 6, 11, 12].

Необходимость в уточнении психологического содержания данных понятий продиктована тем, что в силу своего происхождения их содержание жестко ориентировано на изучение отдельных аспектов профессионализации, связанных с конкретными этапами и видами профессионализации личности. Это существенно ограничивает

© Поваренков Ю. П., 2014

концептуальные возможности используемых понятий, осложняет изучение процесса профессионального становления, реализации и сопровождения личности.

Учитывая сказанное, в рамках данной статьи мы остановимся на уточнении психологического содержания хорошо известного и часто используемого в психологии понятия профессионального самоопределения.

Выше мы сформулировали необходимость уточнения психологического содержания профессионального самоопределения (ПС) в общем виде. А теперь постараемся более конкретно ответить на вопрос, зачем и почему нужно уточнять содержание данного понятия.

Прежде всего, необходимо отметить, что в силу высокой практической актуальности профессиональное самоопределение (далее - ПС исследуется в отечественной психологии весьма интенсивно. В целом, можно говорить о нескольких ведущих направлениях изучения ПС [1], [2], [3], [4], [10], [11], среди которых следует выделить:

- социологическое (С. А. Кугель, О. М. Ни-кандрова, 1971; Г. А. Журавлева, 1975; Ф. Р. Филиппов, 1980; Л. Я. Рубина, 1981; О. В. Леднева, 1989; В. Т. Лисовский, 1990; О. В. Падалко, 1998 и др.);

- профориентационное (Е. А. Климов 1983, 1988; С. Н. Чистякова, 1989; 1993; Н. С. Пряжни-ков, 1996, 2003; Е. И. Головаха, 1988; П. А. Ша-вир, 1981; А. Е. Голомшток, 1979; Т. И. Екимова, 2000 и др.);

- жизнедеятельностное (С. Л. Рубинштейн, 1976; К. А. Абульханова-Славская, 1985; М. Р. Гинзбург, 1994; Л. И. Божович, 1968; В. А. Кру-тецкий, 1968;);

- направление профессионального развития (Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова, 1983; А. К. Маркова, 1996; В. А. Бодров, 2001; Ю. П. Пова-ренков, 2002; Э. Ф. Зеер, 2003).

Как научное понятие, ориентированное на решение прикладных и теоретических задач, профессиональное самоопределение наиболее последовательно разрабатывалось (и продолжает разрабатываться) в рамках профориентационного направления. Происходит это не случайно, поскольку активизация профессионального самоопределения справедливо рассматривается представителями данного направления в качестве субъективной основы адекватного профессионального выбора подростка.

С самого начала данное понятие использовалось исключительно для изучения, объяснения и оптимизации первичной оптации подростка. Именно по этой причине большинство исследований ПС посвящено решению данной проблемы.

Эти исследования, несомненно, способствовали расширению знаний о психологическом содержании и особенностях функционирования профессионального самоопределения, они имели и некоторые негативные последствия. По мере увеличения количества профориентационных исследований в психологии все больше утверждалось мнение, что ПС характерно лишь для этапов первичного поиска и выбора профессии.

В дальнейшем это мнение превратилось в аксиоматическое утверждение, а это, в свою очередь, способствовало молчаливому признанию того, что процесс ПС на более поздних этапах жизненного пути практически прекращается либо имеет для человека несущественное значение, а поэтому оно не нуждается в специальном исследовании.

В настоящее время большинство исследователей не придерживаются данной точки зрения. В работах Е. М. Борисовой, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, Т. В. Кудрявцева и других авторов неоднократно отмечалось, что профессиональное самоопределение активизируется не только на стадии первичной оптации подростков, но и на более поздних стадиях профессионализации.

Об этом свидетельствуют факты обыденной жизни, когда в силу различных обстоятельств люди неоднократно меняют и место работы, и специальность, и профессию. И такая смена неизбежно предполагает активизацию процессов профессионального самоопределения.

Но, к сожалению, следует констатировать, что в литературе практически отсутствуют сведения об особенностях протекания профессионального самоопределения на более поздних этапах жизненного и профессионального пути человека. Более того, закономерности профессионального самоопределения подростков в ходе первичной оптации механически переносятся на ситуацию вторичной, третичной оптации и т.д. взрослых людей.

Остаются невыясненными вопросы о том, какова интенсивность и цикличность профессионального самоопределения, как оно соотносится с этапами профессионального становления личности, какие факторы активизируют данный процесс и в каких формах профессионального поведения они проявляются.

Таким образом, складывается реальное противоречие: с одной стороны, процесс ПС продолжается на всех этапах профессионального пути человека и является ведущим механизмом его профессионализации, а с другой - его концептуальное содержание во многом ограничено задачами первичной оптации, для решения которых данное понятие первоначально и разрабатывалось.

Вот в целом конкретные причины, которые побуждают нас обратиться к уточнению психологического содержания понятия профессионального самоопределения. Попытаемся это сделать, опираясь на данные, имеющиеся в литературе, и на результаты наших собственных исследований.

Для того чтобы раскрыть психологическое содержание ПС как непрерывного процесса и ответить на сформулированные выше вопросы, необходимо рассмотреть ПС с позиций целостного осмысления профессионализации.

Анализ ПС как компонента профессионального становления личности позволяет: а) обозначить реальные функции ПС; б) определить его психологическую структуру; в) преодолеть сложившийся стереотип рассмотрения ПС лишь как феномена и фактора подростковой оптации; г) обратиться к изучению ПС на всех этапах профессионализации; д) определить ПС как фактор метасистемной регуляции процесса профессионализации.

В настоящее время сложилось несколько подходов к пониманию профессионализации как целостного процесса. Мы рассмотрим ПС с позиций системогенетического подхода, который предложен В. Д. Шадриковым и конкретизирован нами применительно к изучению психологического содержания профессионализации. В рамках данной концепции профессиональное становление и реализация субъекта труда рассматривается как динамическая метасистема, в рамках которой зарождаются, развиваются, взаимодействуют, интегрируются и дифференцируются динамические системы менее высокого уровня обобщения, ориентированные на решение более частных задач.

К числу таковых можно отнести поиск и выбор профессии, формирование профессиональной готовности, адаптацию к содержанию, условиям учебно-профессиональной и профессиональной деятельности и т.д. ПС, как ведущая форма профессиональной активности, пронизывает и во многом определяет деятельность как всей динамической метасистемы в целом, так и деятельность представленных в ее составе сис-

тем более низкого уровня обобщения. Как свидетельствуют многочисленные источники, ПС активизируется или до начала активной профессионализации личности, или в самом ее начале как компонент динамической метасистемы на всех ее этапах, обеспечивает решение глобальных задач профессионального развития, которые ставит перед собой субъект труда.

Ряд психологов убеждены [2, 3, 10], что сущность ПС, а следовательно, и его метафункция в рамках профессионализации, заключается в самостоятельном поиске и нахождении смыслов выполняемой работы. Если под «выполняемой работой» понимать только профессиональную деятельность, то такой подход существенно сужает роль ПС, а если под ней понимать профессиональное становление и реализацию субъекта труда в целом, то с данным подходом можно согласиться. Данная метафункция конкретизирует -ся через ряд функций и подфункции, реализация которых обеспечивает непрерывное уточнение субъектом труда своего места в мире профессий, осмысление своей социально-профессиональной роли, конкретизацию и уточнение своего отношения к профессии, трудовому коллективу, к самому себе, обеспечивает коррекцию карьеры.

Однако, наряду с глобальными задачами профессионального бытия, ПС, как было отмечено выше, обеспечивает решение задач и более частного порядка, которые связаны с конкретными этапами профессионального становления человека или, обращаясь к терминологии, заявленной выше, - с динамическими системами более низкого уровня обобщения. Так, например, на этапе оптации ПС обеспечивает познание возможно -стей человека и его потребностей, позволяет сопоставить возможности с предъявляемыми требованиями, потребностями личности, получить информацию о мире профессий, разработать адекватные профессиональные планы и т.д.

Зафиксированные выше функции ПС позволяют раскрыть психологическую структуру ПС как специфической формы активности личности.

Как особая форма профессиональной активности личности, ПС может быть описана на 4 основных уровнях: ценностно-мотивационном, операциональном, поведенческом и на уровне профессионально важных качеств ПС.

На ценностно-мотивационном уровне раскрываются механизмы, детерминирующие ПС, включая социальные стимулы и содержание мо-тивационной основы профессионального само-

определения. В качестве последних выступают профессиональные ценности и профессиональная направленность, карьерные установки и мотивы трудовой деятельности. На данном уровне анализа определяется принципиальное отношение человека к профессионализации в целом как форме его самореализации.

Говоря другими словами, на данном уровне анализа фиксируются факторы направленности и интенсивности ПС, а также факторы, определяющие личностный смысл профессиональной деятельности для человека и профессионализации в целом. Как свидетельствуют литературные источники и наши эмпирические исследования, эти факторы могут существенно изменяться на различных этапах профессионального пути человека. Так на начальных этапах первичной оптации в основе активизации ПС ведущую роль играют социальные стимулы. Приближающееся окончание школы, определенные стимулирующие действия учителей и родителей побуждают школьника приступить к процессу самоопределения и поиску ответов на простейшие вопросы: что я хочу? что я могу? какие существуют профессии? какие требования они предъявляют к человеку?

По мере профессионального становления человека изменяются его ценности, потребности, интересы, убеждения, идеалы и другие компоненты мотивационной сферы, определяющие отношение личности к труду и профессионализации в целом. Развитие компонентов мотиваци-онной сферы профессионала может приводить к серьезным изменениям его отношение к деятельности и к себе, а это, в свою очередь, может активизировать процессы ПС. Более подробно на данной проблеме мы остановимся чуть ниже.

На операциональном уровне раскрывается сам процесс профессионального самоопределения. Здесь анализируется формирование и реализация целей и задач ПС, профессиональных планов, раскрывается содержание информационной основы профессионализации, этапов принятия решения, а также способы контроля и регуляции субъектом труда процесса и результатов ПС.

В рамках статьи невозможно подробно рассмотреть все компоненты операционального анализа ПС, но на некоторых вопросах мы остановимся. Так, можно выделить характерные индивидуальные цели ПС (хотя пока мы затрудняемся описать психологический механизм самого целе-полагания):

-изучение своих возможностей, притязаний и их оценка;

- преодоление кризисов профессионального развития;

- поиск, выбор и смену профессии или рабочего места;

- разработку тактики, стратегии профессиональной карьеры и ее реализации.

Процесс разработки профессиональных планов и их содержание изучено в психологии достаточно подробно, а вот такое понятие, как информационная основа ПС, исследовано явно недостаточно. Напомним, что под информационной основой в данном случае понимается вся информация о субъективных и объективных условиях профессионального становления, которая необходима субъекту труда для решения задач ПС. При таком подходе следует говорить об информационной основе целеполагания, профессионального планирования и принятия решений, связанных с ПС.

Сложную структуру на уровне ПС имеют процессы самоконтроля и регуляции. В данном случае необходимо выделить два контура или уровня самоконтроля: личностный и функциональный. На уровне личностного контроля субъект труда пытается ответить на вопросы: реализуются ли компоненты его мотивационной сферы или нет, соответствует ли содержание деятельности или профессионализации его идеалам или нет и т.д. Отрицательные ответы на поставленные вопросы свидетельствуют об эрозии профессиональной идентичности субъекта труда и о возникновении условий для возрастания его неудовлетворенности трудом.

На поведенческом уровне анализа ПС изучаются поведенческие профессиональные установки субъекта труда, а также его реальное профессиональное поведение: готовность к выбору и сам процесс выбора, готовность к смене профессии и сам процесс смены, готовность к самосовершенствованию в рамках профессии и способы реализации этих установок. Здесь же исследуются различные виды движения кадров (повышение и понижение по службе, уход на учебу и т.д.), включая реальную и потенциальную текучесть кадров. Надо отметить, что данные формы профессионального поведения традиционно исследовались социологами труда, которые рассматривали их как некоторые эмпирические индексы ухудшения или изменения социально-психологической ситуации на производстве. Несомненно негативные изменения производствен-

ной ситуации активизируют движение кадров, однако в рамках системогенетической концепции профессионализации они интерпретируются как исполнительские компоненты ПС, которые обеспечивают реализацию соответствующих задач профессионального становления.

На уровне профессионально важных качеств анализируются способности, навыки, знания, качества субъекта труда, которые обеспечивают процесс профессионального самоопределения, определяют его эффективность и адекватность. Особая роль здесь отводится парциальным и интегральным познавательным способностям субъекта труда, которые обеспечивают его адекватное самопознание и самооценку, анализ и синтез объективных и субъективных факторов профессионализации, прогнозирование и оценку перспектив своего развития.

Как механизм профессионального становления субъекта труда, активизация ПС носит циклический характер, т. е. ПС активизируется в те моменты, когда возникают конкретные задачи профессионального развития. Логично предположить (и это подтверждается на практике и в исследованиях), что ПС активизируется в процессе поиска, выбора и смены профессии, при переходе с одной стадии профессионального становления личности на другую; в процессе макро- и микрокризисов профессионального развития и в ряде других ситуаций.

В целом, следует говорить об объективных и субъективных, нормативных и ненормативных факторах активизации ПС. В наших исследованиях было показано, что в качестве ведущего субъективного фактора активизации ПС выступает процесс обретения и утраты профессиональной идентичности (далее - ПИ) субъекта труда.

В рамках системогенетической концепции профессионального становления личности ПИ -это прежде всего критерий профессионального развития, который характеризует уровень значимости для субъекта профессии и профессионализации в целом. ПИ свидельствует о степени принятия субъектом профессии и профессионализации как средства удовлетворения своих потребностей и самореализации; о степени принятия себя как профессионала; о степени принятия системы ценностей соответствующей профессиональной общности. ПИ оценивается на основе субъективных показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой, профессиональную самооценку, индексы само-

реализации и самоактуализации личности, показатели ценностно-ориентационного единства.

Мы исследовали взаимосвязь и взаимовлияние ПИ и ПС на примере профессионального становления риэлтеров. Анализ эмпирических данных позволил зафиксировать ряд интересных, и, на первый взгляд, неожиданных закономерностей.

Во-первых, была подтверждена гипотеза о том, что ПС активизируется в период обретения и утраты ПИ, во-вторых, установлено, что ПС продолжается и тогда, когда субъект труда обрел ПИ, а в третьих, зафиксировано, что динамика активизации ПС носит циклический характер.

Проведенное исследование позволило выявить новые и конкретизировать старые функции ПС в ходе профессионализации, включая такие, как контрольная, адаптационная, профориента-ционная, компенсаторная и совладающая.

Контрольная функция ПС впервые была зафиксирована в работах И. В. Кузнецовой и связана она с оценкой того, насколько выбранная профессия (специальность, место работы) соответствует ожиданиям субъекта труда. Данная функция наиболее активна на начальных этапах адаптации и в ряде случаев может быть причиной быстрой смены профессии, учебного заведения, места работы и т.д. Активность данной функции ПС существенно снижается, когда деятельность принята субъектом труда.

Адаптационная функция ПС заключается в том, что ПС разворачивается в направлении активного изучения объективных условий новой деятельности и своих возможностей с целью максимальной профессиональной адаптации. Данный аспект ПС практически не изучен в психологии, так как основное внимание теоретиков и практиков привлекает не процессуальная, а результативная сторона адаптации. В рамках реализации данной функции ПС обретает форму адаптационной активности, которая, в свою очередь, рассматривается как специфическое проявление профессионального самоопределения личности в целом.

Идентификационная функция ПС связана с обретением субъектом труда профессиональной идентичности как ведущим критерием профессионализации личности. В рамках реализации данной функции ПС обретает форму профессиональной идентификации субъекта труда, который ее средствами пытается найти веские основания, чтобы относиться к себе как профессионалу, а к выбранной деятельности - как оптимальному способу самореализации и актуализации.

Наиболее исследованной в психологии является профориентационная функция ПС, которая реализуется субъектом труда в форме поиска и выбора адекватной профессии. В рамках избранной профессии активизация данной функции происходит в случае серьезного нарушения профессиональной идентичности. При незначительном рассогласовании активизируется идентификационная функция, ну а если обрести нарушенную идентичность не удается, человек начинает искать новое место рабВтв1 .большее внимание исследователей в последние годы привлекает компенсаторная функция ПС. Традиционно ПС исследуется как способ согласования возможностей и взаимных требований человека и мира профессий. Но в реальности существуют ситуации, когда человек вынужден в силу тех или иных причин работать по той профессии, которая ему не нравится, не соответствует его интересам и притязаниям. Такие формы включения в деятельность рассматриваются субъектом труда как временные, но тем не менее человек нуждается в психологическом обосновании их существования, в психологическом регулировании и самосопровождении. Эту функцию и выполняет компенсаторное ПС, например, в ситуации, когда больше некуда пойти работать или не хочется искать работу, когда человек ожидает освобождения желаемого места работы, когда безработный идет работать, чтобы не потерять профессионализм.

Наконец, в рамках наших эмпирических исследований выявилась и совладающая функция ПС. Данная функция определенным образом пересекается с компенсаторной, но она актуализируется в ситуации макро- или микрокризисов профессионального развития как способ преодоления трудных ситуаций. В данном случае ПС приобретает форму профессионального копинг-поведения.

Подводя итоги проведенного анализа ПС, отметим следующие наиболее существенные моменты.

1. Адекватное понимание профессионального самоопределения возможно только с позиций целостной психологической концепции профессионального становления и реализации личности. С позиции данной концепции, профессиональное самоопределение рассматривается как специфическая форма проявления профессиональной активности субъекта труда, как показатель его общего и парциального развития.

2. Профессиональное самоопределение не завершается на стадии первичной оптации молодежи и активно продолжается на более поздних этапах профессионализации личности, приобретая при этом специфические формы и содержание; в ходе профессионализации профессиональное самоопределение выполняет различные функции, включая контрольную, адаптационную, идентификационную, профориентационную, компенсаторную и совладающую.

3. Активизация профессионального самоопределения в ходе профессионализации носит циклический и неравномерный характер, выделяются периоды повышения, понижения и стабилизации данного процесса. Цикличность активизации профессионального самоопределения тесно связана с периодами и фазами профессионального становления и реализации личности; выступает в качестве средства обеспечения данного процесса.

4. Активизация профессионального самоопределения тесно связана с динамикой становления профессиональной идентичности субъекта труда; она существенно возрастает на этапе профессиональной адаптации, в периоды формирования и перестройки профессиональной идентичности, снижается или приобретает специфические формы в периоды стабилизации последней. Нарушение профессиональной идентичности может выступать в качестве непосредственного мотива активизации профессионального самоопределения.

5. Следствием активизации профессионального самоопределения является реализация различных форм профессионального поведения и формирование различных типов установок профессионального поведения, среди которых можно выделить: идентификационную активность (поиск дополнительных возможностей в рамках деятельности); потенциальную текучесть (готовность перейти на новое место работы, если таковое есть), поисковую активность за рамками профессиональной деятельности, реальную текучесть (уход с работы) и ряд других.

6. Взаимосвязь между профессиональным самоопределением и профессиональной идентичностью имеет неоднозначный и многоплановый характер. На начальных этапах профессионализации профессиональное самоопределение выступает в качестве средства обретения профессиональной идентичности. На более поздних этапах профессионализации нарушение профессиональной идентичности или потребность в ее

перестройке приводит к активизации профессионального самоопределения на всех его уровнях.

Библиографический список

1. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи [Текст] /

E. И. Головаха.- Киев: Наукова думка, 1988. - 144

2. Зеер, Э. Ф. Психология профессий [Текст] / Э. Ф. Зеер.- М., Екатеринбург, 2003.-244 с.

3. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов.- Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1996.- 512 с.

4. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова.-М.,1996.-344 с.

5. Неруш, Т. Г. Современное состояние и перспективы изучения проблемы психического выгорания в рамках системогенетического подхода [Текст] / Т. Г. Неруш, Ю. П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. - 2013.- № 3.- С.200- 207.

6. Поваренков, Ю. П. Психология профессионального становления личности [Текст] / Ю. П. Поваренков.- Курск. 1992

7. Поваренков, Ю. П. Уточнение предмета, метода и основных задач психологии профессионального становления личности [Текст] / Ю. П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник.- 2013.- № 2.-С.115- 125

8. Поваренков, Ю. П. Системогенетический подход к пониманию профессионально важных качеств субъекта труда [Текст] / Ю. П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. - № 1.-2012.-С.135- 145

9. Поваренков, Ю. П. Проблемы профессионального становления личности [Текст] / Ю. П. Поварен-ков.- Саратов, изд-во СГСЭУ, 2012, 500 с.

10.Пряжников, Н. С. Теориия и практика профессионального самоопределения [Текст] / Н. С. Пряжников.- М., 1999.- 352 с.

11.Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] / Н. С. Пряжников. -М.; Воронеж, 1996. - 256 с.

12.Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В. Д. Шадри-ков.- М.: Логос, 2007.- 192 с

Bibliograficheskij spisok

1. Golovakha, E. I. ZHiznennaya perspektiva i pro-fessional'noe samoopredelenie molodezhi [Tekst] / E. I. Golovakha.- Kiev: Naukova dumka, 1988. - 144

2. Zeer, EH. F. Psikhologiya professij [Tekst] / EH.

F. Zeer.- M., Ekaterinburg, 2003.-244 s.

3. Klimov, E. А. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Tekst] / E. А. Klimov.- Rostov-na-Donu. Izd-vo «Feniks», 1996.- 512 s.

4. Markova, А. K. Psikhologiya professionalizma [Tekst] / А. K. Markova.-M.,1996.-344 s.

5. Nerush, T. G. Sovremennoe sostoyanie i perspek-tivy izucheniya problemy psikhicheskogo vygoraniya v ramkakh sistemogeneticheskogo podkhoda [Tekst] / T. G. Nerush, YU. P. Povarenkov // YAroslavskij pedagogiche-skij vestnik. - 2013.- № 3.- S.200- 207.

6. Povarenkov, YU. P. Psikhologiya professional'nogo stanovleniya lichnosti [Tekst] / YU. P. Povarenkov.- Kursk. 1992

7. Povarenkov, YU. P. Utochnenie predmeta, metoda i osnovnykh zadach psikhologii professional'nogo stanovleniya lichnosti [Tekst] / YU. P. Povarenkov // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik.- 2013.- № 2.-S.115- 125

8. Povarenkov, YU. P. Sistemogeneticheskij podkhod k ponimaniyu professional'no vazhnykh kachestv sub"ekta truda [Tekst] / YU. P. Povarenkov // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik. - № 1.-2012.- S.135-145

9. Povarenkov, YU. P. Problemy professional'nogo stanovleniya lichnosti [Tekst] / YU. P. Povarenkov.-Saratov, izd-vo SGSEHU, 2012, 500 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.Pryazhnikov, N. S. Teoriiya i praktika professional'nogo samoopredeleniya [Tekst] / N. S. Pryazhnikov.- M., 1999.- 352 s.

11.Pryazhnikov, N. S. Professional'noe i lich-nostnoe samoopredelenie [Tekst] / N. S. Pryazhnikov. - M.; Voronezh, 1996. - 256 s.

12.SHadrikov, V. D. Problemy sistemogeneza profes-sional'noj deyatel'nosti [Tekst] / V. D. SHad-rikov.- M.: Logos, 2007.- 192 s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.